Экспедиционная медицина и выживание



Страховочное снаряжение и оказание медицинской помощи участникам водного похода

Страховочное снаряжение и оказание медицинской помощи участникам водного похода

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Рассматриваются вопросы оказания медицинской помощи в сложных туристических походах (водных) и обеспечения участников такого похода соответствующим страховочным снаряжением.

В техничных видах спортивного туризма вопросам безопасности жизни и здоровья участников похода должно уделяться особое внимание. Система страховки альпиниста или, к примеру, спелеолога предусматривает 5 - 6-кратный запас прочности; более того, современные разработки в этой области предусматривают не только зависание человека на страховке в случае срыва, но и относительно комфортное зависание. И только у водников нет надлежащей страховки. И это притом, что водный туризм - один из самых динамично развивающихся видов туризма. Все более типичным становится то, что, разрабатывая новые сложные техничные способы прохождения препятствий на реках, туристы не оценивают своих будущих действий на случай печального окончания подобного прохождения.

Причины, могущие повлечь за собой необходимость оказания медицинской помощи

1. Переохлаждение (гипотермия), холодовой шок.

Переохлаждение - одна из самых серьезных опасностей в водном туризме. Учитывая то, что большинство горных рек имеет температуру 10 - 12°С, а ледниковые - 6 - 8°С, следует считать эту проблему в горных походах особенно остростоящей.

Турист оказывается в воде по-разному. Так, например, каякер, для которого оверкиль является делом обычным, обязательно должен иметь гидрокостюм, позволяющий 5-6 раз подряд совершить эскимосский переворот в холодной воде. Многочисленные эксперименты, проводимые как у нас, так и за рубежом, показали, что применение неопреновых гидрокостюмов не является целесообразным, так как, во-первых, такой «гидрач» сковывает движения каякера, во-вторых, не обеспечивает должной теплоизоляции его от холодной воды и в-третьих, имеет ряд недостатков, касающихся удобства в эксплуатации. Гидрокостюмы из листовой резины для аквалангистов - «течуры» - давно стали у туристов-водников притчей во языцех. Сковывающий движения пятикилограммовый костюм вряд ли сослужит хорошую службу даже катамаранщику, которому не надо делать мелких точных движений, и уж тем более - каякеру.

Итак, у нас осталось два варианта. Первый, зарубежный, таков: нейлоновый костюм, не защищающий от последствий переворота, не годящийся для защиты от брызг, возникающих при прохождении бочек, сливов и так далее. Далеко не везде и не всегда такой вариант может быть признан целесообразным для применения. У нас в стране значительно больше холодных рек с препятствиями, неудачное прохождение которых подразумевает длительное (порядка 15 - 20 мин.) пребывание в воде. Единственным приемлемым во всех указанных случаях является гидрокостюм, склеенный из двухстороннего прорезиненного капрона с воротом из листовой резины (голь на выдумки хитра - для этой цели мной удачно была использована камера от волейбольного мяча), состоящий из куртки и штанов с бандажом-поясом. Проверено, что такой гидрокостюм не сковывает движений, используемый с пододетым под него шерстяным спортивным костюмом -надежно теплоизолирует от холодной воды и позволяет туристу комфортно чувствовать себя в этом отношении даже при покидании судна.

С катамаранщиками дело обстоит, с одной стороны, проще, но с другой - значительно сложнее. При переворотах катамарана турист нередко пролетает порядка 4-5 метров, сразу оказываясь в холодной воде. Наступает холодовой шок: перехватывает дыхание, нарушается нормальная работа сердца. Поэтому при прохождении сложных участков маршрута катамаранщику необходим гидрокостюм, о котором говорилось выше. Но при прохождении более простых участков бывает необходимо загидрить только ноги и нижнюю часть туловища.

А теперь, о неразрешенной пока проблеме, связанной с переохлаждением.

При наступившем все-таки переохлаждении в организме происходят необратимые перемены, могущие, если не принять нужных действий, привести к летальному исходу. В таких случаях человеку необходимо ставить капельницу, а такой возможности, по самым разным причинам, у туристов пока нет.

2. Утопление.

Удивительно, что огромное число туристов не может в экстремальной ситуации сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, ведь эти действия подробно описаны в любой брошюре ОСВОДа или руководства по оказанию медицинской помощи в таких случаях.

3. Травматизм.

Эта тема в отношении водного туризма разработана у нас очень плохо. При изучении литературы, посвященной медицине в водном туризме, невольно создается впечатление, что утопление - единственная причина, приводящая к необходимости оказания помощи пострадавшему. Кстати, утопление в большинстве случаев является причиной потери сознания, которая, в свою очередь, является или следствием переохлаждения (сказано выше) или следствием тяжелой травмы.

До сих пор в литературе, по крайней мере, той, с которой мне приходилось сталкиваться, внимание травматизму уделялось только при описании травм в горных, спелео - или пеших походах, а в водном туризме эта проблема стоит не менее остро и так же актуальна.

Наиболее характерными травмами в водном походе являются ушибы и сотрясение мозга, как правило, возникающие при ударах о камни при перевороте катамарана - при ударе участника рамой и т.п. Я, например, был свидетелем курьезного случая: при преднамеренном оверкиле катамарана члену экипажа упавшим баллоном был сломан палец. И таких примеров можно найти сколько угодно.

После сотрясения мозга, как правило, происходит утопление и поэтому помочь пострадавшему можно, только быстро достав его на берег, оказав медицинскую помощь, показанную при утоплении, и обеспечив ему покой и постельный режим на срок, зависящий от степени сотрясения. Подобную травму может предотвратить только наличие хорошей каски с элементами конструкции, поглощающими энергию удара. Подобное снаряжение отсутствует у наших туристов-водников и только появляется у американских и французских.

Я не случайно так подробно останавливаюсь на страховочном снаряжении туристов-водников, ведь не секрет, что аварийную ситуацию легче предотвратить, нежели исправить. Кроме того, огромное внимание в этой теме приходится уделять именно средствам самостраховки, так как пассивная страховка с берега - в большей степени, а активная с воды - в меньшей, но все равно с большой степенью вероятности, может быть выставлена и реально действенна на расстоянии после порога (или любого другого препятствия).

Важен и тот факт, что спасатели употребляют для самих себя то же снаряжение. Вполне естественно, что всякое снаряжение страховки и самостраховки должно подчиняться определенным требованиям:

Прочностные характеристики. В швейных изделиях - силовые швы, в касках - специальные требования к элементам поглощения энергии удара, в спасжилетах - подъемная сила и так далее.

Маркировочные требования к снаряжению. Все снаряжение должно быть ярких, контрастных с окружающим фоном цветов. Спасконцы и спасжилеты, цвет которых - серый и фиолетовый, недопустимы. Их просто не видно даже на спокойной воде.

 

Описание оптимальных конструкций систем страховки и самостраховки в водном туризме (данные на 1994 год)

Спасконец.

Спасконец ни в коем случае не может рассматриваться как самостоятельное средство страховки. Как показывает практика, из 5 бросков один оказывается действенным. Зарубежные спасконцы с ручкой вместо карабина неприемлемы, так как не всегда карабин есть на спасжилете спасаемого.

Принудительная чалка - хорошее средство страховки, но, во-первых, далеко не везде она устанавливается, а во-вторых, все-таки является пассивным средством страховки.

Страховка «живцом» тоже имеет ряд недостатков:

а) «живец» спасает только одного;

б) такая страховка неприменима на реках с большим расходом воды, в каньонах и так далее;

в) появляется необходимость страховать «живца»;

г) страховка катамараном невозможна на некоторых участках реки.

Все эти факты говорят о том, что особое внимание надо уделить средствам самостраховки.

Спасжилет.

Для катамаранщика спасжилет был разработан советскими туристами еще порядка 10 лет назад. Спасжилет с надувными емкостями объемом порядка 16 литров, вставками, защищающими почки от ударов, с нижней беседкой действительно оптимален. Конструкция отлично зарекомендовала себя в сложнейших водных походах.

Со спасжилетом для каякера дело обстоит значительно сложнее, так как к нему предъявляются сложные и противоречивые требования:

а) подъемная сила 4,5 кгс;

б) должен обеспечить свободу движений пояса верхних конечностей и туловища;

в) должен защищать от ударов;

г) должен обладать маленькой гидропарусностью. Последнее требование особенно важно, так как в противном случае каякера остановит и «замесит» в бочке или он не сможет совершить эскимосский переворот на 360 градусов. Это требование можно выполнить, равномерно рассредоточив емкости по всей поверхности жилета, что, в свою очередь, будет противоречить требованию б). А требование в) исключает возможность использования надувных емкостей, которые, кроме того, иногда отрываются (потеря 4-5 литров не опасна катамаранщику с 16-литровым жилетом).

Однако была найдена конструкция, удовлетворяющая всем этим требованиям - спасжилет с неопреновым наполнителем, особым образом расположенным по поверхности жилета, без беседки, с системой антиудушения спасконцом. На данный момент подобная конструкция является самой перспективной для туристов-каякеров. Еще одно ее достоинство в том, что юбка одевается под спасжилет, что обеспечивает лучшую герметизацию каяка и свободу движений каякера.

Костюм защиты гидрокостюма.

Как и спасжилет, костюм защиты обязательно должен иметь яркую окраску. Служит для защиты гидрокостюма от повреждений. Следует заметить, что для каякера недопустимым является использование наколенников, так как они мешают быстро покинуть судно, выдвинув ноги из упоров.

Итак, средства самостраховки должны обеспечивать длительное относительно комфортное пребывание в холодной воде, свободу движений и защиту от травм и утопления.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru