Экспедиционная медицина и выживание



Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие

Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.



Действия перед вынужденной посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом

Успех поиска и своевременность оказания помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, потерпевших бедствие, зависят от наличия на борту аварийно-спасательных средств и твердых навыков у экипажа в их использовании, которые достигаются систематическим проведением занятий и тренировок (тренажей) по практическому применению этих средств.

На всех воздушных судах должны постоянно находиться аварийно-спасательные средства, предусмотренные их конструкцией или заданием на полет.

При возникновении аварийной обстановки в воздухе командир воздушного судна должен действовать хладнокровно, инициативно и решительно, заботясь в первую очередь о сохранении жизни пассажиров и членов экипажа.

Потерпевшие бедствие должны знать, что для их спасения будут предприняты все необходимые меры.

Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полетов, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал «Терплю бедствие» с одновременным включением сигнала «Бедствие». Экипаж обязан твердо помнить, что подача сигнала «Терплю бедствие» поможет оперативнее организовать поиск и своевременно оказать ему помощь.

Приняв решение произвести вынужденную посадку, командир воздушного судна обязан сообщить органу УВД, осуществляющему непосредственное управление (а при невозможности - ближайшему органу УВД), место и время посадки, предупредить об этом экипаж, который обязан действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) воздушного судна (инструкции экипажу). Штурман (второй пилот) обязан сообщить всем членам экипажа местонахождение воздушного судна, направление и скорость ветра, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над морем – направление и расстояние до берега.

Приняв решение покинуть воздушное судно с парашютами, командир воздушного судна обязан:

- вывести при возможности воздушное судно в район, обеспечивающий безопасность приземления членов экипажа и исключающий нанесение ущерба населению при падении воздушного судна;

- определить место сбора членов экипажа после приземления;

- дать команду на покидание воздушного судна.

При покидании воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия. Все члены экипажа при покидании воздушного судна должны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).

При снижении на парашюте каждый член экипажа обязан внимательно осматривать местность, обращая особое внимание на расположение населенных пунктов, дорог, троп, рек, озер, ущелий, а также на наличие кораблей, островов, направление на берег при спуске на водную поверхность.

Во избежание протаскивания при сильном ветре в момент приземления отсоединить или обрезать купол со стропами.


Действия после вынужденной посадки или приземления с парашютом на сушу

Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродромов, обязан:

- немедленно эвакуировать пассажиров и пострадавших членов экипажа из воздушного судна в безопасное место;

- при покидании воздушного судна по возможности взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства и парашюты;

- оказать пострадавшим членам экипажа и пассажирам медицинскую помощь;

- подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о бедствии;

- подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации;

- уточнить свое местонахождение;

- принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населенным пунктом;

- подобрать и подготовить площадку для посадки поисково-спасательного вертолета.

Всеми работами на месте вынужденной посадки воздушного судна руководит командир экипажа.

Осмотреть воздушное судно для определения его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва баков с топливом и боеприпасов. Если наблюдается течь топлива или масла, необходимо принять меры к устранению течи или сбору стекающих ГСМ для нужд потерпевших бедствие (для разведения сигнальных костров, обогрева и освещения). В случае возникновения пожара экипаж должен попытаться ликвидировать его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения.

После приземления с парашютом члены экипажа должны собраться в месте, указанном командиром, захватив с собой НАЗы и парашюты.

При приземлении в условиях, когда члены экипажа не видят друг друга (в лесу, в горах, ночью и т.д.), необходимо использовать для сбора экипажа аварийно-спасательные радиостанции, звуковые сигналы, пиротехнические и подручные средства.

Если к месту сбора прибыли не все члены экипажа, командир обязан принять меры к их розыску.

После оценки обстановки командир экипажа принимает решение на дальнейшие действия.

Наиболее целесообразно оставаться на месте приземления (сбора). Это облегчает поиск и дает возможность принять более эффективные меры по защите людей от воздействия внешней среды сохранить их силы и здоровье по прибытия спасателей.

Решение оставаться на месте вынужденной посадки принимается в следующих случаях:

- когда сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем в воздухе либо после приземления;

- если место приземления точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, глубокий снег и т.п.);

- когда направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;

- если большая часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных ранений самостоятельно передвигаться не могут;

- когда местность открытая.

Приняв решение оставаться на месте вынужденной посадки, командир воздушного судна (член экипажа) обязан:

- установить круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью в целях своевременной подачи сигналов экипажам поисковых самолетов (вертолетов) и НПСК;

- организовать уход за ранеными и больными;

- взять на учет имеющиеся снаряжение и имущество, запасы воды и пищи и установить нормы их расходования;

- организовать сооружение укрытий для людей;

- организовать добычу пищи и воды, используя местные возможности (охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов, растений и т.п.);

- провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.

Решение об уходе с места вынужденной посадки может быть принято:

- если точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;

- если члены экипажа, спускаясь на парашютах, обнаружили неподалеку просеку, дорогу, реку или жилье;

- в случае непосредственной угрозы жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.);

- когда воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены с воздуха из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;

- если в течение трех суток нет связи и помощи.

 Приняв решение об уходе с места вынужденной посадки, командир экипажа воздушного судна обязан:

- распределить обязанности;

- определить маршрут движения, при необходимости нанести его на карту, рассчитать время по этапам перехода;

- отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования в безлюдной местности;

- подготовить средства сигнализации и связи для немедленного их использования в пути при появлении поискового воздушного судна;

- подготовить  пострадавших  к транспортированию или к самостоятельному движению (изготовить носилки, костыли и т.д.);

- распределить между членами экипажа и пассажирами продовольствие и воду, установить их суточные нормы расхода;

- оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения, времени ухода, состояния здоровья людей.

На месте происшествия обозначить направление движения (выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях и т.п).

Для обозначения своего местонахождения кроме аварийных радиостанций и сигнальных средств, имеющихся в НАЗах и на борту воздушного судна, экипажем применяются и подручные материалы (парашютная ткань, чехлы, куски дерева, камни, зола, костры и т.п.).

Для обмена информацией между поисково-спасательным самолетом (вертолетом) и потерпевшими бедствие при отсутствии или выходе из строя аварийных радиостанций используются визуальные знаки, эволюции воздушного судна и сигнальные ракеты.


Действия при вынужденной посадке на воду или приводнении с парашютом

Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир экипажа с учетом следующих факторов:

- развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и предполагаемого ее исхода;

- типа и оснащения воздушного судна;

- состояния водной поверхности и скорости ветра;

- специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.

Перед вынужденной посадкой командир экипажа воздушного судна подает следующие команды:

- «Приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи и другое необходимое оборудование и снаряжение!»;

- «Надеть каждому пассажиру и члену экипажа спасательный жилет (пояс), но не наполнять его внутри воздушного судна!»;

- «Пристегнуть привязные ремни!».

Командир экипажа указывает порядок открытия основных и запасных люков (выходов).

Члены экипажа обязаны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).

Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира экипажа после окончания глиссирования.

При покидании воздушного судна на воде экипаж обязан:

- открыть двери и люки, опустить на воду групповые спасательные плавсредства;

- переправить, на плавсредства в первую очередь раненых, детей и пассажиров;

- погрузить на плавсредства запасы воды, продовольствия и снаряжения;

- проверить наличие всех членов экипажа и переправить их на плавсредства;

- отплыть на безопасное расстояние от воздушного судна (не менее 100 м);

- собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать их (по три плота, лодки) фалами длиной 12-15 м.

При нахождении на плавсредствах командир экипажа воздушного судна обязан:

- обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

- привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи, а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;

- определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;

- учесть запасы питьевой воды и пищи и установить при необходимости суточную норму их расходования;

- организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и плавсредствами;

- при появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.

При покидании воздушного судна с парашютами на этапе спуска необходимо приготовить плавсредства к использованию, а в момент приводнения во избежание протаскивания освободиться от подвесной системы (купола со стропами) и забраться в лодку (плотик). Затем следует подобрать парашют, удалить из лодки (плотика) воду, закрепить все имеющиеся в лодке предметы и включить аварийную радиостанцию.

При появлении в районе бедствия воздушных судов, кораблей или других судов обозначить себя, используя пиротехнические и другие сигнальные средства, а также вещества для окраски воды и сигнальное зеркало.

После вынужденной посадки (приводнения на парашюте) в море членам экипажа для сохранения своей жизни и работоспособности, а также жизни пассажиров руководствоваться рекомендациями специальных памяток, находящихся в НАЗах.




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru