Экспедиционная медицина и выживание



Разработка технических требований к новым образцам снаряжения авиационного спасателя и программ их испытания

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


В настоящее время имеется большой выбор самого разнообразного снаряжения для спасателей различного профиля. Есть образцы достаточно продуманные, но нередко встречаются и вещи созданные малокомпетентными людьми, которые имеют весьма приблизительное представление о труде спасателей или о выживании в экстремальных условиях природной среды.

К сожалению, нет собранной воедино информации доступной широкому кругу специалистов о том, что, где и кем производится, какие имеют характеристики и, что особенно важно, кем и в каких условия испытывались.

В современных экономических условиях нередко складывается так, что не спасатель выбирает себе снаряжение, а вышестоящий руководитель, отвечающий за целое направление, в том числе и спасение. Это обычно человек, не имеющий опыта проведения спасательных работ, и не имеющий четкого представления о самом процессе и тем более о факторах, отрицательно воздействующих на спасателя, но считающий себя специалистом в этой области.

Отсюда и главный критерий выбора: чтобы внешне сносно выглядело и цена поменьше. Забота об охране труда спасателя, безопасность, удобство в работе и облегчение выполнения им своих функций - это уже уходит на задний план.

Нередко случается так, что попался ответственному лицу в руки какой-либо хорошо сделанный рекламный буклет, выберет он, что по привлекательнее и вот уже пошло изделие на снабжение, а потом спасатели на местах недоумевают, кто мог додуматься до такого.

Поэтому уже давно пора определиться с единым подходом к разработке технических требований к образцам снаряжения для экстремальных условий, проверить, что и где выпускается, выбрать лучшее, провести испытания и заявить на всю страну кто есть кто и что есть что. Лучшим результатом этого будет информационный сборник доступный всем специалистам. Нужно провести такую работу, чтобы фирмы-производители стремились попасть в этот сборник, что буде служить признаком качества и порядочности.

Теперь коснемся отдельно структуры спасателей - авиационных. К ним относятся спасатели гражданской и военной авиации.

Чтобы определиться с подходом к проектированию снаряжения для них, нужно знать структуру и особенности труда авиационных спасателей.

 

Структура и особенности труда авиационных спасателей

Прежде всего, нужно знать, что к авиационным спасателям относятся члены парашютно-десантных групп (ПДГ), наземных поисково-спасательных групп (НПСГ) и аварийно-спасательных команд (АСК) аэродромов, которые находятся в различной степени готовности убытию на поиск и спасение. Время их немедленного убытия колеблется от 10 до 30 минут летом и до 45 минут зимой, в зависимости от содержания поступившей команды, и никто не имеет права превысить это время. Нормативы для спасателя в авиации жесткие, но это закон, написанный кровью.

Главное предназначение авиационного спасателя - проведение поиска и спасения пассажиров и экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, оказания им помощи и эвакуация с места авиационного происшествия.

Авиационный спасатель - специалист, действующий в экстремальных условиях среды при дефиците времени и подвергающийся вынужденному риску в процессе спасательной операции.

В обычное время спасатель занят своей работой на аэродроме: штатные спасатели ПДГ находятся в дежурном режиме, нештатные (НПСГ и АСК) заняты плановой работой в службах.

Но по сигналу тревоги они обязаны прибыть к месту сбора и немедленно убыть для оказания помощи. Спасатели ПДГ бегут к самолетам и вертолетам, улетают на воздушный поиск и прыгают с парашютом к обнаруженным потерпевшим бедствие или спускаются к ним с вертолетов на спусковых устройствах, если условия не позволяют произвести посадку. Остальные спасатели НПСГ убывают на автомашинах и производят наземный поиск. Спасатели АСК приступают к работе в основном в районе аэродрома, когда место бедствия известно.

Снаряжение спасателей ПДГ - обычные летные комбинезоны или демисезонное обмундирование, не очень удобное для размещения в их карманах необходимых предметов. Дополнительно у одного из спасателей ПДГ имеется 30-килограммовый контейнер с медикаментами, который спускается вместе со спасателем на парашюте, закрепленный за длинный фал. На некоторых аэродромах умельцы самостоятельно изготавливают некоторое подобие разгрузочных жилетов, вроде тех, что были у вертолетчиков в Афганистане. Факт, который нельзя оспорить - существующее снаряжение авиационных спасателей ПДГ не отвечает современным требованиям.

Нештатные спасатели НПСГ и АСК на военных аэродромах одеты примерно так же. На гражданских аэродромах дела обстоят хуже. В связи с тем, что аэропорты уже акционированы, порядок финансирования уже стал другим. Зачастую денег не хватает, и члены НПСГ надевают на себя то, что могут позволить их средства. Хотя немало аэродромов, где члены НПСГ оснащаются за счет предприятия. Интересно, как себе представляют руководители врача НПСГ, карабкающегося по склону горы в белом халате, колготках и туфельках, или девушку из службы перевозок в том же одеянии, но бредущей по болотистой местности?

Но опять-таки - снаряжение, где оно есть - техническое, а не спасательное.

В 1992 году мною была предпринята попытка создать серийное снаряжение для спасателя ПДГ. Но командование Федерального управления авиакосмического поиска и спасания несколько изменило разработанный образец, чтобы затем использовать форму для представительского выезда за рубеж и совместных учений со спасательными службами других стран. Чтобы не ударить перед иностранцами в грязь лицом, специально для этих целей была изготовлена ограниченная серия. Однако практических испытаний так и не было проведено. Утешает только, что офицеры Федерального управления ценят ее как удобную и зачастую носят повседневно.

С АСК вопрос стоит проще. Спасательная работа проводится, как правило, в районе аэродрома. Члены АСК - это работники в основном технических служб, которые оснащаются технически спецодеждой.

Так что приходится констатировать, что специального серийного снаряжения для авиационного спасателя, по большему счету нет. Все, что имеется - приспособлено из того, что есть.

В спасательные службы аэропортов входят и пожарно-спасательные расчеты. По снаряжению к ним претензий нет. Тем более этими вопросами пожарные занимаются уже более 200 лет.

Законы об охране труда пожарных были созданы еще до революции, а закон об охране труда спасателя только в 1995 году.

Итак, мы подошли к главному - специальное снаряжение для авиационного спасателя нужно создавать. Теперь вопрос, а что он будет в нем конкретно делать, или каковы должны быть требования к снаряжению?

 

Что нужно учитывать при разработке снаряжения авиационного спасателя?

Невозможно учесть все нюансы, с которыми столкнется спасатель в процессе спасательной операции. Нельзя рассматривать и конкретную ситуацию, другая подобная, уже будет значительно отличаться от предыдущей. Потому что все спасательные работы проводятся в разных местах и условиях, в разное время и при различных обстоятельствах.

Поэтому достаточно знать, что должен уметь спасатель, какие к нему предъявляются профессиональные требования. Практический опыт многих лет показал, что спасатель должен уметь:

1. Пользоваться топокартой, ориентироваться на местности с компасом и без него и производить наземный поиск потерпевших бедствие.

2. Оказывать первую медицинскую помощь и транспортировать пострадавших на местности различной сложности.

3. Вскрывать аварийные выходы, люки, фюзеляж, извлекать из ВС потерпевших бедствие.

4. Форсировать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств.

5. Совершать переходы различной протяженности днем и ночью в любое время года по различной местности, в том числе труднопроходимой и сильнопересеченной.

6. Преодолевать препятствия разной степени сложности, в том числе с использованием навесного оборудования и страховки.

7. Преодолевать на спасательных плавсредствах полосу прибоя и высаживаться на берег в шторм.

8. Пользоваться всеми типами аварийно-спасательных плавсредств и ремонтировать их повреждения на плаву.

9. Пользоваться индивидуальными и групповыми  аварийными радиостанциями.

10. Применять все типы пиротехнической и визуальной сигнализации и использовать для сигнализации подручные средства.

11 .Тушить пожары.

12. Разводить костры различного назначения.

13. Сооружать укрытия из подручных материалов.

14. Добывать и обеззараживать воду, опреснять морскую воду.

15.Добывать пищу с использованием предметов снаряжения спасателя, предметов комплектации групповых средств  спасения и подручных предметов.

16. Определять съедобные и ядовитые растения, грибы и животных.

17. Готовить пищу в условиях выживания.

18. Пользоваться легководолазным снаряжением (ластами, маской, трубкой, гидрокостюмом и аквалангом).

19. Спускаться с крутых склонов и обрывов самостоятельно и вместе с пострадавшим при помощи веревок и страховки.

20. Пользоваться фото- и видеокамерой, сохранять отснятый материал в неблагоприятных условиях.

22. Готовить и обозначать площадки для посадки поисковых вертолетов и вести радиосвязь.

23. Подниматься на борт спасательного вертолета в режиме весения вместе с пострадавшим (с суши и воды).

24. Прыгать с парашютом на сушу и воду в простых и сложных условиях.

25. Десантироваться из вертолетов на сушу и воду беспарашютным способом и с помощью спусковых устройств.

Исходя из этих требований, определяется «начинка» снаряжения спасателя теми предметами, которые требуются для выполнения указанных выше основных задач, а также их количество для 1 человека.

Естественно учитываются особенности зоны, где осуществляется поисково-спасательное прикрытие полетов авиации, а также разумная масса всех предметов, которая не должна превышать 10-12 кг. Поэтому очень важно, чтобы изделия были универсальными, комплексного применения.

Сами предметы комплектации предусмотрены Руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов. Норма может изменяться и дополняться в соответствии с местными условиями. В комплект снаряжения авиационного спасателя входят следующие предметы:

- летний костюм (комбинезон или брюки и куртка);

- демисезонный или зимний комплект (полукомбинезон, куртка с капюшоном, свитер);

- головной убор летний и зимний;

- обувь.

Спасателям ПДГ все эти предметы предназначены для повседневной носки в рабочее время. Для остальных категорий - эти предметы должны находиться в упаковке и храниться как группкомплект, который применяется при реальных авиационных происшествиях и учениях.

Требования по цвету. Цвет должен быть только ярким, броским. Обязательно должны быть светоотражающие полосы. На спине - надпись, поясняющая принадлежность к аэропорту и спасательной службе. Ткань не должна быть искусственной, чтобы не плавилась под воздействием высокой температуры.

Зимние комплекты должны быть многослойными. Это повышает теплозащиту и облегчает сушку при намокании одежды.

Обувь. Как показала практика, для спасательных операций более удобна обувь с верхом из ткани. Такую обувь быстрее и легче сушить при намокании. Кожа плохо приспособлена для действий в местностях, где много влаги. Обувь из кожи долго сушится, при быстрой сушке коробится и усыхает. Лучший вариант - обувь с применением технологии гортекс одностороннего проникания, но это дорого.

Главные требования для обуви: прочность, легкость, быстрая просушиваемость, удобное застегивание.

 

Расположение комплектующих предметов на снаряжении

Комплектующие предметы могут располагаться на спасателе в двух вариантах: в карманах на жилете и на съемных карманах (чехлах), располагаемых на ременном снаряжении. Количество и объемы чехлов могут подбираться спасателем самостоятельно, исходя из поставленной задачи. Это перспективный вариант, но не годится для спасателя-парашютиста.

Для спасателя ПДГ есть только один вариант - жилет, т.к. особенности его покроя позволяют надевать сверху подвесную систему парашюта. Карманы располагаются так, что бы не попадали под ремни подвесной системы. Система застегивания карманов - кнопки, дублируемые липучкой, - это не позволяет выпасть содержимому в момент раскрытия парашюта и динамического удара.

Жилет такого типа, но не для спасателя, а для летчика уже прошел всесторонние испытания и был принят на вооружение.

Ткань жилета - лучше сетчатая, как в ВВС США. Карманы из прочной ткани. Это очень удобно, т.к. в таком жилете не жарко летом. Конструкция жилета такова, что не требует их изготовления по размерам. Подгонка жилета осуществляется самостоятельно при помощи шнуровки, которая затем прикрывается клапаном.

Отечественные жилеты выполнены из плотной ткани, что создает летом ряд неудобств.

Для других категорий спасателей - НПСГ и АСК снаряжение может располагаться как угодно, лишь бы было удобно. Здесь предпочтение лучше отдавать съемным чехлам на ремнях. Точно сказать что лучше, жилет или что-либо другое, сказать пока трудно. Здесь нужны испытания.

Жилеты и другое снаряжение должны быть яркими с надписью на спине. Их конструкция должна обеспечивать удобство для передвижения и проведения ПСР. Главное - не следует идти на поводу некоторых заказчиков, которые хотят, чтобы в жилетах можно было ходить по городу. Категорически нет - жилеты только для ПСР. Для путешествий по городу жилеты нужно шить за свой счет. За этим уже должны следить руководители таких спасателей.

Необходимы испытания и по проверке предметов комплектации аварийно-спасательного предназначения. Список их велик. И, помня о предпочтительной массе 10-12 кг, нужно проверить, что именно нужнее в каждой климатогеографической зоне при проведении спасательных работ. Видимо целесообразно разработать базовую комплектацию и варианты дополнительной комплектации для основных природных зон и условий.

Нужно стремиться к тому, чтобы спасатель находился на рабочем месте в обмундировании яркого света и специальной обуви, которые он надевает по прибытию на работу и снимает при убытии. В случае тревоги он надевает на себя жилет и следует на задание - на транспорте или на вертолете. То, что на нем не надето, находится в специальной сумке, которую он берет с собой, а по пути надевает на себя все необходимое. Спасатель ПДГ, кроме того, берет с собой парашют, который он надевает в вертолете.

Таким комплектом и способом его использования удастся повысить готовность спасателя к немедленному выезду, сократить нормативное время убытия. И главное - быстрее оказаться на месте авиационного происшествия, где зачастую каждая минута дорога и может решить все.

Теперь другой вопрос. Как снизить затраты на снаряжение спасателя и предусмотреть это еще на этапе проектирования?

Первое, - это, конечно, разумная минимизация комплекта. Второе - это продление сроков службы. Что чаще всего сокращает срок службы снаряжения? - это повседневная носка на работе (1 сутки) и основная дома (2-3 суток). Бич нашей страны - «халява»! Поэтому нужно искоренять подобные вещи. Ведь не носят же спецодежду дома авиационные спасатели на базе ВВС в Анкоридже (Аляска, США). Это там считается неприличным.

Ещё можно делать покрой снаряжения настолько специфическим, что в нем в магазин будет неудобно сходить. Есть и другой вариант - установка сроков службы, как это сделано в военной авиации. К примеру, срок службы обуви - 2 года, головного убора летнего - 1 год, зимнего - 2 года, комбинезона - 2-3 года, демисезонного обмундирования - 4 года и т.д. Если износил раньше, стоимость выданного на замену нового имущества высчитывается из зарплаты или принимается ряд других мер. Вспомните, как иные люди носят подаренный им летний камуфляж по 4-5 лет. Вот это аккуратность и экономия! А что же мешает нам?

Если ты участвовал в реальной спасательной операции, комиссия оценивает фактическое состояние снаряжения и решает, списывать и выдать новое, или сократить срок службы использованного.

Другой путь - хранить имущество в группкомплектах и выдавать только на реальные спасательные операции или на учения.

Это лишь некоторые варианты продления сроков использования снаряжения по прямому назначению и снижения затрат.

 

Программы испытаний

При разработке программы испытаний нужно учитывать:

- что должен уметь спасатель определенной категории (ПДГ, НПСГ, АСК);

- опыт наиболее характерных спасательных работ, имевших место в авиации;

- что именно должен сделать спасатель в ходе спасательной работы.

После того, как определились с перечнем приемов (упражнениями), их следует разбить по природным условиям (ландшафт, время года).

В результате у нас получатся блоки по природным зонам с отдельными программами, которые отличаются друг от друга. В каждом таком блоке, исходя из программы, продумываются такие приемы и действия, которые наиболее ярко бы высветили положительные стороны или недостатки снаряжения и предметов комплектации. При этом следует продумывать такие нагрузки, чтобы снаряжение работало на износ. Тут, даже допустимо, чтобы уставший испытатель передавал свое снаряжение другому сменщику, а тот продолжал испытания.

Лучший вариант испытаний - это натурные испытания. Это гарантия полноценной проверки, в результатах которой трудно будет сомневаться даже скептикам. Хотя можно испытывать и в искусственных условиях, приближенным к натурным. Но это таит в себе технические сложности и «натяжку».

Несомненно, есть разница в том, когда в рекламе будет сказано, что накомарник испытывался в летней тундре или тайге, или летним вечером в горном лесу около моря под Анапой.

После проведенных испытаний учитываются выявленные недостатки снаряжения, и изделия дорабатываются с учетом пожеланий испытателей, а лучше и пожеланий спасателей.

Следующий этап - оценка представленных образцов спасателями (заказчиком), которые после всесторонней проверки выдают свое заключение.

Если работы на всех этапах проводились добросовестно, то, как показывает практика, заключения всегда были положительными.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru, cess@aerogeologia.ru