От чего портятся примусы

Эволюция средств обогрева и приготовления пищи. Исторический обзор




Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: В.И.Рубезин. Отч его портятся примусы. Энергоиздат, М.-Л., 1932 г.


От автора 

Значение примуса в хозяйстве известно каждому. Громадное его распространение само собой говорит за его большие преимущества в домашнем быту, в семье и у одиночек по сравнению с другими устройствами, служащими для тех же целей.

Думаю, не стоит перечислять все достоинства примуса-кухни; они очевидны и известны всем, имеющим дело с примусом.

Но совершенно необходимо осветить недостатки, имеющие место при пользовании примусом и мешающие правильной его работе, а иногда являющиеся причиной и опасных последствий (например взрывов примусов).

Поэтому, идя навстречу всем гражданам, пользующимся примусами, и в первую очередь домашним хозяйкам, обычно незнакомым с устройством примуса, я хочу рассказать в этой маленькой книжке о том, почему портятся примусы, как нужно обращаться с ними, чтобы избежать частых неполадок, опасных последствий и в каких случаях и как можно исправить их недостатки, не прибегая к помощи мастера.

Когда примус перестает гореть чистым пламенем и коптит, когда приходится каждые пять минут накачивать воздух без результата и в конце концов после всей этой возни нести его в мастерскую для исправления и ждать, пока он будет исправлен, то становится совершенно ясным, что важно знать правила ухода за примусом, позволяющие избегать частых повреждений.

Очень часто порча примусов происходит исключительно по вине лиц, обслуживающих примусы. Однако я не собираюсь целиком обвинять домохозяек, так как частичная вина падает и на тех, кто производит примусы, а также и на тех, кто их исправляет.

Вина первых в том, что они не дают письменную памятку (правила ухода за примусом), а вторых в том, что они не объясняют причин частой порчи примуса.

В заключение я хочу еще раз отметить, что целость и продолжительность службы примуса всецело зависит от домохозяйки. О том же, как правильно пользоваться примусом, я постараюсь кратко, но ясно изложить в этой книжке. 

 

Описание примуса, название его частей и их назначение 

Примус есть аппарат (прибор), предназначенный для тепловой обработки пищи, а также и для удовлетворения других бытовых нужд населения. Горючим топливом для примуса является исключительно керосин хорошего качества. Подсобным продуктом для разжигания является древесный спирт, денатурированный спирт, бензин и т.д.

На фиг. 1 представлен общий вид примуса с обозначением некоторых ясно видных частей, а именно: а — резервуар, б — штуцер (трубка) со спиртовой чашечкой, в — горелка, г — кольцо, придающее нужную форму пламени, д — капсюль или пистон (мундштук), е — насос, ж — крышка люка, з — вентилек (воздушный краник), и — ножки, к — чугунное подстановочное кольцо.

Ниже будут перечислены более подробно все составные части примуса.

Процесс горения керосина происходит следующим образом. Налитый в резервуар керосин давлением накаченного воздуха подается к капсюлю, проходя сильно нагретую горелку, он превращается в пар. Таким образом сгорает в виде пламени пар керосина (керосиновый газ). При таком сгорании керосина в виде газа, получается высокая температура, около 2000°С, примерно раза в три выше температуры сгорания жидкого керосина.

 

Фиг.1

При сгорании керосинового газа, выходящего из примусной горелки, получается синеватое сильное пламя без дыма и копоти (если исправны горелка и капсюль) вследствие того, что газ керосина, выходя из капсюля под давлением воздуха, накачанного в резервуар, распыливается и смешивается с комнатным воздухом, получая из него необходимое количество кислорода для сгорания.

Примусы изготовляются на заводе, и их резервуары делаются из полированной меди лучшего качества, чтобы они могли выдержать давление заключенного в них воздуха.

Заводы-изготовители испытывают примусы, корпус и горелку, на прочность. Это делается для того, чтобы была уверенность в том, что выпущенный на рынок примус, попадая к потребителю, был бы надежен в работе, — не выпучились бы и не разорвались бы его корпус и горелка от давления накачиваемого воздуха и не последовал бы в результате взрыв.

В действительности, как известно, взрывы примусов бывают, но как исключение, и зависят они в большинстве случаев от неправильного или небрежного пользования примусом. Подробнее о взрывах примусов будет сказано дальше.

Примус имеет следующие части:

1. Резервуар, служащий для помещения в нем керосина и воздуха. Это — главная часть, в нем укреплены все остальные части.

2. Штуцер (трубка) служит для соединения горелки с резервуаром и для подачи керосина в горелку. На ней же крепится и спиртовая чашечка (фиг. 2).

3. Поршень. Он служит для накачивания воздуха в резервуар и увеличения огня (фиг. 3).

4. Насосная трубка. Она служит для направления хода поршня насоса (фиг. 4).

 Фиг.2                                              Фиг.  3 

 Фиг.4

 Фиг.5 

5. Клапан. Он служит для впуска воздуха в резервуар. При накачивании воздуха клапан впускает воздух в резервуар, но не выпускает обратно (фиг. 5).

К клапану относятся еще три части: трубка клапана, медная пружина и пробочка. Весь клапан находится внутри резервуара и укрепляется в специальном донышке.

6. Насосная чашка (наконечник с манжетой) служит для укрепления кожицы (манжеты) (фиг. 6).

7. Предохранительная гайка. Служит для удержания кожедержателя с кожицей, чтобы не спадала кожица при движении поршня (фиг. 7).

8. Насосная крышка. Она служит для укрепления поршня в насосной трубке (фиг. 8).

9. Груша (грушеобразная головка). Служит для удобства накачивания насосом (фиг. 9).

Фиг. 6                               Фиг. 7                                          Фиг. 8                           Фиг.

10. Люк. Служит для наполнения резервуара керосином.

11. Крышка люка. Служит для того, чтобы герметически (плотно) закрыть люк. В крышке имеется прокладка, препятствующая выходу воздуха из резервуара (фиг. 10 и 11). Прокладка для люка делается из эбонита, каучука, пробки и линолеума, а временно можно употреблять и плотную резину.

12. Воздушный вентиль (ключик). Служит для выпуска воздуха с целью гашения примуса или уменьшения огня (фиг. 12).

13. Спиртовая чашечка. Служит для наполнения горючей жидкостью во время разжигания примуса (фиг. 13).

Фиг. 10                                                      Фиг. 11                                         Фиг. 12

 

14. Горелка. Служит для превращения керосина в пар и сжигания этого пара (фиг. 14 и 14а).

15. Пистон. Служит для выпуска струи паров керосина (фиг. 15).

Фиг. 13                                    Фиг.  14                                Фиг. 14 а                        Фиг. 15


16. Асбестовая прокладка для горелки. Служит для уплотнения места присоединения горелки к штуцеру (фиг. 16).

Фиг. 16                                                              Фиг.17

17. Кольцо на горелке. Служит для образования нужной формы факела (фиг. 17).

 

Уход за примусом 

Перед разжиганием примуса необходимо убедиться, есть ли в нем керосин. Керосин следует употреблять чистый, без грязи и примесей. Для удаления грязи нужно употреблять леечку с сеткой. Затем нужно крепко завинтить крышку люка, очистить горелку от сажи щеточкой (ежиком), прочистить иголкой пистон (капсюль), налить полную тарелочку спирта и зажечь.

Примус разжигается обыкновенно спиртом, но можно из-за отсутствия спирта употребить керосин или бензин. Как спирт, так и керосин или бензин, применяемые для разжигания, имеют свои недостатки.

Употребление спирта способствует скорому прогоранию горелки, но зато нет копоти и дыма во время разжигания. А при употреблении для разжигания керосина сама горелка не так быстро изнашивается, но получается много дыма и копоти и быстро накапливается много сажи на горелке. В данном случае выбор дается домохозяйкам. Кто хочет избегнуть копоти, должен употреблять для разжигания спирт. Можно также пользоваться высокосортным бензином, который почти не дает копоти.

Когда спирт почти выгорит и горелка достаточно прогреется, нужно сейчас же закрыть воздушный вентиль (ключик) и подкачать насосом воздух 3—4 раза и через некоторое время снова подкачать воздух, пока пламя не достигнет нужных размеров. Не нужно накачивать много воздуха, пока горелка не прогрелась, как следует. Если накачать много воздуха при плохо прогретой горелке, то сильное давление будет выталкивать струю жидкого, не успевшего испариться керосина из капсуля, керосин при этом вспыхивает и дает сильную копоть и, кроме того, засоряет капсуль.

Разжигая примус, лучше от него не отлучаться, так как, отвлекаясь одновременно на другие дела, можете не заметить, как выгорит спирт в чашечке, и тогда можете уже опоздать накачивать воздух (так как горелка остыла), а немедленно повторно разжигать — рано, так как горелка еще горячая и спирт может вспыхнуть при наливании его в чашечку. Поэтому лучше всего дать совершенно остыть горелке и потом лишь вторично разжечь. Горящий примус не должен стоять на сквозняке, на ветре, так как ветер может потушить огонь, и примус начнет коптить.

Примус требует особо тщательного ухода за ним при варке пищи. Когда начинает кипеть вода, молоко и т.д., то жидкость может перелиться через край и попасть на горелку. От этого горелка может дать трещину или засориться, а примус может поржаветь. Не следует оставлять около горящего примуса одних детей, так как дети могут сделать пожар или причинить себе ожоги.

Во время разжигания примуса не должно ставить близко посторонние предметы, в особенности горючие и легко воспламеняющиеся: спирт, бензин, керосин, масло и т.д.

Необходимо избегать частой чистки пистона иголкой, так как чистка пистона, когда он нагреется, быстро срабатывает его, увеличивая диаметр отверстия. Поэтому чем реже будут прочищать пистон, тем больше он будет служить. Плохое горение не всегда происходит от засорения пистона. Главным образом на горение оказывают влияние степень загрязнения резервуара и горелки. Если резервуар примуса долгое время не промывается, то в нем накапливается грязь, проникающая оттуда в горелку. Поэтому резервуар нужно промывать от грязи, а горелку, если она находится в употреблении более 1,5—2 мес., следует прочищать.

Чистка горелки производится следующим образом.

Нужно отвинтить пистон (капсуль) и накачать в резервуар насосом воздух. Это делается для того, чтобы удалить грязь из горелки сильной струей керосина. Если керосин через отверстие (где помещается пистон) не выходит, то это значит, что горелка сильно засорена. В таком случае следует горелку отвинтить и прочистить проволокой, затем нагреть горелку докрасна, снова прочистить, и после этого продуть горелку специальным насосом. После этих операций можно установить горелку на место и приступить к разжиганию примуса.

  

Преимущества и недостатки старой и новой горелок 

Для примусов изготовляются горелки двух образцов: старая (четырехтрубная) и новая (двухтрубная).

Горелка старого образца, марки Кольчугинского завода, прочнее, чем горелка нового образца, требует меньше чистки, т.е. засаривается медленнее, чем горелка нового образца, но имеет свои недостатки:

1) В ней неудобно менять пистон (капсуль).

2) Быстро раздувается коронка (верхушка горелки), так как коронка сделана из более тонкого материала. Раздувание коронки получается от сильного напора воздуха с керосином внутри горелки и от загрязнения горелки внутри. Если горелка раздута и на нее попадет жидкость (вода, молоко и т.д.), то горелка легко может дать трещину.

В горелке нового образца удобно менять пистон и удобно счищать сажу сверху. Горелка быстро нагревается и дает хороший огонь. Недостатки горелки: быстро засаривается, неудобна чистить внутри, быстро прогорает. Служит меньший срок, чем четырехтрубная горелка.

Иногда применяется еще так называемая бесшумная горелка. Это та же самая горелка, но с надетой на ее сеткой (фиг. 14а).

Бесшумная горелка требует уменья пользоваться ею (управлять огнем), так как от неуменья происходит преждевременная порча горелки и, главным образом, сетки. Бесшумная горелка начинает гудеть, когда под сетку попадает воздух — это значит, что сетка сдвинулась с места. В таком случае следует немедленно прекратить огонь, быстро поставить сетку на место и снова разжечь. Если же сетку не поправить, то она может прогореть и даже расплавиться.

Отверстие в пистоне у бесшумной горелки тоньше, чем в пистоне обыкновенной горелки. При пользовании примусом с бесшумной горелкой следует употреблять керосин, смешанный с бензином (1/3 бензина и 2/3 керосина). Смесь бензина с керосином делается для того, чтобы очистить керосин от грязи, и для того, чтобы лучше происходило испарение в горелке.

Полная чистка горелки внутри должна производиться каждые 1,5—2 мес. В противном случае горелка может сильно загрязниться и притти в негодность. 

 

Почему плохо горит примус и как это устранить 

Обыкновенно примус плохо горит по следующим причинами

1. В примусе мало керосина.

2. Мало воздуха в резервуаре (недостаточное давление).

3. Примус пропускает где-либо воздух.

4. Засорена горелка.

5. Сработан пистон (капсуль).

6. Сработан манжет (кожица) у насоса.

7. Грязь в резервуаре примуса.

8. Подкладка в крышке люка сработана.

9. На горелке много сажи.

Вот по этим основным причинам плохо горит примус. Примус пропускает воздух большей частью через самый резервуар, горелку, крышку люка, или через вентиль (ключик).

Где именно примус пропускает воздух, можно узнать следующим образом: не зажигая примус, закрыть плотно крышку люка и ключик (вентиль), вытереть начисто весь примус и горелку, затем накачать воздух до 5 качаний, взять в руки примус и наблюдать за тем, не проходит ли где керосин из резервуара, или из горелки; если заметно, что появился где-либо керосин, нужно сделать отметку (нарисовать мелом кружочек), выпустить воздух и запаять примус в этом месте.

Лучше, конечно, в этом случае обратиться к мастеру. О том, что горелка засорена, можно судить после прочистки капсуля, т.е. если после нескольких раз чистки пистона (капсуля) иголкой примус все-таки плохо горит, значит горелка засорена. В данном случае горелку следует тщательно очистить. Как это сделать об этом упомянуто выше.

Пистон быстро срабатывается, т.е. отверстие в пистоне расширяется оттого, что часто производится его чистка в горячем состоянии. Обыкновенно пистон следует прочищать тонкой иголкой до разжигания, и редко — во время горения. Если образовывается коптящий (дымящий) огонь, то это значит, что пистон сработан и его следует сменить на новый. Для перемены пистона в горелке старого образца нужно употребить коленчатый ключик, а для горелки нового образца — торцевой, вертикальный ключик.

Кожица (манжет) поршня от трения во время накачивания воздуха срабатывается. Если поршень ходит очень свободно в своей трубке во время накачивания, то следует вынуть его и посмотреть, не стерся ли манжет (кожа). Если манжет окажется целым, то нужно расширить края манжета с таким расчетом, чтобы при вставлении насоса в трубку поршень двигался плотно. Перед этим следует манжет смазать жиром (маслом).

Грязь в примусе постепенно накапливается при употреблении грязного, жирного керосина. Для устранения этого следует фильтровать керосин, т.е. керосин пропускать через лейку с сеткой или через вату. Время от времени резервуар примуса надо промывать керосином или бензином.

Хорошее горение зависит еще и от цельности подкладки в крышке люка, так как крышка люка должна быть герметически (плотно) закрыта. Поэтому подкладка должна прилегать ко всем местам крышки одинаково плотно, и если окажется, что подкладка порвана, или стерлась где-либо, то следует ее заменить новой. Из чего делается подкладка, указано выше.

Обычно сажа накапливается на горелке при разжигании примуса вместо спирта керосином и при коптящем огне. В этом случае следует немедленно очистить сажу во время горения, так как сажа препятствует правильному горению. Помимо этого горелку следует чистить от сажи щеткой (ежиком), до и после употребления примуса. 

 

Качество керосина 

Главным топливом для примуса является керосин. От качества керосина зависит продолжительность службы горелки и хороший огонь.

Очень часто бывает, что керосин грязный (жирный), либо посуда для него грязная. Многие этому мало уделяют внимания, а иногда и вовсе не обращают внимания на этот «пустяк», думая, что грязь остается на дне примуса. Это, конечно, ошибка, ибо воздух под давлением гонит керосин вместе с грязью в горелку, а так как пистон (капсуль) имеет очень тонкое отверстие, то грязь через это отверстие не проходит. Таким образом вся грязь собирается в горелке, забивает ее, и горелка перестает действовать. Для избежания этого дефекта следует керосин держать в чистой посуде и перед употреблением фильтровать, т.е. пропускать через сетку или через вату. 

 

Продолжительность горения примуса 

Продолжительность горения примуса не должна превышать 3—4 час. подряд, так как при более длительном горении примус слишком нагревается. Поэтому для избежания порчи (примус может расплавиться) необходимо сделать перерыв в горении или обложить мокрой тряпкой трубку, на которой сидит горелка, для охлаждения.

Следует избегать горения примуса с маленьким (коротким) огнем, так как от этого горелка быстро засаривается и требует преждевременной чистки. 

 

Отчего получается взрыв 

Взрыв примуса, а также раздувание резервуара и горелки может получиться во время его горения от перекачивания воздуха. Это случается тогда, когда горелка или пистон засорены, вследствие чего керосин не имеет выхода из резервуара. В таком случае воздух при накачивании все время собирается в резервуаре, и так как резервуар примуса герметически (плотно) закрыт, то давление воздуха в нем повышается. Накачать воздуха больше, чем примус может выдержать — нетрудно, и в таком случае получается взрыв примуса. А взрыв примуса причиняет много вреда (как-то: пожары, ожоги, поранения и т.д.).

В лучшем случае от сильного давления накачанный в резервуар воздух может раздуть или горелку или резервуар.

Для избежания взрыва примуса необходимо придерживаться строго следующего:

1. Не реже, чем раз в две недели, производить промывку резервуара (керосином).

2. Не реже, чем каждые 1,5—2 мес. чистить горелку от накипи и грязи (в зависимости от продолжительности горения).

3. Хранить примус в сухом месте, содержать в чистоте и не допускать ржавления, так как ржавчина может разъесть стенки и понизить прочность их. 

 

Что можно самому исправить, не прибегая к помощи мастера 

Самому можно сделать без применения специального инструмента следующее:

1. Продуть горелку. Для этого нужно снять пистон (капсуль) и сильной струей керосина промыть горелку.

2. Переменить пистон. При перемене пистона у горелки старого образца и у бесшумной горелки употребляется коленчатый ключик (фиг. 18), а при перемене пистона у горелки нового образца употребляется торцевой вертикальный ключик (фиг. 19). Чтобы снять пистон, нужно хорошо одеть ключ на пистон и поворачивать от себя, т.е. слева направо, а при завинчивании нужно поворачивать ключ на себя, т.е. справа налево.

       

Фиг. 18                                           Фиг. 19

3. Переменить кожицу (манжет) на насосе (поршне). Для этого нужно отвинтить круглую гаечку 7 снять накожник, рассоединить накожник и переменить манжет, затем снова соединить накожник, одеть на поршень, закрутить гаечку. Перед тем как поставить насос на место, следует кожицу смазать маслом.

4. Менять прокладку в крышке люка. Прокладка вырезается ножницами или ножиком из кожи, линолеума, пробки или резины.

5. Заклепать маленькую дырочку в горелке. Заклепать можно легким молоточком и напильником. Маленькая дырочка на горелке незаметна для глаз. Узнать, где есть дырочка, можно следующим образом: закрыть вентиль (ключик), вытереть насухо горелку и производить накачивание воздуха приблизительно 3—5 раз. Затем осмотреть горелку — где на ней появился керосин — вот это место и следует заклепать (зачеканить), но с большой осторожностью, так как при этом можно повредить горелку. 

 

Что самому нельзя исправить 

1. Самому нельзя очистить горелку от накипи (твердых отложений), так как в данном случае необходимо быть знакомым с слесарной работой и иметь инструмент, как-то: тиски, ключ, паяльник, специальный насос для продувки горелки, спиртовку или примус для нагревания горелки, асбестовые нитки и пр. При отсутствии этого инструмента и умения им пользоваться можно испортить примус.

2. Нельзя самому исправлять клапан, так как клапан сложный, и помимо замены поврежденных частей здесь нужна и пайка. Таким образом, не имея полного умения в слесарной работе и знакомства с устройством примуса, а также при отсутствии инструмента не рекомендуется производить исправление вышеуказанных дефектов, а следует в таких случаях обращаться к мастеру.

 

Способ устранения порчи воздуха от примуса 

Главным недостатком примуса являются чад (угар) и порча воздуха во время горения.

На фиг. 20 и 21 показано приспособление, устраняющее этот недостаток. Это приспособление состоит из жестяного кожуха 1, установленного на ножках и закрытого сверху конфоркой. Сбоку от кожуха (цилиндра) установлена железная труба с 3 коленами (2 и 2), идущая в печной дымоход или выходящая на улицу через окно.


   

Фиг. 20                                                                                    Фиг. 21

Внутри цилиндра помещается примус 4. Примус можно разжигать через отверстие в кожухе, закрываемое дверцей. 

Помимо этих отверстий должны быть также отверстия внизу цилиндра (кожуха) для пропуска насоса (5) и для ключика (воздушного краника). Таким образом регулировка примуса не требует в данном случае снятия кожуха. На фиг. 21 справа показаны металлические предохранительные пластинки (6 и 7) с вырезами для пропуска стоек, которые также служат для предохранения примуса от перегрева.

Этот очаг также удобен, как и примус. Его можно поставить на табуретку.



Назад в раздел


Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru