Лодка экспедиционная моторно-гребная





1. Назначение и состав

1.1.Настоящие технические требования распространяются на «лодку экспедиционную моторно-гребную», предназначенную для перевозки по пресноводным внутренним водоемам людей, геологического оборудования и снаряжения для сплава, переправы людей и грузов через водные преграды. Условия эксплуатации: для всех климатических районов.

1.2. Лодка экспедиционная моторно-гребная представляет собой модульную конструкцию и состоит из отдельных взаимодополняющих друг друга частей: внутреннего модуля, вкладного дна, шиверного чехла, тента для защиты от осадков.

Основой является внутренний модуль, представляющий собой лодку максимально упрощенной и облегченной конструкции. Гребля осуществляется по-канойному. В таком виде лодка может быть использована для переправы через водные преграды с условием, что при отчаливании и причаливании дно водоема будет свободно от острых камней, коряг и т.п. предметов, способных повредить тонкую оболочку.

Вкладное надувное дно позволяет придать внутреннему модулю дополнительную жесткость, равномерно распределяет нагрузку от экипажа и груза, тем самым уменьшая осадку и увеличивая ходкость лодки.

Шиверный чехол защищает днище и борта внутреннего модуля от механических воздействий и служит для установки дополнительных модулей: распашных весел, транца для подвесного мотора, жестких сидений-связей, тента для защиты от осадков, элементов для фиксации груза.

1.3. Габаритные размеры должны быть не более указанных в табл. 1 и на рис. 1.

 

Таблица 1

Наименование

 

Длина, мм

3400

Ширина, мм

1300

Диаметр борта, мм

330

Масса лодки в комплекте, кг

не более 30

Максимальная грузоподъемность, кг

500

Максимальная пассажировместимость, чел.

5

Число изолированных отсеков, шт.

4+1

Рабочее давление в отсеках, бар

0,08-0,1

 


2. Технические требования

2.1. Требования к конструкции.

2.1.1. Внутренний модуль должен иметь замкнутую О-образную форму. Борта лодки образованы камерами цилиндрической формы диаметром 330 мм. Длина лодки 3400 мм, ширина 1300 мм. Для защиты от забрызгивания нос и корма должны быть приподняты. В средней части лодки поперек днища располагается надувная емкость, прикрепленная к бортам, которая должна придавать жесткость в поперечном направлении. Борта должны быть разделены эластичными вертикальными коническими перегородками на 4 независимых отсека: два боковых, носовой и кормовой. Клапаны наполнения должны быть обратными. Предохранительные клапаны для контроля степени наполнения в каждом отсеке могут быть установлены как отдельно, так и совмещенно с клапанами наполнения. Днище плоское, эластичное, приклеенное к бортам по периметру. Ручки для переноса лодки и буксировки, выполненные из тесьмы должны располагаться: по одной на носу и корме; по две сбоку на носовой и кормовой части.

2.1.2. Надувное вкладное днище представляет собой надувную конструкцию, с продольно расположенными внутренними перегородками, которое помещается на дно внутреннего модуля и фиксируется в этом положении надувными бортами. Надувное днище выравнивает и равномерно распределяет нагрузки от экипажа и груза, увеличивает жесткость лодки в поперечном направлении, улучшает геометрию подводной части лодки. На днище должны быть предусмотрены петли-упоры для ног при гребле.

2.1.3. Шиверный чехол должен быть выполнен из двух частей: днище и до середины бортов из прочного, износостойкого материала оранжевого цвета, и верхняя часть из прочной, но легкой синтетической ткани. На верхней части чехла пристрочены планки для крепления жестких сидений, опорных элементов для весел, установки тента; шайбы под внешний и петли под внутренний леер; ручки для переноски лодки и кольца для буксировки; опорные элементы для съемного транца.

2.1.4. Сиденья-связи жесткие, съемные. Изготавливаются из водостойкой фанеры толщиной 10 мм. Сиденья пришнуровывают к планкам на шиверном чехле или присоединяют через эластичные петли. Сверху сиденье обклеивается пенополиуретаном толщиной 8-10 мм. Сиденья обеспечивают поперечную жесткость лодки по верху бортов. На шиверном чехле вдоль бортов предусмотрены элементы крепления, что позволяет свободно перемещать сиденья и устанавливать их в наиболее удобное для работы положение.

2.1.5. Опорный элемент представляет собой дюралюминиевую трубу, пришнурованную к планкам или вставленную в карманы на шиверном чехле. Он обеспечивает продольную жесткость лодки при движении под веслами и особенно под мотором. На нем устанавливаются уключины для распашных весел. При закреплении на опорных элементах поперечной рамы (из подручных материалов) возможно соединение двух или четырех однотипных лодок в групповое транспортное средство повышенной грузоподъемности.

2.1.6. Уключины крепятся на опорном элементе, который прикреплен к борту лодки. В зависимости от антропометрических характеристик гребца или степени загруженности лодки уключины можно перемещать вдоль борта. Уключины должны легко устанавливаться на опорный элемент, легко перемещаться по нему и надежно фиксироваться. Возможна установка второй пары весел.

2.1.7. Ручки для переноса лодки располагаются на шиверном чехле и выполняются из жесткой стропы. Две ручки по продольной оси лодки соответственно на носу и корме, и по две сбоку. Для буксировки лодки предназначены стальные полукольца треугольной формы, расположенные на носу, корме и около ручек для переноски сбоку. К полукольцам на носу и корме должны быть привязаны причальные стропы длиной не менее 3 м и диаметром не менее 6 мм.

2.1.8. Леер внешний проходит по наружному контуру лодки и крепится к шиверному чехлу с помощью формовых деталей или сборных деталей из стропы и усилительных накладок. Диаметр леера не менее 8 мм. Внутренний леер проходит по кромке шиверного чехла с внутренней стороны борта через петли из стропы. На него подвешиваются сумки со снаряжением, которое должно быть под рукой и система закрепления груза в лодке. Диаметр внутреннего леера не менее 4 мм.

2.1.9. Весла должны быть разъемными и выполнены из дюралюминиевого сплава. Стыковка должна осуществляться с помощью пластинчатых пружин со штифтом, установленных на одной из частей весла. Лопасть весла может быть изготовлена из пластмассы. Ширина лопасти должна быть в пределах 120-200 мм. Для обеспечения непотопляемости весла в верхнюю его часть должны быть вставлены заглушки из резины или пластмассы.

2.1.10. Мех-насос должен быть ножного типа в форме треугольной призмы со створками, шарнирно соединенными между собой. Для уменьшения объема меха при его упаковке должно быть предусмотрено кольцо, фиксирующее сложенное положение.

2.1.11. Съемный транец рассчитан на подвесной мотор мощностью до 5 л.с. Размеры: высота 380 мм, ширина 260, толщина не менее 25 мм. Закрепляется на шиверном чехле в карманах из синтетической ткани или при помощи формованных изделий из резины. Конструкция закрепления транца должна выдерживать возникающие в процессе эксплуатации мотора нагрузки и равномерно передавать их на корпус лодки.

2.1.12. Тент для защиты от осадков должен устанавливаться на дюралюминиевом каркасе и закрепляться при помощи регулируемых петель из стропы на усилительных накладках внешнего леера. Носовая и кормовая части тента должны при необходимости отстегиваться (открываться) для высадки из лодки или управления мотором и иметь окна, выполненные из прозрачного водонепроницаемого материала. Также должны быть предусмотрены выходы вдоль бортов лодки. Тент должен быть выполнен с сигнальными и световозвращающими элементами.

2.1.13. Система закрепления груза представляет собой капроновую веревку, зигзагообразно проходящую от одного внутреннего леера к другому. Таких веревок три: от носа лодки до первого сиденья, между сиденьями и от второго сиденья до кормы.

2.1.14. Ремонтный набор должен включать: по 0,2 м2 каждого вида материала, используемого при изготовлении лодки; клей для каждого из видов материалов; вентиль наполнения в сборе; ключ для вентиля. Набор должен быть упакован в герметичный мешок.

2.1.15. Упаковочные мешки должны быть выполнены в виде двух герметичных баулов. В первом располагается основной модуль, весла, мех-насос, ремнабор. Во втором – шиверный чехол, опорные элементы, сиденья, вкладное дно, тент для защиты от осадков, транец. Баулы должны иметь ручки для переноса в одиночку и вдвоем, и плечевые лямки для переноски на спине. Во время сплава баулы могут быть использованы для хранения вещей.

2.1.16. Инструкция по эксплуатации должна содержать информацию о комплектности, правилах эксплуатации и хранения.

2.2. Требования к изготовлению.

2.2.1. Покупные изделия для которых оговариваются прочностные характеристики должны быть снабжены сертификатами, подтверждающими предельные нагрузки при эксплуатации.

2.2.2. Для изготовления должны применяться следующие материалы и фурнитура: полиэфирная ткань с двухсторонним поливинилхлоридным покрытием по ГОСТ 29151-91, ткани для тента по ISO 10966:1994, ткань типа авизента 5020 или PolyOxford с плотностью 190-300 г/м2, материалы прорезиненные по ГОСТ 9584, ленты технические капроновые по ОСТ 17-667, нитки швейные капроновые полиэфирные ТУ 8147-005-05138073-94, застежки-молнии пластмассовые по ОСТ 17-891-86, застежки текстильные по ТУ 17-09-45-88, пряжки, рамки, кольца по ОСТ 17-602-81, трубы из алюминиевых сплавов по ГОСТ 18482-79, фанера водостойкая по ГОСТ 3916.1-96.

Могут быть использованы другие материалы не уступающие по своим качествам вышеперечисленным.

2.2.3. Все швейные изделия должны соответствовать требованиям к качеству изготовления по ОСТ 17-470-79. Машинная строчка должна быть ровной, хорошо утянутой, без пропуска стежков, петлистости. Начало и конец строчки должны быть закреплены. Частота строчки для изготовления шиверного чехла, тента должна быть 2-3 стежка на 10 мм. Открытые обрезные края накладных деталей изделий должны быть обработаны способом, исключающим их осыпание.

2.2.4. Все металлические детали должны быть зачищены от заусенцев, без острых кромок притуплены и иметь антикоррозийное покрытие.

2.2.5. Срезы капроновых лент перед настрачиванием должны быть оплавлены.

2.2.6. 3амыкающие устройства должны обеспечивать надежность и простоту закрывания и открывания и исключать самопроизвольное открывание при эксплуатации.

2.2.7. Сиденья их фанеры должны быть покрыты двумя слоями водостойкой краски.

2.3. Требования к устойчивости к климатическим воздействиям

2.3.1. Изделие должно быть устойчиво к климатическим воздействиям в процессе эксплуатации для категории У1 по ГОСТ 15150 при воздействии температуры воздуха от минус 45 до плюс 40°С и влажности воздуха до 100% при температуре плюс 25°С.

2.4. Требования к надежности.

2.4.1. Средний срок службы изделия составляет 3 года с учетом хранения его не более одного года

2.4.2. Гарантийный срок эксплуатации изделия 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

2.5. Комплектность.

В состав комплекта входят:

- внутренний модуль;

- надувное вкладное днище;

- шиверный чехол;

- сиденья – 2 шт.;

- опорные элементы – 2 шт.;

- уключины – 4 шт.;

- весла – 4 шт.;

- мех-насос;

- съемный транец;

-тент для защиты от осадков;

- ремнабор;

- упаковочные мешки – 2 шт.;

- инструкция по эксплуатации.

2.6. Маркировка.

2.6.1. Этикетка должна содержать:

- наименование предприятия изготовителя и его товарный знак;

- обозначение настоящих технических условий;

-номер партии;

- дату изготовления.

2.6.2. Транспортная маркировка по ГОСТ 14192.

2.6.3. На транспортной упаковке должны быть указаны:

- наименование предприятия изготовителя и его товарный знак;

- обозначение изделия по ТУ;

- номер партии;

- дата выпуска;

- условия транспортирования и хранения.

Маркировка наносится любым методом, обеспечивающим качественное изображение эмблемы и надписей.

2.7. Упаковка.

2.7.1. Каждое изделие должно быть уложено в индивидуальный пакет из пленки полиэтиленовой по ГОСТ 10354 или равноценной ей по свойствам.

2.8. Требования безопасности и охрана окружающей среды.

2.8.1. К пользованию изделием допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2.8.2. Материалы и комплектующие, используемые при изготовлении изделия, подлежащие сертификации, должны иметь действующие сертификаты соответствия.

Приложение

 

Перечень документов, на которые даны ссылки в ТТ 

Обозначение

Наименование

ГОСТ 9584

Материалы прорезиненные.

ГОСТ 29151-91

Ткани полиэфирные с двухсторонним поливинилхлоридным покрытием.

ISO 10966:1994

Текстиль. Ткани для тентов и палаток. Технические условия.

ГОСТ 18482-79

Трубы прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. технические условия.

ГОСТ 3916.1-96

Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород.

ОСТ 17-667

Ленты технические капроновые.

ТУ 8147-005-05138073-94

Нитки швейные капроновые полиэфирные.

ОСТ 17-891-86

Застежки-молнии пластмассовые. Общие технические условия.

ТУ 17-09-45-88

Застежки текстильные. Технические условия.

ОСТ 17-602-81

Пряжки, рамки, кольца для изделий легкой промышленности. Общие технические условия.

ГОСТ 15150

Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 14192

Маркировка грузов.


 

 

 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

Лодка  экспедиционная  моторно-гребная

1. Назначение:

Лодка экспедиционная моторно-гребная предназначена для перевозки по пресноводным внутренним водоемам людей, геологического оборудования и снаряжения для сплава, переправы людей и грузов через водные преграды. Условия эксплуатации: для всех климатических районов.

 

2. Источники разработки:

Лодка разработана по результатам изучения ассортимента продукции ведущих отечественных и зарубежных производителей и на основе материалов периодических изданий по сплаву на надувных судах.

3. Состав и описание внешнего вида:

Лодка экспедиционная моторно-гребная представляет собой модульную конструкцию и состоит из отдельных взаимодополняющих друг друга частей: внутреннего модуля, вкладного дна, шиверного чехла, тента для защиты от осадков.

Основой является внутренний модуль, представляющий собой лодку максимально упрощенной и облегченной конструкции. Гребля осуществляется по-канойному. В таком виде лодка может быть использована для переправы через водные преграды с условием, что при отчаливании и причаливании дно водоема будет свободно от острых камней, коряг и т.п. предметов, способных повредить тонкую оболочку.

Вкладное надувное дно позволяет придать внутреннему модулю дополнительную жесткость, равномерно распределяет нагрузку от экипажа и груза, тем самым уменьшая осадку и увеличивая ходкость лодки.

Шиверный чехол защищает днище и борта внутреннего модуля от механических воздействий и служит для установки дополнительных модулей: распашных весел, транца для подвесного мотора, жестких сидений-связей, тента для защиты от осадков, элементов для фиксации груза.

 

В состав комплекта входят:

- внутренний модуль;

- надувное вкладное днище;

- шиверный чехол;

- сиденья – 2 шт.;

- элементы рамы;

- уключины – 2 шт.;

- весла – 2 шт.;

- мех-насос;

- съемный транец;

- тент для защиты от осадков;

- ремнабор;

- упаковочные мешки – 3 шт.;

- инструкция по эксплуатации.

 



1. Внутренний модуль


Модуль имеет О-образную форму и состоит из четырех изолированных отсеков. Дно однослойное.

Выполнен из тонкого прорезиненного материала. Размеры, мм:

длина – 3400

ширина – 1300

диаметр борта – 330.

По бортам, на носу и корме находятся ручки для переноски. Между ручками проходит леер из шнура.

Вентиль состоит из фланца (вклеен в борт), корпуса вентиля с лепестковым клапаном, уплотнительного кольца и крышки корпуса. После наполнения лодки воздухом на корпус клапана наворачивается крышка. Для стравливания воздуха из лодки корпус клапана выворачивают из фланца.

Вес 5,6 кг.

2. Надувное вкладное днище


Днище выполнено из ткани ПВХ. Размеры 2950х700х60 мм. Внутренний объем разделен на семь продольных каналов вертикальными перегородками. На верхней поверхности расположены: клапан и гребни с люверсами для подвязывания груза.

Вес днища 6,2 кг.

3. Шиверный чехол



Шиверный чехол выполнен из яркой синтетической износостойкой ткани. По форме он точно повторяет контуры вкладного модуля.

На носу чехла настрочена петля с усилением из стропы 50 мм для крепления причального конца. По середине высоты бортов у носа и кормы закреплены ручки для переноски лодки (по две с каждого борта), выполненные из стропы 50 мм. Между ручками проходит леер из веревки диаметром 10 мм. Промежуточными точками крепления леера являются петли из стропы 50 мм, фиксирующие жесткий каркас. В петли (по три на каждом борте) пропускают продольные трубы каркаса. От продольного смещения каркас в каждом углу закреплен поперечным ремнем с пряжкой. Внутренний леер образован стропой шириной 25 мм, нашитой по внутреннему периметру чехла. Для придания дополнительной жесткости носовой и кормовой частям лодки через люверсы во внутреннем леере пропущен стальной трос в пластиковой оболочке диаметром 3 мм. Натяжение троса осуществляется двумя талрепами.

Для натяжения тента для защиты от дождя на носу и корме предусмотрены по четыре пряжки под стропу шириной 25 мм.

Для установки подвесного мотора на шиверном чехле выполнено усиление в виде второго слоя ткани с прокладкой из пенополиуретана толщиной 10 мм. На этом усилении располагаются четыре точки для крепления транца для подвесного мотора.

Вес шиверного чехла 4,4 кг.

4. Сиденья


 


 

 

Сиденья выполнены из прочной износостойкой синтетической ткани. Представляют собой чехол в середину которого вставлена прокладка из пенополиуретана толщиной 10 мм. Сиденье фиксируется на поперечных трубах каркаса при помощи стропы шириной 25 мм и пряжек.

5. Элементы рамы


 

Силовая рама выполнена из дюралевых труб диаметром 50 мм. Продольные трубы разборные с фиксацией болтом и барашковой гайкой. Поперечные трубы не разборные. Размеры рамы 1700х100 мм. На сдвоенные поперечные трубы надеваются сидения, на продольные – уключины.

Вес элементов рамы 6,8 кг.

 

6. Уключины с веслами


 

Весла дюралевые неразборные. Уключины из высокопрочного пластика с регулировкой перемещения по длине весла. Уключины закрепляются на продольном элементе силовой рамы при помощи стальных хомутов. В процессе эксплуатации есть возможность передвигать уключины по раме.

 

7. Мех-насос

Насос ножной диаметром 200 мм с переходником для накачивания днища под диаметр 10 мм.

8. Съемный транец


Транец состоит из двух частей соединяемых в единое целое при сборке лодки. Опорная площадка и усилительная накладка под мотор выполнена из водостойкой фанеры толщиной 12 мм. Элементы крепления из нержавеющей стали.

 

9. Тент для защиты от осадков



Тент для защиты от осадков выполнен на дюралевом каркасе диаметром 9,5 мм. Каркас проходит через карманы в тенте и вставляется в отверстия в силовой раме. По верху карманов нашита световозвращающая лента. По краю кармана проходит застежка «молния». Тент выполнен из легкой водостойкой синтетической ткани. Прозрачные элементы из толстой прозрачной пленки. Прозрачные элементы тента состоят из трех частей, соединяемых застежкой «молния». Любая из этих частей может быть открыта. Для натяжения тента предусмотрены две стропы шириной 25 мм, проходящие от кармана каркаса (в месте стыка прозрачных частей тента) до пряжек на шиверном чехле. Высота от верха сидения до конька тента 950 мм. Вес 4,6 кг.

 

10. Ремнабор

 


 

В ремнабор входят:

- прорезиненный материал для ремонта внутреннего модуля;

- материал для шиверного чехла и упаковок;

- материал для тенда для защиты от дождя;

 - клей;

- запасные клапаны, уплотнительные кольца;

- ключ для затяжки клапанов.

Располагается в водонепроницаемом мешке.

 

11. Упаковочные мешки

 


 

Лодка размещается в трех упаковках, выполненных их плотной износостойкой ткани.

Первая упаковка выполнена в виде мешка с размерами 700х400х200 мм. Горловина закручивается на несколько оборотов и края защелкиваются на фаст. В упаковке размещается внутренний модуль, мех-насос, ремнабор. Вес 6,8 кг.

Вторая упаковка в развернутом виде имеет форму креста. Противоположные стороны соединяются попарно шнуром через люверсы, образуя упаковку с размерами 900х570х300 мм. Для переноски в одиночку на задней стенке закреплены плечевые ремни, для переноски вдвоем – ручки из стопы 30 мм по торцам. В упаковке размещаются: вкладное дно, шиверный чехол, сиденья, транец под мотор, тент для защиты от осадков. Вес 19,4 кг.

Третья упаковка выполнена в виде мешка с размерами 1400х350х200 мм. Горловина затягивается шнуром. Для переноски имеется плечевой ремень из стропы шириной 25 мм. Объем регулируется четырьмя ремнями шириной 25 мм с пряжками. В упаковке размещаются элементы силовой рамы, весла с уключинами. Вес 8,5 кг.

Общий вес комплекта  34,7 кг.



Порядок полной сборки лодки

  1. Выбрать место для сборки лодки свободное от предметов, способных повредить оболочку лодки.
  2. Расстелить и расправить шиверный чехол. Если предполагается использование подвесного мотора – собрать транец и закрепить его на шиверном чехле.
  3. Вставить в шиверный чехол внутренний модуль.
  4. Вставить и расправить вкладное днище.
  5. Собрать две половины силовой рамы. Пристегнуть сидения к сдвоенным трубам. Вставить половины силовой рамы в петли на бортах шиверного чехла. Соединить продольные элементы между собой.
  6. Накачать последовательно все отсеки внутреннего модуля, следя за тем, чтобы шиверный чехол облегал его без перекосов. Клапаны затянуть специальным ключом, находящимся в ремнаборе.
  7. Накачать вкладное днище.
  8. Надеть уключины на продольные элементы силовой рамы.
  9. Выровнять силовую раму и закрепить ее поперечные элементы стропой с пряжками в четырех местах.
  10. Закрепить уключины.
  11. Затянуть талрепы, создав необходимое натяжение для носа и кормы.

 

Установка тента для защиты от дождя

  1. Собрать стойки каркаса.
  2. Вставить стойки в карманы тента и зафиксировать их на клеванты.
  3. Вставить стойки в отверстия на пересечении продольных и поперечных элементов силовой рамы.
  4. Закрепить стропы в пряжках на носу и корме. Отрегулировать натяжение.








Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru