Экспедиционная медицина и выживание



Учебная программа УМЦ «Готовность» по медицинской подготовке специалистов экспедиционных профессий.  Предназначена для действий в автономных условиях со значительным удалением от спасательных и медицинских центров.

Учебная программа УМЦ «Готовность» по медицинской подготовке специалистов экспедиционных профессий. Предназначена для действий в автономных условиях со значительным удалением от спасательных и медицинских центров.

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Организация занятий

Основной формой обучения специалистов экспедиционных профессий по действиям в экстремальных условиях является учебное занятие. Целесообразно проводить четыре вида учебных занятий: теоретические, практические в аудитории, практические на полигоне или в клинике и учения в натурных условиях.

Теоретические занятия - ознакомление с общими вопросами и просмотр учебных видео- и кинофильмов.

Практические занятия в аудитории - решение ситуационных задач, отработка определенных приемов на тренажерах и фантомах.

Практические занятия на полигоне и в клинике - приобретение практических навыков, отработка целых разделов программы по оказанию первой медицинской помощи (ПМП), выживанию и спасению.

Учения в натурных условиях - тренировка в натурных условиях (горы, тайга, тундра, пещеры, пустыни, море), имитирующих аварийную ситуацию при проведении работ в автономных условиях.

Успешная отработка учебных вопросов на занятиях достигается:

1.Отличным знанием преподавателем вопросов оказания ПМП, выживания и спасения, устройства специальных средств, умелым их использованием в различных аварийных
ситуациях;

2.Высокой методической подготовленностью преподавателей;

3.Исправным состоянием и правильной подготовкой специальных средств к занятиям;

4.Наличием наглядных материалов и соответствующим материальным обеспечением проводимых занятий;

5.Тесной увязкой теоретических вопросов с практикой;

6.Позитивным настроем курсантов на занятия.

Методическая подготовка преподавателей осуществляется на инструктивно-методических и показных занятиях, методических совещаниях и в процессе самостоятельной работы.

Требования к курсантам

Настоящая программа разработана для специалистов экспедиционных профессий, которые проводят свои работы в автономных условиях со значительным удалением от спасательных и медицинских центров. Для поступающих на курсы не обязательно иметь предыдущий опыт или подготовку в области оказания ПМП, выживания и спасения. Специфические требования, предъявляемые к курсантам, должны зависеть от пожеланий организаций, направивших своих сотрудников на обучение и от района предполагаемых работ. В любое время основная обязанность специалиста по оказанию ПМП, спасению и выживанию заключается в оказании квалифицированной помощи себе и своим товарищам, он должен применять технические навыки грамотно и своевременно в трудных и стрессовых условиях. Первостепенное значение имеют такие личные качества, как уравновешенность, способность к руководству и здравомыслию.

К курсантам, прошедшим обучение, предъявляются следующие требования:

- знания и навыки (курсант должен продемонстрировать квалифицированную подготовку по всем темам, не только по итогам экзамена, но также на каждом контрольном занятии и промежуточным зачете;

- личное отношение к учебе: каждый курсант должен продемонстрировать сознательное отношение и интерес к занятиям;

- внешний вид курсанта: каждый курсант на всех занятиях должен быть аккуратным, чистым, подтянутым;

- посещаемость: курсант обязан посещать все занятия. Стопроцентная посещаемость необходима на всех практических, зачетных занятиях, а также на итоговом экзамене.

В результате прохождения обучения курсант должен знать:

а) физико-географические особенности вероятных районов экспедиционных работ (Арктика, лесисто-болотистая местность, пустыня, горы);

б)  факторы природной среды, неблагоприятно воздействующие на человека в условиях автономного существования в безлюдной местности;

в) основное представление о вероятных заболеваниях и поражениях, возникающих от действия этих факторов, способах их предупреждения и лечения;

г) основные принципы выживания и спасения в безлюдной местности в различных климато-географических зонах, последовательность действий по организации выживания и спасения в составе группы или в одиночку, со снаряжением или без него;

д) содержание носимых аварийных медицинской и спасательной укладок и методы использования отдельных предметов аварийного и спасательного снаряжения.

В результате прохождения обучения курсант должен уметь:

а)  оценивать обстановку и принимать соответствующее обстановке решение;

б) эффективно использовать предметы носимых аварийных укладок, спасательное снаряжение и подручные средства для сохранения жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования;

в)  организовать временный лагерь, строить укрытия из подручных материалов, добывать пищу охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих съедобных растений;

г) ориентироваться на местности и определять свое местонахождение с помощью штатных и подручных средств;

д)  оказывать само- и взаимопомощь при травмах и заболеваниях;

е)  преодолевать различные препятствия со снаряжением и без него, в составе группы или в одиночку.

Одной из основных целей подготовки является воспитание у курсантов высоких морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасатального и медицинского обеспечения.


Юридические вопросы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.

Прикладные вопросы организации здравоохранения.

Лекция - 3 часа.

Уголовный и гражданский Кодексы РФ об ответственности за действия, связанные с оказанием медицинской помощи.

Неоказание ПМП лицами, прошедшими обучение. Незаконное врачевание. Незаконное производство абортов.

Этические вопросы. Врачебная тайна. Интимная жизнь больного. Деонтология в аспекте взаимоотношений пострадавшего ПМП. Медицинская сортировка.

Этапы оказания медицинской помощи. Самопомощь (взаимопомощь), первая медицинская доврачебная помощь, врачебная помощь, квалифицированная врачебная помощь, специализированная медицинская помощь. Санитарный транспорт.

Структура и назначение СМП в условиях города Москвы и других больших городов. Организация передачи пострадавшего врачебной бригаде и в стационар.

Медицинская служба ГО, воинских подразделений.

Введение в деонтологию.

Лекция - 3 часа.

Первый контакт с пострадавшим. Как расспрашивать пострадавшего. Психотерапевтическое значение физикального обследования. Беседа с пострадавшим после выяснения диагноза. Поведение санитарного инструктора при оказании первой медицинской помощи (ситуационное расположение). Взаимоотношения с бригадой скорой помощи. Взаимоотношения с больными или пострадавшими и окружающими. Ошибки в поведении медицинского персонала. Оценка состояния пострадавшего. Экстренная диагностика нарушений жизненно важных функций организма.

Основы реанимации.

Лекция - 6 часов.

Причины наступления терминальных состояний: гипоксия мозга; травматические повреждения головного и спинного мозга; нарушение обмена веществ.

Определение терминального состояния и его патофизиология.

Этапность умирания организма, определение предагонии, агонии и клинической смерти.

Диагностика клинической смерти и критерии ее обратимости.

Остановка дыхания. Признаки, экстренная диагностика.

Остановка сердца. Основные и дополнительные признаки.

Экстренная диагностика. Виды остановки сердца.

Определение понятия сердечно-легочной реанимации и ее физиологический механизм.

Техника проведения сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями, последовательность выполнения, оценка ее эффективности и продолжительность:

а) восстановление проходимости дыхательных путей;

б) искусственная вентиляция легких;

в) закрытый массаж сердца;

г) интенсивная терапия, дефибрилляция.

Основные мероприятия по поддержанию жизнедеятельности и транспортировка.

Первая помощь при неотложных состояниях (ожоговый шок, тепловой и солнечный удар, общее замерзание.

Лекция - 3 часа.

Шоковое состояние: виды и диагностика, причины наступления, противошоковые мероприятия. Ожоговый шок. Тепловой удар: причины, клиника, симптомы, первая помощь.

Солнечный удар (разновидность теплового). Профилактика.

Замерзание (переохлаждение).

Терморегуляция у человека, подвергающегося воздействию холода. Степени замерзания (адинамическая, ступорозная, судорожная), клиника, признаки, принципы лечения.

Первая помощь при неотложных состояниях (утопление, асфиксия, электротравма, поражение молнией).

Лекция - 3 часа.

Механизм утопления. Шансы на спасение. Истинное утопление. Асфиксическое. Синкопальное. Вторичное утопление. Утопление в пресной воде, в морской воде, в бассейне. Реанимационные мероприятия. Профилактика вторичного утопления. Профилактика осложнений при задержке госпитализации.

Внешняя и внутренняя асфиксия. Травматические повреждения при внешней асфиксии. Первая помощь. Тактика действий после успешной сердечно-легочной реанимации. Профилактика пневмонии и отеков.

Поражающее действие электротока. Варианты наступления терминального состояния: потеря сознания; отсутствие дыхания при работающем сердце; остановка сердца (фибрилляция).

Поражение молнией. Первая помощь с реанимационными мероприятиями. Уход за пострадавшим при задержке госпитализации.

Экстренная реанимационная помощь. Стажировка в реанимационном отделении.

Практика - 8 часов.

Назначение и функции реанимационного отделения. Показания к проведению реанимационных мероприятий. Противошоковая терапия (при травматическом и геммораги-ческом шоке). Ручной и аппаратный способы искусственного дыхания.

Отработка практических приемов и методов реанимационных мероприятий в патологоанатомическом отделении.

Практика - 8 часов.

Отработка приемов обеспечения проходимости дыхательных путей. Отработка приемов искусственного дыхания с помощью мешка АМБУ, закрытого массажа сердца, механическая дефибрилляция. Оценка состояния биологической смерти.

Основы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата.

Лекция -3 часа.

Скелетно-мышечная система. Особенности устройства грудной клетки. Суставы. Функциональные расстройства ОДА при травмах. Процесс заживления костной ткани после переломов.

Понятие об асептике и антисептике.

Лекция -3 часа.

Антисептика. Виды антисептики. Характеристика основных антисептических средств. Основные методы применения антисептиков.

Виды перевязочного материала: марли, бинты, лагнин, косынки, индивидуальный перевязочный пакет, салфетки, контурные повязки.

Правила наложения повязок. Первичная повязка: значение ее своевременного и правильного наложения. Особая важность быстрого наложения повязки.

Асептика. Профилактика воздушной и капельной инфекции. Профилактика контактной инфекции. Подготовка рук. Стерилизация инструментов. Стерилизация перевязочного материала. Правила обращения со стерильным материалом.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме позвоночника и костей таза.

Лекция -3 часа.

Строение и функции головного и спинного мозга. Возможные причины ЧМТ. Основные виды ЧМТ: сотрясение головного мозга, сдавление головного мозга. Клиника. Симптоматика.

Тактика (первая помощь, профилактика осложнений, транспортировка.

Сочетанные травмы.

Травмы позвоночника и спинного мозга. Диагностика. Первая помощь. Транспортировка. Патология внутренних органов и кровеносной системы при переломах костей таза. Симптоматика. Диагностика. Первая помощь. Иммобилизация. Поддержание функции органов мочевыделения. Транспортировка.

Первая медицинская помощь при ранениях.

Лекция -3 часа.

Общее понятие о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране. Классификация ран. Раневая инфекция. Течение раневого процесса. Первичная хирургическая обработка ран. Профилактика инфекций на догоспитальном этапе. Тактика оказания первой медицинской помощи при открытых переломах.

Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях мягких тканей и опорно-двигательного аппарата.

Закрытые повреждения опорно-двигательного аппарата. Виды закрытых повреждений опорно-двигательного аппарата, ушибы, растяжения, переломы, вывихи. Диагностика. Первая помощь. Транспортная иммобилизация при переломах и вывихах верхних конечностей, плечевого пояса и нижних конечностей. Транспортировка пострадавших. Осложнения при длительной транспортировке. Множественные и сочетанные повреждения опорно-двигательного аппарата.

Травматический шок, причины развития. Диагностика, профилактика, основы интенсивной терапии. Синдром длительного сдавливания. Профилактика почечной недостаточности.

Неотложная помощь при термических поражениях.

Лекция -3 часа.

Ожоги. Классификация ожогов. Общие нарушения при ожогах. Первая помощь. Возможные осложнения при задержке госпитализации. Транспортировка и уход.

Отморожения. Классификация отморожений. Первая помощь при отморожениях в дореактивный период. Лечение отморожений в реактивный период. Профилактика осложнений.

Электротравма. Действие электрического тока. Клиника электротравмы. Оказание первой помощи при электротравме. Противошоковые мероприятия.

Экстренная помощь при острых заболеваниях и травмах глаз, уха, носа, кожи, зубов.

Лекция -6 часов.

Кожа. Строение и функции. Острые заболевания: воспалительные (фолликулит, фурункул), грибковые, авитаминозы. Клиника. Симптоматика. Лечение.

Заболевания глаз: конъюнктивит, трахома, помутнение роговицы, ячмень. Симптоматика и лечение.

Травмы глаза: ожог (офтальмия), инородное тело.

Зубы: пульпит, периодонтит, кариес. Клиника. Симптоматика, лечение. Травматическая экстракция. Первая помощь.

Ухо: строение, возможные повреждения, первая помощь. Заболевание: отиты. Симптоматика, лечение.

Нос: строение, возможные повреждения, первая помощь. Заболевания носа: риниты, гайморит. Клиника, симптоматика, лечение. Инородное тело. Первая помощь.

Первая медицинская помощь при открытых и закрытых повреждениях, кровотечениях и термических поражениях.

Семинар - 3 часа.

О целях наложения жгута, повязок и шин.

Остановка кровотечения с использованием табельных и подручных средств.

О видах и функциональном предназначении повязок:

- обыкновенная повязка (защита от внешних «вредных» воздействий, удержание перевязочного материала и лекарственных препаратов);

- давящая повязка (создание постоянного щадящего давления на какой-либо участок тела с целью остановки кровотечения);

- окклюзионная повязка (с целью герметичного закрытия раны, проникающей в полость тела);

- иммобилизирующая повязка (с целью обеспечения возможной неподвижности поврежденной части тела, тем самым в определенной мере снимая боль);

- корригирующая повязка (исправляет неправильное положение какой-либо части тела).

Применяют повязки мягкие и твердые (шинные). Мягкие повязки:

- Клеевые, применяют для защиты от воздействия внешней среды, приклеивая ее к телу человека при помощи различных клеящих средств (клеол, каллодий, лейкопластырь). Такие повязки не надежны при транспортировке в полевых условиях. О бактерицидном пластыре.

- Косыночные, накладывают с помощью куска материи в виде прямоугольного треугольника.

- Пращевидные, на нос, верхнюю губу, подбородок.

- Контурные (их выкраивают из куска материи по размеру закрываемой части тела. Закрепляют их при помощи пришитых тесемок. К контурным повязкам относятся и бандажи.

- Бинтовые повязки (наиболее распространены). О правилах бинтования.

Об основных типах бинтовых повязок: спиральная повязка, восьмиобразная повязка.

О сетчато-трубчатых бинтах (№ 1-7).

Иммобилизация шиной (стандартные и импровизированные).

Первая медицинская помощь при ранениях.

Практика - 9 часов.

Повязки головы и шеи: на правый и на левый глаз, на оба глаза, на лоб, на ухо, на волосистую часть головы, на нижнюю челюсть, на подбородок. Наложение повязок на шейно-затылочную область с помощью липкого пластыря (и закрепление их), наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Повязки груди, живота и промежности: на грудную клетку, на верхнюю, среднюю и нижнюю часть живота.

Т-образная повязка на промежность, повязка на ягодичную область.

Особенности оказания первой медицинской помощи и положение аклюзионной повязки при проникающем ранении груди и живота. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.

Повязки верхних конечностей: повязка на область плечевого сустава, повязка на плечо, локтевой сустав, на пальцы, на кисть, повязка на предплечье, повязка на культю.

Повязки нижних конечностей: повязка на паховую область, на верхнюю часть бедра, на область тазобедренного сустава, на среднюю часть бедра, на область коленного сустава. Повязка на голень, на голеностопный сустав, повязка на стопу.

Практическая отработка, решение ситуационных задач, выполнение приемов в экстремальных условиях.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Лекция - 3 часа.

Основы физиологии и анатомии системы кровообращения. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей. Сонная артерия. Нахождение мест прижатия важнейших артерий. Острая кровопотеря. Симптоматика. Возможные осложнения. Геморрагический шок: признаки, способы определения, первая помощь, правило наложения жгута. Классификация кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное; наружное и внутреннее, первичное и вторичное. Величина смертельной кровопотери. Кровотечение как одна из главных причин смерти при ранениях. Клиническая картина, признаки, первая помощь. Остановка кровотечения - важнейшая задача первой медицинской помощи. Способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности, наложение закрутки, жгута, давящей повязки. Внутреннее кровотечение. Возможные причины. Симптоматика. Первая помощь. Носовое кровотечение. Тампонада носа. Травматическая ампутация конечности. Профилактика геморрагического шока.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и переломах костей.

Практика - 9 часов.

Способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности, наложение давящей повязки, наложение закрутки. Наложение жгута. Контроль за правильностью наложения жгута. Изготовление жгута из подручных средств.

Иммобилизация шиной (стандартной и импровизированной) переломов ребер, позвоночника, костей таза, костей верхних и нижних конечностей.

Способы транспортировки при различных переломах.

Практическая отработка, решение ситуационных задач, выполнение приемов в экстремальных условиях.

Экстренная медицинская помощь при ожогах и отморожениях. Стажировка в ожоговом центре.

Практика - 8 часов.

Практическое определение площади поражения. Прогнозирование и определение шокового состояния. Противошоковая терапия при термических поражениях. Профилактика болевого шока. Десмургия при термических поражениях. Прием пищи и воды при термических поражениях лица и рук. Гигиена и уход за пострадавшим при задержке госпитализации.

Экстренная травматологическая помощь. Стажировка в травматологическом и приемном отделениях.

Практика - 8 часов.

Виды оказания ПМП в травматологическом кабинете приемного отделения. Вторичная обработка ран и открытых переломов, обезболивание, наложение гипсовой повязки.

Демонстрация больных с различными ранениями и повреждениями ОДА. Эффективность своевременно оказанной ПМП. Осложнения при запущенных травмах и неправильной ПМП.

Основы анатомии и физиологии органов пищеварения и мочеполовой системы.

Лекция - 3 часа.

Органы пищеварения. Строение и функции полости рта, глотки, пищевода, желудка, кишечного тракта, а также печени, поджелудочной железы и брюшины. Движение пищи по ЖКТ.

Мочеполовая система. Строение и функции почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочевыделительных органов.

Половые органы. Строение и функционирование женских половых органов. Основы процесса обмена веществ. Водосолевой режим.

Острая хирургическая патология органов брюшной полости.

Лекция - 6 часов.

Патология ЖКТ: перфоративная язва желудка и 12-ти перстной кишки, острый панкреатит, острый холецистит, печеночные колики, дискинезия желчных путей.

Кишечная непроходимость: спаечная непроходимость, ущемленная грыжа. Острый аппендицит. Перитонит.

Клиника. Симптоматика. Дифференциальная диагностика.

Первая помощь. Профилактика возможных осложнений при длительной транспортировке. Профилактика острой патологии ЖКТ после длительного голодания.

Острые заболевания мочеполовой системы.

Лекция - 3 часа.

Патология мочеполовой системы: почечная колика, острый орхит, непроходимость мочеточников. Клиника. Симптоматика. Дифференциальная диагностика. Первая помощь. Профилактика возможных осложнений при длительной транспортировке.

Открытые и закрытые травмы груди и живота.

Лекция - 3 часа.

Механические повреждения пищевода. Синдром Мэйла Ривейса. Последствия тупой травмы живота. Разрывы внутренних органов.

Открытые повреждения органов брюшной полости при проникающих ранениях.

Симптоматика. Диагностика. Первая помощь. Уход и транспортировка.

Острая хирургическая патология органов брюшной полости. Острые заболевания мочеполовой системы. Гинекология.

Семинар - 3 часа.

Схема обследования. Дифференциальная диагностика. Решение ситуационных задач.

Особенности анатомии и физиологии человеческого организма в свете оказания первой медицинской помощи.

Лекция -6 часов.

Строение и функции черепа, головного мозга. Жизненно важные центры. Основные причины развития тяжелых состояний при травмах и заболеваниях головного мозга (гематомы, отек мозга, менингоэнцефалиты). Цель и принципы травматологической помощи.

Строение и функции органов грудной клетки. Развитие острой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности (ранение грудной клетки, пневмогемоторакс, переломы ребер и грудины). Цель и принципы травматологической помощи.

Строение и функции органов брюшной полости. Повреждение полых и паренхиматозных органов (внутреннее кровотечение, перитонит).

Острые заболевания. Цель и принципы травматологической помощи.

Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Повреждение костно-суставной системы, травматический шок, токсикоз, жировая эмболия. Открытые повреждения, наружные кровотечения. Принципы травматологической помощи.

Нарушения гомеостаза организма. Синдром взаимного отягощения при травмах.

Основы топографической и патологической анатомии.

Семинар - 9 часов.

Понятие «человек». Краткий анатомический обзор (строение костного скелета, расположение внутренних органов, мышечное сокращение). Расположение сосудов, нервов, нервных пучков. Проекция внутренних органов на коже.

Функции некоторых внутренних органов. Сердце, строение, мышечное сокращение, нервная система сердца. Круги кровообращения, пульсовые волны. Дыхание. Строение легких. Акт вдоха и выдоха. Типы дыхания. Желудочное и кожное дыхание. Почки, их функция. Общий обзор пищеварения. Основы высшей нервной деятельности.

Знакомство с анатомическим музеем. Характеристика причин смерти. Отравления. Асфиксии. Травмы. Действие крайних температур. Процесс умирания. Основные принципы распознавания наступления смерти. Несовместимые с жизнью повреждения. Проблемы реанимации.

Острая хирургическая патология органов брюшной полости.

Практика - 6 часов.

Знакомство с приемным отделением, его задачи.

Демонстрация острых хирургических больных и тактика их лечения. Демонстрация пострадавших с проникающими ранениями брюшной полости, грудной клетки, обследование, тактика лечения, оказание помощи на догоспитальном этапе. Разбор осмотренных больных и пострадавших. Отработка практических навыков: обработка и перевязка ран, принципы переналожения жгута.

Острая дыхательная патология.

Лекция - 3 часа.

Анатомия и физиология органов дыхания.

Основные симптомы при заболевании органов дыхания:

а) кашель;

б) боль в грудной клетке;

в) кровохарканье;

г) одышка;

д) удушье.

Острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, клиника, диагностика, первая помощь.

Острый бронхит, клиника, диагностика, первая помощь.

Острые пневмонии, клиника, диагностика, первая помощь.

Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, причины, клиника, первая помощь при приступе удушья.

Пневмоторакс. Виды, причины, первая помощь, транспортировка, уход.

Инородные тела верхних дыхательных путей (причины, меры первой помощи).

Противокашлевые и отхаркивающие средства при заболеваниях органов дыхания.

Противовоспалительная антибактериальная терапия.

Острая сердечная патология.

Лекция - 3 часа.

Анатомия и физиология органов кровообращения. Анатомо-физиологические особенности сердца.

Стенокардия: причины, клиническая характеристика болевого приступа, первая помощь.

Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке.

Острый инфаркт миокарда: клинические варианты развития острого периода инфаркта миокарда, диагностика, первая помощь (обезболивание).

Осложнения острого инфаркта миокарда:

- кардиогенный шок (причины, формы кардиогенного шока, диагностические критерии, первая помощь);

- острая сердечная недостаточность;

- отек легких ( причины, клиника, первая помощь.

Острая сосудистая патология.

Лекция -3 часа.

Причины. Клиника. Классификация: обморок, коллапс, шок. Симптомы, диагностика, первая помощь, профилактика осложнений. Обострения заболеваний сосудистой системы: гипертонический криз. Типы, симптомы, первая помощь и лечение.

Нарушение ритма: симптомы, предварительная диагностика, первая помощь.

Судорожные состояния. Кома.

Лекция - 3 часа.

Основы анатомии и физиологии нервной системы. Головной мозг. Острые патологии нервной системы. Отек головного мозга. Оглушение. Сопор. Кома. Клиника. Три степени коматозного состояния. Первая помощь.

Сосудистые поражения головного мозга (инсульт). Классификация. Клиника. Первая помощь. Возможные осложнения.

Острая патология кровеносной системы. Сосудистые аневризмы. Клиника. Первая помощь. Эпилепсия. Причины, клиника, тактика действий. Судорожный синдром. Причины, диагностика, первая помощь.

Острая сердечная и дыхательная патологии.

Семинар - 6 часов.

Схема обследования больных с заболеванием органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Диагностика, методы обследования. Техника использования аппаратов для измерения артериального давления и выслушивания сердечных и легочных шумов. Решение ситуационных задач.

Основы сердечно-легочной реанимации.

Практика - 9 часов.

Оценка состояния. Диагностика клинической смерти. Экстренная диагностика остановки дыхания, остановки сердца. Этапы сердечно-легочной реанимации: восстановление проходимости дыхательных путей; искусственная вентиляция легких; закрытый массаж сердца; дефибрилляция. Отработка сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями. Контроль эффективности.

Экстренная помощь при острых отравлениях и болезнях, вызываемых контактом с ядовитыми животными, насекомыми и растениями.

Лекция - 9 часов.

Понятие «Химическая травма». Яды. Классификация ядов и отравлений. Основные виды острых отравлений:

- отравление лекарственными препаратами психотропного действия;

- отравление алкоголем и его суррогатами;

- отравление ФОИ;

- отравление веществами прижигающего действия;

- отравление хлорированными углеводородами;

- отравление соединениями тяжелых металлов;

- вредные пары и газы;

- отравление животными ядами;

- отравление растительными ядами.

Диагностика отравлений и пищевой токсикоинфекции.

Пути поступления яда в организм человека.

Пути выведения яда.

Общие принципы оказания помощи при острых отравлениях.

Использование подручных средств.

Понятие о противоядиях (антидотах).

Факторы, влияющие на развитие острых отравлений (внешние и внутренние), комбинированное действие ядов и других вредных факторов.

Особенности оказания помощи и проведение спасательных работ при массовых отравлениях.

Профилактика острых отравлений и меры защиты при оказании помощи.

Экстренная медицинская помощь больным с острыми отравлениями. Стажировка в токсикологическом отделении.

Практика - 12 часов.

Знакомство с центром по лечению острых отравлений, функции и задачи. Обследование больных с отравлениями, поступающих и находящихся под наблюдением в токсикоре-анимационном отделении.

Разбор различных методик оказания помощи и отработка практических навыков:

- инъекции лекарств: внутримышечные, подкожные;

- промывание желудка через зонд;

- оказание помощи больным в состоянии возбуждения, комы;

- правила опроса больных (сбор анамнеза). Осмотр пострадавшего, оценка тяжести его состояния.

Дифференциальная диагностика острых отравлений по основным клиническим синдромам и симптомам.

Острые инфекционные заболевания.

Лекция - 9 часов.

Основные сведения об инфекционных болезнях. Причины. Формы протекания. Способы передачи инфекции. Периоды инфекционного процесса. Осложнения. Профилактика. Изоляция в полевых условиях. Профилактика эпидемии.

Инфекции дыхательных путей. Воздушно-капельные инфекции. Грипп, менингит, дифтерия. Клиника, диагностика, лечение на догоспитальном этапе, осложнения.

Кишечные инфекции. Дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, вирусный гепатит, холера, ботулизм. Клиника. Диагностика, лечение на догоспитальном этапе, осложнения.

Трансмиссивные инфекции. Малярия, сыпной тиф, клещевой энцефалит, чума. Клиника, диагностика, лечение на догоспитальном этапе, осложнения.

Инфекции наружных покровов. Рожа, столбняк, бешенство. Клиника, диагностика, лечение на догоспитальном этапе, осложнения.

Острые инфекционные заболевания.

Семинар - 3 часа.

План обследования инфекционного больного. Эпиданамнез.

Решение ситуационных задач.

Тактика действий в эпид. очаге. Методы текущей и заключительной дезинфекции.

Первая помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями.

Лекция - 6 часов.

Основные проявления психогенных расстройств. Психогений в экстремальных условиях: реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции. Психические расстройства при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь пострадавшим при стихийных бедствиях и катастрофах.

Профилактика психогений в экстремальных условиях. Характеристика основных психофармакологических препаратов, используемых для оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных условиях.

Нервные болезни. Пограничные состояния.

Лекция - 6 часов.

Медицинские манипуляции.

Практика - 9 часов.

Инъекции. Назначение. Виды. Скорость реагирования организма. Необходимый набор оборудования для проведения инъекций. Технология инъекций. Препараты, противопоказанные к данному виду инъекции. Введение препарата «по схеме». Введение сывороток, анатоксинов, антибиотиков.

Категоризация м. п. Назначение. Необходимый набор принадлежностей. Виды катетеров. Технология введения катетера.

Клизмы. Очистительная, лечебная, питательная. Показания, методика введения.

Промывание желудка. Назначение. Преимущество перед «ресторанным» способом. Зонд, его размеры, обозначения на трубке. Правила и методика введения зонда. Жидкости, вводимые при промывании, дозировка, требования. Противопоказания к промыванию желудка.

Тампонада носа. Показания. Виды тампонады (передняя, задняя). Методика.

Помощь при рвоте. Профилактика асфиксии при рвоте в бессознательном состоянии.

Переноска больных. Противопоказания к переноске. Переноска, перекладка лежащих больных при переломах таза, позвоночника, ЧМТ, острых хирургических заболеваниях, внутреннем кровотечении, в бессознательном состоянии. Переноска больных при спуске и подъеме, по лестнице, по крутому склону. Способы переноски сидячих больных на подручных средствах. Раздевание и одевание лежачего больного.

Воздуховод. Необходимость пользования воздуховодом. Виды воздуховодов. ИВЛ через воздуховод «рот в рот» и с помощью мешка АМБУ.

Основы фармакологии.

Лекция - 9 часов.

Лекарственные средства и лекарственные формы. Действие лекарственных веществ на организм. Распределение препаратов по фармакологическому действию. Аналептики. Антиаллергические средства. Антиаритмические. Антидоты и адсорбенты. Наружные антисептики. Анальгетики. Бронхолитики. Гипертензивные средства. Гипотензивные средства. Мочегонные. Жаропонижающие. Местноанестезирующие. Плазмозаменяющие средства. Противовоспалительные. Противоинфекционные (антибиотики, сульфаниламиды и др.). Противосудорожные. Противошоковые. Седативные. Слабительные. Сосудорасширяющие. Спазмолитики. Сывороточные препараты. Характеристика, дозировка, показания и противопоказания, способы введения.

Основы фармакологии.

Семинар - 9 часов.

Побочные действия лекарств и противопоказания к их применению. Список препаратов, допущенных к использованию в полевых условиях. Комплектование аптечки.

Схемы применения лекарственных препаратов при конкретных неотложных состояниях. Решение ситуационных задач.

Принципы дифференциальной диагностики.

Лекция - 3 часа.

Общая методология диагностики. Схемы обследования пострадавших при различных патологических состояниях. Диагностическое наблюдение и исследование.

Принципы наблюдения, точности и достоверность, полнота наблюдений. Дифференциальная диагностика. Примеры.

Массаж в комплексном восстановительном лечении больных с травмой и острыми нехирургическими заболеваниями.

Лекция - 3 часа.

Механизмы лечебного действия массажа на организм в целом и различные ткани (кожу, нервномышечную систему, крово и лимфообращение, дыхание).

Основы лечебного массажа.

Виды массажа (ручной классический, сегментарный, точечный, спортивный, реабилитационный).

Гигиенические требования к массажу. Основные и вспомогательные приемы ручного массажа и техника их выполнения (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). Особенности лечебного действия отдельных приемов.

Сочетание массажа с другими средствами восстановительного лечения (элементами мануальной терапии, лечебной гимнастикой, физиотерапией).

Безлекарственное восстановление здоровья.

Практическое освоение основных и вспомогательных приемов массажа.

Практика - 6 часов.

Массаж отдельных частей тела (головы, туловища, верхних и нижних конечностей). Освоение навыков дозирования массажных приемов по интенсивности и времени воздействия. Особенности выполнения массажных приемов на шейно-воротниковой и поясничной области.

Частные их методики при травмах и острых заболеваниях. Массаж при ушибах, растяжении связок, переломах и вывихах, головной боли, остеохондрозе и радикулите, бронхите и пневмонии, физическом и психическом стрессе. Показ и освоение методик друг на друге. Контроль правильности выполнения.

Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Семинар - 9 часов.

Обследование пострадавших при конкретных патологических состояниях. Постановка диагноза. Назначение мероприятий первой помощи. Решение ситуационных задач с применением дифференциальной диагностики.

Схемы и алгоритмы действий.

Лекция - 3 часа.

Специфика действий и функции санитарного инструктора в условиях автономного существования. Оказание первой помощи, организация транспортировочных работ, обеспечение ухода при задержке госпитализации.

Объективные опасности, существующие в различных климато-географических зонах.

 Лекция - 3 часа.

Материально-техническое обеспечение санитарного инструктора. Медицинские укладки, транспортировочное снаряжение, комплект средств по уходу за пострадавшим. Использование подручных средств.

Лекция - 3 часа.

Тактика оказания первой медицинской помощи при травме (заболевании). Оценка обстановки, осмотр, обследование, постановка предварительного диагноза, оказание первой медицинской помощи, прогноз осложнений.

Практика - 12 часов.

Тактика оказания первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях. Отработка на практике в реальных условиях схемы действий при различных травмах и заболеваниях. Оценка обстановки, осмотр, обследование, постановка предварительного диагноза, оказание первой медицинской помощи на различных этапах развития патологии.

Практика - 12 часов.

Схема действия санинструктора по уходу за пострадавшим в течение длительного времени. Непрерывность ухода за пострадавшим при организации привалов, ночлегов и транспортировки.

Практика - 12 часов.

Отработка на практике в реальных полевых условиях мероприятий по непрерывному уходу за пострадавшими при различных травмах и обеспечение ухода за пострадавшим при организации привалов, ночлегов и транспортировки в различных погодных и географических условиях. Защита пострадавшего от воздействия атмосферных явлений.

Средства и способы переноски пострадавшего.

Практика - 6 часов.

1. Выбор средств и способов переноски пострадавшего в зависимости от тяжести его состояния (вида травмы), расстояния на которое необходимо произвести транспортировку, имеющихся в наличии подручных средств и снаряжения.

Основное требование при организации транспортировочных работ - транспортировка пострадавшего должна быть щадящей.

2.Основная часть.

2.1. Переноска пострадавшего на небольшие расстояния:

а) на руках вдвоем;

б) на лямках рюкзака, на бухте веревки;

в) на лямках рюкзака или бухте веревки вдвоем;

г) на перекладине;

д) в рюкзаке.

2.2. Переноска пострадавшего на средние и большие расстояния:

а) носилки из штормовок;

б) «плетенка»;

в) носилки из каркаса с оплеткой (2 вида оплетки);

г) носилки («кокон»);

д) методика организации носилок-волокуш. Особенности при переноске:

- удобство пострадавшего (коврик под спину, спальник, пленка, правильность расположения перекладин);

- голова выше ног (при необходимости ( наоборот);

- согласованный шаг при переноске носилок (против тряски);

- надежность фиксации пострадавшего на носилках.

Влияние природных факторов на организм человека (пострадавшего). Высокие и низкие температуры, освещение, влажность, осадки, ветер. Профилактика перегревания, переохлаждения, выполнение необходимых медицинских манипуляций при отсутствии естественного освещения, защита пострадавшего от воздействия атмосферных явлений.

Практика - 12 часов.

Фармакологические и биологические средства для повышения работоспособности организма и устойчивости к воздействию различных экстремальных факторов.

Особенности заболеваний, возникающих в условиях автономного существования в различных климато-географических районах. Нормы водопотребления, водно-солевой режим для условий холодного и жаркого климата.

Лекция - 6 часов.

Заболевания, связанные с изменениями атмосферного давления. Кессонная болезнь. Высотная (горная) болезнь. Где встречается. Патогенез. Клиническая картина. Диагноз. Первая помощь. Профилактика.

Лекция - 3 часа.

Интоксикация оксидом углерода, болотным газом, продуктами вулканической деятельности. Где встречается. Клиническая картина. Симптомы. Диагноз. Первая помощь. Профилактика осложнений.

 Лекция - 6 часов.

Укачивание. Морская болезнь. Воздушная болезнь.

Причины и механизм их возникновения. Клиника укачивания. Профилактика и лечение.

Лекция - 3 часа.

Тактика оказания помощи при наличии множества пострадавших. Медицинская сортировка. Экспресс диагностика и оценка транспортабельности. Выбор способа транспортировки. Радиообмен с медицинским учреждением. Сбор и изложение анализа. Передача пострадавшего медицинским работникам.

Алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Семинар - 3 часа.

Алгоритм - система правил для эффективного решения задач. Задача парамедика - оказание ПМП и проведение поддерживающего лечения на период до передачи больного врачебной бригаде, в т. ч. во время транспортировки.

Исходное состояние алгоритма - установление прямого контакта с пострадавшим при наличии информации о несчастном случае или остром заболевании. Блок алгоритма -пять пунктов. Первый - постановка задачи, второй - объект воздействия, третий - способ воздействия. Далее - варианты: четвертый - результат воздействия, пятый - заключение (диагноз).

Виды алгоритмов - стратегический (в выполнении участвует вся группа), тактический и частный (участвуют пара-медик с помощником).

Задача: на примере стратегического алгоритма составить частный, например, по остановке артериального кровообращения.

Генерализация алгоритма для конкретных условий. Составление алгоритма при сочетанных повреждениях.

Алгоритм оказания первой медицинской помощи при механических и термических повреждениях.

Семинар - 3 часа.

Алгоритм - система правил для эффективного решения задач. Краткое повторение принципов составления алгоритмов из занятия о составлении алгоритмов при неотложном состоянии.

Исходное состояние алгоритма оказания ПМП при механических и термических повреждениях: поставленный диагноз; отсутствие неотложных состояний (артериальное кровотечение, нестабильная гемодинамика, шоковое состояние); безопасное расположение места оказания ПМП; небольшая (до суток) задержка госпитализации.

Составление тактического алгоритма курсантами. Разбор ошибок на месте.

Моделирование ситуаций на полигоне. Отработка вопросов деонтологии, обследования, постановки предварительного диагноза, оказание медицинской помощи, включая реанимационные мероприятия.

Практика - 8 часов.

Часть 1. Отработка вопросов деонтологии, обследования, постановки диагноза.

Пострадавший - опытный инструктор, имитирующий несчастный случай или острое заболевание. Первый вариант - пострадавший в сознании, контактен. Второй - пострадавший в коме. Задача парамедика - в кратчайшее время поставить правильный диагноз. Необходимые приборы и инструменты имеются. Вводные параметры (пульс, давление, внешний вид и др.) сообщает преподаватель при запросе курсанта, причем курсант непосредственно измеряет эти параметры. Поставленный диагноз записывается в карточку. Допущенные ошибки разбираются тут же. Каждый курсант решает задачу первой части занятия по обоим вариантам.

Разбор первой части занятия.

Часть 2. Отработка вопросов постановки диагноза, оказание медицинской помощи.

Два курсанта решают задачу аналогично первой части на имитирующем инструкторе, затем оказывают ПМП, включая реанимационные мероприятия. Преподаватель, заметив ошибку, дает условный знак имитатору, и тот имитирует ухудшение состояния вплоть до остановки дыхания, на что преподаватель тут же указывает курсантам. Исправленная ошибка ведет к снижению оценки. Неисправленная - к неудовлетворительной.

Разбор всего занятия.

Комплексная проверка знаний на полигоне по пройденному курсу.

Практика - 4 часа.

1   часть - 1 час.

1-е задание. Определение состояния пострадавшего, находящегося в сознании и контактного. Постановка первичного диагноза. Классификация степени нарушения здоровья для медицинской сортировки.

2-е задание. Постановка диагноза аналогично предыдущему заданию, оказание ПМП, определение возможности транспортировки, ее типа и назначения по уходу во время эвакуации. Разбор ошибок на месте.

2 часть - 2 часа.

Медицинская сортировка двух имитаторов. Оказание ПМП с реанимационными мероприятиями (с имитацией непрямого массажа сердца), назначение терапии при задержке госпитализации. Разбор ошибок на месте.

3 часть - 1 час.

Руководство по радио осмотром пострадавшего через посредника, постановка диагноза. Оказание ПМП с консультацией по радио с врачом скорой помощи.

Примечание: 3 часть может быть проведена одновременно с 1 и 2 частями.

Сдача рефератов.

Семинар - 3 часа.

Обоснование выбора темы реферата, его актуальность, применимость в парамедицине. Тезисное изложение реферата курсантом. Обсуждение реферата курсантами, ответы на вопросы, составление коллективной оценки.

Аттестация.

Семинар - 3 часа.

Обсуждение характеристики курсанта, составленной преподавателями и руководителем стажировки.

Защита курсантом выпускной работы. Решение комплексной ситуационной задачи, связанной с нестандартной ситуацией.

Аттестация. Обоснование аттестационного решения.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru