От составителя
Кавказ с его дивною, величественною природою, полною контрастов и разнообразия, с его сложною историческою судьбою и естественными богатствами, давно ждет своих альпинистов. С величайшим удовольствием приветствуем, что в последнее время Владикавказ, помимо своих, стал видеть у себя тысячами приезжих экскурсантов и в русском обществе начал заметно проявляться интерес к познанию горной природы и созерцанию ее красот. Давно нужно было отрешиться от российской привычки искать красот и прелестей на краю света, в далекой Швейцарии и не замечать те красоты, которые находятся здесь, под боком, на нашем прославленном Кавказе.
Надо сказать, что экскурсии вообще, и в особенности горные, на Кавказе, доставляют и любителю природы источник величайших эстетических наслаждений в созерцании дивных, величественных картин природы, а специалисту естественнику или антропологу - такой же источник новых неразгаданных его древних обитателей.
Кроме этого, горные экскурсии являются могучим воспитательным средством, в особенности для молодежи, способствуя развитию физических сил человека и таких высоких его качеств, как смелость, хладнокровие, настойчивость и выносливость.
Не задаваясь пока обширными целями в ряду исследований гор Терской области и их обитателей, сократим свои благие намерения и на первых порах сосредоточим наше внимание на развитии и урегулировании горных экскурсий.
Смело можно надеяться, что там, где впервые пройдет простой турист, со временем пройдет и ученый во всеоружии науки.
Ввиду этого, первою задачею должно явиться изыскание всевозможных мер к облегчению устройства экскурсий по горам Терской области во все ближние и дальние углы ее и до самых неприступных вершин, а потому Владикавказский Горный Клуб при Владикавказском Политехническом обществе считает необходимым на первых шагах своей деятельности выпустить в свет настоящее руководство для экскурсантов, заключающее в себе перечень и краткое описание маршрутов экскурсий по горам Терской области, необходимые практические указания для экскурсантов и некоторые справочные сведения.
По мере роста наших духовных и материальных сил, мы надеемся расширить свою деятельность в этом направлении, пополнить неизбежные в начале пробелы и исправить невольные недочеты, почему и обращаемся ко всем читателям нашего путеводителя с убедительнейшей просьбой о всех замеченных недостатках, неправильностях и пропусках сообщать в Горный Клуб, дабы опыт прошлого полнее был бы использован в будущем.
Э. И. Горепекин
Маршруты экскурсий
Для обозрения примечательных горных местностей, вершин и ледников, расположенных в пределах Терской области, маршруты экскурсий рассчитаны так, чтобы колесные пути по возможности были бы связаны с полотном железной дороги, горные тропы и дороги, расположенные вблизи ледников, между главным и скалистым хребтом, были связаны как непосредственно между собою, так и с главными проездными путями. Эти обстоятельства дают возможность совершать экскурсии как для самостоятельного обозрения небольшого района и подъехать к нему по железной дороге, так и совершить один большой горный путь от Владикавказа до Кисловодска и таким образом посетить местности: Саниба, Куртат, Дигорию, Балкарию, Безинги, Чегем и долину Баксана до Кисловодска.
Вместе с тем ясно определилось важное значение некоторых населенных пунктов как узловых горных станций для путешественников, как например, Урусбиево, Куним, Фаснал, Садон. Имея это в виду желательно было бы для предоставления в будущем путешественникам наибольших удобств, в смысле обеспечения определенного места ночлега, обязательных специальных проводников, приискания верховых лошадей, доставки корреспонденции, посылок и т. п. иметь общее соглашение всех Российских туристических и ученых обществ и клубов и материальную помощь для такового обеспечения путешественников в узловых горных пунктах Центрального Кавказа.
Эти удобства неминуемо дадут приток туристов и расширят наши познания в исследованиях Кавказа.
Из Пятигорска, Кисловодска или ст. Прохладной в Урусбиево. Окрестные ледники. Восхождение на Эльбрус
Вследствие наибольшей доступности и сосредоточию величественных красот природы на всем Кавказе вокруг села Урусбиева, расположенного у подножия грандиозных вершин центрального Кавказа, как Эльбрус и др. путешествие до села Урусбиева есть самое наилучшее. Наилучшие пути до села Урусбиева идут от Пятигорска, Кисловодска и ст. Прохладной. Почему всем туристам, едущим из внутренней России к Эльбрусу, в Сванетию, через Баксанские перевалы главного хребта и в Чегем рекомендуется ехать по железной дороге на Пятигорск, а Кавказское Горное общество в Пятигорске обращающимся к нему экскурсантам оказывает самое широкое содействие. Например, такая экскурсия, устраиваемая Кавказским Горным обществом в экипажах и линейках с продовольствием на время 10-12 дней по подписной плате обходится в 30 руб. Маршрут обыкновенно такой: из Пятигорска путь идет мимо Тамбуканского озера и г. Юцы, через три реки Золки и реку Малку. Ночлег в сел. Атажукино 1-е. На следующий день отправление в путь через р. Гунделен мимо Гунделеновских памятников до хут. Наурузова, а затем через Чертов мост мимо аулов Азрокова и Корхужана. Ночлег в ауле Урусбиева. На другой день путь вдоль Баксанского ущелья через р. Ирик до поселка Кягиш. Привал в казармах Юсенги. Далее через Иткол и Терескол дорога идет по грандиозному сосновому бору до долины Азау. Ночевка в приюте Кавказского Горного общества, откуда совершаются всевозможные экскурсии по живописным окружающим ущельям. Восхождение на «Кругозор» (12000 фут. над ур. м.), привал в приюте Кавказского Горного общества на «Кругозоре». Восхождение желающих на вершину Эльбруса.
Из Пятигорска можно также проехать по степной местности на ст. Зольскую, Ашабово и Баксанский поселок — расстояние 70 верст. Верхом или на линейке — дня два. Для ночлега можно заехать в Гунделен и затем в Урусбиево.
Из Кисловодска один путь идет по холмистой равнине, покрытой полями и покосами через сел. Кармово и Бабуково до сел. Атажукина 1-е — верст 60.
От Атажукино 1-е (восточное) по грунтовой дороге до Урусбиева — верст 65.
Другой путь от Кисловодска идет до г. Бермамыта (абсол. выс. 8501 ф.) на расстоянии 32 верст по экипажной дороге, поднимающейся вдоль р. Березовой. Высота подъема от галереи Нарзана — 5817 фут. Далее в южном направлении по травянистым крутым склонам водораздельного хребта верховьев р.р. Малки и Кубани, местами без тропы, спускаются на восток мимо минерального источника к р. Малке и, перейдя ее вброд, выходит на тропу, ведущую на перевал Кыртык-ауш (10633 ф.), с которого по долине р. Кыртык-су спускается в Урусбиево. От Кисловодска до Урусбиева пути верхом 2,5 дня, пешком 4 дня. От р. Баксана по ущелью р. Адыла на расстоянии около 4 верст и затем на 4 версты по ущелью ее левого притока р. Шехельды идет весьма неудобная и даже из-за падающих лавин опасная пешеходная тропа к леднику Шехельды (на пятиверстной карте — Чатын-тау). Абих, Грове и др. путешественники были поражены необычайно диким и грандиозным видом этого ущелья. По дну с оглушительным ревом несется мутный поток. Поверхность ледника на протяжении 7 верст почти вся засыпана толстым слоем камней и щебня от обрушившейся в шестидесятых годах и совершено раздробившейся высокой скалистой горы. Путь к леднику в оба конца — часов 5-6.
Величественная гора Кавказа — Эльбрус — стоит совершено отдельно, примыкая юго-юго западным своим склоном к Главному Кавказскому хребту. Он имеет вид широкого конуса, оканчивающегося двумя также конусообразными вершинами; западно-северо-западной высотою 18470 фут. (5629 м) и востоко-юго-восточной высотою 18347 фут. (5593 м) с расстоянием в 1,25 версты между их осями. Седловина при слиянии конусов приходится на высоте 17451 фут. Эльбрус одет сплошным снежным покровом, из под которого кое-где выступают камни и скалистые гребни. С него спускаются 12 ледников. Эльбрус представляет давно потухший вулкан, но сравнительно с Кавказским хребтом недавнего происхождения.
Основанием Эльбрусу служат древние породы, те же, что и Кавказскому хребту, а верхняя часть состоит из изверженных пород позднейшего происхождения. Очень возможно, что и теперь еще Эльбрус испытывает вулканические сотрясения. 6 октября 1900 г. утром темя его восточной стороны было без снежного покрова, и на конусе появились на одном уровне два черных пятна, от которых тянулись вниз две линии от сорвавшихся и ползущихся вниз скал.
7-го октября следы этой картины были снова занесены снегом (изв. Кавказ. отд. т. XII). Склоны Эльбруса не круты, а посему восхождение возможно со всех сторон и сравнительно с восхождением на некоторые другие вершины Кавказа технических затруднений не предоставляет. Первая попытка восхождения на Эльбрус была сделана академиком Ленцем, который из лагеря генерала Эммануеля 10 июля 1829 г. поднялся по северному склону до высоты 17500 фут., а сопровождавший его кабардинец Хиллар поднялся несколько выше. На западную вершину (18470 фут) восходили: 1).16 июля 1874 г. англичане Грове, Уокер и Гардинер;2).8 августа 1884 г. венгерец Деши; 3). В 1889 г. итальянец Селла, сделавший с высоты 16500 фут. замечательный фотографический снимок Кавказского хребта; 4). В 1889 г. англичанин Уоллей; 5).31 июля 1890 г. военный топограф А. В. Пастухов, снявший план вершины Эльбруса; 6). В августе 1891 г. немцы Мерцбахер и Пурчелер; 7). 29 августа 1896 г. снова Пастухов; 8).12 августа 1903 г. немцы Пфан и Дистель. На восточную вершину (18347 фут.) взошли 19 июля 1868 г. англичане Фрешфильд, Мур и Тукер. Уоллей взошел по северо-восточному склону из долины р.Кыртык-су, а остальные восходили по южному склону из долины Баксана. Затем поднимались на разные высоты следующие лица, описавшие свои восхождения: 1) в 1865г. Г. И. Радзе по западному склону до высоты 14300 фут.; 2) в 1897 г. Н. Я. Динник, по сев. склону до высоты 15000 ф. 3) в 1881 г. профессор И. В. Мушкетов, Н. Я. Динник и кн. Измаил Урусбиев с ледника Азау до высоты 15330 фут.; 4) 24 августа 1885 г. Д. М. Иванов с юга до высоты 15340 фут.; 5)15 августа 1888 г. с юга до высоты 17150 фут. военный топограф К. М. Голомбиевский, производивший 12 дней съемку на Эльбрусе; 6) 12 августа 1888 г. Голомбиевский и бар. Унгерн-Штернберг от перевала Прик-чат-кара поднялись на седловину (высота 17451 фут.) и спустились к Терскому; 7)12 августа 1896 г. с юга восходил на восточную вершину до высоты 18000 фут. В. Э. Новицкий. 8) 21 августа 1898 г. с юга на седловину до высоты 17500 фут. Н. В. Поггенполь.
С Эльбруса между долинами р.р Терскол и Гарабаши (ледник Гарабаши и речка, вытекающая из-под него, находятся к западу от ледника Терскол) спускается в южном и юго-восточном направлении высокий горный отрог, по которому удобнее всего восходить на Эльбрус. От выселка Терскол (или кош Азау), расположенного на высоте 6995 фут. на р. Терскол близ слияния с р. Азау, подъем без тропы идет по южному склону отрога в средней части лесом, причем перед выходом на площадку гребня (высота 9283 фут.) подъем затруднителен, т. к. на некотором протяжении идет по осыпи и крут. Далее путь идет по альпийским лугам вдоль гребня и на высоте 11081 фут. проходит через довольно обширную котловину. Снеговое поле начинается на высоте около 12300 фут. Пути до котловины часов 6-7 и далее до снегового поля часа 1,5-2. До котловины можно доехать верхом, местами спешиваясь. С верхней части отрога замечательно красив и величествен вид на Кавказский хребет, причем особенно выделяется Ушба. Интересен также вид на вершины Эльбруса, которые кажутся совсем близко. Далее по снеговым полям нужно подниматься, обходя трещины, сначала в северо-западном направлении к первой группе скал (на высоте 13461 фут ) и от нее в северном направлении по фирновой твердой полуледяной поверхности. На высоте около 14000 фут. выдается меньшая группа скал. От нее ледяной склон делается весьма крутым и приходится одевать кошки, а местами даже вырубать ступеньки. На высоте 16590 фут. находится нижняя оконечность группы скал, спускающейся с восточной вершины. Отсюда с седловины крутой подъем в северо-западном направлении. Перейдя седловину с юга на север, нужно восходить на западную вершину по более пологому ее северо-восточному склону. По этому пути наименее продолжительные подъемы от снеговой линии совершили: Грове на западную вершину 9 час. 40 мин., спуск 4 часа; Фрешфильд на восточную вершину 8 час. 15 мин., спуск 4 часа. Ночевать при восхождении на вершину лучше не в котловине, а повыше на площадке у снегового поля. Лучшее время для восхождения — конец июля и начало августа. Проводников, носильщиков и лошадей можно найти в с. Урусбиеве, где князья Урусбиевы всегда оказывали путешественникам гостеприимство и содействие. В. О. Новицкого сопровождал Хаджумар Лихов из Кармова, а Н. В. Поггенполя — Молай Терболазов, Аппай Ахкобеков и Исса Казаков из сел. Урусбиева.
Литература. Известия Император. Русского Географич. общ. т. 18 за 1892 г. проф. Мушкетов. Геологическая поездка на Кавказ в 1881 г. — Эльбрус и его ледники. т. 20 за 1884 г. Иванов Д. Л. — Восхождение на Эльбрус 1884 г. т. 35 за 1899 г. — Погенполь Н.В. — К вопросу об устройстве горной метеорологической станции на склонах Эльбруса и о восхождении, предпринятом с этою целью на седловину Эльбруса в 1898 г. т. 39 за 1903 г. вып. II —Новицкий В. Ф. — В горах Кавказа. — Три поездки в окрестности Эльбруса в 1896 г. — Кисловодск, Бермамыт, Урусбиево; восхождение на Эльбрус; одежда и снаряжение.
Записки Кавказ. отд. Импер. Рус. Геогр. общ. кн. 13 за 1884 г. Динник, Н. Я. — Горы и ущелья Терской области.—Путешествие 1881 г. I. Нальчик—Тубенель; ледники Безинги и Мижирги. II. Чегем; ущелье Джилки-су; Урусбиево. III. Ледник Азау; восхождение на Эльбрус. IV. Ущелья Адыла и Шехильды. Кн. 15 за 1893 г. — Пастухов А. В.— Восхождение на Эльбрус 13 июля 1990 г. — Перевал Донгуз-Орун; восхождение от Терскола. Приложен план вершин, составленный автором.
Известия Кавказ. отд. Импер. Русск. Географ. общ. т. 6 за 1880 г. Динник Н. Я.— Эльбрус, его отроги и ущелья. — Вверх по реке Хурзуку; истоки Малки; восхождение по северн. склону Эльбруса. т. 16 за 1903 г. Голомбиевский К. М. — попытка восхождения на Эльбрус в 1887-88 г. и топография горы и окрестностей. Автор производил съемку этого района. Грове К.— Холодный Кавказ.— Издание 1879 г. Ильина, ц. 1 руб. — Описание путешествия автора в 1874 г. по горам Центрального Кавказа (первым взошел на высшую точку Эльбруса).
Что необходимо иметь и знать экскурсанту
Никто не может отрицать того, что приятно путешествовать в местности, где есть в большинстве случаев удобные и дешевые пути сообщений и благоустроенные места для остановок. К сожалению, надо сказать, что наш край этого еще не достиг. В Терской области, за исключением четырех разработанных проездных путей, остальные едва проходимы верхом. Поэтому, собираясь в путешествие, крайне необходимо строго обсудить предварительно, с какими путями сообщения придется иметь дело и по какой местности придется проходить, т. е. населенной или нет, лесной или безлесной, скалистой или снеговой, а затем уже сделать строгий расчет количества провианта и предметов необходимого снаряжения.
Вполне приспособленным снаряжением может располагать или специальное туристическое общество, или лица с материальными средствами.
При отсутствии же этого экскурсии могут быть устраиваемы на товарищеских началах вскладчину деньгами и совместной нравственной и физической помощью.
Вообще запас собственных необходимых предметов снаряжения и некоторая опытность в применении их составляют большие удобства в путешествии.
Затем в путешествии все работы, касающиеся личного удобства каждого экскурсанта, как-то: разбивка палатки, устройство постели, умывание, подача пищи и тому подобное должны исполняться самими или нанять для этого особого человека.
Для большей обеспеченности успеха экскурсии и благоустройства может быть приглашен платный руководитель, обязанный приискать перевозочные средства, сделать запас провизии, указывать дорогу, объяснять и указывать встречающиеся на пути достопримечательности, поддерживать во время пути общий порядок, приискивать на пути место для ночлега.
В отношении порядка движения и остановок все участники экскурсии должны согласоваться с указаниями руководится экскурсии; отступления от намеченного маршрута можно делать только с общего согласия всех участников. Для путешествия по горам Терской области не требуется никакого постороннего содействия или особой охраны, т. к. даже без всякой рекомендации любезная местная администрация всегда и всеми средствами готова помочь путешествующим. Опасности от местных жителей для туриста нет никакой, почему нет особенной надобности и в оружии, каковое, напротив, при незнании языка и местных нравов населения может послужить во вред.
При недостатке продовольствия можно почти во всех селениях достать пшеничных или крупчатых лепешек, молока, яиц, курицу, баранину, картофель, сыр.
На горных пастбищах у пастухов можно достать полезное и приятное на вкус кислое молоко и кефир. Особенных специальных горных проводников в области пока нет, за исключением братьев Безуртановых, живущих в Гвилетской будке, на Военно-Грузинской дороге, каковые снабжены от Русского Горного Общества проводническими книжками.
Местные жители, как хорошие ходоки, всегда могут заменить проводников в горных местностях, но для экскурсий в ледниковой полосе они не подготовлены. Верховых лошадей можно найти во всех селениях и хуторах за 1 руб. 50 или 2 руб. в сутки за лошадь и человека.
Местные жители часто путают географические названия, почему необходимо в дороге еще обращаться к одноверстной карте, которая лучше укажет тропы. Без проводника возможно идти, пока не выйдешь из области долин; при переходах же через перевалы всегда необходимо иметь опытных местных проводников, т. к. на пастбищах, в осыпях и среди скал тропы или скрываются, или бывают едва заметны.
Лучшее время для путешествия с половины мая до сентября.
Из предметов снаряжения вообще необходимы:
I. Предметы, общие для всех экскурсантов
Двухскатная палатка, небольшой топорик, складной фонарь (вместо стекол - слюда) и запас свечей к нему, металлический чайник, керосиновая кухня Грец или спиртовка, посуда с запасом керосина, дорожная аптечка, для укладки вещей специально хуржиновые и непромокаемые мешки (носить удобно на плечах и на седле), дорожная чернильница и письменные принадлежности, кофе, чай, сахар, мятные лепешки, колбаса, сыр, соль, крупа, вермишель, сухой бульон и овощи — все по возможности в жестянках. Бурки, резиновые надувные подушки, глубокие тарелки или чашки, ложки.
Необходимо иметь запас веревок и при раскладке и укладке вещей иметь тщательное наблюдение, т. к. или могут растащить, или же испортиться в дороге.
II. Предметы, частные на самом экскурсанте
Плащ дождевой и металлическая кружка на поясе экскурсанта. Бутылка алюминиевая на перевязи, бинокль (лучше всего Цейса), компас, барометр-анероид в футляре, сумка с географическими картами и циркуль-брелок, перочинный нож, иголки, нитки, часы, спички, палка для путешествия от 2 до 2,5 арш. с острым железным наконечником внизу, фотографический аппарат, сачок для ловли бабочек (складной и навинчивающийся на альпеншток, коробка для насекомых, папка для сбора растений и для любителя охотника-зоолога — ружье. Предметы эти распределяются между товарищами или выбираются из них самые необходимые, а некоторую часть из них можно уложить в плечевой мешок.
Кроме сего каждому экскурсанту, а в особенности идущему к снеговой линии и по ледникам, крайне необходимо иметь костюм из шерстяной материи. Удобным фасоном можно считать такой: куртка однобортная, с отложным воротником, двумя карманами на груди и боках. Вместо кушака опоясываются носильным ремнем дождевого плаща, каковой помещается сзади. Рубашка должна быть непременно из фланели с длинными рукавами и отложным воротником. Чулки шерстяные, шаровары просторные и не стесняющие шага. Поверх чулок и шаровар одевать по местному туземному типу ноговицы из толстой шертяной материи с подвязками ниже колен. Обувь из ботинок на шнурках, из толстой кожи, с толстою подошвою, обитою по краям и по каблуку гвоздями. Избегать сапог с голенищами. Для ходьбы по скалам или снеговому полю вполне пригодны туземные поршни из сыромятной кожи с плетеными подошвами (по-осетински «арчитэ», по-ингушески — «хульчи»). Фуражка с козырьком или туземная войлочная шляпа. Бурка, пальто или плед. Перчатки теплые со всеми пальцами.
Палки (альпеншток - alpenistock). Для подъема на ледники необходим ледоруб в форме кирки, для вырубания ступенек, причем один конец такого железного молотка длинный и острый с зубцами на нижней стороне, а другой широкий, плоский и острый. Молоток этот насаживается на палку ниже альпенштока и толще его. Очки для путешествия по снегам из простых синих или дымчатых стекол с сетками. При восхождении весьма необходима веревка, лучше - из манильского троса и не витая, а тканая. Длина веревки должна быть рассчитана по числу путешественников и так, чтобы веревкой было обвязано не более 4 человек и чтобы между ними было расстояние не менее как в 1,5-2 сажени. Обвязываться следует в 2 обхвата вокруг талии, но так, чтобы не делать петли. При подъеме веревка должна находиться с той же стороны, с которой находится пропасть, в других же случаях она не нужна. По крутым склонам фирна и по льду очень полезны кошки. При переходе через снежные или ледниковые завалы нужно стараться выходить как можно раньше, пока не размок снег от солнечной теплоты.
Техника хождения по горам может быть изучена только практически, под руководством опытного туриста или проводника. В общем нужно стараться сохранять силы, для чего не лезут прямо на крутизну, а с небольшой передышкой идти зигзагами по склону и стараться при подъеме по травянистому или снежному склону ставить ногу боком, опираясь на правые или левые края подошвы и каблука, занося альпеншток в сторону. При спуске же по мокрому, глинистому, травянистому и снежному склону, крепко опираться на каблук, занося альпеншток вперед.
Вся техника хождения по фирнам состоит в уменье избегать скрытых под снегом трещин, весьма опасных — в особенности бергшрундов — концентрического ряда трещин на месте перегиба снежного поля или вдоль скал. В таких случаях впереди идущий непременно должен палкой ощупывать толщину снежного покрова.
Если на глубине одного или двух футов палка встретит твердый снег, то опасности провала нет. Если она входит глубоко, то это доказывает мягкость снежного покрова и нужно быть настороже. Если войдет вся палка, то это является доказательством присутствия трещин. Тогда нужно свернуть в сторону и искать проход в другом месте. Иногда под наружно гладким фирном находится целая сеть скрытых трещин. В таких местах веревка необходима. Когда впереди идущий ощупывает глубину снега, все остальные туристы стоят на месте, поддерживая его натянутой веревкой.
При падении в трещину кого-либо остальным не бросаться вперед, а натянуть веревку, глубоко воткнув палку в снег, обмотать вокруг нее конец веревки и тогда лишь осторожно подойти к краю трещины, помочь упавшему выйти на поверхность. В ледопадах остерегаться обвалов и потому не проходить там, где видны упавшие глыбы льда, и поблизости больших ледяных игл. Не входить никогда в ледяные гроты, из которых вытекают потоки. Переходы через снежные мосты с одного края трещины на другой весьма опасны; возможны только при наличии веревки. Следует всегда опасаться при переходе обвала, и потому переходящего через такой мост остальные должны держать на натянутой веревке. Другой опасностью бывают обвалы целых снежных склонов, когда светлый снег лежит на крутой мерзлой поверхности старого снега, не образовывая с ним одной компактной массы, что бывает всегда после снегопада. Избегать в таких случаях переходить поперек через склон, т. к. образование лавины почти неминуемо: разрезанный туристами снежный склон должен соскользнуть в обрыв.
Если по характеру местности необходимо перейти через подобный склон, то нужно иметь в виду возможность катастрофы. Все меры предосторожности должны быть приняты: вбивать топор в край склона, обмотать вокруг его древка один конец веревки и идти по очереди, выпуская веревку по мере того, как турист уходит на всю ее длину.
В местности вершин встречаются очень опасные места: те, где ветер образует под гребнями снежные карнизы. Держаться от них всегда возможно дальше и прежде чем пройти — рядом ощупать палкой. При сильной денутации скал следует опасаться падения камней, особенно в известняках и шиферах. Никогда не бросать камней в пропасть и не следить за их полетом во избежание головокружения. При выборе места для ночлега избегать склонов, с которых могут падать камни.
Горные клубы и общества в России
Кавказское горное общество в Пятигорске. Открыто 18 апреля 1903 г. Правление в Пятигорске. Устраиваются ближние и дальние экскурсии с платным руководителем. Для восхождений на снежные вершины и перевалы имеется комплект альпинистического снаряжения, выписанного из Швейцарии.
Кавказский горный клуб. Открыт 24 авг. 1902 г. Местопребывание клуба зимою в С.-Петербурге (бюро клуба), а в остальное время в Сочи (правление клуба). Для туристов при содействии клуба и членов имеется квартира в Красной Поляне. У перевала Псеатхо выстроен барак. Клубом организуются экскурсии в Сочи из Красной Поляны и из Гагр.
Крымско-Кавказский горный клуб. Открыт 6 мая 1890 г. Имеет 5 отделений. Всех членов более 700. Устраиваются экскурсии в Крым и на Кавказ. Правление клуба находится в Одессе, адрес : Городской сад, Крымский Горный клуб.
Отделения клуба: Ялтинское — Правление в Ялте в собств. доме на набережной. Севастопольское, Екатеринославское, Гагринское и Бессарабское (в Кишиневе).
Русское горное общество. Открыто 23 апреля 1901 г. Правление в Москве (Обухов пер., д. № 6). Для облегчения восхождения на Казбек выстроена «Ермоловская» хижина-приют на хребте Барт-корт.
Альпийские клубы за границей (наиболее значительные) основаны: Лондонский в 1857 г.; Австрийский (в Вене) и Итальянский (в Турине) в 1862 г.; Швейцарский в 1863 г.; Немецкий (в Мюнхене) в 1869 г.; Французский (в Париже) в 1874 г. В 1872 г. Немецкий и Австрийский клубы образовали соединенный клуб, насчитывающий до 50000 членов; остальные же перечисленные клубы имеют все вместе до 30000 членов. Средства этих клубов значительны, а деятельность обширна и разнообразна. На всех трудно доступных вершинах Кавказа побывали лишь иностранцы, мы же, владетели Кавказа, лишь смотрим на эти вершины пока издали.