Программа подготовки cпециалистов экспедиционных профессий по действиям в экстремальных ситуациях в условиях природной среды
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Департамент войск и сил
Программа подготовки cпециалистов экспедиционных профессий по действиям в
экстремальных ситуациях в условиях природной среды
Москва 1995
Автор программы Лучанский Григорий, 1995 год.
1.
Организация занятий.
Основной формой обучения специалистов экспедиционных
профессий по действиям в экстремальных условиях является учебное занятие.
Целесообразно проводить четыре вида учебных занятий: теоретические,
практические в аудитории, практические на полигоне или в клинике и учения в
натурных условиях.
1.
Теоретические занятия - ознакомление с общими вопросами и просмотр
учебных видео- и кинофильмов.
2.
Практические занятия в аудитории - решение ситуационных задач, отработка
определенных приемов на тренажерах и фантомах.
3. Практические
занятия на полигоне и в клинике - приобретение практических навыков, отработка
целых разделов программы по оказанию медицинской помощи, выживанию и спасению.
4. Учения в
натурных условиях - тренировка в натурных условиях (горы, тайга, тундра, пещеры,
пустыни, море, джунгли), имитирующих аварийную ситуацию при проведении работ в
автономных условиях.
Успешная отработка учебных вопросов на занятиях
достигается:
1). Отличным знанием преподавателем вопросов
оказания ПМП, выживания и спасения, устройства специальных средств, умелым их
использованием в различных аварийных ситуациях;
2). Высокой методической подготовленностью
преподавателей;
3). Исправным состоянием и правильной подготовкой
специальных средств к занятиям;
4). Наличием наглядных материалов и соответствующим
материальным обеспечением проводимых занятий;
5). Тесной увязкой теоретических вопросов с
практикой;
6). Позитивным настроем курсантов на занятия.
Методическая подготовка преподавателей
осуществляется на инструктивно-методических и показных занятиях, методических
совещаниях и в процессе самостоятельной работы.
2.
Требования к курсантам.
Настоящая программа разработана для специалистов
экспедиционных профессий, которые проводят свои работы в автономных условиях со
значительным удалением от спасательных и медицинских центров. Для поступающих
на курсы не обязательно иметь предыдущий опыт или подготовку в области оказания
ПМП, выживания и спасения. Специфические требования, предъявляемые к курсантам,
должны зависеть от пожеланий организаций, направивших своих сотрудников на
обучение и от района предполагаемых работ. В любое время основная обязанность
специалиста по оказанию ПМП, спасению и выживанию заключается в оказании
квалифицированной помощи себе и своим товарищам, он должен применять технические
навыки грамотно и своевременно в трудных и стрессовых условиях. Первостепенное
значение имеют такие личные качества, как уравновешенность, способность к
руководству и здравомыслию.
К курсантам, прошедшим обучение, предъявляются
следующие требования:
Знания и навыки - курсант должен продемонстрировать
квалифицированную подготовку по всем темам, не только по итогам экзамена, но
также на каждом контрольном занятии и промежуточном зачете.
Личное отношение к учебе - каждый курсант должен
продемонстрировать сознательное отношение и интерес к занятиям.
Внешний вид курсанта - каждый курсант на всех
занятиях должен быть аккуратным, чистым, подтянутым.
Посещаемость - курсант обязан посещать все занятия.
Стопроцентная посещаемость необходима на всех практических, зачетных занятиях,
а также на итоговом экзамене.
В результате прохождения обучения курсант должен
знать:
а)
физико-географические особенности вероятных районов экспедиционных работ
(Арктика, лесисто-болотистая местность, пустыня, горы, джунгли);
б) факторы природной среды, неблагоприятно
воздействующие на человека в условиях автономного существования в безлюдной
местности;
в) основные
представления о вероятных заболеваниях и поражениях, возникающих от действия
этих факторов, способах их предупреждения и лечения;
г) основные
принципы выживания и спасения в безлюдной местности в различных
климато-географических зонах, последовательность действий по организации
выживания и спасения в составе группы или в одиночку, со снаряжением или без
него;
д) содержание
носимых аварийных медицинской и спасательной укладок и методы использования
отдельных предметов аварийного и спасательного снаряжения.
Уметь:
а) оценивать обстановку и принимать соответствующее
обстановке решение;
б)
эффективно использовать предметы носимых аварийных укладок, спасательное
снаряжение и подручные средства для сохранения жизни, здоровья и
работоспособности в условиях автономного существования;
в) организовать временный лагерь, строить укрытия из
подручных материалов, добывать пищу охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих
съедобных растений;
г)
ориентироваться на местности и определять свое местонахождение с помощью
штатных и подручных средств;
д) оказывать само- и взаимопомощь при травмах и
заболеваниях;
е)
преодолевать различные препятствия со снаряжением и без него в составе
группы или в одиночку.
Одной из основных целей подготовки является
воспитание у курсантов высоких морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасательного и
медицинского обеспечения.
Тематический план.
Тема занятия
|
Количество часов
|
лекция
|
практика
|
всего
|
Личная безопасность и
жизнеобеспечение в аварийной ситуации
|
32
|
132
|
164
|
Организация и проведение
поисково- спасательных работ
|
5
|
53
|
58
|
Оказание медицинской помощи
в полевых условиях при задержке эвакуации
|
53
|
87
|
140
|
Психологическая подготовка
|
10
|
|
10
|
|
100
|
272
|
372
|
Программа
1.
Личная безопасность и
жизнеобеспечение в аварийной ситуации.
1.1.
Цель и задачи подготовки специалистов по вопросам выживания и спасения в
аварийной ситуации. Действия сотрудников полевых подразделений в аварийной
ситуации.
Опасности
при проведении полевых работ в отдаленных районах.
Выживание
как целенаправленная деятельность для сохранения жизни, здоровья и
работоспособности в особых условиях. Потребность выживания,
психофизиологические особенности и медицина выживания. Факторы выживания,
предельно допустимые сроки, резерв времени и основные направления, и способы
оптимизации состояния человека в экстремальных условиях. Экспедиционные работы
в безлюдной местности. Автономное существование - деятельность полевых
специалистов без помощи извне. Причины возникновения аварийных ситуаций. Анализ
несчастных случаев.
Классификация
экстремальных ситуаций: аварийная, несчастный случай, чрезвычайное
происшествие. Виды аварийных ситуаций. Маршрут и снаряжение как источник
опасности. Личная подверженность опасности. Опасность из-за неопытности.
Панические состояния. Психология малых групп. Обученность действиям по
выживанию - главный фактор, определяющий благоприятный исход автономного
существования. Главная цель обучения - психологически, теоретически и
практически подготовить специалистов к жизнедеятельности в любых
физико-географических условиях в различных аварийных ситуациях. Основная задача
обучения - дать необходимый объем теоретических знаний и обучить навыкам
практических действий по:
-
оказанию само- и взаимопомощи;
-
строительству убежищ и пользованию подручными средствами защиты от
неблагоприятных факторов внешней среды;
-
пользованию средствами связи и сигнализации;
-
добыванию пищи и воды;
-
проведению поисково-спасательных работ.
Алгоритм
действия в аварийной ситуации (АС). Возможные пути избежания АС. Оценка своих
возможностей по действиям в АС. Поиск путей выхода из АС и снижение ее
последствий. Руководство групповыми действиями в АС. Действия в АС в одиночку.
1.2. Психофизиологические аспекты
выживания:
-
стрессы выживания (страх, боль, голод, жажда и др.);
-
автономность, социальная изоляция;
-
фрустрация, потеря самообладания;
-
утомление, лишение сна;
-
неадекватность поведения.
Основные
потребности выживающего: индивидуальная защита, вода, пища, здоровье и
работоспособность.
Тепловое
состояние и средства индивидуальной защиты.
Двигательная
активность и резерв работоспособности при выживании.
Спасение
и первая помощь в автономных условиях.
1.3.
Табельное полевое снаряжение, применяемое для обеспечения безопасности,
спасения, жизнедеятельности и оказания медицинской помощи в условиях природной
среды.
Лагерное
имущество. Аварийный запас пищи и воды. Технические средства для
поисково-спасательных работ. Индивидуальные средства экипировки и защиты.
Средства связи. Средства визуальной и звуковой сигнализации. Медицинские
средства для оказания помощи в аварийных ситуациях. Средства для обеспечения
жизнедеятельности в автономном режиме в условиях природной среды. Изготовление
инструментов, походного и бивуачного снаряжения, одежды, обуви из подручных
материалов.
1.4. Строительство временных укрытий.
Строительный
материал, используемый в различных физико-географических районах: снег, ветви
деревьев, ткань и т.д. Простейшие типы укрытий.
Общие
принципы строительства укрытий из снега (заслон, траншея, пещера, иглу),
лесоматериалов и ткани (навес, шалаш, чум и др.)
Расчет
размеров укрытия в зависимости от количества человек.
Добывание
огня подручными средствами. Зажигательные стекла, линзы оптических приборов.
Добывание огня трением. Зажигательные палочки, трут. Правила разведения костра.
Меры предупреждения лесного пожара. Типы костров: звездный, охотничий, нодья,
туристский и др.
1.5. Методы ориентирования на местности.
Основы определения местоположения
объекта на поверхности земного шара.
Определение широты и долготы. Ориентирование
по углам направления. Компас. Движение
на местности с компасом по заданному азимуту.
Простейшие пространственные измерения.
Глазомер. Измерение шагами.
Способности наблюдения.
Возможности человека. Виды восприятия:
невольные и сложные волевые. Зрительные восприятия. Зрительные ощущения -
световые, цветовые, пространственные и слуховые. Восприятие равновесия и
положения тела в пространстве. Поле зрения. Угол зрения. Острота зрения.
Дальность видимости. Контраст.
Ориентирование во времени.
Определение
времени по Солнцу и компасу. Определение времени по созвездию Большая
Медведица. Определение времени по Луне
и компасу.
Определение
времени по птицам и растениям.
Ориентирование в пространстве.
Определение
сторон горизонта по Солнцу, Луне и звездам.
Определение сторон горизонта по растениям и животным. Определение сторон горизонта по рельефу,
почве, ветру и снегу. Определение сторон горизонта по постройкам. Ориентирование
по следам. Ориентирование по звуку. Ориентирование по свету. Ориентирование по
запаху. Ориентирование по местным
названиям.
Особенности ориентирования в различных
природных условиях.
В
Арктике и Антарктике. В тундре и лесотундре. В лесу. В степи. В пустыне. В
горах. В джунглях. На реках и озерах. Под землей. На морях и океанах. Под
водой.
Ориентирование в изменениях погоды.
Особенности поведения и ориентирования
животных.
Основные правила безопасности при
ориентировании на местности.
1.6. Питание в условиях автономного
существования, энерготраты организма.
Продолжительность
жизни при полном голодании. Малокалорийное питание и его преимущество перед
полным голоданием. Добывание пищи за счет ресурсов окружающей природы.
Охота.
Простейшие способы охоты из огнестрельного оружия. Животные, встречающиеся в
данном районе. Обнаружение животных: по следам, местам водопоя, солонцам и т.п.
Правила выслеживания животных. Ловля с помощью ловушек. Изготовление из
подручных материалов (ветвей, шнуров, проволочек вытяжного тросика и т.п.)
простейших ловушек. Петли, очеп, пружок. Выбор места и правила установки
ловушек. Разделка туши. Заготовка мяса впрок. Хранение мяса.
Рыбная
ловля. Рыбы, встречающиеся в водоемах. Простейшие правила рыбной ловли. Выбор места,
времени для ловли. Использование набора рыболовных снастей из аварийного
запаса. Изготовление рыболовных снастей из подручных средств, крючков из
колючек, значков, шпилек тросика, лески из строп. Хранение свежей рыбы.
Приготовление вяленой рыбы.
Дикорастущие
съедобные растения - надежный дополнительный источник пищи. Части растений,
используемые в пищу. Определение съедобности незнакомого растения.
Необычные
источники пищи. Пресмыкающиеся, насекомые, личинки. Их питательная ценность.
Приготовление
пищи. Горячая пища как условие сохранения здоровья и работоспособности.
1.7. Установление связи и подготовка
средств сигнализации.
Принцип подачи сигналов бедствия с земли:
размеры сигналов,
материал
(ветви, снег и т.п.), контрастность фона. Сигнальные костры. Размеры.
Дымообразующие материалы. Международные коды. Взаимодействие с авиацией.
Радиосвязь. Использование подручных средств для сигнализации.
1.8. Краткая физико-географическая
характеристика района проведения работ.
Подготовка
к проведению экспедиционных работ, изучение района работ - залог успешного
выхода из многих аварийных ситуаций. При подготовке к полевым работам
необходимо изучить:
Рельеф: распределение высот, проходимость, альпийские скальные зоны,
недоступные барьеры утесов и обрывов, высота перевалов. Влияние рельефа на
климат и растительность. Микрорельеф: характер долин, расположение дюн и
барханов, бугристых песков, крутизна горных склонов, кочковатость тундр.
Климат: сроки выпадения и таяния снега, толщина и характер снежного покрова,
распределение температур и осадков в течение года, ветры общие и местные,
влажность, пыльные и песчаные бури, туманы, замерзание и таяние льда в
водоемах, продолжительность полярной ночи; в горах - суточные изменения и
высота облачности, грозы, температурные инверсии.
Вечная мерзлота и связанные с ней особенности водоснабжения и путей
сообщения зимой и летом.
Болота и их распределение, глубина оттаивания, проходимость, кочковатость.
Движение вдоль рек. При движении вдоль рек: возможность внезапных
паводков, гидрографический режим вообще, проходимость берегов (ущелья и т.п.),
наличие бродов; озера, проходимость их берегов.
Флора. Растительность: леса, их состав, проходимость; непроходимые заросли
кустарников (кедровый стланик, березка ива); луга и поляны с кормом для
животных, оазисы в пустыне, съедобные растения (орехи, ягоды, грибы и др.).
Фауна. Животные как источник питания: условия охоты, рыбные ресурсы и
специфические способы ловли рыбы.
Ядовитые
змеи, пауки, клещи, комары, мошки, москиты, слепни, сроки появления и
исчезновения; особенно тяжелые в этом отношении районы.
Местные
транспортные животные, особенности работы с ними, способы упряжки, вьючки,
верховые седла. Наличие карантинов и их границы. Цены на наем и покупку
животных и возможность их найма и покупки.
Дороги: наличие автомобильных колесных дорог, вьючных и пешеходных троп;
состояние дорог во время распутицы. Мосты, броды, перевалы. Труднодоступные
участки - непроходимая тайга, болота, каменные моря (развалы), непроходимые
пески. Обеспечение маршрутов кормом для животных, дровами и водой, сухими
местами для лагеря; колодцы, источники, соленые и пресные озера.
Населенные пункты, их распределение. Возможность организации баз в
школах, туристских базах, частных домах и т.п. Строительные материалы. Наем
проводников и рабочих. Условия питания, наличие снабжающих организаций и
магазинов. Местные пищевые ресурсы. Местные болезни. Особенности местных
обычаев; необходимость переводчиков.
Для водных маршрутов по рекам: глубина рек, перекаты, шиверы, пороги, сплавные и
несплавные участки, судоходные протоки, замерзание и вскрытие рек. Правила
прохода под мостами; плотины и другие препятствия. Типы местных лодок и
возможности их найма и покупки. Наличие материалов для постройки лодок и
плотов.
Для исследования озер и морских берегов: в особенности господствующие и местные ветры, их
распределение по времени года, характер волн, туманы, магнитные аномалии. Типы
местных шлюпок и мелких паровых и моторных судов и возможности их найма и
покупки.
1.9. Переправы через водные преграды и
сплав по рекам.
Реки в различных климато-географических
районах.
Особенности
равнинных рек.
Особенности
горных рек:
- резкие сезонные и суточные колебания уровня
воды;
-
изменение мощности потока;
-
отсутствие видимости характера дна реки;
-
низкая температура воды;
-
каменистое, неровное дно;
-
крутые берега;
-
скорость движения потока.
Выбор
места переправы. Осмотр местности. Скорость течения. Определение ширины реки. Определение
глубины реки.
Виды переправ.
Вброд: с шестом; с шестом и страхующей веревкой; шеренгой;
колонной; кругом.
Над водой: по выступающим камням; по бревну или дереву;
по завалу, клади; по жердевому мосту; по натянутой веревке;
по снежному или ледовому мосту; по льду через
водоемы и реки.
По воде: на лодке, байдарке, на плоту, надувных матрацах,
катамаранах, верхом на лошади, вплавь со страхующей веревкой, с помощью
рюкзака.
Сплав по рекам.
Поисково-спасательные работы в водном
путешествии.
Основные правила безопасности при
преодолении водных препятствий.
1.10. Основы выживания при проведении
работ под землей.
Краткая
характеристика пещер. Поражающие факторы подземелий. Проблемы медицинской
помощи под землей. Типичные травмы и заболевания. Оказание помощи,
транспортировка. Психологические аспекты.
1.11. Основы выживания при проведении
работ в зоне стихийного бедствия.
Стихийные
явления и бедствия: землетрясения, смерчи, цунами, наводнения, лавины, сели,
оползни, камнепады, обвалы, пожары лесные и торфяные, извержения вулканов.
Признаки изменений природных условий и проявления опасных факторов. Основные
меры защиты и самозащиты человеческого организма в условиях проявления опасных
природных факторов. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях.
1.12.
Основы выживания в Арктике.
Краткая физико-географическая характеристика
Арктики.
Определение
понятия Арктика. Ее границы. Арктические острова. Центральный Полярный бассейн.
Характеристики рельефа, климата, растительного и животного мира. Суровость
физико-географических условий Арктики. Температурный режим. Ветро-холодовый
индекс. Полярная ночь и полярный день. Их продолжительность в зависимости от
широты местности. Скудность природных ресурсов: доступных запасов топлива,
пищи. Трудности выживания в Арктике; постоянное напряжение физических и
духовных сил человека в единоборстве с природными условиями. Примеры успешных
действий человека в Арктике (полярные экспедиции, случаи выживания в Арктике).
Тундра.
Особенности физико-географических условий. Использование ее природных
возможностей для жизнеобеспечения потерпевших бедствие. Природные источники
топлива (плавник, сухая трава, карликовые деревья, жир морского зверя), пищи
(полярные животные, птицы, морские животные, рыбы). Дикорастущие съедобные
растения.
Основные неблагоприятные климатические
факторы арктической зоны (низкие температуры, ветер и др.) и их воздействие на
организм человека.
Действие
на организм неблагоприятных климатических факторов арктической зоны. Краткие
сведения о механизмах теплопродукции и терморегуляции. Основные пути потери
тепла организмом: радиационный, конвективный. Угнетение теплопродукции
организма при ограничении питания. Относительные теплопотери с различных частей
тела:
туловища, конечностей, головы. Признаки развивающегося охлаждения организма.
Степень охлаждения и обратимость изменений, возникающих в организме. Основные
принципы защиты организма от переохлаждения.
Отморожение.
Изменения в организме при отморожении: паралич капилляров, замедление
кровотока, омертвение тканей. Наиболее уязвимые участки тела: открытые части
кожных покровов лица, уши, нос, кончики пальцев. Первые признаки: покалывание,
побеление, утрата чувствительности. Предрасполагающие факторы: истощение,
ослабление, кровопотеря, одежда с недостаточной или сниженной теплоизоляцией.
Само- и взаимопомощь: наблюдение друг за другом, меры по восстановлению
кровообращения (растирание сухой тканью, подкладкой перчатки, шапки и т.п.,
массаж и активные физические упражнения, отогревание замерзших конечностей под
одеждой). Использование ткани для утепления конечностей. Причины, запрещающие
применять для растирания снег.
Общее
замерзание. Условия внешней среды, способствующие замерзанию: температура
воздуха, влажность, ветер; состояние организма: снижение теплопродукции и
недостаточная теплозащищенность. Первые признаки: чувство общего холода, общее
возбуждение, сопровождающееся локальными признаками переохлаждения конечностей.
По мере углубления состояния - апатия, безразличие, адинамия, сонливость,
потеря сознания. Причины возникновения состояния: общее охлаждение организма,
снижение температуры жизненно важных органов, расстройство функций дыхания и
кровообращения. Само- и взаимопомощь. Важность мобилизации воли к борьбе за
жизнь. Смена сырой одежды. Активные физические движения. Массаж тела.
Применение фармакостимуляторов. Методы отогревания с помощью фляг с горячей
водой, разогретых камней и т.д.
Траншейная
стопа. Причины заболевания. Профилактика: регулярное просушивание обуви.
Оказание помощи.
Отравление
печенью белого медведя. Причины заболевания -гипервитаминоз «А». Признаки
заболевания. Профилактика отравления - запрещение употребления печени белого
медведя в пищу. Опасность инфицированного и зараженного гельминтами мяса
больных животных. Тщательная термическая обработка.
Снежная
слепота. Причины возникновения заболевания в солнечную и пасмурную погоду.
Признаки: резь в глазах, жжение, утрата зрения, покраснение конъюнктивы.
Лечение: покой, холодная примочка, повязка на глаза. Профилактика: ношение
очков-светофильтров, изготовление защитных очков из подручных средств (темной
ткани, пластинок дерева, кожи и т.д.).
Виды временных укрытий (хижина иглу,
снежная пещера, траншея, заслон, снежная нора).
Снег
- лучший строительный материал. Роль убежища в обеспечении защиты от
воздействия ветра и низких температур. Основные требования к постройке убежища
типа иглу: выбор места постройки и качества снега как строительного материала,
расчет жилого объема, заготовка снежных блоков, разметка участка, способ
выкладывания первого ряда, стен и свода, герметизация стыков снегом,
изготовление входа, оборудование интерьера, устройство спального места и его
размещение вне зоны холодного воздуха от входа; использование лодки, ткани для
утепления укрытия.
Снежная
пещера, траншея, снежная нора. Выбор места постройки убежища такого типа.
Расположение входа с подветренной стороны. Наклонность входа в спальное
помещение для исключения выхода теплого воздуха. Ветрозащитная изоляция входа.
Устройство спального места. Вентиляция убежища. Использование ткани, лодки для
утепления убежища. Опасность попадания С02 в атмосферу убежища при
повреждении спасательной надувной лодки и требование подкачки в лодку воздуха.
Изготовление
перекрытия траншеи из веток, лодки и снега, ткани. Изготовление заслона из
снежных кирпичей, льда, снега для защиты от ветра при невозможности отрыть
полноразмерное убежище.
Изготовление
простейшей жировой лампы. Использование для обогрева в убежище свечи, костра из
веток карликовых деревьев, плавника, сухой травы, мха, жира морского зверя и
т.п.
Водоисточники Арктики (снежницы,
многолетний лёд, снег).
Отличия
многолетнего пресного льда от молодого солёного. Признаки опреснённого морского
льда: голубоватая окраска, сглаживание формы и т.д.
Методы
получения воды из льда и снега. Преимущества получения воды из льда. «Выход»
воды при растапливании льда и снега. Получение воды согреванием фляги в
пододежном пространстве.
Питьевой
режим. Потребность в воде при пребывании в холодном климате и питьевой режим.
Арктическая жажда. Причины обезвоживания в Арктике, меры предупреждения. Нормы
водопотребления в Арктике.
Энерготраты
человека в Арктике. Арктические пищевые рационы. Калорийность, состав.
Физиологическое обоснование арктических рационов питания, богатых жирами
(высокие энерготраты из-за необходимости значительной теплопродукции.)
Методы охоты на животных и птиц Арктики.
Краткие
сведения о животном мире Арктики. Способы охоты: силки, сети, ловушки.
Использование для рыбной ловли снастей и подручных средств. Способы заготовки
запасов мяса. Сбор яиц полярных птиц. Меры предосторожности при сборе яиц на труднодоступной
местности.
Дикорастущие съедобные растения и
водоросли и методы их приготовления в
пищу.
Краткие
сведения о съедобных растениях Арктики. Части растений, пригодные в пищу. Флора
как источник витаминов. Калорийная ценность. Кулинарная обработка растительной
пищи.
Особенности передвижения в Арктике.
Общее
правило при уходе с места происшествия - оставление записки с необходимой
информацией: кто и сколько, куда направились. Отметки на маршруте. Формирование
группы, распределение обязанностей, подготовка обмундирования и снаряжения на
переход, инструктаж о правилах передвижения и мерах страховки, постоянный
визуальный контроль по маршруту для своевременного обнаружения
поисково-спасательного средства, готовность радиотехнических и светосигнальных
средств, организация ночлега и строительство убежищ для отдыха.
Особенности
подготовки к маршруту. Выбор и подготовка снаряжения, необходимого для перехода
в условиях бездорожья и многочисленных препятствий: водных преград, торосов,
трещин и т.п.; ветро-холодовые воздействия, ограничения питания. Роль
предварительной подготовки к переходу: подгонка снаряжения, подготовка
плавсредств, создание (при возможности) топливного и продовольственного запасов
за счёт природных ресурсов. Распределение носимого имущества и обязанностей в
группе. Страховочные меры и обязанности при переходе, преодолении препятствий.
Методы
утепления ног, рук, головы с помощью ткани, металлизированной плёнки. Бахилы.
Изготовление башлыка для защиты лица, шеи от ветро-холодового воздействия и
попадания снега. Утепление ног с помощью бахил, обмоток из ткани для защиты
обуви от попадания снега. Защита кистей, увязывание обшлагов. Гигиена обуви,
носков, портянок. Требование к поддержанию носков и перчаток в сухом состоянии.
Сушка носков и перчаток под одеждой. Меры предупреждения сильного потоотделения
при тяжёлой физической работе.
Выбор
маршрута движения. Ориентирование в Арктике по застругам. Рефракция. Миражи.
Гурии. «Водяное» и «ледяное» небо. Выбор трассы движения с наименьшими
препятствиями. Опасность скрытых снегом трещин и расщелин. Движение группы «след
в след», предварительная проверка безопасности трассы, меры безопасности и
страховки в группе.
Сложность
ориентирования в Арктике из-за неустойчивой работы магнитного компаса и в
условиях полярной ночи. Способы ориентирования по звёздам, солнцу; определение
направления движения по застругам. Гурий. Его назначение. Использование гурия
для ориентиров. Оптические иллюзии, миражи, природа их возникновения.
Искаженное представление о расстоянии из-за прозрачности атмосферы. Определение
состояния на маршруте по окраске неба («водяная» или «ледяная»).
Правила
поведения в пургу. Предвестники пурги (облачность, ветер, поземка, внезапность
изменения метеообстановки). Меры безопасности. Немедленное прекращение
движения. Изготовление простейшего укрытия на месте. Использование
естественного рельефа. Дополнительное утепление одежды, защита от задувания
ветра и снега в ее складки и пододежное пространство. Защита головы, органов
дыхания. Сосредоточение группы в одном месте, обеспечение прямого контакта в
группе. Связывание всего имущества и снаряжения. Установка надежного ориентира
для возобновления движения в нужном направлении после окончания пурги с учетом
возможного изменения рельефа местности и ориентиров из-за перемещения снежного
покрова. Потеря ориентировки. Ошибочные действия.
Методы
преодоления препятствий (торосы, трещины, битый лед). Способы определения
толщины льда (по цвету, с помощью ножа и т.п.).
Основной
принцип поведения при преодолении препятствий на маршруте - экономия сил группы
и безопасность движения. Критерии проходимости торосов, трещин, разводий,
битого, тонкого льда, водных преград и т.п., возможность самостоятельного
преодоления препятствий ослабленным человеком без специальных приспособлений.
Способы преодоления участков тонкого льда. Признаки определения толщины
ледяного покрова: цвет льда, толщина снегового покрова, прокалывание льда
лезвием ножа. Преодоление разводий битого льда с помощью плавсредств, меры по
предупреждению повреждения камеры лодки краями льдин. Преодоление тонкого льда
на плавсредствах способом окалывания, продавливания льда и раздвижения обломков
перед лодкой. Общие правила поведения на плавсредствах, в том числе фиксация
всего имущества для исключения его утраты, по возможности - готовность
комплекта сухого белья для переодевания, меры согревания, страховочные и
спасательные средства. Помощь попавшему в воду применением страховочной стропы.
Немедленные меры после извлечения из воды: отжатие влажного белья, переодевание
в сухое белье, активные физические движения, горячее питье. Важность тщательной
предварительной подготовки к переходу и отработки мер безопасности, само- и
взаимопомощи.
Особенности
пользования компасом в Арктике (магнитное склонение, неустойчивость показаний
компаса). Краткие сведения о природе магнетизма и магнитных полюсах Земли,
причина неустойчивости работы магнитного компаса в Арктике. Дублирующие способы
ориентирования: по звездам, солнцу, окружающим природным ориентирам и т.п.
Методы
сигнализации с помощью ткани, красящих порошков. Пригодность контрастных
способов демаскирования в светлое время. Использование контрастности цвета
расправленной палатки на фоне снега. Использование красящего порошка.
Использование для сигнализации отраженного солнечного света, ножа-мачете,
банок, упаковочной фольги, металлизированной пленки. Дальность действия
сигнала.
Особенности
перехода в тундре в летнее время. Переход через заболоченные участки. Признаки
заболоченности: характер растительности, цвет, водная поверхность. Меры
безопасности при движении: проверка проходимости намеченной трассы, меры
страховки при движении. Применение плавсредств в особо труднопроходимой
местности. Гнус и способы защиты с помощью штатных и подручных средств: накидки
из ткани, дымокурных костров. Выбор места для ночлега, строительство убежища из
ткани и подручных средств. Правила пользования составами (мазями, кремами),
отпугивающими насекомых.
Использование
природных ориентиров растительного мира (расположение лишайников, характер
растительности на северных и южных склонах и т.п.) при движении в тундре.
Трудности ориентирования (туманы, облачное небо, обилие ручьев).
Особенности проведения
поисково-спасательных работ в Арктике.
Зачетное занятие.
Во
время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в
построенном им снежном убежище, используя аварийный запас и подручные средства.
1.13. Основы выживания в пустыне.
Краткая физико-географическая
характеристика зоны пустыни.
Определение
названия пустыни. Характеристика климата зоны пустынь.
Количество
солнечных дней, осадков, температура и распределение их по месяцам.
Континентальный характер климата, перепад средних температур за год и
максимальных за сутки зимой и летом. Характеристика ветров. Роза ветров.
Искусственные водоисточники пустынь. Краткие сведения о гидрологии пустынь.
Природные водоисточники. Уровни залегания грунтовых вод. Возможность
использования природных ресурсов пустыни для жизнеобеспечения.
Основные неблагоприятные факторы климата
пустыни.
Знание
воздействия неблагоприятных факторов внешней среды
на
организм человека. Опасность прямой солнечной радиации: ожог, перегрев,
обезвоживание, обессоливание.
Изменения
в организме при перегревании и обезвоживании. Вероятность различных форм
холодового воздействия в зимнее время в пустыне.
Устройство временного укрытия из
подручных средств.
Техника
изготовления навеса, тента; распорные элементы, растяжки, песочные якоря,
выкройка необходимого куска ткани. Выбор места для размещения убежищ. Съем слоя
нагретого песка под тентом. Использование полевого снаряжения для постройки
укрытия.
Водообеспечение в пустыне.
Вода
- основное условие выживания в пустыне. Проблемы водообеспечения людей,
потерпевших бедствие в пустыне. Зависимость физического состояния человека от
количества потребляемой воды.
Роль
воды в процессах обмена веществ и терморегуляции организма. Суточная
потребность в воде. Предельный срок пребывания человека без воды.
Ограниченность доступных запасов воды в пустыне. Источники ее получения:
пленочный конденсатор, сбор дождя и росы, природные источники. Обезвоживание,
обессоливание организма, их влияние на состояние здоровья и работоспособность.
Внешние проявления обезвоживания и обессоливания организма.
Признаки,
указывающие на близкое расположение воды (низкие места, долины, высохшие русла,
зеленая растительность, выпотевание воды, знак «Обо», появление птиц, роение
мошек, комаров).
Понятие
об основах гидрологии пустынь. Водоносные горизонты и места их наибольшего
прилегания к поверхности. Сбор росы с помощью камней и ткани. Сбор дождевой
воды. Изготовление воронки из пленки для сбора воды в емкость. Звериные тропы в
пустыне как ориентир на выход к естественному водоисточнику.
Пленочный
конденсатор. Устройство, методы использования. Производительность устройства и
сопутствующие факторы. Выбор участка. Размеры ямы. Заполнение ее свежей зеленью
для увеличения производительности. Размещение на дне ямы емкости и вывод
дренажной трубки для сбора воды. Закрепление гидрофобной пленки по краям ямы,
герметизация земляным валиком. Формирование конуса над сборной емкостью.
Питьевой
режим при недостатке воды и правила поведения. Дробность приема суточного
количества воды, длительное выдерживание ее во рту для устранения сухости
слизистой оболочки. Ограничение физической активности, особенно в дневные часы.
Особенности питания в условиях пустыни.
Принцип
снижения потребности в питании в жарком климате. Преимущество углеводного
рациона: быстрое усвоение, экономный расход воды. Исключение питания в первые
сутки пребывания в жарком климате пустыни.
Методы охоты на животных пустыни.
Знание
биологии животных пустыни, особенностей их поведения. Способы охоты с помощью
силков, ловушек. Изготовление орудий охоты. Выбор места для размещения
охотничьего снаряда. Опасность инфекционных заболеваний и требование кулинарной
обработки пищи.
Дикорастущие съедобные растения
(селитрянка, кактус, тюльпан, дикий лук и т.д.).
Внешний
вид дикорастущих съедобных растений. Части растений, употребляемые в пищу, и
необходимая кулинарная обработка. Ядовитые растения.
Переход по пустыне.
Трудности
перехода в пустыне в летнее время (зыбучие пески).
Перечень
предметов и снаряжения для похода с учетом вероятности различных действий по
выживанию (добывание воды, пищи, огня, подача сигналов, защита от нападения,
первая помощь, укрывание от непогоды и других неблагоприятных климатических
факторов) в походе и выбор необходимых предметов и снаряжения. Требование минимальности
веса и габаритов с учетом трудностей передвижения по песку и необходимости
экономии сил.
Организация
перехода по пустыне. Наиболее неблагоприятное время суток для похода. Режим
движения и отдыха. Опасность переутомления. Обоснование решения на уход с места
происшествия: отсутствие связи с поисково-спасательной службой, вероятность
выхода к населенному пункту или источнику воды. Информация
поисково-спасательной команды об обстоятельствах происшествия, список личного
состава, причины, время ухода, предполагаемый маршрут движения. Общие
требования по организации группы на переходе. Распределение обязанностей:
перенос имущества, сектора наблюдения, сигнализация, бытовые вопросы.
Эффективность
сигнального зеркала в пустыне. Дальность сигнала. Использование в качестве
зеркала подручных средств: плоскости мачете, банок, фольги упаковки,
металлизированной пленки и т.п.
Требование
к дисциплине взаимоотношений в группе. Выбор маршрута движения у подножия
барханов с подветренной стороны.
Ритм
движения, исключающий физическую перегрузку. Движение в ночные и утренние часы
для уменьшения тепловых нагрузок на организм.
Способы
ориентирования на местности: роза ветров и геометрия барханов (наветренная и
подветренная стороны). Ориентация по солнцу и часам, звездам.
Организация
отдыха в дневное время. Выбор места для лагеря. Мероприятия по размещению
устройства для возобновления запасов питьевой воды, пищи, строительство
навесов, заготовка демаскирующих сигналов, дежурство для своевременного
обнаружения спасателей и подачи демаскирующего сигнала.
Защита
ног от травм и потертостей. Признаки приближения бури. Правила поведения во
время песчаной бури. Абразивное действие песка на кожу, его проницаемость в
обувь и пододежное пространство. Меры защиты: бахилы из ткани, увязывание
обшлагов, уход за ногами и обувью.
Признаки
приближения пыльной бури: внезапное изменение метеообстановки, появление
пыльного облака, временный штиль. Меры защиты. Немедленное прекращение
движения, создание простейших укрытий от ветра, фиксация носимого имущества,
запасов воды, защита головы, глаз органов дыхания.
Наиболее характерные заболевания в
пустыне.
Краткие
сведения о причинах теплового поражения организма: накопление тепла в
организме. Острое воздействие солнечной радиации - солнечные ожоги кожи.
Условия их возникновения. Признаки: покраснение, боль, отечность, пузыри.
Солнечная офтальмия. Признаки: жжение, резь в глазах, ослабление и потеря
зрения. Само- и взаимопомощь при солнечных ожогах: стерильная повязка на
раненую поверхность, покой, пребывание под солнцезащитным тентом. Меры
профилактики: исключение попадания прямых солнечных лучей на открытые участки
кожи. При солнечной офтальмии - повязка на глаза, покой. Профилактическое
ношение очков-светофильтров.
Общее
тепловое поражение - солнечный, тепловой удар. Признаки: головная боль,
сердцебиение, слабость, тошнота, покраснение кожных покровов, повышение
температуры, расстройство сознания, обморочные явления, нарастающие
расстройства дыхания и кровообращения.
Обезвоживание.
Причины. Признаки: сухость во рту, жажда, слабость, постепенное угнетение
сознания, расстройство дыхания, сердечной деятельности.
Солевое
изнурение. Причины. Признаки: спазмы желудка, рвота, слабость, безразличие к
окружающим, обморок. Само- и взаимопомощь: прекращение движения, защита от
прямого воздействия солнца, меры по охлаждению головы, конечностей, туловища,
использование более холодного песка из глубоколежащих слоев, охлаждение головы
с помощью увлажненной ткани, дробное питье, дача солевого раствора,
стимулирующие медикаменты, сердечные средства из аптечки.
Профилактика
тепловых поражений: режим движения и отдыха. Защита головы, глаз, открытых
частей тела от прямого воздействия солнца, питьевой режим. Умеренность
нагрузки. Передвижение в ночное время.
Методы предупреждения нападения ядовитых
змей, пауков, скорпионов. Меры оказания неотложной помощи.
Ядовитая
фауна пустыни: внешний вид и поведение. Методы предупреждения укуса ядовитых
животных: внимательный осмотр поверхности почвы под ногами при движении,
ношение обуви, осмотр места отдыха, осмотр снаряжения, вытряхивание одежды
после отдыха на земле, осторожность при манипуляциях с камнями, в земле,
растительности. Признаки укуса ядовитыми животными: местные -боль, жжение,
характерная ранка, отечность, синюшность; общие -головная боль, тошнота,
слабость, расстройство сознания, дыхания и кровообращения.
Оказание
помощи при укусах змей: отсасывание яда, рассечение места укуса, дезинфекция
ранки, покой. Иммобилизация пораженной конечности. Обильное питье,
специфическая сыворотка. Оказание помощи при укусе ядовитых паукообразных:
прижигание места укуса, специфическая сыворотка.
Особенность проведения
поисково-спасательных работ в пустыне.
Зачетное занятие.
Во
время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях
автономного существования в пустыне, используя аварийный запас и подручные
средства.
1.14. Основы выживания в тайге.
Краткая физико-географическая
характеристика зоны тайги.
Климат,
рельеф, растительный и животный мир Среднегодовые и сезонные значения
температур. Осадки. Обилие водоисточников, топлива, строительного материала для
укрытия, пищевые ресурсы, их сезонный ассортимент. Места обитания крупных
хищников, опасных для человека.
Основные неблагоприятные климатические и
сопутствующие факторы зоны тайги, их воздействие на организм и поведение
человека.
Сезонные
колебания климатических факторов; максимальные положительные и отрицательные
температуры, скорость ветра.
Воздействие
климатических факторов, характерное для общего и локального переохлаждения
организма в зимнее и переходное время года, усугубляющееся неблагоприятным
действием повышенной влажности.
Организация временного лагеря.
Выбор
места для временного лагеря. Состояние грунта. Близость водоемов.
Продуваемость. Подготовка площадки. Расположение убежища, хранилища пищи,
костра, отхожего места. Характеристики подручных строительных материалов:
лапник, жерди, кора деревьев, ткань и т.д. Расчет оптимальных размеров убежища.
Техника
строительства убежища различного типа: навес, шалаши (односкатный и
двухскатный), траншея, чум. Методы утепления убежища (лапником, тканью и т.д.).
Добывание огня подручными средствами.
Методика
добывания огня трением. Выбор материалов для изготовления лука, сверла и опоры.
Использование сигнальных ракет и патронов для разведения огня. Особенности
разведения костра в дождь, сырую погоду. Поддержание огня. Опасность разведения
костра на торфяной почве.
Водообеспечение. Водоисточники тайги.
Методы
очистки воды с помощью подручных средств. Виды водоисточников и их краткая
характеристика (глубина, скорость течения, характер русла, берега, виды
препятствий - пороги, перекаты, водопады, проходимость для лодок и плотов).
Опасность инфекционных и глистных заболеваний при употреблении воды из
слабопроточных или стоячих водоемов. Способы очистки воды подручными
средствами. Фильтрация через песок, золу, кипячение.
Добывание пищи.
Охота.
Рыбная ловля. Дикорастущие съедобные растения, Методы приготовления и хранения
пищи.
Животный
и растительный мир тайги. Повадки животных и птиц. Способы изготовления
простейших силков, ловушек из подручных средств. Выбор места для их установки.
Правила установки. Фауна местных водоисточников, основные правила лова.
Изготовление сетей, бредней, вешек, «пауков», рыбной снасти, крючков из подручного
материала. Подбор наживки.
Дикорастущие
съедобные растения в тайге в зоне базирования. Части растений (ствол,
корневище, плоды, листья, соцветия и соплодия), пригодные в пищу. Правила
употребления в пищу неизвестных растений.
Простейшие
способы кулинарной обработки пищи без посуды: варка с помощью разогретых
камней, запекание в глине, листьях, на углях, камнях, заготовка впрок мяса,
рыбы (вяление, сушение). Хранение запасов.
Особенность передвижения в тайге.
Выбор
маршрута. Ориентирование по местным предметам. Режим движения. Преодоление
водных преград. Особенности передвижения в зимнее время. Принятие решения на
уход с места аварии. Использование ручьев и рек для выхода к человеческому
жилью. Организация группы, сбор имущества и снаряжения, запасов пищи.
Путеуказатели на маршруте.
Распределение
обязанностей и снаряжения в группе. Правила безопасности на переходе. Выбор
режима движения и отдыха без избыточной нагрузки компактной группы «след в след»,
наблюдение за окружающей обстановкой, готовность оружия. На привалах дежурная
готовность подачи демаскирующего сигнала и наблюдение. Определение направления
движения перед привалом. Прокладка маршрута движения на карте. Уход за одеждой
и обувью. Обход препятствий: завалов, осыпей, бурелома, болот. Особые трудности
передвижения по заснеженной тайге (рыхлый снег). Изготовление лыж-снегоступов
из подручных материалов. Переход по льду замерзших рек, водоемов. Меры
предосторожности и способы преодоления участков с непрочным льдом. Действия при
проваливании под лед и попадании в полынью. Оказание помощи провалившемуся под
лед.
Плавание по рекам. Основные водные пути
в данном районе.
Изготовление
плота из подручных материалов. Расчет грузоподъемности. Выбор строительного
материала и его обработка. Методы крепления деталей плота. Выбор места для
сборки плота и спуска его на воду. Управление плотом. Хранение имущества.
Использование индивидуальных плавсредств в качестве спасательных и
страховочных. Правила дежурства на плоту. Методы швартовки к берегу, разведка
маршрута. Преодоление водных преград волоком с частичной или полной разборкой
плота. Режим движения и отдыха. Выбор места ночевки на берегу. Развертывание
стоянки.
Способы сигнализации в тайге.
Выбор
участка для подачи сигналов (опушки, проталины, берега водоемов). Подготовка
постоянных сигналов дневного и ночного применения. Развешивание ткани,
геометрические знаки, изготовление визуальных знаков из травы, веток и камней.
Сигнальные костры.
Наиболее характерные заболевания в
тайге. Правила оказания само- и взаимопомощи.
Профилактика
травматизма и заболеваний. Правила безопасности во время преодоления
препятствий, перехода реки вброд и т.д. Личная гигиена и гигиена одежды в
условиях перехода в тайге.
Отравления,
вызванные употреблением в пищу ядовитых растений. Описание наиболее часто
встречающихся в тайге ядовитых растений (волчьи ягоды, ядовитые грибы и т. д.).
Признаки отравления и сроки их развития. Первая помощь при отравлениях.
Клещи-переносчики
энцефалита. Внешний вид насекомых. Сезонность их нападения, характерные места
обитания. Способы нападения клещей. Меры защиты: обвязывание штанин и обшлагов,
защита головы и шеи башлыком. Регулярный осмотр одежды и пододежного
пространства. Способы удаления присосавшегося клеща (с помощью горящей
сигареты, йода, соли и т. д.).
Летающие
кровососущие (комары, москиты, мошка). Сезонность нападения. Места обитания
(сырые низины, под пологом леса, болота). Меры защиты: разбивка лагеря на
открытом продуваемом месте, разведение дымокурного костра, применение
репеллентов. Срок действия репеллентов. Правила обработки кожи. Накомарник.
Способ применения.
Особенность проведения
поисково-спасательных работ в тайге.
Зачетное занятие.
Во
время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях
автономного существования в тайге, используя аварийный рацион и подручные
средства.
1.15. Основы выживания в горах.
Краткая
физико-географическая характеристика зоны гор.
Сложность
и хаотичность рельефа. Разреженность атмосферы на высотах более 2 км - сильные ветры. Резкие
колебания температуры воздуха. Избыточная ультрафиолетовая радиация и
облачность. Ограниченность и труднодоступность природных источников питания,
водопотребления и обогрева. Опасность снежных лавин, камнепадов, селевых
потоков, трещин.
Действия специалистов в аварийной
ситуации в горах.
Выбор
места для разбивки лагеря с учетом безопасности размещения убежища и удобства
работы со спасателями. Строительство шалаша, навеса, палатки с применением
брезента, плавсредств и подручных материалов. Ветроустойчивость сооружения и
необходимые теплоизолирующие свойства. Дополнительное утепление тканью,
заготовка топлива, разведение огня, согревание воды. Опасность утоления жажды
льдом и снегом (переохлаждение организма, травмирование слизистой оболочки
рта). Растительный и животный мир. Виды съедобных растений. Вероятность
пополнения запасов пищи. Режим водопотребления при отсутствии естественных
водоисточников. Общие вопросы организации лагеря и необходимые действия в
аварийной ситуации.
Особенности
радиосвязи в УКВ-диапазоне в горах и выбор условий для выхода в эфир. Утепление
источников питания в условиях
низких
температур.
Особенности
применения сигнальных средств в горах: экранирующие свойства ландшафта, снижение
эффективности дымового сигнала на сильном ветру. Сигнальные костры.
Организация
перехода в горах. Принятие решения на переход. Выбор снаряжения, подготовка
одежды, обуви, заготовка необходимых средств страховки. Правила движения по
маршруту с учетом рельефа местности. Страховка, опасные участки маршрута.
Защита глаз от ультрафиолетовой радиации в горах.
Действия
в случае попадания в снежную лавину: удерживаться на поверхности потока,
стараться сместиться к его краю, защита органов дыхания от попадания снега.
Необходимые действия при преодолении толщи снега (пространственная ориентация и
выбор направления движения для выхода на поверхность). Оказание помощи
засыпанному лавиной: ориентировочный расчет местонахождения потерпевшего под
снегом, учет расположения более легких предметов личного снаряжения на
поверхности снега, осторожность при расчистке завала и первоочередность
высвобождения грудной клетки и органов дыхания потерпевшего. Способы эвакуации
пострадавших в горах.
Техника
и правила безопасности перехода трещин и расщелин. Меры страховки.
Меры
безопасности при движении вдоль реки с учетом вероятности попадания в трясину.
Способы высвобождения из трясины, использование лыж-снегоступов для преодоления
заболоченных участков.
Действия
при внезапном ухудшении метеообстановки: немедленное прекращение движения,
выбор места, защищенного от ветра, а также возможного камнепада, схода снежной
лавины и т. п. Страховка имущества и снаряжения, меры безопасности от
переохлаждения.
Меры
безопасности при преодолении вброд горных рек. Меры страховки, движение поперек
потока с упреждением на снос. Опасность движения вброд при поясном уровне воды.
Согревание у огня, сушка одежды.
Травматизм
и заболеваемость в горах, способы предупреждения и лечения. Высокая вероятность
ушибов, переломов, отморожений. Первая помощь. Солнечные ожоги, снежная слепота
и меры защиты от них. Горная болезнь и сопутствующее влияние переохлаждения,
переутомления, нервного напряжения, голодания. Высотный рубеж горной болезни.
Первые признаки заболевания. Первая помощь: отдых, горячая пища, питье,
медикаменты из аптечки.
Особенность проведения
поисково-спасательных работ в горах.
Зачетное занятие.
Во
время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях
автономного существования в горах, используя аварийный рацион и подручные
средства.
2. Организация и проведение
поисково-спасательных работ в автономных условиях своими силами.
2.1. Спасательные работы на воде.
Организация перехвата с воды и с берега при
ожидаемом несчастном случае (прохождение порогов, переправы вброд). Страховка
на воде при организации переправы, работа с верёвкой при сносе страхуемого.
Оказание первой помощи.
2.2. Спасательные работы в лавиноопасных
районах.
Поиск
в лавине. Обеспечение безопасности при поисковых работах в лавинах.
Зондирование крупным и мелким шагом. Определение мест наиболее вероятного
нахождения пострадавшего. Эвакуация из опасной зоны. Первая помощь.
Транспортировка на волокушах.
2.3. Страховка и самостраховка
спасателей и пострадавших.
- точки страховки - использование петель,
камней, деревьев и альпинистского снаряжения для организации точек страховки и
страховочных станций. Организация «грузовых» точек;
-
самостраховка спасателей и пострадавших. Использование индивидуальной техники
самостраховки при движении спасателей (ледоруб, альпеншток, шест). Использование
страховочных станций для самостраховки. Подстраховка пострадавшего на рельефе
средней сложности;
- организация страховки спасателей и
пострадавших на крутых склонах с использованием верёвок. Взаимодействие
спасателей в страховочной цепи.
2.4. Проведение спасработ на различном
рельефе.
-
организация и проведение спасработ на склонах средней крутизны и крутых
склонах. Работа с верёвкой при подстраховке пострадавшего.
- вытаскивание из трещины (обрыва, провала и
пр.). Организация грузовых и страховочных верёвок. Взаимодействие с
пострадавшим в зависимости от его состояния (самовылаз, грудь-нога,
вытаскивание напрямую, использование полиспаста)
-
работа с пострадавшим на стенных участках круче 45°. Подъём, спуск, траверс с
пострадавшим. Использование «маятника». Наращивание верёвок на спуске.
Использование полиспаста. Транспортировка пострадавшего на носилках.
2.5. Узлы и технические приёмы,
используемые для обеспечения спасработ:
-
узлы грудной обвязки: восьмёрка, проводник, булинь, двойной проводник (булинь);
-
узлы для связывания верёвок: шкотовый, встречный;
-
вспомогательные узлы: схватывающие (пруссик, обмоточный), бахман, стремя, штык;
-
узлы, используемые при вязке носилок (закрутка, маркировочный и др.)
- схема полиспаста (одинарный и двойной
полиспаст, длинный блок);
-
схема карабинного тормоза;
-
схема наращивания верёвок, аварийная система. Отработка узлов и технических приёмов
на отрезках верёвки и репшнурах.
2.6. Транспортировка пострадавшего на
подручных средствах:
- в
одиночку (на руках, на плечах, «мельница», подтаскивание, на бухте верёвки, на
петлях, на рюкзаке с перекладиной;
-
вдвоём (на руках, на бухте верёвки, на рюкзаках (петлях) с перекладиной);
- использование волокуш, волокуши из лыж, веток,
палатки, спальника, плёнки, транспортировка на волокушах, подстраховка
пострадавшего при увеличении крутизны склонов;
- мягкие носилки (из узлов проводника два
варианта, «кокон»), транспортировка на мягких носилках, транспортировка с
использованием шеста;
- жёсткие носилки, изготовление шестов и
поперечин из подручных средств. «Сидячие» носилки, изготовление жёстких носилок
из мягких, использование в качестве сетки верхней одежды, простыни, спальника,
натягивание сетки из верёвок (2 варианта);
-
вопросы по подготовке пострадавшего к транспортировке;
- преодоление небольших препятствий (забор) при
транспортировке на жёстких носилках.
2.7. Подъём и спуск пострадавшего без
сопровождающего:
-
самовылаз;
-
вытаскивание из трещины;
-
использование полиспаста.
Отработка
способов «грудь-нога», «нога-нога», «длинный блок», «полиспаст» при различной
степени технической оснащённости. Выбор способа в зависимости от травмы. Спуск
по склонам без сопровождения. Организация страховочных станций.
2.8. Отработка приёмов подъёма и спуска
пострадавшего с сопровождающим.
-
организация страховочных и грузовых станций;
- подъём: страховка и грузовые верёвки,
использование дополнительных перил для сопровождающего, полиспаст - одинарный и
двойной, длинный блок. Взаимодействие спасателей и сопровождающего.
-
спуск: организация тормозной и аварийной систем; наращивание верёвок.
2.9. Подъём и спуск пострадавшего на
носилках.
2.10. Транспортировка пострадавшего по
склонам средней крутизны.
Отработка
приёмов транспортировки на склонах 30 - 45° с использованием носилок и волокуш
(кокона). Подстраховка пострадавшего. Подготовка пострадавшего к
транспортировке.
2.11. Переправа с пострадавшим.
Организация
навесной переправы. Организация точек закрепления верёвки. Страховка
пострадавшего. Наклонная переправа. Использование тормоза при спуске и
полиспаста при подъёме по наклонной переправе. Переправа на носилках.
2.12. Транспортировка пострадавшего на
крутых склонах в одиночку.
Организация системы подъёма-спуска. Взаимная страховка. Обеспечение
безопасности.
2.13. Зачётное занятие. Вязка узлов и элементов технических приёмов на
скорость. Изготовление простых транспортировочных средств (по жребию).
2.14. Учения. Зачётные соревнования. Последовательное прохождение этапов различной
сложности, включающих элементы всей программы.
3. Оказание медицинской помощи в полевых
условиях при задержке эвакуации
3.1 Юридические и этические аспекты.
Изложение
схемы курса. Юридические аспекты медицинской деятельности. Сфера
ответственности согласно должностной инструкции. Этические особенности экстремальной
медицины.
3.2 Основы клинической фармакологии.
Пути
введения препаратов - внутрь, под язык, внутривенное введение, внутримышечное
введение, подкожное введение. Особенности каждого из них.
Судьба
введенного препарата. Распределение препарата в организме в зависимости от его
(препарата) свойств. Пути выведения - почками, печенью, другие пути выведения.
Введение терминов - период полувыведения, терапевтический индекс. Зависимость
дозы от веса и возраста пострадавшего, от его состояния (болезни печени, почек,
острая и хроническая недостаточность кровообращения).
Механизм
действия препаратов: влияние на специфические рецепторы, влияние на
исполнительные органы и обмен веществ, прямое химическое взаимодействие.
Взаимодействие
лекарств, побочные эффекты. Определение «побочный эффект», их классификация.
Пути их избегания. Увеличение частоты побочных эффектов с увеличением
количества вводимых препаратов.
3.3
Подробный разбор препаратов, содержащихся в укладке по следующей схеме:
-
свободное название, коммерческое название, аналоги;
- механизм действия (с необходимыми элементами
анатомии и физиологии);
-
изменения, которые вызывает препарат и состояния, при которых он должен
применятся;
-
противопоказания и побочные эффекты препарата, пути их преодоления;
-
дозировка и пути введения препарата;
-
контроль эффективности применения и возникновения побочных эффектов.
3.4 Принципы неотложной оценки
состояния.
Сбор
анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Техника выполнения
диагностических приёмов. Практическая отработка этих приёмов. Интерпретация
полученных данных, решение ситуационных диагностических задач.
3.5 Принципы медицинской сортировки.
Разделение
потока пострадавших на группы по тяжести поражения и состояния. Очерёдность
оказания помощи в зависимости от интенсивности поступления пострадавших и от
имеющихся сил. Решение ситуационных задач.
3.6 Объяснение синдромного подхода к
терапии в полевых условиях.
Разбор основных синдромов (основы пат.
анатомии и пат. физиологии, патогенез, методы диагностики) и возможности их
коррекции с помощью конкретной укладки и объёма освоенных манипуляций:
- шок различного генеза (Гемморагический,
травматический, анафилактический, инфекционный);
-
травмы различной степени тяжести, краш-синдром;
- ожоги, классификация по степеням, площади
поражения, прогноз;
-
отморожения, классификация по степени поражения, особенности течения;
-
острая сердечная недостаточность, отёк лёгких;
- острая дыхательная недостаточность,
бронхоспазм, пневмоторакс;
-
поражения ЦНС (травма, ишемия, отёк, воспаления);
-
почечная и печёночная колики;
-
острый живот (перфорация-перитонит, панкреатит, непроходимость);
-
отравления;
-
тяжёлые инфекции;
-
клиническая смерть, реанимация.
3.7 Манипуляции.
Остановка
крови при артериальном, венозном, паренхиматозном кровотечении. Возможные
осложнения при наложении жгута, тугой повязки.
Переломы.
Принципы иммобилизации, местного обезболивания. Транспортировка пострадавшего с
переломом (переломами).
Вывихи.
Принципы помощи, иммобилизации и лечения.
Методика
парентерального введения препаратов (внутримышечного, внутривенного,
подкожного), возможные осложнения при их осуществлении.
Критерии
клинической и биологической смерти. Сердечно-лёгочная реанимация. Техника
выполнения, контроль эффективности.
Промывание
желудка с помощью зонда. Показания, техника выполнения, контроль правильности
введения зонда, возможные осложнения.
Катетеризация
мочевого пузыря. Показания, техника выполнения и различия у мужчин и женщин,
возможные осложнения.
3. 8. Зачётное занятие. Решение ситуационных задач.
3. 9. Учения. Зачётные соревнования. Последовательное прохождение этапов различной
сложности, включающих элементы всей программы по оказанию само- и взаимопомощи.
4. Психологическая подготовка.
4.1. Психология малых групп в
экстремальных условиях и условиях автономного существования.
Введение
в проблему малых групп. Понятие об изоляции. Понятие об экстремальной ситуации.
Определение
малой группы, ее признаки и границы, структура малой группы, типы групп в
зависимости от целей формирования, закономерности образования малой группы,
процессы становления групповых норм поведения, понятие групповой сплоченности.
Некоторые особенности взаимодействия личности и группы, приход в группу новых
лиц, рассматривается идентификация личности с группой, а также обратный
компонент. Понятия изоляции и экстремальной ситуации. Типы личностного и
группового реагирования на экстремальную ситуацию. Понятие посттравматического
стрессового расстройства.
4.2. Лидерство в группе.
Понятие
лидерства и типы лидеров в группе, психологические основы лидерства и роль
лидеров различного типа; принятие группового решения: решения коллективные и
индивидуальные, их выработка, моральная ответственность за принятые решения.
Эффективность групповой и индивидуальной деятельности, их плюсы и минусы, где и
когда отдать предпочтение тому или иному типу. Деление в группе основных
обязанностей, связанных с деятельностью группы и ее проблемами бытового и
профессионального плана.
4.3. Взаимодействие групп.
Взаимодействие
групп, занимающихся одинаковой и взаимодополняющей деятельностью; деление
фронта работ между коллективами; случаи, когда приходится выполнять «чужую»
работу; конкуренция на межгрупповом уровне; группы-лидеры и группы-аутсайдеры и
влияние этого положения на отношения в группе.
4.4. Группа в экстремальной ситуации.
Группа
в экстремальной ситуации. Типы экстремальных условий, особенности экстремальных
условий, представляющих угрозу жизни и здоровью, нехватка времени и
приоритетные направления деятельности, нехватка кадров, взаимозаменяемость;
травма или гибель одного из членов группы; подготовленность моральная и
материальная; психологическая значимость подготовленности, совпадение и
несовпадение ожидаемого и действительного. Паника, причины развития, методы
предотвращения и борьбы с ней.
Индивидуальная
и групповая реакция. Что и от кого можно ждать. Как успокоить.
Посттравматическое стрессовое расстройство: закономерности развития у разных
типов личности, исход в ближайшем периоде. Консолидация или распад группы. Роль
лидера в организации групповой деятельности.
Подведение
итогов: выводы из предшествующих занятий.
4.5. Психология одиночества.
Проблема
одиночества. Понятие географической изоляции. Классификация случаев
географической изоляции по степеням. Возможные психопатологические состояния в
условиях одиночества. Случаи географической изоляции на примере потерпевших
кораблекрушение, обвалов в шахтах. Типы реагирования личности в условиях
одиночества. Влияние личностных качеств на реагирование лиц в условиях географической
изоляции.
4.6. Стадии психологического состояния
человека в условиях географической изоляции.
Определение
и краткое содержание каждой стадии, а также отличие эксперимента от реальной
ситуации с указанием конкретных изменений. Физикальные (организменные)
проявления патологического состояния в условиях одиночества. Время их
проявления, степень выраженности, опасность для здоровья и жизни. Примеры.
Стресс как реакция на одиночество. Вопросы коррекции данных нарушений с
конкретными схемами по самовнушению.
4.7. Периоды одиночества.
Первый
период одиночества. Длительность и содержание. Конкретные примеры. Роль
личностных качеств для предупреждения развивающейся психопатологии.
Патологическая утомляемость, ее опасность для человека в условиях одиночества.
Схемы по аутотренингу, применимые в первой стадии географической изоляции.
Вторая фаза психологического состояния в условиях одиночества, ее
продолжительность и основные проявления. Эйфория и эйфорическое состояние,
симптомы и опасность для здоровья и жизни. Депрессия. Опасность депрессивного
состояния на примере полярников-одиночек и заблудившихся в тайге. Причины
гибели людей в депрессивном состоянии. Схемы психотерапевтической коррекции
данного состояния и осложнения от неправильного поведения.
4.8. Третий период в психологии
одиночества.
Переход
к глубокому депрессивному состоянию. Апатия как наиболее опасное явление, смена
депрессивных состояний выраженной агрессией. Причины агрессивности и формы
проявления. Схемы самовнушения для предотвращения данного состояния. Процессы,
протекающие в любой фазе: расстройство сна и бодрствования, страх, чувство
одиночества. Их опасность и методы лечения. Личностные качества, необходимые в
условиях изоляции. Критерии отбора участников экспедиций. Краткое освещение проблемы
одиночества в толпе.
4.9. Иллюзии и галлюцинации.
Иллюзии
и галлюцинации как наиболее яркое проявление второй стадии одиночества.
Иллюзии, определение, классификация. Вопрос опасности иллюзий для человека в
условиях изоляции.
Галлюцинации
в условиях одиночества, определение, классификация. Проявления галлюцинаций на
примерах путешественников. Схемы аутотренинга для предупреждения и коррекции
данных состояний. Ощущение изменения времени. Ускорение и замедление времени в
условиях одиночества, их влияние на психологию личности. Профилактика.
Изменение собственного тела как признак патологического состояния человека.
Проявление на примерах. Купирование методом самовнушения.
4.10. Зачётное занятие. Решение ситуационных задач.
4.11. Учения. Зачётные соревнования. Последовательное прохождение этапов различной
сложности, включающих элементы всей программы по действию в составе группы и в
одиночестве.