Экспедиционная фотография



Горная фотография - черно-белая или цветная?

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1964 г.

Перевод с немецкого


Франц Пангерл

Горная фотография - черно-белая или цветная?


Конечно, через 125 лет после появления фотографии и автоматизированных устройств для их экспозиции и печати, можно задаться вопросом о том, было ли будущее за черно-белой или цветной фотографией? Для наших отцов и дедов этот вопрос был однозначным. До конца столетия он вообще не рассматривался, так как существовало только черно-белое производство фотографий, заслуживающее тогда наивысшего признания, а использование  мастерами в технологии изготовления фотографий одновременно каучука, угля и бромового масла было далеко от реальности. Вскоре были сделаны первые шаги в области цветной фотографии, хотя это был долгий и трудный период, но несомненно это были новаторские достижения, которые в тридцатых годах окончательно привели к прорыву в сфере цветных фильмов. И вот прошло уже столетие после грандиозных достижений, было вложено огромное количество средств и построено множество фабрик- согласно статистикам и исследованиям в области рынка-  ответ очевиден: будущее принадлежит коммерческим цветным фильмам. Благодаря ярким краскам фильмов, снятых на обратимой пленке для проекции, негативы могли служить альбомными фотографиями и декоративными украшениями на стенах. Может ли черно-белый фильм выдержать  такую конкуренцию, не обладая всеми преимуществами в передачи подлинности природы и воспоминаний, прежде всего на фотографии с видами гор? Довольно удивительно:  но может. Но  фотоальбомы, журналы, выставки  говорили об обратном. Ведущие позиции завоевывала цветная фотография - основанная на традициях черно-белой фотографии – начиная еще с детских ботинок. Время от времени можно было найти собственную печать, но все это было в процессе эксперимента. Даже многообещающая статистика, исследующая и дающая только количественные показатели, может вводить в заблуждение. К тому же наибольшая выгода цветной фотографии с видом на горы состояла и в ее одновременной повышенной опасности: но снимки  природы были лишь ее бледным подобием. Напротив, «перенос изображения на цветную пленку» способствует передаче всей палитры красок горных пейзажей, оттеняя все их великолепие и грандиозность в высшей степени,  в сравнении со скупой серостью черно-белого фильма, передающего лишь достоверно поверхностно-отвлеченные цвета явных сюжетов. Поиск чистых форм и структур снятых кадров служит для выражения редкой выразительности и проникновенности. На черно-белой фотографии легко узнаваем почерк фотографа по его неповторимости, его «видение» достигается своеобразной экспрессией.

Когда человек - альпинист и связан с горами и природой, он может быть деловитым  или лирически-сентиментальным как «странник на лоне горной природы». Он когда-нибудь должен решиться сделать свой кадр цветным или же черно-белым. В общем, сделать всё естественным и правильным с технической точки зрения не проблема, всё зависит от длительности процесса, также как и сосуществование ярких и черно-белых цветов. Здесь условие изменяется. При помощи света создается контраст черно-белых тонов и исключается контраст  ярких оттенков. При этом в зависимости от задачи мы выбираем либо «цвет», либо «форму», которые очень редко бывают совместимыми.



Разговор о черно-белом снимке

Когда и как появились фильтры?

Наши современные черно-белые пленки дают краскам в природе широко распространенную «правильную» серость.

Абсолютно неправильным было полагать, что использование фильтров исключалось,  по меньшей мере, в «документальной» горной фотографии. Но с другой стороны, это постоянно повторялось, и мы определенно не хотели «правильного переноса цветов», потому что он не соответствовал нашим представлениям о «красивой фотографии». Мы мечтаем о зеленых альпийских лугах, которые нравятся нам и яркими под голубым небом, и темными у подножия гор, даже, несмотря на то, что не обладают достаточной насыщенностью коричневых оттенков, нравятся нам пейзажи с горных вершин, которые мы по возможности делаем в безоблачную погоду. Нравится нам фотографировать иней и первый снег во всем их великолепии, и снимать это без фильтра, который делает оттенки более насыщенными, практически невозможно.

Фильтр является достаточно капризной вещью. Существуют светло-желтый, желто-зеленый и светло-зеленый фильтры для настройки уровня цвета, с их помощью можно различать лучше серые тона на снимке, сфальсифицировав визуальное восприятие, к тому же не требуется штатив. Существуют так же оранжевый и красный фильтры, которые повышают яркость, и с помощью которых создается неестественно-художественная контрастность (так же без использования штатива). Впрочем, знали ли бы вы, что наивысшая степень очистки атмосферы обуславливает наиболее продуктивное действие в горах, например, на равнинной местности? Когда используется желтый фильтр, зачастую достигается повышение контрастности, если бы съемка происходила в помещении, то потребовался бы оранжевый фильтр. Итак, некоторые из этих фильтров являются незаменимыми средствами для приглушения света, лед либо снежная горная вершина могут значительно увеличить яркость света- собственно за две десятых секунды и при наличии наименьшей диафрагмы можно предотвратить передержку. Другой крайностью являются моментальный снимок во время вечерних сумерек или на теневой северной стороне склонов гор, когда требуется бешеный пульс и наименьшая выдержка при съемке без штатива и следует время от времени воздержаться от использования фильтра. Таким образом, в таких случаях  можно говорить об абсолютной цветопередаче. В наличии имеются фильтры либо уже в виде фото и видео камер, либо в специальных модификациях  всевозможных размеров. Все в порядке, если эти фильтры имеют в комплекте цветные стекла с неотражающим покрытием, так же если в комплекте присутствуют крышечка и оправа со штыковым креплением, для того чтобы абсолютно ровно установить объектив.

В конце концов, для того чтобы защитить встроенный фильтр дорогостоящего объектива от пыли, грязи и повреждений, каждому необходимо знать, что его камера находится в суровых условиях, когда съемка происходит на скалах либо на льду.

Инфракрасные лучи  уже не диковинка.

Съемка в невидимом спектре, показывающая то, что недоступно «человеческому глазу» и оставляющая неизгладимое впечатление от кадра, относится к области инфракрасных фильмов.

Пленочный материал, который необходимо предоставить для горной фотографии, используется из-за трудностей то достоверно, то ошибочно. Усвоение фотографией спектральной области инфракрасного излучения в высокогорных цепях варьируется  приблизительно от 700 до 1000. Из этого следует, что инфракрасное излучение, являясь невидимой частью солнечного света, приводит к настоящей тепловой радиации. Для осуществления фотографической задачи в спектральной области между приблизительно 700 и до 1000 (либо примерно от 7000 до 10000 ангстрем) используются специальные эмульсии, которые обладают  в противоположность обычным черно-белым эмульсиям коротким сроком службы. Поэтому они в фото индустрии в большинстве случаев  заказываются. Инфракрасные эмульсии являются чувствительными к голубым лучам, за исключением использования в длинноволновых инфракрасных спектрах, для этого необходимо использование собственного инфракрасного фильтра, который называется  рубиновый или черный фильтр из-за его предельной плотности. Время выдержки-перемещения соответствует типу фильтра с зумом от 16 до 64. Отсюда следует, что инфракрасные лучи обладают другим фокусом в сравнении с нормальным светом (в объектив нашей камеры были внесены поправки) и не все попадает в область фокуса. Для точной наводки на резкость необходимо, по меньшей мере, выдвижение объектива. Лейка и некоторые другие объективы имеют  с этой целью  инфракрасную точку на шкале расстояний, инфракрасные фильтры снабжаются при помощи рефракции, которая компенсирует разницу в фокусе. Они являлись исключениями, заслуживающими похвалу. В большинстве случаев выдвижение объектива при инфракрасной съемке должно было компенсироваться сильным диафрагмированием объектива, причем разница в фокусе исправлялась через повышенную глубину резкости. Радикальное засорение фильтра, относительно незначительная светочувствительность к эмульсиям (наибольшее число 13-16 по ДИНу) и сильное диафрагмирование объектива делают инфракрасную съемку невозможной. Поэтому устойчивый штатив - это необходимость. По мере необходимости (и в альпинистской практике, когда не представлялось возможным переносить тяжелые штативы) на вершине горы устанавливался камень, также использовались портативный штатив с клеммами либо ледоруб с шурупом, поскольку спусковой трос и автоспуск штатива не были  забыты.

Благодаря способности инфракрасных лучей проникать сквозь  атмосферное испарение и туман определенной плотности, стало возможным делать снимки высокогорных пейзажей намного точнее и ярче при помощи инфракрасной пленки, поскольку в этом случае сама по себе она является очень сильно отфильтрованной панхроматической пленкой. Голубое небо (и вода - которые мы видим на снимке- это  отраженный дневной свет) демонстрируют темные тона вплоть до черного, едва отражая голубое небо инфракрасными лучами. Хлорофилл в зелени, траве и других растениях (но не в хвойных растениях!) почти полностью отражает инфракрасные лучи и проявляется на инфракрасном снимке почти белым. Этот эффект «хлорофилла», а именно «снега» в сочетании с чернотой неба характеризуют тот факт, что инфракрасное излучение отражается в видимом спектре от разных поверхностей по-разному. К нему принадлежат значительные и наиболее интересные деформации привычных светло-темных тонов на инфракрасном горном снимке, для того, чтобы воспроизводить не отражающиеся задымленные тропы, дороги, открытое пространство и древесину (избушки). Теневые части не требуют прорисовки, где светло-темная контрастность претерпевает дополнительное усиление. Сияющие на солнце сооружения на природе  окончательно выглядят,  как погруженные в лунный свет, - это эффект, который является в художественной горной фотографии формообразующим элементом первого уровня.

Противник резкости – Ультрафиолет

Также, находящейся в  невидимом спектре физической противоположностью инфракрасному излучению, является ультрафиолетовое излучение, тот спектр света, который делает нашу кожу загорелой и агрессивно воздействует на нее, к тому же он независим от частиц дыма и пыли в атмосфере, которые сдерживают фильтры в городах. На больших высотах ультрафиолетовое излучение повышает интенсивность, которая разрешает фотографическую проблему. Как в инфракрасном спектре, так и в ультрафиолетовом изменяется главный фокус, находящийся в видимом спектре съемки. Разумеется, первый находится в противоположность второму - перед сужением объектива. Но эффект одинаков: отсутствие резкости на снимке. При инфракрасном излучении не используется ультрафиолет для воспроизведения кадра, также не требуется в некотором смысле корректирование снимка. Рассматривается все больше возможностей для исключения, и изменяется для этой цели,  так называемый, предохранительный фильтр перед объективом камеры. Это бесцветные стекла с ультрафиолетовым поглощающим действием, которые не продлевают время экспозиции и годятся, равным образом, как для цветных, так и для черно-белых снимков. Важно, что большинство фильтров выполняют почти одинаковые функции, например, корректирование тона и цвета либо улучшение тона, одновременно с  ультрафиолетовым поглощающим действием. Необязательно использовать такие фильтры с добавочным ультрафиолетовым светофильтром. У большинства современных высокопроизводительных объективов используются ультрафиолетовые поглощающие стекла для оптических изображений. Такие объективы не требуют специальных ультрафиолетовых светофильтров.

Едва известный: поляризационный фильтр.

Одни обстоятельно называют его полным именем, а другие на жаргоне зовут его «Низкочастотный». Но каждый имеет в виду одно и то же: фильтр для как черно-белого, так и для цветного снимка, который по праву считают « волшебным фильтром». С его помощью можно «гасить»  блики и отражение с неметаллических поверхностей. Тот, кто хочет снять с помощью низкочастотного фильтра горное озеро, отражающееся от поверхности, или блестящую структуру дерева старого домика в горах во всей их красоте, без фильтра не обойдется. Но возможности применения этого фильтра на этом не заканчиваются. Ярким примером является пейзажный снимок, на котором заметно контрастное увеличение эффекта, без изменения тонов. Снимки пейзажей с туманными далями в черно-белом фильме так же хороши, как и горные фотографии в цветном, на которых при помощи фильтра распознаются незапланированные сияющие краски. Особенно удивительно изображаются  в насыщенных красках яркая горная природа и голубое небо, при этом они выглядят вполне естественно.

Поляризационный фильтр состоит из двух параллельно находящихся друг к другу фильтровальных дисков, помещенных во вращающийся патрон,  и в которые установлена лучевая дифракционная решетка. Через соответствующее вращательное движение фильтровых дисков (до положения дифракционной решетки под правильным углом друг к другу) преграждается встречный свет к объективу- отражение прекращается. Благодаря вращательному движению патрона «погашение» отражающего света может происходить непрерывно и в хорошо продуманной дозировке. Благодаря зеркальному фотоаппарату стало возможным контролировать желаемый эффект с матовым стеклом, при помощи шкального фотоаппарата тоже, таким образом, что фильтр находиться перед глазами, и патрон достаточно долго вращается, достигая нужного градуса             «погашения». Затем в точном положении фильтр устанавливается перед объективом. В соответствии с этим различается и время удерживания экспозиции. Оно варьируется согласно уменьшению градуса от 0 до 2,5 x.

Рассказ о …..

О вкусах не спорят: цветопередача

С цветами все обстоит так же,  как и с музыкой: только немногие обладают «абсолютным совершенством». В наши дни восприятие цветов довольно субъективное. Мы видим цвета такими, какими мы их хотим видеть, такими, как нам диктует наше воображение. Как следствие, снег у нас белый, трава- зеленая, небо- голубое. А потом удивляемся, почему цветной фильм создает у нас совершенно другое мнение. Когда в фильме изображаются снег и растительность именно голубыми (потому что они отражают цвет неба), когда виды природы предстают перед нами зелеными (потому что снимались в тени листвы) либо желто-красными (на закате солнца). Все настолько субъективно, это уже не наше видение, а определенно задача цветного фильма.  «В нем есть изюминка» подразумеваем мы и пытаемся распознать ее. Например, при помощи фильтров,  а с ними гораздо удобнее и проще, освещение для  фильма перекрашивается, вместо того, чтобы наоборот снимать только в определенное время дня, когда освещение является «правильным» в этот момент для кадра.

По-иному обстоит дело с цветами, «рожденными» в фильме, придающими цвет фильму в процессе съемки либо  создающимися в дальнейшем процессе развития. Эта натуральная окраска фильма зависит от производителей. Она варьируется от нежных постельных тонов до насыщенных, плакатных цветопередач. Как определяются цвета большинством стран-производителей товаров   с их мнимым чувством цвета, становится понятно через словоупотребление, например, в Америке и в Европе. Из этого становится ясно, что не бывает как «идеальных цветов», так и «идеальных» камер. Самая лучшая цветная пленка была создана искусственно, ее создание было продиктовано эмоциями, и которая подходила нам больше всего в свете современных тенденций: « Ведь о вкусах не спорят».

От цветной корректуры…

Необходимо было считаться с тенденциями, связанными с цветной пленкой- напротив же цветоискажающий оттенок старались избегать. Наиболее часто (и в то же время самый простой способ для преодоления) применяются оттенки голубого, которые проявляются в полдень либо в тени, отражаясь от голубого неба, так же применяются оттенки от красного до желтого при обычном положении солнца над горизонтом. В обоих случаях различается «температура» при съемке, которая должна быть меньше либо больше для создания «идеальных условий съемки» при дневном свете, настраивая цветную пленку дневного света под эти условия.

В противоположность голубым применяются красноватые либо светло-розовые  фильтры, но красно-желтые оттенки корректируются голубыми фильтрами.

Оба типа фильтров не требуют либо требуют незначительное продление времени экспозиции. Становится ясным, что в случае с горной фотографией корректирование цветового баланса не требуется: например, запечатляя закат солнца на меркнущем горизонте.

   


Цветная пленка

… переход к цвету

С насыщенным красным или голубым фильтром  можно свет снимка «перекрасить», что возможно при использовании дневного света, света от лампы, или искусственного света при дневном освещении.  Однако, потеря светочувствительности создает дополнительные проблемы и требует использование более устойчивых к свету объективов.

 Необходим спецфильтр.  Также как  и в черно-белой съёмке, существует большое количество ультрафиолетовых лучей, на которые остро реагирует объектив  и требует использования УФ-фильтров…

Также как и в черно-белой,  так и в цветной съёмке,  необходим  поляризационный фильтр при погашении отражении или бликов или,  наоборот, поднятия уровня контраста без изменения цвета…

Что еще следовало бы сказать:

· Покупайте черно-белую или цветную плёнку перед началом отпуска  у ваших консультантов по камерам  - никто не знает, какие старые плёнки продают в горных хижинах.

·   Никогда не кладите плёнку на солнце, всегда держите в тени или в камере.

·  Проявляйте цветную плёнку как можно быстрее – скрытое фото под слоем раствора никогда не вернуть обратно.

·   Оградите ваши снимки от экстремально колеблющихся температур. Иначе это может привести к конденсату или хрупкости!


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru