Установка походных очажных кухонь в железнодорожных вагонах

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  В. Куценко, инженер-полковник.  Установка походных очажных кухонь в железнодорожных вагонах. «Тыл и снабжение Советской армии», №1—6, 1953 г.

 

На снабжении воинских частей Советской Армии имеются походные кухни различных конструкций, в том числе очажные походные кухни, нашедшие широкое применение в войсках в годы Великой Отечественной войны.

Кухня такого типа имеет полезную емкость котла 125 л, вес ее (когда она не загружена) не превышает 100—170 кг.

Очажная кухня предназначена для приготовления войскам горячей пищи в полевых условиях, на марше и при перевозке войск по железным дорогам. Кухня должна быть так установлена в железнодорожном нагоне, чтобы и во время движения поезда в ней можно было готовить пищу. В связи с этим необходимо решить вопрос не только о нормах размещения в железнодорожных вагонах действующих очажных кухонь, но также установить порядок их крепления в вагоне и меры пожарной безопасности.

При решении этих вопросов надо обеспечить удобство раздачи горячей пищи личному составу эшелона на стоянках и удобство обслуживания действующих кухонь во время движения поезда, а также возможность использования при установке кухни типовых деталей воинского съемного оборудования вагонов.

В крытом четырехосном вагоне предусматривается размещение от одной до четырех очажных кухонь. Если надо разместить одну кухню, она устанавливается в правой или левой половине вагона, причем труба выводится через крышу вагона в том месте, где расположена потолочная разделка. В незанятой половине вагона может быть размещено имущество перевозимого эшелона, которое по санитарно-гигиеническим требованиям допускается размещать в помещении, близком к месту приготовления пищи.

Если надо установить две очажные кухни, они могут быть размещены либо в одной половине вагона с выводом дымовых труб через люки, либо по одной кухне в каждой половине вагона с выводом труб через потолочную разделку.

В случае необходимости иметь в вагоне три очажные кухни, две из них устанавливаются в одной половине вагона с выводом дымовых труб в люки, а третья размещается в другой половине вагона с выводом дымовой трубы в люк вагона или в потолочную разделку (рис. 1). Четыре очажные кухни устанавливаются по две в каждой половине вагона (дымовые трубы выводятся в люки).

В крытом двухосном вагоне может быть размещена одна (рис. 2) или две (рис. 3) очажные кухни.

При установке в вагоны дымовые трубы очажных кухонь, применяемые в полевых условиях, снимаются и заменяются комплектом специальных разборных дымовых труб, поставляемых для оборудования вагонов железной дорогой. В этот комплект входят: переходный патрубок, прямые вставки, переходные колена и колпак дымовой трубы.

В целях обеспечения пожарной безопасности очажная кухня должна иметь специальный зольник, а высота от колосниковой решетки кухни до поверхности пола вагона должна быть не менее 25 см. Кроме того, на пол вагона под каждую кухню укладывается прокладка из асбеста (асбестовой бумаги) толщиной не менее 5 мм, а поверх прокладки — поддон из полулиста кровельного железа.

При установке кухонь в вагонах необходимо следить за тем, чтобы расстояние от боковой поверхности кухни до стены вагона было не менее 50 см. Отверстия люков, в которые выводятся дымовые трубы, заделываются листовым железом.

Для создания необходимой устойчивости кухни во время движения вагона ее надо как следует укрепить. Крепление проволочными растяжками, как это делается при транспортировке кухни в автомобиле, повозке или в санях, для действующей кухни не подходит, так как проволочные растяжки будут мешать работе повара. В вагоне очажную кухню лучше всего прикреплять к полу четырьмя 150-мм гвоздями, для чего в полозках салазок кухни высверлено по два отверстия в каждом.

Рис. 1. Установка трех очажных кухонь и четырехосном нагоне.

Рис. 2. Установка очажной кухни в двухосном вагоне. 

 

Рис. 3. Установка двух очажных кухонь в двухосном вагоне.

Горячая пища выдается на стоянках поезда, предусмотренных для этой цели. Как правило, пища выдается через одну дверь, но в некоторых случаях, по согласованию с военным комендантом или начальником станции, допускается раздача горячей пищи личному составу эшелона на обе стороны поезда.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru