Положение о программе подготовки экспертов-инструкторов по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды
Положение о программе подготовки экспертов-инструкторов по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет основные принципы организации и проведения программы подготовки экспертов - инструкторов по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды
1.2. Программа подготовлена СДС «СпасТест» с целью подготовки экспертов - испытателей и экспертов - инструкторов для проведения испытаний в натурных условиях средств выживания и жизнеобеспечения.
2. Принципы организации подготовки
2.1. Подготовка состоит из 3 этапов:
Теоретическая подготовка - семинары и самостоятельная работа. Практическая подготовка - натурные учения.
Методическая подготовка - семинары и самостоятельная работа.
2.2. Подготовка эксперта осуществляется по одной из 5 специализаций, определяющим специализацию является климато-географический регион, в котором предполагается работа эксперта:
Арктическая зона
Таежно-лесная зона
Аридная зона
Высокогорная зона
Тропическая зона
2.3. Подготовка осуществляется по базовой программе, дифференцированной для каждой специализации.
3. Порядок организации и проведения учебных мероприятий
3.1. Самостоятельное теоретическое обучение организуется с целью обеспечения системной комплексной подготовки по вопросам выживания и жизнеобеспечения в автономных условиях природной среды.
3.2. Теоретическая подготовка проводится по следующим темам:
Передвижение и ориентирование;
Бивак, снаряжение;
Питание и водообеспечение;
Спасательные работы;
Начальная медицинская подготовка;
Начальная психологическая подготовка;
3.3. По каждой теме курсант получает методическую разработку, на основе которой готовит реферат. По каждой теме, на основе реферативной работы, слушатель получает зачет.
3.4. После получения зачетов по всем темам теоретического курса слушатель проходит комплексное психо-физиологическое тестирование, по прохождению которого слушатель получает доступ к практическим занятиям.
3.5. Практическая подготовка проходит в форме натурных экспедиционных учений длительностью 5-7 суток на базе типовых полигонов, специфичных для каждого климато-географического региона.
3.6. Во время натурных экспедиционных учений отрабатываются и совершенствуются навыки выживания и жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природной среде, организации действий группы, обеспечения и проведения спасательных мероприятий.
3.7. По результатам практической подготовки курсант получает зачет.
3.8. На основе полученных знаний, приобретенных навыков и личного опыта автономного существования в природной среде, курсант готовит собственную методическую разработку по одной из тем программы.
4. Порядок аттестации
4.1. По окончанию подготовки курсанты, прошедшие все три этапа подготовки, сдают экзамен по всем темам программы.
4.2. Курсантам, успешно сдавшим экзамен, аттестационной комиссией присваивается звание "Эксперт - инструктор выживания и жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природной среде", выдается Диплом, Удостоверение и Жетон инструктора.
Программа подготовки экспертов - инструкторов по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды.
Программа подготовки основана на многолетнем опыте исследований в области психофизиологии и медицины выживания. Программа ориентирована на возрастающие уровни сложности в соответствии с подготовленностью участников и предназначена для экспертов - испытателей СДС «СпасТест».
1-ый уровень подготовки - для специальных групп людей с профессиональными задачами, ориентированными на действия в автономных условиях различных климато-географических районов. Специфика подготовки состоит в том, что учитывается необходимость формирования дополнительных психофизиологических резервов для выполнения задач не только спасения, но и профессиональных действий.
2-й уровень подготовки - для людей опасных профессий, вынужденно оказывающиеся в экстремальных условиях выживания, успешным исходом которого является спасение.
Программа медико-физиологической подготовки и тестирования готовности для 1 уровня сложности.
1. Обучение
2. Медико-Физиологическая подготовка
3. Тестирование и отбор
Медико-Физиологическая подготовка направлена на формирование функционального состояния (ФС) с высоким уровнем психофизиологических резервов (СПФР), т.е. физической работоспособности, повышенной толерантности к физическим, температурным и психическим нагрузкам. Включает комплекс специальных средств и тренировок:
Физические нагрузки с дыханием гипоксически-гиперкапническими смесями.
Физические нагрузки на локальные группы мышц.
Психопрофилактические воздействия с элементами восточных психотехник (Цигун, Ушу), развитие способности к концентрации внимания и регуляции вегетативных функций (медитация).
Методика позитивного кодирования (создание или усиление мотивации на основе православных или личностных духовных ценностей)
Фармакологическая и Фитокоррекция функционального состояния.
Лазеротерапия.
Программа подготовки спецконтингента для действий по выживанию
в экстремальных условиях различных климато-географических зон
1. Общая часть. Выживание как целенаправленная деятельность для сохранения жизни, здоровья и работоспособности в особых условиях. Потребности выживания. Психофизиологические особенности и медицина выживания. Факторы выживания. Предельно допустимые сроки. Резерв времени. Основные направления и способы оптимизации состояния человека в экстремальных условиях.
2. Психофизиологические аспекты выживания:
- стрессы выживания (страх» боль» голод» жажда и др.);
- автономность, социальная изоляция;
- фрустрация, потеря самообладания;
- утомление, лишение сна;
- неадекватность поведения;
- основные потребности выживающего: индивидуальная зашита, вода и пища, здоровье и работоспособность;
- тепловое состояние и средства индивидуальной зашиты;
- двигательная активность и резерв работоспособности при выживании;
- первая помощь в автономных условиях;
3. Климато - географические районы и особенности выживания человека.
а) Арктика.
- особенности ФС,
- постройка укрытий из снега и льда, тепловой режим в иглу и других видах убежищ;
- требования к теплозащите, режиму физической активности;
- расчет горючего, питания и воды для длительного автономного выживания;
- переходы в Арктике, особенности снежного и ледового покрова на ледниках, дрейфующих льдах: трещины, майны, разводье;
- белые медведи, тактика поведения;
- оптимизация функционального состояния медико-физиологическими средствами.
б) Пустыня.
- особенности ФС;
- добывание воды, режим водопотребления и стадии дегидратации в жаркой пустыне;
- постройка укрытий, режим физической активности, переходы в пустыне;
- расчет резерва времени сохранения удовлетворительного состояния.
в) Море, океан.
- особенности ФС;
- профилактика утомления и общего охлаждения;
- питьевой режим, опреснители и дистиляторы;
- средства гидроизоляции и теплозащиты человека на море, химические и электрические обогревающие устройства;
- возможность повышения холодовой устойчивости, моржевание, марафонское зимнее плавание, фармакологические и психофизиологические средства;
- морское укачивание и меры профилактики.
г) Тайга.
- особенности ФС;
- убежища, костры, водоисточники, подручные средства;
- трясины, болота, особенности перехода;
- кровососущие насекомые и средства зашиты.
д) Парашютные прыжки в различных КГР
- краткая теория парашютного прыжка, историческая справка и выдающиеся достижения
- особенности парашютного прыжка в Арктике, горах, море и тайге.
Зачетные занятия в натурных условиях - до 3-х суток.
4. Поисково-спасательное обеспечение и прогноз резерва времени выживания. Перспективные системы повышения безопасности и компьютерные технологии оценки.
Медико-физиологическая подготовка
Цель: Комплексное повышение резервных возможностей по выживанию. Структура:
1. Комплексная медико-физиологическая 10-дневная подготовка
по специальной методике (Физнагрузки с гипоксией, восточные психотехники, Фито- и Фармрецептуры, мануальная коррекция и массаж, позитивное кодирование (зарок) от 2 до 4 раза в год в зависимости от результата тестирования.
2. Натурные переходы с грузом по пересеченной местности от 50 до 70 км с ночевкой (2-4 раза в месяц).
3. Постепенное повышение устойчивости к холодной воде в течение года (до 1 часа в воде в-10 гр. С).
4. Курсовое применение Фитонастоев.
5. Периодические тренировки с дыханием гипоксическими смесями.
6. Освоение методик саморегуляции, восточных психотехник, развитие мотивации.
Пояснительная записка к программе подготовки экспертов - инструкторов по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды.
В соответствии с техническим заданием учебные планы и программы обучения предназначены для подготовки экспертов - инструкторов.
Все программы предназначены для подготовки лиц, уже прошедших профессиональный отбор, имеющих высокую физическую, техническую (как правило, в одном из прикладных видов спорта) и морально-волевую подготовку.
Все программы построены таким образом, что на этапе начальной подготовки даются базовые профессиональные и специальные знания и умения. На этапе средней подготовки получаемые знания и умения расширяются, углубляются и специализируются. Для получения устойчивых навыков определённые темы даются с перекрытием (повторением с углублением) по программам подготовки.
Все разделы подготовки (базовые темы) также имеют свою нумерацию. Это позволяет проследить развитие темы по программам подготовки.
В целом программы дают необходимую подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера с углубленной подготовкой к проведению спасательных работ и оказанию медицинской помощи в автономных условиях во всех климатических районах. Однако часто стихийные проявления природных факторов влекут за собой значительные разрушения техногенной среды. Поэтому программы содержат также элементы подготовки экспертов - инструкторов к действию в ЧС техногенного характера.
В совокупности программы дают непрерывную подготовку и повышение квалификации экспертов - инструкторов по выживанию.
Во всех программах даётся углублённая подготовка по медицине выживания.
Следует отдельно остановиться на психологической подготовке экспертов - инструкторов. Желательным и наиболее ценным для эксперта - инструктора результатом здесь является приобретение устойчивых навыков в области психорегуляции. Но такие навыки вырабатываются только при длительных занятиях. Поэтому, исходя из отведённого по программе времени, реальные задачи психологической подготовки сводятся к следующим:
- на первом этапе подготовки (подготовка инструктора) создать у курсантов представление о проблеме психологического обеспечения деятельности инструктора, дать соответствующие базовые знания и на их основе стимулировать потребность в приобретении психологических знаний и к самопознанию. Впоследствии это позволит подойти к задаче самоконтроля и саморегуляции, решение которой для эксперта - инструктора является важным и принципиально необходимым;
- при начальной подготовке эксперта - инструктора дать базовые знания о психофизиологическом состоянии человека, методах его контроля и регуляции; дать возможность приобретения начальных умений в области самоконтроля отдельных параметров психофизиологического состояния;
- при следующем этапе подготовке заложить основу будущих умений в области релаксации и мобилизации;
- при дальнейшей подготовке продолжить обучение психорегуляции и сформировать начальное представление о проблемах психологии управления;
- при подготовке экспертов - инструкторов по выживанию закрепить положительные навыки работы с группой людей в аварийной ситуации;
- будущего эксперта - инструктора познакомить с теорией и методами педагогической психологии.
При каждой возможности следует закреплять и совершенствовать навыки индивидуальной психорегуляции и неконфликтных взаимодействий в группе.
Отработка конкретных тем программ должна проводиться с учётом подготовки курсантов. При достаточной подготовке отдельные темы частично могут проводиться в виде семинаров или решения контрольных задач.
При отработке всех разделов программ для развития аналитического мышления и выработки уверенных навыков следует широко использовать ситуационные задачи. Ситуационные задачи следует давать при проработке теоретических вопросов и, особенно, при практической отработке, на разных видах рельефа и при различных метеоклиматических условиях. Ситуационным задачам следует уделять до 20% отведённого по программе времени.