Экспедиционная медицина и выживание



Медицинская помощь в водных экспедиционных маршрутах

Медицинская помощь в водных экспедиционных маршрутах

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Введение

Проведение водных маршрутов часто облегчает выполнение экспедиционных заданий в районах, где мало дорог или они совсем отсутствуют. В то же время сплав относится к числу наиболее травмоопасных видов передвиженния. Сложность проходимых маршрутов год от года растет. Геологи осваивают все новые районы, многие из которых являются ненаселенными или малонаселенными, когда расстояние до ближайшего медицинского учреждения составляет иногда десятки и сотни километров и продолжительность транспортировки достигает 3-4 дней. Соответственно, все большее значение приобретает хорошо разработанная система оказания медицинской помощи на маршруте. Особенно высокие требования к обеспечению своевременной и правильной медицинской помощи предъявляются при сплаве по сложным рекам, поскольку, если на равнинных реках переворот плота или лодки грозит его экипажу лишь не совсем приятным купанием, то горно-таежные реки представляют порой серьезную опасность для жизни и здоровья людей.

Особенности водных маршрутов и основные причины заболеваний

Заболевания и травмы, встречающиеся в водном походе, могут быть разделены на две основные группы: специфические (связанные с передвижением по рекам) и неспецифические (характерные для всех видов туризма), рассмотрим более подробно каждую группу.

Неспецифические травмы возникают в пешей части маршрута, на стоянках, во время строительства плотов. Пешая часть маршрута, протяженность которой составляет порой более 100 км, пролегает по сильно пересеченной местности и может быть достаточно сложной технически. Кроме того, вес рюкзака может достигать 20-30 кг, что повышает вероятность получения травмы. Здесь наиболее распространенными травмами являются подвывих голеностопного сустава, растяжения связочного аппарата в области голеностопного сустава, потертости ног. При приготовлении пищи на костре нередки ожоги открытым пламенем и кипящими жидкостями. При сборке судов, особенно плотов и катамаранов, а также заготовлении дров, нередки резаные и рубленые раны, которые сопровождаются достаточно сильными кровотечениями. Кроме того, повышенные физические нагрузки, смена привычных условий жизни, однообразное питание могут вызвать расстройства пищеварения, обострение желудочно-кишечных и любых хронических заболеваний, зубную боль, понижают сопротивляемость простудным заболеваниям.

Специфические травмы происходят собственно при сплаве. В случае аварии (переворота судна) экипаж оказывается в реке с сильным течением и большим количеством камней. В этой ситуации характерны обширные плоскостные ушибы и переломы при ударе о камни, в том числе черепно-мозговые травмы, утопления. В то же время, открытые повреждения достаточно редки.

Низкая температура воды в горных реках, которая даже в разгар лета не превышает 6-8°С, а в межсезонье близка к 0°С, может привести к замерзанию, если член потерпевшего аварию экипажа находится в воде достаточно долго. Кроме того, даже при безаварийном сплаве постоянное охлаждение вызывает воспалительные заболевания суставов (особенно коленных при передвижении на катамаранах), фурункулезы, опасным осложнением является воспаление гематом. Вследствие постоянного контакта с водой накапливаются мелкие повреждения рук, которые крайне плохо заживают, особенно при маршрутах в непогоду.

Характер нагрузок в водном путешествии достаточно специфичен. Прохождение порога требует напряжения всех сил экипажа, выполнения максимально сильных и быстрых гребков. В результате нередки растяжения мышц и надрыв связок плеча и спины.

Ситуации, заканчивающиеся тяжелыми травмами, часто складываются при просмотре препятствий. Неаккуратное передвижение по мокрым камням нередко приводит к переломам костей голени, ушибам мягких тканей голени, бедра и к травмам коленного сустава. Недооценка сложности тропы осмотра может привести к падению в воду или на камни, что иногда заканчивается трагически.

Деятельность санинструктора в водном путешествии

Деятельность санинструктора начинается еще во время подготовки к сезону и продолжается во время всего периода полевых работ.

На этапе подготовки основными задачами санинструктора являются:

1.Проверка медицинского состояния участников. Основное внимание следует обратить на наличие у участников группы хронических заболеваний сердца, желудочно-кишечного тракта, суставов, различных аллергических реакций, предрасположенности к фурункулезу. В случае, если имеются заболевания, при которых участие в полевых работах недопустимо, санинструктор обязан сообщить об этом руководителю экспедиции.

2.Определение мест наиболее вероятных аварий и путей транспортировки до ближайшего медицинского учреждения (совместно с руководителем группы).

3.Изучение особенностей района и организация профилактических мероприятий (вакцинация при выезде в энцефалитный район и т.п.).

4.Комплектация аптечки с учетом имеющихся у членов группы заболеваний, особенностей района путешествия и возможной продолжительности транспортировки до медицинского учреждения.

5.Проведение занятий по обучению участников группы простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.

Во время похода в функции санинструктора входит:

1.Профилактика травматизма и заболеваемости в группе (предупреждение простудных и инфекционных заболеваний, профилактика авитаминоза, контроль за качеством пищи и пр.).

2.Контроль за состоянием здоровья участников во время маршрутов.

3.Лечение  мелких травм   и  повреждений  (потертости,  порезы,  легкие  простудные  заболевания  и  кишечные расстройства и т. п.).

4. Оказание медицинской помощи при авариях.

В случае аварии, если пострадал один или несколько членов группы, санинструктор становится, пожалуй, главным человеком в группе. В этой ситуации в его обязанности входит:

1.Организация извлечения пострадавшего (совместно с руководителем группы).

2.Осмотр пострадавших, сортировка и оказание неотложной помощи в порядке очередности (с помощью здоровых участников группы).

3.Оказание медицинской помощи в полном объеме.

4.Уход за пострадавшими.

5.Определение тактики транспортировки (совместно с руководителем группы).

6.Контроль за состоянием пострадавших во время транспортировки.

Необходимо также контролировать состояние остальных участников группы, не допустить паники, непродуманных действий.

Оказание помощи при характерных травмах и заболеваниях

В этой главе будут рассмотрены наиболее характерные для водных маршрутов заболевания.

Утопление в пресной воде представляет весьма серьезную угрозу при аварии на воде. Искусственное дыхание следует начинать делать при первой же возможности (в воде, на катамаране), а на берегу сразу же начинать проводить сердечно-легочную реанимацию (СЛР). Необходимо очистить полость рта, удалить воду из легких и желудка (перевернуть пострадавшего лицом вниз, приподнять ноги, тазовый конец, надавить на желудок). Количество воды в легких незначительно (150-200 мл), т. к. основная часть воды всасывается в кровь. После того, как проходимость дыхательных путей восстановлена, проводят СЛР, желательно силами 2 спасателей. При наличии эффекта от СЛР (появление пульса и самостоятельного дыхания) проводят медикаментозное лечение. Вводят препараты, стимулирующие дыхание (камфора, сульфокамфокаин, кордиамин), мочегонные препараты (лазикс), седативные (реланиум - вводится при возбуждении или судорогах). Учитывая возможность осложнения: отек легких ("вторичное утопление"), пневмония и т. д., необходима доставка в медицинское учреждение.

Черепно-мозговая травма характеризуется кратковременной или продолжительной потерей сознания, головной болью, тошнотой, рвотой, нарушением реакции зрачков. Медикаментозное лечение: обезболивающие и спазмолитические препараты (баралгин, но-шпа, эуфиллин). Необходимо освободить пострадавшего от нагрузок, желателен первые 1-2 суток постельный режим. В случае тяжелой травмы с падением артериального давления (АД) необходимы внутривенные вливания (гормоны, полиглюкин, реополиглюкин) и мочегонные препараты (лазикс, маннитол), транспортировка лежа.

Если у пострадавшего имеются признаки внутреннего кровотечения (бледность кожных покровов, головокружение, пульс слабый, частый, давление понижено), необходима максимально быстрая доставка в стационар. Лечение: холод, внутривенное вливание жидкости (физиологический раствор, полиглюкин), гормонов (преднизолон, гидрокортизон).

При переломах наблюдается деформация, нарушение функций, резкая болезненность. Основными мероприятиями являются иммобилизация и обезболивание (общее и местное). Если транспортировка достаточно продолжительна, необходимо введение антибиотиков (пенициллинового ряда). При переломах таза, бедра, множественных переломах необходима множественная терапия (жидкости и гормоны внутривенно), при нарушении функций тазовых органов вследствие перелома позвоночника - катетеризация мочевого пузыря, транспортировка лежа.

Ушибы, растяжения, вывихи характеризуются болью, нарушением функций, кровоизлиянием с образованием гематом. Лечение: холод, анальгетики, иммобилизация. Важно не допускать охлаждения поврежденного участка (особенно при сильных ушибах), т.к. это может привести к развитию воспалительного процесса.

Особенности транспортировки пострадавших

Специфика сложных водных маршрутов, проводимых в ненаселенной и малонаселенной местности, значительно усложняет транспортировку пострадавших. С одной стороны, большое расстояние до пункта медицинской помощи требует как можно более быстрой транспортировки, а с другой - поспешная и непродуманная транспортировка может привести к повторной аварии и еще более ухудшить состояние пострадавшего. Поэтому следует еще до начала работ предусмотреть возможные варианты схода с маршрута, а при проведении транспортировки - тщательно продумать ее тактику. В случае, если пострадавший находится в тяжелом состоянии, наилучшим вариантом является, безусловно, вызов санавиации. Если же это невозможно, то необходимо отправить пешком (не менее 3 человек) или по реке (желательно два экипажа) за помощью. В любом случае, транспортировку следует отложить до тех пор, пока состояние больного не стабилизируется.

Однако может сложиться ситуация, когда единственно возможным транспортным средством оказываются плоты, резиновые лодки и другие суда. Тогда главным требованием, предъявляемым к транспортировке, является обеспечение безопасности пострадавшего. Необходимо соблюдать следующие правила:

1.Пострадавший должен находиться на самом надежном судне.

2.Обязательно наличие на пострадавшем полного личного снаряжения.

3.Санинструктор должен находиться на том же судне, что и пострадавший, и иметь возможность постоянно контролировать его состояние.

4.Обязательна тщательная разведка. Впереди судна с пострадавшим должен идти достаточно сильный экипаж, обеспечивающий страховку и помогающий при чалке. Попадание судна с пострадавшим в сложное препятствие категорически недопустимо.

5.В опасных местах транспортировка пострадавшего осуществляется по берегу.

6.Если больной лежачий, его можно транспортировать на больших судах (катамаран, плот) на носилках, которые располагаются в наиболее безопасном месте (на катамаране - на одном из баллонов между передним и задним гребцами). При наличии байдарок рекомендуется соединить две байдарки в катамаран. Нельзя жестко привязывать носилки или пострадавшего к судну.

7.В случае ухудшения состояния больного транспортировку немедленно прекратить.

Аптечка

Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с особенностями района, имеющимися у участников группы заболеваниями, предполагаемым временем транспортировки пострадавшего в случае аварии. Следует предусмотреть для аптечки прочную водонепроницаемую упаковку. Желательно, чтобы на каждом судне имелся набор наиболее необходимых медикаментов на случай аварии. Большую аптечку также желательно разделить на несколько судов, чтобы уменьшить вероятность ее потери в случае аварии.


Схема осмотра пострадавшего после извлечения из воды



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru