К вопросу о рациональной обуви для работников связи

Обзор отечественной экспедиционной обуви




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Врач И.Н. Кузьмин. К вопросу о рациональной обуви для работников связи. Из Лаборатории охраны труда Министерства связи СССР.(Начальник – инженер П. Н. Семенов). (Стопа и вопросы построения рациональной обуви). Москва, 1960 г.

 

Работа большого контингента работников связи (почтальонов, надсмотрщиков) связана с длительной ходьбой. Почтальоны с почтовой сумкой, вес которой может быть 15 – 18 – 20 килограммов и более, проходят за рабочий день 20 и более километров, из них до 1,5 – 2 километров вверх по домовым лестницам.

Ознакомление с условиями труда работников связи показало, в частности, что пользование во время работы обычной обувью может вызвать различные функциональные, а в дальнейшем и стойкие патологические изменения нижних конечностей, как потертости, намины, опускание свода стоп и т.п.

Вопрос профессиональной обуви для работников связи был всегда актуальным и за последние годы, по указанию Министерства связи СССР, были проведены работы по разработке специальных образцов обуви для почтальонов и надсмотрщиков с учетом специфических особенностей труда каждой из этих профессиональных групп, а также с учетом сезонности, климата и др.

Разработка специальной обуви для работников связи проводилась Лабораторией охраны труда Министерства связи СССР (Р. М. Смилевич, М. Н. Романов, А. И. Филимонов) при тесном научном содружестве с Центральным научно-исследовательским институтом кожевенно-обувной промышленности (ЦНИКП'ом).

В разное время в этой работе принимали участие проф. М. О. Фридланд, проф. Ю. П. Зыбин, канд. тех. наук X. X. Лиокумович и др.

Детальному обследованию были подвергнуты 120 почтальонов. Помимо проверки общего состояния здоровья почтальонов, лаборатория организовала также и проверку состояния их  стоп: 1) до работы, 2) через 5 – 6 часов работы, 3) по окончании работы и 4) на другой день утром.

Такой порядок обследования стоп почтальонов был установлен из следующих соображений:

первый обмер в утренние часы, когда после ночного отдыха стопа имеет наиболее «нормальные» исходные данные;

второй – после тяжелой физической нагрузки (5 – 6 часов работы) – должен был выявить реакцию разных стоп на нагрузку;

третий – по окончании рабочего дня – для выяснения реакции стоп на общую дневную нагрузку с учетом обеденного перерыва;

четвертый – утром на следующий день – для выяснения реакции мышечно-связочного аппарата нижних конечностей на отдых в ночное время.

Учитывая, что главным признаком плоской стопы является понижение продольного свода, необходимо было измерять длину и высоту подъема стопы. Для этого учитывались наиболее выступающие точки стопы:

а) по длине: сзади – пяточный бугор, спереди – кончик пальцев;

б) по высоте: наивысшая точка ладьевидной кости (вершина свода).

При определении ширины выдающимися точками мы считали пястно-фаланговые сочленения.

При каждом антропометрическом обмере снимали обвод и отпечаток стопы.

При исследовании состояния стоп у 120 почтальонов были получены следующие данные: стоп нормальных – 154 (61%), с различной степенью плоскостопия – 86 (39%).

В обследуемой группе почтальонов было 112 чел. с функциональной недостаточностью стоп (50,9%).

Примечание. Мы считаем, что функция стопы нормальна, если стопа после ночного отдыха приходит в исходное (по данным подометра) состояние и отсутствуют какие-либо неприятные, в том числе и болевые ощущения в мышечно-суставном аппарате стопы.

Приводим некоторые данные, характеризующие состояние стоп у 120 обследованных лабораторией охраны труда почтальонов.


Из таблицы видно, что во всех пяти группах имеются лица с функциональной недостаточностью стоп и что среди лиц с плоской стопой, в том числе с резким плоскостопием, имеются лица с достаточной функцией стопы.

На основании этих данных можно сделать вывод, что у основного контингента почтальонов отмечается преобладание стоп с различными отклонениями от нормы (уплощение и плоскостопие). Следовательно длительная ходьба с тяжелой почтовой сумкой изменяет и функцию стопы. Длительная ходьба без применения специальной обуви может вызвать понижение свода стопы. В результате этого стопа с уплощенным сводом делается менее пригодной для движения, т. к. снижается ее «рессорное свойство», необходимое для смягчения толчков и сотрясений, неизбежных при движении, особенно при ходьбе по лестницам.

Следует также отметить, что в группе почтальонов с резко выраженным плоскостопием, у которых стопа дала нормальное колебание свода в ответ на нагрузку (хождение с тяжелой сумкой в течение 5 – 6 часов), были в основном с длительным стажем (19 – 30 л.) работы. Можно предположить, что функциональная полноценность этих стоп связана со способностью организма приспосабливаться к условиям труда с длительной ходьбой. Обследования стоп в течение дня показали, что своды стопы почтальонов под влиянием одинаковой нагрузки изменяются различно. Это различие связано с состоянием стопы до работы.

У лиц с плоскостопием или с понижением свода через 5 – 6 часов работы отмечалось не только опущение свода, но в некоторых единичных случаях и поднятие его с продольным укорочением стопы, что можно объяснить спазмом и временной контрактурой мышц нижних конечностей.

При опросе значительная часть обследованных почтальонов отмечала, что к концу рабочего дня у них появилась общая усталость, боли в икроножных мышцах, коленном и голеностопном суставах, стопе, а также в подошвенной и пяточной областях.

Некоторые из них жаловались на судороги мышц голени по ночам, подобно болезненным явлениям, отмечаемым при неврите, эндоартериите, мышечном ревматизме, тромбофлебите.

Анализ полученных при исследовании материалов показал, что отмечаемые почтальонами после работы боли в суставах и мышцах, а также различные неприятные субъективные ощущения в нижних конечностях во многом зависели от отсутствия специальной обуви для почтальонов.

Ознакомление с обувью, которую обычно носили почтальоны, показало, что эта обувь узка в подъеме, имеет высокий и узкий каблук, вследствие чего стопа при ходьбе (особенно при спуске с лестницы) соскальзывает кпереди, отчего сдавливаются пальцы ног.

Кроме того, выкладка свода в такой обуви мягка, податлива, а переднебоковые швы грубы и способствуют образованию потертостей; дополнительная резиновая подметка тяжела и вследствие своей жесткости мешает нормальному сгибу ботинка.

При изготовлении этой обуви не учитывалось постоянное изменение объема и конфигурации стопы под влиянием длительной ходьбы с ношением тяжелой почтовой сумки.

В целях разработки рациональной колодки для обуви почтальонов лаборатория охраны труда провела около 3000 различных измерений стоп почтальонов, которые и послужили Научно-исследовательскому институту кожевенно-обувной промышленности основой для разработки новой, специальной колодки для обуви почтальона, основные данные которой приводятся в таблице.


В новом типе колодок размеры более объемные, особенно  в окружности пучков и подъеме стоп.

Предварительные данные опытной носки обуви показали, что для средней полосы СССР лучшим материалом для верха обуви будет хром, для северной – юфть, для юга – легкая кожа или текстиль; для низа обуви – микропористая резина, а для обуви в условиях сухого и жаркого климата – кожа хромового дубления («лосевая»).

Далее выяснилось, что при выборе фасона обуви следует избегать поперечных и продольных швов на лицевой стороне этой обуви. Весьма пригоден для обуви почтальона фасон обуви «Дерби».

Высокий каблук (40 миллиметров и выше) для обуви почтальона непригоден, т. к. при спуске по лестнице он задевает за ступеньки и может вызвать падение почтальона. Низкий же каблук (меньше 25 миллиметров) создает у почтальона, когда он идет с тяжелой сумкой за спиной, неприятное ощущение неустойчивости, из-за тенденции тела к «опрокидыванию назад». Опытная носка показала, что каблук для обуви почтальона должен быть в пределах 25 – 30 миллиметров, т. к. такой каблук способствует легкому «перекату» стопы во время ходьбы и не мешает при спуске и подъеме по лестницам.

Для борьбы с охлаждением ног обувь должна иметь теплую подкладку и войлочные стельки. Для борьбы с перегревом в обувь также надо вкладывать стельки, т. к. в южных районах поверхность почвы может нагреваться до 50 – 60° и выше.

Кроме стелек, почтальоны должны носить носки или чулки, которые предохраняют ноги от потливости. Ткань носков (чулок), особенно хлопчатобумажных, благодаря гигроскопичности служит хорошим проводником влаги и пота (действует как фитиль в керосиновой лампе), чем создается хорошая вентиляция и теплоизоляция ног в обуви. Носки имеют большое значение и для предупреждения потливости, повреждения кожи, для борьбы с грибковым заболеванием ног (эпидермофитией). Вот почему почтальонам нельзя носить обувь без носков (чулок) даже в теплое время года.

Лаборатория охраны труда считает, что обувь, пошитая по новой колодке с учетом выбора материала и фасона, будет вполне пригодна для ношения ее почтальонами в различные времена года и в различных климатических условиях.

К обуви надсмотрщиков, помимо требований, которые предъявлялись к спецобуви для почтальонов, Лаборатория охраны труда разработала, на основе детального изучения условий их труда, еще ряд дополнительных требований.

Так обувь надсмотрщика не должна иметь гвоздей, т. к. в их работе возможны случаи случайного соприкосновения с токоведущими частями оборудования. Для безопасного ведения работ на крышах обувь не должна иметь «скользящие» подошвы; обувь не должна иметь крючков для шнурков, т. к. крючки при работах на лестницах и крышах могут быть причиной падения в условиях весьма опасной ситуации. Кроме того, обувь надсмотрщика должна легко очищаться от грязи и снега, т. к. надсмотрщики входят в жилища для установок или ремонта телефонной аппаратуры или радиотрансляционных точек, не как почтальон – в переднюю, но и в другие комнаты клиентуры.

В 1958 году под контролем Лаборатории охраны труда Министерства связи СССР и ЦНИКП'а была проведена вновь опытная носка обуви почтальонами и надсмотрщиками. Для этой цели было изготовлено свыше 500 пар опытной обуви 12 различных образцов (для лета и зимы, а также для различных климатических условий).

Опытная носка обуви была организована в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате, Рязани, Ряжске и др. городах. Обувь носили: 351 почтальон и 126 надсмотрщиков.

Обувь браковалась по причинам: излишней тяжести, жесткости, плохой защиты от сырости, холода, жары, плохих способов крепления отдельных частей и др. Был случай, когда обувь, изготовленная из весьма добротных материалов, браковалась из-за излишней жесткости и ее предпочитали обуви другого образца в два раза дешевле по стоимости (а обувь выдается бесплатно), по более удобной при пользовании.

Результаты опытной носки обуви для работников связи обсуждались в специальной комиссии с участием Министерства связи СССР, ЦК профсоюза, Лаборатории охраны труда, ЦНИКП'а, представителей предприятий, где проводилась опытная носка обуви.

Из 12 образцов обуви, бывших в опытной носке, было отобрано 8 образцов, которые в декабре 1958 года и были утверждены руководством Министерства связи СССР для массового пошива.

Анализ материалов по вопросам о специальной обуви для почтальонов и надсмотрщиков показал, что обувь для работников связи является частью проблемы обуви для всех граждан Советского Союза, разрешение которой будет способствовать сохранению здоровья трудящихся и повышению производительности их труда.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru