Экспедиционная медицина и выживание



О некоторых аспектах обеспечения безопасности групп школьников в условиях полевых работ

О некоторых аспектах обеспечения безопасности групп школьников в условиях полевых работ

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.

Введение

Общепризнано, что люди в условиях полевых работ подвергаются повышенному риску для здоровья, а иногда и жизни. Еще в большей степени это относится к группам школьников. Отсутствие достаточного опыта и большая подвижность требуют лучшей организации такого рода мероприятий.

Большая часть информации взята из практики школьных геологических кружков при МГРИ и геологического ф-та МГУ. Литература, посвященная этому вопросу, выходила в прошлые годы, хотя полностью эту тему не охватывала.

Характеристика основных факторов риска

Оговорюсь с самого начала: есть специфические опасности, весьма редко встречающиеся в практике (например: радиоактивные руды, химические вещества в почвах и воде и др.). Но борьба с этими опасностями выходит за рамки общей полевой работы, поэтому здесь рассматриваться не будут.

Главным фактором риска в условиях полевых работ, бесспорно, являются травмы. Вероятно, редок поход, где не травмируется, хотя бы легко, хотя бы один человек. Различные ссадины, легкие ожоги и ушибы почти неизбежны. Поэтому вопрос, видимо, состоит в том, чтобы избежать тяжелых ранений.

Рассмотрим некоторые факторы риска:

а) Ненадежное снаряжение. Главным образом это касается топоров и ножей. Топоры с деревянным топорищем требуют постоянного внимания к качеству насадки. Складные ножи, если они не оборудованы стопором, при резке жестких материалов (а таковым может стать даже батон хлеба после ночи зимой) очень легко закрываются, что приводит к глубоким порезам.

б) Погодные проблемы. Знаменитая поговорка англичан «Нет плохой погоды, есть плохая одежда», для рассматриваемых условий (т.е. школьных походов) не совсем точна. Большая часть одежды и обуви подбирается по принципу «лишь бы дешево», и, естественно, не всегда отвечает требованиям маршрутной работы.

в) Общие заболевания. Недолеченные заболевания никогда не способствовали успеху маршрута, однако оценить состояние здоровья участника «на глаз» на старте не всегда возможно, не говоря уже о хронических заболеваниях или «возвращении» перенесенного заболевания. Формальный подход, т.е. «после этого заболевания нельзя ходить такое-то время», рекомендуемый в литературе по детскому туризму, судя по всему, служит лишь для снятия ответственности с руководителя. Антропометрический способ определения готовности участника к походу в литературе не обнаружен. Кроме того, заболевания могут быть следствием похода, и с ними приходится считаться.

г) Отсутствие защитного оборудования. Особенно важны в этом отношении каски и защитные очки. Применение каски дополнительно комментировать нет нужды, а вот про очки часто забывают. На различных горных выработках при работе с камнем повреждение или засорение глаз весьма вероятно. А если учесть обилие пыли вокруг, промывка становится большой проблемой. К счастью, мне не известны случаи выбитых глаз веткой, когда переход проходит по лесу в сумеречное время, но, может быть, стоит об этом подумать, не дожидаясь неприятностей.

д.)  Разделение группы. Иногда возникает потребность проведения разведочного выхода или параллельной работы по нескольким радиальным маршрутам. В этом случае есть вероятность, что необходимого оборудования не окажется в конкретной маршрутной бригаде.

е) «Недоразумения», т.е. эксцессы, возникшие из-за неверного взаимопонимания участников.

ж) Растерянность. Обычно как следствие непредвиденных обстоятельств и отсутствие опыта поведения в них.

з) Тактические просчеты. Сами по себе такие просчеты обычно приводят лишь к некоторым неудобствам, но, в сочетании с предыдущими факторами, становятся реально опасными.

Конечно, этим списком охвачены далеко не все возможные проблемы, но они являлись причинами большинства известных аварий с группами школьников.

Планирование экспедиции и безопасность

Планирование поездок может несколько уменьшить риск экстремальных ситуаций. Для этого необходима максимальная подробность разработки маршрута, с учетом возможных осложнений, подбор снаряжения, подготовка группы. Крайне желательно, чтобы все участники имели при себе хотя бы минимальный запас снаряжения, обеспечивающий возможность выживания и имели опыт его применения. Для последнего необходимо регулярное изучение, как теоретическое, так и практическое, возможных факторов риска и способов его снижения.

Аварийный запас (НАЗ)

Отношение в маршрутных группах к «заначкам» всегда было несколько натянутое, однако обосновано ли оно? Основной набор еды и снаряжения призван работать в штатных условиях, а как быть, если ситуация не совсем поддается прогнозу? Видимо, создание некоторого личного запаса следует считать желательным.

Большая часть больших поездок приходится на время весенних и осенних школьных каникул. Это, пожалуй, время с самой неустойчивой погодой. Это означает, что ухудшение (похолодание, дождь, снег) может начаться в любой момент. Известны, по крайней мере, 3 случая, когда группа не могла вернуться из радиального маршрута по погодным причинам и была вынуждена ночевать почти без снаряжения, ожидая улучшения погоды.

В радиальные маршруты более 3-4 км протяженности или при разведке дороги НАЗ следует брать с собой не менее 1 комплекта (а лучше - у каждого участника). Удобно для этого использовать маршрутные (в западной литературе «рейдовые») рюкзаки, являющиеся пристяжным карманом главного большого рюкзака. Он комплектуется НАЗом, полиэтиленовой накидкой и одеждой.

а) Полиэтиленовая пленка. Каждый участник должен иметь кусок не менее 1,5 х 2 м. Функции пленки весьма разнообразны: плащ, тент, скатерть и т.д. Желательно смонтировать по периметру куска люверсы от занавесок для ванных. Еще удобнее вместо полиэтилена использовать ламинированную пленку, отражающую тепло.

б) Персональная аптечка. Наряду с аптечкой групповой весьма желательно наличие персональных аптечек у каждого участника. Это особенно важно при радиальных маршрутах и других случаях разделения группы, когда основная аптечка может оказаться недоступна. К тому же лишний перевязочный материал весит немного, а необходимость в нем может возникнуть в любой момент. В аптечку должны входить: марлевый бинт и пластырь, йод и марганцовка, стрептоцид и  анальгин, валидол и нашатырный спирт. Йод и нашатырь удобно иметь в виде ампул по 1 мл, в защитном футляре, который можно изготовить из пенала аптечки для гражданской обороны. Кроме перечисленных, в состав аптечки должны быть включены медикаменты на случай обострения хронических и недавно перенесенных заболеваний.

в) Одежда. В НАЗ полезно включить запасной свитер или куртку, шерстяные носки и шапку.

Что касается литературы, то имеется описание (правда, довольно общее) «накидки универсальной», применяемой в американской армии. Это комбинированное изделие сочетает свойства гамака, спальника и плаща-пончо. Мысль о создании такого аварийного снаряжения не нова. Классический пример такого универсализма - бурка кавказских народов. Если изготовить ее из современных материалов, по прикидкам, вполне может годиться для использования. Такой гибрид может применяться вместе, а в теплое время года - вместо спального мешка. Кроме того, при площади 2 м х 1,5 м может служить и маскировочным, и сигнальным средством: для этого внешняя сторона должна быть покрыта капроном с «покровительственной» окраской и яркой красно-оранжевой подкладкой.

г) Огонь. Не стоит доказывать, насколько важен костер в условиях полевых работ. Однако не всегда удается его развести по различным причинам. Попробуем разобрать, какое снаряжение может облегчить эту задачу.

Главная проблема при разведении костра - сырость. Существует огромное количество описаний спичек «герма». Выбор конкретного совета остается за исполнителем. Главное, чтобы в нужный момент эти спички оказались сухими. Наиболее удачным представляется использование полиэтиленовых баночек из-под химреактивов емкостью 50 мл, с широким горлом.

Другой важный вопрос обеспечения теплом - собственно топливо. В промокшем лесу и это бывает проблемой. В этом случае растопкой и источником тепла удобно использовать бересту или «сухое горючее», о которых можно позаботиться заблаговременно.

Внимание! Сухое горючее при сгорании выделяет пары, которые при недостаточной вентиляции могут привести к отравлению. Но в целом это весьма ценное дополнение для НАЗов. Если принять за правду  описание  снаряжения в частях спецназа, сухое горючее может быть даже альтернативным топливом.

д.)  Средства сигнализации и связи (ССС). Применение ССС может быть необходимо в условиях разделения группы, травм либо других сложных ситуациях. Наличие ССС обязательно в любом НАЗе. Обычно они включают: свисток, гелиограф, ракеты, яркую ткань или краску.

Свисток по дальности действия сравним с голосом, но позволяет не напрягать горло на холоде или при больном горле. Слышимость его зависит от рельефа местности, погоды и, особенно, ветра. Следовало бы включить его в состав аптечки, как средство «дальней» связи (т.е. 20-100 м) при болезни горла.

Гелиограф. Его функции успешно выполнит любое зеркало. Однако для его применения необходимы условия прямой видимости, а в лесу такая сигнализация просто неприменима.

Ракеты. Средство достаточно эффективное, хотя довольно дорогое. Сейчас выпускается несколько систем ракет: вытяжные, патроны к ракетницам, мортирки с пусковым устройством. Они наиболее удобны в применении. При небольшом весе и объеме ракета поднимается выше средней высоты леса, что достаточно в большинстве случаев для подачи сигнала. Высота полета вытяжных ракет заметно выше, что иногда может стать не удобством, а проблемой. Так, например, при низком тумане в горах ракета может стать невидимой, поднявшись выше тумана. Ракеты под ракетницу по характеристикам находятся примерно между классами, означенными выше. Главное их неудобство - большая масса самой ракетницы.

В 80-х годах альпинисты стали использовать облегченный вариант ракетницы под патрон калибром 27 мм. Если в заглушке у бойка нарезать резьбу М9, то она сможет стрелять и мортирками, оснащенными центральным капсюлем, (см. прил. 1)

Эффективность ССС, доступных большинству групп, сильно зависит от рельефа и погодных условий, поэтому в последнее время получили развитие легкие KB и УКВ радиостанции. Уже сейчас описаны рации с радиусом действия до 4 км. В большинстве случаев для связи между частями группы этого вполне достаточно. Станции с большим радиусом действия пока еще слишком тяжелы для их использования в пеших маршрутах. Однако за развитием радиосредств, видимо, большое будущее.

е) Инструмент. В состав НАЗов необходимо включать инструмент для заготовки дров. В последнее время в продаже появились модели инструмента, разрабатывавшегося специально для этих целей.

- Тросиковые пилы типа «Экспресс», «Куница». Главная их особенность - компактность и малый вес. Носиться они могут в кармане одежды. Однако зуб таких пилок не превышает 1 мм, поэтому производительность невысокая, а в случаях, когда пилка используется без лучка, от постоянных перегибов быстро ломается.

-  Нож-мачете «Тайга-2» представляет собой комбинацию топора, пилы, лопатки и др. Но, как большинство универсальных приспособлений, проигрывает по удобству и топору, и ножовке при довольно существенном весе. Пожалуй, наиболее подходящим применением для него является строительство иглу, что в практике школьных походов случается крайне редко.

После такого комментария к новому снаряжению встает вопрос: что же тогда использовать в качестве инструмента? Судя по опыту, оптимальным остается большой нож. При толщине клинка около 4 мм и габаритах 250 х 30 мм его масса составляет около 300 г, что для большинства случаев достаточно. Еще лучше, если обух клинка будет иметь пилку с зубом около 1,5 мм. Для ножа необходимо наличие темляка под руку и ножен, обеспечивающих надежное и безопасное ношение.

ж) Средства ориентировки. Компас - необходимое устройство в экстремальных ситуациях. К нему стоит добавить и карту района, но их не всегда можно достать. Поэтому стоит перед стартом ознакомиться с картой района, и, по возможности, сделать зарисовки с нее.

з) Свет. Строго говоря, фонарь не является обязательным элементом НАЗа, однако любая деятельность в условиях ночи сильно затрудняется без дополнительного освещения. Особенно это относится к заготовке дров, когда отсутствие света может привести к травме. В большинстве групп получили распространение фонари на двух или трех элементах 373. Однако у последних требуется надежная фиксация батареек в корпусе. Последнее время появились различные модели налобных фонарей. При всех удобствах, они требуют доработки. Она сводится к следующему:

-    нужна возможность укрыть батарейки от холода под одеждой;

-    нужны фокусировка отражателя, надежный выключатель, держатели запасных ламп.

и) «Писало». Бумага и карандаш необходимы в случае, если нужно оставить записку или отмаркировать пройденный путь.

к) Еда. По отношению к этому пункту существует два мнения: всегда можно добыть или лучше взять с собой. Последнее, понятно, проще. Кружка крупы, 2-4 бульонных кубика, несколько сухарей - и день-два можно быть спокойным.

Хуже, если экстремальная ситуация затянется. Вот тогда окажутся необходимыми средства добычи еды. В НАЗы обычно входят рыболовные принадлежности: крючки, леска, пробка для поплавка. Были сообщения о небольших сетях, используемых в частях войск спецназа, но видеть их не приходилось.

Но и в случаях, когда еды нет совсем, помните, что недели две у вас осталось, чтобы ее добыть или выйти к людям. Это значит - километров 150 марша. Такой эксперимент проводился в 80-х годах под названием «Экстремум». Он доказал, что такая нагрузка на организм вполне допустима, но выходить из этой голодовки надо очень осторожно. Описание этого эксперимента можно отыскать в журналах «Турист» за те годы.

л) Вода. Человеку необходимо для жизни, по различным расчетам, 2-4 л воды в день. Таскать на себе такое количество есть смысл разве только в безводном месте. В остальных случаях достаточно 0,5 - 1 л фляги, поскольку обычно водные запасы можно пополнить. Для обеззараживания применяются различные препараты (например, несколько кристаллов марганцовки из аптечки), но лучше для этого прокипятить воду в течение 10 минут.

м) Посуда. В состав НАЗа надо включить емкость для варки пищи. Это может быть котелок или металлическая кружка с возможностью закрепления над огнем. Довольно удачно можно использовать обычные банки из-под растворимого кофе.

н.) Браслеты. В 70-80-х годах по Москве прошла мода на автобраслеты. Главное их назначение - информация о владельце: фамилия, группа крови, адрес. Хорошо, когда человек, попавший в несчастье, сам способен сообщить о себе эти данные, а если нет?..

о) Наконец, несколько слов о переноске НАЗа. Оптимальным представляется использование упомянутых выше рейдовых рюкзаков. Они имеют массу вариантов, моделей, систем. Выбирая конкретную конструкцию, следует учесть емкость, возможность легкого крепления на основной рюкзак, возможность внешней навески снаряжения, материал.

Последние годы начали появляться разгрузочные жилеты. Обилие карманов и кармашков дает возможность распределить вес по всему телу для удобной переноски. Однако изготовление и подгонка такого жилета по фигуре требует сил и средств. Кроме того, переноска его под основным рюкзаком потребует выгрузки содержимого спинного кармана.

Пожелания к штатному снаряжению

Многих неприятностей можно избежать, если штатное снаряжение учитывает возможность аварийных (или просто нештатных) ситуаций. По опыту последних лет хождения были выработаны следующие рекомендации:

а) Личная посуда. В ее качестве стоит использовать армейские котелки. При емкости 1-1,5 л они допускают их использование в качестве варочной посуды. Правда, можно для этого использовать и другую металлическую посуду, но ее установка на огонь затруднена.

В процессе использования армейских котелков выяснились и некоторые их негативные качества, поэтому, в идеальном варианте, следовало бы несколько изменить их конструкцию, но, в принципе, другой настолько подходящей посуды встречать не доводилось.

Для кипячения можно использовать и металлические фляги, но что-либо сварить в них сложно. Поэтому единственное достоинство их перед пластмассовыми флягами - возможность заливать в них горячую воду, не дожидаясь остывания, а недостаток - довольно высокий собственный вес.

б) Инструмент. Обычно основным в маршруте является топор. Причем наибольшее распространение получили обычные средние топоры (массой около 0,8-1 кг) на деревянном топорище. Однако в неумелых руках он может стать причиной тяжелых травм. Видимо, поэтому в некоторых руководствах по туризму предлагается использовать вместо них пилы-ножовки. Действительно, они менее травмоопасны, да и вес имеют несколько меньше. Но привычка к работе топором приводит к тому, что ни в одной из известных мне групп ножовки так и не прижились. Из пил применяются различные «двуручки» для валки и разделки крупных бревен. Это бывает оправдано в тех случаях, когда более мелкие дрова выбраны, либо требуется большой костер. Само собой, лесоповал требует осторожности и соответствующих навыков. В 80-х годах на слете московских туристов произошел трагический случай, когда девушка попала под упавшее дерево.

в) Одежда. Требований к полевой одежде много, и многие из них - взаимно исключающие. В условиях похода желательно наличие следующей одежды:

-    Штормовка. Всепогодная одежда, служащая для защиты от мороси, веток, искр костра. Она незаменима при работе с веревкой. Существует огромное число применений вплоть до изготовления из нее носилок для пострадавшего. Постарайтесь не перепутать ее с «курткой охотника» и т.п. из мягкой (не брезента) ткани - она беспомощна даже против мороси;

-    Комплект шерстяной одежды, (см. о комплектации НАЗа). Конкретное количество предметов подбирается, исходя из конкретных условий;

-    Косынка. Этот традиционный предмет, ставший уже символом детских организаций (скауты, пионеры), имеет вполне утилитарное значение - головной убор, фильтр для воды, перевязочное средство.

г) «Пена». Так обобщенно называют коврики из пенополиэтилена, пенополиуретана и аналогичных материалов. Основное их назначение состоит в термоизоляции человека от земли. В условиях поздней осени, зимы, ранней весны их наличие необходимо. В прошлом, когда сплошные коврики были редкостью, их функции довольно успешно выполняли
наборные коврики из пенопласта. Этим опытом сейчас пользуются туристы-водники, создавшие коврики на основе спасжилетов. Небольшой кусок пены, снабженный резинкой или бретельками для поясного ремня, используется для того, чтобы не сесть в лужу (в буквальном смысле). В экстремальной ситуации кусок пены под штормовкой обеспечивает неплохое утепление.

д.)  Нож. Универсальное орудие, незаменимое во многих случаях. По прикидкам, его параметры должны быть следующими:

-    длина лезвия не менее 80 мм;

-    складные ножи - обязательно с фиксатором;

-    кольцо для подвески.

Выше упомянуты большие ножи (в разделе, посвященном комплектации НАЗа) для работы с деревом, но с их безопасностью возникает много проблем. Безопасным методам работы с ними следует учить специально.

После рассмотрения набора основного снаряжения хотелось бы упомянуть несколько предметов, не являющихся, строго говоря, самыми необходимыми.

Радиоприемник. Наличие его не сможет защитить от урагана, но знать о надвигающемся ненастье, согласитесь, полезно. В высоких широтах возникают проблемы со средними волнами. У полярного круга нам удавалось услышать их только после 22-23 часов. Следовательно, следует рассчитывать только на KB приемники. Самыми компактными из известных мне являются «Кварц» и «Россия». Питание у обоих от 4 пальчиковых батареек. Вес около 0,5 кг.

Фотоаппарат. Фотопленка иной раз может дать более точную и полную информацию о месте катастрофы, чем наблюдатель. Поэтому легкий аппарат в маршрутной группе лучше завести. Типов простых и легких аппаратов довольно много. Хорошие результаты дают автоматические «ЛОМО-Компакт», «Эликон» и др.

Отработка навыков выживания

Само наличие снаряжения не дает владельцу гарантий выживания. Требуются некоторые навыки для применения на практике всего того арсенала средств, которым снабжен участник экспедиции. Их выработка требует специальных занятий, как теоретических, так и практических.

По опыту проведения различных теоретических занятий получается, что лучший метод такого обучения - контрольная работа. Только таким образом можно заставить людей изучить какой-то теоретический вопрос. Какова будет форма организации работы - дело вкуса преподавателя. Это может быть описание нештатной ситуации для проверки действий или более краткие тесты «вопрос-ответ», но проведение их, видимо, необходимо.

Отработка практических навыков требует тренировочного выезда. В ходе проведения различных полевых слетов стоит уделить внимание и вопросам выживания. Собственно, вся общая туристская подготовка может считаться частью практического обучения. Следует, однако, обратить внимание на включение в программу вопросов оказания первой помощи и транспортировки пострадавшего.

В 80-х годах в геологических кружках при МГУ проводились слеты с элементами оказания первой медицинской помощи и других вопросов выживания. Вот несколько замечаний по поводу их проведения:

-    Даже младшие школьники способны при проведении искусственного дыхания «утопленнику» намять до синяков грудную клетку.

-    Изучение повреждений глаз лучше проводить теоретически: глаза штука нежная.

-    Бинтов на проведение такого мероприятия требуется огромное количество: школьники - народ дотошный, любят замотать все от души.

-    Вопросы транспортировки пострадавшего (даже если им оказался не взрослый, а школьник) вызывают массу затруднений. Это, видимо, связано с инерцией мышления: носят на носилках, а тут их нет.

-    Полезно устроить «репетицию» сбора необходимого снаряжения без рюкзака.

-    Конкурс НАЗов иногда дает интересные идеи адаптации снаряжения к экстремальным условиям.

С 1991 г. клубом «Полярный Одиссей» проводятся так называемые Робинзонады. Сообщения и краткие описания их публиковал в 1991-1992 гг. журнал «Вокруг света». Идея проведения таких экстремальных экспедиций, но в более скромных учебных масштабах, обсуждалась и при подготовке последних таких слетов, но пока воплощения не получила. Очень было бы полезно более подробно ознакомиться с результатами и другими материалами по проведенным экспедициям.

На данный момент задачи такого слета формулируются так:

а) Психологический тренинг - для теплого времени года много снаряжения не обязательно.

б) Практические навыки   создания плавсредств.

в) Практические навыки  разведения костров.

г) Практические навыки  по ориентированию.

Тактические вопросы

Самое переменчивое существо на свете - человек. Руководителю группы это стоит всегда помнить. Конечно, все дальнейшее - всего лишь субъективное мнение автора, не являющегося большим специалистом в этой области.

Все школьные походы, экспедиции можно считать учебными. Причем не только по конкретной дисциплине (география, биология), но и по навыкам жизни в этом мире. Поэтому следует предоставлять школьникам максимальную свободу. Исключением являются именно экстремальные ситуации, когда лидеру может понадобиться устанавливать свое авторитарное правление. И вот в этой ситуации главным оказывается сохранение спокойствия. Избежать паники трудно, но необходимо - в этом главное назначение руководителя. Стоит прислушиваться к мнениям в группе и стараться их оценить, даже если они не совпадают с мнением собственно руководителя.

Заключение

Для существования в экстремальных условиях применяется термин «выживание», однокоренной слову «жизнь». Оба этих понятия чрезвычайно широки, и только опыт может быть надежным критерием правильности выбора или поступка в экстремальной ситуации. Жалко, что некоторые вынуждены заплатить за этот опыт своим здоровьем, а иногда и жизнью. Поэтому, приветствуя введение в школах и вузах курса «Обеспечение жизнедеятельности» хочется напомнить, что не знание противогаза, автомата и строевых приемов обеспечивает безопасность в жизни. Эту гарантию дает умение в экстремальной ситуации выбрать наиболее безопасный образ действия. Школьные походы с возможностью проявить в них все свои способности, инициативу в этом отношении предпочтительнее, но на руководителя (или просто старшего в группе) ложится большая ответственность за жизнь и здоровье школьников. Поэтому все экспедиции должны быть соответствующе подготовлены.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru