Путешествие Бэрда в Антарктику. Антарктический крейсер



Путешествие Бэрда в Антарктику. Антарктический крейсер

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Болдырев В. Путешествие Бэрда в Антарктику. На суше и на море, №10, 1940 г. 

Последняя экспедиция Бэрда, выехавшая весной этого года с целью оформить притязания Соединенных Штатов на новые земли, открытые в Антарктике, в настоящее время обследует территории между 80° и 150° зап. долготы. Состоит она, как уже сообщалось ранее (см. № 1 за 1940 г.), из 125 чел., имеет с собой 4 самолета, 4 военных танка (без вооружения и брони), 180 собак и специальную машину — «снежный крейсер», сконструированную в США.

Теперь можно привести более подробные данные об экспедиции.

Стальной «Пингвин»

Знаменитый «Паровой дом» Жюля Верна кажется устаревшей игрушкой по сравнению с бэрдовским «снежным крейсером». Эта удивительная машина весит 37 тонн, достигает в длину 17 м, в высоту и ширину по 5 м. Каждое трехметровое колесо вращается отдельным электромоторам, скрытым внутри колеса. Ток дают 2 мощных дизель-генератора «Кумминэ» по 150 лошадиных сил. С помощью специального пневматического приспособления каждое колесо в любую минуту может приподняться по вертикали на 1,2 м. При помощи тех же гидравлических приспособлений корпус машины может быть приподнят над поверхностью льда на высоту 1,3 м для преодоления мелких препятствий.

«Снежный крейсер» легко перебирается через глубокие трещины ледяного купола, шириной до 5 м, скользя по снегу своим корпусом, напоминающим гигантские салазки, и преодолевает подъемы до 37°. Движется стальной гигант со скоростью до 50 км в час, имея крейсерскую скорость 22 км в час. Запас нефти в баках для горючего обеспечивает снежному крейсеру радиус действия в 8000 км. Кроме этого, в специальном баке вмещается 1000 галлонов газолина для 5-местного самолета, укрепленного на крыше крейсера (скорость самолета 280 км в час, радиус действия — 950 км).

Экипаж машины состоит из радиооператора, капрала Феликса Ферранта, военного пилота Теодора Петерса, военно-морского механика Чарльза Мейера и сменного ученого. В распоряжение экипажа предоставлены хорошо обогреваемые комфортабельные каюты для ночлега, радиорубка, контрольная кабина, механическая мастерская для ремонта или изготовления деталей и агрегатов, машинное отделение, кухня, кладовая с запасом продовольствия на год, фотолаборатория, исследовательская лаборатория с общей стоимостью оборудования в 50 000 долларов. Из научных приборов следует отметить рефлекторный сейсмический аппарат, гравиметр, аппараты для точных магнетических измерении, для изучения режима льдов, а также точные инструменты для наземных и самолетных съемок.

В помощь водителю имеется автоматический пилот, который не собьется с курса в любую пургу. «Снежный крейсер» сконструировал ближайший помощник Бэрда, Томас С. Поултер, который в 1934 - 1935 гг. руководил всей научной работой 2-й антарктической экспедиции. Новая машина была названа «Пингвином».

«Снежный крейсер» исколесит самые глухие районы внутренних частей Антарктиды. В частности, несколько раз пройдет через Южный полюс.

Сотрудники экспедиции будут непрерывно вести по маршруту топографическую съемку пути и производить полеты на аэроплане, находящемся на крейсере, для визуального обследования и аэрофотосъемки местности. Таким образом, Бэрд предполагает исследовать и заснять на карту огромные площади неизвестных земель, чтобы стереть одно из последних «белых пятен» на карте мира.

Палатка Бэрда

Бэрд разработал новую усовершенствованную конструкцию палатки, которая с успехом применяется сотрудниками его экспедиции в Антарктике.

Журнал «Поляр Таймс» дает кратное описание этой палатки:

«В противоположность крейсеру бэрдовские палатки мало чем отличаются на первый взгляд от палаток обычного типа, разве что трубообразным входом и ярко-оранжевым цветом. После длительных и тщательных исследований выбор пал именно на этот цвет, как на наиболее приметный в безбрежных снежных равнинах Антарктики. Отверстия трубообразного входа с обеих сторон палатки кажутся чем-то вроде туннеля в эскимосском «иглу» (снежная хижина — ред.). Ночью «трубы» вводятся в палатку, а наружные выходы тщательно зашнуровываются, чтобы не пропустить ни ветра, ни снега. Требуется немало сноровки, чтобы на четвереньках проникнуть в эти круглые «порталы» или выйти из них. Диаметр отверстия - 29 дюймов. Энтузиасты лагерной жизни, несомненно, придут в восторг, узнав, что эти палатки в 3-4 раза легче палаток обычного типа. Это объясняется тем, что материалом для палатки (кроме пола) служит особая «бэрдовская ткань», водо- и ветронепроницаемая. Палатка имеет площадь в 7 кв. футов у основания (внутри) и 6 футов высоты; весит она всего 17,5 фунта (около 9 кг — ред.). Края пола выходят на 14 дюймов за пределы палатки. Палатки устанавливаются не рядом, как обычно, а по прямой линии отверстие к отверстию».

Покорение Антарктиды

Первый отряд экспедиции высадился в Китовом заливе на берегу моря Pocсa (база «Литл Америка»). Здесь была разбита первая база; вторая была организована на Земле Александра в 1600 км от первой.

На обеих базах сейчас развернулась научная работа. Бэрду в этой экспедиции удалось охватить весь комплекс проблем, связанных с исследованием неизведанного континента.

Наиболее обширна программа гляциологических работ по изучению льда и снега.

Пустынные плоскогорья Антарктиды с высочайшими горными цепями переживают сейчас ледниковый период. Весь материк площадью в 20 млн. кв. км погребен подо льдом. Это величайший в мире континентальный ледниковый щит. Толщина льда достигает во многих местах 2000 м. Предыдущая экспедиция Бэрда установила, что оледенение Антарктиды в современный период находится в стадии отступания. Этот важнейший факт проливает свет на историю Великого оледенения, охватившего в четвертичный период обширные области на земном шаре.

На двух ледовых станциях уже начаты работы по измерению толщины льда, его плотности, скорости движения и аккумуляции снега, по изучению зернистости льда в зависимости от глубины и пр.

С помощью специально сконструированного и проверенного предыдущей экспедицией Бэрда «геофизического сейсмографа» гляциологи и геофизики определяют толщину ледникового покрова, выясняют, находятся ли данные толщи льда на скале или плавают на воде (в последнем случае можно даже определить глубину слоя воды и приблизительный характер дна). Так открываются целые бухты и заливы, закрытые мощным ледяным щитом, и восстанавливается рельеф страны, погребенной под ледником. С помощью этого же аппарата проверяется предположение о существовании под ледяным куполом Антарктиды пролива между морем Росса и Уэддля, разделяющего материк на две части. Молодые ученые с этим инструментом проделают на лыжах сотни километров по ледяным просторам антарктического континента.

Метеорологи производят ежечасные наблюдения, изучая южное сияние и наблюдая за погодой. Геофизики с помощью специальных аппаратов регистрируют интенсивность космических лучей, исследуя причины, вызывающие периодические колебания, интенсивность их излучения в пунктах высоких геомагнетических широт.

Врачи-физиологи с помощью точной аппаратуры изучают влияние своеобразных условий жизни в Антарктике на человеческий организм. Биологи, разбившись на две партии, собирают коллекции флоры и фауны материка и морей, омывающих его.

Геологи приступили к изучению горных хребтов в неисследованных областях Антарктиды. Особое внимание при этом уделяется поискам полезных ископаемых.

В предыдущей экспедиции группа геологов, работавшая на гряде Королевы Мод на Земле Мэри Бэрд, неожиданно обнаружила богатые залежи каменного угля, нефти, никеля, свинца, золота и других полезных ископаемых. В осадочных породах были найдены многочисленные окаменелости: листья, ветви и даже целые стволы деревьев. Эти находки свидетельствуют о том, что флора и фауна материка была некогда очень разнообразна.

Для геолога Антарктида представляет особый интерес еще и потому, что в этом районе замыкается вулканическое кольцо, окружающее Тихий океан. На базе «Литл Америка» установлен сейсмограф, который регистрирует самые незначительные колебания почвы. Записи сейсмографа позволят астрономам легко устанавливать эпицентры землетрясений в южных областях Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

В начале мая 1940 г. адмирал Бэрд вернулся в Америку, оставив на обеих базах 54 человека и команду «снежного крейсера». Корреспондентам газет он заявил, что коммерческое и стратегическое значение новых открытий в Антарктике сомнительно. Однако трудно поверить в искренность этого официального заявления, ибо уже сейчас разгорается борьба между капиталистическими странами за раздел неосвоенных земель Антарктиды. 



"Снежный крейсер" преодолевает трещину (до 5 м шириной)





Цифрами (в кружках) обозначены: 1. Земля Мэри Бэрд, на которую адмирал Бэрд сделал заявку в пользу США; 2. Земля Джемса Эллсуорта, на которую Линкольн Эллсуорт сделал заявку в пользу США в 1935 г.; 3. Претензия Фолькландских островов, заявленная Великобританией в 1909 и 1917 гг. (Фолькландские острова — английское владение); 4. Претензия, заявленная Аргентиной в 1939 г; 5. Претензия, заявленная Норвегией в 1939 г.; 6. Германская заявка в связи с аэрофотосъемками, произведенными в январе 1939 г.; 7 и 8. Претензия Австралии, заявленная Великобританией в 1933 г. 9. Заявка Эллсуорта в пользу США в 1939 г.; 10. Претензия, заявленная Францией в 1938 г. 11. Претензия Земли Росса, заявленная Великобританией в 1923 г.


Источник: Н. Бородин. Антарктический крейсер. «Техника-молодежи» №1, 1940 г.  

Для американской экспедиции в Антарктику Научно-исследовательский институт технологии в Чикаго спроектировал огромный автомобиль. Длина его достигает почти 17 метров, а ширина — 4,5 метра. Этот своеобразный автобус получил название «антарктического снегового крейсера».

«Антарктический крейсер» передвигается на четырех огромных колесах, снабженных пневматическими шинами. Эти шины имеют 3 метра в диаметре при ширине почти в 1 метр. Внутри каждого колеса помещается электромотор, который приводит его во вращение. Благодаря такому устройству «крейсера» водитель сможет делать любые повороты, в том числе и очень крутые, включая колеса той или другой стороны.

Точно так же самостоятельное управление имеют передние и задние колеса.

По расчетам конструкторов, «антарктический крейсер» будет безопасно переходить ледовые трещины шириной до 4,5 метра. Дойдя до трещины, «крейсер» продолжает медленно двигаться, пока передние колеса не дойдут до ее края. Носовая часть «крейсера», которая выступает далеко вперед, нависнет в это время над противоположным ледяным полем. В этом положении передние колеса убираются, «нос» автомобиля опускается на противоположный край трещины и начинает скользить, толкаемый задними колесами. Когда передние колеса окажутся на противоположном краю трещины, их снова опускают, и они начинают тянуть «крейсер» вперед. В это время задние колеса, в свою очередь, убираются, и хвостовая часть «крейсера» скользит по снегу. Перейдя трещину, автомобиль продолжает движение на всех четырех колесах.

Управление «крейсером» сосредоточено в руках одного человека, для которого устроена каюта на «втором этаже». Под этой каютой помещается ремонтная мастерская.

В центральной части «крейсера» расположены штурманский стол, моторное отделение, кухня, фотолаборатория, столовая и спальня.

«Антарктический крейсер» снабжается двумя дизелями мощностью в 200 лошадиных сил каждый. Эти двигатели приводят в действие колесные электромоторы, а также производят энергию для радио, электрокухни, отопления и ремонтной мастерской.

На крыше «крейсера» укреплен пятиместный самолет, который участники экспедиции намерены использовать для аэрофотосъемки. Самолет снабжен лыжами.

Радиус действия «снегового крейсер» составляет 8 тыс. километров. Скорость его движения колеблется от 16 до 48 километров в час.

На «антарктическом крейсере» известный американский исследователь адмирал Бэрд собирается изучать район Южного полюса.


Источник: Сухопутный крейсер Бэрда. Знание – сила, 1940, №1

 

Будущий путешественник обнаружился в Бэрде необыкновенно рано. Ему было всего двенадцать лет, когда он один, без спутников, совершил свое   первое   кругосветное

путешествие. В 1926 г. он первым летал над Северным полюсом, а в 1929 г. совершил первый и единственный до сих пор полет над Южным полюсом.

Бэрд понял, что Амундсен, Скотт и другие полярники-одиночки достигли предела того, что может дать человеческая сила и выносливость. Старыми методами не сделать больше того, что было сделано раньше. Надо ставить исследования Антарктики на широкую ногу.

Первые антарктические экспедиции Бэрда в 1928-1930 и 1933-1935 гг. были подготовлены так, как ни одна другая: они были снабжены самолетами, автосанями, радиостанциями и т. п. На берегу моря Росса была устроена база - «Маленькая Америка». Опираясь на нее, работали многочисленные исследователи.

Третья, теперешняя экспедиция по размаху и оборудованию превосходит обе предыдущие.

Когда корабли экспедиции пробьются сквозь льды к берегам, будут устроены три базы. От каждой отделятся подбазы и научные станции, с которых будут вылетать, выезжать и выходить исследовательские партии. Через год-два старых зимовщиков сменят   новые, и базы   останутся - первые   постоянные поселения в Антарктике.

Одна база должна быть на берегу моря Росса, вторая - против Южной Америки, на Земле Пальмера, третья - на противоположном конце материка, обращенном к Индийскому океану. Но самое интересное - это четвертая, подвижная база. Она побывает на всех трех неподвижных базах, обойдет чуть ли не все побережье материка и дважды пересечет его поперек, проходя каждый раз через Южный полюс. Четвертая база, или «Снеговой крейсер», - это двухэтажный подвижной дом, перед которым паровой дом Жюля Верна кажется детской игрушкой. Эта небывалая машина по величине, расположению жилых кают, лабораторий, мастерских и складов похожа на корабль, по легкости своей напоминает самолет, а ходит она на колесах по суше, как автомобиль. Она несет в себе запас нефти на 8 тыс. километров пути, запас продовольствия на год, еще аварийный запас и большое количество бензина. На широкой спине этого механического чудовища примостился специальный полярный самолет, поднимающий пять человек и бензина на 2400 километров полета.

«Крейсер» имеет 17 метров в длину, 4,5 м - в ширину и 4,5 м - в высоту. Он стоит на четырех трехметровых колесах с пневматическими шинами. Каждое колесо вращается отдельным электромотором, скрытым внутри самого колеса. Ток дают два дизель-генератора по 200 лошадиных сил, стоящие в машинном отделении. «Крейсер» ходит со скоростью до 50 километров в час, может брать подъемы до 35° и перебираться через трещины и пропасти шириной до 5 метров. В помощь водителю дан автоматический пилот, который не устанет и не собьется с курса ни в какую пургу.

Кроме «Крейсера», экспедиция располагает шестью танками, разумеется, без вооружения и брони. Опыт показал, что тракторы и вездеходы прекрасно работают в полярных условиях. Танки с их более длинными и широкими гусеницами, более мощными и надежными моторами должны работать еще лучше. Несколько самолетов будут вести транспортную, разведывательную и фотографическую службу.

Наряду с механическим транспортом будут и собаки. «Для полярных переходов,- говорит Бэрд, - нет ничего надежнее северной лайки. Она пройдет там, куда не проникнет вездеход и где не сядет самолет».


Новый тип палатки, применяемый Бэрдом в экспедиции



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru