Экспедиционная фотография



"Обманные" и необычные фотографии скал

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1964 г.

Перевод с немецкого

Эрих Гризл

Обманные фотографии скал?


В одной пословице говорится: Камера никогда не лжёт! Андреас Файнингер, известный фотограф и автор книг, доказывает, что все фотографии обманывают. То есть картинка обычно включает в себя два измерения (а не три и больше). Изображение  должно символизировать графическими средствами третье измерение. Данное явление называется перспективой. Это объясняется мнимым соединением железной дороги на горизонте, и никто не докажет, что этот известный пример является надуманным. Эта иллюзия возникает там, где параллели далеко тянуться от некого  пункта наблюдения. Как ни странно, человеческий глаз привык к такой конвергенции (схождении) горизонтальных и вертикальных линий. Вероятно, это потому, что горизонтальные линии чаще встречаются и они зачастую удалены на какое- либо расстояние.

Расположение самой камеры зачастую очень глубокое и низкое, что создаёт оптическую конвергенцию. На скальных фотографиях есть одна (больше или меньше) вертикальная линия, которая кажется диагональной - будто картинка падает! Но на скалах симметрия и параллели, как, например, на железной дороге, необычные. Сравнить это при помощи глаз невозможно.

Впечатление, полученное лично, намного сильнее, чем его бы восприняли с фотографии. Поэтому, на обычных фотографиях (ландшафта и т.д.) требуется большая выразительность, эффектность передачи. А для фото скал требования еще строже. Оно получает выразительность, несмотря на глубину и высоту. Благодаря этому «потерянному измерению», собственно говоря, и создаётся эффект падения.

Способы, чтобы эти падения выровнять на скальных фотографиях, довольно просты.

В общем и целом камера являются большой и слишком тяжелой для трудных участков съёмок. Цель заключается в том, чтобы изобразить что-то новое из обычной данности. Это всё делается при помощи искажения. Всё относительно: существенное обозначение пространства на высоте и глубине несомненно достигается степенью искажения. У световых изображений будет разоблачено в первую очередь преувеличение, а не  искажение. Чем выше уровень искажения,  тем больше выявляется ощущение глубины, во время просмотра фотографии.

Одна из пяти вертикальных фотографий  не так далека от действительности, как  падающая.

 Трудности подъема фотографировать проблематично. Всё время в кадр попадают верёвки и шнуры.

Фотография, сделанная в горах не должна быть «фальшивой».

Кто сможет, и будет следовать данному совету на скалах? Это относится к тем мгновенным ситуациям со своим неповторимым настроением в фильме, которые следует убрать, даже если допустить фототехнические недостатки. Как раз они нередко свидетельствуют документально о серьёзности или опасности пережитых моментов.

Камера должна быть, даже не смотря на подвесной ремень, дополнительно подстрахована: прямо под футляром к прикрепленной на человеке бечёвке, для достижения следующей цели - исключить возможность падения камеры во время перезарядки плёнки. Выбор камеры - это настоящее мучение. И вопрос к требованиям. Так как в размере 6х6 или 6х9 качество выше, чем в малоформатных фото, ответ при выборе формата явный. Конечно, камера 6х6 больше и, возможно, немного тяжелее, но почитателей таких фотографий не будет интересовать размер камеры. Необходимо упомянуть и о маленькой камере: лёгкая как пёрышко, она имеет своё место в спецсумке, а возможность фотографировать одной рукой даёт возможность сделать в определённый момент документальные фотографии или съёмки. И даже не надо для этого открывать рюкзак.

Необычная  горная фотография

           Либо в технической сфере, либо в повседневной жизни или же в горах - этот вечный поиск необыкновенных фотографий (которые не просто останавливают навсегда какое-то «мгновение, о котором вскоре забудут») становится всё тяжелее. С каждым годом горные календари становятся нам всё понятнее: на них гора Маттерхорн утром и вечером, в туманный день и под палящим солнцем, на цветной или же чёрно-белой фотографии. Такие или подобные фотографические повторения вызывают видение того, будто уже давно вымерло искусство индивидуальной горной фотографии, в то время как фотографы всё ещё стараются достичь эффектного контраста контурного света. К сожалению, довольно редко кто переступает границу традиционных мотивов и идёт на риск в поисках нового «фотографического» приключения, к которому не нужна подготовка. Это доказывают нам французские журналы «Ив Темпл» (Yves Temple, Тулуза) и «Сиеста» (Sieste), которые называют по-своему такую « картинку снизу».

Однако, это всего лишь трюк, вызывающий улыбку  или, возможно, пробудит  воспоминание о прекрасно проведённых часах в горах. Но почему нас этот трюк не прельщает? Мы всегда собираемся в горах провести много времени. Это даже не эффектный трюк жителя Мюнхена Ериха Гризла («Ubererschließung» см. ниже). Эта картина заставляет нас задуматься. Возникает вопрос - повреждает ли такое «оборудование» горы так же, как и маленькие,  иногда падающие кирки для страховки скалолаза. Страховочное оборудование является в горах повседневной вещью, работает оно необычно только тогда, когда мы их (горы) осознанно фотографируем. 



Швейцарец Вернер Лютби из Берна называет настоящую фотографию скромным и спокойным «горным озером». В специальном журнале «Rolleigrafie» Геринга-Ферлагена фото было недавно опубликовано со следующим текстом: «Сияние весеннего пейзажа, прозрачные тени, с которыми странствуют отражения, хотя уже давно светит осеннее солнце. Благодаря хорошему освещению хочется, чтобы именно так была понята эта фотография» Необычность фотографии не должна оспариваться, так же как и оригинальность композиции: дама рядом с северной стеной (справа серебряные рога), перед ней горное озеро, в котором она отражается). Всё действие проходит через жизнь человека. Как бы выглядела фотография без девушки? Только лишь хорошей горной фотографией и ничем более. 


Существует немного панорамных мест в Альпах, до которых можно добраться  по железной дороге, откуда открывается прекрасный вид как по Горнерграту у Церматта (3130м.). Там панорама на 360 градусов, это факт привлекателен не только для профессиональных фотографов, но и для любителей. Благодаря этому высокогорному великолепию можем мы «поколдовать» и у себя дома, ведь воспоминания о тех днях в горах будут жить вечно. Появятся новые желания, чьими целями являются постоянное их пробуждение в человеке. Не так давно пытались такой панорамой, которую мы фотографировали, порадовать людей красотой увиденного. И этот общий вид должен быть заснят поистине простым трюком. Чтобы опубликовать, Карлхайнц Альбранд поставил роллейфлекс с ксенатором и получил в распоряжение штатив с полным общим обзором. Понадобилось 10 фотографий, чтобы охватить всю горную цепь. (диафрагма 16,1/100 сек., DIN-рейка 18 мм., август, 11 часов, высота 3000 м. )Равномерность экспозиции играет решающую роль при фотографировании панорамы. Хорошими условиями считаются или безоблачное небо (на что следует обратить внимание – стоит ли солнце высоко, во избежание бликов или переосвещения, находится ли слой облаков далеко), или  же облака высоко,  чьё передвижение может быть едва замечено. Быстро плывущие облака могут потом создать дополнительные трудности. Весь снимок панорамы должен быть равномерно освещён. Если какой-либо кадр выделяется, будь он светлее или темнее как и цельный снимок, то в этом проявляется вся особенность. До того, как мы начнём съёмку, мы должны сами убедиться, достаточно ли плёнки для необходимых кадров находится в камере. Замена плёнки во время панорамной съёмки не только технически сложна, но и ухудшается всё тем, что нарушается равномерное проявление отдельных кадров. Если у нас нет штатива, то мы определённо можем использовать другую точку опоры. Также необходимо наблюдать за соединением кадров, как и за правильной высотой отдельных снимков - если один из кадров выделяется из общего ряда, то это может нарушить всю последовательность. 

Если у нас есть штатив под рукой, то это даёт возможность автору снимков самому стать героем своей работы. Во время одной из съёмок панорамы, где то между Маттерхорн и Дент-Бланш, мы поставили камеру на автоспуск и приняли различные позы. Невозможно забыть блики солнца во время панорамной съёмки, и это само собой разумеется. В лице жителя кантона Валлис высокогорный мир интересует нас не только благодаря фотографическим условиям панорамы, но в основном за альпинистскую подробность, которую пространство не позволило нам пройти мимо.


Дидер Реннер

Необходим ли штатив?


«Я купил самую лёгкую камеру 13х18см. И я её беру с собой во время бега на лыжах». Застрахованный TS, известный международный фотограф. «Что я делаю с оборудованием? Ну, всё благодаря семейной фирме. Жена несет камеру, дети плёнку и штатив, и я, фотограф, беру на себя всю ответственность».

Естественно, это была шутка для небольшого вступления. На самом деле, существует профессиональный фотограф, который работает без штатива. Это не касается тех цветных фотографий, которые, как TS, используют ради желаний календарного издательства при помощи многокилограммовой и многоформатной камеры, с которой нужно подниматься на высоту в 3000м. Те профессионалы, которые работают с минимальным форматом фотографий могут позволить отказать себе в штативе.

 Суровая правда.

А что же любитель? В суровой действительности их число превышает число тех, которые принципиально работают без штатива. Многим не приходит мысль тащить с собой треножник. Я не хочу утверждать,  что  хорошие горные фотографии предполагают в любом случае наличие треножника. Воодушевленные скалолазы не утруждают себя лишним грузом, т.к. он не так нужен. Для них малоформатная камера является современнейшей конструкцией с неподвижным объективом; она слишком велика и полностью не помещается в спортивную сумку. Складная камера, которую уже больше не выпускают, или же камера с автоматически настраивающимся объективом были бы более пригодны. А штатив..? Здесь более логично было бы ответить твёрдое «нет»,  чем «да».

Не смотря на это,  есть компромиссный вариант решения проблемы- один из видов карманного штатива. 

Старое правило уже не актуально.

Почти в каждом старом учебнике по искусству фотографии существуют на первых страницах следующие строки: «Во время долгой выдержки более 1/25 секунды не гарантировано, что они смогут перенести движение пальцев фотографа возле фотоаппарата, и получатся более или менее чёткие снимки. В таком случае не следует использовать штатив вместе со спусковым тросом, поскольку оператор ещё не готов приступить к короткой экспозиции.

Поэтому с тех пор ничего и не изменилось. Да, существуют границы…..? сейчас повсюду требуется 1/60 сек. выдержка.  Некоторые авторы советуют не освещать фотографию без штатива более чем на 1/125сек. Это относится к обычным случаям! Но они не предоставляются в горах. 

Самый удивительный человек - горный фотограф.

В зависимости от биения сердца мы иногда не можем взять себя в руки.  Эти незначительная дрожь переносится и на камеру, а именно на снимки. Камера - наш «критик». И чем быстрее и сильнее пульсирует наше сердце, тем больше опасность «критики».  Одним словом, …. Фотографирование с длинного фокусного расстояния – это большой риск. Другими словами, тот фотограф, нуждающийся в штативе, который в основном должен скупиться на вес и объём своего оборудования- это горный фотограф.

В последние годы  фотоштативы значительно улучшились. Относительно небольшой вес позволяет всё быстро сложить в одно место. Они вытянуты (раскрыты) высоко и довольно устойчивы даже на ветру. Небольшие карманные штативы, которые помещаются в руке человека, уже не являются больше диковиной. Наши представленные рисунки показывают самые известные модели штативов. Самые большие из них родом (и это не случайность) из Мюнхена.

Многосторонний штатив, представленный справа - это карманный Rowi. Можно закрепить его на лыжной палке и т.п.  Также при помощи крюка для ввинчивания в дерево, земляного сошника,  перемычки на дерево и просто земляного грунта.

Определённо: было бы лучше, если бы не приходилось брать с собой штатив. Но на практике фотографии получаются со штативов лучше, чем без него. Очень многие фотографии получаются «не очень чёткими», и автор должен найти в чём же проблема - у него нет штатива. Самая лучшая помощь - это наличие штатива.

Во время фотографирования на очень далёкие фокусные расстояния, легче всего раскритиковать работу. 1/500сек не даёт уверенности в правильности работы. Всё происходит по-другому во время съёмки с близкого расстояния, которая сопровождается наличием насадочных линз, удлиняющегося чехла через промежуточные шайбы, тубус или сильфонный прибор.

И снова приходит на помощь штатив, в обоих случаях на практике он играет важное конструктивное единство и одно преимущество - регулируемую опору. Она позволяет быстро и удобно менять расположение камеры в высоту. Это необходимо при детализированной съёмке (речь идёт об обоих случаях). Естественно, очень маленькие штативы не позволяют установить регулируемую опору. Тяжёлые камеры зависят от данной опоры: на ветру они начнут колебаться. Опасность получения нечётких фотографий! Если это возможно, то можно поставить штатив за  «ветровой щит».

Опоры некоторых штативов могут быть переносными, а также поворачиваться во все стороны. Штативная головка висит вниз. Таким образом, возможно фотографировать с очень низкой перспективы. Многие повседневные вещи становятся мотивами горных фотографий.  

Необходимое устройство для штатива это головка. Для фотографирования также пригодна шаровая головка. Самые большие модели шаровых головок обладают дополнительными передвижными возможностями вертикальной оси. Не стоит экономить пару марок, чтобы отказаться от всего этого.


Хохталлиграт, 3286м.

Вершина виднеется восточнее горной станции Горнерграт (3089м.) и является несколько лет станцией между фуникулером и Стокхорн (3532м.), который проявляется по правую сторону от протяжённого хребта. Особенно поздней зимой северо-восточный склон Хохталлиграт,  который мы можем частично наблюдать, даёт возможность увидеть великолепный лыжный спуск оттуда к Финделен и к Церматт (этот спуск более 2600м. в высоту!).

Штральхорн,4190м.

Один из великолепнейших Валлиских «четырёхтысячников». Особая цель лыжников в южном районе британская хижина, до которой можно добраться от Заас-Фее. Общий вид открывает нам лишь вершину горы.

Римпфишхорн,4198м.

Также одна из любимых лыжных гор, однако до неё нужно восходить от Церматт (5часов от гостиницы «Склон»). Разумеется, последние 200 метров не пригодны для лыжное езды.

Сима ди Джази,3804м.

Это более высокая и важная вершина между Монте Роза и Штральхорн, хотя, если смотреть со стороны Швейцарии, то она почти незаметна. Великолепная гора для лыжников, до которой можно добраться от перевала Штокхорн за 1,5 часа (переезд к перевалу удобнее всего совершать  на поезде от горной станции Штокхорн.

Нордент,4609м.

Это вторая по высоте вершина среди могущественного массива Монте Роза, которая соединена с общим переходом. На высоте 400м. с северо-западной стороны есть короткий и в то же самое время выгодный Eistour,  который советуют большинство новичков западных Альп.

Дюфорспитце,4634м.

Главная вершина массива Монте Роза. Вторая по высоте гора в Альпах, особенно любимая лыжниками (от хижины Монте Роза 5-7 часов). Последние 250м. непригодны для  прохода на лыжах. Оледеневшие склоны, на которых осуществляются спуски очень легко узнать.

Сигналькуппе,4556м.

Идеальная года для лыжников. На её вершине располагается горная хижина (Капанна Маргхерита, 25 спальных мест).  От хижины Монте Роза через пограничный ледник необходимо подниматься в течение 4-6 часов. Пограничный ледник очень опасен.

Люсйох,4153м.

С северной стороны очень трудно добраться, с юга (Италия) находится безобидный ледяной проход. Слева от Люсйоха находится, непосредственно, Северо-южный переход.

 

Люскамм-Остгипфель,4480м.

Весь Люскамм с востока на запад сводится к перевалу Феликсйох. Этот путь очень выгоден, но сопровождается незначительными техническими трудностями. 700метровый Нордостванд является одним из предпочитаемых Eistour в Валлисе.

Феликсйох,4061м.

Его можно использовать только лишь как северо-южный переход. Можно пройти по случаю к восхождению Кастор.

Кастор, 4226м.

Это наиболее красивая и высокая гора из «Близнецов». Чаще всего лыжники поднимаются от хижины Монта Роза через ледник «Близнецов».  Чтобы подняться, используют левый острый хребет (Gratrucken).

Поллукс,4091м.

В то же время является прекрасной горой, чей проход через северный спуск Шверцеглетчер является довольно опасным. Между Кастором и Поллюксом находится Цвиллингсйох.

Шварцтор,3734м.

Один из интереснейших и высокогорных северо-южных переходов.

Брайтхорн,4165м.

Церматтский Брайтхорн со своей вершиной (вместе с Чёрной скалой) является идеальной горой. Один из простейших «четырехтысячников» в Валлисе. Многие северные подъёмы, напротив, повсюду необыкновенно тяжёлые.






DIN/p

Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru