Блезе В.Р.
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
В.Р. Блезе - архитектор гидрометеорологической станции на леднике Федченко. Здание станции было построено в 1933 году , для чего к месту постройки была организована доставка 16 тонн груза верблюдами и лошадями.
Источник: Горбунов Н.П. По неисследованному Памиру. Избранные труды Москва, «Наука», 1987 г.
Строительство на леднике Федченко было поручено И.Е. Бойкову и инж. В. Блезе. Конструкция станции, рассчитанная на 5 зимовщиков, была спроектирована таким образом, чтобы ее можно было в разобранном виде перевезти вьюками на лощадях или верблюдах из Оша к урочищу Алтынмазар на Муксу и затем, подняв на ледник Федченко, передвинуть километров на 30 вверх по леднику (рис. 98). Каждая составная часть этой конструкции не должна была превышать определенного размера, чтобы ее можно было увезти на лошади. В итоге нужно было передвинуть очень значительные грузы — станцию, оборудование, годовой запас питания и топлива, — исчисляемые в несколько десятков тонн. С громадными усилиями удалось поднять на ледник все эти грузы. Строители проявили героические усилия, чтобы поспеть с постройкой станции до наступления зимы. Однако штормы и ледниковые метели прервали строительство. 13 ноября разразилась страшная альпийская метель, которая без перерыва продолжалась до 9 декабря включительно при сильнейшем урагане, достигавшем такой силы, что он сбрасывал двухпудовые свертки железа с морены. Из всех юрт строительной партии уцелела только одна, укрепленная тросами изнутри и снару--жи. Интересно отметить явления сильной электризации во время метели, в результате которой перегорели конденсаторы наружной антенны и наблюдалось свечение разных предметов — козырька шляпы, лица и т.п. Постройку пришлось приостановить. Все же строительные материалы были заброшены к месту постройки на 30 км вверх по леднику, и был собран каркас здания, который стоит в настоящее время на каменном утесе среди зимней стихии и ледяных пустынь и ждет, когда придут люди и достроят эту замечательную, единственную в мире метеорологическую станцию.
Несмотря на ураганы и метели, метеорологи героически продолжали без перерыва наблюдения до 1 декабря, аккуратно выдерживая ежедневно все семь сроков по программе II МПГ. Наблюдения за 1—3 декабря были сделаны только в три срока ежедневно, и, наконец, последнее наблюдение было сделано в 7 ч вечера 3 декабря. После этого партия снялась и двинулась вниз к языку ледника с тем, чтобы вернуться обратно в г. Ош.
Все имущество станции было сохранено и хорошо уложено в юрте, находящейся около места постройки. Непортящиеся грузы лежали у подножия скалы, на которой стоит каркас, часть грузов находилась около лагеря "Чертова дыра", на левой морене ледника Федченко, недалеко от ледника Бивачного. Кирпич и топливо для станции оставлены у языка ледника. В долине Баляндкиик имеются заготовленные дрова. В Алтынмазаре после ухода строительной партии остались два зимовщика, командированные туда Гимекомом Таджикской ССР, и один сторож для проведения зимних наблюдений в три срока по программе ПМПГ.
Первоначально по предложению Н.П. Горбунова станция должна была строиться у астрономического пункта Беляева, у скрещения долины Танымас с ледником Федченко. Впоследствии, однако, после более детального исследования на месте оказалось, что наиболее удобным пунктом является левый борт ледника Федченко у перевала Кашалаяк. Высота этого места над уровнем моря точно не определена, приблизительно — 4300 м. Станция стоит на скалистом утесе в одном из восточных отрогов горной группы пика Комакадемии.