Экспедиционная фотография



Немецкая горная фотография 1970-1975 гг.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Перевод с немецкого


Источник: "Alpinismus" №1, Мюнхен, январь 1970 г.


             Зимний Хохшваб известен, прежде всего, своими привлекательными лыжными трассами. Но гости откроют для себя также и освоенные лыжные центры с кресельными подъёмниками и буксировочными канатными дорогами, например, на Бюргеральм (вверху, фотограф: Фюрст). Слева Фёльцальм с Кляйн Винкелькоген и Шартеншпитце. Фото: Отмар Валич



__________________________   


Источник: "Alpinismus" №2, Мюнхен, февраль 1970 г.


Огромную радость от горнолыжного спорта может испытать только тот, кто  обладает простейшими навыками движения на лыжах. Эти базовые знания должны преподаваться в лыжных школах. Фото: Манфред Узельманн, Рёбильд/Хартиг



«Классический» снежный надув на Бьянкограт Пиц Бенина. Справа на западе наветренная напорная часть гряды с маленькими ветровыми застругами, слева на востоке тыльная часть гряды. Слоистый надув был подвержен сильному воздействию струйных потоков, образовались ледяные сосульки. Оба надува, меньший впереди и больший сверху, чётко отображают последовательные нанесения слоя за слоем, в то время как находящиеся снизу пачки пластов под нарастающим давлением осели, а в слоистом основании большого надува уже даже превратились в фирновый лёд. Наличие небольших вертикальных трещин подтверждают это и в то же время указывают на вероятность небольших ледяных лавин. На заледеневшем остром гребне видны следы подъёма, которые огибают надувы, не отклоняясь влево, уверенно следуя  контурам надёжной нижней части.


Элегантные надувы являются типичными  наносами особо опасного вида на горных хребтах. Кому недоступен, как здесь на фотографии, вид сбоку, тот вряд ли подозревает, как далеко выступают готовые в любой момент обрушиться свисающие массы снега. Маленькие снежные рулетики на холодном, пусть и хорошо освещенном солнцем снежном покрове, свидетельствуют о смещении центра тяжести и неустойчивости лавинного склона, так как непосредственно под навесами, на преимущественно очень крутых обратных скатах в так называемых «снежных мешках» собираются большие массы снега, клиновидно сбегающие вниз, которые готовы обрушиться при малейшей нагрузке. Обрыва даже небольшого навеса достаточно для начала движения опасной лавины. На горе Фюрс в Флюмзенберген был искусственно вызван обвал навеса объёмом всего в 100 кубических метров, что вызвало схождение лавины объёмом снежной массы в 25 000 квадратных метров! Снимок сделал Ив Темпль на Пик ду Гар в Пиренеях.


Даммашток (3629,9 м) в Уриских Альпах с северной стороны, со стороны Шнееешток 93608 м). Даммайох, седловина между двумя  вершинами (ок. 3560м), окаймлена мощными и опасными наносами, которые поднимаются к Даммашток и ближе к вершине переходят в навесы горных хребтов. Справа – запад и Люв, слева – восток и Ли.

На плато бухтообразные углубления надувов особенно коварны, что хорошо заметно по самому большому углублению. Опытный альпинист чётко распознает, что широкая дуга надува уже слегка осела и надтреснула, хотя расщелина вновь завеяна снегом. Лыжня на Даммашток, поэтому предусмотрительно отдалена от края наноса.


__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №3, Мюнхен, март 1970 г.


Штубарские Альпы считаются раем для лыжников  Теперь, к тому же, они должны стать круглогодичным прибежищем  для  любителей скоростного спуска. Фото: Отто Шимпп,  Мюллер-Брунке



К2. (8611 м) от Невшателя, с высоты 6600. Фото: Луиджи Амедео ди Савойя / архив Дюренфурт



Западная сторона К2 (8611 м) верхнего ледника Савойя. Слева седловина Савойи (6666 м), справа «Ангел»  (6805 м). Фото: Витторио Села / архив Дюренфурт


__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №4, Мюнхен, апрель 1970 г.



__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1970 г.


Восход солнца над верхней долиной Венеон.


Ледник-де-ла Пилате и Ле Банс с горным приютом на переднем плане.


Палаточный лагерь в Валлон дю Клос дес Кавалер; скалолазанье на Восточном гребне Тет Норд дю Реплат, на заднем плане группа Экрин. Фото: Феликс Гермайн

Анонс следующего номера:



Альпинисты и горнолыжники постарше знают, что гребля на байдарках относится к классической альпийской тройной комбинации– ГОРОВОСХОЖДЕНИЕ, ЛЫЖНЫЙ СПОРТ, СКОРОСТНОЙ СПУСК НА БАЙДАРКАХ. Со времён последней войны в альпинистских кругах туризму на байдарках, относящемуся к самым оригинальным приключениям, перестали уделять внимание. В АЛЬПИНИЗМе  скоро появятся сообщения и об этом компоненте альпийской тройной комбинации, пока в каждом номере на двух страницах. Уже в следующем номере мы дадим вам полную картину этого замечательного вида спорта.



Рисунок  Вальтера Каргеля.

_________________________   


Источник: "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1970 г.



Ню в горах

В 6 номере АЛЬПИНИЗМа за 64 год мы опубликовали красивое  горное ню-фото  – ставшую известной «Фотографию девушки», по поводу которой несколько дюжин читателей устроили жуткую почтовую перепалку. Херберт Риттлингер, известный фотограф и публицист-путешественник, написал для нас очерк об обнажённой натуре на фоне горного пейзажа. Кого при рассматривании его ню фотографий посетят непристойные мысли, тот сам на себя навешивает клеймо неприличного человека.



Вверху: Кто в жаркий летний день не был бы очарован водопадом и его свежестью? Кадр, задний план которого не нуждается ни в обоснованиях, ни в символах.

Внизу: У речки.  Мощно струящийся горный поток доминирует в кадре. Но только грациозная естественность девушек в нечёткой растушёвке на переднем плане придаёт фотографии оттенок вечно поэтического. Фото: Херберт Риттлингер


Фото: Херберт Риттлингер

Наверху без одежды – холодно

Теперь тема «Обнажённая натура на фоне природы», конечно же, повсеместно варьировалась фотографами и художниками, не только на скале Лорелеи, но и в других местах, в солнечных горах и, время то времени даже на горных вершинах, в уединённости ледников, где иногда достаточно холодно. В таком окружении актёры обычно всматриваются вдаль или изображают другую символическую ерунду. Обнажённое тело на фоне окутанной туманом горы у меня лично, с одной стороны вызывает озноб, а с другой стороны – мысли о Фидусе.

«Фидус», чьё настоящее имя Хуго Хёппенер, был художником в эпоху (сегодня опять ценимого и обожаемого) немецкого модерна. Его самой известной картиной была романтично-драматическая стилизованная скала Валькирий, категории сложности V. На ней обнажённая девушка во весь рост – или подросток: так как сзади нельзя различить – с волнистыми волосами и поднятыми руками. Эта «молитва к свету» является смесью немецкого модерна и разочарования в сексе на рубеже веков, захватила поколения молодёжных движений, фотографов и, конечно же, альпинистов. На многочисленных художественных воспроизведениях подростки или молодые девушки вскидывали руки вверх, орудовали камнями или другими твёрдыми предметами или своенравно метали копья в тучи горного мира.

Какими красивыми были эти фотографии!

Пафос, преувеличенно охвативший нас сегодня, привёл к тому, что вся эта серия была представлена в самом чёрном свете. Я так не считаю.

Потому что, конечно же, в каждую эпоху были мастера и произведения, которых можно понять только исходя из реалий их времени, и только благодаря нанесённой патине они сохранились и продолжают оказывать действие.

Изображение обнажённого тела – это древняя тема искусства живописи. С самого начала – то есть вот уже ровно 130 лет – оно стало серьёзной темой фотографии. (Несмотря на порнографию, которая была всегда, только не так доступна, как сегодня, и которая, как известно, рассчитана на самых непритязательных. И несмотря на – уже ступенькой выше – сегодняшний «секс», который всё-таки – ещё ступенька выше – уже может быть занимательным).

Как одно из направлений противопоставление обнажённого человека дикой природе, конечно же, является абсолютно легитимной темой фотографии как художественное средство выражения. Даже не подверженное влиянию моды.

 

Обнажённая домохозяйка или символ?

Человек и «абсолютный пейзаж» контрастируют друг с другом. Чёткая диагональ фотографии растворяется наклонной горизонталью рук и «абстрагированного» в отблесках прозрачной воды тела.

Теоретически, обнажённую модель можно поставить где угодно и фотографировать её в чёрно-белом или цветном изображении, при условии, что не подглядывают посторонние и не возмущается общественность. Можно поместить модель в самую адекватную для неё спортивную среду – и всё испортить или же вызвать у других только скуку. Можно разместить её в самом неподходящем, чуждом окружении и – в зависимости от таланта фотографа – сделать захватывающий снимок. Как вписываются сюда наши горы? Как они не должны бы сюда «вписываться»! Даже если не перед самым восхождением, даже если не на маршруте шестой категории сложности. И даже копьё Вам не нужно специально брать с собой. И хотя символы всё ещё относятся к высоко ценимому и неистребимому ассортименту мотивов, от этого они не становятся более качественными. Наносная символика была в живописи, и уж тем более в фотографии, всегда неудобоваримой. А именно потому, что символы должны олицетворять хотя бы немного вечного – что не даётся легко ни одному изобразительному жанру, а фотографии так вовсе нет. Если же отбросить поиски смысла, и просто запечатлеть свою подругу, снимающую рюкзак, чтобы освежиться в водах горного ручья, или весной становящуюся на жёсткие лыжи и подставляющую лицо солнцу, то эти милые снимки не должны оставаться только лишь в распоряжении обнажённой женщины (которая несмотря на или именно благодаря её обнажённости может выглядеть действительно очень привлекательно). В зависимости от идеи фотографа обнажённой натуры, это может быть представлено в очень высоком стиле.

Трудная – но красивая тема

Конечно же, в фотографиях ню, которые всегда серьёзно воспринимались знатоками, уже выбор природы и ландшафта вокруг обнажённого тела может иметь такое же пронзительное воздействие, как и передача символов при помощи жестов. Потому что обнажённый человек так или иначе является символом – от самого пошлого секса  до привлекательности или несостоятельности. И частичкой природы человек остаётся всегда – даже, если он забыл об этом. Растительность и живность, деревья и горы, луга и леса и свежесть совершенно случайно еще не денатурированного горного ручья принадлежат ему так же, как электроника и база данных и автомобиль и телефон и тоска по утраченному раю, с которым нет связи, потому что он именно сейчас перепрограммируется.

Мир гор состоит не только из скал и льда, но из воды и – как здесь в Севенне – из растительности. Идеальный фон для обнажённой натуры. 

Как и где он, нагой и естественный, ещё может утвердиться, в мире гор и долин, которые есть чем-то большим, чем просто «задний план», это не является проблемой. И в фотографии, если она претендует на соответствие высоким требованиям, это вопрос выполнения задачи и, конечно же, (фотографического) видения…

В этом смысле опубликованные здесь фотографии не все являются «шедеврами». Они и не должны ими быть. Но они должны послужить толчками, над которыми стоит поразмыслить.



__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1970 г.


__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №8, Мюнхен, август 1970 г.


Эрих Вебер

Бивак

Вам приходилось когда-нибудь фотографировать ночной бивак? Нет? А мне пришлось. Как это случилось? Повод был следующий: был объявлен конкурс. Тема: Музыкальные инструменты в играх и спорте.

«Ты ведь играешь на губной гармонике! Это как раз для тебя!» С того времени, как я однажды стал победителем фотоконкурса, все мои друзья чувствуют себя обязанными сообщать мне о каждом таком событии.

Но идея меня захватила. Понятно, что это должно быть оригинально.  И вдруг пришла спасательная идея. Где-то я однажды слышал о романтическом биваке, где под полной луной кто-то исполняет нежные мелодии на губной гармонике. Я никогда полностью не верил в эту историю. Ведь стоянка биваком не самое приятное дело. Приходится разрешать массу неудобств. Мой опыт подсказывал мне, что исполнять концерт на гармонике в таких обстоятельствах – мало желания. История казалась из ряда вон выходящей, и уж точно никому не пришла в голову идея всё это сфотографировать.

Снимок нужно быть сделать, в этом не было сомнений. Перед моим внутренним взглядом уже стоял образ: ночь, выступ скалы, сидящий у стены альпинист, рядом мешок для бивуачных принадлежностей, в руках губная гармоника. В стене несколько крюков, карабины, скрученная верёвка, горит свеча. Возможно, на заднем плане полная луна.

Ну, поскольку мы и так на каждые выходные выезжали, я надеялся, что вскоре представится удобный случай. Но неделя проходила за неделей, одна вылазка следовала за другой, а о фотографии на биваке уже никто и не вспоминал.

И вдруг мне случайно попал в руки бланк заявки на участие. Одни выходные ещё были в запасе. Я обговорил идею с Францем

«Это очень просто», утверждал он. «Мы пойдём в школу скалолазанья, ты расставишь свой штатив, я буду изображать альпиниста, и мы протолкнём это дело!»

«Значит, в воскресенье».

В следующее воскресенье дождь лил ручьём. Я уже видел свой бивачный снимок плавающим в потоках непредвиденного дождя.

Вдруг меня пронзила мысль. И как я не додумался до этого раньше? Ведь целые фильмы – даже фильмы о горах – снимаются в павильонах. Люди уже знают, почему. Сказано – сделано.

«Сегодня мы устроим бивак в гостиной», сказал я свое маме. Она, привыкшая к заботам, только кивнула головой. «Я натоплю там, уже довольно прохладно». Тогда я позвонил Францу: «Мы сегодня всё же расположимся биваком», с гордостью сказал я ему.

«В такую погоду? Ты сошёл с ума? Я и не подумаю никуда выезжать».

Выслушав мой план, он успокоился. Следующим шагом было создание декораций. Самым важным реквизитом, конечно же, была «каменная стена». Обследовав ближние окрестности, и не увидев ни одной поддающейся транспортировке «скалы», я понял, что единственная возможность – нарисовать её.

После множества неудачных попыток, испортив метры упаковочной бумаги, мне удалось, наконец, соорудить подобие стены. «Как она тебе?» спросил я маму. «Зловеще».

Я расценил это как положительный отзыв и постарался с помощью куска картона придать стене необходимую стабильность.

Наконец пришёл Франц. «Мы расположимся в первичных породах или в известняке?»

«Здесь мы проведём ночь».

«Сюда ещё нужен крюк, для фонаря, подожди, я сейчас дорисую расщелину».

«Согласно нашей методике крюки излишни, в молотке нет необходимости, всё, что тебе нужно – это хорошо заточенный карандаш».

«И точилка».

«А что с моей луной?» поинтересовался Франц.  Я жестом показал на улицу. Снаружи дождь стучал в окно. «В такую погоду?»

Профессиональным взглядом мы проверили последние детали, выключили свет, зажгли фонарь.

Через окошко видоискателя всё выглядело не так уж и плохо. Мы почти забыли самое главное – губную гармонику.

«Работа в ателье имеет свои преимущества», заметил Франц после шестого снимка.

Бивак, который им не был, находился за нашими спинами.

Кстати: фотография получила премию.


__________________________ 


Источник: "Alpinismus" №1, Мюнхен, январь 1971 г.

__________________________  


Источник: "Alpinismus" №4, Мюнхен, апрель 1971 г.

 

На шестом уровне сложности (SEXten Grad – игра слов, выражение переводится как «шестой уровень сложности», где SEX (звучит так же, как sechs – «шесть») означает «секс»). 

Альпийский союз Рот

_________________________


Хижина Франца Зенна, названная так в честь известного «ледникового пастыря», является одной из самых старых и наиболее часто посещаемых хижин в Штубайской долине. Фото: Роберт Лебль

   

В огромной межгорной котловине, окруженной со всех сторон горами Цуккерхютль, Вильдер-Пфафф и Зульценау-Фернер (левая половина снимка), а также Шауфельмидер и Фернауфернер (правая половина снимка), лежит Дрезденская хижина. Аэрофотоснимок: Франц Торбекке

В ледяном разломе ледника Зульценау. Фото: Роберт Лебль

Тур на лыжах в Штубаи: подъем к Широкому Грискогелю напротив Шранкогеля. Фото: Ганс Шмид


________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1971 г.


Вот на таком же первоклассном уровне должна смотреться каждая хижина. Слева: хижина Брентай, на заднем фоне – Крозон-ди-Брента. Фото: Венцель Фишер, Жан Буржуа

Альпинистские школы

Около 20 лет назад простые смертные альпинисты едва ли знали о том, что такое школа альпинизма. Сегодня альпинистские и альпийские школы вырастают как грибы после дождя на альпийской земле. При этом пока еще не существует единых законов для альпинистских школ, так что приходится внимательнее изучать заведение, прежде чем садиться за школьную парту. После подробных исследований при сотрудничестве с Куртом Грамером мы в состоянии передать только общую картину альпинистских школ.

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1971 г.  




________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №8, Мюнхен, август 1971 г. 


Идеальная женщина-альпинист

Все больше и больше мы встречаем в горах представительниц «слабого пола»: во время стоянки биваком (слева вверху), в начале восхождения (вверху в центре), во время стоянки палаткой (внизу справа), на самых крутых каменных стенах, где дамы  появляются неизменно «часто», и, разумеется, во время высокогорных походов, где на станциях порой вновь подтверждают свою «слабость» (внизу). Женщина в горах давно считается обычным явлением; женоненавистники, к которым относился даже Пауль Пройс, могли частично вымереть, потому что пока как ходят слухи, что «комбинированный» поход в горы также может иметь свою прелесть.


   

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1972 г. 


Фотография месяца

Многим читателям не хватает нашей традиционной рубрики «Фотография месяца», которую мы публиковали в изданиях прошлых лет. «Сегодня, когда всюду главенствует изображение, ALPINISMUS тоже должен приобщиться к настоящей фотографии, к хорошему черно-белому снимку», - пишет Хайнер Дильке из Гамбурга. Мы постарались, коли уж 3-я обложки не может быть обоснована иначе, приобщить сегодняшнюю рубрику «Портрет месяца» к главной теме выпуска. Здесь помощены фотографии к статье «Во льдах». Снимок раскрывает «внутренний мир» бергшрунда: глетчер Алибек, Западный Каваказ. Снимок сделан пражским фотографом Вилемом Хекелем, погибшего вместе со совими 14 товарищами во время схода гигантской ледяной лавины в 1970 г. в Перу. На снимке видны разнородные слои снега, еще не превратившиеся в лед. Следовательно, перед нами типичный бергшрунд – краевая трещина в врехней части ледника, вблизи горного массива. Под поверхностью снега отчетливо видны три тонкие темные полоски, сформировавшиеся в летний период. Слои снега между группами этих полос говорят о том, насколько снежной была та или иная зима.

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №10, Мюнхен, октябрь 1972 г.



Драматичная фотография

…это фотография, сделанная фотоаппаратом Canon. Абсолютная уверенность в качестве позволяет фотографу получать первоклассные снимки даже в экстремальных условиях. Объективы на выбор и удобство управления дают неограниченную свободу действий и позволяют добиться полного воплощения замысла.

Фотографы всего мира знают это. Они доверяют Canon – и добиваются успеха. Продажа только через авторизованные магазины фототехники.



Фотография месяца

Солнце, снег, уединение: высокогорный лыжный маршрут в Рэции (см. путеводитель ALPINISMUS 10/72), восхождение от вершины Штрела Пасс под Давосом к Хёрбшхютте (альпийская хижина). Надеемся, что наступающая зима не станет снова антизимой! Фото Тони Хибелер

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №1, Мюнхен, январь 1973 г.


Солнце, Снег - высоко в горах

Наш словацкий фотограф Александр Люци,  который уже в течение нескольких лет живет в Базеле, сделал фотографии своих товарищей в контровом свете во время катания на лыжах в горах. Но его объектив Yashica  6х6с 80мм не смог достаточно полно захватить  солнце (вверху). 3-х франковая монета помогла  Люци  при увеличении контуров солнца (посередине), но и этого было тоже недостаточно. И тогда желаемого эффекта он достиг с помощью пятифранковой монеты (внизу) – так дешево солнце еще никогда не стоило!

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №4, Мюнхен, апрель 1973 г. 


Ардече  в разгар сезона пользуется спросом у дачников, которые из Валуна пускаются вплавь на  огромных надувных лодках вниз по ущелью. Даже в середине лета там мало воды. Для экскурсий идеальны весна и раннее  лето.  Сплавление по горным  рекам III-IV (примерно 40 км).   Фото: Ханс  Кремсленер.



________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1973 г. 

Долина Тарфала

    

Хижина в Катовице с Хохальмкеес, Каменным Мадлем, Снежным Эйгером Хохальмшпитце, Праймльшпитце. 

 

Фото вверху: туристическая база  на краю высокогорной долина Тарфала, за ней ледник и озеро с теми же названиями; горы здесь достигают 2076 м высоты.


Фото вверху:  высокогорная долина  Тарфала (1200м); впереди  геологическая станция.

Внизу: хижина; сделана из березовых стволов, коры, травы. 



________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1973 г. 


Гельмут Шарцингер

Последний канат


Завеса из облаков резко поднимается, освобождая гору Валькерпфайлер. Так некоторые гости очень удивлены.

Я один. Это случается, когда становятся старше и критичнее в выборе друзей.

В хижине с самообслуживанием царит пестрый беспорядок: красные и голубые пуховики, голубые газовые горелки, много кухонной посуды, длинная французская булка, и другая еда. Рядом – рыба (мой ужин), выглядит очень жалко.

Три белые курочки, очевидно, норманнского происхождения (голубые глаза и козлиная бородка), готовы к приготовлению супа с лапшой. За границей никогда не узнаешь, идет ли речь о земляке, если случайно не понять языка - зачастую только иностранец укажет на это. Очевидно, немцы не могут пахнуть за границей. К этому выводу я прихожу постоянно во время своих путешествий.

В любом случае мы договариваемся, так как я один, на следующее утро пойти на Эгюий Верт: еще очень темно. Фонари на голове прорывают сумерки только на столько, что можно увидеть следы впереди идущего. Я пережил ужасный день. Уже в течение первого получаса я заметил, что я не могу двигаться вперед  без тяжелой одышки. Между тем нас 5 немцев.  Все ждут меня. Я решаю вернуться.  Я коротко сообщаю об этом своему партнеру по канату: «Ты иди один. Я – на сегодня все. Вот, возьми мой канат и, смотри, догони остальных». Это был мой последний канат, который я  пронес через все свои бедные студенческие годы: 11 миллиметровый больше не сверкающий, но надежный перлон, мой канат. Мой первый, настоящий канат.

Я могу смотреть только на огни, которые ощупывают ледники. Сердце мое сжимается, но я утешаюсь тем, что, по меньшей мере, другие дойдут до вершины: В конце концов, они выглядят как альпинисты мирового класса. Медленно побрел я обратно к хижине.

Затем был длинный день. Около обеда возвращаются кандидаты в проводники из национальной школы альпинистов имени Эгюий Верт. В 21 час приходят «мои» друзья. Их северо-немецкие голоса слышны еще до того, как они появляются. Они быстро окидывают меня взглядом.  Ни дружелюбного «Привет, как дела?», только грубое: «У тебя плохой канат».

Ну, с меня хватит! Теперь я виноват  в том, что им понадобилось на 9 часов больше, только потому, что мой канат испортился. 

Я непроизвольно стал думать о Гималаях: Мы забыли паспорт на заснеженной горе  Тсеринг (4500 м) потому что  у него были плохие ботинки. Ночью была ужасная метель, мы провели эту ночь вчетвером  в снежной пещере, в 3-х днях ходьбы от ближайшего человеческого жилища. В конце концов,  ветром занесло вход, мы  могли умереть от удушья, но мне удалось выбраться наружу и разбудить остальных. В этот день нам удалось первое восхождение, первое на этом утомительном маршруте.  Мы так устали, что спустились вниз по 1000-метровому канату и остановились за 400 м до нашего бивака. Ни у кого больше не было сил подняться до Тсеринга. Наконец я поднялся. В своем тонком одеянии из ветра Тсеринг ужасно замерз. Он очистил  от снега все вокруг, собрал вереск и разжег костер. Молча я подсел к нему. Наконец-то он отрыл кусок колбасы в кармане своей куртки – последний, оставшийся у нас. Мы молча наслаждались его вкусом.

«Ну, что, успешно?»

«Да».

«Я рад».

Сколько миров лежало между  этими «у тебя плохой канат» и «я рад»!





Вид на  Кадинен  c вершины Цинне (вверху) Фото: Г. Мюллер-Брунке

Вид с Кол де Гент на   Аигуиллес Дру н. Верт . Фото: Ганс Шмид



 Спуск с Риф. Коуверкл , вид на Монблан. На ледниках. 



Не слишком завораживающие виды с разных ракурсов  для жаждущих гор молодых людей:
Лубо Брхль и Г.Лёбль.



Глокнер в лучах солнца - таким его видели все.

«Подъем на вершину Глокнер», - так звучала высокая цель. В соответствии с этим было согласованно снаряжение: скобы, ледоруб  ит.д. Все настроено на зиму. На зиму – да, но не на дождь, дождь и снова дождь.

В выходные мы встретились – из  молодежного отряда  -DAV, Маннгейм – в хижине Хофманна. Была отличная погода. Была. Вместе с нами пришел дождь. А с первыми каплями  дождя упало настроение. Он монотонно барабанил по крыше, как будто требуя войти внутрь. Туманная стена из облаков переплывала Тауэрн. Поскрипывая, мы идем по его следу, дрожим в его мокрых руках, становимся  в душе постоянно молящимися о солнце. Солнце – это обманчивый  свет. Утром третьего дня ухмыльнулся Глокнер сквозь стену облаков, заманивая, как Лорелея, снова прячась в кустистых облаках – как пожилой мужчина с новыми снежно-седыми волосами. Маленькая мечта: ветер прогоняет туман…



«Перспективы для ног»

Друзы  (на этом фото западная стена) являлись местом действия здесь описанного европейского вторжения:  французы, австрийцы и наш автор Андреас Опдаль со своим спутником по канату покорили северную стену  великого Дру.  Оба Друза были покорены в первый раз в 1878 и 1879 годах  и долгие годы считались внутренним понятием трудностей скал. Фото: Юрген Винклер. 

То, что ноги в горах – при пеших прогулках, поднятию по скалам, ходьбе на лыжах – несут на себе основную нагрузку, является само собой разумеющимся. Это знает каждый. При подъеме по скалам открываются реальные «перспективы для ног».  Например, в Бартриссе  в Lechnermauern на Ракс (1): застрявший в трещине ботинок. «Скалолазание Reibung на границе», -  писал Рихард Гойер из Вены, пропавший  в Джаулагири Dhaulagiri. Скалолаз  выбирается из ниши, похожей на пещеру, по выступу  наверх.  При подъеме, на поверхностях скал (2) второй на канате видит часто только ноги в лесенке или скалу до тех пор, пока канат, наконец-то, снова не придет в движение. – Или со своего места  при подъеме вместо лица видны только резиновые подошвы. (3). Если минимум несколько сантиметров носка подошвы стоят на скале, это успокаивает. – Менее успокоительно, если товарищ и его подошвы, вертикально над подстраховывающим, становятся все меньше (4),  - а высота – все больше. (Козон ди Брента, Виа деле Гуиде).





Фотография месяца

«Головокружительная фотография». Точнее: обманный  мотив, как каждый путник по лесу или лугу может  принять. Так как фотограф должен быть внимательным во время запечатления  кадра,  чтобы в нижней части не получить  гладкую землю. Здесь это не просто: у подножия Зульцфлу в Рэтиконе, где начинается отмеченный сокращенный путь от хижины в  Линдау до Рахен (Даенг - короткий). На заднем плане три башни друзы. Фото сделано, конечно,  во время спуска  после настоящего тура скалолазания на Зульцфлу. Тут мы протестировали длинные «гофрированные» - джинсы. С тех пор мы снова ходим  в брюках до колен, так  как они более практичны. Фото: Тони Хибелер



Фото показывает путь  во «внешнюю пещеру»  при выходе.  В тумане – массив  из одиннадцати гор. Некоторые самые высокие точки  этого пути – это пересечения крутых стен Хохбрунненшайда и массива из одиннадцати. Самые высокие вершины: Эльфершарте (260м) и Пассо дела  Сеентинелла. Фото: Вильгельм Р. Дитрих. 

Триумф! У нашего соседа, торговца всякой всячиной, Георга Шоихла есть машина. Только не завидуйте! Так как  Шоихлу она нужна. Каждому нужна машина, и только у одного она есть. И, кроме того – это из-за образования, географически выраженного, из-за расширения горизонта.

Для этого Георг и Розамунде Шоихл приводят убедительное доказательство. Например, доломиты. Что Шоихлы знали до этого о доломитах? Ничего, кроме того, что они видели в фильмах, и то, что один, который участвует в разговоре, должен быть в доломитах. Но сейчас они находятся под сильным впечатлением и возвращаются домой совершенно другими людьми, горизонт их расширился. Кто сейчас войдет в магазин, получи вместе с  сельдереем, кофе из винных ягод или маринованными огурцами великолепное описание путешествия, с советами, как полагается.




В ледяном лабиринте в большой пещере Шпильбергхёле. Бивак в пещере Шпильбергхёле.



«Европейское сообщество скалолазов». На вершине Замалы Турниа в польских Татрах. Ладислав Веселый (ЧССР), Крестав Моматиук (Польша), Паоло Консиглио (Италия) и Тони Гиблер. Фото: Тони Хиблер




Восточная стена – Монте-Роза, 3000 метров высотой – самая высокая стена в Альпах, 22-23 июня 1872 была покорена впервые. Группа, состоящая из Рихарда и Вильяма Пендльбури, Чарлза Тэлора, Жиованни Омберто, Шпехтенхаузер, а потом,  во время  подъемов – и Фердинанд Имзенг, сорвавшийся со стены, достигла вершины -4609 метров. Фото: Юрген Винклер.




Как уже много раз в промышленных отчетах о снаряжении сообщалось, началась новая эпоха для скалолазов: усовершенствованный ледоруб, топоры для колки льда, весь ассортимент товаров, обеспечивающий надежность на льду, и, наконец, все новые крепления для подъема,  с помощью которых  можно легко освободиться, взявшись за скобы. Идущий по льду  по северной стене Лискама( западная вершина (валлийские Альпы) еще не знал всего этого снаряжения. Фото: Тони Хибелер. 


________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №1, Мюнхен, январь 1974 г. 


Фото месяца

В центре внимания ни человек и ни гигантская гора на заднем фоне – Юрген Винклер сделал снимок холмов и долин могульной трассы, которые можно встретить в регионе Вале или Монблан на Фирстальм или Кройцек. Новый нерукотворный тип ландшафта – результат работы одних только лыжников. Почти равномерные возвышенности, плоские треугольники, сформированные светом и тенью, тысячами лыж. Над ними творение природы – гора Эгюий Руж со своим мрачным «фасадом», крутыми склонами. Она стоит в одиночестве, несмотря на линии фуникулера, ведущие от Шамони к ее подножию. Кому уже доводилось спускаться по холмам горнолыжной трассы Флегер, тот становился свидетелем впечатляющей панорамы Альп: все горная цепь Монблан от Эгюий Верт до Эгюий де Бионессе, Дом де Гутер, Мер де Гланс и Гранд Жорас.

________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №2, Мюнхен, февраль 1974 г. 



Мелодия снега

Фотографии, сделанные вдали от лыжной трассы, где склоны находятся во власти природы и ее настроения. Главный «творец» здесь – это ветер, никакая снегоуплотнительная техника не участвует в его работе. Эол дует во все щеки и превращает белое великолепие в заструги (вверху слева и в центре, перед кулисой Монте Пельмо), бороздки, складки, канавы после дождливого дня (в центре слева и внизу справа, в районе Шпитцингзе); в огромный снежный надув, похожий на спящую рептилию (слева внизу, в Карвендель, на Райтер Шпитце); в порошкообразные бугорки (внизу справа, район Шпитцингзе) и, наконец, в ландшафт с долинами, возвышенностями, горными хребтами, столбами – в горы среди гор (вверху справа, под Тинем). Мелодия снега ритмична и полна фантазий. Фото: Эрих Райсмюллер     


________________________

Источник: журнал "Alpinismus" №3, Мюнхен, март 1974 г. 

Непал


Пешеходный маршрут пролегает через деревни (внизу справа деревня Гхандрунг), мимо водопадов (внизу в ущелье Моди Кхола). Вдали сверкает Мадтхапудихаре. Фото внизу – Южная Аннапурна (7195), Моди Пик (около 7100), наблюдаемые с высоты «Базового лагеря» Аннапурны, а справа – еще никем не покоренный шеститысячник («Габельхорн»).



Цель для выносливых: вершина Тент Пик. От Хай Кэмп предстоит десятичасовой изнурительный подъем по крутым фирновым склонам. Большинство участников довольствуется плато, расположенном в 150 м от вершины, или ограничиваются одним только подъемом до Хай Кэмп. 



Вверху: Дхаулагири II (Dhaulagiri II). Эта 7551-метровая скала относится к числу самых высоких гор на планете. Многочисленные экспедиции на протяжении долгих лет предпринимали попытки подняться на вершину горы Дхаула II (Dhaula II). И только в мае 1971 года это удалось сделать небольшой группе из Австрии. А вот северо-восточная стена этой горы, высота которой около 3500 м, до сих пор так никому и покорилась.  

Внизу: пока еще безымянный шеститысячник.



  

Гора Эверест (от Гокио Ри, 5400 м). Эверест, высотой 8848 м, со своим легко узнаваемым снежным покрывалом. На снимке изображена юго-западная стена горы, так часто выступающая в роли «жертвы» альпинистов.  Впервые взобраться на нее в 1973 году удалось японцам после того, как утихли муссоны. Справа –  Нуптсе.

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №3, Мюнхен, март 1974 г.


Когда он обнаруживает таинственные следы, то глубоко наклонившись, благоговейно заявляет: «Снежный человек» (Носильщик на пути к Эвересту). Фото: Лючи

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №4, Мюнхен, апрель 1974 г.


Фото месяца

Мир, состоящий из ледяных бугорков, барьеров, блоков – одинокий, непривычный, загадочный, причудливый мир. Все вокруг застыло, встретить дерево можно, только спустившись на 2000 м ниже. Чувствуется ветер четырехтысячника, изолированность высокогорного региона, его смертельная опасность – для тех, кто встречается у него на пути, уже нет места романтике. Огромный блок изо льда и снега делит фотографию на мир играющего света и мир тени на заднем фоне. Таится ли за этим блоком голова неандертальца? Нижняя челюсть, напоминающая пасть животного, ярко выраженные надбровные дуги – представитель человеческой первобытной расы из первобытного мира. Отсутствие цветов, кустов или хотя бы даже горстки земли компенсируется фантазией форм. Двое альпинистов в поисках пути к Коль де Миаж. Они связаны тросом, тень от которого придает снимку дополнительный эффект(на итальянском леднике Миаж, территория Монблан). Фото: Юрген Винклер

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1974 г.


Фото месяца

Мотив для избранных: шпилеобразная вершина горы Зальбитчиен в Урненских Альпах. Тот, кто фотографирует этот скалистый зуб, точно не является случайным прохожим: он преодолел южный гребень – «одно из самых замечательных мест для скалолазания в Альпах», - говорит Юрген Винклер, - «или же поднялся по еще более сложному и длинному западному хребту». Гора Зальбитчиен представляет собой крутую гранитную вершину с зубчатыми башнями и хребтами, ее наивысшая точка увенчана той самой «иглообразной вершиной»: высотой 10 м, наклоненной на север. Только спустя 20 лет после восхождения на массив этой горы удалось подняться и на нее. Дерзкий гранитный зуб занимает центральное место на этой фотографии, альпинист штурмует элемент пятого уровня сложности, зацепы и уступы встречаются редко, передохнуть возможности нет. Впереди – приключения.      

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1974 г.


Фото: Роберт Лёбль, Лиза Генсеттер

Вид на прекрасный своими очертаниями гребень Селла, возвышающийся из дико изрубцованного ледника Розег. Вершины слева: Джимель (3500 м, обе ледяные вершины плоские куполовидной формы), Ля Селла (3584 м и 3564 м, два чудных скальных бугорка) и Пиц Глюшаинт (3594 м), главная вершина гребня. Все они считаются несложными, а в связке образуют зону умеренно тяжелого уровня – стоящий тур, который не слишком популярен среди альпинистов. Наибольшее сопротивление встречается при этом на леднике с его трещинами и изломами. 

Этот снимок, вид с хижины Коац на Пиц Розег (3937 м) со своей западной стеной, дополняет верхнюю фотографию. Стандартный подъем ведет к небольшому леднику по середине стены и затем по льду или по левой граничащей скале к четкой террасе.  Справа снежный купол, который укрывает под собой главную вершину.



Альпинистский лагерь Памир на высоте 3600 м, к северу от Пика Ленина. Слева – широкий массив Пика XIX-го Съезда Партии (6500 м), чья северо-восточная стена еще никому не покорялась (на снимке стена, залитая солнцем). Справа – северо-восточный хребет Пика Ленина, который опирается на перевал Крыленко.  Фото: Хибелер



На вершине Роте Флю (группа из Таннхайма) Фото: Р. Карл


__________________________   


Источник: "Alpinismus" №8, Мюнхен, август 1974 г.

Страницы с иллюстрациями от Рольфа Хааса 

Феномен альпинизма, восхищение сложностью… ребра, трещины, крыши. Вертикальные линии, скалы, воздух, глубина. Стены со своими тайнами и трудностями; горы влекут альпинистов. «Надень пару прочных ботинок и отправляйся в путь. Если ты отправляешься в горы с другом, то прихвати с собой еще трос и пару крюков для стоянок. Я уже ко всему подготовлен. Даже к отступлению, на случай, если мне это окажется не под силу. К нам еще кто-то присоединится?.. Тогда идем к вершине вместе». (Рейнхольд Месснер).  


Место спуска со скалы и ход к юго-восточной стене Малого Вельхорна поперек (группа из Веттерхорна, Бернское нагорье). Первые восходители: Э. Райс и Д. Райст.



Подъем на вершину западного хребта Зальбитчиен (VI A2), цель – Флекишток (Урненские Альпы).
Первый переход Э. И Б. Фавр и Л. Эншоз.  



__________________________   


Источник: "Alpinismus" №3, Мюнхен, март 1975 г.


Фото месяца. При блестящем свете в марте лежат следы лыжников и рельефы, в суровом контрасте света и тени поздним утром. Туристов привлекают большие лыжные маршруты, весенние поездки к высоким вершинам. Юрген Винклер сделал фото в Дофине (по пути к больше неиспользуемой хижине, рядом с хижиной Глэзиа-Блан). 

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1975 г.


В горах «Три Циннен» рядом с Гроссенноэ 


__________________________   


Источник: "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1975 г.


Вечером на Гласье Де Нантийон, бивак на дороге к Грандс-Шармоц-Вестпфайлер (группа Монблан)


Слева - Начало на канатной трассе (Тойфельстиш, Пфальц: лазанье босиком)

Справа - Замечательный подъем в Aiguille-du-Peigne-Nordgrat (группа Монблан)



Подъем на Монблан, разлом ледника Боссон внизу хижины Гран Муле. 

Вечерний подъем на Эгюий-де-Лешо (после северной стены Пти-Жорас) 

Прямая северная стена Глетчерхорн (Бернер Оберланд, группа Юнгфрау)

Хижина Лешо (2431 м), опорный пункт для подъема с северной стороны Жорас и Эгюий-де-Лешо




Острый гребень горной вершины, покрытый вечным снегом – конец Дроите-Нордпфайлерс, внизу ледник Аржантьер


Эгюий-дю-План (3673 м), вторая по высоте возвышенность Эгюий из Шамони

На горе Эгюий-дю-План.
На заднем плане слева Гранд-Жорас, Дент Дю Гент, Ла Тур Ронд, Гранд Капуцин; массив Монблан (справа) в тумане. 



На Дроите-Нордпфайлер (V-VI, впервые покорена Коузи).
Вид на Эгюий-де- Аржантьер (справа) и Коль-дю-Шардоне (слева).

__________________________   


Источник: "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1975 г.
















Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru