Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
О. Базиленко
Зимний пешеходный переход «Москва-Новосибирск»
Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Общие сведения
Зимний пешеходный переход от Москвы до Новосибирска - это один из участков, по которому совершила прохождение Российско-Американская экспедиция с ноября 1993 г. по март 1994 г.
Старт Российско-Американской экспедиции «Пешком по России» состоялся в Выборге в августе 1993 г., а ее завершение планировалось на февраль 1995 г. во Владивостоке. Всего по территории России планировалось пройти без использования моторных и колесных средств передвижения около 11 тысяч километров.
Пересечение России пешком с запада на восток - это часть пешеходного кругосветного путешествия американца Тома Стоуна, начатого им 1 апреля 1992 г. в родном городе Памфорт, штат Вермонт. За шесть лет американец планирует посетить более 40 стран и преодолеть расстояние около 45 тысяч километров.
Том Стоун - четвертый человек в мире, решивший совершить пешеходное кругосветное путешествие, и первый, включивший в свой маршрут Россию.
Специфика экспедиции. Ее цели и задачи
Следует сразу уточнить, что основная и цель, и задача сводятся к тому, чтобы за самый короткий и возможный срок, избегая криминальных инцидентов, пересечь Россию с Запада на Восток от Выборга до Владивостока с наименьшими финансовыми потерями. Это главное. По мере возможности и желания американский гражданин общается с местным населением, в основном с жителями небольших городков и деревень, и через общение, составляя для себя понятие о России, о ее культурных ценностях, ее людях, в конце концов, о том, чем живет и дышит Россия, сравнивая ее с другими странами.
И такой подход заслуживает уважения, ведь посетив только несколько городов по туристической путевке, невозможно составить полного объективного представления о стране. Том Стоун пересечет Россию за 19 месяцев. Любой коренной житель не знает о ней столько, сколько узнает он.
Совершенно очевидно, что американец способен пересечь Россию без какой-либо поддержки, даже не владея русским языком, но слишком мало он тогда узнает о ней. Поэтому был выбран вариант Российско-Американской экспедиции с двумя сопровождающими: менеджером и переводчиком. Состав был оптимальным. Теоретически количество участников может отличаться от данного примера. В каждом конкретном случае это надо рассматривать отдельно.
Автономность экспедиции
Экспедиция автономна. Прохождение маршрута рассчитано только на силы и возможности участников. Отсутствует сопровождение автотранспортом или группой поддержки. Снаряжение, питание и все необходимое для жизни и движения находится у участников экспедиции. Замена зимнего снаряжения на летнее и наоборот осуществляется путем пересылок через местные отделения связи.
Однако, в целях экономии денежных средств, менеджер экспедиции в ряде случаев взаимодействовал с представителями местной власти, и там, где это было возможно, экспедиция получала поддержку. Заключалась она в помощи при организации ночлегов и питания.
Физическая и психическая подготовка
Технических сложностей на маршруте нет. В отличие от путешествия в лесу, в горах или по воде, где необходимо не только преодолевать расстояние, но и уметь наводить переправы, пересекать болота, преодолевать горные трещины, то есть обладать определенным количеством знаний и навыков, - здесь в этом необходимости нет. Достаточно уметь и знать то, что не выходит за рамки средней трудности трехнедельного путешествия, но при этом обладать достаточной выносливостью, стойкостью к монотонной ходьбе и уметь организовывать ночлег на морозе.
На мой взгляд, больший акцент надо делать на психологическую подготовку участников перехода. Прежде всего человек должен уметь подолгу находиться вдали от дома и не испытывать от этого дискомфорта, ибо если присутствует ностальгия хотя бы у одного из участников, то отражается это на всей группе. Кроме того, если такая ситуация возникает, участники должны уметь нейтрализовать ее, обладать навыками психологических игровых ситуаций, в результате которых бессознательную проблему или необъяснимое беспокойство вывести на сознательный уровень, понять и, по возможности, устранить причину.
Участники перехода должны уметь помогать друг другу и относиться друг к другу снисходительно и лояльно. Тяжело бывает в любом путешествии, но в обычных и непродолжительных походах возникающую неприязнь можно перетерпеть. Здесь этого сделать нельзя. Даже при общении с местным населением участники все равно замкнуты сами на себя. Поэтому каждый должен быть уверен в том, с кем он идет, т.е. люди должны хорошо знать друг друга, и когда будет трудно - быть готовыми помочь.
Считаю, что опыт и возраст участников должен быть примерно одинаковым, ибо тогда уже изначально все равны. А одинаковый возраст - это, хотя и условно, но все-таки равноценный по объему жизненный опыт, а значит, примерно одинаковые представления о жизненных ценностях. В любом случае вопрос о психологической совместимости должен выясняться при формировании группы до путешествия.
Невзирая на активную физическую деятельность, дискомфорт, холод и утомляемость, отсутствие полноценного общения с женщиной все-таки ощущалось, что тоже является психологической проблемой. Какие-либо рекомендации на этот счет давать достаточно сложно, ибо каждый решает эту проблему для себя по-своему, кроме того, существует достаточное количество литературы, в которой есть информация по этому вопросу.
Для меня главным являлось, прежде всего, избавиться от воображения. Прилагая усилия, вытеснить из памяти навязчивые, но бесполезные зрительные воспоминания и на их место поставить любые другие, даже, может быть, не связанные между собой. Т.е. образовавшийся вакуум заполнить различными отвлеченными воспоминаниями. Так, например, мысленное возвращение в горы, где вид только одних пятитысячников уже завораживает, не говоря о крутых отвесных ледниках, глубоких трещинах, высоких водопадах и сказочном сосновом лесе. Речь идет, в том числе и о положительных эмоциях.
Вполне возможны другие способы. Например, аутотренинг, но в любом случае проблема должна быть решена, ибо ретирование лишь оттягивает по времени и усугубляет ее.
Считаю, что перед выходом в такое длительное путешествие с группой должен работать психолог, а если это возможно, быть в составе группы на маршруте.
Специфика снаряжения
В целом личное снаряжение участников перехода ничем не отличалось от обычной экипировки путешественника. Использование изделий из полартека доказало их практичность и удобство: теплозащитой, легкостью по весу и быстрым испарением влаги с ткани. Две куртки из полартека заменяли два свитера: вязаный и шерстяной, но при этом выигрывали и по весу и по универсальности (возможность расстегнуть при избыточном тепле, и наоборот).
Удобным и комфортным является также использование шапочки из полартека, сшитой таким образом, что открытым остается только лицо. Голова, уши, шея и, если необходимо, подбородок - закрыты. Шапочка очень легкая и малообъемная, и с надетой на нее обычно шерстяной шапкой, достигается комфорт и тепло.
Тонкие перчатки и рукавицы (обшиты непромокаемой тканью) из полартека - еще один способ достижения тепла при снижении веса снаряжения.
И при сильном ветре, и при сильном морозе удобным оказалось использование капюшона, по форме повторяющего капюшон на куртке типа «Аляска». Вытянутая вперед «труба» защищает лицо. Кроме того, от собственного дыхания создается теплый микроклимат.
Учитывая специфику: большие расстояния, сезон и месторасположение - зима в Сибири, и характер покрытия - асфальтированные или грунтовые дороги, - все это говорит о трудностях в выборе обуви. Самыми практичными, хотя и не на столько надежными, оказались ботинки фирмы «Симод» или похожие на них тем, что у них высокая теплоизоляционная подошва, теплая внутренняя отделка, мягкость, что сводит до минимума повреждение ног даже при ежедневной длительной ходьбе, и относительная легкость. После третьего месяца ходьбы ботинки изнашиваются.
Для ночлегов удобным и теплым был комплект из двух спальников. Внутренний - синтепоновый. Внешний - пуховый. Здесь - и комфорт, и универсальность применения. Из личного снаряжения трехслойная пуховка также являлась средством защиты от мороза.
Из общественного снаряжения - палатка с тентом, примус с бензином, 2 котелка, топор - и ничего более.
Вес рюкзака вместе с продуктами - до 25 килограммов.
Специфика движения
Движение осуществлялось только в дневное время. Выход на маршрут, как правило, не позднее 10.00. После 16. 00 - выбор места для ночевки, и завершение маршрута в интервале 16.00-18.00.
Движение было в основном по трассам навстречу идущему транспорту. За дневной переход преодолевалось расстояние от 25 до 40 километров, но не менее 200 километров в неделю.
В течение почти всего пятимесячного перехода негативным психологическим воздействием являлся повышенный и резкий шум от автотранспорта. Особенно на участке Москва - Уфа: узкие дороги и их перегруженность, и Уфа - Челябинск: узкая дорога с многочисленными подъемами и спусками, проходящая через Южный Урал.
Еще одним неблагоприятным явлением были выхлопные газы. Влияние было скорее психологическое. В отдельных случаях снижалась и работоспособность, и тонус, но нарушений в деятельности организма не ощущалось.
В случаях, когда ветер с трассы дул на нас, можно было перейти на другую сторону дороги и продолжить движение по ходу автотранспорта. Но приближающийся шум из-за спины и невозможность визуального контроля за тем, на каком расстоянии от нас проедет машина, кроме того, неширокая обочина дороги или глубокий снег, не позволяющий отойти на максимально безопасное расстояние, - все это имело психологическое воздействие более сильное, чем сами выхлопные газы, и после нескольких попыток мы отказались от подобного движения.
За пять месяцев перехода на маршруте только один раз осуществлялась проверка документов милицией. Все остальное время движение было беспрепятственно и свободно.
Музыка в дороге
...Черный асфальт, белые поля, темный лес, пасмурное небо, убогие постройки; шаг за шагом, километр за километром, день за днем - дорога монотонна. Можно заполнить себя мыслями, тогда все окружающее станет незаметным, малозначимым, но, на мой взгляд, лучшее решение этой проблемы - музыка в дороге. Когда играет ритмичная, быстрая или веселая мелодия - незаметно для себя самого ускоряешь шаг, поднимается настроение, забываешь об усталости и, контролируя обстановку на дороге, быстро идешь, не замечая веса рюкзака. Записана музыка была на микрокассетах, а также был в наличии радиоприемник.
Общее состояние здоровья на маршруте. Часовые пояса
Проблем с физическим здоровьем на маршруте не возникало. Невзирая на сильный мороз (во время переходов он достигал -40°С), ни один из участников не получил обморожения. Ночевки в это время организовывались в деревенских домах.
В первые две недели движения возникали трудности из-за плохой обуви, после чего обувь была заменена и проблема снята.
Эффективной защитой от холода являлось хорошее снаряжение. Кроме того, отсутствие пассивного поведения на морозе и неупотребление алкоголя, что соответствует сохранению контроля над собой и происходящим вокруг; опыт прошлых зимних переходов и участие в горных походах, - все это позволяло мне приспособиться к холодным условиям существования и выполнять необходимые функции, направленные на обеспечение жизнедеятельности и поддержание общего тонуса. Пересечение часовых поясов никаким образом не сказывалось на здоровье и режиме движения, т.к. было плавным и незаметным.
Питание на маршруте
Маршрут экспедиции проходил по трассам с достаточной плотностью населенных пунктов, отстоящих друг от друга не более чем на 40 километров. Это позволяло закупать продуктов на 2-3 дня и тем самым максимально снижать вес рюкзака, не уменьшая суточный рацион. В пищу потреблялись самые обычные, традиционные продукты питания. Никаких высококалорийных или особенных концентрированных продуктов в рационе не было. Кроме того, мы не испытывали потребности в них.
Режим питания был таковым: 08.00-08.30 - плотный завтрак, 18.00-19.00 - плотный ужин. Обед на маршруте занимал не менее полутора часов, что являлось потерей времени, и как следствие - снижение суточной нормы перехода, и поэтому не использовался.
Вместо обеда, как правило, на восемнадцатом или двадцатом километре ходьбы - чай из термоса и шоколад «Сникерс». Этого было вполне достаточно, чтобы пройти еще 10-15 километров, не испытывая голода.
Топографическая документация
При работе с топографическим материалом применялись два измерительных инструмента: курвиметр и линейка.
В качестве обзорных использовались карты масштаба 1:500000. Для ориентирования на маршруте удобными были карты масштаба 1:200000 или кроки по нитке маршрута, но к сожалению их не было в достаточном количестве, из-за чего возникали определенные трудности, постольку поскольку карты масштаба 1:500000 не всегда отображали мелкие селения, а движение экспедиции в сильный мороз было ориентировано как раз на эти селения и деревни.
Следует отметить также частую погрешность в расстановке дорожных километровых столбов, особенно на второстепенных дорогах. Имея хорошую карту, на них вообще не стоит обращать внимания. А указатели с километражом до городов и других населенных пунктов, расположенных справа и слева от дороги - чисто условные цифры. Местное население ориентируется только по этим указателям и спидометрам (счетчикам километров) машин. Поэтому совершающим подобный переход следует осторожно относиться к их советам и рекомендациям.
Криминогенная обстановка
За пять месяцев перехода не было ни одного инцидента или каких-либо предпосылок посягательства на наше снаряжение или жизнь. Кроме того, участники экспедиции не имели никаких специальных средств защиты.
Считаю, что это является упущением, и наличие безопасной, но эффективной, разрешенной законом, защиты, все-таки необходимо. Возможно, чисто с психологической точки зрения.
Гигиена
Как таковой, проблемы с чистотой не возникало. А когда это становилось актуальным - выход находили, обращаясь к местному населению, и почти всегда получали поддержку и помощь.
Маршрут «Москва - Новосибирск»
Общее представление о том, каким образом было преодолено расстояние от Москвы до Новосибирска, можно получить, проследив движение экспедиции по следующим городам и поселкам городского типа:
Москва - Ногинск - Покров - Петушки - Лакинск - Владимир - Ковров - Вязники - Гороховец - Дзержинск -Нижний Новгород - Котово - Лысково - Ядрин - Шумерля -Ульяновск - Димитровград - Октябрьский - Уфа - п.г.т. Иглино - Аша - Бакал - Сатка - Златоуст - Миасс - Чебаркуль - Челябинск - п.г.т. Щучье - п.г.т. Шумиха - Курган - Тюмень - Ялуторовск - Заводоуковск - п.г.т. Голышманово - Ишим - Тюкалинск - п.г.т. Любинский - Омск - с. Усть - Тарка - Куйбышев - Каргат - Чулым - п.г.т. Коченево - Новосибирск.
Некоторые исторические и культурные ценности на маршруте
Прежде всего, очевидный интерес представляют собой города Золотого Кольца России: Владимир, Суздаль. В деревне Боголюбове Владимирской области - знаменитая церковь Покрова-на-Нерли. В Нижнем Новгороде представляет интерес Кремль, а также вид на «стрелку» - впадение реки Оки в реку Волгу. В Москве музей Ленина закрыт, а вот в Ульяновске еще функционирует. В городе Сатка Челябинской области интересен минералогический музей. Новосибирск - географический центр России. В городе на этот центр указывает небольшая, но красивая церковь.
Впечатления от экспедиции
...Русский человек всегда славился гостеприимством. Но в больших городах и индустриальных центрах это становится малозаметно на фоне общей нервозности и взаимного недоверия, что нельзя сказать о российской глубинке, где люди спокойно живут в деревянных убогих домах и считают роскошью, если колодец расположен рядом с домом, а не на соседней улице.
Но есть у этих людей то бесценное качество, которое жители больших городов постепенно, но уверенно утрачивают. Это качество нельзя купить, его нельзя взять в долг, оно воспитывается с детства и называется - доброта.
У этих людей мозолистые руки. Они, как и прежде, от утренней до вечерней темноты работают и получают мизер. Они неприхотливы и не жадны. Они не вовлечены в политику, потому что у них нет времени на пустые разговоры и бесполезные споры. Эти люди делятся последним куском хлеба, и хотя эта фраза давно затерта, для меня она во время перехода обрела острый смысл. Люди доставали последний кусок сахара, но не потому, что с нами американец, а потому что мы - гости.
Люди удивлялись нашему поступку. Они не понимали, как можно дойти до них пешком от Москвы, а тем более от Америки. Встречая с мороза, люди принимали нас, как героев, но каждый раз в беседе мы старались объяснить, что мы точно такие же, как и они, и даже немного хуже. Мы, в свою очередь, удивлялись их открытости и гостеприимству.
Мнения людей были разные. Кто-то завидовал, кто-то не понимал нас, кто-то искренне радовался нашему приходу и был готов помочь нам. Прежде всего, тепло относились к нам люди, живущие в Сибири. Тенденция была такова: чем дальше от Москвы, тем добрее и гостеприимнее люди. Очень хорошие впечатления от общения с людьми остались в Челябинской области, да и вообще, после пересечения Уральских гор теплые встречи нас ожидали в Курганской и Тюменской, Омской и Новосибирской областях.
А вот негативное впечатление осталось от прохождения по территории Чувашии: казенная показуха, перенасыщенные речи о дружбе чувашского и американского народа, чрезмерная помощь, переходящая в навязывание услуг, в общем, все признаки полной победы социализма.
Из положительных впечатлений особенно хочется отметить теплую встречу, которая была в городе Покрове Владимирской области в школе-интернате для умственно отсталых детей. Даже речь не о встрече, а о тех мыслях, которые возникали, пребывая там. Это дети, родители которых лишены прав на воспитание. В большинстве случаев из-за употребления спиртного. С самого рождения дети не получают опеки и тепла, более того, они все видят и запоминают. Они запоминают жестокость, а окружающий мир для них становится враждебным. Не для всех, но для кого-то эта озлобленность, психическая неуравновешенность останется надолго. Это трагедия.
Несколько слов по поводу спиртного. Эта проблема возникла неожиданно даже для нас. Там, где нам приходилось общаться с людьми - спиртное почти всегда было на столе. Если отказаться - обидятся. Если пить наравне - утром совершать маршрут будет весьма затруднительно, поэтому приятная встреча всегда сочеталась с поиском компромисса.