Экспедиционная медицина и выживание



Рекомендации по выживанию для желающих в одиночку отправиться в плавание по Нижней Тунгуске

Рекомендации по выживанию для желающих в одиночку отправиться в плавание по Нижней Тунгуске

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


В летний сезон 1997 года мной было осуществлено плавание в одиночку по р. Нижняя Тунгуска на легкой двухместной каркасно-надувной байдарке. В течение 62 дней было пройдено 2625 км от Подволошино до Туруханска.

Сразу хочу оговориться, что на такой реке особо нет необходимости выживать. Там нужно жить. И степень комфорта жизни будет зависеть от вашего желания, привычек, а также поставленной задачи. Последнее может оказаться решающим.

Итак, для начала, как же попасть к месту старта? В любом случае нужно оказаться в Киренске, небольшом городке на слиянии рек Киренги и Лены. Этого можно добиться двумя способами. Либо на самолете из Иркутска, либо рейсовыми судами на подводных крыльях из Усть-Кута, как было в моем случае. Обычно они выходят от пристани Осетрово в первой половине дня и доходят до Киренска за 5-8 часов в зависимости от класса судна. В Киренске причал находится на правом берегу Лены. Вам же нужно попасть на левый. Для этого не существует каких-либо особых препятствий. Постоянно курсирует паром.

На Тунгуску можно попасть двумя путями. В любом случае нужно либо нанимать машину, либо надеяться на попутку. Ни о каких регулярных рейсах транспорта речи быть не может. Мне повезло, попутку я нашел уже на правом берегу, рядом с пристанью. В принципе из Киренска есть дорога сразу на Тунгуску, всего около 30 км до пункта, означенного на карте Нижнекарелина /нежил./. Я же ехал на вахтовке до Подволошино. Дорога очень плохая и занимает 2-3 часа. Вначале она идет вдоль Лены до Чечуйска, а затем поворачивает в долину Тунгуски через небольшой водораздел. Итак, вы на Нижней Тунгуске. Что вас может ждать дальше? Опять же все зависит от выбранного варианта.

Нужно сразу признать, что в спортивном плане река может представлять интерес только своим расстоянием и относительной малонаселенностью. Каких либо серьезных технических препятствий не существует. Ну разве что Большой Порог, который находится в 130 км выше устья. Да и то для человека, имеющего даже совсем небольшой опыт прохождения подобных препятствий, это не составит труда. В конце концов, можно пройти ближе к берегу (лучше к правому), где нет таких высоких валов или же просто обнести все по суше. Это не сложно, река здесь не имеет прижимов. Есть еще порог Ждановский, находящийся в 370 км ниже Подволошино и несколько близких к нему перекатов и шивер. Особой сложности они не представляют. Порог проходится по центральному сливу. Ну а что касается порога Жаку, находящегося в 1250 км ниже Подволошино, то его можно проходить только при большом желании, потому что слева есть совершенно спокойная протока.

Однако, конечно, есть определенные трудности при сплаве по рекам подобного типа. Одна из них - частые ветры. Причем, в основном ветер бывает встречным. Особенно это касается второй части Тунгуски, где она поворачивает к западу. Учитывая приличную ширину реки, можно получить весьма ощутимый шторм. В этом случае нежелательно находиться на борту судна, имеющего плохую устойчивость. Я в своей байдарке ходил в любой ветер, но приходилось все время держаться поперек волн. Нужно также учитывать отсутствие какого-либо серьезного течения, по крайней мере, в верхних двух третях реки.

Всеми этими условиями может определяться выбор средств сплава. Собственно говоря, каких либо ограничений сама по себе река не несет. Все зависит от поставленных вами целей, количества времени и ожидаемой степени комфорта.

Быстрее всего, конечно, пройти реку на моторной лодке или катамаране с подвесным мотором. Мной были встречены два искателя совсем не приключений, а работы, которые отправились из Подволошино в Туру на моторной лодке. Но уйти им далеко не удалось, т.к. мотор сломался, и далее было решено идти самосплавом. В пути они очень основательно обосновались в своей лодке, практически не сходя на берег. Спали в ней, готовили пищу, используя для движения, в основном, ночной штиль. Чем не способ передвижения? Нужно только предусмотреть защиту от непогоды и гнуса. Это же относится и к сплаву на катамаране. Последний также более податлив к толканию с помощью весел. Кстати, у меня неоднократно возникала мысль по поводу парусного катамарана. Наверное, не всегда можно будет идти с помощью паруса, но иногда это было бы очень резво. А, учитывая ширину реки, можно вполне использовать движение галсами, во всяком случае, во второй ее части.

Что касается деревянного плота, то на нем, конечно, можно очень комфортно обосноваться, но есть риск основательно сесть на мель в низкую воду. Я это делал даже на байдарке.

Ну и, конечно, самым спортивным способом прохождения реки может быть плавание на судах типа байдарки. В этом случае сутки разбиваются на рабочие часы махания веслами и ночлег на берегу.

Что касается последнего, то само понятие «ночлег» здесь относительно. В это время ночи практически нет и, когда устроить отдых на берегу, будет зависеть от вашего желания. Тем более, что по ночам как раз меньше ветра.

По поводу выбора удобного места для стоянок можно сказать, что иногда это бывает непросто. Этот процесс иногда затягивается на 1-2 часа: что-нибудь да не устраивало. Особенно это сложно делать в нижней части реки. Там высокие берега, выложенные крупными валунами.

Впрочем, для желающих Нижняя Тунгуска, можно сказать, изобилует зимовьями по берегам. По крайней мере, в первой половине реки их достаточно. Во второй части с этим некоторые проблемы. Практически все избы открыты, и в них в это время редки обитатели, но не все они пригодны для жилья. Основным неудобством ночлега в избах является то, что все равно нужно придумывать какой-либо полог для защиты от насекомых.

Кстати говоря, Нижняя Тунгуска славится своим гнусом. Это вполне серьезный отрицательный фактор в таком путешествии. Можно посоветовать запастись накомарниками, химическими средствами защиты и терпением.

По поводу пропитания на маршруте можно сказать следующее. В принципе, все самое необходимое есть в деревенских магазинах. Крупы, тушенка, сгущенка, соль, сахар, мука - это есть практически везде. С хлебом в некоторых деревнях проблема, нет своих пекарен. Но цены на все гораздо выше, чем в центральных городах. Поэтому имеет смысл что-то привезти с собой. К тому же, особого разнообразия здесь не найдете. Серьезным подспорьем может служить также подножный корм. Дичи мне как-то не удавалось особо видеть. Хотя, при желании, свежую утятину, всегда есть возможность отведать. Кроме того, в реке плавает рыба. Я пользовался только спиннингом. В интервале от Ербогачена до Юкты всегда будете со свежей щукой или окунями. В других местах хуже. Сетью ловить не пробовал, но наверняка это серьезно дополнит рыбный рацион. Местное население делает упор на отлов карасей в старицах. Их здесь почти изобилие.

При контактах с местным населением у меня не было никаких проблем. Наоборот, все пытались оказать какую-нибудь помощь. Хотя иногда слышал некоторые предостережения по поводу того, что не стоит оставлять имущество без присмотра. В последние годы участились случаи воровства.

Населенные пункты по реке расположены достаточно редко. Иногда интервалы между ними составляют 200-300 км. Многие из них имеют авиасообщение с помощью Ан-2 с Ербогаченом или Киренском, а также Турой, если находятся на Эвенкийской территории. Связаться со всем миром по телефону можно из Туры или Ербогачена. Кстати, в Туре с домашних телефонов связь автоматическая. Кроме того, в этом поселке есть практически все, как в любом областном центре. В том числе пункт обмена валюты. А магазинов здесь даже перебор. Из Туры несколько раз в неделю летает самолет в Красноярск, из Ербогачена - в Иркутск.

Последний населенный пункт на Нижней Тунгуске - Туруханск - находится уже в месте слияния с Енисеем. Это уже почти город. Отсюда можно выбраться в Красноярск на самолете или пароходом, который идет четверо суток.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru