Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Природа и люди Севера. Сборник I. Издание Архангельского Общества Краеведения. Архангельск, 1927 г.
Иевлев С.
Отдел для переписки «любителей»
О любительстве вообще
«Любительство» в улучшении жизни играет немаловажную роль. В ремеслах, в промыслах «любитель» изобретает, совершенствует, дает новые пути к улучшению жизни. Есть хозяйственные отрасли, где любитель является незаурядной фигурой. Таковы садоводство, огородничество, семеноводство, животноводство, птицеводство, звероводство, рыболовство и рыборазведение, охота, домашнее хозяйство, кулинария, художественные ремесла и проч.
То или иное занятие не всегда является для любителя основным. Очень часто это побочный труд, использование досуга, занятие для души. В этих случаях любительство определенно повышает общий темп хозяйственной жизни, создает повышенную заинтересованность, вызывает соревнование.
Любительство дает повод к общественным соединениям и, в свою очередь, оживляется при наличии общественности. Взаимные советы и обмен практическими достижениями оживляют любительские начинания, вызывают подражания, устанавливают рекорды достижений и поддерживают должное напряжение в работе.
Любительство имеет ближайшее отношение к краеведческому делу. Ибо труд любителя часто бывает пионерским. Усилия и искания любителя выявляют возможности краевых достижений. Любитель берет на себя долю риска, неизбежного в новых начинаниях, и тем облегчает суждения о пригодности тех или иных нововведений. Полный учет развитой любительской работы может дать краеведению интересный и благодарный материал.
Деятельность любителя можно признать и как подсобную для развития местной науки. Ибо любитель только тогда и является таковым в полном смысле, когда он ведет наблюдения и опыты. Пусть эти опыты будут малыми и незначительными, все же они при учете, в совокупности, дают интересный для науки сырой материал. Работы любителей приобретают особенное значение в малообжитых районах, где нет на лицо научных станций и откуда каждое извещение о тех или иных достижениях является ценным.
Талантливый любитель может, начавши со скромных опытов, вырасти в крупную фигуру общественного и научного значения. Таковы, например, Мендель, Бербенк, Мичурин и др.
В Архангельском крае любительство, конечно, существует, но оно не учитывается, не связано, не имеет общения. Исключение составляет группа любителей-охотников в Архангельске.
Однако время от времени мы слышим о любителях-семеноводах, звероводах, огородниках, любителях уженья рыбы и др.
Все эти полезные начинания в любительстве может быть могли бы развиваться полнее и оживленнее, если бы путем общения их дело освещалось в печати.
Из среды рабочих и служащих городов и из среды крестьянства любительство может черпать многие новые силы путей обмена сведениями в печати.
Вот почему мы считаем полезным открыть в наших сборниках «Отдел для переписки любителей». Мы просим всех интересующихся той или иной отраслью любительства сообщать о своих достижениях, неудачах и делать запросы в редакцию «Сборников».
По мере возможности в этом отделе мы будем печатать советы и отзывы специалистов по вопросам любительства, а также высылать для желающих пособия и руководства технического характера.
О культурно-историческом любительстве.
Редакция сборников «Природа и люди Севера», открывая отдел переписки с «любителями», имеет в виду, прежде всего, любителей, содействующих улучшению практической жизни нашего края, развитию его хозяйства. Но в сборниках, преследующих широкие цели изучения северной природы и северного человека, уместно попытаться организовать и то любительское движение, которое проявляется и развивается как будто бы безотносительно к целям практической общественной пользы.
Я говорю о любительстве в области культуры: в истории, этнографии, фольклоре, которое фиксируется, во-первых, собиранием письменных и печатных материалов и, во-вторых, составлением всевозможных коллекций. К группе любителей этого рода должны быть отнесены, по моему мнению, и те собиратели-коллекционеры, интерес которых лежит не в культурно-исторической области, а так же в хозяйственной или естественно-исторической, но собирательство коих не сопровождается активной деятельностью, любительскими опытами или научной систематизацией.
Состав всех этих любителей пестр, так как они собирают, примерно, старинные книги и рукописи церковных архивов, частушки и старые набивки и пестрядины, редкие раковины и минералы, записи о погоде прежних лет и рассказы охотников, старинные монеты и случайные вещички быта, напоминающие о годах интервенции и гражданской войны и многое другое. Среди собирателей есть и старики, и молодежь, и учителя, и школьники — одним словом, это люди самые разнообразные.
Возникает вопрос, какова же ценность этого собирательства для науки, для краеведения, для жизни вообще? Не является ли оно пустым и бессодержательным занятием ни к чему другому не подходящих людей?
Нет. Ценность этого собирательства несомненна. Собиратели этого рода чаще всего несут незаметную, черную, но полезную для науки и общества работу первоначального накопления сырых научных материалов. Они делают в принципе ту же работу, что и наши музеи, полезная роль которых не вызывает сомнений. Они освобождают от черного труда квалифицированных ученых, временем и энергией которых страна должна дорожить для более серьезных заданий.
Настоящий собиратель всегда заполняет свое занятие душой и мыслью, и ему бывает известна история каждого его предмета. И, если известно и записано, что вот в такой-то точно местности найден такой-то редкий камень или в такой-то деревне в такое-то время носили этот вид повойника — научное значение этих экспонатов обеспечено.
Индивидуальное собирание таких коллекций в тех местностях, где нет еще своих музеев — это наиболее доступный и богатый возможностями для самообразования масс путь к организации общественных музеев. Известны многочисленейшие случаи во всех странах, когда частные собирания перерастали в большие общественные хранилища редкостей и ценностей и просто экспонатов природы, истории и хозяйства. Особенно недалек от нас факт составления малограмотным, но горячим любителем, крестьянином В. Ф. Кулаковым музея, ныне государственного в г. Вельске.
Но и там, где музеи уже есть, значение одиночек-собирателей не ослабляется, так как в этих случаях, следовательно, уже имеются в данном месте небольшие культурные центры, и, значит, есть возможности использования данных частных собраний для научных работ самого собирателя и людей, общающихся с ним, есть возможности особенной, недоступной для музея специализации коллекций и т. д. Мне кажется, в отношении специализации, что как бы ни был поставлен местный губернский или уездный музей, он всегда будет до известных пределов универсален, а столь необходимая для науки специализация должна стать предметом специальных музеев, и раз их пока нет — то индивидуальных влюбленных в свой вопрос собирателей, и, с другой стороны, в специализации коллекционерства для рядового, научно малоподготовленного собирателя к тому, чтобы не уйти к бездушной, механически нагроможденной кунсткамере, а создать небольшое, но содержательное, одушевленное собрание тех предметов, которые для него наиболее интересны.
Но для того, чтобы одиночное собирательство шло и разрасталось по правильным принципам, часть которых бегло и поверхностно затронута мною, нужно чтобы собиратели одиночки имели над собою культурное руководство. Это руководство должно исходить от научных и краеведческих организаций, и в практике наших сборников оно должно выразиться в следующем:
1) Любители-собиратели нашего края и всех вообще северных провинций, коллекционирующие разнообразные краеведческие материалы, должны установить связь с редакцией сборников, сообщив ей о своих адресах и о собирательских интересах и содержании коллекций.
2) Редакция сборников должна организовать руководящую консультацию по вопросам собирательства как по письмам самих собирателей, так и по инициативе редакции. Со стороны редакции должны или на страницах сборника, или письмам даваться советы и инструкции как собирать и как сделать свои коллекции максимально ценными для науки.
3) Следует организовать как через извещения в сборниках, так и другими путями обмен коллекционными дублетами как между самими собирателями, так и между ними и общественными музеями.