Предисловие
Эти скромные наброски, конечно, не высокогорный туризм на Кавказе. Кроме того, в них упоминается не о всех Кавказских вершинах, на которые были совершены восхождения, так например, Шах-даг, Калаца, Донгуз-Орун, Гивче, Чат-баши и другие.
Книжка эта была прежде всего предназначена для собственного употребления, но может быть полезна и тем альпинистам, которым предстоит путешествие на Кавказ, так как сэкономит их время при составлении маршрута для восхождения на вершины, хотя и не сможет заменить основательное изучение специальной литературы, в особенности великолепного труда Мерцбахера «Из высокогорной области Кавказа». Воинственно же настроенным альпинистам да послужит эта книга по крайней мере как указатель тех вершин, на которые восхождения уже были совершены.
Зоология, ботаника, геологические наблюдения, историко-хозяйственные условия, то есть все то, что для высокогорного туриста знать не необходимо, в книжке опущено. Что же касается карт, то для общей ориентировки могут быть рассмотрены следующие листы русской пятиверстки: Г-5 для вершин 1-6,7, 9-11, 13-30, 32; Д-5 для вершин 7-9, 12, 21-65; Е-5 и 2-б для вершин 66-85; Е-6 для вершин 87-93; З-7 для вершин 94-95; Е-3 для вершины 96; Е-9 для вершины 97.
Листы же одноверстки, которые можно использовать для высокогорья, приведены при описании отдельных подъемов, по крайней мере настолько, насколько мне знакомы.
Самой же удобной картой мне кажется карта Мерцбахера (1 : 140000). Несмотря на то, что она гораздо меньшего масштаба, все же благодаря трехцветной окраске читается легче, чем русская одноверстка. К сожалению, карта Мерцбахера достигает на западе только до Эльбруса и на востоке – до Аддана, значит, не может быть использована для вершин за номерами 1-5, 7, 94-97.
Номенклатура во всей книге сохранена даже в тех случаях, где она казалась мне ошибочной, как например, в группе Адай-Хох.
Для самых западных вершин за номерами 1-5 надо пользоваться картой Альпийского журнала том 22 параграф 507 (1 : 150000). Дальше можно с выгодой пользоваться картой Фрешфильда (1 : 210000), а для общего обзора – картой, приложенной к трудам Деши (1 : 400000).
Для группы Адай-Хох хороша карта, помещенная в Альпийском журнале том 16, а для Безенгийской области - в журнале Английского Географического Общества 1890 г. Для путешествия в долинах по центральному и западному Кавказу нужно обзавестись превосходным путеводителем по Кавказским горам издания Крымско-Кавказского горного общества (только на русском языке) с экскурсионной картой (1 : 840000) от Черного моря до Военно-Грузинской дороги. О высокогорных путешествиях в этом путеводителе мало упоминается.
При чтении данной книжки нужно обратить внимание на то, что на большинство Кавказских вершин восхождения совершались только по одному разу и до момента выпуска этой книжки на них больше никто не побывал, а потому весьма возможно, что положение скал и глетчеров в продолжение целого ряда лет сильно изменилось.
Чтобы предупредить события с выпуском книжки, пришлось поспешить и выпустить ее в ограниченном количестве, благодаря чему от материального успеха пришлось отказаться, почему книжка и смогла быть отпечатана только при финансовой помощи русского альпиниста Георгия Афанасьева, за что и приношу ему благодарность.
Доктор О.Шустер наилюбезнейшим образом помогал в работах собственными добавлениями.
Необходимое продолжение этой книги – «Кавказские перевалы» - скоро последует…
Дипломированный инженер Ростислав Афанасьев, член альпийской секции Мюнхена и Крымско-Кавказского Горного общества.
Одесса. Май 1912 года. Вокзал. Главная.
№10 Эльбрус. Северо-западная вершина (5679 м)
1. С юго-востока из Баксанской долины – обыкновенный маршрут. От коша Азау (2132 м), расположенного у устья долины Терскол, следуют: или а) по долине Терскол, которая тянется глубокой узкой, в 4 км длиной ложбиной до отвесно спадающего юго-восточного базиса Эльбруса с подъемом в 500 м до языка глетчера, западное окаймление которого состоит из длинного, тянущегося от Баксанской долины до базиса Эльбруса гребня. Дойдя до языка глетчера Терскол, поднимаются влево (на запад) через луга и щебневые отложения-насыпи к выше упомянутому гребню. Если ручей Терскол трудно переходим, то поднимаются выше по левому берегу глетчера до нижней террасы глетчера. Пересекают его и поднимаются вверх к гребню, покрытому громадными андезитовыми глыбами. Здесь бивуакируют на высоте 3400-3500 метров (4 часа от коша Азау). Или б) следуют с долины Баксан прямо на гребень, постепенно поднимаясь по которому доходят до андезитовых глыб. От бивака поднимаются по крутому откосу, покрытому андезитовыми плитами и через 0,5 часа попадают на край глетчера плато Эльбруса. Отсюда берут направление на G-G-3 и, как только покажется юго-восточная вершина Эльбруса, направляются к ней по монотонным фирновым откосам.
Скалистый, спускающийся от вершины к седловине гребень северо-западной вершины намечался на белоснежном фоне чуть заметной слабой линией и казался настолько близким, что мог ввести в искушение совершить подъем по нему. Это заставило бы сделать большой крюк, так как настоящий подъем, который приводит к спускающемуся к седловине гребню, лежит гораздо правее. Седловина (5268 м) между северо-западными и юго-восточными вершинами достигается через 6-7 часов от бивака – нужно повернуть налево к крупной снежной стене и идти большей частью по порошкообразному снегу – с трудом достигается край площадки вершины (1-15, часа). Самый высокий пункт находится на северо-западе и достигается без трудностей (3/4 часа). Всего от лагеря – 8-10 часов. Холод, скверное состояние снега в большинстве случаев и резкий ветер – наибольшие трудности этого длинного монотонного снежного маршрута.
Мерцбахер «Из высокогорья Кавказа» 1 стр. 559-603.
Одноверстка – лист XIX-25.
2. С северо-востока из долины Кыртык-су.
Группа англичан верхом покинула Урузбиево и последовала в долину Кыртык-су по хорошей тропе до последнего коша и дальше вверх по ручью до тех пор, пока это возможно было сделать верхом (8 и 0,25 часа). На ближайших подходящих скалах был разбит лагерь. От лагеря англичане шли по ложбине по направлению на северо-запад, только по левой морене маленького глетчера, загораживающего ложбину и по короткому снежному откосу достигли до седловины немного выше ровного фирнового поля.
Джика-Уген-Кез (1час и 1/4) – высота приблизительно 3050 м. Седловина должна лежать на юго-запад от Балык-су-баши.
Пересекая Джика-Уген-Кез в западном направлении группа направилась к застывшей на восточном фланге Эльбруса лаве. Нижняя часть утесов этой лавы (по-видимому 3782 по карте Мерцбахера) была достигнута через 2 часа. При дальнейшем подъеме держались правее потока лавы и траверсировали по направлению к скалам, находящимся на северной стороне Эльбруса (вероятно, между пунктами 4548 и 5048 м карты Мерцбахера). В нижней части этих скал был разбит, хотя и не добровольно, но хорошо защищенный лагерь (высота 4724 – 4875 м).
Всего 11,5 часов пути с отдыхом от первого лагеря. До седловины Эльбруса от второго лагеря достигли по удобному снежному покрову через 2 часа, а до северо-западной вершины дошли через три четверти часа.
Волей (Альпийский журнал XIV , параграф 450. Одноверстка XIX-25 и XIX-26).
3. С севера. Из селения Учкулан в верховьях Кубани (1427 м). Учкулан и Уллукам сворачивает в долину последнего – в Хураук (1479 м). Дальше, оставляя Уллукам направо, идут вверх по левому берегу ручья Уллу-Хураук. Между крутыми откосами долины до слияния двух ручьев – Битюк-Тюбе-кол и Кукуртлю-кол (3 часа от Хараука, 5 часов от Учкулана). Здесь богатый кош. Дальше идут вдоль ручья Битюк-Тюбе-кол. Еще дальше дорога круто сворачивает на северо-северо-восток и ведет без всякой тропы по глубоко размытой канаве под стенами г. Садырла-баши до перевала (4 часа, высота 2996 м). Спуск идет к северу круто, к ручью Чемарт-кол до бедного коша (1 час, высота 60 м). После бездорожного подъема через 1,5 часа достигается перевал Бурунтак (3672 м). Так как сам перевал пустынен, то спускаются по восточной стороне на 150 м и разбивают лагерь на поросшей травой широкой морене между глетчерами Уллу-Чиран и Карачул. До этого места можно проехать верхом. Выше лагеря дорога идет сначала по широкой пологой морене между обоими глетчерами. Когда же большие валуны начинают загромождать дорогу, то перебираются на лед глетчера Карачул, который здесь лишен трещин, но богат бороздками, и по нему поднимаются вверх. Выше, где глетчер становится круче, встречается лабиринт трещин. Через 4 часа достигается нижний край большого фирнового поля Эльбруса на высоте приблизительно 3600 м. Дальше направляются по диагонали в юго-восточном направлении к черному скалистому острову, расположенному на северных фирновых полях Эльбруса. До острова добираются в продолжение 5 часов (по всей вероятности, пункт 4548 м по карте Мерцбахера). Здесь, если это необходимо, располагаются биваком. От скалистого острова берется направление на юго-запад к седловине Эльбруса, каковая и достигается через 5 часов. Продолжительность вышеприведенного времени объясняется порошкообразным состоянием снега. От седловины восходят в западном направлении, частично по шатким глыбам, частично по порошкообразному снегу, к восточному краю плато вершины (1,5 часа), а в дальнейшем три четверти часа к наивысшему пункту вершины, находящемуся к северо-западному плато. Этот восход от седловины до восточного края плато главной вершины будто бы лежит немного севернее обыкновенного маршрута, если восходить из долины Терскол.
А.Фишер (Альпийский журнал, том XXII, параграф 578-585; Ф.Деши. Кавказ 1, стр.272-280. Одноверстка: лист XVIII, лист XIX-24 и лист XIX-25).
№11. Эльбрус – юго-восточная вершина (5593 м)
Бивак разбивается там же, где разбивается при обыкновенном маршруте на северо-западную вершину из долины Баксан. От бивака следуют к северо-западной вершине до тех пор, пока не достигнув подножия юго-западной вершины (от 5 до 7 часов, смотря по обстоятельствам). Потом на высоте 4870 метров вступают на громадный застывший поток лавы, находящийся на южной стороне юго-восточной вершины. Дальнейший восход совершается по глыбам лавы – подъем не трудный, но все же требует напряжения. Через 0,5 часа достигается юго-восточная вершина Эльбруса – ярко выраженная котловина кратера.
Фрешфильд. Исследование Кавказа II, параграф 160-166. Известия Кавказского Отделения Русского Географического общества, часть XXI, том 1, стр.65-73. Одноверстка - лист XIX-25.