Экспедиционная медицина и выживание



Методическое пособие "Организация и проведение занятий c летным составом по выживанию"

Министерство обороны СССР

Военно-воздушные силы

Организация и проведение занятий c летным составом по выживанию

Методическое пособие

Утверждено первым заместителем главнокомандующего ВВС

Москва

Военное издательство

1984

Введение

Успех выживания, т. е. активной, целеустремленной деятельности летного экипажа после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнения, направленной на сохранение жизни, здоровья и работоспособности, во многом зависит от подготовленности летного состава к действиям в условиях автономного существования в мирное и военное время.

Занятия по выживанию предусмотрены Курсом командирской подготовки, Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе СССР и другими нормативными документами.

Летный состав должен твердо усвоить, насколько важны знания для обеспечения благоприятного исхода выживания, к каким последствиям может привести самоуспокоенность, исходящая из установки «со мной это не может случиться». Каждый член летного экипажа должен знать, что такое выживание, какие истинные и ложные опасности ожидают его после вынужденной посадки на сушу (воду) или приземления (приводнения) с парашютом в безлюдной местности, какие факторы внешней среды могут повлиять на его здоровье, какие существуют методы защиты от них, какой режим поведения наиболее оптимален в этих условиях, какова эффективность тех или иных предметов аварийного снаряжения и что из нештатного снаряжения и подручных средств можно использовать в своих интересах.

Летный состав в результате обучения, должен поверить в свои силы, надежность аварийного снаряжения и возможность успешного преодоления любых трудностей, возникающих на пути к спасанию.

 Цель настоящего пособия — помочь специалистам, проводящим занятия по выживанию, определить необходимый объем учебного материала, последовательность его изложения, сосредоточить внимание на наиболее существенных и важных вопросах проблемы выживания.

Пособие предназначено для оказания методической помощи специалистам при проведении занятий по выживанию с летным составом авиации ВС. В нем представлен перечень основных тем и вопросов по выживанию, показана последовательность их изложения, дан примерный расчет часов, необходимых для освещения той или иной темы.

Пособие состоит из общей части, в которой изложены вопросы, определяющие действия экипажа после вынужденной посадки, общие для всех физико-географических зон. В разделах «Выживание в Арктике», «Выживание в тайге» и других излагаются вопросы, связанные с деятельностью экипажа в конкретной физико-географической зоне.

Расчет часов по разделам и видам учебных занятий в целом предназначен для учебных центров. При проведении занятий в строевых частях специалист, ответственный за подготовку летного состава по выживанию, может выборочно воспользоваться расчетом часов «Общей части» и раздела, раскрывающего вопросы автономного существования в зоне базирования авиационного соединения в рамках тематики Курса командирской подготовки и Методического пособия по организации ПСО полетов авиации в частях, соединениях ВВС. Помимо офицеров поисково-спасательной, парашютно-десантной и медицинской служб к проведению занятий желательно привлекать штурманов, связистов, членов коллектива военных охотников, а также охотников-лесников, промысловиков, рыболовов, проводников из числа местных жителей, инструкторов-туристов и других специалистов.

Ниже приведено рекомендуемое распределение тематики лекционного курса и практических занятий между специалистами, ответственными за обученность летного состава конкретным вопросам автономного существования в различных физико-географических зонах.

Распределение тематики занятий с летным составом между специалистами определяется командиром части по предложению начальника ПСС. Занятия должны включать практическую отработку каждым слушателем конкретных действий. При проведении занятий рекомендуется использовать литературу, список которой прилагается в конце пособия, а также фильмы, плакаты и фотоиллюстрации, разработанные в Управлении ЕГ АПСС СССР, подготовленные специалистами по материалам своей части.

Предлагаемые методические указания не исключают дополнения и уточнения в каждом конкретном случае преподавания. Опыт организации и проведения занятий целесообразно обобщать и анализировать с целью его распространения в другие авиационные части.

Термины, используемые в пособии, даны в соответствии с Государственным стандартом 24215—80.

1. Методика проведения занятий с летным составом по выживанию

1.1. Цель подготовки и ее задачи

Цель подготовки по выживанию — формирование у летного состава устойчивых навыков по действиям после вынужденной посадки (приземления) в различных физико-географических зонах, уверенности в своих силах и в надежности снаряжения для сохранения жизни, здоровья и работоспособности в мирное и военное время.

В результате изучения курса «Выживание экипажа летательного аппарата после вынужденной посадки на сушу (воду) или приземления (приводнения) с парашютом в безлюдной местности» летный состав должен знать:

— физико-географические особенности вероятных районов вынужденной посадки — приземления (Арктика, лесисто-болотистая местность, пустыня, холодные и тропические зоны океана, джунгли);

— факторы природной среды, неблагоприятно воздействующие на человека в условиях автономного существования в безлюдной местности и на плаву;

— основные представления о вероятных заболеваниях и поражениях, возникающих от. действия этих факторов; способах их предупреждения и лечения;

— основные принципы выживания после вынужденной посадки (приземления) в безлюдной местности и приводнения в различных физико-географических зонах, последовательность действий и организацию выживания или автономного существования в составе группы или одиночного экипажа;

— содержание носимого аварийного запаса (НАЗ) и методы использования отдельных предметов аварийного снаряжения.

Уметь:

— оценивать обстановку и принимать соответствующее обстановке решение после вынужденной посадки (приземления);

— эффективно использовать предметы НАЗ, спасательное снаряжение и подручные средства (в том числе парашют) для сохранения жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования;

— организовать временный лагерь, строить укрытия из подручных материалов, добывать пищу охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих съедобных растений;

— ориентироваться на местности и определять свое местонахождение с помощью штатных и подручных средств;

— оказывать само- и взаимопомощь при травмах и заболеваниях;

— действовать на территории, занятой противником, соблюдать правила скрытности и маскировки при переходах.  

Одной из основных целей подготовки является воспитание у летного состава высоких морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасательного обеспечения.

Обучение летного состава целесообразно проводить в три этапа:

первый этап — теоретическое ознакомление с общими вопросами автономного существования в безлюдной местности. Изучение физико-географических особенностей возможного района вынужденной посадки (приземления), ознакомление с аварийным снаряжением и особенностями его использования в различных условиях, изучение тактико-технических данных поисково-спасательных средств;

второй этап — приобретение практических навыков по ориентированию на местности, сигнализации с помощью штатных и подручных средств, строительству временных укрытий, пользованию отдельными предметами НАЗ, ведению радиосвязи аварийной радиостанцией и т. д, Отработка методов подъема людей с земли и с воды на борт вертолета, находящегося в режиме висения, с помощью различных штатных средств (сиденья, пояса и т. д.);

третий этап — тренировка в натурных условиях, имитирующих автономное существование после вынужденной посадки (приземления) в течение суток.

Помимо этого необходимо обратить внимание на самостоятельную подготовку летного состава, приобретение навыков не только в процессе учебно-боевой деятельности, но и во время отдыха, турпоходов, выездов на рыбалку и т. д. Необходимо, чтобы каждый член летного экипажа твердо усвоил правила ориентирования на местности по небесным светилам и местным предметам, умел построить укрытие, знал основные приемы рыбной ловли и охоты на зверей и птиц, умел приготовить пищу из дикорастущих растений.

Полученные знания и навыки будут способствовать успешным действиям летного состава после вынужденной посадки (приземления), повысят уверенность летчика в своих силах и благополучном исходе автономного существования.

2. Содержание занятий

2.1. Общая часть

2.1.1. Цель и задачи подготовки летных экипажей по вопросам выживания и

спасения после вынужденной посадки (приземления).

Вынужденная посадка (приземление) в безлюдной местности. Автономное существование — деятельность экипажа без помощи извне. Причины, обусловливающие длительность автономного существования,— дальность района посадки (приземления) от аэродромов и населенных пунктов, нарушение радиосвязи, неблагоприятные метеорологические условия посадки (приземления) в районе, занятом противником.

Выживание — это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Факторы выживания: мотивация, обученность, аварийное снаряжение (НАЗ, парашют и т. д.), физико-географические особенности района, стрессоры выживания (страх, боль, жажда, голод, одиночество, утомление).

Обученность действиям по выживанию — главный фактор, определяющий благоприятный исход автономного существования.

Главная цель обучения — психологически, теоретически и практически подготовить летный состав к жизнедеятельности в любых физико-географических условиях после вынужденной посадки (приземления).

Основная задача обучения — дать необходимый объем теоретических знаний и обучить навыкам практических действий по:

— оказанию само- и взаимопомощи;

— строительству убежищ и пользованию подручными средствами защиты от неблагоприятных факторов внешней среды;

— пользованию средствами связи и сигнализации;

— добыванию пищи и воды;

— использованию устройств для подъема на борт вертолета в режиме висения;

— пользованию плавсредствами;

— правильным действиям на территории, занятой противником.

Государственный стандарт 24215—80 «Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения. Термины и определения.

Автоматический радиобуй (АРБ) - автоматический радиомаяк, предназначенный для подачи сигнала бедствия в случае вынужденного приземления или приводнения экипажа воздушного судна.

Воздушное судно, терпящее бедствие - воздушное судно, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие - воздушное судно, получившее при взлете, полете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Вынужденное приземление (приводнение) - приземление (приводнение) воздушного судна или экипажа с парашютом, вызванное аварийной ситуацией в полете.

Зона ответственности за поисково-спасательное обеспечение полетов авиации - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которого ответственность за поисково -спасательное обеспечение полетов авиации возложена на командующего авиационным объединением, имеющим зону ответственности за организацию использования воздушного пространства и управления воздушным движением.

Наземная поисково-спасательная команда (НПСК) - штатная или нештатная команда, сформированная для проведения наземного поиска и оказания помощи экипажу и пассажирам воздушного судна, потерпевшего бедствие,

Носимый аварийный запас (НАЗ) - индивидуальный комплект средств жизнеобеспечения экипажа воздушного судна, предназначенный только для экипажа и остающийся с ним после покидания воздушного судна.

Подручное средство - предмет любого назначения или природный материал, приспосабливаемый экипажем воздушного судна для жизнеобеспечения и спасения в условиях автономного существования.

Поиск - мероприятия, направленные на обнаружение экипажа и пассажиров воздушного судна, потерпевшего бедствие.

Поисково-спасательная работа - комплекс мероприятий, проводимых в целях поиска и спасения экипажей и пассажиров воздушных судов, экипажей и пассажиров судов и личного состава кораблей, а также людей при стихийных бедствиях с привлечением авиационных, морских, наземных сил и средств.

Район ответственности за поисково-спасательное обеспечение полетов авиации - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которого ответственность за поисково -спасательное обеспечение полетов авиации возложена на соответствующее должностное лицо.

Район поисково-спасательных работ - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которого проводятся поисково-спасательные работы.

Спасение экипажа воздушного судна - мероприятия по оказанию всех видов помощи по сохранению жизни и эвакуации экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие.

Спасательная парашютно-десантная группа (СПДГ) - группа, организуемая в авиационных частях для десантирования на парашютах или других средствах в район бедствия в целях оказания помощи экипажу воздушного судна, потерпевшему бедствие.

Спасение экипажа воздушного судна - благоприятный исход действий по сохранению жизни экипажа воздушного судна в условиях автономного существования и спасения.

Средства жизнеобеспечения экипажа воздушного судна (СЖ) - набор предметов, запас пищи и воды, средства связи и сигнализации, предназначенные для сохранения жизни и спасения экипажа воздушного судна в условиях автономного существования.

Труднодоступная местность - местность, в которой вследствие физико-географических условий, отсутствия путей сообщения значительно затруднены поиск, обнаружение и оказание помощи экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие.

2.1.2. Носимый аварийный запас — НАЗ

НАЗ — индивидуальный комплект средств обеспечения экипажа воздушного судна, предназначенный только для экипажа и остающийся с ним после вынужденной посадки (приземления). Место размещения НАЗ (карман обмундирования, чашка катапультного кресла и т. д.). Принцип комплектации НАЗ (необходимость предмета, удобство и простота использования, малые габариты и т. д.). Типы НАЗ, применяемые в авиации, ВС-НАЗ-У, НАЗ-5У, НАЗ-7, НАЗ-8, НАЗ-7М.

Частота регламентных работ. Порядок замены отдельных предметов НАЗ, аварийных запасов воды и пищи.

Основные группы НАЗ: средства радиосвязи; средства визуальной сигнализации; аварийный запас воды; аварийный запас пищи; лагерное имущество; аварийные плавсредства; аптечка аварийная. Размещение предметов в НАЗ. Извлечение отдельных предметов из укладки и повторная ее герметизация.

2.1.2.1. Средства радиосвязи — важнейший элемент НАЗ.

 УКВ аварийные радиостанции, используемые в НАЗ. Объемно-массовые данные, устройство, дальность действия, продолжительность работы. Электропитание. Факторы, влияющие на продолжительность работы аккумуляторов: прямая солнечная радиация, низкая температура воздуха, попадание соленой воды и т. д. Влияние на дальность и устойчивость передачи рельефа местности (горы, ущелья), растительности, близости ЛЭП и т. д.

Порядок действий при включении и выключении станции. Порядок подачи аварийных сигналов после вынужденной посадки (приземления).

Радиомаяк «Комар-2М». Объемно-массовые данные. Устройство. Размещение в НАЗ. Ввод в действие. Способ размонтирования для использования станции маяка, в приемно-передающем режиме.

2.1.2.2. Средства визуальной сигнализации.

Значение средств визуальной сигнализации для обозначения местонахождения терпящих бедствие. Условия применения сигнальных средств. Влияние погодных факторов (дымка, туман, метель) на дальность видимости.

Пиротехнические сигнальные средства. Патрон сигнальный ПСНД, стреляющее устройство с мортирками. Краткое техническое описание каждого средства, правила использования, продолжительность действия. Ошибки при пользовании, меры предосторожности. Дальность видимости.

Сигнальное зеркало. Устройство. Правила использования. Яркость светового сигнала. Дальность видимости. Проблесковый фонарь. Устройство, правила использования. Дальность видимости.

Сигнальный порошок. Назначение. Правила использования. Подача сигнала на воде, на снегу.

2.1.2.3. Аварийный запас пищи.

Назначение аварийного запаса пищи. Требование к пищевым продуктам, используемым для НАЗ: калорийность, малые масса и объем,

длительность сохраняемости, легкая усвояемость, возможность использования без кулинарной обработки.

Сухие и лиофилизированные продукты. Калорийность и пищевой состав аварийного запаса пищи в НАЗ, эксплуатируемом в части. Правило: «первый день не есть, а только пить!»

2.1.2.4. Лагерное имущество.

 Нож мачете, нож-пила. Очки-светофильтры, компас, рыболовный комплект, сухое горючее, водо- и ветроустойчивые спички. Краткое описание каждого предмета. Его предназначение. Правила пользования.

2.1.2.5. Аптечка.

 Перечень медикаментов, входящих в аптечку изучаемого НАЗ. Показания к использованию. Способ применения.

2.1.2.6. Аварийно-спасательные плавсредства индивидуального пользования.

Лодка МЛАС-1 ОБ. Плот ПСН-1. Предназначение. Краткие технические характеристики.

2.1.2.7. Использование предметов НАЗ по непрямому назначению.

Например, коробки от медикаментов для кипячения воды и приготовления пищи; мачете — для подачи световых сигналов и др.

2.1.3. Действия экипажа воздушного судна непосредственно после вынужденной

посадки (приземления).

Сигналы сбора экипажа. Первоочередные действия (оказание медицинской помощи, укрытие раненых от воздействия холода или прямой солнечной радиации).

Оценка общей обстановки. Методы определения удаленности места вынужденной посадки (приземления) от аэродрома взлета, населенных пунктов и т. п. (по времени полета, по карте, по наземным ориентирам и т. д.). Оценка района посадки (приземления): температура воздуха, растительность, рельеф, близость водоисточников и т. п.

Оценка физического и психического состояния членов экипажа, наличия запасов воды и пищи, снаряжения.

Преимущество тактики нахождения на месте вынужденной посадки (приземления): облегчение расчетов поисково-спасательной службы, ускорение проведения поисковой операции, а также сохранение сил в течение продолжительного времени для возведения надежных убежищ от жары и холода, организации охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих съедобных растений.

Необходимые действия на территории противника,

Составление плана действий:

— оказание само- и взаимопомощи (при необходимости);

— организация временного лагеря. Правила выбора подходящего места для лагеря с учетом рельефа, растительности, водоисточников и т. п. Определение места для строительства укрытия, приготовления пищи, хранения запасов продуктов, размещения отхожего места, расположения сигнальных костров;

— проведение ориентирования на местности и определение своего местонахождения;

— обеспечение связи и сигнализации, подготовка радиосредств, эксплуатация и уход за ними;

— распределение обязанностей между членами экипажа;

— установление дежурств и задачи дежурных (наблюдение за воздухом для своевременного оповещения) и определение очередности дежурств;

— подготовка сигнальных костров и средств визуальной сигнализации (парашютом и пр.);

— проведение общественно-политических мероприятий (бесед, занятий), направленных на поддержание морального духа экипажа.

2.1.4. Строительство временных укрытий.

Строительный материал, используемый в различных физико-географических районах вынужденной посадки (приземления): снег, ветви деревьев, парашют и т. д. Простейшие типы укрытий.

Общие принципы строительства укрытий из снега (заслон, траншея, пещера, иглу), лесоматериалов и парашюта (навес, шалаш, чум и др.).

Расчет размеров укрытия в зависимости от количества членов экипажа. Добывание огня подручными средствами. Зажигательные стекла, линзы оптических приборов. Добывание огня трением. Зажигательные палочки, трут. Правила разведения костра. Меры предупреждения лесного пожара. Типы костров: звездный, охотничий, нодья, туристский и др. Маскировка костра в районе вынужденной посадки (приземления), занятой противником.

 2.1.5. Методы ориентирования на местности.

Определение стран света: по небесным светилам — Солнцу, Полярной звезде, созвездиям и др.; по местным предметам — одиночным деревьям, растительности на склонах холмов, расположению муравейников и др.; с помощью часов.

Определение местного полдня с помощью подручных средств: вертикального шеста и колышков. Гринвичское время. Среднеевропейское время.

Определение долготы места по разнице наступления полудня по гринвичскому и среднеевропейскому времени. Уравнение времени. Номограмма для определения долготы, места. Определение широты места по продолжительности дня (времени от восхода до захода солнца). Определение времени без часов: ночью — по созвездию Большой медведицы, днем — по компасу.

2.1.6. Сигнализация с помощью подручных средств.

Принципы подачи сигналов бедствия с земли: размеры сигналов, материал (ветви, снег и т. п.), контрастность фона; международная кодовая таблица. Сигнальные костры. Размеры. Дымообразующие материалы (резина, сырые ветви и т. д.). Использование парашютной ткани для подачи сигналов.

2.1.7. Питание в условиях автономного существования.

 Энерготраты организма. Продолжительность жизни при полном голодании. Малокалорийное питание и его преимущество перед полным голоданием. Добывание пищи за счет ресурсов окружающей природы.

2.1.7.1. Охота.

Простейшие способы охоты без огнестрельного оружия. Животные, встречающиеся в районе полетов. Обнаружение животных: по следам, местам водопоя, солонцам и т. п. Правила выслеживания животных. Ловля с помощью ловушек. Изготовление из подручных материалов (ветвей, парашютных строп, проволочек, вытяжного тросика и т. п.), простейших ловушек. Петли, очеп, пружок. Выбор места и правила установки ловушек. Разделка туши. Заготовка мяса впрок. Хранение мяса.

2.1.7.2. Рыбная ловля.

Рыбы, встречающиеся в водоемах района полетов части. Простейшие правила рыбной ловли. Выбор места, времени для ловли. Использование набора рыболовных снастей из НАЗ. Изготовление рыболовных снастей из подручных средств, крючков из колючек, значков, шпилек тросика, лески из строп. Хранение свежей рыбы. Приготовление вяленой рыбы.

2.1.7.3. Дикорастущие съедобные растения.

 Дикopacтущие съедобные растения—надежный дополнительный источник пищи. Части растений, используемые в пищу. Определение съедобности незнакомого растения.

2.1.7.4. Необычные источники пищи.

 Пресмыкающиеся, насекомые, личинки. Их питательная ценность.

2.1.7.5. Приготовление пищи.

Горячая пища как условие сохранения здоровья и работоспособности.

2.2. Выживание в Арктике.

2.2.1. Краткая физико-географическая характеристика Арктики.

Определение понятия Арктика. Ее границы. Арктические острова. Центральный Полярный бассейн. Характеристики рельефа, климата, растительного и животного мира. Суровость физико-географических условий Арктики. Температурный режим. Ветро-холодовой индекс. Полярная ночь и полярный день. Их продолжительность в зависимости от широты местности. Скудность природных ресурсов, доступных запасов топлива, пищи. Трудности выживания в Арктике; постоянное напряжение физических и духовных сил человека в единоборстве с природными условиями. Примеры успешных действий человека в Арктике (полярные экспедиции, случаи выживания в Арктике). Примеры из практики ВВС и части.

Тундра. Особенности физико-географических условий. Использование ее природных возможностей для жизнеобеспечения экипажа, потерпевшего бедствие. Природные источники топлива (плавник, сухая трава, карликовые деревья, жир морского зверя), пищи (полярные животные, птицы, морские животные и рыбы). Дикорастущие съедобные растения.

2.2.2. Основные неблагоприятные климатические факторы арктической зоны (низкие температуры, ветер и др.) и их воздействие на организм человека.

 Действие на организм неблагоприятных климатических факторов арктической зоны. Краткие сведения о механизмах теплопродукции и терморегуляции. Основные пути потери тепла организмом: радиационный, конвективный. Угнетение теплопродукции организма при ограничении питания. Относительные теплопотери с различных частей

тела: туловища, конечностей, головы. Признаки развивающегося охлаждения организма. Степень охлаждения и обратимость изменений, возникающих в организме. Основные принципы защиты организма от переохлаждения.

Отморожение. Изменения в организме при отморожении: паралич капилляров, замедление кровотока, омертвение тканей. Наиболее уязвимые участки тела: открытые части кожных покровов лица, уши, нос, кончики пальцев. Первые признаки: покалывание, побеление, утрата чувствительности. Предрасполагающие факторы: истощение, ослабление, кровопотеря, одежда с недостаточной или сниженной теплоизоляцией. Само- и взаимопомощь: наблюдение друг за другом, меры по восстановлению кровообращения (растирание сухой тканью, подкладкой перчатки, шапки и т. п., массаж и активные физические упражнения, отогревание замерзших конечностей под одеждой). Использование парашютной ткани для утепления конечностей. Причины, запрещающие применять для растирания снег.

Общее замерзание. Условия внешней среды, способствующие замерзанию: температура воздуха, влажность, ветер; состояние организма: снижение теплопродукции и недостаточная теплозащищенность. Первые признаки: чувство общего холода, общее возбуждение, сопровождающееся локальными признаками переохлаждения конечностей. По мере углубления состояния — апатия, безразличие, адинамия, сонливость, потеря сознания. Причины возникновения состояния: общее охлаждение организма, снижение температуры жизненно важных органов, расстройство функций дыхания и кровообращения. Само- и взаимопомощь. Важность мобилизации воли к борьбе за жизнь. Смена сырой одежды. Активные физические движения. Массаж тела. Применение фармакостимуляторов. Методы отогревания с помощью фляг с горячей водой, разогретых камней и т. д. Траншейная стопа. Причины заболевания. Профилактика: регулярное просушивание обуви. Оказание помощи.

Отравление печенью белого медведя. Причины заболевания— гипервитаминоз «А». Признаки заболевания. Профилактика отравления — запрещение употребления печени белого медведя в пищу. Опасность инфицированного и зараженного гельминтами мяса больных животных. Тщательная термическая обработка.

Снежная слепота. Причины возникновения заболевания в солнечную и облачную погоду. Признаки: резь в глазах, жжение, утрата зрения, покраснение конъюнктивы.

Лечение: покой, холодная примочка, повязка на глаза. Профилактика: ношение очков-светофильтров, изготовление защитных очков из подручных средств (темной ткани, пластинок дерева, кожи и т. д).

2.2.3. Виды временных укрытий (хижина иглу, снежная пещера, траншея, заслон,

снежная нора).

Снег — лучший строительный материал. Роль убежища в обеспечении защиты от воздействия ветра и низких температур. Основные требования к постройке убежища типа иглу: выбор места постройки и качества снега как строительного материала, расчет жилого объема, заготовка снежных блоков, разметка участка, способ выкладывания первого ряда, стен и свода, герметизация стыков снегом, изготовление входа, оборудование интерьера, устройство спального места и его размещение вне зоны холодного воздуха от входа; использование лодки, парашюта для утепления укрытия.

Снежная пещера, траншея, снежная нора. Выбор места постройки убежища такого типа. Расположение входа с подветренной стороны. Наклонность входа в спальное помещение для исключения выхода теплого воздуха. Ветрозащитная изоляция входа. Устройство спального места. Вентиляция убежища. Использование парашюта, лодки для утепления убежища. Опасность попадания СО2 в атмосферу убежища при повреждении лодки и требование подкачки в лодку воздуха.

Изготовление перекрытия траншеи из веток, лодки и снега, парашюта. Изготовление заслона из снежных кирпичей, льда, снега для защиты от ветра при невозможности отрыть полноразмеренное убежище. Использование надувного спасательного плота как временного укрытия в Арктике.

Изготовление простейшей жировой лампы. Использование для обогрева в убежище свечи, костра из веток карликовых деревьев, плавника, сухой травы, мха, жира морского зверя и т. п.

2.2.4. Водоисточники Арктики (снежницы, многолетний лед, снег).

Отличия многолетнего пресного льда от молодого соленого. Признаки опресненного морского льда: голубоватая окраска, сглаживание формы и т. д.

2.2.4.1. Методы получения воды из льда и снега.

Преимущества получения воды из льда. «Выход» воды при растапливании льда и снега. Получение воды согреванием фляги в пододежном пространстве.

2.2.4.2. Питьевой режим.

 Потребность в воде при пребывании в холодном климате и питьевой режим. Арктическая жажда. Причины обезвоживания в Арктике, меры предупреждения. Нормы водопотребления в Арктике.

2.2.5. Энерготраты человека в Арктике.

Арктические пищевые рационы. Калорийность, состав. Физиологическое обоснование арктических рационов питания, богатых жирами (высокие энерготраты из-за необходимости значительной теплопродукции).

2.2.6. Методы охоты на животных и птиц Арктики.

Краткие сведения о животном мире Арктики. Способы охоты: силки, сети, ловушки. Использование для рыбной ловли снастей НАЗ и подручных средств. Способы заготовки запасов мяса. Сбор яиц полярных птиц. Меры предосторожности при сборе яиц на труднодоступной местности.

2.2.7. Дикорастущие съедобные растения, и водоросли и методы их приготовления

в пищу.

Краткие сведения о съедобных растениях Арктики. Части растений, пригодные в пищу. Флора как источник витаминов. Калорийная ценность. Кулинарная обработка растительной пищи.

2.2.8. Особенности марша в Арктике.

2.2.8.1. Уход с места вынужденной посадки (приземления).

 Выбор способа действий при угрожающей ситуации (разлом ледяного поля, торошение) или досягаемости более благоприятных условий существования (близость острова, материка). Признаки угрожающей ситуации: подвижка льда, торошение, образование трещин, разводий и т. п. Общее правило при уходе с места происшествия — оставление записки с необходимой информацией: кто и сколько, куда направились. Отметки на маршруте. Формирование группы, распределение обязанностей, подготовка обмундирования и снаряжения на переход, инструктаж о правилах передвижения и мерах страховки, постоянный визуальный контроль по маршруту для своевременного обнаружения поисково-спасательного средства, готовность радиотехнических и светосигнальных средств, организация ночлега и строительство убежищ для отдыха.

2.2.8.2. Особенности подготовки к маршруту.

Выбор и подготовка снаряжения, необходимого для перехода в условиях бездорожья и многочисленных препятствий: водных преград, торосов, трещин и т. п.; ветро-холодовые воздействия, ограничения питания. Роль предварительной подготовки к переходу: подгонка снаряжения, подготовка плавсредств, создание (при возможности) топливного и продовольственного запасов за счет природных ресурсов. Распределение носимого имущества и обязанностей в группе. Страховочные меры и обязанности при переходе, преодолении препятствий.

Методы утепления ног, рук, головы с помощью парашютной ткани, металлизированной пленки из комплекта НАЗ. Бахилы. Изготовление башлыка для защиты лица, шеи от ветро-холодового воздействия и попадания снега.

 Утепление ног с помощью бахил, обмоток из парашютной ткани для защиты обуви от попадания снега. Защита кистей, увязывание обшлагов. Гигиена обуви, носков, портянок. Требование к поддержанию носков и перчаток в сухом состоянии. Сушка носков и перчаток под одеждой. Меры предупреждения сильного потоотделения при тяжелой физической работе.

2.2.8.3. Выбор маршрута движения.

Ориентирование в Арктике по застругам. Рефракция. Миражи. Гурии. «Водяное» и «ледяное» небо. Выбор трассы движения с наименьшими препятствиями. Опасность скрытых снегом трещин и расщелин. Движение группы «след в след», предварительная проверка безопасности трассы, меры безопасности и страховки в группе. Целесообразность обхода торосов и разводий для уменьшения риска и экономного расходования сил.

Сложность ориентирования в Арктике из-за неустойчивой работы магнитного компаса и в условиях полярной ночи. Способы ориентирования по звездам, солнцу; определение направления движения по застругам. Гурий. Его назначение. Использование гурия для ориентиров. Оптические иллюзии, миражи, природа их возникновения. Искаженное представление о расстоянии из-за прозрачности атмосферы. Определение состояния на маршруте по окраске неба («водяная» или «ледяная»).

2.2.8.4. Правила поведения в пургу.

Предвестники пурги (облачность, ветер, поземка, внезапность изменения метеообстановки). Меры безопасности. Немедленное прекращение движения. Изготовление простейшего укрытия, на месте. Использование естественного рельефа. Дополнительное утепление одежды, защита от задувания ветра и снега в ее складки и пододежное пространство. Защита головы, органов дыхания. Сосредоточение группы в одном месте, обеспечение прямого контакта в группе. Связывание всего имущества и снаряжения. Установка надежного ориентира для возобновления движения в нужном направлении после окончания пурги с учетом возможного изменения рельефа местности и ориентиров из-за перемещения снежного покрова. Потеря ориентировки. Ошибочные действия.

2.2.8.5. Методы преодоления препятствий (торосы, трещины, битый лед).

Способы определения толщины льда (по цвету, с помощью ножа и т. п.).

Основной принцип поведения при преодолении препятствий на маршруте — экономия сил группы и безопасность движения. Критерии проходимости торосов, трещин, разводий, битого, тонкого льда, водных преград и т. п., возможность самостоятельного преодоления препятствий ослабленным человеком без специальных приспособлений. Способы преодоления участков тонкого льда. Признаки определения толщины ледового покрова: цвет льда, толщина снегового покрова, прокалывание льда лезвием ножа. Преодоление разводий битого льда с помощью плавсредств, меры по предупреждению повреждения камеры лодки краями льдин. Преодоление тонкого льда на плавсредствах способом окалывания, продавливания льда и раздвижения обломков перед лодкой. Общие правила поведения на плавсредствах, в том числе фиксация всего имущества для исключения его утраты, по возможности—готовность комплекта сухого белья для переодевания, меры согревания, страховочные и спасательные средства. Помощь попавшему в воду применением страховочной стропы. Немедленные меры после извлечения из воды: отжатие влажного белья, переодевание в сухое белье, активные физические движения, горячее питье. Важность тщательной предварительной подготовки к переходу и отработки мер безопасности, само- и взаимопомощи.

2.2.8.6. Особенности пользования компасом в Арктике (магнитное склонение, неустойчивость показаний компаса).

Краткие сведения о природе магнетизма и магнитных полюсах земли, причина неустойчивости работы магнитного компаса в Арктике. Дублирующие способы ориентирования: по звездам, солнцу, окружающим природным ориентирам и т. п.

2.2.8.7. Методы сигнализации с помощью парашюта, красящих порошков.

Пригодность контрастных способов демаскирования в светлое время. Использование контрастности цвета расправленного парашюта на фоне снега. Способ расправления парашюта. Использование красящего порошка. Использование для сигнализации отраженного солнечного света, ножа-мачете, банок 'НАЗ, упаковочной фольги, металлизированной пленки. Дальность действия сигнала.

2.2.8.8. Особенности перехода в тундре в летнее время.

Переход через заболоченные участки. Признаки заболоченности: характер растительности, цвет, водная поверхность. Меры безопасности при движении: проверка проходимости намеченной трассы, меры страховки при движении. Применение плавсредств в особо труднопроходимой местности. Гнус и способы защиты с помощью штатных и подручных средств: накидки из парашюта, дымокурных костров. Выбор места для ночлега, строительство убежища из парашюта и подручных средств. Правила пользования составами (мазями, кремами), отпугивающими насекомых.

Использование природных ориентиров, растительного мира (расположение лишайников, характер растительности на северных и южных склонах и т., п.) при движении в тундре. Трудности ориентирования (туманы, облачное небо, обилие ручьев).

2.2.9. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в построенном им снежном убежище, используя аварийный запас и подручные средства.

2.3. Выживание в пустыне.

2.3.1. Краткая физико-географическая характеристика зоны пустыни.

Определение названия пустыни. Характеристика климата зоны пустынь.

Количество солнечных дней, осадков, температура и распределение их по месяцам. Континентальный характер климата, перепад средних температур за год и максимальных за сутки зимой и летом. Характеристика ветров. Роза ветров. Искусственные водоисточники пустынь. Краткие сведения о гидрологии пустынь. Природные водоисточники. Уровни залегания грунтовых вод. Возможность использования природных ресурсов пустыни для жизнеобеспечения.

2.3.2. Основные неблагоприятные факторы климата пустыни.

Знание воздействия неблагоприятных факторов внешней среды на организм человека. Опасность прямой солнечной радиации: ожог, перегрев, обезвоживание, обессоливание.

Изменения в организме при перегревании и обезвоживании. Вероятность различных форм холодового воздействия в зимнее время в пустыне.

2.3.3. Устройство временного укрытия из парашюта и других подручных средств.

Техника изготовления навеса, тента; распорные элементы, растяжки, песочные якоря, выкройка необходимого куска парашютной ткани. Выбор места для размещения убежищ. Съем слоя нагретого песка под тентом. Использование деталей воздушного судна и парашюта для постройки укрытия.

2.3.4. Водообеспечение в пустыне.

2.3.4.1. Вода—основное условие выживания в пустыне.

Проблемы водообеспечения летных экипажей, потерпевших бедствие в пустыне. Зависимость физического состояния человека от количества потребляемой воды.

Роль воды в процессах обмена веществ и терморегуляции организма. Суточная потребность в воде. Предельный срок пребывания человека без воды. Ограниченность доступных запасов воды в пустыне. Источники ее получения экипажем: НАЗ, пленочный конденсатор, сбор дождя и росы, природные источники. Обезвоживание, обессоливание организма, их влияние на состояние здоровья и работоспособность. Внешние проявления обезвоживания и обессоливания организма.

2.3.4.2. Признаки, указывающие на близкое расположение воды (низкие места, долины, высохшие русла, зеленая растительность, выпотевание воды, знак «обо», появление птиц, роение мошек, комаров).

Понятие об основах гидрологии пустынь. Водоносные горизонты и места их наибольшего прилегания к поверхности. Сбор росы с помощью камней и парашютной ткани. Сбор дождевой воды. Изготовление воронки из пленки для сбора воды в емкость. Звериные тропы в пустыне как ориентир на выход к естественному водоисточнику.

2.3.4.3. Пленочный конденсатор. Устройство, методы использования. Производительность устройства и сопутствующие факторы. Выбор участка. Размеры ямы. Заполнение ее свежей зеленью для увеличения производительности. Размещение на дне ямы емкости и вывод дренажной трубки для сбора воды. Закрепление гидрофобной пленки по краям ямы, герметизация земляным валиком. Формирование конуса над сборной емкостью.

2.3.4.4. Питьевой режим при недостатке воды и правила поведения.

Дробность приема суточного количества воды, длительное выдерживание ее во рту для устранения сухости слизистой оболочки. Ограничение физической активности, особенно в дневные часы.

2.3.5. Особенности питания в условиях пустыни.

Принцип снижения потребности в питании в жарком климате. Преимущество углеводного рациона: быстрое усвоение, экономный расход воды. Исключение питания в первые сутки пребывания в жарком климате пустыни.

2.3.6. Методы охоты на животных пустыни.

Знание биологии животных пустыни, особенностей их поведения. Способы охоты с помощью силков, ловушек. Изготовление орудий охоты. Выбор места для размещения охотничьего снаряда. Опасность инфекционных заболеваний и требование кулинарной обработки пищи.

2.3.7. Дикорастущие съедобные растения (селитрянка, кактус, тюльпан, д и к и й л у к и т. д.)

Внешний вид дикорастущих съедобных растений. Части растений, употребляемые в пищу, и необходимая кулинарная обработка. Ядовитые растения.

2.3.8. Переход по пустыне.

Трудности перехода в пустыне в летнее время (зыбучие пески). Обоснование решения на уход с места приземления.

2.3.8.1.Снаряжение для похода.

Перечень предметов и снаряжения для похода с учетом вероятности различных действий по выживанию (добывание воды, пищи, огня, подача сигналов, защита от нападения, первая помощь, укрывание от непогоды и других неблагоприятных климатических факторов) в походе и выбор необходимых предметов и снаряжения. Требование минимальности веса и габаритов с учетом трудностей передвижения по песку и необходимости экономии сил.

2.3.8.2. Организация перехода по пустыне.

Наиболее неблагоприятное время суток для похода. Режим движения, и отдыха. Опасность переутомления. Обоснование решения на уход с места происшествия: отсутствие связи с поисково-спасательной службой, вероятность выхода к населенному пункту или источнику воды. Информация поисково-спасательной команды об обстоятельствах происшествия, список личного состава, причины, время ухода, предполагаемый маршрут движения. Общие требования по организации группы на переходе. Распределение обязанностей: перенос имущества, сектора наблюдения, сигнализация, бытовые вопросы.

Эффективность сигнального зеркала в пустыне. Дальность сигнала. Использование в качестве зеркала подручных средств: плоскости мачете, банок НАЗ, фольги упаковки, металлизированной пленки и т. п.

Требование к дисциплине взаимоотношений в группе. Выбор маршрута движения у подножия барханов с подветренной стороны. Ритм движения, исключающий физическую перегрузку. Движение в ночные и утренние часы для уменьшения тепловых нагрузок на организм.

Способы ориентирования на местности: роза ветров и геометрия барханов (наветренная и подветренная стороны); Ориентация по солнцу и часам, звездам.

Организация отдыха в дневное время. Выбор места для лагеря. Мероприятия по размещению устройств для возобновления запасов питьевой воды, пищи, строительство навесов, заготовка демаскирующих сигналов, дежурство для своевременного обнаружения спасателей и подачи демаскирующего сигнала.

2.3.8.3. Защита ног от травм и потертостей.

Признаки приближения бури. Правила поведения во время песчаной бури. Абразивное действие песка на кожу, его проницаемость в обувь и пододежное пространство. Меры защиты: бахилы из парашютной ткани, увязывание обшлагов, уход за ногами и обувью.

Признаки приближения пыльной бури: внезапное изменение метеообстановки, появление пыльного облака, временный штиль. Меры защиты. Немедленное прекращение движения, создание простейших укрытий от ветра, фиксация носимого имущества, запасов воды, защита головы, глаз, органов дыхания парашютной тканью.

2.3.9. Наиболее характерные заболевания в пустыне.

 Краткие сведения о причинах теплового поражения организма: накопление тепла в организме. Острое воздействие солнечной радиации — солнечные ожоги кожи. Условия их возникновения. Признаки: покраснение, боль, отечность, пузыри. Солнечная офтальмия. Признаки: жжение, резь в глазах, ослабление и потеря зрения. Само- и взаимопомощь при солнечных ожогах: стерильная повязка на раненую поверхность, покой, пребывание под солнцезащитным тентом. Меры профилактики: исключение попадания прямых солнечных лучей на открытые участки кожи. При солнечной офтальмии—повязка на глаза, покой. Профилактическое ношение очков-светофильтров.

Общее тепловое поражение — солнечный, тепловой удар. Признаки: головная боль, сердцебиение, слабость, тошнота, покраснение кожных покровов, повышение температуры, расстройство сознания, обморочные явления, нарастающие расстройства дыхания и кровообращения.

Обезвоживание. Причины. Признаки: сухость во рту, жажда, слабость, постепенное угнетение сознания, расстройство дыхания, сердечной деятельности.

 Солевое изнурение. Причины. Признаки: спазмы желудку, рвота, слабость, безразличие к окружающим, обморок. Само- и взаимопомощь: прекращение движения,- защита от прямого действия солнца, меры по охлаждению головы, конечностей, туловища; использование более холодного песка из глубоколежащих слоев, охлаждение головы с помощью увлажненной ткани, дробное питье, дача солевого раствора, стимулирующие медикаменты, сердечные средства из аптечки.

Профилактика тепловых поражений: режим движения и отдыха. Защита головы, глаз, открытых частей тела от прямого воздействия солнца, питьевой режим. Умеренность нагрузки. Передвижение в ночное время.

2.3.10. Методы предупреждения нападения ядовитых животных (змей, пауков,

скорпионов). Меры оказания неотложной помощи.

Ядовитые животные пустыни: внешний вид и поведение. Методы предупреждения укуса ядовитых животных: внимательный осмотр поверхности почвы под ногами при движении, ношение обуви, осмотр места отдыха, осмотр снаряжения, вытряхивание одежды после отдыха на земле, осторожность при манипуляциях с камнями, в земле, растительности. Признаки укуса ядовитыми животными: местные—боль, жжение, характерная ранка, отечность, синюшность; общие — головная боль, тошнота, слабость, расстройство сознания, дыхания и кровообращения.

Оказание помощи при укусах змей: отсасывание яда, рассечение места укуса, дезинфекция ранки, покой. .Иммобилизация пораженной конечности. Обильное питье, специфическая сыворотка. Оказание помощи при укусе ядовитых паукообразных: прижигание места укуса, специфическая сыворотка.

2.3.11. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях автономного существования в пустыне, используя аварийный запас и подручные средства.

2.4. Выживание в тайге.

2.4.1. Краткая физико-географическая характеристика зоны тайги.

Климат, рельеф, растительный и животный мир. Среднегодовые и сезонные значения температур. Осадки. Обилие водоисточников, топлива, строительного материала для укрытия, пищевые природные ресурсы, их сезонный ассортимент. Места обитания крупных хищников, опасных для человека.

2.4.2. Основные неблагоприятные климатические и сопутствующие факторы зоны тайги, их воздействие на организм и поведение человека.

Сезонные колебания климатических факторов; максимальные 'положительные и отрицательные температуры, скорость ветра.

Воздействие климатических факторов, характерное для общего и локального переохлаждения организма в зимнее и переходное время года, усугубляющееся неблагоприятным действием повышенной влажности.

2.4.3. Организация временного лагеря.

Выбор места для временного лагеря. Состояние грунта. Близость водоемов. Продуваемость. Подготовка площадки.

Расположение убежища, хранилища пищи, костра, отхожего места. Характеристики подручных строительных, материалов: лапник, жерди, кора деревьев, парашютная ткань и т. д. Расчет оптимальных размеров убежища.

Техника строительства убежища различного типа: навес, шалаши (односкатный и Двухскатный), траншея, чум. Методы утепления убежища (лапником, парашютной тканью и т. д.).

2.4.4. Добывание огня подручными средствами.

Методика добывания огня трением. Выбор материалов для изготовления лука, сверла и опоры. Использование сигнальных ракет и патронов для разведения огня. Особенности разведения костра в дождь, сырую погоду. Поддержание огня. Опасность разведения костра на торфяной почве.

2.4.5. Водообеспечение. Водоисточники тайги.

Методы очистки воды с помощью подручных средств. Виды водоисточников и их краткая характеристика (глубина, скорость течения, характер русла, берега, виды препятствий — пороги, перекаты, водопады, проходимость для лодок и плотов). Опасность инфекционных и глистных заболеваний при употреблении воды из слабопроточных или стоячих водоемов. Способы очистки воды подручными средствами. Фильтрация через песок, золу, кипячение.

2.4.6. Добывание пищи.

Охота. Рыбная ловля. Дикорастущие съедобные растения. Методы приготовления и хранения пищи.

Животный и растительный мир тайги. Повадки животных и птиц. Способы изготовления простейших силков, ловушек из подручных средств. Выбор места для их установки. Правила установки. Фауна местных водоисточников, основные правила лова. Изготовление сетей, бредней, вешек, «пауков», рыбной снасти, крючков из подручного материала. Подбор наживки.

Дикорастущие съедобные растения тайги в зоне базирования. Части растений (ствол, корневище, плоды, листья, соцветия и соплодия), пригодные в. пищу. Правила употребления в пищу неизвестных растений.

Простейшие способы, кулинарной обработки пищи без посуды: варка с помощью разогретых камней, запекание в глине, листьях, на углях, камнях. Заготовка впрок мяса, рыбы (вяление, сушение). Хранение запасов.

 2.4.7. Особенности марша в тайге.

Выбор маршрута. Ориентирование по местным предметам. Режим движения. Преодоление водных преград. Особенности передвижения в зимнее время. Принятие решения на уход с места приземления. Использование ручьев и рек для выхода к человеческому жилью. Организация группы, сбор имущества и снаряжения, запасов пищи. Путеуказатели на маршруте.

Распределение обязанностей и снаряжения в группе. Правила безопасности на переходе. Выбор режима движения и отдыха без избыточной нагрузки компактной группы «след в след», наблюдение за окружающей обстановкой, готовность оружия. На привалах — дежурная готовность к подаче демаскирующего сигнала и наблюдение. Определение направления движения перед привалом. Прокладка маршрута движения на карте. Уход за обмундированием и обувью. Обход препятствий: завалов, осыпей, бурелома, болот. Особые трудности передвижения по заснеженной тайге (рыхлый снег). Изготовление лыж-снегоступов из подручных материалов. Переход по льду замерзших рек, водоемов. Меры предосторожности и способы преодоления участков с непрочным льдом. Действия при проваливании под лед и попадании в полынью.. Оказание помощи провалившемуся под лед.

2.4.8. Плавание по рекам. Основные водные пути в районе полетов.

Изготовление плота из подручных материалов. Расчет грузоподъемности. Выбор строительного материала и его обработка. Методы крепления деталей плота. Выбор места для сборки плота и спуска его на воду. Управление плотом. Хранение имущества. Использование индивидуальных плавсредств в качестве спасательных и страховочных. Правила дежурства на плоту. Методы швартовки к берегу, разведка маршрута. Преодоление водных преград волоком с частичной или полной разборкой плота. Режим движения и отдыха. Выбор места ночевки на берегу. Развертывание стоянки.

2.4.9. Способы сигнализации в тайге.

Выбор участка для подачи сигналов (опушки, проталины, берега водоемов). Подготовка постоянных сигналов дневного и ночного применения. Развешивание парашюта, геометрические знаки, изготовление визуальных знаков из травы, веток и камней. Сигнальные костры.

2.4.10. Наиболее характерные заболевания в тайге. Правила оказания само- и

Взаимопомощи.

Профилактика травматизма и заболеваний. Правила безопасности во время преодоления препятствий, перехода реки вброд и т. д. Личная гигиена и гигиена одежды в условиях перехода в тайге.

2.4.10.1. Отравления, вызванные употреблением в пищу ядовитых растений.

Описание наиболее часто встречающихся в тайге ядовитых растений (волчьи ягоды, ядовитые грибы и т. д.). Признаки отравления и сроки их развития. Первая помощь при отравлениях.

2.4.10.2. Клещи-переносчики энцефалита.

Внешний вид насекомых. Сезонность их нападения, характерные места обитания. Способы нападения клещей. Меры защиты: обвязывание штанин и обшлагов, защита головы и шеи башлыком. Регулярный осмотр одежды и пододежного пространства. Способы удаления присосавшегося клеща (с помощью горящей сигареты, йода, соли и т. д.).

2.4.10.3. Летающие кровососущие (комары, москиты, мошка).

Сезонность нападения. Места обитания (сырые низины, под пологом леса, болота). Меры защиты: разбивка лагеря на открытом продуваемом месте, |разведение дымокурного костра, применение репеллентов. Срок действия репеллентов. Правила обработки кожи. Накомарник. Способ применения.

2.4.11. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях автономного существования в тайге, используя аварийный рацион и подручные средства.

2.5. Выживание в джунглях.

2.5.1. Краткая физико-географическая характеристика джунглей.

Первичный и вторичный тропический лес, их особенности и различия. Растительность и животный мир джунглей. Климат. Сочетание высоких температур и большой влажности воздуха. Суточные колебания температуры. Осадки. Сезон дождей.

2.5.2. Особенности автономного существования в тропическом лесу.

Приземление на парашюте. Способы спуска с высоких деревьев при зависании на парашюте. Ориентирование в джунглях.

2.5.3. Воздействие на организм человека неблагоприятных климатических факторов тропиков (высокой температуры и влажности воздуха).

Водообмен в тропиках. Тепловые перегрузки. Потоотделение.

2.5.4. Водообеспечение в джунглях.

Водоисточники. Особенности водоисточников со слабопроточной и стоячей водой. Растения-водоносы (равенала, бамбук, лианы). Признаки непригодности жидкости из растительных водоисточников (цветность, запах и т. д.). Методы очищения воды подручными средствами. Обеззараживание воды. Кипячение - самый надежный способ обеззараживания.

2.5.5. Водопотребление.

Нормы водопотребления в тропиках. Солевые добавки.

2.5.6. Добывание пищи.

Животные и растительные источники. Методы охоты. Методы рыбной ловли с помощью специальных растений в джунглях Юго-Восточной Азии, содержащих ядовитые для рыб ротеноны и ротеконды (баррингтония, шань-ян и др.).

Распространенные дикорастущие съедобные растения джунглей. Их краткое описание. Признаки съедобности (потрава птицами, употребление растений в пищу обезьянами) и ядовитости (млечный сок на разрезе). Съедобные части растений. Способы кулинарной обработки. Изготовление для охоты на животных ловушек и ловчих снастей из парашютных строп и подручных материалов. Правила маскировки ловчих снарядов.

2.5.7. Организация временного лагеря.

Способы добывания огня с помощью подручных средств. Выбор места, допускающего обнаружение лагеря спасателями (на открытом месте, берегу водоема). Меры предосторожности от нападения ядовитых животных. Строительство убежищ из подручных материалов. Способы разведения костра.

2.5.8. Особенности марша в джунглях.

Трудности пешего перехода по вторичному лесу джунглей (густая растительность, дисковидные корни, болотистая почва). Использование мачете при прокладывании дороги. Выбор маршрута движения по гребням холмов, руслу рек, ручьев, звериным тропам; Опасности при продвижении в зарослях джунглей: ядовитые и колючие растения, змеи и хищники. Необходимые меры предосторожности. Использование водоемов для передвижения на плавсредствах. Выбор материала для строительства плота (основа, связывающие элементы). Расчет грузоподъемности, выбор места строительства, техника связывания бревен стропами или лианами. Изготовление рулевых устройств, установка мачты, паруса. Размещение груза, центровка плота, место для сигнального костра. Правила поведения на плаву: наблюдение по секторам за воздушным пространством, за препятствиями на воде. Опасность нападения хищных животных в воде: крокодилов, рыб, ядовитых змей, особенно при сходе в воду и плавании.

2.5.9. Наиболее характерные заболевания в тропиках.

Признаки. Оказание само- и взаимопомощи. Краткие сведения о патогенезе заболеваний, наиболее характерных в тропиках.

2.5.9.1. Заболевания, вызванные воздействием высокой температуры и влажности воздуха (ожоги, тепловые удары, грибковые заболевания).

 Основные сведения о комбинированном поражении организма в тропиках, вызванном перегреванием в условиях высокой влажности воздуха. Тепловое и солевое изнурение. Признаки заболевания: начальные и выраженные. Оказание само- и взаимопомощи: меры по охлаждению организма, восстановлению водно-солевого баланса. Меры профилактики заболевания.

2.6.9.2. Заболевания, вызванные употреблением в пищу растении, содержащих ядовитые вещества (сапонины, глюкозиды).

Признаки распространенных ядовитых растений. Оказание само- и взаимопомощи: режим поведения, дезинтоксикационные приемы и средства, режим питания и водопотребления, прием фармсредств.

2.5.9.3. Глистные заболевания (стронгилоидозы, шистозоматозы).

Знание путей заражения гельминтами. Основные меры предосторожности для исключения заражения (ношение обуви, запрещение купания в стоячих и слабопроточных водоемах, термическая обработка пищи).

 2.5.9.4. Заболевания, вызванные укусами летающих кровососущих (малярия, желтая лихорадка и т. д.).

Методы защиты от насекомых с помощью репеллентов, дымокурных костров, сеток Павловского. Отличительные признаки насекомых-переносчиков. Краткие сведения о патогенезе заболеваний и дифференциальная диагностика. Первые признаки заболевания. Меры само- и взаимопомощи, прием фармпрепаратов.

2.5.9.5. Ядовитые змеи.

 Предупреждение нападения змей. Виды ядовитых змей. Особенности обитания, причины нападения на человека. Меры по предупреждению нападения змей (расчистка территории для лагеря, осмотрительность и внимательность при работе на земле, в кустарнике, избегание мест, характерных для их обитания). Само- и взаимопомощь при укусе змеи.

2.5.9.6. Ядовитые паукообразные: пауки, скорпионы.

Особенности обитания. Осторожность при работе на земле (при заготовке сушняка, коры с деревьев), при переодевании. Характерные признаки укуса. Первая помощь.

2.5.9.7. Пиявки.

Защита от их нападения. Методы удаления присосавшихся пиявок (с помощью соли, спирта, йода, зажженной сигареты и т. д.). Места обитания в воде и на суше. Само- и взаимоконтроль при осмотре тела. Использование одежды для защиты от пиявок.

2.5.10. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях автономного существования в джунглях, используя аварийный рацион и подручные средства.

2.6. Выживание в океане.

2.6.1. Краткая физико-географическая характеристика основных климатических

зон Мирового океана.

Характеристика северной, умеренной (средней) и тропической с экваториальной зон (температура воды и воздуха, течения, осадки, ветровой режим, балльность). Погода в различные времена года.

2.6.2. Наиболее неблагоприятные факторы природной среды, воздействующие на человека в условиях автономного плавания.

2.6.2.1. Человек в воде.

Теплопроводность воды. Распределение зон с максимальной и минимальной температурой в Мировом океане. Теплопродукция и теплопотеря организма человека, находящегося в воде. Безопасные сроки пребывания человека в воде с различной температурой. Правила поведения человека в воде (положение головы, плавательные движения).

Условия, определяющие двигательную активность человека в воде с низкой температурой. Роль защитного снаряжения для увеличения безопасных сроков пребывания в воде.

2.6.2.2. Меры оказания помощи при охлаждении в воде. Приемы общего и местного согревания.

2.6.3. Спасательные плавсредства.

Высотные морские спасательные костюмы, морские спасательные костюмы, спасательные лодки и плоты.

2.6.3.1. Морской спасательный комплект (МСК-ЗМ), высотный морской спасательный комплект (ВМСК-4).

Краткая техническая характеристика. Теплозащитные свойства. Предельно допустимые сроки пребывания в костюмах на плаву в высоких и низких широтах. Правила поведения на плаву летчика, одетого в ЩЛСК-4 и МСК-ЗМ.

2.6.3.2.. Одноместные лодки и плоты (МЛАС-1 ОБ, ПСН-1).

Краткая техническая характеристика. Правила эксплуатации.

2.6.3.3. Многоместные спасательные плоты и лодки (ПСН-6А, ПСН-25/30, ПСН-20А, СП-12, ЛАС-5М).

Краткая техническая характеристика. Правила эксплуатации.

2.6.4. Действия летного состава при покидании самолета (вертолета) над

водной поверхностью с парашютом.

Действия при приближении к поверхности воды, контроль за штатным срабатыванием спасательного снаряжения (радиомаяк, индивидуальное плавсредство, НАЗ). Приемы определения балльности акватории, ветрового сноса. Правила освобождения от подвесной системы при приводнении.

Правила наполнения индивидуальных плавсредств при спуске на парашюте в случае отказа автоматики.

Особенности действия при запутывании в стропах после приводнения на парашюте.

Действия при глиссировании за парашютом: обеспечение герметичности спецснаряжения, поза при глиссировании, сносы, разъединения замков подвесной системы, применение ножа.

Правила влезания в спасательную лодку и плот. Предупреждение повреждений ткани плавсредств металлическими деталями снаряжения и обмундирования при влезании и втаскивании в плавсредство парашюта, НАЗ, радиомаяка.

Методы восстановления положения перевернувшейся лодки, плота:

2.6.5. Действия экипажа воздушного судна при вынужденной посадке на воду

2,6.5.1. Подготовка спасательных плавсредств к эвакуации. Время пребывания на плаву воздушных судов различного типа. Развертывание коллективных плавсредств, правила и порядок покидания воздушного судна и перехода на спасательные плавсредства. Отход oт воздушного судна. Проверка наличия личного состава, организация поиска пропавших членов экипажа и пассажиров. Методы подъема на борт лиц, находящихся в воде. Выявление раненых и больных и оказание медицинской помощи. Оптимальное размещение аварийного имущества и людей на плотах и лодках.

2.6.5.2. Действия экипажа во время автономного плавания.

Распределение обязанностей между членами экипажа (шлюпки, плота, лодки). Организация дежурства. Задачи и обязанности дежурного: наблюдение за окружающей обстановкой, изменением погоды, появлением самолетов, судов, акул; птиц и др. Учет запасов воды и пищи. Установление суточных норм, водопотребления и пищевого рациона.

2.6.5.3. Радиосвязь и сигнализация.

Правила развертывания радиосвязи в условиях автономного плавания. Меры защиты станции от воды. Причины отказа работы радиостанции в условиях плавания. Дальность работы радиостанции индивидуального и коллективного пользования на акватории.

Правила пользования пиротехническими сигнальными средствами на плаву. Меры, предупреждающие повреждения ткани плавсредства при работе сигнальным патроном. Дальность видимости пиротехнических сигнальных средств на плаву. Использование сигнального зеркала. Дальность видимости. Правила использования красящего сигнального пакета. Время сохранения контрастного пятна.

2.6.5.4. Эксплуатация надувных спасательных плотов и лодок.

Действия по уходу за плавсредством. Меры, предупреждения повреждений оболочки (сбор и хранение режущих и колющих предметов и т. д.). Слуховой контроль за целостностью камеры. Способы ремонта повреждений. Ремонтная аптечка. Изменение поддува камер в жаркую и холодную погоду. Меры по сохранению устойчивости плота (лодки). Плавучий якорь.

2.6.5.5. Ориентирование в океане по небесным светилам.

Признаки близости земли (изменение цвета воды, появление водорослей, направление полета птиц в утреннее и вечернее время).

2.6.5.6. Меры профилактики и защиты от перегрева и обезвоживания в тропических широтах и от холода в северных широтах.

Защита от перегрева и обезвоживания в тропиках на плаву: использование солнцезащитного тента и его изготовление из парашюта, экономия воды в организме при смачивании нательного белья забортной водой, снижение теплозащитных свойств одежды путем уменьшения ее слоев. Режим питья (время приема, суточное количество, дробность). Использование для уменьшения радиационного тепла металлизированной пленки. Ограничение физической деятельности,

Защита от холода. Герметизация ветрозащитного полога плавсредства. Использование металлизированной пленки для снижения радиационных теплопотерь. Утепление парашютной тканью. Утепление днища плота для снижения прямых теплопотерь.

2.6.5.7. Охота и рыбная ловля в океане.

Методы охоты на морских животных, рыбная ловля с помощью рыбснасти НАЗ и подручных средств. Сбор планктона. Съедобные водоросли и их отличительные признаки. Морские животные и птицы как источник пищи и питьевой воды. Использование личного оружия, рыболовных снастей. Изготовление из парашютной ткани планктонной сетки.

2.6.5.8. Ядовитые животные океана (рыбы, медузы, морские змеи). Хищные рыбы. Отличительные признаки. Биология хищных животных, места преимущественного обитания, активность нападения на человека, агрессивность. Способы отпугивания. Факторы, привлекающие хищных рыб: свешивание конечностей за борт плавсредства, загрязнение прилегающих вод пищевыми отходами. Токсичность ядовитых рыб. Ядовитые змеи и ядовитые моллюски. Ядовитые медузы. Отличительные признаки. Механизм стрекательного действия и стрекательный аппарат.

2.6.5.9. Морская вода. Соленость воды Мирового океана и различных морей. Причины токсического действия соленой воды на организм человека. Краткие сведения о водном и минеральном обменах в организме человека применительно к разъяснению токсического действия морской воды при приеме внутрь (повреждение фильтрующего аппарата почек) и обоснование недопустимости употребления морской воды для утоления жажды.

2.6.5.10. Методы опреснения морской воды (химические опреснители, дистилляторы).

 Принцип действия химического опреснителя. Устройство и правила пользования пакетом.

Дистиллятор. Принцип действия, устройство, производительность, правила пользования. Факторы, влияющие на производительность дистиллятора: соленость воды, температура окружающей среды, солнечная радиация.

Сбор дождевой воды. Специальное устройство спасательного плота. Конструкция устройства, правила использования, производительность. Рыбий сок — заменитель воды. Состав. Способы получения.

2.6.5.11. Заболевания в условиях автономного плавания.

 Наиболее характерные заболевания в условиях автономного плавания (ознобление, переохлаждение, солнечные ожоги, укачивание; поражения, вызываемые ядовитыми рыбами, кишечно-полостными, моллюсками и т. д., пищевые отравления). Признаки. Само- и взаимопомощь, профилактика.

Способы само- и взаимопомощи при перегреве и солнечных ожогах. Питьевой режим, двигательная активность.

Меры по оказанию помощи при утоплении. Способ восстановления проходимости дыхательных путей. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Меры поддержания жизнедеятельности: покой, тепло, медикаментозные средства.

Укачивание. Причины и предрасполагающие факторы. Признаки и проявления. Оказание помощи при укачивании: вынужденное положение, фиксация взора, режим дыхания, прием фармпрепаратов.

Поражение ядовитыми животными океана. Меры после нападения ядовитого животного: нейтрализация и удаление яда, облегчение боли, противошоковые меры, предотвращение вторичной инфекции. Способы удаления яда, обработка места поражения. Опасность употребления в пищу мяса ядовитых рыб и способы кулинарной обработки для разрушения токсина (вымачивание, термическая обработка).

Признаки пищевых отравлений. Первая помощь: промывание желудка, сердечные средства, общее согревание организма. Меры профилактики: осторожность, кулинарная обработка пищи.

Солнечная офтальмия. Причины, признаки, оказание помощи (покой, темная повязка на глаза). Очки-светофильтры.

2.6.6. Высадка на морское побережье.

Правила поведения при высадке вплавь, на спасательной лодке, плоту. Преодоление участков зарослей.

Опасность прибрежных препятствий: рифов, камней, полосы прибоя. Сложность высадки на берег в непогоду, туман, ночное время. Благоприятный момент для высадки— между двумя очередными волнами. Преимущества высадки на пологий берег при волнении моря. Правила высадки на скалистый или рифовый участок берега. Учет приливно-отливного уровня и надежная швартовка и хранение на берегу плавсредства. Высадка в надувной лодке: действия с плавучим якорем для исключения переворачиваний лодки в полосе прибоя.

Выбор места, свободного от зарослей, для швартовки К берегу как способ действий при высадке на побережье, заросшее мангровым лесом. Способ преодоления прибрежных зарослей, водорослей.

2.6.7. Особенности выживания на островных побережьях и в тропиках.

Сбор плавника как источника топлива и строительного материала для плавсредства. Знание местной ядовитой фауны и флоры. Меры предосторожности от нападения хищных рыб и ядовитых животных на мелководье. Обоснование решения на переход к соседнему острову в поисках человеческого жилья.

2.6.8. Подъем на борт вертолета.

Подъем в режиме висения летчика, одетого в различное снаряжение (обмундирование, морской спасательный комплект, жилет, спасательный пояс), с воды и различных видов надувных плавсредств (плоты, лодки и т. п.).

Действия летчика на плаву при использовании подъемного устройства вертолета. Конструкция подъемного устройства и способ применения. Способ соединения снаряжения летчика с устройством и меры безопасности. Опасность преждевременного контакта с устройством. Взаимодействие с оператором подъемного устройства. Доклад о готовности к самостоятельным действиям. Меры предосторожности от переворачивания спасательных плавсредств воздушной струей вертолета. Страховка с плавсредства при подъеме группы. Очередность эвакуации. Парирование авторотации при подъеме. Меры безопасности при подходе к обрезу люка вертолета.

2.6.9. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится на плоту или спасательной лодке, используя аварийный запас и подручные средства, а затем поднимается с воды на вертолет, находящийся в режиме висения.

2.7. Выживание в горах.

2.7.1. Краткая физико - географическая характеристика зоны гор.

Сложность и хаотичность рельефа. Разряженность атмосферы на высотах более 2000 м. Сильные ветры. Резкие колебания температуры воздуха. Избыточная ультрафиолетовая радиация и облачность. Ограниченность и труднодоступность природных источников питания, водопотребления и обогрева. Опасность снежных лавин, камнепадов, селевых потоков, трещин.

2.7.2. Действия летчика (экипажа) после вынужденной посадки (приземления) в горах.

2.7.2.1. Выбор места для разбивки лагеря с учетом безопасности, размещения убежища и удобства работы со спасателями.

Строительство шалаша, навеса, палатки с применением парашюта, плавсредств и подручных материалов. Ветроустойчивость сооружения и необходимые теплоизолирующие свойства. Дополнительное утепление парашютной тканью. Заготовка топлива, разведение огня, согревание воды. Опасность утоления жажды льдом и снегом (переохлаждение организма, травмирование слизистой оболочки рта). Растительный и животный мир. Виды съедобных растений. Вероятность пополнения запасов пищи. Режим водопотребления при отсутствии естественных водоисточников. Общие вопросы организации лагеря и необходимые действия на месте приземления.

2.7.2.2. Радиосвязь в горах.

Особенности радиосвязи в УКВ-диапазоне в горах и выбор условий для выхода в эфир. Утепление источников питания в условиях низких температур.

2.7.2.3. Особенности применения сигнальных средств в горах.

Экранирующие свойства ландшафта, снижение эффективности дымового сигнала на сильном ветру. Сигнальные костры.

2.7.2.4. Организация перехода в горах.

 Принятие решения на переход. Выбор снаряжения, подготовка обмундирования обуви. Заготовка необходимых средств страховки. Правила движения по маршруту с учетом рельефа местности. Страховка. Опасные участки маршрута. Защита глаз от ультрафиолетовой радиации в горах.

2.7.2.4.1. Лавина.

Действий в случае попадания в снежную лавину: удерживаться на поверхности потока, стараться сместиться к его краю, защита органов дыхания от попадания снега. Необходимые действия при преодолении толщи снега (пространственная ориентация и выбор направления движения для выхода на поверхность). Оказание помощи засыпанному лавиной: ориентировочный расчет местонахождения потерпевшего под снегом, учет расположения более легких предметов личного снаряжения на поверхности снега. Осторожность при расчистке завала и первоочередность высвобождения грудной клетки и органов дыхания потерпевшего. Способы эвакуации пострадавших в горах.

2.7.2.4.2. Техника и правила безопасности перехода трещин и расщелин. Меры страховки.

2.7.2.4.3. Преодоления заболоченных участков.

 Меры безопасности при движении вдоль реки с учетом вероятности попадания в трясину. Способы высвобождения из трясины. Использование лыж-снегоступов для преодоления заболоченных участков.

2.7.2.4.4. Ухудшение погоды.

Действия при внезапном ухудшении метеообстановки: немедленное прекращение движения, выбор места, защищенного от ветра, а также возможного камнепада, схода снежной лавины и т. п. Страховка имущества и снаряжения. Меры безопасности от переохлаждения.

2.7.2.4.5. Меры безопасности при преодолении вброд горных рек.

Меры страховки, движение поперек потока с упреждением на снос. Опасность движения вброд при поясном уровне воды. Согревание у огня, сушка обмундирования.

2.7.2.5. Травматизм и заболеваемость в горах, способы предупреждения и лечения. Высокая вероятность ушибов, переломов, отморожений. Первая Помощь. Солнечные ожоги, снежная слепота и меры защиты от них. Горная болезнь и сопутствующее влияние переохлаждения, переутомления, нервного напряжения, голодания. Высотный рубеж горной болезни. Первые признаки заболевания. Первая помощь: отдых, горячая пища, питье, медикаменты из аптечки НАЗ.

2.7.3. Зачетное занятие.

Во время зачетного занятия каждый слушатель в течение суток находится в условиях автономного существования в горах, используя аварийный рацион и подручные средства.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru