Экспедиционная медицина и выживание



Тематический учебный план подготовки кадров в УМЦ «Готовность» по специальности «парамедик - спасатель»

Тематический учебный план подготовки кадров в УМЦ «Готовность» по специальности «парамедик - спасатель»

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.



I. Общеспециальные предметы

Анатомия.

Физиология.

Патологическая анатомия.

Фармакология.

Прикладные вопросы организации здравоохранения.

 

II. Профилирующие предметы

Неотложная медицинская помощь (НМП) при обострениях внутренних болезней.

НМП при хирургических заболеваниях.

НМП при травмах.

НМП при инфекционных заболеваниях с основами эпидемиологии.

НМП при кожно-венерических заболеваниях.

НМП при заболеваниях и травмах глаз.

НМП при заболеваниях и травмах ЛОР-органов.

НМП при заболеваниях и травмах зубов и полости рта.

НМП при гинекологических заболеваниях.

НМП при нервных и психосоматических заболеваниях.

НМП при острых отравлениях.

Основы реаниматологии и анестезиологии.

Лечебный массаж.

Медицинская этика и деонтология.

Манипуляции и работа с аппаратурой.

 

III. Тактика парамедицины.

Особенности оказания НМП при массовых происшествиях.

Применение технических средств при оказании медицинской помощи.

Юридические и правовые аспекты действий парамедика.

Особенности оказания НМП в условиях автономного существования.

Особенности оказания НМП при проведении спортивных соревнований, учений и тренировок.

Действия парамедика во время массовых беспорядков и большого скопления людей.

 

IV. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях.

Специальная физическая подготовка.

Основы самообороны.

Личная гигиена и профилактика профессиональных заболеваний.

Психология человека в экстремальных ситуациях.

Пояснения к учебному плану

Данная программа предназначена для подготовки специалистов-парамедиков как из числа людей, не имеющих специального медицинского образования, так и получивших таковое (на базе сестринских и фельдшерских отделений медицинских училищ).

Логика обучения строится на том, что после окончания медицинского училища специалист приобретает фундаментальные знания, которые на практике оказываются недостаточными. Не вызывает сомнения тот факт, что специфика работы парамедика- спасателя потребует от него скорее быстрых, четких алгоритмизированных действий, направленных на поддержание основных функций жизнедеятельности больного или пострадавшего, проведения минимально достаточной терапии и скорейшую доставку его в стационар. В то же время, как показывает практика, зачастую работникам скорой помощи приходится сталкиваться с ситуациями, когда лишь чисто медицинских знаний оказывается недостаточно.

Речь идет о всякого рода катастрофах, авариях, ряде случаев производственного и бытового травматизма, чрезвычайных происшествий, связанных с разного рода техникой, криминальных ситуациях и т.д. В таких случаях присутствие парамедика, т.е. человека, владеющего одинаково хорошо как чисто медицинской техникой, так и прикладными аспектами, оказания медицинской помощи, будет особенно полезно. К сожалению, в существующих программах подготовки фельдшеров скорой помощи предметам узкой специализации уделяется скудное количество часов, а обозначенные выше проблемы не затрагиваются вообще.

Предлагаемая программа имеет своей целью в первую очередь исправить недостатки подготовки фельдшеров скорой помощи, связанные с плохой адаптацией программ медицинских училищ к условиям работы выездных сотрудников скорой помощи.

Процесс переподготовки может строиться следующим образом:

1. Перед началом обучения курсанты проходят тестирование (желательно с помощью ЭВМ) на определение уровня знаний по общеспециальным дисциплинам. Если уровень знаний по ним признается недостаточным, курсанты начинают с интенсивного курса, включающего в себя предметы, указанные в разделе I, при этом обучение сводится к сравнительно небольшому количеству лекционных и семинарских занятий.

2. Цикл профилирующих предметов включает в себя изучение основных патологий и действий при них в объеме оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе (в т.ч. и при задержке госпитализации).

Логика изложения материала по каждому разделу цикла строится по следующей схеме:

1.Введение. Основные понятия и терминология.

2.Прикладное повторение сведений из цикла I, необходимое для изучения данного раздела цикла.

3.Клиника основных патологий, изучаемых в данном разделе цикла. Проводимые лечебные мероприятия.

4.Схемы дифференциальной диагностики.

5.Ситуационные задачи.

Для более успешного обучения по разделам цикла II занятия, обозначенные в схеме цифрами 3 и 5 должны проводиться в приемных отделениях стационаров соответствующего профиля, где курсанты смогут получить представление о данных патологиях на практике.

Разделы III и IV сочетают в себе как лекционно-семинарские занятия, так и полигонные учения. Только обучение в условиях, максимально точно моделирующих реальные, принесет практическую пользу и навыки жизнеобеспечения и работы в экстремальных ситуациях.

Перечень методических пособий, необходимых для преподавания программы

По циклу I:

1.Тексты лекций.

2.Планы проведения семинарских занятий.

3.Курсовой справочник.

4.Компьютерные программы тестирования.

По циклам II. III , IV:

1.Тексты лекций.

2.Планы проведения семинарских занятий.

3.Курсовой справочник.

4.Планы проведения практических занятий.

5.Сборники ситуационных задач.

6.Документация на используемые технические средства и учебные пособия.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru