Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №7, Мюнхен, июль 1972 г.
Перевод с немецкого
Когда в номере 5/72 мы представляли вам Петера Ашенбреннера («Портрет месяца»), мы сознательно умолчали о ледорубе, названном его именем. Мы не хотели замутнять историю жизни этого человека техническими аспектами. Так что теперь позволим себе небольшое «дополнение», которое является частью истории ледоруба, насчитывающей уже несколько сотен лет. Ледоруб Ашенбреннера появился, если быть точными, 42 года назад, раньше, чем «Фольксваген Жук» (Volkswagen (VW) – досл. «народный автомобиль» (НА)). Таким образом, он в некотором роде «НЛ» - народный ледоруб. Петер Ашенбреннер поделился с нами историей своего ледоруба. «Когда в середине 20-х я отправился в Западные Альпы, я впервые заметил, насколько сильно бросается в глаза мой абсолютно устаревший ледовый топор. В те времена ледолазы всех стран за редким исключением использовали швейцарские модели. Так и мои наставники Куно Баумгартнер и Вилли Майер. Но только когда мне удалось заполучить специальную модификацию ледоруба известной кузницы старика Гривеля в городе Курмайор, только тогда я начал по-настоящему разбираться в этих приспособлениях для ледовых маршрутов. Я обращал внимание на каждый ледоруб, попадавшийся мне на глаза. Больше всего меня заинтересовал ледоруб того известного швейцарского проводника, Йозефа Кнубеля. Он позволили мне снять мерки со своего многократно испытанного ледоруба. Кроме того, я собирал и проверял ледорубы всех мастерских в округе и в конце концов при содействии профсоюза Fulpmes выковал собственную модель, которая поступила в продажу в 1930 г. В 1932 г. этот ледоруб был опробован мной во время восхождения на Нангапарбат. Экспедиция 1934 г. тоже была снаряжена этой моделью. Опыт, полученный нами на Нангапарбат, привел к вытеснению ледоруба при лыжных восхождениях кошками и лыжными палки постепенно начали вытеснять ледоруб во время восхождений на лыжах. Однако совсем отказаться от ледоруба в таких походах нельзя, поэтому он должен быть легким, что и было достигнуто в результате последующих усовершенствований.
В дальнейшем, работая военным проводником, а также обучая проводников при Австрийском альпийском союзе, я продолжал модифицировать ледоруб. С уменьшением веса у него появилась изогнутая лопатка, первая в Австрии, а сам ледоруб приобрел изящную форму.
Во время немецко-австрийской экспедиции на Нангапарбат 1953 г. была использована только это модель, я самолично ее испытывал. Герман Буль оставил этот ледоруб на вершине пика.
Практика показала, что в большинстве случаев ледоруб должен обладать малым весом и в то же время удовлетворять всем требованиям.
Я знаю, что альпинисты-экстремалы ищут прежде всего экстрим, в том числе и в альпинистском снаряжении. Для всех же остальных моя модель будет полезна и в новое время.»
Со временем деревянная рукоятка ледоруба была укреплена пластмассой. Ледоруб и по сей день можно встретить в каталогах крупнейших магазинов спорттоваров.
Назад в раздел