Геологическая экспедиция 1932 г. по магистрали Лена – Гилюй



Геологическая экспедиция 1932 г. по магистрали Лена – Гилюй

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский 


В Иркутске, в процессе длительных совещаний геологов и работников НКПС, строился план маршрута геологических и изыскательских путейских партий по линии новой трасы железнодорожной магистрали от Лены далеко на восток – в бассейн Гилюя, притока р. Зеи (см. карту). Несмотря на ряд предупреждений о наличии высокогорных (до 2800 м абс. выс.) массивов внутри малоизвестной Олекмо-Витимской горной страны, о трудной доступности этого района для вьючного конного транспорта и местами даже для оленей, было решено пересечь высшие точки нагорья.

В конечном счете одна партия изыскателей и геологов (М. В. Круглов и И. О. Катушенок) стала готовиться пересечь высокие гольцы от устья р. Мамы (притока Витима) на запад, в бассейн pp. Б. и М. Чуи, и далее на Лену до Керенска. Вторая партия (геолог Л. Г. Котельников) должна была вместе с партией изыскателей продвинуться из Бодайбо вверх по Витиму на 240 км, пройти далее по моему маршруту 1928 г. на оз. Ничатку, откуда по долинам pек Бурхай и Абсат выйти к якутскому поселку Кюськямда на верхней Чаре. Третья партия (геолог Е. В. Павловский) вместе с зам. нач. экспедиции И. М. Алексеевым должна была пройти путь от Кюськямды на северо-восток через Каларские прииски к фактории Нюкжа на Олекме. Четвертая партия (И. А. Ефремов) от фактории Нюкжа получила маршрут далее на восток – перевалить через Олекмо-Зейский водораздел и выйти на Тынду.

Партии И. А. Ефремова и моя забирались в район работ с юга от ст. Могоча Забайкальской жел. дор. В пос. Тупике предстояла пересадка на большие, неуклюжие карбазы, на которых мы должны были «плавиться» вниз по Тунгиру и Олекме до Нюкжи. На Тунгире – летнее мелководье.

До его устья лошади отправляются налегке по вьючной тропе караваном. Геологи, плывя на карбазе, вели геоморфологические и геологические наблюдения, не отражавшиеся на скорости продвижения. Ежедневно тяжелый карбаз садится на мели и спихивается усилиями дружного аврала всех работников независимо от их квалификации. На устьи Тунгира – возня с лошадьми при посадке их на карбаз. Геологи уплывают вперед на лодках. Наши маленькие лодки ленского типа с трудом преодолевают крутые, с большими волнами перекаты и шиверы. Наконец, мы в Нюкже – маленьком поселке на берегу Олекмы у устья р. Нюкжи. Здесь в момент нашего прибытия большое оживление. Масса палаток тунгусов, съехавшихся в связи с прибытием «Красной Палатки». Здесь тунгусы обсуждают и решают вопросы своего хозяйства, быта, учатся, лечатся и развлекаются.

Отсюда я с И. Алексеевым уходим на запад в долину р. Дырынды и далее на прииски на р. Кетемяхте. Начался тяжелый пеший путь по линии трасы, отмечаемой записями на деревьях идущим впереди инженером-путейцем. Впереди идет конный вьючной караван, ведомый проводником-тунгусом. Иногда караван застревает на мари.

Начались осенние заморозки; гибнут конские корма. Мы идем вдоль древней речной долины, прорезающей Олекмо-Каларский водораздел. Путь найден, будущая линия легко трассируется на пологих подъемах к водоразделу по дну и склонам древней долины. С исхудалыми лошадьми, часть которых погибла по дороге, и тунгусскими оленями, везшими грузы павших лошадей, выходим на прииск на р. Кетемяхте. Отсюда, после ликвидации конного транспорта, при полной поддержке Приискового Управления Востсибзолото, двигаемся дальше. Наша партия начала работу по изучению следующего участка трасы, перевыполняя официальное задание. Вверх по долине р. Калар партия дошла до пункта, откуда была начата мной в 1930 г. геоморфологическая и геологическая съемка. Возвращаемся на прииск другой дорогой, производя исследования вдоль южной оконечности Каларского хребта. С прииска, после первого снега, к сожалению слишком неглубокого, выезжаем на оленьих нартах в Тупик и, далее, в Могочу.

Переходя к общей характеристике рельефа, отметим одну общую черту, типичную для работ большинства геологов, посещавших данный район ранее. Описание рельефа обычно сделано с той или иной степенью тщательности, громоздко, изобилует количеством фактического материала и почти не содержит никаких элементов обобщения. Это объясняется, с одной стороны, типом и методом изучения, а с другой – тем обстоятельством, что район к моменту начала работ каждого данного геолога был геологически не изучен. Ныне южная половина Олекмо-Витимской страны пересечена довольно густой сетью маршрутов, накоплен обширный фактический материал, позволяющий делать некоторые выводы общего характера.


Схематическая карта маршрутов Лено-Тындинской группы геологических партий и Лено-Витимской геологической партии



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru