Экспедиционная фотография



Фотосъемка зимой

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: "Спокойно, снимаю!" «Природа и люди», №1, 1931 г. 

 

Среди начинающих фотолюбителей очень распространен предрассудок, будто зима, это— мертвый сезон для занятий фотографией. Нередко видим, что с наступлением зимних дней многие бережно складывают свою фотоаппаратуру и прячут ее до весеннего пробуждения природы. Впрочем, в последние годы, с развитием рабочих фотокружков и фоторабкоровского движения, предрассудок этот мало-по-малу изживается. Для большинства становится очевидным, что, если зимою не останавливается темп общественной жизни и строительства, если не прекращается работа трудового коллектива, то значит не может бездействовать в это время года и фотоаппарат, отражающий и запечатлевающий ростки новой жизни, новой социалистической культуры и нового быта. Даже в самые короткие зимние дни мы имеем вполне достаточное количество света для производства фотоснимков и под открытым небом и в помещениях. В последнем случае нам на помощь приходят источники искусственного света, о которых мы имеем в виду побеседовать с читателем и следующем № журнала «Природа и люди». Пока же мы ограничимся вопросом о зимней съемке на воздухе.

Фотосъемка зимою имеет даже некоторые преимущества перед летней фотосъемкой. С чисто-художественной стороны именно зимние ландшафты меньше всего теряют в фотографической передаче. В то время как летнее разнообразие красок очень убого и искаженно передается в серых тонах фотографии, зимние ландшафты и жанры, с преобладанием в природе их белого и черного цветов, получают в фотографии почти совершенно точную и тонально верную передачу. Мы только вскользь упомянем здесь о том исключительном разнообразии освещения, которое предоставляет фотографии зимнее солнце, играющее всеми оттенками света и тени на ветвях: деревьев, то засыпанных тяжелыми хлопьями снега, то покрытых алмазными иглами инея.

Непопулярность зимней съемки среди любителей можно отчасти объяснить только теми неудачами, которые постигают иногда в этот сезон выступления начинающих работать с фотоаппаратом.

Сильные контрасты света и тени в зимнем пейзаже при неумелом фотографировании и при большой недодержке дают скучные, лишенные деталей и жесткие изображения совершенно черных стволов на совершенно белой поверхности снега. Такие неудачные снимки часто отпугивают от зимней фотосъемки любителя, злоупотребляющего скоростью моментального затвора своей камеры и применяющего чересчур концентрированные или быстро работающие составы проявителей.

Избыток синих лучей света в яркие солнечные дни зимою должен быть ослаблен применением светофильтра и ортохроматических пластинок, а гибельные рефлексы легко устраняются соответствующим расположением аппарата в отношении солнца или надеванием на объектив картонной конусообразной трубки.

Необходимость в этих предохранительных мерах в особенности сказывается в те исключительные по яркости света солнечные дни, когда говорят: «Глазам больно глядеть на снег».

Остаются еще мелкие неудобства зимней фотоработы вроде например замерзания рук, запотевания стекол объектива, скольжения и проваливания в снег ножек штатива и т.п. В ряде последующих мелких наметок мы даем практические советы, облегчающие фотоработу зимою и устраняющие указанные неудобства.

Итак, за зимнюю работу с фотоаппаратом, товарищи!

 

Съемка на снегу

Острые ножки штатива даже при небольшом весе фотокамеры глубоко и неравномерно погружаются и рыхлый зимний снег, при чем такое погружение иногда бывает внезапным в момент съемки, что может повести к порче снимка. Нами испробован простой способ предупреждения этого.

Выходя на съемку, положите в боковой карман вашего пальто пачку старых газет и три небольших обрезка бечевки. Подкладывайте перед съемкой под каждую из ножек штатива по две газеты, сложенные накрест и связанные между собою бечевкой.

Импровизированный фотоштатив дня лыжников может быть изготовлен компанией лыжников из трех лыжных палок, на среднюю часть которых надевается резиновое кольцо, соединяющее три сложенных вместе палки в один пучок. Затем нижние части палок, снабженные кольцами (упорами для снега), раздвигаются, как ножки обыкновенного фотографического треножника; при этом верхние концы палок расходятся также образуя большую трехзубую вилку, в которую удобно устанавливается фотоаппарат. Разбирается это сооружение также быстро, как и собирается.

 

Борьба фотографа с зимним ветром

       Поздней осенью и зимою ветер нередко служит большою помехой в работе фотографа, производящего тщательную наводку матового стекла аппарата на фокус под черным покрывалом. Края покрывала подхватываются и треплются ветром, а иногда и все покрывало срывается ветром с головы фотографа. В этом случае помогает очень простое приспособление. По краю черного покрывала нашивается тонкая цепочка, служащая грузом, вполне достаточным для предупреждения шалостей ветра. 

 

Веревка вместо штатива

В темные и облачные зимние дни неизбежна съемка с выдержкой. Устойчивое, неподвижное положение ручной камеры, укрепленной на штативе, является при этом первым условием. Однако при кратковременной выдержке в 2—3 секунды можно обойтись и без штатива, носить который с coбою бывает иногда обременительно; для этого следует запастись крепкой веревкой с двумя широкими петлями на концах. Одна петля при съемке надевается на заднюю часть камеры, 'другая, как стремя надевается на ступню ноги. Длина веревки должна быть заранее размерена так чтобы в момент съемки можно было поднять аппарат на высоту груди для визирования снимаемого объекта через видоискатель и в то же время сильно натянуть веревку ногою, чтобы придать крепко прижатому к груди аппарату полную неподвижность. Можно ручаться, что затаив дыхание на короткое время съемки, вы создадите аппарату при помощи крепко натянутой веревки полную неподвижность и избегнете размазанного снимка. Вместо верхней петли, надеваемой на аппарат, можно пользоваться резиновым кольцом, плотно охватывающим заднюю часть камеры; к этому кольцу пристегивается верхний конец веревки при помощи привязанного к нему крючка или согнутого гвоздя. Резиновое кольцо даже лучше веревочной петли, так как устраняет резкие толчки, возможные при натягивании веревки.

 

Козырек для быстрой наводки на фокус зеркальной камеры

«Счастливцы», обладающие «зеркальной» камерой, избавлены от необходимости таскать с собою черное покрывало, так как большинство «зеркалок» снабжается выдвижной ширмой, автоматически защищающей матовое стекло от бокового света. Однако в этом случае иногда вредит верхний свет падающий в отверстие ширмы. Чтобы плотно закрыть это отверстие при съемке, на голову надевают особый козырек, сделанный из картона и металлической пружины от радионаушников (см. рис.).

 


Съемка на льду

Кому приходилось делать снимки на катках или устанавливать штатив на оледенелой поверхности земли, тот знает, как трудно бывает в таких случаях придать разъезжающимся и скользящим ножкам штатива требуемую условиями съемки устойчивость. 

Сшейте на концах три ленты плотной и тяжелой материи так, чтобы у вас получилась фигура равностороннего треугольника на каждом из углов которого прочно укрепите крепкими нитками по обыкновенной резинке для стирания карандаша. В каждом куске резины сделайте перочинным ножом углубления для ножки штатива. Подкладывая этот треугольник с резинками под ножки штатива, вы создадите аппарату полную устойчивость на самой скользкой поверхности, будь то лед или свеженатертый паркетный пол. По окончании съемки подкладка эта сворачивается в небольшой клубок и легко помещается в любом кармане вашего платья.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru