Особенности вождения автомобиля в условиях Крайнего Севера





Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Xрисанф Васильевич Власов, Иван Егорович Евтюхин, Юрий Федорович Серебряков. Вождение автомобиля в сложных условиях. (Издание второе, дополненное). Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1964 г.


Особенности   вождения   автомобиля в  условиях Крайнего  Севера 

1. Характеристика  местности и климатических  условий районов Крайнего Севера

 

К районам Крайнего Севера относятся в основном районы страны, расположенные севернее Северного полярного круга, а также территории, приравненные к Крайнему Северу. Эти районы по условиям эксплуатации автомобилей относятся к наиболее тяжелым.

Местность районов Крайнего Севера характеризуется наличием большого количества заболоченных участков вследствие водонепроницаемости слоя вечной мерзлоты.

Дорожная сеть в районах Крайнего Севера развита очень слабо. Постоянные изменения микрорельефа тундры (образование бугров, пучения, проталин, оползней, грунтовых наледей) приводят к разрушению полотна дороги. Устойчивость дороги может быть достигнута при сохранении под полотном дороги теплового режима вечной мерзлоты созданием насыпи высотой не менее 0,75 м  из каменистых и песчаных грунтов.

В летний период движение автомобилей по тундре вне дорог исключается. Исключается движение на большое расстояние по тундре и зимой, так как отдельные участки с малым количеством снега разделяются между собой оврагами и другими неровностями местности и заносами снега.

В зимнее время для движения автомобилей широко используются автозимники – дороги, проложенные по льду рек и по береговому припаю льда вдоль Ледовитого океана. При благоприятных условиях движение автомобильного транспорта по автозимнику осуществляется более пяти месяцев в году.

Суровы и климатические условия Крайнего Севера. Зимой минимальная температура воздуха в некоторых районах достигает минус 57° С. Лето короткое, дождливое, с частыми заморозками.

На побережье Ледовитого океана летом температура не превышает 10° С. Снег задерживается у побережья Ледовитого океана до 230 – 250 дней в году.

Зимой в районах Крайнего Севера часто дуют ветры, скорость которых достигает 40 м/сек.

Скорость ветра имеет большое влияние на перемещение снежного покрова, что следует учитывать при определении состояния пути и наличия заносов на дорогах.

При скорости ветра 7 – 8 м/сек начинается перемещение верхнего слоя снега, что снижает видимость до 2 – 3 км.

При скорости ветра более 9 – 10 м/сек начинается низовая метель, приводящая к заносам дорог и резко ухудшающая условия видимости и выполнение работ по обслуживанию автомобилей на открытых площадках.

При скорости ветра более 15 м/сек низовая метель переходит в пургу. Поднятый при пурге снег снижает видимость до 2 – 3 м. Передвигаться и производить работы по обслуживанию автомобилей во время сильной пурги на открытых площадках трудно.

В зимние месяцы в некоторых пунктах побережья Ледовитого океана количество дней с метелями в среднем 17 в месяц.

Ухудшается видимость при вождении автомобилей и в период полярной ночи. Продолжительность полярной ночи увеличивается по мере удаления на север.

Особенности местности и климатических условий Крайнего Севера значительно влияют на условия работы водителей и вызывают необходимость дополнительного оборудования автомобилей.

Подготовка водителей к эксплуатации автомобилей в условиях Крайнего Севера в основном соответствует подготовке их к эксплуатации зимой в обычных условиях.

Однако следует больше уделять внимания при подготовке к содержанию автомобилей на открытых площадках в период сильных ветров и больших морозов. Элементы подготовки должны быть отработаны с водителями практически.

 

2. Влияние условий Крайнего Севера на работу автомобиля и мероприятия по повышению работоспособности его 

Факторы, влияющие на особенность эксплуатации автомобиля зимой, полностью распространяются на особенности работы автомобиля в условиях Крайнего Севера. Однако наличие низких температур, снежных метелей, а также ограниченность дорог вызывают дополнительные требования к эксплуатации автомобилей в условиях   Крайнего   Севера.

При низких температурах и сильном ветре усложняется запуск двигателя автомобиля, особенно после длительной стоянки.

Вследствие резкого увеличения вязкости масел в картере двигателя возрастает усилие, необходимое для проворачивания коленчатого вала. Например, вязкость масла АКЗп-6, предназначенного для применения в районах Крайнего Севера, при понижении температуры от 20° С до –20° С увеличивается до 50 раз.

Повышение вязкости масел для двигателя при низких температурах вызывает также ухудшение прокачиваемости его по маслопроводам, а нарушение условий смазки приводит к повышению износа деталей двигателя.

Запуск двигателя после длительной стоянки автомобиля на открытой площадке затрудняется и тем, что в подкапотное пространство автомобиля набивается много снега (рис. 59); на удаление его обычно затрачивается много времени, так как он, как правило, бывает уплотнен.

При низких температурах ухудшается также испаряемость горючего. Для запуска карбюраторного двигателя в этих случаях обычно увеличивают количество поступающих в цилиндры легких фракций горючего, увеличивая содержание бензина в горючей смеси. Однако это приводит к смыванию со стенок цилиндра масляной пленки и к увеличению износа деталей двигателя. Вязкость дизельного топлива при низких температурах увеличивается, что приводит к ухудшению его распиливания при впрыске и, как следствие, к смыванию с цилиндров масляной пленки и к повышенному износу деталей.

Износы деталей в результате запуска двигателей при низких температурах в условиях Крайнего Севера значительно превышают аналогичные износы при эксплуатации автомобилей в нормальных условиях зимы и могут составлять до 55% от общего износа за все время эксплуатации автомобиля.


Для обеспечения запуска двигателя при содержании автомобилей на открытых площадках необходимо двигатель и масло в картере двигателя предварительно разогревать.

Температура головки блока перед запуском должна составлять 30 – 40° С, а вязкость масла должна обеспечить прокачиваемость и проворачивание коленчатого вала с пусковой скоростью не менее 50 об/мин для карбюраторных и 120 об/мин для дизельных двигателей.

Наибольшее удобство при разогреве двигателей перед запуском создают индивидуальные подогреватели, однако подогреватели на автомобиле ГАЗ-63 при применении создают недостаточный эффект. При температуре окружающего воздуха – 30° С и скорости ветра 15 м/сек продолжительность запуска двигателя ГАЗ-63 при применении индивидуального подогревателя составляет около 1,5 ч. При сильном ветре применение этих подогревателей затруднено, так как разжечь паяльную лампу невозможно.

В условиях Крайнего Севера широко применяется разогрев двигателя паром, горячей водой, а также с помощью беспламенных печей. Для разогрева паром используются передвижные котлы с избыточным давлением 0,4 – 0,5 кг/см2. Разогрев двигателя горячей водой совместно с беспламенным подогревателем применяется в основном для автомобилей, не имеющих индивидуальных подогревателей, и при отсутствии установок для пароразогрева.

Для предупреждения замерзания системы охлаждения при запуске двигателя автомобиля в этих условиях эксплуатации также утепляются шланги радиаторов и водяной насос обматыванием их лентами из сукна и надеванием на них утеплительных чехлов.

При эксплуатации автомобилей иногда создается необходимость поддержания двигателя в подогретом состоянии. Это достигается периодическим запуском двигателя или применением беспламенных печей.

Для обеспечения надежного запуска двигателя температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не должна снижаться ниже – 30° С. При этом следует учитывать, что интенсивность охлаждения неработающего двигателя различных марок автомобилей неодинакова. Так, при температуре наружного воздуха – 25° С и отсутствии ветра снижение температуры охлаждающей жидкости за 1 ч простоя в среднем составляет: у двигателя ГАЗ-51 – 16,5° С, у двигателя ЯАЗ-204 – 24,3° С и у двигателя ЗИЛ-120 – 26,6° С.

При применении беспламенной печи для поддержания двигателя автомобиля в прогретом состоянии следует использовать укрывочный брезент, которым закрываются кабина и зона двигателя. Свисающие края брезента целесообразно обсыпать снегом (рис. 60).

Не менее важное значение для облегчения запуска двигателя при низких температурах имеют техническое состояние и содержание аккумуляторных батарей. При длительных стоянках автомобилей аккумуляторные батареи необходимо содержать в специальных отапливаемых помещениях. С понижением температуры окружающего воздуха вязкость электролита в батареях увеличивается. Электролит повышенной вязкости медленно проникает в поры активной массы пластин аккумуляторных батарей, в результате чего емкость аккумуляторной батареи и электродвижущая сила значительно уменьшаются. На каждый градус понижения температуры электролита в зимних условиях емкость батареи уменьшается примерно на 1,2%.


Для обеспечения нормальной работы аккумуляторных батарей рекомендуется применять электролит плотностью 1,31 г/см3.

С целью обеспечения лучших условий работы аккумуляторные батареи утепляются, для чего устанавливаются в деревянные ящики или защищаются войлочным чехлом (рис. 61).


Температура аккумуляторных батарей, помещенных в такие ящики или чехлы, практически не падает ниже 0°С за 10 ч эксплуатации автомобиля.

Низкие температуры окружающего воздуха, тяжелые дорожные условия при эксплуатации приводят к нарушению нормального теплового режима работы двигателя автомобиля. Следует знать, что при понижении температуры охлаждающей жидкости до 50° С износ деталей двигателя увеличивается в восемь раз по сравнению с износом при нормальном тепловом режиме.


Для предупреждения переохлаждения двигатель при эксплуатации автомобилей в районах Крайнего Севера укрывают специальным усиленным утеплительным чехлом, дополнительно укрепляемым на капоте специальными поясами (рис. 62).

Для уменьшения охлаждения масла в картере двигателя при эксплуатации автомобилей в районах особо низких температур картер двигателя утепляется пристегивающимся мягким чехлом из войлока, покрытого с обеих сторон брезентом (рис. 63).

При эксплуатации дизельных автомобилей в районах Крайнего Севера следует также утеплять топливные баки войлоком, асбестом или утеплительной, специально приготовленной обмазкой (рис. 64).




Для заправки дизельных автомобилей при эксплуатации в районах Крайнего Севера применяется специальное дизельное топливо арктическое «ДА», обладающее хорошими низкотемпературными свойствами.

Для заправки картеров двигателей автомобилей ГАЗ-63, ЗИЛ-157К, ГАЗ-69 применяется масло АКЗп-6, а для заправки агрегатов силовой передачи – трансмиссионное масло ТАп-10.

Коробка передач, раздаточная коробка и картер рулевого управления автомобилей КрАЗ-214, МАЗ-502 заправляются в этом случае маслом МТ-14п.

В качестве консистентных смазок применяются жировые и синтетические смазки УС-1 (УСс-1), УС-2 (УСс-2) и тугоплавкая смазка 1 – 13.

При применении смазок УС-2 (УСс-2) при температуре воздуха ниже – 25°С требуется предварительно разогревать точки смазки автомобиля.

 

3. Особенности вождения автомобиля в условиях Крайнего Севера

 

Вождение автомобилей в условиях Крайнего Севера имеет ряд особенностей, вытекающих из спецификации климатических и дорожных условий. В связи с этим водитель должен знать условия вождения автомобиля, объем работ по дополнительному оборудованию автомобиля для обеспечения безотказного запуска двигателя и работы автомобиля, а главное он должен быть высоко дисциплинирован и вынослив.

В летний период тундра для автомобилей, даже многоприводных, непроходима, поэтому движение совершается по местным дорогам или по песчаным отмелям и косам побережья Ледовитого океана. Песок на таких отмелях всегда влажный и большой трудности при движении по нему не вызывает. Однако вблизи устьев крупных рек скапливается много древесного плавника, для расчистки которого на автомобилях следует иметь шанцевый инструмент (топор, пилу и лопату). Лопата часто требуется и для подкапывания песка перед колесами при застревании автомобиля.

В зимний период дороги и автозимники заносятся снегом. При движении по плотному снегу колеса часто продавливают поверхностную корку снега (наст), что создает большое сопротивление движению и приводит к пробуксовке колес даже при небольшой глубине колеи. В этом случае не следует увеличивать обороты двигателя, так как повышение скорости вращения колес приведет к большому застреванию автомобиля. Чтобы вывести автомобиль из такого положения, необходимо двигаться на низшей передаче при малом числе оборотов коленчатого вала двигателя. Если застрявший автомобиль не сможет выехать на твердый покров снега, следует применить средства повышения проходимости (самовытаскиватели, якори и др.).

Снежные заносы протяженностью до 5 м преодолевают с разгона, используя инерцию автомобиля. При преодолении занесенных участков дороги большой протяженностью движение необходимо совершать на одной из низших передач. Переключать передачи в этом случае не рекомендуется.

При глубине снега, не превышающей величину дорожного просвета, устойчивое движение автомобиля создается при применении на ведущих колесах мелкозвенчатых цепей противоскольжения.

Применение мелкозвенчатых цепей противоскольжения в местах с глубоким снежным покровом может привести к еще большему застреванию автомобиля.

Однако устойчивое движение автомобилей по снегу и заснеженным путям создается при применении в этих случаях автомобилей с регулируемым давлением в шинах или при использовании широкопрофильных шин на ведущих колесах.

При движении автомобиля по льду берегового припая вдоль океана и по льду рек необходимо учитывать толщину и состояние льда.

Минимальная толщина речного льда, при которой возможно безопасное движение автомобилей с полной нагрузкой при температуре ниже 0° С, составляет: для ГАЗ-63 – 28 см, ЗИЛ-164 – 36 см, ЗИЛ-157 – 40 см и МАЗ-502 – 46 см.

Расстояние между автомобилями в этом случае должно составлять не менее: для ГАЗ-63 – 20 м, ЗИЛ-157 – 35 м, МАЗ-502 – 55 м.

При определении возможности движения автомобилей по льду берегового припая необходимо учитывать, что прочность морского льда зависит от его солености и температуры. При температуре льда, близкой к нулю, прочность морского льда примерно в три раза меньше, чем пресноводного той же толщины. С понижением температуры льда прочность его увеличивается и при температуре – 23°С становится практически равной прочности пресноводного льда.

При движении по льду часто можно обнаруживать в нем трещины, вызванные воздействием низких температур (рис. 65). Трещины шириной до 30 см перед преодолением следует плотно забивать кусками льда. Проезжать через заделанные льдом трещины нужно на низшей передаче. Переключать передачи перед трещиной и после ее переезда следует не ближе чем за 50 м от трещины. Трещины большей ширины необходимо преодолевать с применением колейных мостиков. В этих случаях на опорные концы мостиков для предотвращения их скольжения по льду при наезде и съезде автомобиля необходимо набивать шипы из гвоздей или специальных штырей.


Движение по участкам льда, покрытым торосами, невозможно без предварительной расчистки.

Управление автомобилем при движении по льду затруднено. Следует помнить, что тормозной путь на льду более чем в два раза превышает тормозной путь, необходимый для остановки автомобиля на дороге с сухим снежным покрытием.

В связи с тем, что при низких температурных условиях вязкость масла в агрегатах силовой передачи сильно повышается, а эластичность шин уменьшается, начинать движение следует на низших передачах.

Начинать движение на плотном снегу и льду следует также на низшей передаче с малым числом оборотов коленчатого вала, так как увеличение оборотов может привести к пробуксовке колес в начале движения.

При вынужденной остановке в пути во время сильной пурги для уменьшения заноса автомобили необходимо устанавливать радиаторами против ветра.

Для обозначения пути движения по льду автозимники, как правило, обозначают вехами.

Кабина автомобиля для создания нормальных условий работы водителя утепляется войлоком и байковым одеялом.

В остальном вождение автомобилей в условиях Крайнего Севера соответствует вождению автомобилей зимой в обычных условиях.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru