Антология экспедиционного очерка



Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Материалы по  Новосибирскому институту военных инженеров транспорта (НИВИТ). Рукопись. 1938 г.

«Шестеро отважных»

В 1938 году шесть студентов НИВИТа, все инструкторы альпинизма, под руководством Василия Голубовского провели зимнюю лыжную экспедицию на Тянь-Шане с восхождением на пик Комсомола и Талгарский пик.

В группу Василия Голубовского входили: Сергей Нагибин, Алексей Алесеев, Евгений Алексеев, Виктор Ефимовский, Петр Богданов.

В.С. Голубовский 26 июня 1941 года защитил диплом и в числе первых десяти добровольцев ушел на фронт и вскоре погиб.



Альпинист

 

Алексеев Алексей Павлович (1916-1968)

Производственная деятельность

1940 г. - окончил с отличием строительный факультет НИВИТа

1940-1942 гг. - главный инженер строительного участка на возведении железнодорожного вокзала в Новосибирске

1942-1943 гг. - начальник отдела Управления строительных работ Омской же­лезной дороги

1943-1948 гг. - главный инженер Управления строительно-восстановительных работ Белорусской железной дороги

1948-1950 гг. - управляющий строительным трестом Свердловской железной дороги

1950-1953 гг. - управляющий строительным трестом Юго-Западной железной дороги

1953-1955 гг. - слушатель Транспортной академии Министерства путей сообщения

1955-1963 гг. - главный инженер Управления железнодорожного строительства Поволжья и Юга Министерства транспортного строительства СССР

1957 г. - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

1963-1968 гг. - заведующий кафедрой «Строительство железных дорог» ВЗИИТа

1965 г. - присвоено ученое звание профессора

1966 г. - защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора

технических наук.

Под техническим руководством Алексея Павловича Алексеева построе­ны новые железнодорожные линии: Кинель - Безенчук, Дивное - Элиста, Минтабаево - Круглое Поле; вторые пути: Запорожье - Мелитополь - Симферо­поль, Кинель - Смышляевка - Безенчук, Киев - Фастов, Пенза - Рузаевка; электрифицированы линии: Караганда - Атбасар, Центр - Юг, Москва - Минск, дергач - Черусти, Вологда - Коноша.

Награжден орденом и 3 медалями СССР.

 

Алексеев Евгений Павлович (1913-1984)

Производственная и научная деятельность

1930 г - младший десятник на строительстве Турксиба (ст. Чокпар)

1931-1932 гг. – прораб на строительстве свинцового рудника Байджансай (Казахстан)

1932-1933 гг. - десятник на изысканиях железной дороги Рубцовск - Риддер 1933-1934 гг. - начальник отряда на изысканиях железной дороги Тайшет - Киренск (западный участок БАМа)

1934 г. - начальник отряда на изысканиях железной дороги Карталы - Акмолинск

1939 г. - слушатель 5-го курса НИВИТа - начальник изыскательской партии на изысканиях БАМ

1940 г. - окончил с отличием строительный факультет НИВИТа

1940-1941 гг. - начальник изыскательской партии на изысканиях железной дороги Янаул-Шадринск

1941-1943 гг. - начальник изыскательской партии на изысканиях железной дороги Сталинск (Новокузнецк) - Абакан

1943-1946 гг. - начальник экспедиции на изысканиях железной дороги Абакан - Тайшет

1946-1947 гг. - начальник экспедиции и главный инженер проекта на изысканиях же­лезной дороги Моинты - Чу (Казахстан)

 1947-1957 гг. - начальник экспедиции и главный инженер проекта железной дороги Ачинск - Абалаково

1957-1967 гг. - начальник экспедиции и главный инженер проекта железной дороги Абакан-Тайшет

 1962 г. - присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР»

1967 г. - начальник экспедиции и главный инженер проекта железной дороги

Анжерская - Барзас

1967 г. - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата техниче­ских наук

1969 г. - доцент Горьковского филиала Всесоюзного заочного института инже­неров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ)

1973 г. - награжден знаком «Почетный железнодорожник»

1976-1984 гг. - заместитель главного инженера управления строительства «Тюменстройпуть» на строительстве железных дорог Сургут - Уренгой - Ягель­ная.

 При непосредственном участии Евгения Павловича Алексеева запроектированы и сданы в постоянную эксплуатацию железные дороги Абакан - Тайшет, Моинты - Чу, Ачинск - Абалаково, Тюмень - Сургут.


Алексеев Е.П.

ПРЕЕМНИК КОШУРНИКОВА

В письме Кошурникова есть такие строчки: «С Илима вернулся 25 октября, а 1-го добрался до партии, для чего пришлось заночевать на сентухе (то есть в снегу - это для меня новое чалдонское слово)...

В ночь с 17-го на 18-е мы с Женькой Алексеевым опять ночевали на сентухе во время нашей рекогносцировки к истокам Киренги. В его от­ряде один рабочий отморозил ноги, а другой сбежал, а Женька остался один и мужественно перенес трудности...»

Молодому технику Алексееву в том 1932 году не было еще и 20 лет. После окончания института он вернулся к Михалычу (Александру Ми­хайловичу Кошурникову. - Примеч. сост.). Они работали вместе не­сколько лет. Кошурников часто поручал молодому коллеге решение трудных вопросов изыскания и проектирования трассы, поправлял в нужный момент, часто брал с собой на сложные маршруты обследова­ния.

«Всегда можно было восхищаться, с каким мастерством решал Алек­сандр Михайлович сложные инженерные задачи, - писал Алексеев, - с каким мужеством преодолевал трудности маршрута. Я настолько верил в его силы, что до сих пор не могу представить этого жизнерадостного, сильного и веселого человека вне жизни...».

Последний раз они работали вместе в 1942 году на дороге Сталинск (Новокузнецк) - Абакан. После отъезда Кошурникова на новую трассу Алексеев остался завершать работу.   

Через год, когда гибель трех героев-изыскателей стала суровым фак­том, Алексеев снова заменил Кошурникова, возглавив его экспедицию. С тех пор трасса Абакан - Тайшет стала главным делом Евгения Павловича.

Кошурников распланировал работу своей экспедиции таким образом, чтобы за один год решить вопрос, где пересечь почта 700-километровый барьер горных хребтов центральной части Восточных Саян. В его запи­сях Евгений Павлович нашел такие слова: «Немногочисленные экспеди­ции, которые проходили Центральные Саяны, всегда сопровождались человеческими жертвами - или на порогах при сплаве на плотах, или при переправах через реки, или же в горных обвалах и лавинах».

Наиболее суровым местом была долина реки Казыр, и обследование этого варианта Кошурников взял на себя. На остальных, также слабо щученных, участках вели обследования пять других изыскательских партий.

Результаты маршрута трех изыскателей, благодаря дневнику Алек­сандра Михайловича, сыграли решающую роль в итогах первых поисков. Стало ясно, что идти железной дорогой долиной Казыра технически чрезвычайно опасно.

На следующий год Алексеев посылает поисковую группу по долине Казыра. Учитывая опыт погибших первопроходцев категорически за­прещается спускаться по неизвестной реке на плотах.

Используя охотничьи и звериные тропы, изыскатели А.Г. Диев, Н.К. Несмелое и геолог В.П. Поллер «вьюком» несколько месяцев пересекали с востока горный массив Фигуристых и Агульских белков и вниз по те­чению Казыра прошли всю его долину. В результате и этот вариант был отклонен. Алексеев принимает решение обойти с севера покрытую веч­ными снегами наиболее возвышенную часть Восточных Саян. К этому времени работа изыскательских партий уже позволила в общих чертах наметить это направление. Трасса должна была выходить на Тайшет, ис­пользуя со стороны Абакана попутные долины рек Тубы, Казыра,  Джеби, Сисима, Крола, Маны, Анжи, Поймы, Туманшета, Бирюсы.

Нелегко было Евгению Павловичу принять такое решение. Он лучше других знал, как страстно желал Кошурников отстоять вариант на Нижнеудинск. Даже терпя бедствия в суровой долине Казыра, изыскатель все же искал технические решения и на страницах своего дневника доказы­вал возможность строительства дороги. А теперь его ближайший сорат­ник, его друг и преемник решает иначе. Результаты изысканий уже в се­редине сороковых годов наглядно доказали, что направление на Тайшет - единственно верное. И Евгений Павлович утвердил этот вариант.

Среднего роста, худощавый, Алексеев поражал невероятной целеустремленностью и силой воли. И не только в рабочей обстановке.

В 1966 году впервые среди изыскателей и проектировщиков Сибгипротранса проводились лыжные соревнования на приз имени A.M. Кошурникова. Вышел на лыжню и Евгений Павлович. Из-за большой про­изводственной нагрузки он давно не тренировался. Да и возраст сказы­вался - почти пятьдесят. Но Алексеев не сошел с дистанции, даже когда почувствовал, что ботинок натирает ногу. Он считал себя не вправе пло­хо выступить на соревнованиях в честь друга и учителя. К финишу он пришел с растертой в кровь ногой, но показал хорошее время.

После выбора направления восточного участка Южсиба экспедиция Алексеева вела планомерную работу по улучшению трассы будущей до­роги. Необходимо было оценить, где благоприятнее переходить из одной речной долины в другую, способы пересечения водоразделов и условия строительства в долинах рек.

Для ускорения изысканий и повышения качества обследований часто использовалась аэрофотосъемка. И в этом Евгений Павлович следовал примеру Кошурникова, который первым из сибирских изыскателей еще в середине тридцатых годов сел на самолет, выполняя рекогносцировку трассы на Усть-Кут.

Зимой сотрудники экспедиции Алексеева обрабатывали результаты аэрофотосъемки, а весной снова уходили в тайгу и горы, чтобы на месте проверить правильность решения о проектировании того или иного уча­стка. Каждой партии на сезон выделялось по 150-200 километров трассы в безоглядных массивах таежных Саян...

У Евгения Павловича было незыблемое правило: каждый километр трассы он обязательно проходил сам. И его невозмутимое спокойствие, его стойкость, с которыми он переносил любые невзгоды утомительных маршрутов, подбадривали его товарищей. О потрясающем самооблада­нии Алексеева мне не раз приходилось слышать настоящие легенды.

...В осеннюю дождливую погоду Алексеев со спутниками на лоша­дях переезжали через горы с западного участка на центральный. Когда насквозь промокшие и промерзшие они добрались до лагеря, начальник партии выдал завхозу ключ от заветного ящика, где хранился НЗ спирт­ного. Завхоз в суматохе (начальство приехало!) перепутал и налил в стопки вместо водки спирт. Естественно, у гостей перехватило дыхание, и они на миг онемели. А Евгений Павлович схватил карандаш и крупны­ми буквами написал прямо на столе: «ВОДЫ!»...

До 1957 года не было случая, чтобы технический проект почти 700-километровой дороги, как Абакан - Тайшет, выполнялся за два года. Эту трудную задачу решила группа изыскателей и проектировщиков под руководством Евгения Павловича Алексеева...

Ю.Г. Иванов

***

Об остальных данных нет.

Еще в секции были альпинисты:

Ревягин Л.Н. и Сазонов А.Г.

Добкин И.Г. и Стародубова.

 

Ревягин Леонид Николаевич (1919-2007)

Производственная деятельность

1942 г. - закончил строительный факультет НИВИТа

1943 г. - дорожный мастер головного ремонтно-восстановительного поезда № 5 Управления военно-восстановительных работ № 4 (УВВР-4) Западного фронта

1943 г. - командир мобильного отряда по восстановлению железнодорожного пути и малых мостов УВВР-4

1943-1945 гг. - старший инженер производственно-технического отдела УВВР-14 2-го Украинского и Забайкальского фронтов

1946 г. - старший инженер полевой изыскательской партии проектного института Сибгипротранс на изысканиях железных дорог Моинты -Чу и Кулунда - Барнаул

1948 г. - ассистент кафедры «Изыскания, проектирование и постройка железных дорог» НИВИТа

1948-1952 гг. - старший инженер технической части 97-го отдельного путевого же­лезнодорожного батальона

1952-1957 гг. - главный инженер-заместитель командира 244-го отдельного путево­го железнодорожного батальона

 1957-1958 гг. - старший инженер отдела «Изысканий» проектного института «Гипроэнергопром»

1958-1962 гг. - начальник отдела «Генерального плана и изысканий» проектного института «Гипроэнергопром»

1962-1979 гг. - управляющий Западно-Сибирским трестом инженерно- строительных изысканий (Зап-СибТИСИЗ)

 1971 г. - награжден орденом «Знак Почета»

1977 г. - присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР»

1985 г. - награжден орденом Отечественной войны II степени


 

Коллектив Западно-Сибирского треста инженерно-строительных изысканий, ру­ководимый Леонидом Николаевичем Ревягиным составил инженерно-геологическую карту г. Новосибирска, выполнил инженерно-строительные изыскания под крупнейшие и ответственные объекты города: метрополитен, высотные гостини­цы, цирк, мосты (Димитровский и метрополитена), строительные площадки Академ­городка и др. Выполнены топографические съемки для разработки генеральных пла­нов многих городов СССР.

 

 

Добкин Иосиф Григорьевич (род. в 1939 г.)

Производственная деятельность

1962 г. - окончил факультет «Строительство железных дорог» НИИЖТа.

1969-1971 гг. - главный инженер проекта проектного института «Оргсельстрой», Новосибирск

1971-1974 гг. - главный инженер проекта «Оргтехстрой», Новоси­бирск

1974 г. - назначен начальником отдела внедрения разработок СО АН СССР в Министерстве строительства СССР

1978 г. - издает книгу «Горы зовут»

1988 г. - издает книгу «Эхо гор»

1995-наст.вр. - руководитель проекта строительства автомобильных дорог в Палестине

 

В период учебы в НИИЖТе Иосиф Григорьевич Добкин активно участвовал в работе альпинистской секции института.

Чемпион СССР по альпинизму 1964 г.

Член Российского географического общества.

Член Национального географического общества США


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru