А.Том
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
А.Том (Николай Кабанов) - спецкор «Комсомольской правды». Погиб при крушении самолета Б.Л. Бухгольца.
Источник: Станислав Гольдфарб. Комсомольская правда 1925-2005. Очерк истории. Иркутский государственный университет, 2008 г.
...За журналистами «Комсомолки» всегда тянулся шлейф легенд.
Первые радиорепортажи с воздушных праздников в Тушино вел журналист «Комсомолки» Евгений Рябчиков. Николай Кабанов (А. Том) и Михаил Розенфельд принимали участие в сложном и трудном перелете «100 тысяч километров по Арктике», который был задуман для обследования белых пятен за Полярным кругом, прокладки воздушных путей в Арктику.
Е. Рябчиков вспоминает о А. Томе: «О нем рассказывали невероятное. Неугомонный, неусидчивый, беспокойный журналист, хорошо понимая, как важно знакомить молодежь с Сибирью, Дальним Востоком и неведомой Арктикой, предпринимал рискованные путешествия, и его репортажи кружили голову целому поколению читателей.
...Николай Кабанов, один из организаторов комсомола в Замоскворечье, в четырнадцать лет взялся за перо, в семнадцать редактировал комсомольскую газету в Баку, в конце двадцатых годов появился в «Комсомольской правде». И сразу стал певцом героических экспедиций в Арктику. Он участвовал в экспедициях на остров Врангеля, Чукотку, Сахалин, Командорские острова, Игарку, Новую Землю... Поставив перед собой задачу: знакомить молодежь с далекими, неведомыми местами Родины, звать юные сердца туда, где нужны сильные руки, Н. Кабанов писал в газете, выступал с лекциями и докладами. Однажды после трудного похода на ледоколе «Красин» он отказался от отпуска и четыре месяца ездил по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, рассказывая молодежи о бесстрашных исследователях Заполярья, о природных богатствах, которые нужно осваивать.
Том принимал непосредственное участие в экспедиции по спасению дирижабля «Италия», оставаясь с группой Чухновского жить 48 суток в палатке на берегу Кингсбея...
И сейчас нельзя без волнения читать репортажи А. Тома, написанные им в 1930 году во время полетов над Ангарой и Прибайкальем. Он летал с легендарным Б. Чухновским и будущим проектировщиком грандиозной гидростанции на Ангаре Н. Малышевым и рассказывал о смелых планах преобразования Приангарья, использования неистовой силы Ангары стальными гидротурбинами...
Зачисленный мотористом в экипаж самолета известного полярного летчика Бухгольца, А. Том отправился в арктический перелет и погиб во время аварии летающей лодки.