Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Сибирская Советская Энциклопедия. Главный редактор Б.3.Шумяцкий (Москва), помощники редактора: А.А.Ансон (Новосибирск), М.М.Басов (Иркутск). Том третий. Л-Н. Западно-Сибирское отделение ОГИЗ, 1932 г.
Ленские тракты — под этим названием известны грунтовые пути, соединяющие Сибирскую железнодорожную магистраль с Леной, имеющие грузооборот не менее 90% всех грузов, поступающих в Ленский бассейн. В состав их входит: 1) Якутский тракт: Иркутск — Качуг — Жигалово, протяжением 401 км (транзитное значение имеет участок Иркутск — Качуг, 256 км; участок же Качуг — Жигалово, 145 км, в основном обслуживает местное население); 2) Малышевский тракт, часто называемый Шалашниковским, от станции Тыреть Томской железной дороги, через Балаганск в Жигалово (280 км) и 3) Ангаро-Ленский тракт, в прошлом называвшийся Илимским, от пристани Заярская или Большая Мамырь на Ангаре до пристани Усть-Кут на Лене (267 км). Ангаро-Ленский тракт возник первоначально как Илимский волок при продвижении русских колонизаторов из Енисейска на Лену (1631 г.). Затем волок этот был превращен во вьючную тропу и в этом виде просуществовал до начала XVIII в., после чего путь этот транзитное значение для летнего времени утратил и имел весьма ограниченное значение лишь как зимняя дорога. Развитие Иркутска как административного и торгового центра вызвало необходимость найти выход к Лене по кратчайшему для Иркутска пути. Следствием этого явился Якутский тракт. Начало более или менее широкого использования этого пути относится к первым десятилетиям XVIII в., но устройство его как тракта было очевидно проведено в последнем десятилетии XVIII века. Развитие во второй половине прошлого столетия золотопромышленности в Ленском бассейне и усиление в связи с этим грузооборота на реку Лену вызвали устройство еще одной дороги на Лену — Малышевского тракта (1878 г.), имевшего по грузообороту до начала империалистической войны немаловажное значение. Якутский тракт, как технически лучше устроенный (гравийная дорога), имеет наибольший транзитный грузооборот, определяющийся для 1931 года в 70 -80 тыс. т. Перевозки грузов совершаются как гужом, так и автотранспортом, значение которого с каждым годом усиливается. Малышевский тракт, из-за отсутствия должного ремонта, вызванного исключением из списка дорог государственного значения, превратился в зимник, не проезжий для летнего времени (с 1930 года тракт вновь включен в список дорог республиканского значения). Грузооборот его составляет 20-25 тыс. т. Ангаро-Ленский тракт, начатый постройкой в 1919 году в связи с гражданской войной не был достроен. Вновь начатое с 1925/26 гг. строительство также еще не закончено, и тракт используется только как зимник. Транзитный грузооборот — 5-8 тыс. т. Развивающийся грузопоток в Ленский бассейн по Ленскому тракту (увеличение ежегодно на 30-40%) требует приведения всех трех трактов в состояние, обеспечивающее автодвижение. Якутский тракт в 1931 году находился в процессе переустройства. Малышевский и Ангаро-Ленский тракты намечены к устройству в 1932 году.