Подробно о новом поколении рюкзаков. 80-е гг.

Обзор рюкзаков европейского производства (ХХ век)




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №5, Мюнхен, май 1980 г.

Перевод с немецкого

Гюнтер Швайсхельм

Подробно о новом поколении рюкзаков

Рубрика "Хорошо снаряжён в восьмидесятые"

 

          И рюкзак должен быть впору

Говоря о предметах одежды, а в особенности об обуви, то никому не понравится покупка последней на размер больше, чем надо, или меньше, чем требовалось. Для рюкзаков, в этом смысле, часто делают исключение. Подбирают под все возможные предметы одежды, но только не под размер собственного тела: как-нибудь да подойдёт. А ведь важнейшим аспектом при выборе является именно посадка рюкзака. В конечном итоге рюкзак хотят использовать не от случая к случаю, урывками. Если рюкзак будет правильно подобран - он, определённо, избавит Вас от половины болевых ощущений в плечах и спине. Многие модели имеют ограниченные возможности переустановки в разные положения. Они остаются, как это и следует из названия: мешком на спине, который висит на плечах (если переносимый вес составляет не более 10 килограмм, может быть так и получится). Регулировка длины лямок, у многих моделей является зачастую единственной возможностью для индивидуальной настройки, которой в редких случаях бывает достаточно. За исключением случаев, когда у Вас случайно совпали «установочные размеры“, имеется в виду: длина спины до талии, ширина плеч, для которых изготовлен рюкзак. Однако именно эти параметры далеко не всегда совпадают. Мне кажется, это вряд ли происходит из-за того, что рюкзаком пользуются различные люди; достаточно одному владельцу снять или надеть тёплую куртку или свитер. Некоторые производители предлагают размеры для различной длины спины до талии; например Berghaus и Karrimor. Превосходные установочные возможности для всех размеров имеют и другие: рюкзаки Lowe (фото 1), Fjällräven (Равен Жиро), станковый рюкзак Jansport и т.д. 

Набедренный или поясной ремень?

Современный рюкзак должен быть оснащён набедренным ремнём. Это понимание уже утвердилось в сознании производителей рюкзаков (по поводу функциональности, однако, не все пришли к единому мнению). Во многих случаях речь при этом идёт не о набедренных ремнях, а всего лишь о широких, так называемых «подпругах“, которые для переноски груза вообще- то едва ли пригодны. Для меньшей поклажи (до примерно 10 кг) это не имеет принципиального значения. Этого хватит, если набедренный ремень принимает на себя только часть веса, а в остальном обеспечивает хорошую посадку рюкзака и предотвращает опрокидывание рюкзака назад при сотрясениях, например при катании на лыжах.

Всё по-другому при более тяжёлой поклаже. При хорошо подогнанном (хорошо сидящем) рюкзаке набедренный ремень может перенимать большую часть нагрузки. Наплечные лямки при этом не несут особой нагрузки (для того, чтобы они не съезжали в стороны, некоторые модели дополнительно оснащены нагрудным ремнём). Преимущество такого распределения нагрузки особенно ощутимо при переноске больших грузов на длинных участках. Поясница и плечи не несут нагрузки, расслаблены. Носильщик может свободно дышать. Предотвращается опасность возникновения грыж межпозвоночных грыж, которые возникают из-за переноски тяжёлых грузов. Хорошо подогнанный набедренный ремень не давит и не мешает дыханию, как это иногда утверждалось. Для правильного использования несущего набедренного ремня необходимо придерживаться следующего правила: Середина ремня должна находиться между тазобедренным суставом и верхним краем кости таза, при большей нагрузке - немного ниже, при меньшей - выше (смотри фото 2).

Важной частью при этом также является хорошая набивка набедренного ремня. Замыкающее устройство должно свободно открываться, закрываться и плавно переустанавливаться. Оно не должно иметь острых кромок. При нагрузке ремень не должен проскальзывать. Наиболее оптимальным будет, если на застёжку ремня, по сторонам будет нанесена мягкая обивка. Тогда она не будет давить при наклоне и не сможет привести к повреждению при толчке. Необходимо следить, чтобы застёжка открывалась быстро и беспроблемно (падение в воду, сход лавины и проч.).

К вопросу о каркасе

Касательно несущего каркаса, современные рюкзаки можно поделить на три категории.

Станковый рюкзак (типа советского «Ермак»)

Преимущественно они задуманы для больших нагрузок и часто обладают очень большим объёмом для поклажи, их, в большинстве своём, легче упаковывать, с открытой спиной и пригодны для путешествующих автостопом, при длительных туристических походах, восхождениях в горы, экспедициях, лыжных турах, ледовых турах (ограниченно).

Прочная рама придаёт рюкзаку высокую стабильность. С другой стороны из-за этого он становится громоздким и неудобным. При покупке следует обратить внимание на достаточную грузоподъёмность рамы, в особенности на добротность трубных соединений. К примеру, Fjällräven предлагает аргонфилл – сварной каркас. У Jansport части рамы соединены алюминиевыми натяжными шпонками. Они имеют преимущество индивидуальной подгонки. Обязательно следует учитывать, что рама не будет ограничивать свободу движения конечностей. У многих станковых рюкзаков верхняя поперечная распорка размещена прямо позади головы. Это может привести к онемению шеи, нет возможности смотреть вверх и по сторонам, велика вероятность получения травмы.

До сих пор преимуществом, по сравнению с другими большими рюкзаками было, собственно то, что спина оставалась свободной: носильщик меньше потел. Громоздкие грузы, например ящики в процессе заводского снабжения, значительно легче транспортировать с помощью каркасных рюкзаков. При этом нет никакой необходимости каждый раз убирать их обратно в упаковочный чехол, напротив, при необходимости можно также просто связать каркасами друг к другу. Можно считать преимуществом, если использовать упаковочный чехол как самостоятельный рюкзак. Для восхождений, из-за своей громоздкости, каркасные рюкзаки едва ли могут быть пригодны (фото 3,4,5).

 

Рис.1

1- Переустановка положения

2 - Наплечный ремень

3 - Затяжное кольцо

4 - Нагрудный ремень

5 - Параллельные фиксирующие алюминиевые стойки

6 - Регулируемая система подвески наплечных ремней

7 - Поперечные распорные соединения

8 - Поясные несущие подушки и ремень с синхронной защёлкой «Дерлин»

9 - Стабилизатор набедренного ремня для фиксирования рюкзака

10 - Амортизационная прокладка для спины

11 - Установка размеров (глубины), крепления для карманов и проч.

Рис. 2.

Фото 3: Неправильное подвешивание наплечного ремня на нижнем конце каркасного рюкзака (Berghaus Mach 4, Centurion).

 

Фото 4: Ремень и застёжка слишком слабые (Mach 4).

Фото 5: У станковых рюкзаков следить за качеством сварных швов.


 

Схема a: Рюкзак без каркаса и набедренного ремня, прилегающий к спине.

Предназначение: Один из самых используемых вид конструкции рюкзаков. Много больших рюкзаков в конце шестидесятых, начале семидесятых годов, как и большая часть альпинистских рюкзаков, имеют такую конструкцию.

Преимущества: При правильной укладке центр тяжести находится очень близко к спине, тем самым облегчается сохранение равновесия, требуется только незначительный наклон туловища от склона при косом спуске. Так как отсутствует каркас, рюкзак хорошо прикладывается к носильщику; при необходимости пробираться ползком через узкий лаз его легко можно сдвинуть в сторону, это, в числе прочего, относится к узким проёмам и каминам.

Недостатки: Позвоночный столб под весом рюкзака несёт полную нагрузку, носильщики надавливают на плечи и ограничивают свободу движения рук, обязательна тщательная укладка, спина не проветривается (пропитывание потом).

Указание: Дополнительно установленный набедренный ремень может принять только часть главной нагрузки.

Схема b: Рюкзак с каркасом, но без набедренного ремня.

Предназначение: До конца семидесятых годов наиболее используемый вид конструкции каркасных рюкзаков.

Преимущества: Открытая спина, не потеет: рюкзак удобен для укладки вещей; жесткие, с острыми углами предметы не касаются спины.

Недостатки: Центр тяжести находится далеко сзади, из-за этого обязателен сильный наклон туловища от склона при косом спуске; одновременно из-за веса дополнительно нагружается позвоночник. Синяки в местах соприкосновения с нижней частью каркаса (тазобедренная часть), одновременно также потёртости, так как в этом случае рюкзак по сторонам не устойчив. При преодолении препятствий каркас может создавать помехи.

Указание: К этому типу конструкции должны быть причислены и те рюкзаки, у которых набедренный ремень из-за плохого исполнения и возможностей подгонки не может использоваться в полной мере и быть эффективным.

Схема c: Рюкзак с каркасом и набедренным ремнём.

Предназначение: Современная, анатомическая конструкция рюкзака, подходит как для повседневных рюкзаков, так и для больших экспедиционных, станковых рюкзаков.

Преимущества: Позвоночник не испытывает, или испытывает только незначительную нагрузку из-за веса рюкзака, плечи и руки могут свободно двигаться, спина свободна, не потеет, рюкзак удобен для укладки и упаковывания вещей.

Недостатки: Каркас может мешать при лазании, он должен быть вынимаемым или съёмным. Правильное использование предполагает наличие некоторой предварительной подготовки и знаний.

Указание: Дополнительно приделанный грудной ремень даёт существенные преимущества, если нагрузку несут бёдра. Лямки не могут сползти в стороны, рюкзак не провисает назад, плечи могут свободно двигаться. Нагрудный ремень должен быть регулируемым по высоте, чтобы он не стал «шейной удавкой».

Пояснения к схемам:    = основная нагрузка:   - - - = Частичная нагрузка, воздействие / нагрузка через моменты (силы) или трение.

 

Рюкзаки с внутренним каркасом

В этой группе представлены разнообразные размеры, универсальные по пригодности (едва ли каркас будет стеснять, есть также модели с открытой спиной). Для скалолазания рама станкового рюкзака должна быть съёмной.

В прошлом каркасы изготавливались из стали или дерева, при этом рама давила и натирала пояс и лопатки (такие воспоминания не скоро стираются из памяти). В новых конструкциях они заменены на сравнительно тонкие алюминиевые планки. Каркасы придают рюкзаку стабильность, которая необходима, чтобы нести его с набедренным ремнём, другими словами с нижней опорой; вместе с этим свободной остаётся спина - столько, сколько необходимо, это относится только к хорошим, регулируемым моделям (для этого не подходит станковый рюкзак). Алюминиевые планки можно гнуть и подгонять индивидуально, ничего не должно натирать или давить. При травмах их можно также использовать в качестве фиксирующей шины для руки или ноги.

Рюкзаки без каркаса

В последние годы они выкристаллизовались в отдельную конструктивную модель для использования, в основном для скалолазания и для повседневного ношения. Положительным моментом здесь также является наличие части бивачного матика на спинной части, который также поставляется при заказе и с некоторыми другими моделями.

При переноске больших тяжестей набедренный ремень не сможет принять на себя всю несущую функцию.

От малого к большему и обратно

При помощи изменения размеров рюкзак выигрывает в многосторонности, одновременно позволяя, во время изменения, выбрать наиболее удобное положение центра тяжести.

К привычным до этого методам увеличения объёма посредством вытягивания (регулировка высоты) и возможностью нанесения дополнительных накладных карманов, присоединился третий вариант: регулировка объёма рюкзака при помощи ремней. Собственно говоря, речь здесь идёт об уменьшении объёма рюкзака. Этот вариант служит, в первую очередь, для комфорта несущего. Через сокращение объёма посредством регулировки ремней, положение центра тяжести пододвигается ближе к плечам. Прежде всего, такое выгодное распределение веса достигается при не до конца заполненном рюкзаке. Если регулировочные ремни расположены по бокам, то это позволяет также использовать их для крепления и фиксации накладных карманов, при катании на лыжах и проч. 

К положению центра тяжести

Общий центр тяжести носителя рюкзака (человек с рюкзаком) обычно располагается выше ног, и баланс достигается при помощи соответствующего тазобедренного наклона. Если рюкзак сильно выступает назад, то соответственно, для выравнивания положения следует наклониться вперёд. Удерживание данного положения в течение длительного времени утомляет, поэтому следует попытаться, расположить центр тяжести по возможности ближе к спине, чтобы позволить себе идти вертикально. Этому соответствуют мягкие, прилегающие к телу рюкзаки конца шестидесятых, начала семидесятых годов. Эти рюкзаки хотя и хороши для скалолазания, однако, налицо плохой доступ воздуха (вентилирование) (см. схему a). "Открытая спина" достигнута за счёт неудобного положения центра тяжести (см. схему b). Удовлетворительное решение было достигнуто только при помощи рюкзака с достаточной собственной стабильностью (каркас) и набедренным ремнём, который несёт большую часть веса.

Ремни и застёжки

Собственно они служат для крепления и, как таковые, должны жёстко фиксировать (к сожалению, в реальности иногда всё выглядит по- другому). Старая добрая пеньковая пряжка далеко вытеснена, она, в сравнении с некоторыми бесступенчато регулируемыми застёжками признана слишком хлопотной, но, тем не менее, она, как минимум для маленьких радиусов (например: крепление рукояток ледорубов, реек и т.д.) всё ещё является заслуживающим доверия вариантом. Ремни, в большинстве своём сегодня, изготавливаются из эластичного капрона; они не должны быть слишком узкими (не меньше чем 20 мм) и чересчур мягкими, поскольку тогда они перекрутятся и блокируют функцию застёжки. К слову сказать, «статическую функцию» можно быстро и без особых условий проверить, поставив ремень с застёжкой под нагрузку при растяжении. При некоторых исполнениях ремень проскальзывает уже при небольшом натяжении. «Динамическую функцию“, держащую силу под переменной нагрузкой (при ношении), проверить не так просто. Замечено, что, к сожалению, часто ремень ослабляется после нескольких часов ношения рюкзака. Фиксация существенно улучшиться, если ремень в застёжке будет достаточно крепко скручен. Не всегда нужно разделять ремень и застёжку, для того, чтобы выполнить соответствующую функцию. Загнутые концы ремня могут здесь создавать сложности, тем, что их постоянно придётся вставлять и протаскивать заново. Быстродействующий затвор (пример на картинке) является практичным устройством, которое избавляет от мучений с вдеванием и протягиванием концов. Открывание и закрытие стало детской игрой. Необходимо только следить, чтобы у защёлки не появлялись острые края, которые могут повредить ремни и быстро сделать их негодными к употреблению. Большинство пластиковых защёлок состоят сегодня из морозостойких материалов высокой прочности и, в общем, являются надёжными и щадящими для ремней (фото. 6, 7, 9,10,12,13).

Фото 6: Направляющая ремня на этой пряжке очень громоздка (Jansport Greatsack).

Фото 7: Пряжка с защёлкой очень практична и удобна (Fastex-Schnalle, Lowe-Rucksack).

Фото 8: Мгновенная застёжка, маленькая, простая, удобная и надёжная, не скользит (Lowe-Rucksack).

Фото 9: Бастроразъёмная застёжка также с великолепными качествами (Jansport).

Фото 10: Пряжка ремня с хорошими характеристиками прочного держания, тяжело обращаться с ней в перчатках (Fjällräven).

Фото 11: Мгновенная застёжка простая,удобная, с хорошими характеристиками (Jansport). Хорошо держит, не скользит (Fjällräven).

Фото 12: Застёжка для набедренного ремня, хорошо держит, очень стабильная, острые края (Jansport).

Фото 13: Регулируемая застёжка, хорошо держит, конец ремня слишком короткий (Berghaus).

Фото 14: Мгновенная застёжка с пружиной, удобная, маленькая, но не очень хорошо держит (Jansport).

Мгновенные застёжки (Blitzverschlüsse)

Они заменяют петли при затягивании и шнуровке. Сами по себе они действительно являются очень практичным устройством. Там где раньше нужно было долго возиться с узлом, сейчас нужно только коротко потянуть, при некоторых исполнениях надавить на кнопку и, шнуровка уже свободна. 

Имея в виду "прибавление в весе" говорим о диапазоне в граммах. Здорово, можно тут отметить; но, тем не менее, не для всех исполнений. Некоторые открываются сами по себе, и спрашивается, неужели никто ранее этого не проверил.

В принципе те образцы внушали больше доверия, у которых сила растяжения вызывала усиленное зажимающее действие по причине трения. Меньше зарекомендовали себя модели, у которых зажимающее действие формируется при помощи пружины. Шнур часто проскальзывает уже при минимальной нагрузке, так как сила растяжения действует здесь вопреки силе затяжки пружины и прекращает зажимающее действие (Фото. 8,11,14,15,16).

Фото. 15: Замок быстрой фиксации с пружиной, удобный в обращении, маленький, средняя сила удержания (Салева Танка).

Фото. 16: Замок быстрой фиксации на куртке; маленький, удобный в обращении, хорошая сила удержания. Почему не на рюкзаке?

 

Рюкзачные материалы

Здесь в последние годы достигнут серьёзный прогресс. Полимерная промышленность по-прежнему продолжает движение вперёд. Существенно улучшено качество материала. Специально для альпинистских рюкзаков в настоящий момент имеется великолепная материя с высокой прочностью при растяжении и устойчивостью к истиранию, которая дополнительно изнутри имеет  эластомерное покрытие и во многом благодаря его помощи является водонепроницаемым (напр. Кордура или KS 100 E). На ощупь они обладают структурой хлопчатобумажной материи, а по прочности превосходят имеющиеся материалы из нейлона.

Фото. 17: Здесь лямка только вставлена в шов, никаких дополнительных креплений (Карримор).

 Фото. 18: Набедренный ремень только заправлен в шов, пристёгивание не предназначено для больших нагрузок (Карримор).

Хлопок и лён более приятны для кожи, по сравнению с синтетическим материалом. По этой причине многочисленные производители предлагают рюкзаки с хлопчатобумажной спинкой. И всё же хлопчатобумажное покрытие имеет свои недостатки, например ему требуется больше времени для высыхания и оно обладает неодинаковой износостойкостью. По этим причинам некоторая часть отклоняется от подобной практики производства. Хорошим вспомогательным средством является полотенце, которое может быть наброшено на подушку спинки (например: рюкзак Lo­we предлагает для этого специальный держатель).

Способ изготовления

Сам способ изготовления является особенно важным аспектом выбора, в случае, если Вы хотите больше получить от своего рюкзака. Может случиться, что лучше обработанный рюкзак будет стоить несколько больше, но в этом случае нельзя экономить, всё окупится. Зачастую швы являются болезненной точкой рюкзака (фото). Нить должна состоять из прочных искусственных волокон; в этом случае она прослужит дольше. Хотя швы и будут более водопроницаемы чем швы из хлопчатобумажных нитей (они набухают при длительном увлажнении), но для этого предусмотрены специальные средства остановки просачивания. «Кашу маслом не испортишь“ или двойной шов прочнее простого — это распространяется в первую очередь на несущие швы. Ремни в обязательном порядке должны быть прострочены по поверхности (несколько несущих швов распределяются по всей площади). Такое является целесообразным, если эти места дополнительно подшиты между телом и, собственно, рюкзаком. К наиболее сильно подверженным нагрузке местам относится подвеска наплечных ремней. Этому стоит уделить особое внимание. Будет недостаточно, если они будут просто вложены между двумя сторонами ткани и прошиты вместе (смотри Фото. 17). Оптимальным в данном случае будет, если посредством дополнительного куска материи нагрузка будет распределена по длине шва. 

Конец шва должен быть хорошо прошит; никаких незакреплённых нитей, за которые можно только потянуть, чтобы шов снова распустился. Кромки швов должны быть направлены вниз, с тем, чтобы вода не имела прямого доступа (принцип кровельной черепицы). Дополнительно установленные заклёпки только незначительно повышают прочность тканевых соединений из-за точечной нагрузки. Заклёпки должны иметь широкие головки (возможно скрытые) и не иметь острых кромок. Кромки ткани должны быть загнуты (Фото. 17,18).

Необходима новая точка зрения

Если у кого-то есть намерение иметь в распоряжении лучший рюкзак, то здесь необходимо подразумевать не только производителей, которые создают новые, лучшие рюкзаки, но также и переосмысление, желание обучаться потребителем. Какая польза от самого красивого рюкзака с великолепно продуманной концепцией, если он неверно используется и неправильно подогнан. Сравнивая только некоторые рюкзаки нового поколения с отдельными старыми, обнаружим отчётливое превосходство, например: в возможностях регулировки. Но «современный рюкзак“ требует также обстоятельного прочтения руководства по эксплуатации. К сожалению, некоторые каталоги содержат даже функциональные ошибки. Так, к примеру, набедренный ремень часто представляется как поясной ... Досадно также, когда параметры объёма представлены в кубических дюймах или весовые характеристики в английских или американских фунтах и унциях. Несмотря на это, дополнительное обучение является оправданным; в конце концов сегодня мы уже не перевязываемся прямым узлом — так, вокруг живота. А для консервативно настроенных существуют модели в классическом исполнении, к которым я всё-таки не склоняюсь, в лучшем случае, может быть из-за более качественной в то время обработки.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru