Программа инструкторской подготовки эксперта по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды
Программа инструкторской подготовки
эксперта по выживанию и жизнеобеспечению в автономных условиях природной среды.
Автор программы Лучанский
Григорий.
План учебной
программы
Тема 1. Эксперименты по
выживанию здоровья не прибавляют.
Тема 2. Многообразие моделей
выживания.
Тема 3. Инструктор по
выживанию - автор сценария и режиссер экстремальных ситуаций.
Тема 4. Выживание - как
мероприятие приключенческого туризма.
Тема 5. Стандарты
приключенческого туризма.
Тема 6. Термины и определения
Тема 7. Роль лидера
Тема 8. Обязанности лидера
Тема 9. Технические
возможности лидера
Тема 10. Роль лидера в
управлении рисками
Тема 11. Реагирование на
инциденты и аварийные ситуации
Тема 12. Профессиональное и
этическое поведение
Тема 13. Требования к
компетенции. Знания. Навыки. Общение или личностные качества. Поддержание и
улучшение компетенции.
Непрерывное профессиональное
развитие. Поддержание компетенции.
Тема 14. Психология
межличностных отношений
Тема 15. Психология и
искусство общения в работе.
Тема 16. Предупреждение и
разрешение конфликтных ситуаций. Поведение в ситуации межличностного конфликта.
Тема 17. Саморегуляция
психофизического состояния в работе.
Тема 18. Инструктор по выживанию это руководитель
группы людей в экстремальных условиях. Некоторые
психологические аспекты мобильных автономных групп.
Тема 19. Инструктор по
выживанию - это руководитель аварийно- спасательными работами.
Тема 20. Выживание - это
адаптация.
Тема 21. Психологические
аспекты.
Тема 22. Формы и виды
обучения инструктора по выживанию.
Тема 23. Особенности работы
инструктора в чрезвычайной ситуации в различных климатических условиях.
Тема 24. Педагогический
процесс как единство обучения и воспитания.
Тема 25. Знания, умения и
навыки как основные дидактические понятия.
Тема 26. Типы обучения, их
особенности и область применения.
Тема 27.Занятие (урок) как
основная форма организации учебной работы. Типы занятий.
Тема 28.Особенности
методического урока (занятия).
Тема 29. Организационные меры
обеспечения безопасности - материально-техническое обеспечение группы, тип и
способ проведения мероприятий в автономных условиях природной среды.
Тема 30. Организация
мероприятий по поддержанию работоспособности инструкторов при проведении работ
в автономных условиях. Реабилитация инструкторов после окончания работ.
Учебная программа.
Тема 1. Эксперименты по выживанию здоровья не
прибавляют.
Медицинская диспансеризация
для определения уровня здоровья и хронических патологий. Психофизиологическое
тестирование. Уровень физической подготовки.
Мотивация и готовность к
работе в особых условиях.
Тема 2. Многообразие моделей выживания.
Выживание - как мероприятие
приключенческого туризма.
Выживание - как игра в
Робинзона для взрослых и детей.
Выживание - как игра в Рэмбо
для подростков.
Выживание - как реконструкция жизни первобытного человека.
Выживание - как социально - психологический тренинг для
трудных подростков.
Выживание - как профессионально- прикладная подготовка по
сохранению жизни, здоровья и работоспособности летчиков, космонавтов, геологов,
спецназовцев.
Выживание - как подготовка к
апокалипсису или жизнь после цивилизации.
Выживание - как шоу, где
последний герой супермен по ботанике, зоологии, географии, охоте, рыбалке и т.
д.
Тема 3. Инструктор по выживанию - автор сценария и
режиссер экстремальных ситуаций.
Инструктор по выживанию - это
лидер группы, руководитель мероприятия, педагог, психолог, спасатель, целитель.
Культура кочевых народов - это культура мобильности и автономности. Мобилен -
значит подвижен, самоорганизован, адаптирован к изменениям, всегда готов к
движению, к переменам. Автономен - значит независим, самообеспечен,
самостоятелен и свободен, морально и материально готов преодолевать трудности и
опасности, способен к самовыживанию.
Тема 4. Выживание - как мероприятие приключенческого
туризма.
Деятельность
приключенческого туризма, осуществляемая на коммерческой, некоммерческой или
благотворительной основе, включает признанный, неотъемлемый элемент риска.
Принятие рисков может принести успех, но может сопровождаться опасностью. В целях
максимального успеха поставщики приключенческого туризма должны работать
настолько безопасно, насколько это возможно.
Тема
5. Стандарты приключенческого туризма.
Целью
международных стандартов о приключенческом туризме является установление
минимальных требований к системе управления безопасностью и коммуникации с
участ-
никами.
- ISO
211101 устанавливает, как организация в сфере приключенческого туризма
управляет своей деятельностью с точки зрения безопасности;
- ISO/TR 21103 устанавливает минимальную информацию по
обеспечению безопасности, которая доводится до участников и потенциальных
участников до начала, в период и по окончании деятельности.
- ISO/TR 21102 предоставляет данные о минимальной компетенции
лидеров деятельности приключенческого туризма.
Компетенция
лидеров деятельности приключенческого туризма для сопровождения участников и
взятие на себя ответственности за них является важнейшим фактором в обеспечении
безопасной деятельности приключенческого туризма.
Компетенция
включает в себя не только навыки и знания, но и правила общения и реализацию
личностных качеств, характерных для данной сферы деятельности
В
зависимости от вида деятельности приключенческого туризма (сплав по рекам,
походы, восхождения и др.), лидеру необходимы
различные компетенции. Тем не менее, есть некоторые компетенции, которые
являются типичными для любой деятельности приключенческого туризма. Эти общие
компетенции (и соответствующие ожидаемые результаты) находятся в центре
внимания стандарта ISO/TR 21102 .
Ожидается,
что компетентные лидеры будет использовать настоящий стандарт в качестве
эталона для осуществления конкретной деятельности приключенческого туризма.
Тема
6. Термины и определения
Компетенция
(competence): Способность применять знания и навыки для достижения
ожидаемых результатов .
Ожидаемые
результаты (expected results):
Результаты мероприятий по предоставлению услуги.
Деятельность
приключенческого туризма (adventure tourism activity):
Деятельность в целях организации приключенческого туризма, предполагающая
определенную степень подготовки или руководства и преднамеренно принятый
элемент риска.
Принятый элемент
риска означает, что
участник имеет минимальное
представление
о риске.
Компетентное
лицо (competent person):
Лицо, имеющее компетенцию для выполнения
определенных функций.
Лидер
(leader): Компетентное лицо, которое берет на себя
ответственность за людей, и способно осуществлять и контролировать
установленную деятельность.
Руководство
команды может состоять из нескольких
лидеров.
Участник
(participant): Лицо, принимающее участие в деятельности
приключенческого туризма, но не являющееся членом руководства команды.
Участник
также может определяться как «клиент» или синонимом.
Меры
в непредвиденных обстоятельствах (contingency measures):
Профилактические или корректирующие действия, которые будут приняты в ответ на
событие и необходимость отступить от согласованного плана действий.
Экстренная
ситуация (emergency): Ситуация, требующая немедленных действий.
Первая
помощь (first aid):
Процедуры, направленные на поддержание жизненно важных функций в период
экстренной ситуации при гарантии, что
состояние человека, который ранен, без сознания или чья жизнь находится в
опасности не усугубляется, пока он не получит более квалифицированную помощь.
Тема
7. Роль лидера
Роль
лидера независимо от деятельности
приключенческого туризма, как правило
включает в себя:
- помощь
у частникам;
- управление
безопасностью и заботу об участниках и руководстве команды в соответствии с
системой менеджмента безопасности, включая предоставление соответствующей
информации, подготовку, надзор и тренинг;
- применение
процедур при чрезвычайных ситуациях;
- обмен
информацией.
Лидер
несет ответственность за соблюдение законодательства и других нормативных
требований, в. том числе, но не ограничиваясь, соответствующих обязанностей, и
за выполнение требований законодательства региона (о в), в котором(ых)
осуществляется деятельность приключенческого туризма.
Тема
8. Обязанности лидера
Обычно
в обязанности лидера входит:
- использование
технических навыков до начала или в период деятельности приключенческого
туризма для того, чтобы принять решение об изменениях в программе мероприятий.
- проведение
анализа ситуации и отмены или изменения мероприятий из-за опасности, рисков и
непредвиденных ситуаций;
- принятие
мер в чрезвычайных ситуациях;
- использование
природных явлений, которые будут полезны для прогнозирования погоды;
- принятие
решения об альтернативных маршрутах или мероприятиях в ответ на изменения в
погоде, местной ситуации или в возможностях и ожиданиях участников.
- проявление
особого внимания и заботы, чтобы обеспечить безопасность ведомой группы в
период плановых и внеплановых маршрутов;
- предоставление
программы деятельности и проведение общего инструктажа по технике безопасности;
- организация,
управление и содействие взаимодействию между участниками группы;
- адаптация
программ таким образом, чтобы они удовлетворяли потребностям различных групп;
- установление
пределов, связанных с поведением групп и отдельных участников;
- разрешение
конфликтов;
- решение
неблагоприятных или необычных ситуаций и выявление потенциальных опасностей
высокого риска через непрерывную оценку ситуации;
- предоставление
участникам в случае необходимости одежды или оборудования;
- оценка
уровня компетентности участника и уровня стресса.
Тема
9. Технические возможности лидера
Технические
возможности лидера должны включать в себя, но не ограничиваются следующими:
- применение
технических навыков, таких как ориентирование на местности и навигация;
- соблюдение
при использовании оборудования инструкций изготовителя;
- поддержание
оборудования в порядке и в исправном состоянии;
- отслеживание
следов износа и дефектов;
- консультирование
участников относительно правильного использования их личной одежды и
оборудования для предстоящей деятельности и мониторинга участников в процессе
деятельности с целью обеспечения правильного использования оборудования;
- знание
об оборудовании и основные навыки его ремонта.
- инструктирование
участника по минимальным практическим методам, необходимым для осуществления
деятельности;
- использование
методов, связанных с предстоящим мероприятием;
- развитие
индивидуальных компетенций;
- создание
условий для стимулирования обучения;
- использование
языка, понятного участникам и для проверки их понимания;
- предоставление
участникам точной и достаточной информации;
- демонстрация
действий в случае чрезвычайных ситуаций;
- информирование о
минимизации нанесения минимального социального
и экологического воздействия;
- демонстрация
использования оборудования.
Тема
10. Роль лидера в управлении рисками
Роль
лидера в управлении рисками обычно включает в себя:
- обеспечение
благополучия и безопасности участника посредством непрерывного контроля и
оценки, и при необходимости, принятия соответствующих мер в процессе деятельности;
- управление
опасностями и рисками, которые могут
оказать воздействие на физическую и эмоциональную безопасность участников;
- оценка
факторов, которые могут способствовать несчастным случаям;
- поощрение
позитивных взаимоотношений и работа в команде между членами группы;
- поощрение и
признание оценки физической и эмоциональной безопасности участников;
- отслеживание признаков
физической и психологической усталости и эмоционального стресса;
- рекомендации по
достаточности питания и
одежды для деятельности
и обеспечению достаточного снабжения в случае чрезвычайных ситуаций;
-
уверенность в том, что участники
были проинформированы, и им понятны действия в случае чрезвычайных
ситуаций;
- сообщение
о надлежащем и ненадлежащем поведении;
- вмешательство
при возникновении неадекватного поведения;
- предотвращение
ненужного риска для себя или других участников;
- обеспечение осуществления деятельности в
соответствии с рабочими
процедурами
организации.
Тема
11. Реагирование на инциденты и аварийные ситуации
В
случае инцидентов и аварийных ситуаций роль лидера, как правило, включает в
себя:
- управление
аварийными ситуациями;
- оценку
чрезвычайных ситуаций и организацию эвакуации или спасения, в случае
необходимости;
- контроль
групп;
- организацию
взаимодействия с аварийными службами, предоставления ресурсов или иной
поддержки;
- обеспечение
благополучия участников в неблагоприятных ситуациях для того, чтобы предотвратить
или минимизировать вред;
- обращение
к инструкции в чрезвычайных ситуациях.
- оказание
первой помощи, в том числе, но не ограничиваясь:
- оказание
первой помощи в объеме их опыта и профессиональной подготовки;
- оказание первой
помощи адекватно каждой
ситуации в соответствии
с законодательством.
Тема
12. Профессиональное и этическое поведение
- предотвращение
или минимизация социального воздействия на окружающую среду, вытекающего из
деятельности приключенческого туризма;
- применение
практики минимальных негативных воздействий;
- повышение
чувствительности и ориентирование группы на важность сохранения окружающей
среды и уважения местного населения;
- вмешательство
в действия группы, считающиеся вредными для окружающей среды или местного
населения;
- поддержание
методов сохранения в период деятельности приключенческого туризма;
- уважение
и соблюдение правил посещения в географическом районе деятельности;
- работа
по обеспечению удовлетворенности участников, информирование участников об отличительных
признаках планируемой деятельности до ее начала;
- поддержание
мотивации и заинтересованности участника в программе;
- поддержание
участника в курсе конкретных аспектов в период деятельности;
- осведомленность
об индивидуальных потребностях участников и предоставление соответствующей
поддержки;
- реагирование
соответствующим образом на получаемые жалобы и предложения;
- решение
проблем и достижение консенсуса среди различных интересов.
- забота
о собственной презентабельности и профессиональном отношении;
- забота
о гигиене, внешности, физическом состоянии и готовности;
- установление
рамок для того, чтобы развивать эффективные профессиональные отношения с
участниками в период деятельности и предотвращение неадекватного поведения;
- разрешение
неловких ситуаций;
- использование
соответствующего языка и ухода;
- поддержание высоких
этических и профессиональных стандартов.
Тема 13. Требования к компетенции
Требования
к компетенции, необходимой для достижения ожидаемых результатов, должна быть
оценена в соответствии со знаниями, навыками и отношениями.
Знания
Лидер
деятельности приключенческого туризма должен иметь следующие знания:
- по
толкованию погодных явлений, атмосферных или экологических условий;
-
методам навигации и ориентации в соответствующих случаях (например, основы
интерпретации топографических карт, чтение надписей и символики карты, масштаб,
линии уровня, использование компаса и ориентацию по естественным ориентирам);
-
методам управления группой, интеграции и стратегии разрешения конфликтов;
-
стратегии коммуникации и подготовки;
-
знания основных требований безопасности деятельности приключенческого туризма;
-
знания факторов, способствующих возникновению несчастных случаев;
-
знания общих экологических опасностей и рисков;
-
знания общих чрезвычайных ситуаций и процедур в случае их возникновения;
- знания процедуры оказания первой помощи;
-
знание местного законодательства об охране и сохранению окружающей среды;
-
информация об окружающей
среде и местном населении,
находящемся на территории
проведения мероприятий;
-
методы минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
-
основные правила образования, социальных навыков и личной гигиены;
-
правовые и нормативные требования.
Навыки
Лидер
деятельности приключенческого туризма должен иметь следующие навыки:
-
быть выразительным в устной речи, чтобы сохранить заинтересованность и
мотивацию участников в период деятельности приключенческого туризма;
-
уметь выражать и понимать язык участников или язык, предварительно
согласованный с участниками;
-
информировать ясно и членораздельно, чтобы обеспечить хорошее понимание
необходимых методов;
-
иметь физические и умственные способности, пригодные для завершения
запланированных мероприятий;
-
применять соответствующее лидерство для того, чтобы безопасно вести за собой
других в деятельности приключенческого туризма;
-
уметь логически рассуждать, например, словесно описать процедуру в цепи
последовательных шагов;
-
принимать решения, например, в чрезвычайных ситуациях;
-
быть способным планировать, например, установить логическую последовательность
шагов для достижения конкретной цели;
-
применять основные приемы жизнеобеспечения (в том числе сердечно-легочной
реанимации и методов лечения травм);
-
уметь использовать аварийно-спасательное оборудование, в том числе средства
связи.
Общение
или личностные качества
Лидер
деятельности приключенческого туризма должен соблюдать следующие правила
общения или проявлять личностные качества, но не ограничиваться ими:
- быть
убедительным, то есть убедить людей в случае необходимости;
-
быть в состоянии осуществлять и поддерживать контроль при направлении и
организации людей;
-
уметь вселить уверенность в людей, то есть легко установить отношения, знать,
как действовать и что говорить, чтобы люди чувствовали себя комфортно,
демонстрируя обнадеживающее и благоприятное поведение;
-
уметь слушать, то есть для того чтобы принимать решения, необходимо поощрять
людей, выражающих свое мнение, слушать и учитывать их мнения;
-
быть чуткими и терпимыми, то есть знать как согласиться с различными мнениями в
целях
демонстрации приверженности;
- быть
предусмотрительным (планировать в краткосрочной перспективе), то есть все
планировать заранее, оценить постановку целей, проецировать тенденции и
разрабатывать проекты;
- быть
оптимистичным, то есть иметь позитивный взгляд на непредвиденные события;
- быть
гибкими, то есть легко подстраиваться к различным ситуациям;
- быть
проницательным, то есть знать и быть способным понять ситуацию и уметь
анализировать поведение, например, язык тела.
Поддержание
и улучшение компетенции.
Непрерывное
профессиональное развитие.
Лидер
деятельности приключенческого туризма должен осуществлять непрерывное
профессиональное развитие.
Постоянное
профессиональное развитие должно быть направлено на поддержание и
совершенствование компетенций. Это может быть достигнуто посредством, например,
дополнительного профессионального опыта, индивидуального обучения,
специализированного
обучения, участия в торжествах, лекциях, семинарах, курсах повышения
квалификации, конференциях и других соответствующих мероприятиях.
Непрерывное
профессиональное развитие должно включать в себя
изменения
в:
-
потребностях отдельных лиц;
-
потребностях организаций;
-
методах, технологии, оборудовании и опыте деятельности приключенческого
туризма;
-
практике отношений с участником;
-
правилах и законодательстве.
Поддержание
компетенции
Инструкторы
должны поддерживать и демонстрировать свою минимальную компетенцию посредством
регулярного участия в деятельности приключенческого туризма и сохранять свои лицензии или звания
действующими.
Тема 14. Психология
межличностных отношений
Работая с участниками мероприятия, инструктор неизбежно вступает с
ними как в формальные, определяемые инструкциями и социальными ролями, так и
неформальные, определяемые непосредственными эмоциональными реакциями,
отношения. Надо стремиться к тому, чтобы неформальные отношения инструктора и
участников вызывали взаимный интерес, уважение, симпатии и доброжелательность.
Как правило, вызывает интерес, симпатию и уважение инструктор:
– имеющий соответствующие объективные достоинства, т.е.
профессиональный компетентный, эрудированный и интересный рассказчик. Чем выше
профессиональная компетентность инструктора, тем он привлекательнее для
участников, хотя эта зависимость и не является прямо пропорциональной;
- умеющий производить благоприятное
впечатление. Это особенно важно при кратковременных контактах, тем более что
произвести впечатление легче, чем его изменить. Немаловажное значение имеет
внешний вид инструктора, его манера держаться: следите за осанкой и выражением
Вашего лица - осанка должна быть красивой, держаться надо уверенно, весь вид
должен выражать доброжелательное и приветливость;
- имеющий в чем-то сходство с участниками.
Так, например, сближает людей сходство по возрасту, профессии, социальному
положению, национальности, полу. Особое внимание надо обратить на манеру
участников держаться, на их стиль общения и поведения, с тем, чтобы в разумных
пределах "подстраиваться" под эти особенности. Еще более серьезное
влияние оказывает сходство в определении ценностей, в общности жизненных
установок, взглядов и мнений. Опытный инструктор всегда уловит момент, наиболее
удачный для достижения взаимопонимания и согласия с участниками;
- чье поведение соответствует потребностям
участников. Выполняя свои служебные обязанности, инструктор уже отвечает
главным ожиданиям и потребностям участников, однако особое внимание следует
уделять эмоционально-личностным потребностям, таким как потребности в
психологической безопасности и признания.
Потребность в психологической безопасности удовлетворяется тогда,
когда человек уверен, что в процессе общения у собеседника не возникнет
агрессивной реакции. Чтобы у участников была такая уверенность, инструктор
должен демонстрировать свою открытость и доброжелательность к ним. Внешние
признаки открытого стиля общения: контакт глаз, живость лица и раскрепощенность
тела, искренность, тенденция к сокращению дистанции. Что касается
доброжелательности, то она должна быть активной, стабильной и опережающей.
Потребность людей в признании - это потребность в "знаках внимания и
уважения" со стороны инструктора. Участнику приятно, когда инструктор
выделяет его взглядом, улыбкой, приветливой фразой, если инструктор запомнил
его имя и активно обращается к нему, проявляет интерес к его мнению, заботу о
его даже мелких проблемах.
В свободной беседе надо стараться говорить на темы, интересующие
собеседника, живо интересоваться его взглядами и проблемами, стараться вызвать
на разговор и внимательно выслушать его. Из общения необходимо исключить
интонации, обороты и фразы, подчеркивающие превосходство инструктора над
участниками.
Тема 15. Психология и искусство общения в работе.
Столкновение позиций, мнений, взглядов - явление очень распространенное
при общении инструктора с участниками, коллегами, сотрудниками служб,
руководителями. Столкновение позиций собеседников может принять следующие
основные формы: навязывание мнения, полемический бой, спор-препирательство и
доброжелательное обсуждение.
Навязывание мнения предполагает неаргументированное
"давление" на собеседника и потому в работе инструктора должно быть
исключено.
Полемический бой имеет целью аргументировано разбить позицию
собеседника и тем самым привлечь окружающих на свою сторону. Однако
переубеждение собеседника при этом не происходит.
Спор-препирательство – порочная форма общения, когда каждая
сторона старается доказать свою правоту и победить в споре. Результат – каждый
из собеседников только укрепляется в своей позиции, и отношения между ними
портятся.
Самой эффективной формой переубеждения является доброжелательное
обсуждение, которое имеет следующие правила.
При выражении собственной позиции необходимо:
- говорить просто, ясно и определенно, так,
чтобы собеседник не мог не понять Вас, чтобы он легко запомнил и повторил
сказанное Вами, Ваши тезисы и аргументы;
- избегать монолога, используя диалог и
метод Сократа;
- держа себя уверенно, избегайте
категоричности в интонациях и в оборотах речи. Представьте, Вы были
категоричны, а оказались неправы, в каком положении Вы окажетесь? Даже если Вы
правы, категоричность скорее оттолкнет собеседника, чем убедит. Убеждает не
категоричность, а аргументация;
- выдвигать свое мнение как одно из
возможных, приглашая собеседника обсудить его. Оберегая свою позицию от
критики, Вы ставите ее под сомнение, выставляя на обсуждение, стимулируете
доброжелательное отношение;
- в оценочных суждениях подчеркивать их
субъективность, их личный, а не безличный "объективный" характер.
Исходите из формулировки: "Я это воспринимаю таким", а не "Это
так для всех и всегда";
- избегать упрощающих преувеличений,
ярлыков, крайностей. Будьте умеренно эмоциональны. Пока Ваша эмоциональность
принимается собеседником - она хороша, когда начинает раздражать - излишняя.
Если свою позицию высказывает собеседник, постарайтесь его понять.
Для этого:
- сохраняйте к собеседнику доброжелательное
отношение. Если Вам возражают, Ваше раздражение естественно, но в таком
состоянии понять собеседника уже сложнее;
- не отвлекайтесь на собственные мысли.
Самый главный человек в мире – перед Вами. Он высказал Вам свою позицию,
сможете ли Вы своими словами, но точно повторить ее?
- избегайте оценочной позиции. Оценивать
приятно (позиция "сверху" и не сложно (сравнивая с собственным мнением,
как с "эталоном"), но это мешает взаимопониманию. Реагируя на
высказывания собеседника, ведите себя тактично и конструктивно:
- избегайте отрицательных оценок
высказывания собеседника, не акцентируйте его внимание на ошибках и
неточностях. Собеседника это "колет", а делу - не помогает.
- не доводите мысль собеседника до абсурда;
- поддерживайте и отмечайте все удачные
моменты в высказываниях собеседника;
- старайтесь не возражать собеседнику, а по
мере возможности соглашаться с ним. Прежде чем возразить, согласитесь с тем, в
чем собеседник прав;
- возражая, будьте тактичны. Не говорите:
"Вы неправы", лучше - "Я думаю по другому" или "Не
могу согласиться с тем, что ...
Тема
16. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Поведение в ситуации межличностного
конфликта.
Независимо от того, по чьей вине возникла конфликтная ситуация
(КС), дело чести инструктора предпринять все усилия для ее разрешения, а при
невозможности - смягчить, уменьшить ее отрицательные последствия.
Основой предупреждения КС является четкая, грамотная работа
инструктора, исключение ошибок с его стороны и умение предупредить ошибки,
сбои и недоразумения в работе других служб. (Могут о чем-то не знать –
предупреди, могут забыть – напомни могут перепутать – разъясни, могут не
сделать – проконтролируй).
Если конфликтная ситуация возникла:
- сохраните спокойствие. Спокойствие – это
не равнодушие, а умение взглянуть на ситуацию объективно, без будоражащих
эмоций. Спокойствие инструктора так же передается туристами, как и его
растерянность и тревога. Самое худшее - это "накачивание" себя
переживаниями: "Ах, что же случилось?! Ах, что теперь будет?". Что бы
ни случилось, эмоциями делу не поможешь.
- не переживайте, а действуйте. Силы и
время, потраченные на переживания, лучше употребить на дело. Не все попытки
окажутся удачными, но каждая из них повысит вероятность решения проблемы.
Помните и о том, что участникам приятнее видеть инструктора активного, а не
бездеятельного;
- ищите не виновного, а решение. Выяснить,
кто виноват в происшедшем, дело малоперспективное и в КС не первоочередное.
Виновного ищут скорее для того, чтобы излить на него накопившиеся в душе
отрицательные эмоции. Но разве это поможет делу? Не следует думать о том, из-за
кого это произошло, кто виноват, а о том, что это произошло и что теперь
делать, как исправить положение. В межличностном конфликте:
- сохраните уважение и доброжелательное
отношение к человеку. Он Вас задел своими словами, его поведение Вас возмущает.
Ваши эмоции понятны. Но помогут ли они в разрешении ситуации, не вызовут ли
конфликт? Например, проявление доброжелательности даже в конфликтной ситуации
способствует ее разрешению;
- постарайтесь понять другого. Почему
человек ведет себя именно так? Плохое здоровье? Болезненное самомнение?
Недостаток воспитания? Скорее всего, ему плохо, и он не может справиться с
ситуацией, со своими эмоциями... Поймите его, простите, постарайтесь ему помочь
справиться с ситуацией и эмоциями;
- будьте готовы признать свои промахи,
ошибки, вину. В редких случаях в конфликте виновата одна сторона. Пока Вы
считаете виновным только другого, он будет защищаться, и считать виновным
только Вас. Признайте свои ошибки, промахи, вину – этим Вы поможет сделать то
же самое и другой стороне;
- постарайтесь погасить конфликт.
Проигрывает в конфликте тот, кто хочет в нем победить, выигрывает же тот, кто
ищет пути и средства к его разрешению. Попробуйте исходить из того, что перед
Вами заведомо хороший человек. Если Вы чувствуете, что он не понимает что
делает, – объясните, не замечает – обратите внимание, не знает как лучше –
подскажите, переживает – успокойте.
Конечно, не всегда по-доброму удается уладить конфликт, но
переходя к жестким мерам:
- предваряйте их предупреждением;
- сопровождайте мирной альтернативой;
- всегда оставайтесь корректным в своих
словах и поступках.
Тема 17. Саморегуляция
психофизического состояния в работе.
Работа инструктора во многом зависит от того, в каком психическом
и физическом состоянии он пребывает, с каким настроением работает: устал он или
бодр, уверен в себе или нет, хорошее настроение у него или плохое. Его
состояние зависит не только от внешних факторов и обстоятельств, но и от него
самого, от его умения управлять своими эмоциями и настроением. Конечно, важно
сдерживать внешние проявления нежелательных эмоций, но еще важнее уметь внутренне
настраиваться.
Правила эффективной саморегуляции:
1. Научитесь отделять свое "Я" от
переживаемого состояния. Человек, погруженный в свое состояние, не может
управлять собой. Чтобы управлять своими эмоциями, надо понять, что они и ты –
не одно и то же. Есть "Я" и есть моя усталость, мое
раздражение... Никогда не забывайте про
свое "Я", отделяйте и освобождайте его от душевного, психического
фона.
2. Будьте внимательны к своему
психофизическому состоянию. Пока Вы не заметили нарастающего утомления, Вы не сможете
с ним бороться. Неосознанные эмоции (агрессия, уязвленное самолюбие и другие)
наносят больше вреда, чем осознанные.
3. Определите, какое душевное состояние для
Вас будет оптимальным в данной ситуации. Иногда требуется большая душевная
активность, иногда – созерцательность, иногда – лирический, а иногда – деловой
настрой. Отрицательные эмоции практически всегда являются неоптимальными.
Случилась неудача – это, конечно, объективная неприятность, но если ВЫ
начинаете переживать, то к неприятной ситуации прибавляются неприятные
переживания. Зачем? Традиционное мнение о естественности отрицательных эмоций
требует пересмотра.
4. Используйте самоубеждение, позитивное
осмысление происходящего. Видеть надо все – и плюсы, и минусы, но осмыслять это
надо научиться позитивно, выделяя плюсы. Научитесь ценить то, что имеете, не
переживая по поводу того, чего еще или уже нет.... Научитесь радоваться
хорошему и спокойно принимать все остальное как неизбежное.
5. Используйте позитивное самовнушение.
"Вот, все плохо!" – это не просто констатация состояния, это
негативное самовнушение. Зачем? Осознайте, в чем Вы себя убеждаете, что себе
внушаете, поможет ли это Вам жить и работать. Помните, что самовнушение идет не
только словами: идет и через Вашу интонацию при разговоре, через Вашу осанку,
манеру держаться, двигаться....
Подумайте, что Вы внушаете себе и внесите необходимые коррективы.
6. Научитесь расслабляться, избавьтесь от
мышечных зажимов. Наши эмоции отражаются на состоянии наших мышц. Чтобы
избавиться от напряжения, тревоги и других отрицательных эмоций, часто
достаточно просто расслабить нужные мышцы. Мышечное напряжение и зажимы вредны
еще и тем, что вызывают психическое напряжение, скованность и быструю
усталость.
7. Овладевайте аутотренингом. Аутотренинг
(АТ) – разновидность самогипноза, достигаемого за счет глубокого мышечного
расслабления. С его помощью можно быстро восстанавливать свои силы, избавляться
от неприятных эмоций и состояний, менять отношение к себе, людям, работе,
настраивать себя на определенную программу поведения. Тот, кто владеет АТ,
становится хозяином самого себя. Основные формулы аутогенного погружения:
"Я совершенно спокоен. Все мое тело расслаблено. Приятная тяжесть в руках,
ногах, во всем теле. Расслабляются мышцы моего лица. Приятное тепло в руках, ногах,
во всем теле. Ровное, спокойное дыхание. Мне дышится легко. Сердце бьется ровно
и спокойно. Солнечное сплетение излучает тепло. Приятная прохлада в области лба
и висков".
Тема 18. Инструктор
по выживанию это руководитель группы людей в экстремальных условиях. Некоторые
психологические аспекты мобильных автономных групп.
Обязанности руководителя.
Меры, способствующие созданию в группе оптимального психологического климата.
Значение личности руководителя для успешного выполнения поставленной задачи.
Умение работать с людьми. Влияние черт характера руководителя на
взаимоотношения в коллективе. Требования к руководителю в условиях
экстремальных ситуаций.
От действий лидера зависит
успех всего мероприятия, эффективность действия всей группы и безопасность каждого
участника.
Эмоционально-психологическая
сфера каждого члена группы.
Эмоционально-психологическое
состояние коллектива.
Зависимость состояния отдельных членов и группы в
целом от физической нагрузки, погодных условий.
Шкала трудности маршрута:
1. - техническая сложность
выше навыков и умений участников, нужда в помощи;
2. - предельно трудный -
движение на пределе физических, технических возможностей;
3. - очень трудный -
движение, выполнение технических приемов происходит с большими нагрузками для
организма;
4. - трудный - все делается с
напряжением, но без особых перегрузок;
5. - нормальный - на такой
маршрут и рассчитывали, находятся возможности на эмоциональное восприятие
перехода;
6. - легкий - силы и время на
эмоциональные аспекты находятся без труда;
7. - очень легкий - можно в
процессе передвижения много времени и сил уделять эмоциональным аспектам
маршрута и взаимоотношениям.
Шкала
определения психологического настроя в группе:
1. - потенциально чрезвычайно
опасное - большинство не сдерживают себя во взаимном проявлении недовольства;
2. - предпороговая степень -
возможно резкое ухудшение межличностных взаимоотношений;
3. - напряженная - многие
чувствуют недовольство, но сдерживают себя ("плохой мир - лучше доброй ссоры");
4. - сдержанная степень -
серьезных проявлений недовольства нет, отдельные 5. - локализуют;
6. - нормальная степень I;
7. - нормальная степень II;
8. - нормальная степень III.
Шкала оценки физического состояния:
1. - очень плохое - болезнь,
невозможность двигаться, необходима помощь;
2. - плохое - желание
прекратить движение, сильная физическая усталость;
3. - неудовлетворительное -
желание в более частом и продолжительном
отдыхе;
4. - удовлетворительное - нет
желания увеличить скорость передвижения;
5. - хорошее - вполне по силам
увеличить темп и продолжительность переходов;
6. - отличное - после
выполнения дневного перехода без всяких усилий и с желанием можно работать на
устройстве бивака;
7. - превосходное - получаю
наслаждение от движения, физический тонус на высшем уровне.
Резкое колебание физического
состояния группы на первой половине маршрута. Процесс акклиматизации
завершается на 4-5-й день с начала прохождения маршрута. Есть зависимость
общей физической подготовки и времени акклиматизации. Критическими днями
акклиматизации являются 7-9-й и 14-16-й дни. Примерно в это время и наблюдается
спад физического состояния и, следовательно, настроения. В настроении группы
большую роль играет ясность задачи на день и на весь период в целом.
Критический день акклиматизации приходится на 6-7-й день. Физическое состояние
и настроение в целом взаимосвязаны. Акклиматизация по времени у каждого
участника проходит индивидуально, в зависимости от возраста, физической
подготовки. У более опытных участников спады настроения на трудных участках
маршрута меньше, чем у менее опытных. Хотя и у тех, и у других возможны скачки
настроения, особенно на начальном участке маршрута. У более тренированных и
опытных участников графики физического состояния стабильнее и раньше кончается
период врабатываемости.
Инструктор должен всегда
помнить следующие правила:
Не делай замечаний участникам
в присутствии посторонних.
Не кричи: кричащего плохо
слышно.
Без нужды не критикуй: критика – средство,
а не цель.
Не повторяй (ни публично, ни один на один)
критические замечания в адрес того, кто уже исправился.
Инструктор не обижается – он анализирует.
Умение отказываться от своего неверного
решения важнее ложного престижа.
Убеждая, не пользуйся властью, пока не
исчерпал все остальные средства.
Всегда благодари участников за хорошую
работу.
Объектом критики чаще всего должна быть
плохая работа, а не человек.
Критика ошибок не должна убивать чувства
самостоятельности.
Умей говорить, разговаривать, слушать.
Никогда не раздражайся, имей бесконечное
терпение.
Никогда не бранись.
Помни: все участники хотели бы увидеть у
тебя чувство юмора.
Не стыдись элегантности.
Учись и на своих ошибках. Эта возможность
– единственное, что в них полезно.
Будь внимателен к чужому мнению.
Будь объективен в оценке предложений, исходящих
от неприятных для тебя лиц.
Будь внимателен и к «бесполезным»
предложениям: грубо отвергнуть «бесполезное» предложение сейчас – значит лишить
себя возможности получить новые полезные предложения в дальнейшем.
При отклонении предложений будь тактичен и
вежлив, однако тактичность и вежливость не должны менять существа принимаемого
решения.
Коллектив не может работать успешно, если
в нем создана атмосфера незаменимости руководителя.
Не бойся талантливых подчиненных.
Дай подчиненным максимальную свободу для
достижения целей коллектива.
Знание возможностей подчиненных –
достоинство и преимущество хорошего руководителя.
Умение сочетать гуманность с
требовательностью – предпосылка здорового морального климата в коллективе.
Высшая форма неуважения к коллективу –
задержка начала занятия из-за опоздания или неподготовленности инструктора.
Задержка занятий в группе – прямой путь к
утрате авторитета.
Хороший инструктор делает замечания по
мере обнаружения недостатков, плохой – копит их для публичного разноса.
Уверенность инструктора в успехе дела —
уверенность всего коллектива.
Личная жизнь руководителя принадлежит
коллективу (так считают 97% опрошенных).
Решай только те вопросы, в которых твое
участие (опыт, кругозор, авторитет) обязательно.
Ничто так не разлагает коллектив, как
приписывание заслуг коллектива одному лицу (безразлично – подчиненному или
руководителю).
Будь самокритичен.
Будь начальником лишь на работе. В
остальных случаях ты – старший товарищ.
Помни: сомнительные источники информации
(сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе.
Будь справедлив, давая характеристику
подчиненному, даже если отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне
возможно, что его отношение к тебе – следствие твоих несовершенств.
Начиная работу в команде, позаботься о
том, чтобы твои рациональные организационные
принципы с самого начала стали известны всем.
Будь бдителен к хвалящим тебя: ищи мотивы
их действий.
Не пренебрегай знаниями мелочей жизни участников,
но не афишируй эти знания.
Согласование целей коллектива с личными
целями участников не менее важно, чем согласование личных целей участников с
целями коллектива.
Не забывай, что у каждого из курсантов
семья, у членов каждой семьи есть знаменательные даты.
Требуя выполнения определенных правил,
проверь, выполняешь ли их сам.
Тема 19. Инструктор по выживанию - это руководитель
аварийно- спасательными работами.
Обязанности руководителя.
Меры, способствующие созданию в группе оптимального психологического климата.
Значение личности руководителя для успешного выполнения поставленной задачи.
Умение работать с людьми. Влияние черт характера руководителя на
взаимоотношения в коллективе. Требования к руководителю в условиях
экстремальных ситуаций.
Ни одно учебное мероприятие в
автономных условиях природной среды не застрахована от аварийных ситуаций, при
которых от инструктора потребуется больше, чем организация учебных занятий.
Часто смоделированная экстремальная ситуация из управляемой может перерасти в
реальную опасность, несчастный случай или чрезвычайное происшествие. За все несет
ответственность инструктор. Инструктор должен быть готов при необходимости
учебное мероприятие перевести в режим реальных аварийно- спасательных работ. Основные
правила по управлению аварийно- спасательными работами.
Правило I. Не делать хуже.
Было бы очень хорошо, если бы прибытие
аварийно-спасательного персонала приводило к оказанию немедленной помощи, но
все мы знаем, что это происходит не всегда. Выберите время сделать
соответствующую оценку обстановки и определите разумный способ действий, прежде
чем начать действовать.
Правило 2. Никогда не делайте широковещательных общих просьб
помощи.
Такие просьбы – несомненное свидетельство о преобладании паники.
Призывы типа "Пришлите хоть что-нибудь! ", "Всё вокруг
горит!" – не настраивают вас самих на хорошее командование и руководство.
Сделайте правильную оценку и запросите именно то, что вам нужно. Не вносите
элемент паники в организацию работ неопределенными призывами о помощи.
Правило 3.Ограничительный контроль за потоком информации.
В период кризисной ситуации возникает огромное количество информации,
которой необходимо управлять. Из всего её количества должна быть выделена
полезная информация, которая и должна быть доведена до сведения участников с
целью её использования. Недейственная информация должна быть немедленно
отброшена во избежание принятия исполнителями неправильных решений. Население
традиционно действует в информационном вакууме. Однако привлеченный к
аварийно-спасательным работам персонал вы должны обеспечить необходимой
информацией.
Правило 4.Осознайте невозможность сделать всё. Кризис руководства
очень трудно вынести. Ключами к успеху являются инициативность и полномочность.
Разработайте и используйте команды и обеспечивайте сохранение структуры. Ясно
осознавайте, что некоторым процессам следует дать идти самим по себе, и
сосредоточьте внимание на наиболее важном.
Правило 5. Не позволяйте мелочам отвлечь себя. Многие зарываются в мелочах, избегая встретиться лицом
к лицу с реальной ситуацией. Отрешитесь от подобного рода действий и сфокусируйте
свои усилия на том, что является ключом ко всему делу.
Правило
6. Глупцы останутся глупцами. Осознавайте, что нелепые действия, как и
отвлечение себя на мелочи, являются защитным средством. Не позволяйте подобным
индивидуумам участвовать в выполнении принятых вами решений. Дайте им приказ
оставить выполняющее ваши команды структурное подразделение или прикажите им
вообще покинуть место проведения аварийно-спасательных работ.
Правило 7. Настаивайте на том, чтобы персонал, участвующий в
аварийно-спасательных работах, отдыхал. Это особенно важно при длительных
операциях. Усталость персонала ведет к принятию неверных решений, значительному
увеличению всегда возможных несчастных случаев, опасных стрессов. Даже
руководящий персонал нуждается в отдыхе. Не колеблетесь при отдаче команды на
отдых. Введите график периодов поочередного отдыха и снятия напряжения для
персонала.
Правило 8. Найдите ключ к организации работ и объединению
персонала.
Успех операции зависит от объединения и координации усилий.
Участники операции должны действовать в контакте друг с другом для укрепления
координации усилий. Принимающие решения также должны действовать в контакте
между собой. Возможные проблемы не станут проблемами, если руководящий персонал
всего аварийно- спасательного подразделения действует согласованно.
Правило 9. Восстановите нормальное течение хода операции
по возможности скорее. Продолжающееся состояние сильной встревоженности
приводит к ущербу, к перенапряженной организации работ. Чем скорее ваши
исполнители начнут "дышать нормально", тем скорее начнет сказываться
долговременный эффект вашей организации. Другой стороной состояния
встревоженности является то, что окружающие следят за действиями своей
аварийно-спасательной группы и реагируют на каждое проявление ею напряжения или
тревоги. Они успокоются лишь после того, как действия этого подразделения
начнут идти нормальным ходом.
Правило 10. Держите своего начальника в курсе дела.
Перед кем бы вы не отвечали –
он имеет право быть обо всем информированным. Давать ему информацию в
ваших интересах, потому что возможны случаи, когда именно он будет способен
дать вам доступ к ресурсам, в которых вы будете нуждаться, и он будет
действовать по отношению к вам как представитель общественности. Вам может
потребоваться и его поддержка и после того, как инцидент завершится, – по
причинам, которые могут обнаружиться лишь тогда.
Правило 11.Убедитесь, что каждый выполняет обязанности в
соответствии с установленным распорядком. Распорядок, установленный для вашей
группы, должен поддерживаться в течение всей чрезвычайной ситуации. Убедитесь,
что каждый выполняет свои обязанности. Установленные распорядком
действия могут быть связаны с действиями других исполнителей.
Правило 12. Принимайте решения, позволяющие выполнять наиболее
целесообразные действия. Действия должны носить гибкий характер и допускать
возможность изменения указаний. Принимающий решения должен иметь это в виду при
выборе возможных действий. Не принимайте решений, не допускающих изменений.
Решения всегда должны допускать возможность замены их альтернативными
решениями.
Правило 13. Привлекайте юристов к своей работе во время кризисных
ситуаций. Эта необходимость подсказана самой жизнью, и не бойтесь ее, принимая
решения в аварийных ситуациях. Всё, что делается, должно быть подкреплено
сообщением третьему лицу. Дайте ему заверить документ о ваших решениях и
действиях, а если возможно – и о правильности этих решений.
Правило 14. Не позволяйте другим уходить от ответственности.
Уверьтесь, что отданные вами распоряжения, действительно
выполнены. Настойчиво добивайтесь осуществления принятых вами решений.
Поддерживайте в исполнителях чувство ответственности за их действия и
осуществление их функций.
Правило 15. Заранее, до наступления чрезвычайной ситуации,
подготовьте отдельных участников и группу в целом к ней. Вы должны знать, с кем
вам придется работать до того, как наступит аварийная ситуация, так как при ней
вы должны быть полностью уверены в исполнителях ваших решений. Проводите
периодически занятия по отработке взаимодействия и выяснения
способностей каждого.
Правило 16. Знайте заранее средства, которые будут в вашем
распоряжении.
Не
откладывайте выяснения ваших возможностей до той поры, когда вы попадете
полностью в кризисную ситуацию. Составьте перечень ресурсов на случай
непредвиденных обстоятельств – это послужат вам резервом в период чрезвычайной
ситуации.
Правило 17. Установите заранее хорошие отношения со средствами
массовой информации. Общественная оценка ваших действий непосредственным
образом зависит от вашей взаимосвязи со средствами массовой информации.
Правило 18. Когда кризисная ситуация спадет, ожидайте запоздалых
стрессовых реакций. Это особенно возможно среди вашего собственного
аварийно-спасательного персонала. Симптомы могут проявляться в виде депрессии,
раздражительности, физически ощущаемых недугов, дисциплинарных нарушений и
неразумных поступков. Руководитель должен обеспечивать помощь персоналу с
привлечением медицинского персонала и психологов. Этот открытый способ снятия
напряжений в результате стрессовых реакций после аварийно-спасательных работ
может помочь вам организовать возвращение к нормальному режиму.
Правило 19. Пострадавшие должны получить уход по их состоянию.
Персонал аварийно-спасательной группы должен пройти обучение, которое
подготовит их к обращению с пострадавшими, перенесшими чрезвычайные ситуации.
Они чаще всего бывают в следующих состояниях:
1. Эмоциональный шок.
2. Ощущение беспомощности и изолированности.
3. Ощущение вины за то, что уцелели.
4. Стыд за себя.
5. Беспокойство.
Персонал должен уметь определять каждое состояние и ответить на
него соответствующим обращением.
Правило 20. Всегда проводите семинары с критическим разбором
действий.
Такие семинары чрезвычайно ценны для готовности к будущим
инцидентам. Должны быть выявлены возникшие проблемы, чтобы извлечь необходимые
уроки и организовать обучение. Должны быть подчеркнуты успешные действия, чтобы
они запечатлелись в памяти и смогли быть повторены снова. Положительной
стороной такого критического разбора на занятиях является то, что он теснее
сплачивает команду и отдельных участников.
Психология жертв и спасателей
Трудности поведения в
чрезвычайных ситуациях
В зависимости от места (3
зоны).
Летальная зона - зона, где
царствует тишина. Оставшиеся в живых находятся в состоянии мнимой смерти.
Зона разрушения - в зоне
разрушения обнаруживаются два типа реакций:
позитивные реакции: небольшие
группы организуются для спасения и оказания помощи.
негативные реакции: они
характеризуются беспорядочным бегством, спасением любыми способами. Состояние
паники порождает агрессивные чувства по отношению к первым появившимся
спасателям.
Периферическая зона - в периферической зоне появляется движение масс с изменениями в
психическом поведении, организация помощи, родственники, узнавшие о
случившемся. Эта паника усиливается паникой в зоне непосредственного взрыва.
В зависимости от времени.
Предварительный период.
Индивид, живущий в подобных
местах, отличается покорностью судьбе и фатализмом.
Фаза тревоги.
Если тревога предсказуема и
можно в принципе определить время события, существует определенная
подготовленность к катастрофе. Иногда она выражается в коллективном страхе и
массовой миграции людей.
Фаза собственно самого
явления (удара, взрыва и т.п.).
Это фаза (фаза оцепенения,
благодаря эффекту неожиданности, даже если катастрофа предвиделась. Человек
чувствует себя беспомощным, уязвимым, замыкается в себе.
Пост-шоковая фаза.
Пострадавший ошеломлен,
растерян, заторможен, иногда говорит о призраках.
Фаза восстановления.
Она длительная. Еще остается
страх возврата катастрофы. Пассивное поведение одних ассоциируется с сильной
агрессивностью других (как к спасателям, так и к пострадавшим).
Эффект паники.
Определение.
Это массовый страх, который
испытывают все или почти все в преддверии сильной опасности или ее угрозы и
выражающийся в виде беспорядочного бегства.
Признаки.
Фаза ожидания.
Как только появляется угроза
или сообщение о событии, население заинтриговано: "Что происходит?"
Фаза реакции.
В общем случае реакция
подобна "спасайся кто может". Порождаются жестокость, свирепость. Уже
не существует никаких соседей, а они лишь представляют препятствие к спасению и
бегству.
Фаза решения.
Появляется новая организация
людей. Выделяется лидер, который доминирует в группе. Но он же, своей
личностью, может и ухудшить ситуацию.
Фаза эмоциональной разгрузки.
Виновники обнаружены.
Существует опасность самосуда.
Составные части паники
1. Толпа (это
неорганизованная масса людей, но с общей целью. Действие распространяется по
эффекту "заражения".
2. Событие беспокоит больше
своей угрозой, чем реальностью.
3. Страх.
Факторы
"заражения".
1. Предрасполагающие. Определенные
социальные группы.
2. Благоприятствующие. Насыщенность
толпы слабыми субъектами (старики, дети, лица с психическими отклонениями);
3. Сопутствующие: метеорологические
условия (туман,...); топографические условия (овраги,...); временные условия
(ночь,...)
4. Инициирующие. Тяжелые
события или их угроза. Элемент-катализатор в толпе (паникеры).
Предотвращение паники.
Предотвращение паники
подразумевает ее предотвращение как длительное, так и в критической ситуации.
Длительное или долговременное
предотвращение.
Образовательные меры,
воспитывающие чувство коллективизма, взаимовыручки и альтруизма, с привлечением
моральных, национальных и культурных традиций.
Меры тренировки, являющиеся
повторением действий защиты, спасения. Цель - достичь полуавтоматизма действий
даже при эмоциональном шоке.
Информационные меры,
позволяющие получать ясную, четкую и не драматизирующую информацию о
происшедшем, о катастрофах, об их реальных последствиях и способах их
предсказания и предотвращения.
Предотвращение в критической
ситуации.
Разумное управление, начиная
с фазы тревоги: точная и регулярная информация об опасности, ее развитии, о
средствах защиты, о расположении точек службы информации и помощи, инструктаж
по средствам эвакуации и спасения, и, наконец, не допускайте образования
испуганных толп и пресекайте распространение тревожащих слухов.
Лечение паники.
Кроме исключительных случаев
почти невозможно уменьшить панику или предотвратить массовое бегство.
Раннее появление помощи может
ускорить возвращение людей в здравое нормальное состояние.
Спасатель и его психические реакции.
Воздействие катастрофы на
спасателя.
Попадание спасателя в
исключительную обстановку представляет собой шоковую ситуацию.
В зависимости от индивида он
может находится в равновесии или нет. В любом случае, каким бы не был
спасатель, все равно имеет место психологический шок с явлениями реминисценции
по возвращении.
Психические реакции
перемешиваются: упадок сил, слабость, головные боли, замедленная реакция на
внешние воздействия ...
Известны следующие реакции
спасателей: амнезия, замешательство, уменьшение уверенности в себе, потеря
концентрации или внимательности, заторможенность, затрудненность речи, потеря
объективности, в особенности, при определении приоритетов.
Наконец, психо-эмоциональные
реакции: оцепенение, онемение, отупение, постоянная тревога, чувство
уязвимости, грусть, депрессия, чувство одиночества, беспокойства, нарушение
сна.
Образ идеального спасателя.
1. Индивидуальная психология.
Он:
способен нормально
реагировать на стрессовые факторы, т.е. не поддаваться им, способен легко
адаптироваться к новым условиям. Он должен знать себя, свои возможности и уметь
сдерживать свои эмоции;
должен быть психически
нормальным;
должен быть деятельным: ясный
созидательный ум, изобретательный, находчивый. Его суждения основываются на
развитых чувствах практичности и критичности.
2. Психология индивидуума в
группе.
Необходима: дисциплина,
точность, уважение правил, способность жить в коллективе.
Принадлежность к группе это
спасение от одиночества. Возможность говорить с теми, которых знаешь и ценишь,
позволит избежать будущих психологических недоразумений.
Предотвращение
психологических осложнений у спасателей.
1. До:
Информирование спасателей: он
должен точно знать, что произошло, знать средства, планы и возможные опасности.
Подготовка: тренировка,
подготовка материалов, психологическая подготовка.
Выбор и отбор: необходимость
отбора людей для избежания дальнейших осложнений на месте.
2. После:
Возвращение домой
представляет собой новую травму, которая может наложиться на предыдущие.
Иногда - психиатрическое
лечение.
Спасатель. Профиль спасателя.
Когда мы говорили о
психологии в чрезвычайных ситуациях, мы говорили о психологических качествах
спасателя и о необходимости их отбора. Нельзя выпускать из вида и физическое
состояние спасателя, так как в экстремальных ситуациях любая болезнь может
дать о себе знать. К месту работ должны допускаться только здоровые спасатели.
Подготовка спасателей должна
быть прогрессирующей, интенсивной, связанной с нормальным питанием для того,
чтобы он мог проявить свои максимальные возможности, но не изматывающей.
Техническая подготовка должна
осуществляться регулярно, как в рамках подготовки группы спасателей, так и во
время специальных учений.
Иерархизация
Помощь подразумевает
организацию, координацию.
Отдельно взятый спасатель не
должен нарушать плана спасательных работ. Он должен быть составной частью
команды, чтобы сообща делать работу с наилучшим результатом. Эта команда в
свою очередь является составной частью структуры, которая координирует
действия. Такая подчиненность имеет двойной смысл: с одной стороны, эффективно
использовать средства и, с другой стороны, обеспечить безопасность самих
спасателей.
Средства индивидуальной
защиты.
Спасатель должен всегда
помнить, что первое правило спасения - это защитить самого себя.
Вакцинация.
Никто никогда не настаивает
на эффективности и относительной безвредности различных вакцин. Таким образом,
вакцинация - дело каждого.
Напомним, что вакцины бывают:
антитуберкулезные, противостолбнячные, противодифтеритные;,
противополимиелитные и, в зависимости от рода деятельности спасателя, против
желтой лихорадки.
Плюс к этому в некоторых
странах необходима профилактика против "болотных" заболеваний.
Индивидуальная экипировка.
Приведенный список, по нашему
мнению, является идеальным набором для любых ситуаций. Приведенные аксессуары
часто находятся в рюкзаках путешественников. Спасатель должен иметь
максимальную автономность. Предлагаемый список выработан на основе практики при
различных экстремальных ситуациях.
Рабочая одежда
каска должна быть легкой, с
аэрацией, удобной, типа спелеологической, с налобным фонарем.
одежда состоит из подкомбинезона
(если возможно (влагоотталкивающего и прочного), рабочего комбинезона из
непромокаемой ткани, усиленный в местах трения и эргономичного, пожарного ремня
и рабочих перчаток.
обувь должна быть мягкой,
удобной, надежно защищать ноги, непромокаемой, хорошо держать ногу.
Содержимое рюкзака:
защитная маска;
пара очков;
респиратор;
тонкие пластиковые перчатки;
карманный фонарь;
блокнот и карандаш;
печка на твердом топливе;
запас еды;
рулон туалетной бумаги;
котелки;
нож с несколькими лезвиями;
фляга;
мусорные мешки;
одеяло и спальные
принадлежности;
туалетные принадлежности.
Приведенный список позволяет
быть спасателю более-менее автономным.
Тема 20. Выживание - это адаптация.
Способность организма
человека к адаптации. Понятие о выживаемости. Меры, направленные на сохранение
здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Особенности
выживания в различных климатических зонах. Особенности выживания в одиночку.
Факторы, влияющие на выживание, их учет. Факторы риска, которые влияют или могут
влиять на экспертов, проводящих работы в натурных условиях и какие средства им
необходимы для предотвращения и устранения аварийных ситуаций, несчастных
случаев и чрезвычайных происшествий.
1. Голод - опасен своим
воздействием на сознание главным образом тем, что лишает человека способности к
рациональному мышлению. Голод и жажда увеличивают восприимчивость к
оставляющему воздействию боли, холода и страха,
Рационы питания: базовый,
маршрутный, неприкосновенный, аварийный запас, охотничьи и рыболовные снасти,
средства для приготовления пищи (посуда, спички, полевые кухни, бивачные
инструменты), емкости для хранения продуктов, термоодеяло.
2. Холод - (низкие
температуры, ветер, осадки) является гораздо большей опасностью, чем можно
предположить. Он не только снижает вашу способность думать, но и стремительно
понижает желание что-либо делать, кроме желания согреться. Холод одновременно
вызывает окаменение рассудка, тела и воли.
Тенты, палатки базовые,
маршрутные, печки на твердом, жидком и газовом топливе, одежда, спальные мешки,
обувь, коврики, термосы, спички, грелки, бивачные инструменты.
3. Жара - высокая температура
окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, вызывает в организме
человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время.
Перегрев нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую
деятельность.
Тенты, палатки, одежда,
обувь.
4. Жажда, даже если не
чрезмерная, может притупить рассудок так же, как боль и холод. Серьезное
обезвоживание может случиться даже при наличии достаточного количества воды.
Емкости для воды, фляги,
термосы, лопата, фильтры водоочистительные, трубка ПВХ, таблетки для
дезинфекции воды.
5. Темнота (пещеры, ночь) -
парализует действия. Опасность темноты заключается в том, что теряется
способность визуального контроля за обстановкой, снижается темп движения, а
порой она диктует прекращение передвижения. Потеря ориентировки и получение
серьезных травм - вот что следует за темнотой.
Фонари электрические,
химические, газовые, свечи стеариновые, карбидная лампа, аккумуляторы, ХИС,
спички, бивачный инструмент, керосиновая лампа, канистра, газовые баллоны,
элементы питания, карбид, поваренная соль, зажигалки, сухой спирт, маяки.
6. Водные преграды (реки,
озера, болота)- это, прежде всего вода, среда, в которой человек существовать
не может, Даже незначительная случайность может привести к гибели.
Лодки, плоты, катамараны,
байдарки, спасжилеты, веревки, альпинистская страховочная обвязка, карабины,
ролики, бивачный инструмент, обувь, тент, баульный мешок.
7. Сложный рельеф (скалы,
травянистые склоны, расщелины, осыпи, курумники, обрывы), по которому
организуется движение, опасен возможностью падения, что может привести к
тяжелым травмам и даже гибели,
- Обувь, одежда, веревка,
крючья, альпинистские карабины, страховочный пояс, кошки, рукавицы, зажимы,
спусковое устройство, бивачный инструмент, скальный молоток.
8. Хищные животные - опасны
своей агрессивностью и непредсказуемостью. Встреча с подобными животными чаще
всего приводит к тяжелым ранениям и летальным исходам.
Оружие, охотничьи
принадлежности, пиротехника, спички, бивачный инструмент, звуковой
сигнализатор, химические средств отпугивания, светозвуковые гранаты.
9. Ядовитые насекомые,
животные, растения, животные, кровососущие насекомые - опасны высокой
поражающей способностью ядов животного и растительного происхождения, в состав
которых входят токсины, обладающие высокой специфичностью их воздействия на
определенные системы организма.
Одежда, обувь, пологи,
накомарники, репелленты, электронные и химические средства отпугивания,
сыворотки, спички, бивачный инструмент.
10. Потеря ориентировки -
приводит к ошибочному выбору направления движения, т.е. в лучшем случае, потери
времени, в худшем - к переутомлению, усталости, паническому состоянию или к
апатии. Потеря ориентировки часто приводит к истощению и гибели.
Часы, карты, компас,
спутниковые навигаторы, звуковой сигнализатор, маяк, пиротехника, спички,
зажигалка, бивачный инструмент, радиостанция, свисток, зеркало, куртки
сигнальные.
11. Воздействие высоких
температур (пожары: лесные, торфяные, степные, бытовые; геотермальные поля,
лавовые потоки) - вызывает ожоги различной степени тяжести. Нахождение в очаге
лесного пожара может вызвать ожоги верхних дыхательных путей, передвижение по
геотермальным полям или в зонах активной вулканической деятельности опасно
получением ожогов большой площади поражения.
Лопата, одеяло из
термостойкой ткани, огнетушители, бивачный инструмент, одежда, обувь,
индивидуальные средства защиты органов дыхания.
12. Падающие предметы (горная
порода, деревья, вулканические бомбы) - чаще всего вызывают черепно-мозговые
травмы, ушибы и повреждение других частей тела, а это может привести к развитию
шокового состояния.
Каски, бивачный инструмент.
13. Травмирующие факторы
(пыль, песок, обломки породы, ультрафиолет, колющие предметы) и нарушение
дыхания (снеговая лавина, пыль, вулканический пепел, инертные газы), вызывающие
повреждения органов зрения и нарушение дыхания - опасны осложнениями, потерей
зрения и асфиксией, что приводит к невозможности передвигаться и поддерживать
дыхание.
Очки, лицевая маска,
респиратор, противогаз, шахтный самоспасатель.
14. Травмы и острые
заболевания (терапевтические, хирургические, инфекционные, токсикологические) -
опасны осложнениями. В условиях автономного существования, когда возможны самые
разнообразные ранения, переломы, ушибы, ожоги, отравления и инфекционные
заболевания, получить полноценную квалифицированную помощь практически
невозможно, резерв времени ограничен. Поэтому исход во многом зависит от
своевременной и правильно оказанной первой помощи, щадящей транспортировки и
быстрой эвакуации в лечебное учреждение.
Наборы первой помощи:
индивидуальный, маршрутный, базовый, экстренный, дезинфицирующие средства,
транспортировочные средства, антидоты, гигиенические наборы.
15. Автономность - часто
подразумевает одиночество, которое нередко оказывает сильнейшее воздействие на
психику человека, У людей, оказавшихся в условиях автономного существования,
нередко возникает психическое состояние, называемое унынием. Вызванное
одиночеством, оно усугубляется неудачными попытками сориентироваться,
установить связь, отыскать воду и пищу. А это вызывает одну из форм
эмоциональной реакции - страх. Влияние страха на человека весьма велико, он может
мобилизовывать все силы человека, а может полностью парализовать его волю и
способность контролировать свои действия.
Радиостанции, радиоприемники,
ремнабор, полевые источники электроэнергии (бензо-, гидро-, ветро-).
Тема 21. Психологические аспекты.
Психологические
аспекты профессиональной подготовки инструктора по выживанию. Методики
тестирования и профотбора. Тренировка профессионально важных элементов
деятельности инструктора по выживанию.
Расширение
возможностей через устранение ограничений. Тестирование как метод выявления
ограничений.
Релаксация
как основа для психической саморегуляции, методы и методики.
Аутогенная
тренировка, возможности и рекомендации. Концентрация, методы тренировки и
возможности. Мыслительная тренировка в системе саморегуляции.
Выработка
умений проводить самоподготовку и саморегуляцию. Объективные и субъективные
методы самоконтроля и саморегуляции.
Тема 22. Формы и виды обучения
инструктора по выживанию.
Организация
и проведение учебных мероприятий. Учебная база. Средства обучения. Требования к
курсантам. Комплектование учебных групп. Управление группой. Выработка норм
поведения. Повышение квалификации инструкторов по выживанию.
Квалификационные
характеристики. Основные должностные обязанности. Перечень основных знаний.
Квалификационные требования. Дополнительные требования к инструкторам. Порядок
аттестации инструкторов. Порядок обращения в аттестационную комиссию. Перечень
документов для первичной аттестации. Документы для периодической аттестации.
Тема 23. Особенности
работы инструктора в чрезвычайной ситуации в различных климатических условиях.
Экстремальные
условия природного характера, их характеристика. Методика проведения занятий по
отработке действий инструкторов по оказанию помощи пострадавшим в условиях
неблагоприятных факторов природного характера. Поиск пострадавших, маркировка
мест их нахождения; откапывание и извлечение из завалов различных видов, трещин
и т.д.; действия инструкторов по сохранению жизнедеятельности пострадавших;
определение оптимального способа транспортировки и т.д. Меры, по обеспечению
защиты инструкторов при выполнении транспортировочных работ.
Тема 24. Педагогический
процесс как единство обучения и воспитания.
Педагогика
как наука о воспитании человека. Основные педагогические понятия: воспитание,
образование, обучение. Воспитание в узком значении как процесс формирования
норм нравственного поведения, черт характера, физических качеств и т.д.
Воспитание в широком значении как целенаправленный организованный процесс по
развитию личности человека и подготовки его к трудовой и специальной
деятельности. Образование как процесс овладения человеком системой знаний,
приобретение им умений и навыков и т.д. Обучение как планомерный,
организованный процесс целенаправленной передачи знаний и т.д. Единство процессов
образования, обучения и воспитания. Роль инструктора и курсанта в обучении.
Тема 25. Знания, умения
и навыки как основные дидактические понятия.
Значение
термина "дидактика". Дидактика как самостоятельная педагогическая
дисциплина, изучающая общие закономерности процесса обучения, его принципы,
содержание, формы и методы. Сущность, уровни и приобретение знаний, умений и
навыков.
Дидактические
принципы обучения. Сущность и применение принципов сознательности, активности,
систематичности, доступности, наглядности, прочности и т.д.
Роль
инструктора в процессе обучения. Основные правила использования принципов
систематичности и прочности. Построение процесса обучения - от простого к
сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Создание основы
для изучения следующего материала, многократное повторение, увеличение
интенсивности занятий и т.д.
Тема 26. Типы обучения, их особенности и
область применения.
Использование догматического,
объяснительно-иллюстративного и проблемного типов обучения как основных при
подготовке инструкторов (ВЖ). Характерные черты этих типов обучения и их
применение.
Способы
взаимной деятельности инструктора и курсанта, направленные на решение задачи
обучения. Методы обучения, их характеристика. Метод работы с книгой (пособием),
наглядный метод и метод слова и упражнения как наиболее употребительные при
подготовке инструкторов. Формы метода слова. Область использования беседы,
рассказа, объяснения, указания и т.д. Содержательность, логическая
последовательность, доступность изложения материала, речевая культура и
эмоциональность речи как основные педагогические требования к методу слова.
Тема 27.Занятие (урок) как основная
форма организации учебной работы. Типы занятий.
Учебное,
тренировочное, контрольное, показательное занятие, семинар и т.д.; область
применения. Решение ситуационных задач как основной метод развития логического
мышления. Специфика решения ситуационных задач.
Основные
требования к организации и подготовке занятий. Определение цели занятия:
наличие необходимого снаряжения; обеспечение безопасности; соответствие рельефа
участка программе обучения; определение рабочей зоны; выбор места для
вступительной беседы, демонстрации и отдыха и т.д. Основные требования к
проведению занятий. Вводная беседа; соблюдение педагогических принципов
обучения; руководящая роль инструктора; контроль за курсантами; предоставление
самостоятельности в решении поставленных задач; анализ действий и т.д.
Учёт
и оценка знаний как метод определения эффективности процесса обучения. Использование
объективности, индивидуализации, всесторонности подхода к оценке и т.д.
Тема 28.Особенности методического урока
(занятия).
Условности
методического урока, границы их применения. Безусловное выполнение мер
безопасности, показа (рассказа) и технических приёмов. Подготовка к уроку.
Составление конспекта. Содержание конспекта: тема урока, его продолжительность;
требования к месту занятий; обеспечение безопасности; необходимое снаряжение;
форма одежды; распределение времени по частям урока; элементы техники,
необходимые для показа; последовательность отработки приёмов; расположение
обучаемых, место инструктора; контроль действий обучаемых; обеспечение
дисциплины, плотность урока, подведение итогов и т.д. Составные части урока.
Вводная часть: цели, задачи, основное содержание. Основная часть: рассказ,
показ технического приёма, отработка на рельефе, применение педагогических
приёмов и т.д. Заключительная часть: оценка успеваемости, анализ выполнения
программы, самооценка и т.д. Роль инструктора в формировании навыков бережного
отношения к природе и соблюдению требований экологии.
Тема 29. Организационные меры
обеспечения безопасности - материально-техническое обеспечение группы, тип и
способ проведения мероприятий в автономных условиях природной среды.
Тактические
меры - выбор оптимальных путей, условий и средств для достижения поставленной
задачи, готовность инструкторов к сложности предстоящих работ.
Технические
меры - применение заранее отработанных приемов и технических средств и т.д. Условия
безопасного проведения работ - высокая техническая, тактическая,
профессиональная подготовка инструкторов и т.д.
Алгоритм
- система правил для эффективного решения задач. Задача инструктора (ВЖ) - это
сохранение жизни, здоровья и работоспособности в автономных условиях природной
среды, в том числе и оказание ПМП и проведение поддерживающего лечения на
период до передачи больного врачебной бригаде и во время транспортировки.
Исходное состояние алгоритма - установление прямого контакта с пострадавшим при
наличии информации о несчастном случае или остром заболевании. Блок алгоритма -
пять пунктов. Первый - постановка задачи, второй - объект воздействия, третий -
способ воздействия. Далее - варианты: четвёртый - результат воздействия, пятый
- заключение (диагноз).
Виды
алгоритмов - стратегический (в выполнении участвует вся группа), тактический и
частный (участвуют инструктор с помощником).
Задача:
на примере стратегического алгоритма составить частный алгоритм, например, по
остановке артериального кровотечения.
Генерализация
алгоритма для конкретных условий. Составление алгоритмов при сочетанных
повреждениях.
Разработка
алгоритма оказания первой медицинской помощи при механических и термических
повреждениях.
Алгоритм
- система правил для эффективного решения задач.
Исходное
состояние алгоритма оказания ПМП при механических и термических повреждениях:
поставленный диагноз; отсутствие неотложных состояний (артериальное
кровотечение, нестабильная гемодинамика, шоковое состояние); безопасное
расположение места оказания ПМП; небольшая (до суток) задержка госпитализации.
Составление
тактического алгоритма. Разбор ошибок на месте.
Тема 30. Организация мероприятий по
поддержанию работоспособности инструкторов при проведении работ в автономных
условиях. Реабилитация инструкторов после окончания работ.
Морально-психологическая
и специальная медико-биологическая подготовка личного состава подразделения.
Организационные,
морально-психологические, медикаментозные средства и методы поддержания
работоспособности и повышения устойчивости к экстремальным факторам среды.
Средства
и методы реабилитации (режим груда и отдыха, психологическая разгрузка,
специальная медико-биологическая реабилитация).
Поддержание
высоких показателей функционального состояния специальными средствами.
Тестирование, отбор и текущий контроль. Особенность реагирования в стрессовых
ситуациях. Преодоление стрессовых ситуаций. Самоконтроль. Аутотренинг.
Посттравматическая и постстрессовая реабилитация.