Особенности путешествий по хребту Сунтар-Хаята



Особенности путешествий по хребту Сунтар-Хаята

Особенности путешествий по хребту Сунтар-Хаята

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский



Хребет Сунтар-Хаята

Хребет Сунтар-Хаята стал популярным туристским краем. И на это есть причины. Своеобразная, интересная природа горнотаежного края. Возможность проведения пеших, лыжных, водных походов. Достаточно обширный набор естественных препятствий. Экологически-чистая горная провинция Северо-Востока, где на сотни километров нет промышленных и горно-добывающих предприятий. Отдаленность от центральных районов страны – негативный фактор в развитии туристского освоения края – сохранила для нас его первозданность. Удаленность горно-ледниковых центров хребта от населенных пунктов на 130 – 200 км предопределяет большую протяженность маршрутов. Отсутствие в пределах хребта транспортных линий и населенных пунктов приводит к полной автономности проводимых здесь путешествий. Так как основной целью последних обычно является посещение удаленных горно-ледниковых массивов, приходится строить маршрут кольцевым или сквозным – с пересечением осевой части хребта и выходом, например, к морю. Расстояние между Хандыгской трассой и побережьем составляет 450 км по прямой. Понятно, что без создания промежуточных баз или заброски группы такое расстояние преодолеть очень трудно. Выходит, осуществление походов по Сунтар-Хаяте является достаточно сложным предприятием, требующим значительных подготовительных работ и времени на прохождение маршрута. Большая удаленность гор от населенных пунктов предъявляет повышенные требования ко всем мероприятиям, обеспечивающим безопасность маршрута. По возможности следует предусмотреть радиосвязь, подстраховку соседними группами, выполнение требований безопасности на всех этапах похода.

Сунтар-Хаята отличается непостоянством погоды, что может повлиять на график движения или даже изменение маршрута. Поэтому при его планировании сложные участки (высокогорье, переправы) дублируют простыми. В графике предусматривают резервные дни на непогоду. Резкая смена температур  – от 35° на подходах до минусовых в горах – требует тщательно продуманной экипировки участников. Летом выпадает почти половина годового количества осадков. При отсутствии возможности высушиться выше границы леса, необходимо предусмотреть защиту участников и палатки от дождя. Не будет лишней палатка даже в однодневной радиалке. И совершенно бесспорно: в горах необходим примус.

Выбор времени для пешего похода определяется промежутком лета между датами схода и установления снежного покрова в горах. Наиболее благоприятный период для походов по Сунтар-Хаяте – с середины июля по середину августа, ибо начиная подходы даже 1 июля, на ледниках можно встретить тяжелый, глубоко проваливающийся снег, а 20 августа выпавший снег усложнит движение на моренах, осыпях. Горным районам свойственна большая расчлененность речными долинами. Перепады высот превышают 1000 м. В верховьях многие реки не имеют долин, они текут в глубоких узких ущельях или каньонах, преодоление которых связано с частыми, нередко сложными переправами, или прохождением скальных участков при опасности камнепада. Даже в случае имеющихся над каньоном террас, обход его не всегда рационален из-за многих боковых притоков, текущих в подобных же щелях. На выровненных перевальных плато и склонах широко развиты подвижные осыпи. Бергшрунды часто забиты снежными пробками. На ледниках много трещин, иногда закрытых. Обнаженные крутые ступени ледниковых языков проходят на кошках. Тяжелый мокрый снег избегают обходом по моренам. Осыпные, слабо расчлененные гребни иногда позволяют осуществлять по ним переходы, что при глубоком снеге на ледниках может быть рациональным вариантом движения. Перевалы обычно высокой сложностью не отличаются – чаще до 2А к. с. Склоны их осыпные или снежно-ледовые. В отдельные годы после обильных летних снегопадов склоны перевалов со сложным скальным или ледовым рельефом становятся засыпанными снегом, бергшрунды закрытыми. В таких условиях техническая сложность перевалов снижается, но резко возрастает лавинная опасность. Следует учесть, что год от года снежно-ледовая обстановка меняется, и описание некоторых перевалов может отличаться от фактического.

Предгорья Сунтар-Хаяты

Предгорья Сунтар-Хаяты, в пределах которых совершаются подходы, также многолики, и при подготовке следует отнестись к ним с вниманием. Долины рек и невысокие водоразделы залесены. В лесу с густым подлеском, через кедровый стланик двигаться трудно. Лучше идти по галечным широким руслам рек, поднимаясь на лесистые террасы лишь на прижимных берегах. Троп в горах практически нет, а в предгорьях вездеходные пути обычно идут по ровной, болотистой местности, и воспользоваться ими не всегда удается. Заболоченные участки в широких долинах крупных рек обширны, хотя болота не топкие по причине мерзлых почв, а нередко и сухие. Реки имеют большую скорость течения, низкую температуру воды, каменистое дно. Их уровень, как и всех горных рек, зависит от времени суток. Глубина бродов в среднем 0,7 м, иногда до 1 м. В среднем течении переправа осуществима на разбоях, в местах наледей – «стенкой», в каньонах с перилами. Многочисленные тарыны, кроме эстетического воздействия, представляют определенные препятствия. Они рассекаются протоками рек на отдельные ледовые поля. Преодоление при переправе ледовой стенки в 3 – 5 м высотой или ледового каньона становится трудоемким делом. При движении верхний слой наледи, состоящий из столбчатых ледяных игл, проваливается. Наконец, от сильнейшей отраженной солнечной радиации могут появиться ожоги открытых частей тела.

В период дождей проходимость предгорий резко ухудшается. Почва раскисает, мох пропитывается водой, травянистые и залесенные склоны становятся заболоченными. Переправы через реки и ручьи делаются опасными, а многие реки в среднем течении без применения плавсредств перейти не удается. Высокая континентальность климата Оймяконского плоскогорья – причина жарких дней в течение месяца, начиная с 15 июня. Температура воздуха в тени достигает 30 – 35°. В такое время есть смысл изменить традиционный график движения, используя для движения ночное время – почти до августа стоят белые ночи. Возможны два варианта. Ходовое время назначается с 16 – 17 часов и захватывает часть ночного времени, а большую часть дня и часть ночи группа отдыхает. Или ходовое время разбивается на утреннее с 7 до 11 часов и вечернее с 17 до 22 часов. В самое жаркое время дня группа отдыхает.

Надо не забывать, что в сложном горном маршруте по Сунтар-Хаяте, предгорья являются полигоном акклиматизации группы, которая знакомится с интереснейшими ландшафтами северо-таежных лесов, горных тундр, уникальным поясом наледей.

В тайге много комаров, следует не забыть о накомарниках, отпугивающих средствах. В предгорьях актуальным становится и ориентирование. Это связано с тем, что долины рек широкие, иногда до 4-5 км, а горные гряды, окаймляющие их, часто низки, равновысотны и без заметных ориентиров. Залесенные водоразделы также ограничивают обзор. Следует быть внимательным при движении, сверяя карту с местностью, намечая останавливающие ориентиры. Учитывая разнообразные условия движения в предгорьях и горах, необходимо выбрать универсальную обувь. Пока у нас ею являются резиновые сапоги-болотники, отвечающие требованиям прочности.

При выходе с маршрута сплавом нужно принять во внимание следующее. Реки в верховьях не пригодны для сплава из-за малой воды, частых разбоев. Сплав на надувных средствах начинают в 30-50 км от истоков, иногда и ближе. На реках следует ожидать многочисленные шиверы, пороги с высотой вала до 1,5 м, иногда больше, прижимы. По берегам часты заломы, коряги и стволы деревьев в русле. Необходима защищенность судна от проколов, высокая маневренность. При повышении уровня воды в результате дождей, так называемую «черную воду», когда потоки воды несут кусты и деревья, лучше переждать.

Лыжные походы в Сунтар-Хаяте имеют меньшее распространение, чем пешие и комбинированные. Связано это с суровыми условиями края. Ограниченность выхода зимой к морю из-за большой протяженности также снижает ценность лыжных путешествий. Практически все они начинаются или кончаются в поселке Нежданинское или на Хандыгской трассе. Преимуществом же лыжных походов в Сунтар-Хаяте следует считать возможность преодоления заболоченных участков и траверса протяженных ледниковых полей, недоступных летом из-за снежных «болот».

Лыжные походы

Лыжные походы в хребте отличаются рядом особенностей. Район примыкает к одной из самых холодных местностей северного полушария, и низкие температуры зимой неизбежны. Наиболее благоприятным временем для проведения лыжных походов является конец марта – первая половина апреля. Этот период характеризуется повышением температуры воздуха, выравниванием инверсионных скачков, малой облачностью.

Горам свойственна высокая лавинная опасность. Более всего подвержены ей узкие ущелья, каньоны, конечные морены ледников. Отмечено (В. Васильев, М. Шабалин), что большинство перевалов, ведущих в направлении север-юг, чаще безопасны для прохождения. Характерно, что после каждого снегопада следует морозный ясный день с сильным юго-восточным «охотским» ветром, который переметает свежевыпавший снег из зоны ледников в ущелья. Наиболее ярко это явление наблюдается в Юдомском хребте, где часть ледников открыта зимой. Более нагружены снегом те склоны и гребни, над которыми имеются платообразные возвышения.

Характер снежного покрова меняется в связи с высотной зональностью. В лесу это перекристаллизовавшийся снег с тонкой коркой. Толщина его около 50 см, иногда до 1 м. Он осыпается при троплении, и лыжи проваливаются до земли. В зоне кустарников при снижении толщины слоя корка становится более прочной. Еще выше, где ничто не задерживает ветер, снежный покров имеет крупные заструги и ветровые волны. На подветренных склонах они присыпаны мягким снегом. Такое явление усложняет движение по причине меняющейся плотности снега.

Для построения лыжных маршрутов можно ориентироваться на приводимые пешие маршруты, исключив из них лавиноопасные участки.

Транспортные проблемы

 Из Якутска, кроме рейса на Зырянку с посадкой в аэропортах «Хандыга», «Оймякон», «Усть-Нера», в Хандыгу летают самолеты АН-24, иногда делая по несколько рейсов в день. Авиалиния летом бывает очень загружена. Попасть из Якутска в Хандыгу можно и водным путем. Летом действует скоростная речная линия Якутск – поселок Хандыга протяженностью 649 км. По Лене и Алдану ходит пассажирский теплоход «Ракета». Из поселка Хандыга в Теплый Ключ, где расположен аэропорт «Хандыга», курсируют рейсовые автобусы, время в пути до 2,5 часов. Наконец, в случае крайней необходимости, можно воспользоваться еще одним вариантом – вылететь из Маганского грузового аэропорта, который находится в 15 км от Якутска. Из него летают грузовые самолеты и вертолеты в Хандыгу. Здесь же находится Маганский объединенный авиаотряд, где производится оформление спецрейсов из аэропорта «Хандыга».

Аэропорт «Оймякон», расположенный наиболее близко к ледниковым массивам, для организации вертолетной заброски использовать не удается, так как вертолеты в нем не базируются. Их порт приписки – поселок Усть-Нера, где находится и служба, оформляющая рейс.

Говоря об отъезде с маршрутов, заканчивающихся сплавом по Охоте, Ураку, Кухтую, Ульбее, следует сказать, что вылет из Охотска в Хабаровск в конце лета обычно производится без затруднений. Летают самолеты АН-24. Время полета до 4,5 часов с посадкой для заправки в Николаевске-на-Амуре. Из поселка Арка в Охотск летают самолеты АН-2. Бывают и внерейсовые вертолеты. Но вылететь в конце августа очень нелегко ввиду отправки на учебу детей оленеводов. В тоже время погода над Охотским побережьем в этот период неустойчива. Охотск связан с аэропортом катером.

В зимних условиях часть пути по договоренности можно проехать на автомашине. Вот несколько вариантов использования автомашины зимой.

От поселка Нежданинское 75 км до брошенного поселка Куты.

От трассы по реке Сунтар 65 км до летней базы геологов в устье Сыатыни.

От трассы по Агаякану 40 км до конефермы.

От трассы по Агаякану и Конгору до озера в низовьях Кнория, где располагалась летняя база геологов (115 км).

От трассы в малоснежную зиму, используя старый зимник, к лесоразработкам, до каньона на реке Азейкан (140 км).

Следует сказать, что в условиях экономических реформ в России состояние путей сообщения в регионе может отличаться от описанного выше. Необходимо перед путешествием запросить информацию с мест.

И не забудем о самой природе, дающей нам возможность окунуться в совершенство, ею созданное. Немыслимо только брать, не оставляя ничего взамен. Природа просит защиты. Самый непоправимый урон можно нанести брошенным окурком, тлеющей спичкой, незатушенным костром. Если обнаружите пожар, примите все возможные меры к тушению огня.

Охота разрешена только в установленные сроки, категорически запрещена на редкие виды птиц и животных. Потревожив рыбу в местах ее нереста, мы не досчитаемся многих тысяч мальков.

Сунтар-Хаята – малоизученный район Северо-Востока и многое в ее природе таит загадки. Группы, путешествовавшие по хребту, собрали ценные сведения по режиму и морфологии современных ледников, многолетних наледей, характеру снежного покрова и рек.Так, группы В. Серенко, Н. Носкова из Днепропетровска, В. Полещука из Новосибирска собрали сведения о ледниках и наледях, установили памятные доски на перевалах. Ленинградская группа Н. Бочарникова сообщила лаборатории лавин и селей МГУ о лавинной и сейсмоопасности хребта Московская группа во главе с М. Шабалиным провела классификацию лавиноопасности ряда перевалов. Магаданцы под руководством Р. Седова установили памятные доски на горе Васьковского в честь своего известного земляка и на бывшей станции «Сунтар-Хаята» в честь 30-летия гляциологических исследований в хребте.

Для ученых представляет интерес наблюдение за растительным и животным миром, древним оледенением, геологическим строением, ветровым режимом и т. д. Связавшись с заинтересованными организациями, можно получить посильные для выполнения задания.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru