Экспедиционная медицина и выживание



Концепция классификации факторов выживания

Концепция классификации факторов выживания

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Становление безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины только начинается. Для современного ее состояния в значительной мере характерно механическое объединение данных других наук, интуитивный подход к некоторым проблемам, отсутствие сформировавшегося понятийного аппарата, неустановившаяся терминология и определения и т.п. Все это создает определенные трудности в преподавании данной дисциплины.

Настоящая статья направлена на оказание помощи учителям и преподавателям высших и средних учебных заведений в освоении курса безопасность жизнедеятельности. Материалы статьи могут быть использованы как в учебном процессе в рамках традиционной системы среднего и высшего образования, так и в практической деятельности. Известно, что в обычных условиях обитания современный человек, как правило, бывает надежно защищен от неблагоприятного воздействия природной среды. Однако в ряде случаев, когда он лишается привычных средств жизнеобеспечения, воздействие природной среды на его организм может приобретать экстремальный характер. Именно так чаще всего складываются отношения человека с окружающей природной средой, если в результате непредвиденных обстоятельств он оказывается в ситуации автономного существования, то есть в безлюдной местности (или на акватории) без помощи извне.

Исход автономного существования во многом зависит от готовности и умения человека выживать. И в биологии и социологии и экономике слово «выживание» употребляется в совершенно конкретном смысле, означая «остаться в живых, уцелеть, не разориться». В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «выжить» трактуется следующим образом - «остаться в живых после болезни, несчастья». Однако с развитием физиологии экстремальных состояний человека этот термин приобрел другое значение, которое сегодня широко используется в такой области знаний, как безопасность жизнедеятельности. «ВЫЖИВАНИЕ - это активная целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования».

Выживание - многогранная проблема, которую следует рассматривать в нескольких аспектах. Это и умение правильно оценить создавшуюся обстановку, преодолеть эмоциональный стресс, защитить себя от неблагоприятного воздействия природных факторов, рассчитать свои силы; это и готовность к взаимодействию и взаимопомощи, осознанное подчинение личных интересов интересам группы, способность взять на себя роль лидера группы и с достоинством ее выполнить; это также проявление изобретательности и находчивости, способность с максимальной эффективностью применить свои знания, умения и навыки при выполнении мероприятий по жизнеобеспечению в автономных условиях.

На процесс выживания человека при автономном существовании оказывают влияние различные причины, получившие название факторов выживания. С позиций системной экологии факторы выживания можно определить следующим образом: это такие параметры элементов системы «человек - среда обитания», которые при определенных значениях способны оказывать активное воздействие на исход автономного существования.

При автономном существовании (в особенности в экстремальной обстановке) человек или группа людей, так или иначе, оказываются в ситуации неизбежного выбора того или иного алгоритма дальнейших действий, который и предваряется идентификацией факторов выживания и последующей оценкой сложившейся обстановки (определение значимости отдельных факторов) (см. схему 1).

Схема 1

Общий алгоритм действия человека (группы людей) в экстремальной ситуации при автономном существовании в условиях природной среды



Факторы выживания, а, точнее, их определенные значения или величины, например, абиотические факторы среды не выходящие за пределы толерантности (адаптационных механизмов) организма человека, могут быть необходимы или наоборот вредны для человека, способствовать или препятствовать его жизнедеятельности при существовании в автономных условиях.

По отношению к системе «человек - среда обитания» авторы условно делят все факторы выживания на 2 группы: антропологические и средовые. В первую группу включены факторы, имеющие отношение только к человеку как к биосоциальному индивидууму и характеризующие его валеологические и эдукологические параметры. Вторую группу составляют средовые факторы, под которыми будем понимать любой элемент среды обитания (природной, социальной и техногенной), способный оказывать в автономных условиях прямое или косвенное воздействие, как на организм человека, так и на его личность (схема 2).


К первой группе относятся валеологические факторы, характеризующие исходное состояние функциональных систем организма, определяющие гомеостаз и поведенческую деятельность человека. Физиологическое состояние организма (см. схему 2) включает в себя физическую составляющую здоровья человека, куда относятся физические способности и ограничения, физическое благополучие и резервы организма. Наличие или отсутствие различной степени тяжести травм, тепловых или холодовых поражений, отравлений растительными и животными ядами, паразитарных и инфекционных заболеваний, а также адаптированность к условиям климата, физическая выносливость, адаптационные резервы организма - все это в значительной степени оказывает воздействие на исход автономного существования.

Не менее важную роль в процессе выживания человека в условиях природного окружения играет психическое состояние и психофизиологическое функционирование. Переживания, возникающие в момент экстремальной ситуации сильны настолько, что большинство людей даже при отсутствии физического повреждения по уровню психического состояния являются практически нетрудоспособными. У них отмечается изменение восприятия других людей, пространства, искажение расстояния между предметами, их размеров и формы, порой окружающее кажется «нереальным». В связи с этим важную роль играет оценка психического состояния и психофизиологического функционирования человека, которая является крайне необходимой для принятия грамотных, адекватных сложившейся обстановке действий в экстремальных условиях.

Психическое состояние включает в себя следующие параметры:

психические процессы - познавательные (восприятие, мышление), эмоциональные (отношение человека к миру в форме непосредственного переживания: эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, сила и глубина чувств на основе положительно окрашенных потребностей, интересов и установок индивида), волевые (целенаправленность, самоопределение, самостоятельность, независимость, нонконформизм, решительность, обдуманность, настойчивость, самоконтроль, самообладание, выдержка, рефлексия, устойчивость мотивации): психические свойства личности (направленность личности, темперамент, характер, способности); мотивации (сложная: убеждения, идеалы, склонности, интересы; простая: желания, влечения, хотения); морально-психологическая подготовленность (положительная, активная реакция на опасность; устойчивость психики человека как основы и предпосылки успешной деятельности; самосознание личности как психическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях); стрессоустойчивость (ощущение важности своего существования; чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь; открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития); актуальная личностная структура (как результат, полученный в ходе активного освоения личностью всей системы социальных связей, как действия личности в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность; в общем смысле - социальная установка личности); острые психические заболевания.

К психофизиологическому функционированию, занимающему промежуточное положение между физиологическими и психическими характеристиками человека относят: чувствительность (как определенная органическая функция), мнемическая функция (специфическое явление, при котором в силу функциональных свойств нервной системы данные чувствительности закрепляются и затем, при соответствующих условиях, воспроизводятся), тоническая функция (проявляется в темпераменте, в аффективной возбудимости), генетическая предрасположенность.

Автономное существование требует от человека определенных знаний для выполнения грамотных действий направленных на выживание. Знание вопросов оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, подачи сигналов бедствия, определения своего местонахождения, строительства временных убежищ, добычи воды и пищи и т.д. - залог успешного преодоления сложных природных условий в ситуации автономии. Следует подчеркнуть, что отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни безупречное здоровье, ни наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Однако нужно не просто знать правила поведения в той или иной экстремальной ситуации, но и уметь применить приобретенные знания на практике. В связи с этим мы в отдельную группу выделяем эдукологические факторы, то есть специальные знания, умения и навыки необходимые человеку для выживания при автономном существовании. Именно их глубина и надежность определяют, сохранятся ли у человека столь необходимые в подобных ситуациях хладнокровие, изобретательность, самообладание или будут превалировать эмоциональная напряженность, страх, уныние, грозящие срывом функциональной деятельности.

Вторую группу составляют средовые факторы, имеющие разную природу и специфику действия. В связи с тем, что человек, в отличие от других живых организмов, является биосоциальным существом и отношения в коллективе играют одну из первоочередных ролей, влияющих на исход коллективной автономии, целесообразно отдельно выделить и рассмотреть социально-психологические факторы.

В экстремальной ситуации целесообразно выделить два этапа деятельности:

1) этап ориентации и поиска решения для выхода из ситуации;

2) этап выхода из экстремальной ситуации.

Для первого этапа характерны следующие социально-психологические факторы выживания:

1.Конъюнктивные чувства (сближающие и объединяющие людей) как эмоциональная основа межличностных отношений.

2.Эмоциональная удовлетворенность межличностными отношениями, а именно удовлетворенность своим социальным статусом и социальной ролью в группе.

3.Идентификация (способность поставить себя в социальную роль другого человека), эмпатия (способность понять чувства и переживания другого человека), аттракция (заведомо положительное отношение к партнеру по общению), как механизмы социальной перцепции (восприятия), помогающие лучше понять позицию партнера.

4.Знание специфики (динамики и ошибок) общения в экстремальной ситуации:

I - стадия замирания,

II - стадия эмоциональной экспансии (распределение социальных ролей, завоевание социального статуса в группе, при которых чаще всего допускаются следующие ошибки общения: чрезмерная болтливость, чрезмерная откровенность, приписывание партнеру по общению заведомо положительных или отрицательных качеств, демонстрирование собственных положительных или отрицательных личностных особенностей),

III - стадия формирования новых социальных ролей в контексте ситуации,

IV - стадия стабилизации отношений в контексте ситуации.

5.Рефлексия как способность понять собственные действия и собственное эмоциональное состояние. Самокритичность.

6.Способность к генерированию идей в ходе совместного поиска решений и действий.

7.Направленность социальной мотивации на сотрудничество.

Для второго этапа характерны следующие факторы выживания:

1.Способность принять на себя ответственность за собственные действия и действия членов группы.

2.Способность лидера к императивному стилю общения.

3.Гибкость социального поведения – способность быстрого перехода в противоположные социальные роли: лидера и подчиненного.

4.Степень понимания членами группы выработанных группой целей и задач по выходу из автономии.

5.Уровень групповой сплоченности. Знание природы, динамики и функции конфликта, умение распознавать назревающий конфликт, умение управлять возникшим конфликтом в группе, объективно разрешать конфликт, знание приемов разрешения конфликтов.

Экологические факторы традиционно подразделяются экологами на абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы - температура и влажность воздуха, осадки, сила ветра, солнечная радиация, уровень барометрического давления атмосферы, рельеф местности и др. - это все свойства неживой природы, которые, так или иначе, влияют на организм человека. Под биотическими факторами в современной экологии понимают все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм, в том числе и человеческий, постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других организмов, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Для человека при автономном существовании в природных условиях особую актуальность приобретает контакт с растениями и животными, имеющими практический интерес. Под биотическими факторами будем понимать окружающий человека (и активно воздействующий на него) органический мир, являющийся составной частью среды его обитания.

В данном контексте антропогенными факторами будем считать все формы деятельности человеческого общества, приводящие к изменению природы - среды обитания, как других видов, так и самого человека, и в той или иной степени, непосредственно сказывающиеся на его жизнедеятельности при автономном существовании.

Сюда относятся разнообразные факторы как живой, так и неживой природы, трансформированные в результате воздействия человека и способные при определенных условиях повлиять на последнего в ситуации автономии. В качестве примера можно указать на загрязненность водоемов химическими веществами, повышенный уровень радиоактивности, загрязнение атмосферы, почв и др.

Часть средовых факторов, имеющих активное воздействие на процесс выживания и зачастую определяющих исход автономии (одежда, снаряжение, средства сигнализации и связи, медицинская аптечка, водно-пищевой запас и др.) авторы рассматривают отдельно, выделяя их в подгруппу материально-технических факторов, обеспечивающих защиту человека от воздействия окружающей среды и способствующих нормальной жизнедеятельности при автономном существовании.

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная классификация факторов выживания в достаточной мере условна и не претендует на завершенность. В данной статье в порядке дискуссии мы представили свою точку зрения, несколько отличную от изложенных ранее.





Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru