Особенности движения автомобиля по проселочным дорогам и вне дорог по слабопересеченной местности





Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Xрисанф Васильевич Власов, Иван Егорович Евтюхин, Юрий Федорович Серебряков. Вождение автомобиля в сложных условиях. (Издание второе, дополненное). Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1964 г.


Особенности движения автомобиля по проселочным дорогам и вне дорог по слабопересеченной местности 

1. Вождение автомобиля по проселочным (размокшим и пыльным) дорогам 

Проселочные дороги (рис. 20), как правило, не имеют инженерных сооружений, проложены большей частью пешеходами и конным транспортом и используются для движения автомобилей. Они не имеют строго определенных прямолинейных направлений, изобилуют неровностями, обычно не восстанавливаются, поэтому разрушенные участки такой дороги объезжаются. Во время сильных дождей, а также после весеннего снеготаяния эти дороги становятся почти непригодными для движения автомобилей. В низинных местах на них собирается вода. Она скрывает от водителя глубину брода, состояние проезжей части, мешающие движению предметы и неровности.

В размягченном водой грунте колеса прорезают глубокую колею, сопротивление качению возрастает, а сцепление колес с грунтом ухудшается, что приводит к буксованию ведущих колес и даже к прекращению дальнейшего движения. Поэтому в период распутицы для движения автомобиля выбирают возвышенные, преимущественно горизонтальные места. В случае необходимости останавливают автомобиль тоже на возвышенности, так как здесь грунт размокает на меньшую глубину, а это облегчает движение и трогание автомобиля с места. При этом нельзя забывать о том, что движение по жидкой грязи с твердым основанием может быть более успешным, чем по густой грязи.



При движении по проселочным дорогам не разрешается вести автомобиль на повышенной скорости, останавливаться на подъеме, резко и круто поворачивать. Тормозить и изменять движение надо плавно и без рывков. На таких дорогах тормозят двигателем, уменьшая обороты, не выключая сцепления. Если в результате превышения скорости движения при торможении или при повороте автомобиль заносит в сторону и ведущие колеса скользят вбок, рулевое колесо поворачивают в сторону заноса задних колес. Во избежание буксования ведущих колес путь их качения по возможности выбирают без бокового уклона (крена) и с одинаковым состоянием грунта по сцеплению. При несоблюдении этого требования может произойти перераспределение веса автомобиля и крутящего момента двигателя по колесам. Колеса, которые нагружены больше, будут иметь большее сцепление с грунтом (будут стоять), разгруженные – будут буксовать. Чтобы вывести автомобиль из такого состояния, освобождают его платформу от груза, вывешивают буксующее колесо с помощью ваги, подкладывают под него камни, куски дерева, хворост. Затем на первой передаче или передаче заднего хода медленно отводят автомобиль с места буксования, вновь укладывают груз и продолжают движение, объезжая это место. Иногда буксование ведущего колеса удается прекратить снижением оборотов коленчатого вала, переходом на низшую передачу коробки передач, включением переднего ведущего моста и понижающей передачи раздаточной коробки автомобиля. Буксование ведущих колес одной стороны автомобиля можно прекратить притормаживанием. При этом происходит частичная блокировка ведущего (ведущих) моста и часть крутящего момента двигателя от буксовавших колес передается на невращающиеся ведущие колеса. Если не было чрезмерного перераспределения нагрузки по колесам, то большим или меньшим притормаживанием колес можно обеспечить дальнейшее движение автомобиля. В таком случае можно обойтись без применения подручных материалов, средств повышения проходимости и самовытаскивания. Опытный глаз водителя определяет направление качения колес с расчетом беспрепятственного движения автомобиля.

Наиболее трудные для движения участки дорог преодолевают с помощью подручного материала, укладываемого по колее движения автомобиля. Буксование на размокшем грунте не допускают. Злоупотребление буксованием ведущих колес приводит только к бесполезной трате времени, горючего и к порче автомобиля. Если же ведущие колеса погрузились в грунт или оказались в углублении (канаве), применяют так называемый «способ раскачки». Суть его состоит в том, что быстрым переключением передач переднего и заднего хода автомобиль небольшим передвижением вперед и назад уменьшает углы подъема ведущих колес и приобретает некоторую инерцию. Если такой способ не принес успеха, под ведущие колеса подкладывают хворост, камни, щебень, шлак, а перед передними колесами расчищают колею с целью уменьшения сопротивления движению. Иногда можно вывести автомобиль из глубокой колеи задним ходом. Для этого между сдвоенными скатами задних ведущих колес укладывают жерди и плавно выезжают из углубленной колеи.

Если автомобиль забуксовал на подъеме и начал скользить, его затормаживают и в крайнем случае направляют на ближайшее препятствие для остановки (камень, придорожное дерево, скала и т. п.). После этого для движения могут быть использованы цепи противоскольжения, противобуксатор, якорь-самовытаскиватель, а также другие средства и приспособления.

Цепи противоскольжения по конструкции бывают мелкозвенчатые, траковые и гусеничные. Расчетливые водители надевают цепи на колеса непосредственно перед участком, который нужно преодолеть.

Мелкозвенчатые цепи противоскольжения (рис. 21) применяют для движения автомобиля по мягким грунтовым дорогам. Очень важно, чтобы цепи противоскольжения соответствовали размеру шин колес автомобиля, для которого они предназначены. Для надевания на колеса мелкозвенчатые цепи противоскольжения раскладывают по колее автомобиля (спереди или сзади). Затем запускают двигатель, включают низшую передачу и колесами наезжают на середину цепей. После этого цепи натягивают на колеса, а концы их соединяют замками. Во избежание раскрытия замки цепей обязательно стопорят.


При надевании цепей на колеса необходимо обеспечить плотное прилегание их к покрышкам и надежное крепление на колесах. Правильно смонтированные на колеса цепи не врезаются в покрышки и не имеют свободного перемещения по ним. Правильным является такое натяжение, при котором среднюю часть поперечных цепей можно переместить по покрышке колеса на 10 – 20 мм. Нужно заметить, что надевание цепей противоскольжения на шины колес автомобиля требует от водителя определенных навыков и сноровки. Чем новее цепи противоскольжения и меньше изношен протектор покрышки, тем труднее надевать цепи.

Траковые цени противоскольжения (рис. 22, а) применяют на сдвоенных колесах при движении автомобиля по грунтовой дороге в распутицу, по снежной целине и заболоченному грунту.


Для монтажа траковые цепи располагают по колее спереди или сзади у ведущих колес автомобиля. Концы межтраковых цепей закрепляют на дисках колес крепежными цепями. После запуска двигателя включают низшую передачу и наезжают ведущими колесами на цепь. Далее концевые цепи соединяют замками, крепежные цепи натягивают, а их концы соединяют замком. Нельзя допускать при этом провисания крепежной цепи между клиньями траков.

Натяжение траковой цепи считается правильным, если один из траков усилием руки может быть поднят над покрышкой на 5 – 8 мм.

Гусеничные цепи противоскольжения (рис. 22,б) применяют на сдвоенных колесах при движении трехосных автомобилей по грунтовым дорогам в распутицу, по снежной целине и по заболоченному грунту.

Перед монтажом гусеничные цепи противоскольжения раскладывают по колее автомобиля за задними колесами. После запуска двигателя включают передачу заднего хода и колесами наезжают на среднюю часть цепей. Концы цепей накидывают на колеса среднего и заднего ведущих мостов. Крайние траки цепей захватывают зацепами натяжного устройства и, вращая ходовой винт, сводят концы цепей, соединяют их пальцем, зашплинтовывают его проволокой, а натяжное устройство снимают.

При правильном натяжении гусеничных цепей противоскольжения провисание их верхней ветви между колесами не превышает 10 – 15 мм.

После преодоления труднопроходимого участка местности цепи противоскольжения обязательно снимают, так как иначе быстро изнашиваются цепи противоскольжения и автомобильные покрышки, повышается расход горючего и разрушается покрытие дорог.

Противобуксаторы (рис.23) являются наиболее простым и универсальным приспособлением для вывода автомобиля из препятствия при буксовании ведущих колес.


Чтобы использовать противобуксатор, на задние сдвоенные колеса автомобиля надевают цепи-браслеты, под задние колеса укладывают противобуксаторы, включают передачу и начинают движение вперед (назад). При буксовании колес надетые на них цепи захватывают зацепы противобуксаторов и обеспечивают выезд автомобиля из препятствия.

Якорь-самовытаскиватель (рис. 24) применяется в случаях необходимости вывода автомобиля, колеса которого зарылись в мягкий грунт. Для этого якорь-самовытаскиватель устанавливают перед передними колесами по ходу движения автомобиля. Цепь каждого якоря пропускают между дисками ведущих сдвоенных колес. Свободный конец цепи продевают через окно в диске наружного колеса и закрепляют на ступице. На шпильки односкатных ведущих колес для наматывания цепи устанавливают фланцы и съемные барабаны.

После закрепления свободного конца цепи включают первую передачу и начинают движение. При этом цепи наматываются между дисками или на съемные барабаны задних колес автомобиля, подтягивая якори под передние колеса. Передние колеса, наезжая на якори, погружают их в грунт (снег) и тем самым увеличивают Зацепление якорей с грунтом (снегом).

В дальнейшем вращающиеся ведущие колеса наматывают цепи, автомобиль начинает двигаться вперед и выезжает из углубления в грунте (снегу). Если в повторном применении якорей нет необходимости, их снимают, очищают от грунта (снега) и укладывают в кузов автомобиля на отведенное для них место.

При отсутствии цепей противоскольжения, якоря-самовытаскивателя и противобуксатора застрявшему автомобилю оказывается помощь другим автомобилем или гусеничной машиной. Во время движения по мокрым разбитым дорогам для буксировки широко используется мягкий или жесткий буксир.

Иногда в составе колонны застрявшему автомобилю может быть оказана помощь двойной тягой: двумя машинами спереди или сзади или одной машиной сзади, а другой спереди. Во втором случае грузовая машина, подталкивающая застрявший автомобиль сзади, делает это с помощью жесткого буксира или непосредственно упором буфера в буфер. Однако без жесткого буксира толкающая машина может повредить облицовку радиатора, фары и крылья.

Для увеличения проходимости автомобиля иногда применяют браслеты и противобуксовочные колодки.

Браслеты противоскольжения – это кольцо из толстого каната или цепи, продетое в окно диска колеса и охватывающее шину. Количество таких браслетов может быть различное; их не устанавливают только в окне диска, куда выведен вентиль камеры, чтобы не повредить его.

Противобуксовочная колодка представляет собой ромбовидный трак, сваренный из уголкового железа и закрепленный на шине цепями через окна в диске колеса.

В весенний и осенний периоды, когда днем почва размокает, а ночью замерзает, рекомендуется использовать время заморозков для более успешного движения.

При отсутствии объездов и необходимости двигаться по глубокой колее колеса направляют так, чтобы колея проходила между ними. В противном случае возможны повреждение автомобиля и посадка его на переднюю ось или на картер заднего моста (вывешивание колес ведущих мостов).

В летнее сухое время проселочные дороги очень пыльны. В зависимости от грунта и интенсивности движения дороги часто бывают покрыты толстым слоем пыли, под которым скрываются неровности, выбоины с камнями и посторонними предметами. Движение по таким дорогам совершается на пониженных скоростях, так как повышенные скорости могут привести к поломке рессор и повреждению перевозимых грузов.

Обычно небольшие рытвины и канавы проезжают плавно с выжатой педалью сцепления, чтобы удары колес не передавались напряженным деталям силовой передачи и двигателю; стараются избегать одновременного попадания двух передних или задних колес в эти выбоины и канавы. Крупные выбоины на дороге пропускают между колесами или объезжают. При этом не допускают резких изменений в направлении движения автомобиля. Дистанции между автомобилями увеличивают до таких размеров, чтобы пыль не ограничивала видимость пути движения. Во избежание столкновения на пыльных дорогах включают подфарники или ближний свет фар и задний фонарь.

При движении в таких условиях пыль набивается всюду, даже в тормозные барабаны. Она снижает силу трения между тормозными накладками и барабаном. Для продолжительной работы в таких условиях автомобиль специально подготавливают. Подготовка заключается в герметизации всех узлов и агрегатов автомобиля, как это делается в районах песчано-пустынной местности (см. главу IV), а также в более частой смене масла и промывке воздухофильтров. После работы в таких дорожных условиях автомобиль нуждается в тщательной мойке.

 

2. Движение на поле боя, по колонным путям и лесным дорогам 

В ходе боевых действий обстановка и дорожные условия иногда складываются так, что движение автомобилей крайне затрудняется ограниченными проездами, разрушенными дорогами, инженерными сооружениями и препятствиями. Это усложняется необходимостью движения в условиях ограниченной видимости, а также постоянным наблюдением за маршрутом движения, так как на пути могут встретиться заминированные и зараженные участки дорог и местности.

Водитель, учитывая обстановку и условия движения, принимает необходимые меры предосторожности. Если на пути движения встречаются траншеи и ходы сообщения, а объезд их далеко, применяют колейные мосты (рис. 25). При установке мосты надежно закрепляют кольями и углубляют в грунт во избежание сдвига их колесами машины.

Въезд на мост осуществляют осторожным накатом передних колес, без рывков, направляя колеса точно по середине колеи моста. Если автомобиль имеет прицеп, колея которого отлична от колеи автомобиля, то колею моста устанавливают сначала для автомобиля, а потом для прицепа. Таким же способом проезжают разрушенные бревенчатые мосты и мосты ограниченной грузоподъемности.

Противотанковые рвы преодолевают по уложенным через них мостам, по дну после среза крутостей и засыпки рва землей или после укладки в ров фашин и других местных предметов с последующим выравниванием проезжей части.

Во время движения через проход в проволочных заграждениях проявляют особую внимательность, чтобы не повредить шины колес. Перед началом движения проход просматривают и очищают от колючей проволоки.

Если на пути движения встречаются так называемые «ежи», то для создания проезда необходимой ширины их растаскивают в стороны машиной.

В заграждении из надолб при отсутствии объезда делают проход. Для этого необходимое количество надолб откапывают и оттаскивают в сторону, а деревянные – срубают или спиливают. Условия обстановки иногда позволяют устранить такие препятствия с помощью зарядов взрывчатых веществ, которые крепятся на надолбах около земли.

При прохождении разрушенных участков дороги, завалов (в том числе лесных) и других мест с препятствиями соблюдают особую осторожность, чтобы не повредить автомобиль и перевозимые на нем грузы. Проезд расчищают с помощью перевозимого личного состава, а если нужно, используют тягу автомобиля или применяют взрывчатые вещества.

Колонные пути, прокладываемые по местности, обычно не имеют дорожных искусственных сооружений, но обозначаются по направлению указками, по принадлежности знаками.

В зависимости от состояния грунта полоса этих колонных путей иногда накатывается на сотни метров. В заболоченных районах устраивают жердевые и колейные дороги. При движении по таким дорогам не допускают больших скоростей и резких поворотов. Несоблюдение этого требования может привести к остановке движения автомобилей на всем участке дороги. При встрече с другим автомобилем машины останавливаются на ближайшем разъезде и пропускают встречную машину (рис. 26).


Путь движения по редкому лесу или кустарнику выбирают с таким расчетом, чтобы иметь меньше поворотов, пней, ям и высокой травы. Под высокой травой могут быть скрыты пни, камни и другие предметы, которые могут повредить детали и агрегаты силовой передачи и тормозной системы автомобиля. Особую опасность представляют ветки и сучки, которые могут повредить автомобиль или перевозимый груз. В необходимых случаях избранный путь движения расчищают от препятствий, для чего используют шанцевый инструмент: лопату, топор, пилу, киркомотыгу. На лесных дорогах часто встречаются глубокие колеи и промоины. Их преодолевают на низших передачах, плавно и осторожно, потому что возможны случаи повреждения автомобиля обломками хвороста и жердей, находящимися в этих промоинах и колеях.


 

3. Особенности преодоления болотистых и песчаных участков с помощью подручных и табельных средств

 

При вождении автомобиля по мокрому лугу и заболоченным местам требуются особая осторожность и внимание. Направление движения выбирается по кратчайшему пути и без поворотов. Предварительно убеждаются в возможности проезда этого участка. В целях понижения удельного давления колес на грунт давление воздуха в шинах с централизованной подкачкой воздуха может быть снижено до пределов, установленных инструкцией. По такой местности автомобиль следует вести на одной из низших передач, не применяя цепей противоскольжения, не допуская буксования ведущих колес, движения по колее ранее прошедшего автомобиля и по высокой светло-зеленой траве, под которой, как правило, очень слабый слой дерна. Глубоко осевшее на болоте колесо не откапывают, а вывешивают с помощью ваги, укладывают под него жерди, фашины или жердевые дорожки. После этого автомобиль выводят на более плотный грунт. В необходимых случаях путь движения через труднопроходимые заболоченные участки заблаговременно выстилают подручным материалом: фашинами из хвороста, жердями, снопами соломы (камыша) и специально изготовленными и возимыми на автомобиле жердевыми дорожками, ленточными дорогами и щитами. 

Дорожки из прутьев – жердевые дорожки (рис. 27) предназначаются для движения по ним автомобилей через болото и сыпучие пески. При подъезде к препятствию дорожки раскладывают по ширине колеи автомобиля. Бугры и кочки обходят или срывают во избежание повреждения дорожек.


При начавшемся буксовании ведущих колес выключают передачу и принимают меры к устранению причин буксования. При наличии может быть использована лебедка. Свободный конец троса лебедки укрепляют за дерево, пень, валун или за анкер, якорь, штопор, Закрепленные в более твердом грунте, или за заторможенные и соединенные между собой автомобили.

Песчаные участки представляют собой особую трудность для движения колесных машин. Эта трудность обусловливается большой удельной нагрузкой колес на слабо связанный грунт, а следовательно, и большим сопротивлением движению, что приводит к снижению силы тяги по сцеплению. При преодолении небольшого песчаного сухого участка используют инерцию автомобиля. Этот участок преодолевают с ходу на одной из высших передач. Большой песчаный участок преодолевают на пониженной передаче и на выше средних оборотах коленчатого вала двигателя. Для увеличения опорной поверхности колес автомобиля допускается снижение давления воздуха в шинах, как и при движении по заболоченной местности.

Во время движения не допускаются обгон и объезд других машин и переключение передач, так как резкие повороты повышают сопротивление качению колес, т. е. затрудняют движение автомобиля. Если имеется след прошедшей машины, рекомендуется использовать его для движения, так как песок в колее несколько уплотнен. Разъезд со встречными автомобилями следует осуществлять на низшей передаче во избежание застревания в песке.

Когда направление движения можно совместить с морским или речным побережьем, путь движения выбирают (если это возможно по характеру местности) непосредственно у воды по мокрому песку. Мокрый песок морского берега настолько уплотняется и выравнивается приливами и отливами, что движение по нему мало чем отличается от движения по хорошему шоссе. Важно знать время приливов и отливов.

Если автомобиль застрял в песке, не рекомендуется резко включать сцепление для движения вперед и назад. В случае буксования ведущих колес на сыпучем песке автомобиль останавливают, расчищают песок у передних колес, под задние подкладывают доски, маты из камыша, дорожки из прутьев. После этого начинают движение вновь на первой передаче. Автомобильные колонны могут располагать металлическими или деревянными колейными дорогами, а также сетками из стальной проволоки.

Деревянный клин (брус, жердь) увеличивает сцепление колеса с дорогой и позволяет автомобилю выйти из препятствия. Его укладывают по направлению движения в промежуток между шинами под сдвоенные ведущие колеса (рис. 28).

Чтобы передние колеса глубоко не врезались в песок и не создавали большого дополнительного сопротивления движению, деревянные клинья укладывают так, чтобы концы их касались шин передних колес: один с внешней, другой с внутренней стороны, как показано на рисунке. Перед началом движения передние колеса поворачивают в стороны уложенных деревянных клиньев. Передние колеса будут иметь двойное движение: качение и скольжение по клину. В таких случаях нужно иметь несколько клиньев (не менее 4 – 5), чтобы можно было выкладывать их спереди или сзади для обеспечения дальнейшего движения. Если автомобиль застрял в сыпучем песке, попытки выехать способом раскачки бесполезны. Колеса еще больше зароются в песок. Лучше сразу воспользоваться имеющимися средствами: противобуксатором или якорем-самовытаскивателем. Цепи противоскольжения на песках не применяются, так как они будут способствовать дальнейшему погружению ведущих колес в грунт (песок).

 

4. Движение по зараженной и заминированной местности 

В ходе боевых действий противник может применить отравляющие вещества, а также оружие массового поражения. В результате местность будет заражена на тот или иной срок в зависимости от концентрации и стойкости средств заражения. Участки заражения обозначаются. Если концентрация заражения велика и опасна для человека, то на зараженных площадках делают проходы.

Проходы на местности, зараженной радиоактивными веществами, могут быть проделаны разными способами. Для этого срезают и удаляют зараженный поверхностный слой грунта (снега), укладывают сплошные и колейные дорожные покрытия, засыпают зараженные поверхности незараженным грунтом, а также смывают радиоактивную пыль с твердых поверхностей.

Отравляющие вещества дегазируют (нейтрализуют) с помощью табельных средств, а также одним из способов, указанных для ликвидации радиоактивного заражения. Местность, зараженная радиоактивными и отравляющими веществами, не является препятствием для движения автомобиля. Можно управлять и автомобилем, зараженным радиоактивной пылью, отравляющими веществами и другими вредными для человека средствами поражения. Но для этого водитель заблаговременно готовится. Он надевает имеющиеся средства индивидуальной противохимической защиты (противогаз, защитную накидку, накидку-подстил, защитные чулки, защитные перчатки, легкий защитный костюм или защитный комбинезон). Стекла кабины и жалюзи радиатора закрывают. Части машины, с которыми приходится соприкасаться во время управления автомобилем, подвергают дезактивации, дегазации или другому виду специальной обработки в зависимости от средства поражения.

Движение по зараженным участкам осуществляется через оборудованные проходы. Если таких проходов нет, движение совершают по обозначенному объезду. Только при отсутствии оборудованного прохода и объезда движение допускается непосредственно по зараженной местности.

Через участок, зараженный радиоактивными веществами, автомобили ведут на повышенных скоростях с увеличенными дистанциями и интервалами. По возможности избегают движения в направлении, совпадающем с направлением ветра. Соблюдение этих требований обеспечивает исключение взаимного запыления автомобилей.

После преодоления участка заражения водитель по приказанию командира (при движении в колонне) производит дегазацию, частичную или полную дезактивацию и санитарную обработку. Это делается в зависимости от обстановки и не в ущерб выполнению боевой задачи. Средства противохимической защиты снимают по указанию командира после преодоления зараженного участка, когда отсутствует опасность поражения отравляющими и радиоактивными веществами.

При движении по незнакомой местности не исключается возможность наезда на мины и подрыва на них. Мины устанавливаются как на проезжей части и обочинах дорог, так и просто на местности, ранее бывшей передним краем обороны своих войск и войск противника. Противник может устанавливать минные заграждения и на путях своего отступления.

Чтобы избежать наезда на установленные мины, полезно знать демаскирующие признаки минных полей. К ним относятся знаки обозначения и ограждения, вскопанная земля, бугорки над минами, не убранная при установке мин земля, увядшая трава на дерне, которым покрыта мина, установочные колышки, протянутые над поверхностью земли шнуры и проволока. На минные поля указывают утерянные или забытые взрыватели и инструмент, упаковка, бумажные этикетки и стружка от упаковки. В зимнее время этими признаками могут быть, кроме того, следы на снегу от работ, проведенных по минированию местности.

Проходы в минных полях обозначают флажками или другими знаками и указателями. Они ограждаются проволокой на кольях или жердевым забором.

Могут быть случаи, когда водитель, своевременно не заметив указатели или демаскирующие признаки минного поля, въезжает па него. Выезжать с мирного поля надо только задним ходом и по следу колес своего автомобиля, как показано на рис. 29.

 

5. Разведка и оборудование бродов и ледяных переправ.

Правила и порядок их преодоления

 

В различное время года водоемы имеют различный уровень воды. В конце лета броды бывают наиболее мелкими, а весной и осенью – глубокими и подчас непригодными для движения автомобилей без специального оборудования. Если броды отсутствуют, автомобили преодолевают водный рубеж на плотах, паромах, десантных судах, по наплавным мостам и на плаву. Эти же средства могут быть использованы в случае разрушения противником мостов и невозможности их восстановления подручными материалами.

На подходах к реке проверяют наличие участков, зараженных радиоактивными и химическими веществами, определяют ширину, глубину и скорость течения реки, и грунт дна, а также характер, крутизну и грунт берегов.

При подготовке подходов к броду устраняют заграждения и препятствия, мешающие движению (проволочные и минно-взрывные заграждения, камни, коряги и др.). Оборудуют, если необходимо, съезд в реку и выезд из нее на противоположный берег (с уклоном не более 5 – 6°), выравнивают и срезают крутости, а также укрепляют колею движения машин. Отдельные глубокие места (ямы, воронки, выбоины) и неровности пути движения забрасывают камнями, мешками с песком и тяжелыми фашинами (с камнями). Дно реки со слабым грунтом в необходимых случаях укрепляют наброской камня, укладкой хвороста или фашин. Способы заделки неровностей дна (выбоины, воронки) показаны на рис. 30.

  

При подготовке автомобиля к преодолению брода принимают меры к тому, чтобы вода не попала в агрегаты через сапуны или неплотности. Снимают ремень вентилятора, чтобы не повредить его лопасти и радиатор. Перед радиатором устанавливают лист фанеры или, если есть, закрывают жалюзи. При необходимости аккумуляторные батареи и грузы в кузове поднимают выше, чтобы не затопить. Под грузы укладывают подушку из хвороста и другого подручного материала.

Направление движения автомобилей по броду обычно выбирают под углом в сторону течения реки, чтобы при переправе автомобилей избежать заливания набегающей волной приборов зажигания.

При переправе большого количества автомобилей, особенно если грунт дна реки слабый, назначают подразделение для обслуживания и ремонта брода.

Для вытягивания застрявших автомобилей на переправе содержат в постоянной готовности к использованию дежурный тягач (рис. 31).

Преодоление брода шириной менее 50 м начинают после того, как впереди идущий автомобиль выйдет на противоположный берег, или когда поступит сигнал регулировщика. Движение вброд осуществляют на низшей передаче без поворотов, остановок и переключений передач.

 Остановка автомобиля во время преодоления брода на мягких грунтах (песках) приводит к быстрому погружению колес в грунт в результате вымывания грунта из-под колес потоком воды, особенно на мелководных перекатах. Чем больше время этой остановки, тем труднее эвакуировать застрявший автомобиль.


Если во время движения вброд двигатель остановится, автомобиль вытаскивают на противоположный берег тягачом. Тягач устанавливают и закрепляют строго по направлению выхода автомобиля из воды и лебедкой вытягивают застрявший автомобиль.

В случаях, когда водителю одному приходится выбирать и преодолевать брод, он определяет место и глубину брода, состояние грунта. Признаками брода являются подходящие к берегу тропы и дороги, уширение реки, пологие берега, мелкая рябь на поверхности воды и отсутствие растительности.

Если глубина водоема превышает максимальную глубину преодолеваемого брода, то автомобиль оборудуют для преодоления водной преграды на плаву.

Для этого кузов герметизируют брезентом, спереди к буферу подвязывают поплавок (специальный мешок, надутый воздухом), выводят выше кабины впускную и выпускную трубы, все агрегаты и системы герметизируют. Водитель надевает водонепроницаемый комбинезон. Движение на плаву осуществляют гребным винтом, укрепленным на карданном валу, забортным мотором с гребным винтом или с помощью обычных весел (подобно лодочным).

После преодоления водного рубежа в целях просушки накладок тормозных колодок движение на первых километрах производят с периодическим притормаживанием. Перед началом движения проверяют все агрегаты и узлы с целью устранения попавшей в них воды. Снимают и устанавливают на свои места все, что обеспечивало переправу автомобиля вброд или на плаву (фанеру, жалюзи, вентиляторный ремень, аккумуляторные батареи, пробки, заглушки, надувной мешок, весло и т. п.).

При разведке полосы переправы по льду (кроме выяснения вопросов, связанных с разведкой брода) определяют толщину и состояние ледяного покрова (отсутствие полыней, больших трещин). Важно знать глубину снежного покрова на льду, состояние сопряжения ледяного покрова с берегами, а также возможность съезда на лед и выезда со льда на берег. В результате разведки определяют грузоподъемность ледяного покрова, намечают полосу переправы, устанавливают объем и характер работ по оборудованию переправы. При определении толщины льда учитывают только его мутный и прозрачный слой. Для определения толщины льда по обеим сторонам полосы переправы в 10 м от оси ее пробивают лунки на расстоянии 5 – 10 м одна от другой в середине реки и на расстоянии 3 – 5 м у берегов. Толщину льда в лунках замеряют ледомером или лопатой (рис. 32). Чтобы во время движения машин по льду из лунок не выливалась вода, их окружают валиками из уплотненного снега.

У берегов лед осматривают особенно тщательно. При этом выясняют, прочно ли лед соединяется с берегом, нет ли в нем трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Если вода в лунках выступает на 0,8 – 0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. В противном случае переправа в этом месте опасна.

Для переправы по естественному льду оборудуют спуск с берегов на прочный лед и очищают полосу льда от снега на ширину не менее 10 м на каждую сторону от оси переправы. При этом оставляют слой рыхлого снега около 10 см, а слежавшегося – около 5 см. Переправу обозначают вехами, а перед ней устанавливают таблички с указанием ее грузоподъемности.



При наличии трещин и разломов съезд с берега на лед устраивают в виде переходного мостика (рис. 33). Если лед у берегов непрочен и зависает над водой, его взламывают и для съезда на лед устраивают простейший мост на рамных или клеточных опорах. Когда грузоподъемность льда недостаточна (табл. 4), его усиливают укладкой верхнего строения. При таком усилении толщина льда может быть на 15% меньше указанной в табл. 4.


 


Солому, хворост и фашины для усиления не применяют, так как они способствуют подтаиванию льда. Движение по льду производят по заранее, выбранному направлению с открытыми дверями кабины, с надетыми цепями противоскольжения, на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала. Перевозимый личный состав из машин высаживают и в пешем строю переправляют на противоположный берег.

Водителя не должны смущать треск льда или выступающая из-под него вода. В случае сильного прогиба льда необходимо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны. Останавливаться на льду в таком случае нельзя. Преодолевать ледяную переправу весной на одиночном автомобиле тоже не рекомендуется, так как при остановке и движении на слабом льду автомобиль может затонуть.

 

6. Средства и способы эвакуации автомобиля.

Буксировка автомобиля

 

В понятие «эвакуация» входят все подготовительные работы, связанные с вытаскиванием, буксированием, транспортированием и погрузкой на транспорт техники, а также работы по вывозу ее на ремонтные предприятия.

При эвакуации автомобиль извлекают из завалов и разрушенных укрытий на поле боя, в населенных пунктах и лесах, ставят его на колеса и затем транспортируют в расположение воинской части, в ремонтное подразделение или на сборный пункт поврежденных машин (СППМ).

К средствам эвакуации автомобиля относятся мягкая и жесткая сцепки, тягач, прицепы и полуприцепы, автокран, лебедка, вага, лопата, киркомотыга, лом, пила.

Для постановки на колеса опрокинутого автомобиля с помощью лебедки нужно знать определенное место крепления троса. Этим местом является участок рамы у средней поперечины между кузовом и кабиной. Из завалов автомобили откапывают с помощью инженерных средств, после чего их вытаскивают лебедкой или поднимают автомобильными кранами.

Эвакуируют автомобили гусеничными и колесными тягачами на колесных и санных прицепах, на железнодорожных платформах, речных и морских баржах, а также с помощью других автомобилей.


В эвакуации транспортабельных и нетранспортабельных автомобилей имеются свои особенности. Для транспортировки исправных автомобилей достаточно одного тягача. Для неисправных автомобилей требуются погрузка передней или задней части поврежденного автомобиля в кузов другого автомобиля, установка саней (тележек) под передний или под задний мост и в крайнем случае погрузка всего автомобиля на прицеп (в кузов автомобиля).

Существуют три основных способа буксировки автомобилей (рис. 34): на мягкой сцепке, на жесткой сцепке и в полупогруженном состоянии. Длина мягкой сцепки принята равной 4 ж, а жесткой – 2,5 м. Диаметр троса для мягких сцепок выбирают в зависимости от веса буксируемого автомобиля, состояния грунта и профиля пути.

Практически диаметры тросов выбирают по разрывному усилию (в килограммах), принимаемому равным утроенному весу автомобиля без груза (табл. 5).

 

 

В качестве мягкой сцепки применяются также обычные цепи. Необходимое сечение их звеньев можно подобрать по табл. 6.

 


На хороших дорогах для буксировки автомобилей можно применять тросы и цепи с разрывной нагрузкой, в 1,5 – 2 раза меньшей, чем указано в табл. 5 и 6.

При буксировке автомобиля на мягкой сцепке водитель ведущего автомобиля включает первую передачу, плавно отпускает педаль сцепления, движением своего автомобиля медленно натягивает сцепку, после чего начинает разгон. Во время движения недопустимы резкое изменение скорости и направления движения во избежание повреждения сцепки, опрокидывания или наезда ведомого автомобиля. Водитель ведомого автомобиля должен постоянно следить за тем, чтобы сцепка была все время слегка натянута и хорошо обозначена. Обозначение сцепки нужно для предупреждения водителей других машин и пешеходов. Рекомендуется притормаживать ведомый автомобиль, если натяжение сцепного звена ослабевает.

Действия водителей ведущего и ведомого автомобилей предварительно согласовываются. Для этого они договариваются о сигналах связи между собой. Например, для передачи сигнала водителю ведомого автомобиля используют задний фонарь ведущего автомобиля: днем включают свет, а ночью выключают. Для передачи сигналов водителю ведущего автомобиля используют днем звуковой сигнал (если он разрешен), а ночью – свет фар.

Движение автопоезда на мягкой сцепке обычно происходит со скоростью, не превышающей 20 км/час. Ведомый автомобиль ведут строго по колее ведущего, не тормозят без надобности. Этим исключают лишнюю нагрузку на двигатель ведущего автомобиля и опасность столкновения со встречными машинами, особенно на поворотах.

Жесткая сцепка применяется для буксировки как исправных, так и неисправных автомобилей. Правила вождения автопоезда, связанного жесткой сцепкой, ничем не отличаются от правил вождения автомобиля с прицепом. В случае буксировки исправного автомобиля (совершаемой с целью экономии горючего) водитель ведомого автомобиля помогает ведущему преодолеть труднопроходимые участки пути, для чего стартером запускает двигатель и включает соответствующую передачу.

На жесткой сцепке буксируют автомобили с неисправным задним мостом. Для этого под одно или под оба задних колеса устанавливают салазки или тележку (в зависимости от времени года и состояния грунта) и закрепляют. При этом водители должны учитывать, что радиус поворота автопоезда по сравнению с радиусом поворота одиночного автомобиля значительно больше.

Буксировку автомобиля в полупогруженном состоянии (с погружением его передней или задней части на платформу другого грузового автомобиля) применяют в случаях неисправности переднего или заднего моста, рулевого управления, ступиц, дисков и барабанов колес или при отсутствии водителя. Ведомый автомобиль надежно закрепляют (от смещения вбок, назад и вперед) на платформе ведущего автомобиля. Нахождение водителя в кабине буксируемого таким способом автомобиля не допускается. Вождение такого автомобиля не вызывает особых трудностей. Оно аналогично буксировке полуприцепа. Однако при погрузке переднего моста автомобиля в кузов другого надо учитывать, что угол съезда ведомого автомобиля значительно уменьшается. Об этом важно помнить при движении по глубоким колеям и через препятствия (канавы, рвы, пни и т. п.). Для увеличения этого угла рекомендуется снимать колеса с переднего моста ведомого автомобиля.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru