О тенденциях горнолыжной одежды в Альпах

Экспедиционная одежда за рубежом. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: журнал "Alpinismus" №12, Мюнхен,  декабрь 1965 г.

Перевод с немецкого

От шерстяного комбинезона до специальной горнолыжной одежды

С тех пор как северная богиня Скади, очевидно первая женщина-лыжница всех времен (согласно профессору д-ру Эрвину Мелю), облаченная в своеобразный шерстяной комбинезон, в сапогах, с луком и колчаном, ходила на лыжах на охоту (рис. 1), мода на женскую одежду для занятия лыжной ходьбой все чаще стала занимать умы людей, впрочем, с переменной интенсивностью. Этой проблеме не чужд коммерческий аспект  – что характерно и для нашего времени. Некоторые отдельные рисунки и короткие обзоры (позже фотографии) свидетельствуют об изменчивости лыжной моды в прошедшие времена.

Было бы бесцеремонно говорить о «веках», хотя женщины северных стран с незапамятных времен применяли лыжи (снегоступы) как средство передвижения. Однако не могло быть и речи о специальной одежде для занятия лыжным спортом. Впрочем, ни у Олауса Магнуса, который в 1555 описывает финнов и лапландцев за лыжной ездой, ни у Вальвазора, изображающего в 1689 «крестьян» из Крайна на «деревянных дощечках», мы не находим каких-либо ссылок на женщин, занятых лыжной ездой. Также упоминает Вит сообщая в 1794 г. о применении снегоступов в Тироле (!), нигде не сказано о женщинах.

 Сравнительный анализ развития моды для лыжниц

Пионер спорта Гутс-Мутс смог в 1804 году привлечь мужчин к «бегу по снегу».

Достаточно содержательно сообщил хронист о восьмидесятых годах прошлого столетия, когда студенты из Норвегии продемонстрировали в Европе навыки лыжной ходьбы и нашли подражателей не только среди мужчин, но смогли заинтересовать этим спортом предприимчивых амазонок. С нерешительно появляющимися лыжницами на первый план выходит гвардия художников и фотографов.

С этого времени исследования моды на одежду для занятий лыжным спортом приобретают ясность. Но говорить о «моде» немного преждевременно. В первую очередь она связана с устойчивой повседневной обувью и носким костюмом, с «мирным хищником», образ которого был дополнен плотной шерстяной шапкой. В Школе Моды в Вене (замок Хетцендорф) хранится бесценный снимок из газеты от 1890 г, изображающий крестьянскую пару на лыжах. Только лыжи и палка указывают на занятия спортом. Из обычной зимней одежды у мужчины осталась тлько толстая цепь для часов, а у женщины фартук (рис. 2)! Длинная юбка еще несколько лет оставалась предметом одежды лыжниц. Если в вышедшей в свет в Цюрихе в 1958 году «Моде человеческого общества» относительно 1893 года пишется о сенсационных новинках женских шароваров, то речь идет в некоторой степени только о «однодневках», по крайней мере, касательно лыжного спорта. Только в 30-х годах среди лыжниц стали популярными брюки-гольфы. 

     

Рис. 1 , 2 и 3

Дамы высшего венского общества не смогли оценить лыжные испытания на тренировочных склонах или курсы лыжной езды Матиаса Здарски в Лилиенфельд (в 1896 г.) как общественное событие и появиться в соответствующем виде (рис. 3): юбка, открывающая лодыжки, короткая меховая куртка с рукавами, с меховым боа по плечам, красивая маленькая шляпа! Но тем не менее это не обязательно должны быть маленькие шляпы, было представлено все: от кепи до «автомобильных колес». По-видимому, объем шляпы зависел от скорости движения в обратном направлении! Но не только в Вене можно было наблюдать в это время «лыжную моду». Внимательно рассмотрев фотографию с изображением первых лыжных гонок в Св. Антоне на Арльберг 6 января 1904 года, возникает вопрос, кто из этих четырех амазонок в длинных юбках, в корсетах, «в шляпах», смог бы выиграть гонки! С возрастающей эмансипацией женщин мода на одежду для лыжниц сделала определенные шаги успеха. Современные фотографии свидетельствуют о ярких различиях в «одежде»: юбки длины до колена с узкими шароварами и повсюду норвежские костюмы с длинными спадающими брюками; бриджи, гамаши-чехлы и обмотки, съемные воланы (рис. 4). В это время – 1910 – графиня Ламберг перепрыгнула в длинной юбке через земляной ров в Китцбюэль! Матильда фон Рциа рассказывает о лыжном туре с Здарски на Радштадт Тауэрн (1911): «… Мы, дамы, дополняем наши юбки-брюки еще юбками и радуемся тому, что легко справляемся со всем этим во время движения. Прочь от юбок…!»

То, что в долине не может идти речи ни о «морали», ни о моде, доказывает Кёльнская Газета, которая не скупится на крепкие слова против «мужской одежды спортсменок, вызвавших скандал». Но все чаще модные журналы уделяют внимание женской одежде для лыжной езды, причем шаровары остаются в своем первозданном виде. Ориентация человека на занятие спортом находит свое отражение и в зарубежных газетных изданиях. «Бон Тон» от 1913 года описывает существенные детали спортивной одежды: мягкая рубашка, свитер, узкие бриджи с гамашами. Но наряду с этим в моде остается юбка до колена. Впрочем можно было после перерыва, вызванного Первой мировой войной, еще расставаться с традиционной юбкой. В моем родном городе рассказывают с ухмылкой историю одной обеспокоенной матери, которая как добродетельная опекунша своей одетой в юбку с воланами дочери у подножья лыжного луга (рис.5) и имитирующую лыжную езду и обморозила пальцы ног…

Рис. 5

То, что с трудом выдержавшие конкуренцию брюки можно было внедрить тогда только с одной оговоркой, следует из статьи в «Элегантном мире» в ноябре 1920 года: «Становится актуальным вопрос о появлении в брюках на зимних курортах. Даже если у тебя самые красивые ноги в мире, появление к завтраку в бриджах говорит об отсутствии вкуса…».

Времена меняются! Если можно верить французским журналам мод двадцатых годов, то в то время существовало фантастическое многообразие композиций с тканью и цветовых композиций. «Новым взглядом» была куртка длины в три четвери с бриджами (рис. 6). Австрийские и немецкие лыжницы с удовольствием бы носили наряду с отцовскими брюками для верховой езды и простую альпинистскую ветровку!

Рис. 5 и 6

Очень скоро популярность приобрел норвежский костюм. Он состоял из – можно говорить, что хочется – темно-синей кепки, простой закрытой по шею куртки и длинных «собирающихся брюк» до бантиков вокруг щиколоток (солидная одежда для лыжной езды) (рис. 7).

В 1930 году гольфы-брюки настойчиво приобретали популярность, и долгие годы использовались в гонках вместе с модными куртками, жилетками и свитерами, которые благодаря своей приятной расцветке нашли бы одобрение и в наши дни (рис. 8). Что беспокоило женщин относительно «лыжных брюк», следует из комментария Иды Баммерт-Ульмер в австрийской газете для лыжников «Лыжи» от 10 февраля: «Днем зимой это хлопоты и кошмар ночью. Так как мы знаем – о, ужасные знания для женщины! –, это нам не идет. Мы построены не для них… Вздыхая и завидуя смотрим мы на длинные и тонкие, на ногах которых собираются в складки лыжные брюки… ». Лыжные брюки нам не подходят. Но выхода нет. Бравый парень! О, Боже! Довольно мило для парада. Но поставить его в тур, в снежную бурю, на обдуваемый ветром хребет! Мы не ходим вокруг лыжных брюк, мы их носим. Нам ничего не остается, как придать им несколько другой вид и надеемся, что мужчины будут приятно поражены вместе и в отдельности» (У кого сегодня еще есть подобные комплекты?).

Рис. 7

Потом появились они, брюки клином – такая революционная новинка, которая соединила преимущества длинных норвежских брюк с аккуратными тонкими лодыжками –, задававшими «тон» с 1935 года и которые, по- видимому,  еще нескоро выйдут из моды (рис. 9). Впрочем у чрезмерно худощавых в связи с этим возникает еще одна проблема, так же когда/если производители учтут все запросы на брюки клином и сделают их намного уже, из эластичной ткани. (кто может справиться с шаблоном для коленей, если рвутся по всем швам?). позволим Рези Хаммерер, чемпионке по лыжной езде из Вальзерталь и одновременно модному дизайнеру, высказать свое мнение по вопросу «насколько узко?»: 

«Вид слишком узких лыжных брюк ранит все эстетические чувства. Ширина брюк должна быть в соответствии с фигурой, а не наоборот!»

Впрочем, «комплекты лыжных костюмов», выпущенные несколько лет назад Рези Хаммерер и другими кутюрье, не смогли приобрести должной популярности. В лучшем случае еще на лыжной моде Апрес, которая ведь сегодня открывает себя какой-то фантазии (чтобы не сказать «сумасшествию»). На страницах новых журналов мод можно видеть иногда лыжные брюки с завышенной, талией наподобие корсета, которые носят стройные модницы с блузкой или свитером (а ля мини-бикини), появившиеся прошлой зимой. Не могут быть созданы сенсационные новинки, так как вставленные по бокам цветные полосы из эластичной ткани – как на брюках, так и на куртке – можно было видеть в прошлом году не только на лыжных гонках (рис. 10)!

    

Рис. 8, 9 

  

Рис. 10. 

Участницы Первых лыжных гонок в Св. Антон Арльберг 6 января 1904.  Фото: Фритц Гратль / архив Профантер

Перед стартом по забегу женщин в Мюрцушлаг в январе 1911. Очень привлекательно выглядят конкурентки в бриджах, одна даже в компрессионных гамашах. Фото: Г. Шуманн  / архив Профантер

Спортсмены всех видов спорта носят свитера и куртки, с капюшоном с мехом по краям, с отстегивающимся капюшоном. Из поплина, перлона и других новых искусственных тканей. Вся одежда пестрая, красивая и броская, оживляет лыжные склоны. Хотели бы мужчины на самом деле ослепнуть от вида такого яркой женственности – даже если брюки на самом деле действуют «пластично»? И, наконец, мода становится важной экономической отраслью и меняется как погода! Возможно однажды шерстяные комбинезоны произведут фурор по образцу лыжной богини Скади…!

   



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru