Обзор различных экспедиций на Северный полюс
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Анализ экспедиций 19-20 вв. к Северному Полюсу
Георгий Карпенко приводит краткий обзор различных экспедиций на Северный полюс. В конце статьи – сводная таблица по этой теме.
Фритьоф Нансен и Ялмар Иохансен, 1895 г.
«1895 год. Стиснутый льдами «Фрам» вот уже 17 месяцев медленно дрейфует в северном направлении. Но уже понятно, что он пройдет южнее Северного Полюса. Утром 14 марта, в координатах 84°04'с. ш., Нансен и Иохансен покидают корабль и направляются в сторону Полюса. Экспедиционный груз весом 760 килограммов лежит на трех нартах, которые тащат 28 собак. До Полюса - 659 километров.
Эти двое норвежцев уходили «как в никуда». Иначе это направление не назовешь. Ведь что такое Полюс — этого пока никто не знает. Земля там, льды или открытое море? И как вернуться к кораблю, назад к людям? Как без радиостанции узнать, в каких координатах дрейфует «Фрам»? На гигантских просторах Северного Ледовитого океана корабль, дрейфующий вместе со льдами, найти невозможно. Живыми — не вернуться, это понятно. Но великий соблазн достижения Полюса притуплял инстинкт самосохранения».
«Впрочем, у Нансена был общий, несколько расплывчатый, но, главное, лишенный опасной амбициозности план. По замыслу, планировалось достичь Полюса, потом выходить к Земле Франца-Иосифа и искать в пространствах океана затерянные, промороженные тысячелетиями острова, а на их скалах — спасения, а следующим летом на каяках плыть полтысячи километров через Баренцево море в сторону Шпицбергена, цепляться за жизнь и с каждым гребком весла приближаться к переставшей ждать своих сынов, покрытой черным платком Норвегии...
Немыслимый путь. Немыслимое путешествие. Безумное поручительство своей жизни прекрасной, неземного происхождения Идее... Что может быть выше и желаннее этого пути в неизведанный арктический край! Какая сладостная свобода от всего сущего, от собственной бренности! Но он знал, он был уверен, что, придя на ЗФИ (Земля Франца-Иосифа), он будет обеспечен мясом и жиром для топлива. Эта спасительная мысль была самой сильной опорой человеку, идущему на верную гибель. Его спокойствие во многом объясняется этим знанием. Хотя одного знания, без мужества, было бы недостаточно, чтобы погасить панику людей, затерявшихся в просторах Арктики и не имеющих возможности вернуться».
Экспедиция герцога Абруццкого, 1900 г.
«В июне 1900 года экспедиция герцога Абруццкого на приобретенном китобойном судне «Полярная Звезда», приспособленном для плавания во льдах, отправилась на север. Численность команды — 20 человек.
Надо отдать ей должное, экспедиция была хорошо подготовлена. Удивляет ее ранний выход — признак опытности и независимости от жизненных обстоятельств. Любой экспедиции трудно стартовать вовремя. Мало в арктической истории примеров выхода без опозданий. Поздний выход часто заканчивался лишней зимовкой и последующей гибелью экспедиции. Удивляет большое количество собак (102), которых они взяли на борт в Архангельске. Это говорило о высоком уровне арктической мысли самого начала двадцатого века. Запасов продовольствия экспедиция имела на четыре года. Ну что тут скажешь?!»
«Складывалось впечатление, что эти люди уже имели арктический опыт, — вы это сразу почувствуете, пробегая глазами перечень их снаряжения. Но они все-таки не были в Арктике прежде. Здесь блестяще сработала доступность информации об Арктике в западных кругах. Она, как эпидемия гриппа, всегда распространялась очень быстро, беспрепятственно вливаясь во все уши европейского сообщества, и это удивительное ее свойство благополучно дожило и до наших дней: оно удивляет нас, русских, когда мы видим в Арктике грамотно экипированных иностранцев-новичков.
Усилиями герцога экспедиция располагала более чем достаточным финансовым обеспечением. Самому герцогу еще на зимовке пришлось ампутировать два отмороженных пальца, так что руководство переходом возглавил капитан Умберто Каньи.
Пусть Пири не приписывает себе и не называет «системой Пири» то, что уже в 1900 году продемонстрировали в своей экспедиции итальянцы. Здесь были упряжки, которые занимались завозом продуктов дальше на север, облегчая жизнь полюсной группе, которая двигалась самой последней. Полюсную группу из четырех человек сопровождали две вспомогательные группы, каждая из трех человек, которые должны были обеспечить доставку продовольствия как можно дальше к северу. Всего в этой операции принимало участие 10 человек на 13 нартах и 102 собаки. Такой метод позволял проходить в день в среднем 11,5 километров. Что ж, скорость, не совместимая с достижением Полюса, но все же приличная для самых первых его соискателей».
«Успех итальянцев состоялся благодаря неограниченным материальным и финансовым ресурсам, правильно найденной тактике продвижения по льдам и коллективной взвинченной мотивации. Но если попытаться избавиться от пафоса этого исторического события, становится очевидным, что, имея отличные исходные данные, экспедиция добилась весьма скромных результатов, несмотря на то, что использовала такой сверхэффективный ресурс, как пополнение запасов еды за счет собак».
Фредерик Кук, 1908 г.
«Кук был понятен нам, последователям, и тем снискал нашу симпатию, что, в отличие от Пири, все тяготы путешествия принял на себя изначально. Он отверг систему по заброске грузов второстепенными партиями и тем стал ближе к нам, убежденным автономщикам. Такая жертвенная тактика, заложенная в механизм с самого начала, имела невысокий КПД и была не слишком живуча. Зато ее духовная устремленность была оценена следующими поколениями.
Поход Кука и двух его попутчиков-эскимосов явился грандиозным и удивительным арктическим странствием, растянувшимся на 14 месяцев, при исходном трехмесячном обеспечении. Вопреки арктическому опыту всех времен, оно не закончилось трагически. Вряд ли с подобными препятствиями, возникшими при возвращении, справился бы кто-то еще, кроме эскимосов. Это путешествие — образец выживания в Арктике людей, не имеющих для этого самого необходимого».
Роберт Пири, 1909 г.
«Странно, что в пространном описании путешествия, сделанном самим Пири, нигде не сказано о торосах — основном, почти ежеминутном препятствии любой экспедиции к Северному Полюсу. Складывается такое впечатление, что торосов вообще нет. Это говорит о двух моментах. Первое: нарты у Пири были с легким грузом и не представляли проблем для собак. Он, почти не задерживаясь, проходил эти препятствия. Второе: прохождением торосов, поиском проходов, расширением, расчисткой занимались эскимосы снабженческих партий. Пири же ехал по готовой, пробитой дороге и просто не замечал препятствий».
Уолли Херберт, 1968-1969 гг.
«Экспедиция Херберта — чистейший образец участия всей нации в престижном и честолюбивом проекте пересечения Северного Ледовитого океана через точку Северного Полюса. Они тоже шли на собаках. Но то, что в этой экспедиции участвовала авиация, беспрерывно заваливая их продуктами и снаряжением, изменило психологию самих участников до такой степени, что в книге руководителя экспедиции Уолли Херберта ни в одном месте ни разу не упоминается о собаках, пусть даже как о транспорте, на котором они от первого до последнего дня передвигались по дрейфующим льдам.
Эту экспедицию англичане сделали своим национальным достоянием. Королевское географическое общество поддержало ее, банкиры и промышленники финансировали. Как и прежде, один из королевских отроков, в этом случае — Его Королевское Высочество принц Филипп — оказал ей честь, согласившись стать почетным председателем экспедиционного комитета. Дух нации мгновенно взвился и затрепетал в потоках национального омовения».
Идея собственного автономного путешествия к полюсу
«Итак, два человека и 12 собак. Эти два параметра родились интуитивно, в противовес мнениям Уэмуры, Нансена и даже Леши Седых, которые были солидарны в одном: даже 18 собак для подобного путешествия — это мало. С количеством участников спорила советская система туризма — наша альма-матер, которая родила всех нас, ступивших когда-либо на дрейфующие льды, — вообще запрещающая ходить в походы высшей категории сложности группой менее шести человек».
«Представляя трассу, которой нам предстояло пройти, я видел на ней только двоих — коллектив, имеющий минимально вредный экспедиционному делу человеческий фактор. Увеличение числа собак вызвало бы увеличение веса нарт, которые придется протаскивать людям в тех местах, где собаки не смогут работать. С другой стороны, 12 собак в условиях дрейфующих льдов способны продвигать нарты с грузом всей экспедиции, а два человека еще способны самостоятельно, когда появляется такая необходимость, продвигать груз, продиктованный количеством собак. Два человека и 12 собак — это золотое сечение для дрейфующих льдов. Найти удачную пропорцию — не столько удел математики, сколько область интуитивного чувствования. Мне казалось, что изменение этого соотношения в любую сторону остановит наше продвижение или сделает его менее эффективным.
Кто второй? Слава Быстров, с которым мы жили душа в душу два месяца, пока шли к Полюсу, с которым проперли эту трассу сходу, с хорошим запасом жизненных сил, был надежен, опытен и фанатично предан полюсной идее, но сейчас он, озадаченный собственным выживанием, уже не подавал голоса из Питера. Основной проблемой будущей экспедиции был ее бюджет. От того, найдем ли мы деньги для нашей заброски на старт, для заброски 400 килограммов собачьего корма на Полюс и для вывоза всех нас спецрейсом с Канадского побережья, — только от этого зависела судьба будущей экспедиции. Других проблем, кроме финансовой, у нее не было».
«Я перебирал варианты в поисках напарника. Но приемлемых кандидатур почти не было. Почему-то знакомый мне туристический народ как-то резко переориентировался в своей жизни. Романтические мечтания о дальних странствиях стали явно нереальными и если и жили, то только на словах. Музыка путешествий начинала звучать только после рюмки. А молодежь увлекалась карманным экстримом — как правило, в окрестностях своего дома».
Стажировка на Чукотке
Николай Эттыне, чукча, родом из Нешкана, ввел путешественников в мир «собачьей» Чукотки. В прошлом он — победитель чукотской гонки на собачьих упряжках «Надежда» (1500 км), участник международной гонки на Аляске «Айдиторот». «Все это время я пьянел от ощущения замечательного слияния своих туристических воззрений с тысячелетним опытом чукчей, говоривших с нами голосом своего правнука, Николая Эттыне».
«Можно сказать, что мы были на правильном пути, приехав на Чукотку. Все было сделано по старой классической схеме, когда, перед тем как пуститься в неведомое, наши предшественники некоторое время жили вместе с береговыми северными народностями, постигая их опыт передвижения по Арктике, перенимая специфику выживания на бескрайних северных просторах, еду, быт и множество незаметных, но предельно важных элементов и приемов, без которых невозможно выжить, не говоря уже об осуществлении своей главной цели. После такой школы ученики смело шли в запредельные районы и, как правило, открывали свои Полюса».
Уход за собаками и их поведение
Путешествие с собаками не только интересно, но и достаточно хлопотно. «Прежде всего, нужно растянуть трос и надежно закрепить его концы ледобурами. Трос — длинный, почти тридцать метров, от него через каждые два метра отходят тросовые полуметровые поводки. Когда трос закреплен, с собак нужно снять шлейки и перецепить их одну за другой к тросу. Шлейки нужно засунуть в мешок, убрать в нарты, под тяжелый рюкзак, чтобы их не сдуло и не унесло ветром. Постепенно мы поняли, что шлейки — это самое ценное, что у нас есть. Важнее, чем спутниковый телефон «Иридиум», по которому мы передаем свои координаты.
Когда шлейки убраны, из нарт достается расходный мешок с кормом. Крик своры начинается за несколько секунд до появления мешка, но одновременно с твоей мыслью: «Теперь мешок». Это сухой корм фирмы «Даймонд». Мешок волоком перетаскивается к крайней собаке, двумя ударами каблука делается углубление в снегу, меркой насыпается корм в лунку. И так каждой собаке. Серый рвется и орет так, что я боюсь за целость троса и поэтому сыплю ему первому. Дальше «затыкаю» Каргеля, Амынана и лишь потом всех остальных. Триста граммов «Даймонда» съедаются моментально, приходит очередь нерпичьего жира. Я выдавливаю его на снег из двухлитровой пластиковой бутылки перед мордой каждой собаки. Ногой я загораживаю от нее бутылку, когда выдавливаю желто-коричневую колбаску длиной 10 см. Это норма. Жир реагирует на мороз. По эластичности колбаски можно довольно точно определять температуру наружного воздуха. Первые дни собаки пробовали лакать жир, а через неделю уже отправляли его в желудок одним глотком.
Третье блюдо — «Таундер плюс». Из нарт извлекается белое трехлитровое ведерко, в котором находится плотная коричневая масса, по виду напоминающая халву, — это сверхкалорийная собачья еда. Она тоже является хорошим индикатором температуры и отламывается ножом, кусками по 60-80 граммов. Заготовленные куски раздаются собакам. Четвертое блюдо — чистый белок «Инервайт», примерно по 15 граммов на брата. На этом кормежка закончена. Дальше берется лопата и, пока собаки не легли, делаются лунки для каждой, а в лунку стелется коврик из пенопропилена. Собака топчется на месте и упрямится, когда ты пытаешься положить ее на коврик, но, как только лапа собаки ступила на коврик, та сразу же чувствует тепло и спешит поставить туда и остальные лапы и улечься сверху. На этом вечерние работы с собаками можно считать законченными».
Собаки «занесены снегом, если пурга, или лежат, распушив шерсть. В любом случае, они делают вид, что спят. Они опытные и не допустят даже малейшего движения. Но их выдают зрачки, которые сопровождают тебя, пока ты ходишь и распутываешь потяг и постромки, вбиваешь ногой в наст титановый крюк у начала потяга, потом идешь к нартам и достаешь красный мешок со шлейками, вытаскиваешь одну шлейку, распрямляешься и бросаешь взгляд на упряжку. В этот момент решается, с кого ты начнешь. Мне жалко поднимать собаку, я представляю ее состояние полного ужаса, когда она слышит приближение шагов человека, и уже нет сомнений в том, что это идут за ней. Я называю пса по имени, провожу рукавицей по голове и шее. Мы торопимся, поэтому движения мои безжалостно решительны. Одним движением я ставлю собаку на ноги, перешагиваю через нее и зажимаю ее живот между своими ногами. Разбираю в руках шлейку и продеваю ее голову в отверстие, потом, одну за другой, вдеваю передние лапы. Дальше веду ее к своему месту у потяга, беру постромку и защелкиваю карабин за петлю шлейки. Так тринадцать раз я хожу к собакам и привожу каждую к своему рабочему месту. Привязанные звери тем временем окончательно просыпаются, задирают лапы, катаются спиной по насту, фыркают, нюхают снег в поисках хоть какого-то пропитания».
«Собаки, оттягивая начало работы, поднимают вой. Они делают это азартно, так, что улетучиваются все подозрения в обмане. Мы оба терпеливо ждем и, перед тем как последние звуки этой песни утонут в морозном воздухе, заводим свою. «Кыэтти! Кыэтти!» — кричу я и удаляюсь. «Тагам! Тагам!» — кричит Артур, подталкивая сани».
«Собаки наши имеют вполне человеческие души. Эти суровые волки нуждаются в нас. И когда я ухожу вперед, а они не могут сдвинуть тяжелые нарты, они начинают визжать, голосить все разом и беспрерывно щемяще-жалостно просят, чтобы я их не бросал. А потом все-таки срывают нарты, и бросаются вслед, и несутся, и догоняют. Но им очень тяжело».
«Я настроен оставить часть груза, хотя все то, что мы везем, — необходимо. Утром мы оставляем мачту, парус, мотыгу, три килограмма сахара, десять комплектов обедов, какое-то количество шоколада, всякую мелочевку. Что-то выбросить всегда непросто, потому что в нашем снаряжении нет лишнего. Требуется усилие над собой, когда оставляешь что-то уже в начале пути. Мы ломаем шоколад и даем его собакам. Собаки прыгают за ним, но оставляют его на снегу нетронутым. Мы вспарываем пакеты с сублимированной ухой и высыпаем их в ямку. Собаки по очереди суют туда нос и сразу же отходят, не притронувшись к еде».
«Собаки. Их жизни полностью в наших руках. Здесь, на дрейфующих льдах, они без нас не выживут. Даже Двойка, отцепившись, убежал в торосы и вскоре вернулся. А что мы можем им дать? Вечернюю еду? Редкую, мимолетную ласку? Так получилось, что мы полностью распоряжаемся их судьбами. Мы увезли их с Чукотки, где они безбедно жили, где была их родина, которую они впитали с молоком матери и которую успели полюбить. Мы погрузили их в самолет и погнали по всему свету через Москву, Красноярск, Хатангу, Норильск. Они месяцами сидели на цепи, их кормили другие люди, к которым они уже успели привыкнуть. И вот дождались главного события — они тащат в торосах тяжелые нарты, вес которых превосходит их собственный. Проходят дни. И они никуда не приходят!!! Каждый вечер им дают примитивную еду и бросают на произвол судьбы до утра. А ночью страшный мороз, и некуда деться: ни угла, ни тепла! А утром — в хомут. И только в вое, как во сне, они возвращаются на Родину, которую хранят в своей памяти. Мы с Артуром были единственными, кто мог что-то для них сделать. Поняв это, я проникся чувством, что никогда не предам их и не брошу. Их нельзя предать».
Организация ночного лагеря на пути к Полюсу
«Установка лагеря. Подготовка к ночевке. Сейчас день длится всего пять часов, мы останавливаемся на ночевку уже в сумерках. У людей, путешествующих к Северному Полюсу без собак, в этот момент одна задача — поставить палатку. Дальнейшие вечерние мероприятия происходят уже в палатке, считай — в доме, и плавно переходят в сон».
Помимо ухода за собаками, «каждый вечер нас ожидают действия по установке палатки, доставанию из нарт расходной продуктовой сумки, примусной сумки, спальных мешков, ковриков, личных вещей и прочего. Кроме того, заготавливается снег для кухни: плотный наст режется на кубики, они заносятся в палатку и складируются справа от входа, где находится кухня. Через день переливается из канистры в примусные баллоны бензин, в расходную сумку добавляются пакеты сублимированных продуктов. После этого можно заходить в палатку, закрывать за собой вход, разжигать примус, ставить на него чайник со снегом. Пока топится снег, следует успеть разобраться с продуктами на ужин, разуться и очистить внутренности сапог от конденсата, взять координаты с GPS и так далее.
Распределение обязанностей между членами группы
Хозяйством занимался Артур, автор кормил собак. «Такое распределение обязанностей произошло стихийно, но было оправдано предпочтениями каждого, а также последующими событиями. Меня приятно удивлял порядок в палатке, выходивший из-под руки Артура. Все располагалось на своих местах: примус, чайник, куски снега, продукты, вещи, — а сама палатка походила на хорошо убранную избу. Артур чувствовал гармонию искусно расставленных предметов нашего быта, я же мог только оценить ее».
Дежурный вставал в семь утра. «Скидывая путы сна и быстро теряя тепло, он делает несколько движений, приводящих к возгоранию примуса. Все продумано и многократно отработано в зимних походах… Как только закипает вода, раздается первое человеческое слово — например, «Артур». Одного такого слова достаточно, чтобы спящий достоверно понял, что ему желают доброго утра, а заодно сообщают о том, что ему нужно срочно вскочить, иначе все остынет и вообще — мы можем опоздать на Северный Полюс».
«После завтрака, пока тело теплое, происходит быстрое одевание, выбрасывание из палатки всех вещей, и вот тут наши пути, шедшие до сих пор совместно, расходятся. Артур остается сворачивать лагерь, а я иду к собакам».
Спальные принадлежности
«Первая утренняя мысль — боязнь проспать, а первое усилие — нечеловеческое — вытолкнуть свое тело из спальника. Хотя в этом году почти комфортные погодные условия: температура ночью не падает ниже —35°. Кроме того, у нас хорошие спальные мешки и мощная накидка. Но самое главное, в этот раз мы взяли с собой две оленьи шкуры и стелем их поверх ковриков. Конденсат, который раньше выходил из спальника, но не преодолевал коврик и, соответственно, возвращался в спальник вместе с ощущением, что ты лежишь в луже, сегодня «умирает» в оленьей шкуре. Днем он смораживается, а потом легко выбивается из шкуры рукояткой кнута. Никакой другой утеплитель не может так легко расстаться с водой».
Питание
«Пока растапливается снег, по мискам рассыпается сублимат. В каждую миску в течение завтрака попадает до десяти разновидностей сублимированных продуктов… В миску заливается кипяток, а там уже лежат: сублимированные омлет, масло, говядина, овощи. На второе — сублимированные творог и ягоды. Несублимированные продукты на третье: чай, шоколад (конфеты), сахар».
Одежда
«Жарко. В анораке я могу идти с утра только первые 20 минут, потом сбрасываю его на след — Артур подбирает и кидает в нарты. Целый день иду в двух поларовых куртках и пленочном — на «ветродуй» — анораке, иначе потоки пота текут по спине. Артур потеет, но не раздевается. В его анораке наморозилось килограммов пять конденсата, его трудно поднять, и теперь он «едет» в нартах, Артур надел запасной. Он не хочет раздеться, объясняя пот своей тяжелой работой, когда в торосах приходится толкать нарты. Я знаю, что это не так, и сказал ему, что он переутеплен, но он продолжает идти в том же, в чем шел при —30°».
Записи в дневнике
День путешественников заканчивается писанием дневников. «Я забираюсь в спальный мешок, но только наполовину. Сидя в спальнике, зажигаю свечу, примораживаю ее на фанерку и начинаю писать дневник. Так делал Славка: грел в пламени свечи кончик авторучки. Тогда я пользовался налобным фонарем и писал карандашом и гордился этими спартанскими условиями. Но в этот раз взял свечи и уже успел их выбросить, оставив самую короткую. Свеча не только дает свет, она греет. Странно, но этот маленький кусочек пламени, мерцающий в большом промерзшем пространстве палатки, согревает. Правая рука без перчатки мерзнет. Я подношу ее к пламени и ощущаю его тепло. И сразу же вспоминаю, как мы шли в этот день. Пишу немного: координаты утра и вечера, сколько прошли, какие-то картинки, которые смогли выступить из однородной среды плавных экспедиционных будней. Мои мысли скользят по накатанной уже колее и привычно, минуя Полюс, легко приводят меня в район между Полюсом и Канадой».
Особенности ориентирования
«Я укладываю компас на снег и беру направление на истинный север — с учетом магнитного склонения, потом смотрю на часы и на солнце и беру направление на север от тени. Эти два метода обычно подтверждают друг друга, если не торопиться и все делать не спеша. Артур тем временем заканчивает увязку вещей, а я смотрю, какой проход в торосах предпочесть. Надеваю лыжи, иду вдоль упряжки и ложусь на курс».
Лед и особенности движения по нему
«Идем по ковру разных оттенков, от светло-серых до цвета светлого асфальта. Цвет говорит о возрасте льда: чем моложе лед, тем он темнее. Открытая вода — сине-черный цвет. Однодневный лед уже светлее, на нем появляется светлый налет — тонкий слой «высолов», кристаллов, которые мы называем цветами. Цветы подрастают и с каждым днем меняют форму и цвет. Сантиметровый ковер цветов означает, что толщина льда — около четырех сантиметров. Такой лед, с некоторыми оговорками, уже держит лыжника. В любом случае нужно ударить по нему пешней или лыжной палкой. Вряд ли вы пройдете через лед, который пробивается с одного раза. Даже если вы пробили лед только со второго раза, он слишком тонкий, будет прогибаться под вашим весом. И только большая скорость передвижения может помочь не искупаться и выскочить на берег. Если лед пробивается только третьим ударом — это большое облегчение вашим нервам. Мокрый темный лед с коротким подшерстком цветов может выдержать более четырех ударов, в этом случае цвет льда не говорит о его возрасте».
«Мы идем по тонкому льду, и я постоянно обшариваю взглядом пространство впереди себя и стараюсь обходить темные пятна. Если это не удается, стараюсь пробить пешней лед более темного оттенка, чтобы получить свидетельство его надежности. Самый мощный ковер цветов, по которому я когда-либо ходил, — около восьми сантиметров. Но, как правило, толщина «мха» — не более пяти сантиметров. Я буквально троплю лыжню, «мох» подминается, иногда — резко осядет, и сердце летит к пяткам. Ощущение — точно такое же, как когда ты проваливаешься под лед. Но в следующий момент ты понимаешь, что это цветы промялись под лыжами».
«На втором переходе уперлись в широкую «реку». Лед тонкий. Сунулись в обход слева, но вышли к еще более широкому «руслу». Вернулись назад. Обвязался веревкой, пошел. Лед держит, не прогибается. На веревке перетащил на свой берег лодку. Потом решил запустить собак с нартами. Перебежали. На переправу ушло полтора часа. Можно было идти сходу. Боюсь. Если провалятся нарты — конец экспедиции. Но и терять столько времени на переправах очень жалко. Отсюда нервы при виде воды. Вода — это косвенный, но верный намек на неосуществимость всего предприятия. При виде воды меня корежит и завязывает узлом. Как хорошо тем, кто не озадачивает себя, а идет ни о чем не думая. Но они никуда и не приходят. Во многих местах я читал, что для полярника самое главное — терпение. Такая роскошь, как терпение, продлевает жизнь, но часто не совместима с осуществлением целей. Совместными усилиями путешественников за последние 15-20 лет были пересмотрены классические, фундаментальные принципы движения к Северному Полюсу, и это дало свои результаты. Мы идем в пургу, не ожидая ее окончания, мы не ждем ослабления морозов, не сидим, а двигаемся в пик сжатия полей. Мы успеваем проскочить этот длинный путь до конца и не завязнуть во времени. После переправы несколько переходов шли во мгле».
«День и ночь мы — ошалевшие от округлости Земли, от круглых суток, от того, что солнце ходит по кругу и не ложится. Мы попали в это вечное движение. Это ли не цель, к которой, наконец, привели нас наши устремления? Мы уже ничего сами не решали и в глубине души желали только одного — чтобы пришла сильная пурга, которая прервет эту сумасшедшую, безостановочную гонку к Полюсу. Пурга, которая позволит нам с чистой совестью уснуть в палатке и проспать часов пятнадцать без пробуждения, просыпаясь лишь для того, чтобы услышать вой ветра и тут же снова упасть в паутину сна. И опять мы с Артуром согласны. И опять надежда сменяет тревогу.
К вечеру мы стали застревать даже в элементарных местах».
Психологическое состояние путешественника
«А мне некогда оглянуться назад. Я сам — как гончий пес, в поисках самого легкого пути и приемлемых проходов. Голова — компьютер. В ней постоянно соотносятся несколько вариантов. Нужно быстро выдать один. Самый простой из самых простых. Тысячи вариантов перелопачиваются за день. Вся дорога прощупана глазами, как руками. В основном это стандартные решения. Интуиция терпит это, порой подолгу, а иногда вдруг вскинется и подсунет немыслимый путь. Несколько таких «первопрохождений» — и стандартный набор пополняется еще одним вариантом.
Но стоит выйти на поле, как поиск заканчивается, мысли возвращаются к делам мирским, начинается обычная проверка, продувка всех систем. В состоянии поиска решений, расшифровки неясностей я нахожусь постоянно. Экспедиция похожа на ажурную этажерку с множеством хрупких связей. Я стараюсь в любой момент ощутить каждую ее составляющую и своевременно среагировать, чтобы из-за какой-нибудь мелочи не произошло общего разрушения».
«Арктика ослепительна. Тем более если это конец марта. Но человек привносит в этот гармоничный мир свое постоянное, ежеминутное напряжение. Когда видишь торосы до горизонта, сдвигать себя, гнать вперед невыносимо. В этом и состоит основная трудность автономного пути к Северному Полюсу. Бернар, отправивший к Полюсу десятки экспедиций, говорил нам со Славкой три года назад: «Две недели нужно выдержать. Тогда есть шанс дойти». Нужно идти вперед, несмотря ни на что. В этот момент у тебя много врагов, в том числе твое тело, которое уже «не может», а твой мозг сообщает тебе: то, что ты делаешь, — это безумие. И лишь твоя душа, до сих пор окрыленная абстрактной идеей, все сносит и переставляет твои ноги. Как же можно было под воздействием любых, даже самых сильных обстоятельств отказаться от осуществления твоей цели? А вечером в палатке, после этого кошмара, GPS сообщает тебе, что ты хорошо прошел в этот день. И этот факт приносит тебе такое удовлетворение, которое ты готов отнести к самым счастливым мгновениям своей жизни. И ты уже готов к завтрашнему дню. А назавтра все повторяется».
«Здесь он верен своей линии и игнорирует все мои рекомендации. А я и не настаиваю. Даже не злюсь. Молчу, — у меня своих забот по горло».
В последние дни перед Северным полюсом сильный дрейф и сильный встречный ветер делали продвижение путешественников мизерным. «Мы ничего не можем сделать для того, чтобы идти быстрее. Как обреченные на опоздание. Мы видим, что не успеваем, но не можем идти быстрее. Из тела выжато все. Воля не добавляет прыти. Когда ты висишь в громадном пространстве Арктики, разговор с телом происходит помимо твоей воли. Ты и сам уже не существуешь в своих привычных земных ощущениях. Ты уже отошел. Ты виден сам себе, начал уже за собой наблюдать и видеть себя со стороны. Это происходило понемногу и незаметно. И сейчас ты такой раздвоенный. Не верьте бравым, красивым и улыбающимся парням, стоящим на снегу и рекламирующим полярную одежду! Знали бы эти накачанные сынки, что такое Арктика и Полюс автономно! В этих широтах человек с рюкзаком и нартами, если он дошел сюда от Земли, выглядит по-другому.
Мы огрубели, потеряли страх и чувство самосохранения. В последние дни Северный Полюс стал выскальзывать из наших рук, как та крыса из сна, медленно и неотвратимо удаляясь, теряя свои очертания у нас на глазах. Для меня потерять Полюс второй раз было невозможным, поэтому мы перли напролом, через непролазные торосы и воду. Поиски проходов в этих лабиринтах, как правило, приводили нас к скоплению живых торосов, которые уже завалили все возможные пути. Мы попадали в тупик, но в следующую минуту впереди интуитивно чувствовался просвет, и он, как правило, заканчивался выходом на следующую поляну.
Мы шли в узком коридоре ледовых обломков, втягиваясь в начерченные природой ходы, не видя, что происходит за их пределами. Взгляд моментально находил тот единственный проход, неестественно спокойно лежащий в эпицентре этого хаоса. Тридцать часов продолжался этот безнадежный, но всегда удачный ход. Но скорость была небольшой.
Кому-то хотелось задержать подольше эту схватку и увидеть, чем все это закончится. Кто-то получал удовольствие от созерцания этой картины противостояния Природы и духа человеческого, лишенного спасительных болей и усталости — куда-то все это делось.
Мы перестали быть людьми со свойственными им усталостью, голодом, паникой, страхом. Мозг нашел новую, более эффективную форму, отключив нас от собственного тела. Благодаря этому мы еще шли. Собаки наши затихли и уже давно не издавали ни единого звука, они, как тени, молча и покорно следовали за мной. В одном месте, когда длинный и непролазный коридор открылся проходом, я сам не поверил этому чуду, ведущему к самой жизни. Я знал, что вода нас держала в этот день, хотя вряд ли мы шли с повышенной осторожностью. Мы проходили все места ходом, не останавливаясь в раздумье и страхе, никто из нас не посмел провалиться в воду. Мы карабкались по ледяным склонам, где можно было просто разбиться, сорвавшись и упав в расселину между ледовых выступов. Наши сани выписывали пируэты и, вставая вертикально, благополучно преодолевали эти препятствия. Я видел это краем глаза, не веря, что это возможно. Собаки, замолчав по какой-то, не нашей команде, работали слаженно и ловко, я не слышал, чтобы хоть одна из них пискнула. Ни одна не попала под полоз обрушивающихся саней. Каждое движение всех живых и неживых персонажей диктовались единой волей, чьим-то неукоснительным сценарием, где невозможны отклонения ни с той, ни с другой стороны. Но ветер упрямо сдувал наш караван на юг, и дрейф делал наше продвижение к северу очень медленным. Трещины расширялись с каждым часом, открывая нашему взору все новые черные полосы на белом фирне. «Господи, милостив буди мне грешному!» Кто столкнул здесь две силы — природную и человеческую, и на чьей стороне Он?! Я не мог ответить на этот вопрос, пока вдруг не вышел на твердый лед.
89°55’
До Полюса — пять минут, каких-то девять километров, но сил уже нет.
Я почти готов остаться здесь. Какое отвратительное настроение! Хотя слово «настроение» здесь абсолютно неуместно. Кто и когда ходил здесь с легкостью в душе? Наши исковерканные отношения с Артуром я тащу в себе уже невыносимо долго, как тяжелую болезнь. И почти дотащил их до конца. Но за пять минут до Полюса я придавлен этой тяжестью по рукам и ногам. И сейчас понимаю: в наших с Артуром отношениях есть и моя вина.
В чем она? Может быть, в стремлении достичь цели любой ценой? Оставляя «свой след в истории», ощущая свою «самость», идти к победе, теряя по пути теплоту, человечность? Не велика ли цена за тщеславие и упрямство — то, что называется гордыней? Господи, прости меня!»
Экспедиция
|
Количество участников: люди, собаки
|
Степень автономности
|
Точка старта
|
Достигнутая широта
|
Пройденный путь по дрейфующим льдам в сторону Полюса (км)
|
Время в пути (суток)
|
Нагрузка на одну собаку на старте (кг)
|
Среднесуточный переход в сторону Полюса (км)
|
Фритьоф Нансен, Ялмар Иохансен (Норвегия), 1895 г.
|
2 человека, 28 собак
|
Скармливание собачьего мяса
|
84°04'
|
86°13'36"
|
239
|
25
|
27,1
|
9,2
|
Герцог Абруццкий (Италия, Норвегия), 1900 г.
|
10 человек, 102 собаки
|
Снабжающие партии, скармливание собачьего мяса
|
81°50'
|
86°31'
|
520
|
45
|
Нет данных
|
11,55
|
Фредерик Кук (США), 1908 г.
|
3 человека, 26 собак
|
Скармливание собачьего мяса
|
Мыс Свартенвог Северный
|
Северный Полюс (со слов Ф. Кука)
|
962,5
|
35
|
25,4
|
27,5
|
Роберт Пири (США), 1909 г.
|
24 человека, 33 собаки
|
Снабжающие партии
|
Мыс Колумбия (83°06')
|
Северный Полюс (со слов Р. Пири)
|
766
|
37
|
Нет данных
|
20,7
|
Уолли Херберт (Великобритания), 1968-1969 гг.
|
4 человека, 40 собак
|
Авиационное обеспечение
|
Мыс Барроу
|
Северный Полюс
|
Партия дважды находилась в пассивном дрейфе (летний и зимний лагерь)
|
408
|
До 30
|
14
|
Наоми Уэмура (Япония), 1978 г.
|
1 человек, 17 собак
|
Авиационное обеспечение
|
Мыс Колумбия (83°06')
|
Северный Полюс
|
766
|
56
|
Нет данных
|
13,7
|
Дэвид Адамс (Великобритания), 2005 г.
|
5 человек, нет данных по собакам
|
Нет данных по автономности
|
Мыс Колумбия (83°06')
|
Северный Полюс
|
766
|
37
|
Нет данных
|
20,7
|
Георгий Карпенко, Артур Чубаркин (Россия), 2006 г.
|
2 человека, 12 собак
|
Автономно
|
Северная Земля (81°24')
|
Северный Полюс
|
960
|
56
|
56
|
17,1
|
top