Альпинизм и туризм в прошлом



Путешествие молодежи по горам Кавказа

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Фрумин С. По горам Кавказа. Военно-туристское путешествие молодежи. Молодая гвардия. Москва, 1930 г.


 1.Значение туризма 

Туризм как могучее средство живого и непосредственного ознакомления трудящихся с многообразными естественными, культурными, этнографическими и другими особенностями различных районов нашей необъятной страны вызывает все более и более массовый интерес.

Туризм ценен не только как средство изучения своей страны, но и как прекрасная форма физического и культурного отдыха. Путешествуя, туристы укрепляют свой организм, выправляют его нервную систему, развивают остроту зрения и т. д. Разнообразные формы движения – ходьба, лазание по скалам, прыжки с камня на камень, плаванье через реки, почти постоянное пребывание на воздухе, вдыхание чистейшего воздуха гор и степей – все это оздоровляет человеческий организм.

Туристские путешествия очень часто сопряжены с большими трудностями и нередко даже с опасностями. Эти трудности и опасности, встречаемые во время путешествий, в значительной мере изощряют и закаляют физические и волевые качества человека – твердость воли, хладнокровие в опасности, смелость, находчивость и глазомер. Не даром туристское движение имеет лозунг: 

 «Кто не растеряется в снежных горах, тот не струсит и в бою». 

Развитие и закалка этих физических и волевых качеств у человека в значительной степени содействует выработке необходимых качеств бойца. Именно поэтому оказались наилучшими солдатами в минувшую империалистическую войну альпийские и шотландские стрелки, т. е. люди, привыкшие легко подниматься по скалистым кручам и проходить ежедневно десятки километров по горным тропам и дорогам. Вместе с тем по опыту той же войны было замечено, что лица, занимавшиеся прежде пешеходным туризмом и альпинизмом, лучше и раньше других усваивали военную науку и, получив специальную подготовку, делались превосходными командирами.

Целеустремленность, характер и обстановка туристского путешествия, тесно связанные с воспитанием навыков, необходимых для бойца Красной армии, и состав основных кадров пролетарских туристов (в большинстве своем – рабочая молодежь) дают возможность максимально использовать туризм для военизации рабочей молодежи, для ознакомления ее с историей гражданской войны и для военно-революционного воспитания, будущих резервов Красной армии.

 

2. Буржуазный туризм 

В дореволюционное время туризм, в большинстве случаев, составлял забаву отдельных слоев буржуазного общества. Буржуазные «путешественники» пресытившись праздной и бездельной жизнью, обычно, по проторенной дорожке отправлялись за границу, посещая области и города, отмеченные в справочниках. Каждый турист такого сорта прежде всего, конечно, ехал в Париж, Берлин, Вену, трактирно-курортную Швейцарию и другие «излюбленные» курортные уголки заграницы. Обычно такие «путешествия» носили увеселительный характер: посещались различного рода казино театры, кафе-шантаны и особенно трактиры, где русская именитая буржуазия проживала и прокучивала немало золота. Знакомству же с музеями, ценными в историческом отношении памятниками старины и культуры придавалось второстепенное значение. Само собой разумеется, все эти путешествия совершались в удобных вагонах, роскошных автомобилях и экипажах. Пешеходный же туризм редко входил в программу подобного рода путешествий. Путешествия внутри страны в большинстве случаев сводились также к легкому и приятному времяпровождению в курортных местностях Крыма, Черноморского побережья Кавказа и Минераловодческой группы: Кисловодска, Ессентуков, Железноводска и проч., где буржуазия полностью находила удовлетворение своих потребностей, черпая их в вине, картах, кутежах и т. д.

Серьезное же изучение своей страны путем пешеходных путешествий, производились только ограниченным кругом лиц и то по преимуществу научными работниками, профессурой, педагогами, студентами и учащейся молодежью, которые свою работу проводили в тяжелых материально-бытовых условиях. Несколько иной характер носит современный буржуазный туризм. Характерные строки об американском туризме мы находим в книге Артура Файлера «Америка и Европа».

Файлер пишет: «Американец, даже если он считает себя туристом, не всегда ценит преимущество пешего хождения по горам и долам с мешком туриста за спиной. Он предпочитает обычно автомобиль, автобус, велосипед. А интересных мест в стране немало; вместо недостающих сокровищ старой культуры здесь сохранились чудеса природы из давно ушедших в вечность времен. Посещение этих мест организовано здесь по-американски: целые толпы грузят на автобус и развозят по определенному плану; на определенных местах разрешается сойти, причем проводник отбарабанивает: вот это по счету такой-то водопад, имеет столько-то метров высоты, даю вам десять минут, но не забудьте номер вашего автобуса, это № 213. И американец в течение десяти минут восхищается чудом природы, а по прошествии их аккуратно садится в свой автобус.

Впрочем, размеры этой страны действительно слишком велики для пешеходных путешествий. И даже в роскошных местах вам приходится часами ехать по однообразному ландшафту; все здесь так растянуто, так обширно, что утомляет зрителя и никак не окупилось бы для пешехода. Поэтому в сущности только автомобиль регулярно вывозит американца на лоно природы. За небольшой промежуток одного десятилетия автомобиль создал даже стиль для этой жизни под открытым небом.

Где бы вы ни были в Америке, вы повсюду можете наблюдать этот стиль на воскресных прогулках и экскурсиях. Будь то в горах или у берега моря, у рек, озер и лесов, – вы увидите автомобили или группы их. Перед ними раскинуты палатки.

Тут же и экскурсанты. Они варят пищу, отдыхают, играют.

Так они проводят около полутора суток на лоне природы, на свежем воздухе, с пользой для здоровья, удобно, дешево и весело».

На ряду с тем значением, которое придается за границей буржуазией туризму, как способу приятного времяпровождения, следует указать, что государства капиталистических стран Европы и Америки, лихорадочно готовясь во всех странах к новой войне, обращают особое внимание на туризм, как на средство закалки и подготовке к войне юношеских масс.

Во всех этих странах развитию туризма среди юношества придают большое значение и поддерживают его развитой сетью баз и рядом проездных льгот. На туризм смотрят как на школу, которая дополняет допризывную подготовку и должна дать армии физически сильную, хладнокровную, выносливую закаленную молодежь.

 

3. Туризм в СССР 

С начала мировой и до окончания гражданской войны, само собой разумеется, туризм не мог у нас развиваться. И только после Октябрьской революции и окончания гражданской войны туризм стал быстро распространяться среди населения. Могучая жажда знания и культуры устремила рабочий класс и особенно рабочую молодежь по путям нашего туризма. Опыт показал, что наш туризм в отличие от буржуазного туризма является особой формой культурной революции, ставящей задачу путем коллективных путешествий поднять социалистический культурный уровень широких масс и тем самым усилить темп социалистического строительства.

Советский туризм, являясь крупным общественно-политическим движением, возлагает на своих участников ряд обязанностей. В основном он ставит перед собой следующие цели.

В процессе путешествий вести ознакомление с жизнью нашего Союза, с его природой, естественными богатствами, с населяющими его народами, их хозяйством, бытом, старой и новой культурой, с формами классовой борьбы и социалистическим строительством.

Следуя по пути маршрута вести коллективную общественно-политическую работу среди местного населения.

Ознакамливать молодежь как будущих защитников Союза с пограничными районами.

Привить молодёжи коллективистические навыки и дисциплину.

Организовать культурный и здоровый отдых, отвлекающий от пьянства и других пережитков прошлого.

В отличие от буржуазного туриста, для которого цветы, камни и другие предметы дороже людей, советский турист не проходит мимо местных жителей. Он знакомится с их жизнью, трудом и, подходя к ним как товарищ, делится своим опытом и знанием, приобщая их тем самым к нашей новой пролетарской культуре.

Быть общественником, нести в деревню пролетарские идеи и культуру, помогать смычке города с деревней – вот основная задача туриста-пролетария.

Очерченные выше задачи советского туризма при преломлении их в жизнь не всегда полно разрешались нашими культурными учреждениями, призванными руководить и обслуживать развивающееся бурными темпами туристское движение среди широчайших слоев трудящегося населения и, в первую очередь, среди юношества.

Те немногочисленные экскурсионные бюро и туристские общества, которые создала наша общественность, слабо справлялись даже с обслуживанием одиночных туристов или небольших групп; не говоря уже о том, что к обслуживанию массовых экскурсий они пока что все еще остаются мало подготовленными. Только начиная с 1929 года вновь созданное молодое Общество пролетарского туризма, совместно с Осоавиахимом сумел идейно возглавить и направить энергию трудящихся масс по правильному руслу. Экскурсии стремились придать массовый характер. К описанию одного из таких путешествий мы теперь и приступаем.

 

4. Организация массовой военизированной экскурсии на Кавказ 

Мысль об организации массовой экскурсии похода в горных условиях, в которой приняло бы участие несколько сотен рабочей молодежи с включением в такую экскурсию элементов военного воспитания назревала давно как среди самих рабочих, так и со стороны наших общественных организаций. Эта мысль в виде первого опыта нашла свое осуществление летом 1929 года.

По инициативе Центрального совета Осоавиахима, Общества пролетарского туризма и редакции «Комсомольской Правды», при ближайшем содействии военно-физкультурной комиссии ЦК ВЛКСМ и была организована дальняя экскурсия на Кавказ, в которой приняло участие 650 человек, включавшая в себя элементы военизации и пешеходного туризма.

Большую предварительную работу пришлось выполнить организаторам этой массовой экскурсии. Прежде всего из состава ЦС Осоавиахима, военной комиссии ЦК ВЛКСМ и Общества пролетарского туризма и редакцией газеты «Комсомольская Правда» было выделено организационное бюро по разработке и проведению экскурсии-похода. При составлении маршрута бюро было вынуждено считаться с тем коротким отрезком времени, которым могла располагать на производстве рабочая молодежь для своего очередного отпуска. Поэтому предельный срок для организации экскурсии был установлен в 17 дней, которые слагались из 15 дней декретного отпуска и совпадающими с ними двумя днями отдыха. Исходя из этого срока и строился маршрут экскурсии. Объектом экскурсии был избран Северный Кавказ, как один из привлекательнейших уголков мира, имеющий крупнейшее политико-культурное значение и представляющий прекрасный сюжет для изучения условий боевых действий в горах.

Организационным бюро был принят следующий маршрут: Москва – Владикавказ по железной дороге с длительными остановками в г. Харькове – для осмотра музеев и ознакомления с культурными достижениями Украины; на ст. Горловка – для ознакомления с каменноугольным производством и жизнью и бытом шахтеров и на ст. Ростов-на-Дону для осмотра гиганта «Сельмашстрой». От ст. Владикавказ экскурсия должна была следовать пешком по Военно-Грузинской дороге до ст. Коби, затем свернуть на Трусовское ущелье, перейти Трусовский перевал, спуститься в Ардонское ущелье, выйти на Военно-Осетинскую дорогу и следовать в направлении на ст. Алагир, откуда по железной дороге вернуться обратно в Москву. Всего для следования по железной дороге в оба конца отводилось 7 суток и для пешеходного движения в горах Кавказа 10 суток.

Состав экскурсии, как уже указывалось, был рассчитан на 650 человек участников.

Целью экскурсии было поставлено:

Познакомить рабочую молодежь с природными богатствами и красотами Кавказа, с жизнью и развитием национальных горских республик и отдельных народностей, попутно привлекая ее к активному и сознательному участию в социалистическом строительстве посредством расширения производственного и политического кругозора.

На почве совместного пребывания и общей жизни в дни похода ознакомить рабочую молодежь с жизнью и работой различных производств и населенных пунктов Союза ССР.

Дать рабочей молодежи практику массовой работы среди находящихся в особых условиях жизни и работы горских народностей.

Привить молодежи военно-прикладные навыки путем втягивания ее в походную и бивуачную жизнь, самообслуживания, дисциплины в пути и на походе и ознакомить молодежь, двигаясь по следам гражданской войны, с героической борьбой  Красной армии и красных партизан Сев. Кавказа против белоказачьих войск.


5. Материальное обеспечение экскурсии 

Материальное обеспечение экскурсии должно было состоять из средств самих участников экскурсии, дотации из средств ЦС Осоавиахима и ряда льгот, представляемых государственными и общественными организациями.

Прежде чем определить стоимость экскурсии на одного человека, пришлось обратиться к НКПС с просьбой о представлении льготного тарифа со скидкой в 50% и представления специального поезда для экскурсии; затем договориться с органами Наркомторга и кооперацией об отпуске по твердой цене дефицитных продуктов: сахара, масла, яиц, чая и проч. и, наконец, определить дополнительные организационные расходы, как-то: оплата подвод в пути для перевозки хозяйственного инвентаря и продуктов, закупка дров для варки пищи, приобретение медикаментов и проч.

Инвентарь хозяйственный, как-то: кухни, посуду, лагерное имущество и проч. предполагалось получить или от военного ведомства через Осоавиахим или приобрести на отпущенные ЦС Осоавиахима средства.

Учитывая все перечисленные выше организационные и прочие расходы, стоимость экскурсии была скалькулирована в размере 49 рублей с каждого участника.

Надо отметить, что по сравнению с обычными путешествиями стоимость массовки оказалось значительно более дешевой.

В эту стоимость входили расходы по питанию, культобслуживанию, переезды по железной дороге и проч.

В основу питания молодежи был взят красноармейский паек усиленной калорийности, учитывая необходимость значительной затраты сил и энергии из-за трудностей движения в горах.

В пути следования по железной дороге и в крупных населенных пунктах при движении пешком там, где имелись столовые, туристы должны были получать пищу в местных столовых. Во всех же остальных случаях пища должна была приготавливаться из заранее заготовленных на местах продуктов самими туристами, в порядке самообслуживания. Меню питания намечалось следующее: утром завтрак из чая, яиц, булки с маслом, сыром или колбасой, днем обед из двух мясных блюд, вечером ужин из одного мясного блюда и перед сном – чай.

Для обслуживая экскурсии в хозяйственном отношении и налаживания питания в пути и на походе О-во пролетарского туризма послало в качестве заведующих хозяйством несколько товарищей из своего актива, которые заблаговременно выехали по намеченному маршруту для организации питания и создания временных продуктовых баз по месту расположения на отдых и ночлега экскурсантов.

Ввиду выяснившейся, к сожалению, довольно поздно невозможности получить от военного ведомства походные кухни, лагерные палатки и другой хозяйственный инвентарь, пришлось закупить котлы для варки пищи в местах ночлега на походе и заказать в Москве 100 лагерных палаток, каждая вместимостью 6-8 человек.

Для подвоза продовольствия в пути, перевозки хозяйственного инвентаря, лагерного и другого хозяйственного имущества во время движения походом намечалось нанять на все время пути 20 лошадей с повозками.

Для санитарного обслуживания экскурсии был приглашен врач от РОК'а, в помощь которому должны были быть выделены из среды самих участников лица, прошедшие санкружки или знакомые с оказанием первой медицинской помощи.

В целях культурно-просветительного обслуживания экскурсии были закуплены настольные игры и походные библиотечки, приобретена массовая литература и плакаты военного содержания для раздачи их в пути в местные избы-читальни, приняты меры к бесперебойной и аккуратной доставке по пути следования газет и другой периодической литературы. Вагоны предполагалось радиофицировать. Со стороны Госвоенкино заручились согласием дать своего кино-съемщика для заснятия всего путешествия. Для сопровождения экскурсии на все время путешествия наметили нанять оркестр духовой музыки.

В организационном построении в целях военизации все участники экскурсии должны были составить полк двухбатальонного состава, из трех рот в каждом батальоне. Состав роты 100–110 чел.

Организационное оформление по военизации экскурсии, военной работе с молодежью и организации военной пропаганды в попутных селах и населенных пунктах возлагалось на Осоавиахим, который должен был выделить из кадрового начсостава и запаса штаб руководства командира полка, батальонов и рот. Командные должности в ротных подразделениях до командиров взводов и отделений предполагалось замещать из среды самой молодежи по преимуществу из лиц, имеющих соответствующую военную подготовку и служивших в рядах РККА.

Политруководство должно было быть обеспечено со стороны Общества пролетарского туризма из расчета 1 политрука на роту. Кроме того Общество пролетарского туризма должно было позаботиться о подыскании соответствующих краеведов и проводников.

 

6. Разъяснительная кампания в печати и на производстве 

За 11/2 месяца до начала похода организационное бюро по проведению похода в «Комсомольской Правде» начала разъяснительную кампанию о целях, задачах и условиях похода. Кроме того, на ряде фабрично-заводских ячеек Общества пролетарского туризма была поставлена соответствующая информация о предстоящей экскурсии-походе.

В целях поощрения корреспондентов и книжкоров «Комсомольской Правды», последняя забронировала 100 мест для бесплатного премирования активистов «Комсомольской Правды».

 

7. Состав экскурсантов 

Экскурсия вызвала живейший интерес. Желание принять участие в экскурсии-походе изъявили свыше 1000 человек рабочей молодежи. Удовлетворить полностью все поданные заявки не представлялось возможным, поэтому был произведен отбор, причем места бронировались почти исключительно за рабочими от станка.

Всего в экскурсию-поход было зачислено 650 человек рабочей молодежи.

По своему составу экскурсанты представляли рабочую молодежь свыше чем от 100 фабрично-заводских предприятий гор. Москвы и других промышленных центров Союза. По возрастному составу это была молодежь в возрасте от 17 до 25 лет. Из числа участников экскурсии-похода имелось 370 мужчин и 280 женщин. По партийности 95% членов ВЛКСМ с партпрослойкой в 25% и 5% беспартийных.

Сбор всех участников похода был намечен на 21 июня в гор. Москве, где прибывающие партиями размещались на базах Общества пролетарского туризма. Каждый из участников экскурсии и похода получал от организационного бюро именные билеты на право участия в экскурсии и памятку с изложением основных правил, которые должны были соблюдаться со стороны молодежи в пути и на походе. Вот текст этой памятки.

 

«Комсомольская правда» 

Кто не растеряется

в снежных горах 

не струсит и в бою.

Пролетарский

туризм – орудие культурной революции.

 

Общество пролетарского туризма

Центральный совет Осоавиахима

«Комсомольская Правда» 

Памятка 

участника массового путешествия на Кавказ 

___________Отделения                                                     Роты___________  ­­­­­­­­­­ 

                           ___________ Взвода                                                   Батальона  __________

 

 Помни, что это не простая экскурсия, а туристское путешествие по горному Кавказу. Будь осторожен на склонах и ледниках, чтобы не сорваться. Будь дисциплинирован. Ни при каких случаях не поддавайся панике. Наоборот, своим примером старайся ободрить других. Какие бы трудности в пути не предстояли, –  преодолеем их организованно и сплоченно, не впадая в уныние.

 

В поезде 

1. Массовка выезжает на Кавказ с Курского вокзала (трамваи 1, 31, Б, автобус–2) в 19 час. 25 мин. (7 час. 25 мин. вечера) 22 июня 1929 г.

Сбор участников во дворе МК ВКП(б) – Большая Дмитровка, 17 час. 30 мин. (5 час. 30 мин. веч.) Вход по билетам участника. По мере прибытия, участники регистрируются по отделениям.

2. Каждый участник должен до посадки в поезд получить в правлении ОПТ (Петровка, д. 16) билет участника. Лица, не имеющие билетов, к посадке в поезд допущены быть не могут.

3. Иногородние участники, прибывшие в Москву, получают билеты 22 июня в помещении правления ОПТ, от 12 до 17 час.

4. Посадка в поезд проводится организованным порядком, по указанию командиров взводов. Посадка одиночным порядком не допускается. О всех возникающих недоразумениях обращаться нужно к командиру своего взвода.

5. Места в вагонах занимаются, согласно талонам, полученным от командира взвода на всех трех полках. Меняться местами можно лишь по взаимному согласию, с ведома командира взвода (старшего в вагоне).

6. О расписании следования поезда участникам будет объявлено особо, также будет объявлено и о пунктах, где можно будет получать горячую пищу.

Во время проезда по жел. дороге участники снабжаются питанием лишь частично (при посадке выдается хлеб, немного холодной закуски, чай, сахар, в пунктах экскурсий дается горячая пища), поэтому необходимо озаботиться дополнительным питанием, иметь для этого некоторый запас продуктов или деньги для получения продовольствия на станциях железных дорог.

7. Первый батальон массовки следует до Владикавказа поездом, оттуда выступает походным порядком, по маршруту: Балта – Ларс – Гвилеты – Казбек – Коби – Тепи – Трсовский перевал – Заромаг – Цейский ледник – Садон (Садонские рудники) – Алагир. Всего 180 км в течение 10 дней.

Второй батальон высаживается на станции Дарг-Кох, по узкоколейке следует до Алагира и оттуда походным порядком, по маршруту: Алагир – Унала – Садон (Садонские рудники) – Цейский ледник – Заромаг – Турсовский перевал – Тепи – Коби – Казбек – Гвилеты – Ларс – Балта – Владикавказ.

Из поезда делаются экскурсии в Харькове, Горловке (Донбасс), Ростове.

 

В походе: 

8. Каждый участник массовки должен иметь с собой в вещевом мешке следующие вещи: 1) одеяло, 2) непромоканку (плащ, куртку или рез. пальто), 3) не менее двух смен белья, желательно, кроме того, трусики, 4) нож, кружку, миску, ложку, 5) мыло, полотенце, зубную щетку, желательно пасту, 6) принадлежности для ремонта одежды и обуви, 7) мазь для смазки обуви.

Желательно, чтобы участники были одеты в форму юнгштурма. Женщинам рекомендуется иметь брюки (свободные в коленях бриджи или шаровары). Ботинки должны быть на прочной подошве с небольшим каблуком.

9. Все участники следуют пешком, имея у себя перечисленные выше вещи. Пользоваться транспортом не разрешается.

Имеющие музыкальные инструменты могут складывать их на повозки.

10. Продовольствие участники похода получают на местах привалов. Кроме этого, каждый участник несет резервный запас продовольствия не свыше одного килограмма весом.

11. Все участники массовки, в порядке очереди, несут различные обязанности хозяйственного, организационного и культурного характера. Отказываться от этой нагрузки без особо уважительных причин – нельзя.

12. По маршруту участники следуют группами (отделениями), останавливаясь в любых пунктах для осмотра и отдыха. Общие остановки проводятся лишь на местах больших привалов, где участники получают пищу и ночлег. Заранее объявляется, в каких местах по маршруту будут проводиться беседы.

На места больших привалов необходимо являться в указанный срок. Опоздавшие свыше полутора часов от назначенного времени на место привала, рискуют остаться без продовольствия.

13. Установлен следующий примерный режим для участников массовки на время похода:

Подъем в 5 час. Гимнастика, умывание, чистка одежды и обуви.

Завтрак в 5 час. 45 мин. Выход в 6 час. 30 мин. – 7 час.

Дневной привал 11 час. 30 мин. – 14 час. Купанье, второй завтрак, писание дневников, мертвый час.

Выход 14 час. – 14 час. 30 мин.

Вечерний привал –17 час. Умывание, обед, чай. Беседы. Вечера смычки и самодеятельности.

Сон: 21 – 5 час.

14. Небольшие остановки по 5–10 минут делаются через 30 мин. после утреннего выхода, затем через каждые 50 мин. движения, вплоть до большого привала.

На малых привалах рекомендуется снимать вещевой мешок. После прибытия на большой привал рекомендуется умываться или выкупаться, снять обувь и остаться босиком или в легких туфлях.

Всего в течение суток проводятся два больших привала, дневной и ночной. Горячую пищу участники получают, преимущественно, утром и вечером. На дневном привале дается холодный завтрак.

На месте ночлега с 22 ч. запрещается пение, громкие разговоры.

15. Участники, почувствовавшие себя нездоровыми или получившие какое-либо повреждение, обращаются к врачебному персоналу массовки (нарукавный знак – красный крест). За всеми справками по маршруту и объяснениями обращаться к докладчикам и руководителям (нарукавный знак – АП). Командиры отделений, взводов, рот и батальонов имеют соответствующие нарукавные знаки (ВР и КБ).

16. Участники должны чрезвычайно внимательно относиться к местному населению, стараться всеми силами крепить культурную связь.

17. Сами участники должны всеми силами поддерживать дисциплину в своем составе во все время путешествия. Лица, замеченные в нетрезвом виде во время следования по железной дороге, будут ссаживаться с поезда и передаваться соответствующим органам на ближайших станциях. Лица, замеченные в хулиганских поступках или других неблаговидных действиях, будут исключаться из массовки, без обязательств доставить их до начального пункта отправления.

18. Возвращение массовки в Москву – 9 июля, утром.

______

 

Никогда и нигде не забывай, что ты путешествуешь не только среди лесов и гор, а среди людей, среди трудящихся. Сумей заслужить их уважение. Будь всегда общественником, неси в деревню пролетарские идеи и культуру. Помогай смычке. 

Днем отправления в путешествие на Кавказ было избрано 22 июня. В день отправления непосредственно перед посадкой в вагоны все участники экскурсии-похода были разбиты военным командованием на отделения, взводы, роты и батальоны.

При разбивке экскурсантов по подразделениям в основу брался принцип землячества, так например,1-я рота была составлена из тверичан, 2-я – из туляков, 3-я – из москвичей, 4-я – из ленинградцев, 5-я – из уральцев, 6-я – из украинцев, белорусов и пр.

Наскоро сбитые роты и батальоны были построены на дворе МК ВЛКСМ и ротными колоннами с оркестром впереди были подведены к Моссовету, откуда с балкона открылся митинг и экскурсантов приветствовали и напутствовали члены президиума Моссовета, ЦК ВЛКСМ, МК ВКП(б), ЦС Осоавиахима и Общества пролетарского туризма. Дружное громкое «ура» туристов, было ответом на приветствия. С пением сопровождаемые толпами народа туристы бодро и весело направились к вокзалу, где их давно уже поджидал декорированный и убранный плакатами специальный поезд.

По прибытии на вокзал молодежь быстро разместилась по вагонам. Ровно в 19 часов паровоз дал последний свисток, и поезд стал медленно удаляться, унося молодежь в интересное путешествие.

 

8. Москва – Владикавказ 

С момента отхода поезда все дальнейшее руководство экскурсией и походом всецело перешло в руки военного командования. В каждой роте и во взводах – повагонно установлены были дежурства и дневальства. Строго стал проводиться воинский распорядок, применительно к требованиям внутреннего распорядка по уставу внутренней службы. Подъем назначался в 6 часов утра, от 6 до 7 час. утра производилась уборка вагонов и утренний туалет, в 7 ч. утра – завтрак, с 8 до 10 час. проводились повагонно командованием и политруководителями собеседования с молодежью на военные, военно-политические, этнографические и географические темы, с 10 ч. утра до 12 час. дня – молодежь предоставлялась сама себе, кто читал книги, газеты, кто играл в шахматы, шашки, пел, танцевал и пр. В 12 ч. дня – обед, с 13 ч. до 15 час. – молодежь отдыхала – соблюдалась строжайшая тишина и покой. В 15 час. – чай. С 13 до 18 час. играл оркестр музыки в вагонах по очереди, молодежь организовала кружки хоровые, затейников и пр. В 18 ч. – ужин и в 21 час. все ложились по своим постелям.

Этот порядок нарушался только в те дни и часы, когда по плану маршрута производилась продолжительная остановка в пути.

На второй день путешествия экскурсия остановилась в г. Харькове, где на вокзале была торжественно встречена комсомолом, туристскими и осоавиахимскими организациями. В Харькове экскурсанты в течение дня производили осмотр музеев и Дома промышленности.

На третий день путешествия на ст. Горловка была вторая продолжительная остановка экскурсии, где молодежь осмотрела каменноугольные копи, спускалась в шахты, осматривала различные производственные предприятия по разработке угля, его сортировке, противопожарной охране, посетила рабочий клуб, где заслушала доклад о состоянии культурно-просветительной работы, проводимой в каменноугольном районе. После этого экскурсанты до самого вечера знакомились с жизнью и бытом рабочих шахтеров.

Четвертый день ознаменовался неожиданной встречей со стороны красных партизан-участников минувшей гражданской войны. Несколько сотен красных партизан со своими семьями из дальних станиц и отдаленных аулов за несколько сот километров выехали специально на ст. Дарг-Кох встретить и приветствовать рабочую молодежь. На платформе вокзала они дождались экскурсантов. Поезд подошел. Грянула музыка, склонились боевые знамена. В один момент молодежь высадилась и построилась у своих вагонов. Образовался митинг.

После митинга туристы перемешались с партизанами и долго беседовали, рассказывая друг другу о своей жизни и своей работе. Тут же на станции была произведена высадка одного батальона, который должен был проделать маршрут в обратном направлении: ст. Дарг-Кох – Алагир – Военно-Осетинская дорога – Трусовский перевал – Военно-Грузинская дорога и г. Владикавказ.

С этого момента движение батальонов стало производиться расчленено, самостоятельно один от другого. Красные партизаны на все время путешествия в горах рабочей молодежи выделили из своей среды по два представителя на батальон для сопровождения туристов.

Второй батальон продолжал свой путь по жел. дороге до Владикавказа.

Во Владикавказ он прибыл к исходу четвертого дня путешествия. Несмотря на ненастную погоду и накрапывающий дождь, масса народа ожидала на вокзале подхода поезда. Громкие крики приветствия, заглушаемые звуками духовых оркестров, встретили у преддверья Кавказа пролетарскую молодежь.

По выходе из вагонов быстро, по-военному, туристы выстроили свои ряды и сопровождаемые приветствующими организациями двинулись между шпалер выстроившегося по обеим сторонам улицы трудящегося населения города на центральную площадь, где был устроен летучий митинг. Невзирая на усилившийся дождь, энтузиазм охватил молодежь и трудящееся население Владикавказа, взаимные приветствия на митинге затянулись надолго.

Но вот уже стемнело. Пора отдохнуть, подкрепиться, привести себя в порядок; время рассчитано чуть ли ни до одной минуты. Задерживаться нельзя – выступление в поход по горам Кавказа назначено на следующий день. После митинга экскурсанты были разведены по местным кооперативным столовым, откуда, подкрепившись, отправились в помещение Северо-Осетинского сельскохозяйственного техникума, где и расположились на отдых.

Но отдохнуть не пришлось. Северо-Осетинская молодежь, красноармейцы местного гарнизона и рабочие городских фабрично-заводских предприятий явились в школу провести смычку с рабочей молодежью, съехавшейся с различных мест Союза. Отказать было нельзя, появился оркестр музыки, и в большом зале техникума начались пение, игры и танцы, затянувшиеся до глубокой ночи. Об отдыхе забыли и думать. Предстоящий горный поход никого не пугал.

 

9. Военно-Грузинская дорога 

Рано утром, в 6 часов пятого дня путешествия, отдыхающие туристы были разбужены своими дежурными и дневальными. Полчаса ушло на утренний туалет. Кое- кто за это время успел даже выкупаться в холодных и быстро катящихся водах Терека, затем еще полчаса утренний завтрак, и в 7 часов молодежь уже построилась в колонну и ожидала минуты выступления.

Подается команда «смирно», и батальон готов двинуться в поход. В этот момент прибывает начальник гарнизона гор. Владикавказа совместно с делегацией от местных войсковых частей и оркестром музыки и на несколько минут для обмена приветствиями задерживает батальон. Наконец последнее напутственное слово произнесено, грянул оркестр музыки, и батальон выступил в поход.

Последние здания Владикавказа остались позади, впереди зеленая роща – это братское кладбище где покоятся тела погибших в гражданскую войну бойцов за власть советов. Небольшая остановка. Сюда быстро стекаются производящие занятия поблизости курсанты Владикавказской пехотной школы. У могил героев организуется новый митинг, где вспоминаются годы гражданской войны, годы борьбы Красной армии и красных партизан с армиями белых.

Отсюда начинается Военно-Грузинская дорога. Дальше путь идет между горных ущелий. Предстоит сделать переход в 32 километра, до селения Ларс. На полпути, у с. Балта, намечен большой привал. Погода проясняется, показалось солнце. Сразу стало как-то веселее и бодрее. Километр за километром остаются позади, устали не чувствуется. Через каждые 4 километра пути дается короткий пятиминутный отдых. Движение производится походным строем, растянутости нет, по-ротно поются песни. Идти весело. Кругом живописнейшие виды на горы.

Вот уже и место большого привала – с. Балта. Здесь на полянке собрались местные пионеры и крестьяне встретить молодежь. Опять короткие приветствия, опять характерные кавказские танцы, русские и национальные песни.

Здесь же были выделены из каждой роты разведчики для культразведки. Эти разведки обходили крестьянские дома, оставляли там плакаты и брошюры на русском и национальном языках, собирали вокруг себя жителей, рассказывали о работе и жизни города и на заводе, давали разъяснения на интересующие и волнующие крестьян вопросы.

За Балтой начинается на много километров тянущееся, знаменитое Дарьяльское ущелье, в глубине которого с диким ревом шумит и гудит быстро несший свои мутноватые воды Терек. Пройдя 32 километра 1 батальон прибыл в с. Ларс, где экскурсанты приступили к расстановке палаток и варке пищи. Варка пищи и работы по разбивке и устройству лагеря ведутся в порядке очереди самими экскурсантами. Обед готов, палатки расставлены. Обед все находят замечательным, вкусным, свежий воздух и ходьба вызвали хороший аппетит. Быстро пообедав, все расходились по своим палаткам. Смеркается. Крестьяне спешат в лагерь туристов. Снова короткий митинг, снова беседы и развлечения. Уже стало совсем темно, когда окончились веселье и шум в лагерях, и лагерь погрузился в крепкий сон. Не спят только дежурные и дневальные. Они зорко оберегают покой молодежи, проделавшей свой первый переход.

Утро – на небе ни облачка. Солнце с самого раннего утра начинает припекать по-настоящему.

Позавтракали и опять в путь-дорогу. До с. Казбек надо пройти еще 32 километра с двухчасовой остановкой в селении Гвиллеты. Разведчики и хозяйственники уже давно ушли вперед. Открывается чудеснейший вид на снежные вершины Казбека, который до сего времени скрывался в облаках. Дальше по скалам гор виднеются развалины старых укреплений и в том числе легендарный замок Тамары. Солнце уже не печет, а палит, оголяются плечи, спины, руки и ноги, никакие предупреждения комсостава не помогают: стремление у молодежи загореть берет верх над благоразумием.

Вот и Гвиллеты – здесь отдых и завтрак. Отсюда для желающих организуется экскурсия к Девдоракскому леднику Казбека.

К вечеру приходим в с. Казбек. Утомления и усталости не чувствуется, но некоторым товарищам все-таки не по себе. Горное солнце Кавказа пожгло, кому спины, кому руки и т. д. В с. Казбек – прохладно и ночью в палатках даже холодновато. В Казбеке вечером была произведена спайка экскурсантов с местным населением в местном клубе.

На следующий день в селении Коби, уже на территории Грузии, туристы были приветствуемы со стороны специально выехавшей из Тифлиса делегации комсомола и представителей ЦИК Грузии.

 

10. Трусовское ущелье 

На восьмой день путешествия, расставшись с Военно-Грузинской дорогой, батальон сворачивает к истокам Терека в Трусовское ущелье. По этому ущелью расположен ряд осетинских селений. Маршрут огибает Казбекский массив, и в боковых ущельях его все время видны высокие снежные вершины. За этот день до с.Теппи пройдено 38 километров с остановкой на два часа для отдыха у селения Кетрисы. Путь этот приходилось делать в более узких строях колонны батальона. По дороге поминутно встречались минеральные источники типа Нарзан, их такое обилие и так мало они использовываются. Помимо целебных свойств воды, здесь сама природа представляет прекраснейшую в климатическом отношении местность. Надо думать, что в ближайшие годы появятся здесь новые климатические станции и дома отдыха. В с. Теппи – ночлег.

На девятый день путешествия пришлось расстаться с своим колесным обозом и перейти на вьюки. Лагерное имущество и хоз. принадлежности оставались на местах для обслуживания встречного батальона, который, в свою очередь, должен был оставить свое имущество по ту сторону Трусовского перевала. Путь дальше шел по вьючным тропам на перевал Треп (Трусовский).

Перевал этот довольно высокий – 3000 метров над уровнем моря на 1/2 км выше Крестового перевала на Военно-Грузинской дороге. Движение произведено было группами по десять человек. Один десяток шел от другого на расстоянии 20 шагов. В каждом десятке туристы шли поодиночке, с промежутками один от другого на 2 шага. На каждый десяток был назначен ответственный за соблюдение движения и порядка из общеобслуживающего состава экскурсии или из числа младшего комсостава из среды самих туристов.

Переход был ответственный в том смысле, что представлял некоторую опасность ввиду высокого подъема и чрезвычайной узости тропы, местами исчезавшей почти вовсе и вьющейся над крутым обрывом. Все возможные меры предосторожности были приняты. Движение производилось со скоростью, не превышающей 11/2 километра в час.

Во время этого взбирания на гору наблюдалось несколько случаев, особенно у женщин, физического и сердечного ослабления, пришлось вести их под руки, и это показало, что в медицинском отношении не уделялось достаточного внимания отбору экскурсантов. Таких слабых и утомленных, к счастью, оказалось очень немного.

С вершины перевала, покрытого снежным покровом, открылся чудеснейший вид на все гряды снежных вершин, начиная от Эльбруса и кончая Казбеком. Весь главный хребет Кавказа представился как на ладони. Около часа, как очарованные, пробыли туристы на вершине перевала; не хотелось уходить от этой блестящей панорамы мощных снеговых гор.

Спуск с перевала был легче. Усталость прошла, туристы подтянулись, затянули песни и очень быстро спустились к селению Абайткау, где был сделан небольшой двухчасовой привал.

От Абайткау батальон двинулся к месту ночлега в с. Нар. Дорога эта по своей дикой красоте и живописности надолго останется в памяти у туристов. Приходилось идти по цветущим лугам. Здесь в диком состоянии можно было встретить культивируемые в садах цветы: резеду, левкой, гелиотроп, гвоздику и пр. Затем дорога переходила на ледники, над которыми струился Ардон, и так, чередуясь от цветущих полей к снегам, был пройден весь путь около 40 километров, до селения Нар. В пути экскурсантов застигли сумерки. Стал накрапывать дождь. Темно. Идя ощупью по снегам, а местами и вброд через р. Ардон, мокрые, но сильные духом, выносливостью и энергией прибыли туристы в с. Нар. Дождь усилился и превратился в ливень; пришлось женщин на ночлег устраивать в местной школе, а мужчины, как обычно, остались в палатках.

Утро десятого дня путешествия было серо, шел дождь и конца его не было видно. Пережидать дождь было бесполезно, и вот, в мокрой невысохшей одежде, двинулись туристы дальше к с. Бурон. Путь от Нар пролегал по живописному Нарскому ущелью, точно так же богатом источниками минеральных вод.

 

11. Военно-Осетинская дорога 

У селения Зармаг батальон вышел на Военно-Осетинскую дорогу и двинулся вниз по Военно-Осетинской дороге, по берегу бурного Ардона. Вскоре путь вступил в скалистые теснины Кассарского ущелья. Оно много интереснее и красивее Дарьяльского. Идти было тяжело, глинистый грунт замедлял путешествие. У некоторых обувь пришла в полную негодность, и им пришлось идти босиком. За день был сделан переход в 27 километров. В Буроне, в одном из живописнейших уголков горного Кавказа, был разбит лагерь и устроена дневка.

На следующий (одиннадцатый) день путешествия под дождем была произведена экскурсия на Цейсские ледники. По дороге пришлось пройти хвойную рощу, среди которой расположился крестьянский санаторий (трудно подыскать место для санатория лучше и красивее, чем у с. Бурон), Цейсские ледники – одни из красивейших ледников Кавказа. Огромные глыбы голубого льда ослепляли зрителей. То, что удалось видеть там, будет запечатлено на всю жизнь. Весь следующий (двенадцатый) день туристы отдыхали в с. Бурон, провели скычку с местным населением, собравшимся из окрестных селений и отдаленных аулов. Знакомили друг друга с условиями работы и жизни, а в заключение опять под огни многочисленных костров – пенье, танцы и национальные пляски.

Тринадцатый день экскурсии – движение по Военно-Осетинской дороге, во много раз превосходящей своей красотой Военно-Грузинскую дорогу. Все здесь заманчиво, все красиво, не знаешь, на чем больше сосредоточить свое внимание.

По дороге батальон свернул немного в сторону, для того, чтобы ознакомиться с Садонскими рудниками цветных металлов. Рабочие рудников ожидали прихода туристов, и после небольшого приветствия экскурсанты вместе с рабочими разошлись по рудникам, где в недрах под землею знакомились с особыми условиями работ горняков, с добычей металлов, делились своим производственным опытом и знаниями, а затем, собравшись на площадь рудникового поселка, под открытым небом провели небольшой митинг.

В с. Мизур – остановка для обеда в столовой рабочего кооператива. Наскоро пообедав, продолжали путь до места ночлега в с. Уналла – где среди прекрасных фруктовых садов, был на ночь разбит лагерь. За весь день был сделан переход в 31 километр.

Утро 14 дня путешествия так же было дождливо, как и предыдущие. В этот день был пройден путь от с. Уналла до с. Аллагир – конечного пункта пешеходного путешествия. Дорога все время шла параллельно р. Ардону, среди богатых и замечательных фруктовых садов.

Последние горы остались позади, впереди широкая долина, среди которой расположилось в фруктовых садах селенье Аллагир. Дождь идет все чаще и чаще, моментами превращаясь в ливень, дороги становятся все хуже и хуже. Мокрые, грязные экскурсанты вступили в с. Аллагир, где, пообедав в кооперативной столовой, погрузились в вагоны узкоколейной дороги для отправления на ст. Дарг-Кох на соединение с другим батальоном и обратного возвращения в Москву.

Последний свисток паровоза, и вагоны трогаются, оставляя позади себя горы и походно-бивуачную жизнь. Несмотря на то, что погода не совсем благоприятствовала такому походу, как-то нехотя расстаются туристы с Кавказом, о котором так много слышали и который лучше всего сами изучили за время десятидневного путешествия в горах.

Маленькие вагоны и слабосильный паровоз медленно тащатся и только к ночи пятнадцатого дня путешествия доставляют туристов на ст. Дарг-Кох. В пути, вследствие широкого разлива р. Терек, пришлось вагоны через мост переправлять поодиночке; вода дошла почти до краев моста и грозила с минуты на минуту сорвать мост и затопить все полотно дороги. Однако окончилось все благополучно. Ночью была произведена высадка из вагона, и на вокзале батальон поджидал прибытия поезда из Владикавказа с вторым батальоном.

 

12. Маршрут второго батальона 

Второй батальон на 4-й день путешествия пересел на станции Дарг-Кох в вагоны узкоколейной железной дороги и, напутствуемый горцами Северной Осетии и красными партизанами, направился к конечному пункту следования по железной дороге – ст. Аллагир. Отдельные конные группы красных партизан долго еще сопровождали на своих резвых конях поезд с экскурсантами, показывая лихую джигитовку.

Вечером батальон прибыл на ст. Аллагир, где и расположился на ночлег.

На следующий день батальон перешел к походно-бивуачной жизни. Маршрут второго батальона был построен в обратном направлении движению первого батальона.

Календарь движения второго батальона был следующий:

5-й день путешествия: Аллагир – сел. Унала. Переход 24 км; ночлег – с. Унала.

6-й день путешествия: Унала – Мизур; переход 16 килом.; ночлег – с. Мизур. В с. Мизур был осмотрен завод цветных металлов и проведена экскурсия в Садонские рудники.

7-й день путешествия: Мизур – с. Бурон (урочище св. Николая). Переход 16 кмночлег – с. Бурон. С места ночлега была произведена экскурсия на Цейсские ледники.

8-й день путешествия: с. Бурон – с. Нар. Переход 27 кмночлег – с. Нар.

9-й день путешествия: с. Нар – с. Абайткау. Переход 23 кмночлег – с. Абайткау.

10-й день путешествия: с. Абайткау – с. Тепи. Переход 27 кмночлег с. Тепи. Переход из с. Абайткау в с. Тепи был произведен через Труссовский перевал во время снежной бури в горах. Здесь же произошло скрещение маршрутов. Шумная встреча молодежи обоих батальонов.

11-й день путешествия: с. Тепи – с. Коби. Переход 38 кмночлег – с. Коби.

12-й день путешествия: с. Коби – с. Ларс. Переход 57 кмбольшой привал – м. Казбек и ночлег – с. Ларс.

13-й день путешествия: с. Ларс – г. Владикавказ. Переход 36 километров.

В г. Владикавказе была оказана радушная встреча и гостеприимство со стороны рабочей молодежи и членов Осоавиахима гор. Владикавказа и организаций Северо-Осетинской области, а также со стороны курсантов Владикавказской пехотной школы.

14-й день путешествия: посадка в вагоны и выезд из г. Владикавказа.

15-й день путешествия: остановка на ст. Дарг-Кох и соединение с первым батальоном.

 

13. Возвращение в Москву 

Короткая была остановка поезда на ст. Дарг-Кох. Молодежь горячо распрощалась с выделенными Северо-Кавказским областным Осоавиахимом красными партизанами, которые сопровождали экскурсантов в походе. От имени 650 человек молодежи была вручена красным партизанам благодарная грамота следующего содержания:

 

Дорогие товарищи, дигорские партизаны селения Християновского.

Рабочая молодежь первого военно-туристского похода на Кавказ, в количестве 650 человек, шлет вам свой пламенный юношеский привет как героям, которые в невероятно трудной обстановке, не щадя сил и жизни, протаптывали для нашей советской власти первые кровавые тропы.

Тяжёлые условия боевой обстановки не надломили ваш энтузиазм и веру в торжество пролетарской революции и в наше социалистическое строительство. Хотя мы не имели возможности быть у вас и познакомиться с вашими достижениями и вашим бытом и жизнью, но мы здесь, в «вашем крае, многое слыхали, как вы, бывшие герои кровавых схваток, в мирных условиях своими железными партизанскими руками продолжаете начатое вами дело.

Ваш переход на индустриализацию сельского хозяйства, созданный вами мощный сельскохозяйственный комбинат, наглядно говорит за то, что вы, старые герои, были, есть и навсегда останетесь вместе с нашей ленинской коммунистической партией и что вы первые будете проводить в жизнь мероприятия советской власти по переустройству нашего сельского хозяйства.

Организованная вами для нас торжественная встреча и боевые почести, оказанные нам на станции Дарг-Кох, ясно говорят за то, что у нас в стране нерушим союз рабочего класса и крестьянства и что все национальности, добровольно связавшие свою судьбу, никогда и никому не позволят посягнуть на наш мирный труд и наши октябрьские завоевания.

Ознакомившись на месте под руководством выделенных вами старых героев партизан тт. Кесаева, Гуцаева и Дзембатова, как вы здесь сражались и отвоевывали у врагов землю пядь за пядью и скалу за скалой, мы, рабочая молодежь, заявляем, что обо всем этом мы расскажем на наших предприятиях, фабриках и заводах. На ваших геройских подвигах мы будем учиться и закаляться, а когда опять начнуться кровавые схватки за Страну Советов, мы вместе с вами и под вашим руководством с небывалой отвагой будем защищать нашу рабоче-крестьянскую страну.

 

 Штаб руководства: Командир отряда Фрумин

 

                                              Нач. штаба Махров

 

Командиры батальонов Шебалин и Емельянов

 

                                    Командиры рот (подписи)

 

                            Командиры взводов (подписи)

 

                      Участники похода (400 подписей)

 

Еще одно последнее прости – и поезд тронулся обратно в Москву.

Окончилась походная жизнь с ее своеобразными особенностями, началась жизнь в вагоне. Погода, как назло, исправилась, в вагонах стало жарко, и даже открытые настежь окна не спасали от духоты.

«Прощай, Кавказ, не скоро увидимся с тобою; теперь, физически окрепнувшие, свежие, бодрые и здоровые, энергичнее примемся за работу» – говорили ребята.

 

4. Работа культразведок 

Крупное место в истории похода заняли культ-политразведки. Разведки были в обоих батальонах. Разведчики изучали социальный состав каждого аула, настроение населения. Проверяли, как работают сельсоветы, отношение бедняков и середняков к местным властям, нет ли искривлений классовой линии.

Массовая работа поставлена в аулах плохо. Партийная, комсомольская ячейка объединяют 7-8 аулов. Собрания в большинстве случаев проводятся только там, где живет секретарь ячейки или предсовета. «Хотим все знать, но далеко ходить», справедливо жаловались осетины и грузины.

Руководящие товарищи редко заглядывают в аулы. Расстановке партийно-комсомольского ядра ячейки совершенно не уделяют внимания. В одном ауле 6-7 партийцев и 10-12 комсомольцев, в другом – 1–2, при одинаковом почти количественном составе хозяйств.

Хозяйственному положению, за редким исключением, партийцы и комсомольцы не уделяют вовсе внимания. Многие не знают, кто кулак, кто середняк; на предложение крестьянам взять производство сыра в руки кооперации последовал отрицательный ответ. А это там сделать необходимо.

Работа среди женщин в большинстве аулов отсутствует, а таковая здесь особенно необходима.

На Казбекский и Кобинский районы – один женорг. Необходимо не только иметь штатных женоргов в каждом районе, но и воспитать актив, особенно из делегаток. К этой работе никто еще не приступал, а это надо поспешить сделать.

Ликвидация неграмотности проводится случайно, особенно, если приезжает на лето кто-либо из учащихся в партшколе или другом учебном заведении. Но и это тоже редко где встречается.

Бурное 3-часовое совещание с ответственными работниками Коби (район) открыло много нового для разведки. На вопрос, как определить бедняцкое, середняцкое и кулацкое хозяйство, т. к. здесь в хозяйстве преобладает скот, предисполкома ответил: «Это мы не знаем и нас это не интересует, т. к. мы даем сведения Тифлису о состоянии каждого хозяйства, а Тифлис нам присылает готовые материалы, как какое хозяйство считать». «Наш кулак не ваш русский кулак, он вреда не делает». «Рано еще заниматься коллективизацией, и она еще ничего не даст» – такие нотки проскользнули на этом совещании.

Секретарь райкома партии не знает фамилии секретарей ячеек, которых в районе всего 3.

После длительного обсуждения вопросов, разведка не только напомнила фамилии секретарей ячеек, но и фактами доказала оторванность руководства от низовых организаций. Ребятам так же пришлось квалифицировать отдельные взгляды и действия местных руководящих товарищей, как правый уклон на практике. Много выявили и положительного, например: за последнее время ведется усиленная работа по вербовке бедняков в партию. Исполком изыскивает пути улучшения качества скота.

Учительство ведет культработу.

Справедливо жаловались в Коби, что директивы Тифлис присылает на грузинском языке целыми пачками, а разговаривают и читают здесь только на осетинском.

Разведки заходили в такие аулы, куда батальоны не шли, куда редко заходят работники, коим надлежит там бывать. Много разных жалоб поступало от населения. Не откладывая их в долгий ящик, разведка немедленно на них реагировала.

В ауле Хуртис, по инициативе разведки, при активном содействии секретаря казбекского райпарткома тов. Одешвили, строят в этом году школу. Тут же райком обещал срочно посетить аулы, где, по мнению разведки, было справедливое недовольство по некоторым отдельным вопросам. Несколько ребят посланы на учебу.

В ауле Гемара выявили заболевание 8 человек трахомой, им была оказана немедленная помощь. Удивительно ли, если врач бывает в аулах раз в полгода.

На ходу ребята вырабатывали гибкие формы и методы работы. По чутью определяли, что из себя представляет жалобщик, поэтому старались не выявлять сразу социальную физиономию, а выслушать характер жалобы. Таким путем удалось, с одной стороны, помочь беднякам, с другой – разоблачить на сходах кулаков и подкулачников. Некоторые говорили: «Вы уедете, а нас тут прижмут за то, что вам правду рассказали». Оказалось, что в самом деле, многих кулаков давно прижать надо было. В ауле Новотково кулаки, платящие 1000–1500 руб. налога, претендовали на равные политические права с бедняками, только потому, что они сдают шерсть скотоводческому союзу.

Член сельсовета Балты, подкулачник Чуров, пояснил, что кулаком надо считать только бывшего офицера, полковника и т. д. В присутствии грузин он жаловался, что комиссия, членом которой он состоит, неправильно проводит обложение осетин. Он получил достойный отпор и разъяснение.

В аулах Реданты, Попово, Льяново кулаки срывали сходы, на которых комсомольская организация проводила налоговую кампанию.

Разведкой зафиксированы факты, заслуживающие особого внимания. В огромном ауле Спон строится сыроваренный завод.

Он обойдется Грузинскому ВСНХ 150 000 руб. Завод возможно придется снести, потому что он будет находиться далеко от сырьевой базы (крупных хозяйств). Казбекский райпартком это предвидел, но оказался бессилен довести до конца свое решение о постройке завода в другом месте. Осетин Басиев Иван, член сельсовета аула Бурон открыл залежи меди, цинка и золота. Об этом он заявил директору Садонских рудников. Через некоторое время прибыла геологическая разведка и установила, что залежи богаче садонских. Басиеву обещали премию, но потом забыли.

Этот факт заслуживает особого внимания, ибо его подтверждает все население Бурона, коммунисты и члены сельсовета. Следует отметить, что при разработке этих залежей («Буронская разведка» – так геологи его назвали) много безработных из этих районов получат работу. Несомненно, что многие материалы похода были использованы соответствующими организациями для улучшения руководства и качества работы. Но мы хотели отдельными фактами показать, как высока была политическая активность молодежи и населения.

К концу похода, на ст. Минеральные Воды, был организован целый ряд экскурсий в окрестности, как-то: Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и даже Кисловодск. Накоротке были осмотрены лучшие курортные места Союза, в водах которых находят теперь исцеление десятки тысяч рабочих.

Молодежи удалось не только испробовать воды различных источников, но удалось и искупаться в минеральных водах.

Утро 16-го дня – остановка в Ростове-на-Дону. Обед в кооперативной столовой; экскурсия к месту постройки гиганта «Сельмашстрой», купанье и солнечные ванны на песочном берегу реки Дон.

Вечером того же дня – остановка в Таганроге.

Молодежь неудержимо вырвалась из душных вагонов и бросилась к морю. Пляж быстро заполнился туристами, успевшими напоследок неплохо искупаться.

Весь следующий день производили по вагонам обсуждение результатов экскурсии.

Много недочетов, много недостатков, но, в основном, по общему признанию самой молодежи, первая дальняя военизированная массовка оправдала свое назначение, все остались довольны и высказывали пожелания на будущее время проводить не одну, а целый ряд таких массовок.

Чем ближе к Москве, тем больше и больше редеет число участников массовки. В пути на узловых станциях высаживаются и разъезжаются к местам своих работ товарищи из Саратова, Киева и т. д.

Наконец рано утром, около 5 час. 18 дня путешествия, поезд прибыл в Москву. Путешествие окончено, нужно спешить на работу, и высадясь из вагонов, молодежь разошлась в разные стороны, дав обещание на следующий год вновь собраться для такого же длительного путешествия, но уже в другие края Советского Союза. 

15. Выводы 

Подытоживая в Центральном Совете Осоавиахима опыт проведенного первого военизированного похода рабочей молодежи на Кавказ, отмечалась, во-первых, неналаженность и недостаточность хозяйственного обслуживания, слабость культпросветработы и почти полное отсутствие краеведческого и санитарного обслуживания. Вместе с тем президиум ЦС Осоавиахима констатировал, что в основном поход закончился удачно благодаря большой инициативе, проявленной командным составом, дисциплинированности и сознательности самих участников, за что вынесена ЦС Осоавиахима благодарность всему командному Составу и организациям Осоавиахима Северной Осетии и Владикавказа, отметив что военный туризм должен явиться лучшей и интереснейшей формой массовой военной работы.

 

Выписка 

из протокола № 20 85 объединенного заседания президиумов

Союза Осоавиахима СССР и Осоавиахима РСФСР

от 29 августа 1929 г. 

3. Слушали: О военизированном походе молодежи на Кавказ. (Тов. Фрумин). 

Постановили: 1. Предварительную организационную работу по проведению похода признать недостаточно удовлетворительной, а именно: неудачный выбор и расчленение маршрута, плохая обеспеченность санитарным, культурно-просветительным и хозяйственным обслуживанием (зависимо от Туристского Бюро).

2. Благополучное завершение похода отнести исключительно к огромной работе командного состава, выделенного Осоавиахимом, который сумел придать походу необходимую организованность, поучительность и сгладил тем самым ряд недочетов организационного характера.

3. Основываясь на полученном опыте, военизированные походы (военный туризм) считать одной из лучших и живых форм массовой военной подготовки и воспитания.

4. Секции военной подготовки включить военизированные походы в план работы и смету Секции, с привлечением для этой работы Военно-Туристского Бюро ЦДКА и с заблаговременной разработкой самих планов и маршрутов походов.

5. Вынести благодарность Северо-Осетинской и Владикавказской организациям Осоавиахима за активное участие в проведении похода, так и комсоставу, выделенному Военной секцией в лице тт. Фрумина, Емельянова, Шебалина, Махрова, Суханова и Бахвалова.

6. Обратиться со специальным приветствием к старым партизанам, оказавшим содействие и теплый прием рабочей молодежи, а тт. Кесаеву, Гуцаеву и Дзембатову преподнести особые грамоты.

 

                        П. п. Председатель – И. С. Уншлихт

                               Секретарь – Л. П. Малиновский

 

В дальнейшем необходимо широко развить военизированные туристские массовки в целях организованного использования отдыха рабочих масс, для популяризации боевых традиций гражданской войны, приобретения практики походной и бивуачной жизни, длительных переходов в горных условиях, преодоления естественных препятствий, элементарного ознакомления с тактикой войны в горных условиях, смычки с местным населением и красноармейскими частями, изучения национальных и бытовых особенностей народов СССР.

Необходимо при организации новых массовок состав массовок иметь в количестве 650–700 человек, чтобы составить полный эшелон туристов в составе 12 вагонов. Продолжительность походного движения – 8–10 дней с двумя дневками в пути.

Величина переходов не должна превышать 20-25 км, так как переходы в 40 км сильно утомляли и изнуряли молодежь и не давали возможности вести культпросветработу. Нужно расчет движения делать такой, чтобы к 14 часам все движение было бы закончено, а все остальное время заполнить полезными видами отдыха и развлечениями. Через каждые 50 минут движения обязательно делать короткие остановки для отдыха (10 минут).

Перед началом проведения экскурсий, необходимо провести широкую разъяснительную кампанию с тем, чтобы молодежь знала бы цель и условия похода, своевременно обеспечивалась подходящей одеждой и обувью и что туристские походы, являясь полезной формой отдыха, все же не являются видом курортного лечения.

Опыт проведенной массовки показывает необходимость комплектовать массовку по возрастному составу однородной массой, примерно, 18–25 лет и 25–30, так как смешение различных возрастов с различными запросами и интересами приводили к нареканиям и трениям и осложняли обстановку.

В организации походов должны принять участие все учреждения, имеющие отношение к воспитанию молодежи и детей, как например: Осоавиахим, Центральный совет физкультуры, комсомольские и пионерские организации, профсоюзы, РОКК, ОПТ, Наркомпрос и Наркомздрав. По маршрутам следования военизированных походов должны быть организованы комиссии содействия по проведению этих массовок и по проведению разъяснительной работы среди населения о целях и задачах походов.

Варка пищи на походе должна быть налажена или из походных кухонь или из заранее приготовленных на местах ночлегов котлов, вмазанных в очаги.

Не должно быть также забыто освещение лагеря в ночное время. В самом лагере должна быть организована библиотечка с различной литературой, радиофикация лагеря, игры как комнатные (шашки, шахматы), так и подвижные на воздухе (теннис, баскетбол, футбол и проч.), мелкокалиберные ружья, деревянные гранатные болванки и организация прочих видов работы. Желательно, чтобы туристы брали с собой в поход музыкальные инструменты, но необходимо обеспечить их перевозочными средствами.

Каждый переход в военном отношении, помимо физической закалки, должен развивать и укреплять у молодежи воинские навыки и расширять военный кругозор, давая каждый раз новые сведения из области тактики, походной и строевой жизни, также и стрелкового дела.

Имея в виду, что большинство молодежи, принимающей участие в туристских походах, относится к малооплачиваемым категориям трудящихся, желательно на предприятиях организовать субсидирование за счет культ-и фондов ОСО.

Всем организациям и, в первую очередь, осоавиахимовским, необходимо организовывать военно-туристские путешествия-походы, всемерно улучшая качество их проведения. Таким образом можно будет охватить организованным проведением отдыха все рабочее население. Массовое развитие военизированных туристских путешествии по всей нашей необъятной стране явится большим культурным достижением и могучим фактором в деле подготовки физически крепких, тренированных и выносливых кадров для РККА, что одновременно усилит мощь и обороноспособность СССР.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru