Миражи пустыни Такла-Макан



Миражи пустыни Такла-Макан

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский


Пересечение обширной пустыни — дело достаточно рискованное и в наши дни, когда в песках можно передви­гаться на мощных транспортных средствах и пользоваться новейшими средствами связи. Всегда надо быть готовым к тому, что в результате внезапно налетевшей бури исчезнет дорога, казавшаяся чем-то незыблемым, заглохнет мотор самого надежного автомобиля и выйдет из строя всегда выручавшая рация либо спутниковый телефон. Если это, не дай Бог, произойдет, то многое становится понятным в высказываниях людей, непосредственно столкнувшихся со стихией, и есть время по достоинству оценить мужество тех, кто тысячелетия назад с риском для жизни смело вступал в единоборство с природой.

Для отправившихся в долгий путь на северо-запад Китая особую угрозу представляла и представляет пустыня Такла-Макан. Столь необычное название переводится с тюркского как «Пойти и не вернуться». Шведский иссле­дователь С. Гедин, едва не погибший в ее песках, считал ее «самой коварной и опасной пустыней мира». Трудно даже представить, сколько она принесла несчастья воинам и купцам, путешественникам и пилигримам.

Танский монах Сюаньцзан в VII веке так описывал эти места: «Пески, подобно широкому потоку, расстилаются далеко вокруг, ветер то наносит, то разметает их. Никаких следов не остается после путников, а часто путь теряется, и тогда они растерянно кидаются из стороны в сторону, ут­ратив всякое представление о направлении. Нигде ни воды, ни травы, и часто дуют горячие ветры. Когда поднимается ветер, человек и зверь теряют голову и доходят до полного изнеможения. Временами слышатся печальные, заунывные звуки, жалобные крики, и от вида и звуков пустыни люди приходят в замешательство и не знают, куда они идут. Вот почему столько народу гибнет в пути».

Не меньше драматизма и в рассказе венецианца Марко Поло, побывавшего здесь спустя шесть с половиной веков: «А пустыня та, скажу вам, великая: в целый год, говорят не пройти ее вдоль; да и там, где она уже, еле-еле пройти в месяц. Всюду горы, пески да долины; и нигде никакой еды. Как пройдешь сутки, так найдешь довольно пресной воды, человек на пятьдесят или сто хватит ее; так и во всей пус­тыне: пройдешь сутки и найдешь воду. В трех-четырех ме­стах вода дурная, а в других хорошая, всего двадцать во­семь источников. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по той пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, поспать или за каким другим делом, и как станет тот чело­век нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он и погиба­ет. И вот еще что: и днем люди слышат голоса духов, и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих ин­струментах, словно на барабане».

Общая площадь загадочной пустыни превышает 300 тыс. кв. км, что несколько больше территории Новой Зеландии. Такла-Макан занимает по величине второе место в мире, уступая лишь африканской Сахаре. Высота отдельных пес­чаных кряжей достигает 1600 и более метров. Согласно недавно опубликованным исследованиям китайских ученых, крупнейшая в стране пустыня появилась 4,5 млн. лет тому назад. Долгие годы идут нескончаемые споры относитель­но причин ее формирования, но до сих пор высказывают­ся самые различные и противоречивые точки зрения.

В одном из селений по дороге из Яркенда в Хотан рус­скому путешественнику, астроному, геодезисту и исследо­вателю Центральной Азии Михаилу Васильевичу Певцову (1843—1902 гг.) рассказали интересную легенду о возник­новении пустыни, напоминающую по сюжету библейское предание о Содоме и Гоморре.

Некогда Такла-Макан была процветающей страной, где текли многоводные реки, росли густые леса, люди жили в городах и деревнях. Ее обитатели сначала были набожны и добродетельны, но потом стали вести нечестивую жизнь. Господь (Аллах), по милосердию своему, долго терпел гре­хи жителей страны, все более совращавшихся с пути бла­гочестия, и конце концов решил их наказать.

В темную ночь с неба посыпался песок, стихия бушева­ла несколько дней. Люди, застигнутые врасплох, были в конце концов погребены под его толщей. Спаслась только семья праведника Вали, которого Аллах предупредил об угрожавшей опасности и повелел ему покинуть эти земли. Благочестивый Вали со своим семейством заблаговремен­но отправился на север, в окрестности города Аксу, где и провел остаток своей жизни.

По словам исследователя, местные жители до сих пор называют Такла-Макан «страной погибших или наказан­ных городов». Кроме того, их пылкая, необузданная фан­тазия создала поверья о чудесах, будто бы наблюдаемых в песках. В частности, некоторые селяне слышали в пустыне пение петухов и видели в лунные ночи людей, восставших из земли и блуждавших по барханам. Другие очевидцы яко­бы встречали неведомых лиц, которые, заметив их, поспеш­но удалялись в сторону песчаных гор, и совершенно оди­чалый скот, точно также убегавший в глубь Такда-Макан. М. В. Певцов весьма логично в этой связи утверждал, что фантастические сказания «проникнуты суеверным ужасом туземцев к соседней безжизненной пустыне, действующей на их умы своим легендарным прошлым и современной мертвенностью».

Офицер царской армии Л. Г. Корнилов, побывавший в Синьцзяне в конце XIX — начале XX века, отмечал, что жизнь в пустыне сосредоточена лишь в долинах рек, где встречаются древесная и травянистая растительность и ред­кое население — полукочевые пастухи стад. На всем осталь­ном протяжении Такла-Макан представляет совершенно мертвую землю, бесплодную и безлюдную. Высохшие реки и почвы «уже давно погасили в ней культурную и органи­ческую жизнь», о которой свидетельствуют развалины боль­ших городов и остатки лесов, погребенных под песками.

Мне предстояло пересечь великую пустыню, своими глазами увидеть «апофеоз безжизненности», омертвивший «серединную часть Азии», и испытать на себе магические чары таинственного безмолвия.

Известны многочисленные предания о том, что кара­ваны и армии были поглощены гигантскими волнами дрей­фующих барханов пустыни Такла-Макан. Таинственным образом в песках пропадали города и целые государства. Читатель уже знает о том, что в 1900 году экспедиция шве­да Свена Гедина обнаружила среди ее бескрайних просто­ров к северо-западу от озера Лобнор руины древнего Лоуланя (Крорайна) — столицы одноименного государства. Его следы теряются в начале V века.

Первое упоминание о Лоулане в китайских хрониках относится к 176 году до н.э. В послании, отправленном ханьскому императору Вэньди, шаньюй (чаньюй) — правитель сюнну — заявлял, что усмирил в том числе и это княже­ство. В данном письме впервые говорится о вторжении кочевников-сюнну в Западный край и утверждении их влас­ти в регионе.

Буддийский монах Фасянь на пути в Индию достиг Лоуланя (Шаньшань) в 400 году. Вот выдержка из его днев­ника: «Выйдя из Дуньхуана, шли 17 дней, покрыв пример­но 1500 ли пути, после чего добрались до страны Шаньшань. Земля там неровная и бесплодная. Одежда мирян схожа с китайской, но отличается тем, что шьют ее из шерстяной ткани».

Вскоре местные жители навсегда покинули древний Лоулань — столицу княжества. Трудно сказать, что про­изошло на самом деле, но более вероятной выглядит все-таки гипотеза о тотальном наступлении пустыни. Не слу­чайно Фасянь писал об этих местах: «В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, — умираешь, и никто не может этого избе­жать. Не видишь ни птиц в небе, ни четвероногих на зем­ле». По его словам, вокруг «нет никаких ориентиров, и дорогу отмечают лишь кости мертвецов». Повсюду «протя­нулись сыпучие пески; летом там дует горячий ветер, уби­вающий путников; только старые верблюды чувствуют при­ближение ветра и оповещают о нем ревом». Город, а потом и государство исчезли, казалось, навсегда.

В этом затерянном уголке пустыни находки С. Гедина, а позднее экспедиций англичанина А. Стейна и шведа Ф. Берг­мана дали обширные сведения о жизни и быте, обрядах и материальной культуре лоуланьцев. Выяснилось, например, что значительную роль у них играла шерсть. Кроме поши­ва одежды, шерстяные изделия — пряжа, шнурки, верев­ки — применялись для самых разнообразных целей. Веревки употреблялись при изготовлении ручек и крышек для кор­зин. Шнурками украшались одежды, головные уборы и амулеты. Они широко использовались при производстве браслетов, обуви, предметов культа. Основная часть изделий выполнена из шерсти кавказской породы, как прави­ло, неокрашенной. Доминирующим цветом в палитре кра­сителей был красный.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru