О хлебопекарных печах-повозках

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  П. Пушкарев.  Еще о хлебопекарных печах-повозках. «Техника и снабжение Красной Армии», №132, 1923-1924 гг.  

 

Работники на местах давно дискуссируют вопрос о печах для хлебопечения в военное время и, как я знаю, большинство из них пришли к определенному мнению, что существующий тип разборных полевых хлебопекарных печей совершенно не пригоден ни для корпусов, ни, тем более, для дивизий. Такое мнение было, между прочим, единодушно высказано при рассмотрении доклада на эту тему в секции по устройству тыла при ОВНО «N» стр. корпуса. Один из членов секции во время дискуссии по вопросу о непригодности существующих разборных полевых печей привел из периода империалистической войны довольно яркий пример этой непригодности. В 1915 году, во время Свенцянского прорыва, части одного из кавказских корпусов обречены были в течение чуть ли не двух-трех недель пользоваться хлебом, выпекаемым наспех по деревням, по пути отступления; что это был за хлеб — каждому понятно и при этом, конечно, рацион хлеба был сокращен до минимума и все-таки, несмотря на это, многие части не имели и такого хлеба, из-за недостатка его, питаясь хлебом, приобретаемым исключительно путем случайных реквизиций у местного населения, но и это тоже не всегда было возможно.

По указанным причинам были даже случаи, когда некоторые части хлеба совсем не имели, питаясь картофелем (был август месяц) с полей по пути отступления. Произошло все это от того, что полевая «подвижная» хлебопекарня корпуса, снявшись с места своей стоянки в районе Вилькомира, Виленской губернии, проскочила не останавливаясь до Сморгони; здесь развернуть хлебопекарню также не пришлось, т.к. войска корпуса остановились в районе Молодечно, куда приказано было перейти и хлебопекарне, и только тут она развернулась и начала выпекать хлеб. Участники этого отступления отлично помнят с каким нетерпением они ожидали первой выпечки хлеба, которого столь долго не видели.

Будь в то время у корпуса хлебопекарные печи-повозки — части корпуса не испытывали бы такой острой нужды в хлебе.

Все это говорит еще лишний раз за то, что если мы хотим бесперебойно снабжать хлебом Красную армию во время войны, мы должны совершенно отказаться от придачи корпусам и дивизиям разборных печей Пейера и начать свое изготовление хлебопекарных печей-повозок, которыми и должны будут обслуживаться наши корпуса и дивизии.

Вопрос о типе печей-повозок, пожалуй можно считать устраненным, ибо печь-повозка «Марс» изобретения русских инженеров Бушковича и Важеевского как будто отвечает всем тем требованиям, которые к ней предъявляются.

В статье тов. Чернятина весьма обстоятельно указаны (основанные на опыте) все положительные и отрицательные качества печи-повозки «Марс», и отрицательные ее качества почти целиком поглощаются ее положительными качествами. Во всяком случае, если и нужно внести, на основании опыта, некоторые конструктивные изменения в систему печи-повозки «Марс», то сделать это не представит больших затруднений, поскольку авторы этой печи-повозки живы и готовы внести соответствующие изменения в ее конструкцию. Что объявлять конкурс на выработку нового типа печи-повозки нет никакого смысла, с этим мы также согласны с тов. Чернятиным, ибо это затянет разрешение такого вопроса, с которым следует поспешить, а с другой стороны — всякий конкурс требует значительных денежных затрат и еще неизвестно, будут ли эти затраты целесообразными.

Если графически изобразить цифровые данные печей-повозок, принятых в иностранных армиях, и русской печи-повозки «Марс», то можно сразу видеть, что русская печь-повозка «Марс» не так уже плоха; вот эта таблица:

 

Общий вес печи-повозки

Число лошадей для повозки

Число выпечек в сутки

Количество хлеба, выпекаемого за 1 раз

Суточная производительность хлеба

Германские печи-повозки системы «Грове»

100 п.

4

12

7 п. 20 ф.

90 п.

Австрийские печи-повозки системы «Манфрейда-Вейса»*

97 п. 20 ф.

4

25

5 п. 30 ф.

144 п.

Русские печи-повозки системы Бушковича и Важеевского

75 п.

3

9

6 п. 20 ф.

60 п.

* — Если помнят читатели, австрийские печи приняты в армиях: итальянской, болгарской и румынской.

 

Сравнивая эти цифры, можно видеть, что только австрийская печь-повозка обладает очень высокой суточной производительностью, в остальном она уступает русской печи, которая на 22½, пуда легче австрийской и требует меньшее число лошадей для запряжки. Тов. Чернятин в своей статье подчеркивает, что австрийская печь имеет сложное устройство и, как следствие этого — трудна в обслуживании. Германская печь также производительностью несколько выше, чем русская, но вес ее на 25 пудов больше русской. При нашем бездорожья вес печи-повозки при выборе той или иной системы не может не иметь доминирующего значения, а раз так, то все преимущества как будто остаются, по крайней мере для русских условий, за печью-повозкой «Марс».

Позволительно будет обратить внимание ГВХУ на необходимость сформировать опытную хлебопекарню из печей-повозок «Марс» (конечно, если эти печи где-нибудь у нас сохранились), придав эту хлебопекарню к одной из дивизий во время подвижных сборов еще нынешним летом. Эта хлебопекарня не только будет опытной, но и показательной, для чего к ней следует присмотреться возможно большему числу хозяйственников, которые будут принимать участие в подвижных сборах.

Наблюдение и учет опыта этой хлебопекарни должны быть точно и подробно зафиксированы под руководством специалиста-хозяйственника.

Если окажется, что ни одной печи-повозки «Марс» не сохранилось, то, по нашему мнению, следует, в интересах дела, построить хотя бы 10 таких печей-повозок для сформирования небольшой действительно подвижной, без кавычек, хлебопекарни. Средства для этого должны быть найдены.

После такого «свежего» опыта можно будет окончательно решить вопрос об изменении деталей конструкции печи-повозки «Марс» и приступить к массовому их производству.

В заключение — несколько слов о той экономии средств, какая может получиться в результате введения в Красной армии печей-повозок «Марс».

Существующие хлебопекарни с разборными печами Пейера имеют 11 отделений, т.е. 22 разборные печи производительностью в сутки около 1000 пудов хлеба (при условии полного суточного действия): это же количество хлеба может быть выпечено 16 печами-повозками «Марс». Следовательно, при одних и тех же производственных результатах — экономия на 6 печей, как таковых, плюс — экономия по крайней мере в 12 лошадей и 6 парных повозок, на которых возятся разборные печи. Дело Технического Комитета ГВХУ подробно и детально вычислить всю экономию средств от введения в Красной армии печей-повозок «Марс», по сравнению с разборными печами Пейера. По нашему же мнению, одно несомненно, что если даже экономии и не получится, вследствие более высокой стоимости печи-повозки, то во всяком случае командование армией будет иметь больше уверенности, что во время войны, при наличии печей-повозок, наши красноармейцы будут иметь регулярно получаемый хлеб, чего нельзя сказать при существующем типе полевых хлебопекарен с разборными печами.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru