Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: И. Трехов, полковник, А. Чувырин, майор. Варочные котлы — на жидкое топливо. «Тыл и снабжение Советской Армии» №10-12, 1961 г.
За последние годы во многих частях отопление варочных котлов в кухнях-столовых стали производить дизельным топливом. Опыт показал, что это значительно экономит средства, сокращает время на приготовление пищи, уменьшает число истопников.
Для сжигания дизельного топлива можно сделать различные приспособления. Например, в одной из частей Прикарпатского военного округа рационализаторы своими силами сделали простую и надежную систему. Она состоит из емкости для хранения запасов дизельного топлива; соединительных трубопроводов; вентилей для перекрытия и регулировки подачи топлива и горелок (схема 1). Под емкость использовали обычную 200-литровую железную бочку. Для соблюдения мер пожарной безопасности ее установили из специальной вышке, недалеко от столовой.
Чтобы поддерживать постоянное атмосферное давление внутри емкости и в системе трубопроводов, в наливную горловину вместо пробки вставили патрубок, наружный конец которого обращен к земле. Это предохраняет топливо от атмосферных осадков.
Для топливных трубопроводов используют обычные водопроводные трубы диаметром в один дюйм, на которых устанавливают вентиль для отключения емкости и регулировки подачи топлива.
Схема 1. Общий вид системы отопления варочных котлов дизельным топливом на пять горелок:
1 — емкость для топлива; 2 — соединительный трубопровод; 3 — вентили: а) для отключения емкости, б) для перекрытия и регулировки подачи топлива; 4 — горелки; 5 — компенсаторы.
Схема 2. Устройство горелки:
1 — соединительные трубы; 2 — угольники; 3 — распылитель.
Горелка разборная (схема 2). Она состоит из отдельных прямых колен, соединенных между собой угольниками, и распылителя.
От вентиля до распылителя поставили газовые трубы диаметром в полдюйма. Распылитель сделали из отрезка двухдюймовой трубы длинной 300 мм. Для выхода испаряющегося дизельного топлива просверлили отверстия диаметром 0,7—0,8 мм. С целью герметичности в местах соединений деталей использовали асбестовые прокладки. Размеры горелки показаны на схеме 2, их можно изменить в большую или меньшую сторону. Однако соотношение размеров колен и распылителя необходимо выдерживать, чтобы пламя не касалось соединительных угольников.
При образовании нагара горелку разбирают на отдельные прямые трубы и очищают при помощи металлического стержня.
Подготовка системы к работе производится таким образом. Перед наполнением емкости дизельным топливом все вентили закрывают. Под каждой горелкой на расстоянии 5—10 см устанавливают мелкий железный противень. Затем открывают общий вентиль системы и вентили тех горелок, которые должны зажигаться. Когда противни заполнятся топливом, вентили горелок закрывают.
Дизельное топливо в противнях зажигают при помощи пакли или ветоши, прикрепленной в целях безопасности к длинным металлическим стержням. В течение 10—15 минут горелки прогревают, а затем постепенно открывают вентили и следят за тем, чтобы из распылителя вырывалось пламя. Регулировку пламени производят до тех пор, пока оно не станет синего цвета.
Принцип работы горелок заключается в том, что в раскаленных трубах дизельное топливо превращается в газообразное состояние. Увеличиваясь в объеме, газ под давлением выходит через отверстия распылителя и сгорает. Кислород для горения поступает с потоком воздуха через дверки топки или поддувало. Регулировать приток воздуха в топку необходимо так же, как и при сжигании дров. От правильности регулировки притока воздуха зависит и расход топлива.
На схеме 1 показаны компенсаторы, которые увеличивают количество топлива непосредственно перед горелкой. Топливо в двух компенсаторах кольцеобразной формы воспринимает на себя давление, которое образуется в действующей горелке.
Изменять конструкцию топок при переходе с твердого топлива на жидкое не требуется.
Назад в раздел