От Алдана до верховьев Чары
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Верхне-Чарский геолого-петрографический отряд Прибайкальской геологической экспедиции.
В состав отряда входили: начальник – геолог И. А. Ефремов, петрограф А. А. Арсеньев, ст. коллектор Н. И. Новожилов и ст. коллектор-художник О. Н. Лесючевская.
Основным заданием отряда было геолого-петрографическое и геоморфологическое обследование так называемой Верхне-Чарской котловины: отрезка долины р. Чары от самых истоков, вытекающих из оз. Ляпринда, на протяжении около 90 км до начала Чарских порогов. Это задание приобрело особо важное значение в виду предположения о наличии нефти в пределах этой котловины, нефти, так необходимой нашему Дальнему Востоку.
Из Ленинграда отряд 8 июня выехал на ст. Могоча Забайкальской железной дороги, откуда по колесной дороге перевалил через становой водораздел в поселок Тупик на р. Тунгир. В поселке начались переговоры относительно водного и оленьего транспорта для переброски отряда в район Верхней Чары, находящийся в 600 км к северу.
Основной водной артерией края служит р. Олекма, ближе всех других подходящая к Амурской железной дороге, с правыми крупнейшими притоками pp. Тунгир и Нюкта и левым крупнейшим притоком р. Чарой. Наиболее крупным притоком р. Чары является р. Токко.
На восток от р. Олекмы, отделяясь неисследованным участком нагорья, проходит большая водная артерия – р. Алдан с левым притоком р. Амга. На западе к pp. Чаре и к Олекме близко подходит р. Колар, впадающая в р. Витим, лежащую уже за пределами нашего района.
С севера естественной границей нашего района является р. Лена, в которую и впадают все перечисленные реки.
Наконец 4 сентября партия вышла на карбасе (плоскодонное сплавное судно) вниз по р. Тунгир до впадения в р. Олекму (301 км) и дальше вниз по Олекме до устья Хани (350 км от устья р. Тунгир). Отсюда до района Верхней Чары – самое короткое расстояние, всего около 200 км вьючной тропы с удобным низким перевалом.
Но в устье р. Хани оленей достать не удалось. Пришлось переплывать через большие Олекминские пороги в пределы Якутской республики, где оленье поголовье значительно больше, чем в Восточносибирском крае.
Олекминские пороги, протягивающиеся на 170 км, представляют собой огромное препятствие в судоходстве этой большой реки.
На маленьком, с низкими бортами карбасе партия не могла плыть в виду явной опасности крушения.
Во время вынужденной задержки на устье р. Хани А. А. Арсеньевым был проделан геологический маршрут в среднее течение р. Олдонсо.
Этот боковой маршрут был пройден пешком с запасом продовольствия на 10 дней, а так как, кроме водного транспорта, другого в распоряжении отряда не было, пришлось итти пешком без палаток и теплой одежды, хотя уже выпал снег и стояли морозы до – 8°С.
На пути от устья р. Хани до р. Олдонсо перешли 13 перевалов, проходя при этом до 30 км в день. На обратном пути 40 км шли берегом р. Олекмы в ее порожистой части. Остатки продовольствия и образцы тащили в лодке бичевой – операция очень трудная в порогах.
За это время путем нашивки высоких бортов и укрепления носа наш карбас был переоборудован для плавания в порогах, и 3 октября партия вышла на нем вниз.
В виду особенно раннего ледостава партии удалось только круглосуточным плаванием уже с густой шугой доплыть к 16 октября до якутского поселка Кудукель, расположенного на левом берегу Олекмы, всего в 100 км от устья, где карбас и вмерз окончательно.
Несмотря на то, что в последние дни плавания по Олекме шуга пошла сплошной массой, при дружной и упорной работе всей партии, от начальника до рабочего, карбас все же доплыл до первого жилого якутского поселка.
Приходилось прорубать много льда под носом карбаса и зачастую проталкивать его в густой шуге, напиравшей со всех сторон, особенно в узких протоках реки или на тихом плесе.
Всего сплавом отряд прошел около 1 150 км. Из поселка Кудукель вышли на оленях (7 пар которых с большим трудом удалось достать) с первой зимней дорогой в пересечение водораздела Олекма – Токко, отправив одну партию в пересечение Алданского хребта через водораздел Олекма – Анга – Алдан до г. Томмот на р. Алдан.
Снега выпало очень много, и переход от Кудукеля в Токко оказался весьма тяжелым. На нартах лежало по 150–200 кг, что является очень большим грузом для первого снега, без дороги, даже для хороших оленей, а нашим, далеко не отличавшимся силой и крепостью, пришлось помогать почти на каждом, даже небольшом, подъеме.
На еще тонком льду Олекмы у одного из проводников провалились две нарты под лед, и по извлечении их из воды пришлось выбросить весь табак, почти все спички и большую часть сахара.
На перевале в р. Тану (правый приток Токко) снег оказался глубиной до 2 м. Приходилось ежедневно по глубокому снегу протаптывать дорогу впереди оленей.
Перейдя р. Токко, отряд попал в производственно-охотничью станцию Якутзаготпушнины на расстоянии 180 км от поселка Кудукель. Отсюда вторая партия под руководством Н. И. Новожилова вышла вниз по р. Токко до ее устья (120 км) и дальше до г. Олекминска, откуда она зимним путем выехала вниз по Лене до Чурана. Из Чурана по автомобильному тракту через г. Алдан на ст. Б. Невер и из Невера по железной дороге вернулась на базу отряда – ст. Могочу Забайкальской железной дороги – лишь в конце января 1935 г.
Основная партия отряда в составе тт. Ефремова, Арсеньева и рабочего Яковлева вышла вверх по р. Токко до ее вершины и оттуда перевалила в р. Чару в районе Чарских порогов, затем вверх по Чаре до ее истоков.
Маршрут по pp. Токко и Чара был пройден в середине зимы – в самые холодные месяцы. Пришлось срочно делать всевозможные приспособления, которые хоть сколько-нибудь облегчали работу при такой низкой температуре. Срочно обшивались все металлические приборы, чтобы к ним можно было прикасаться голыми пальцами, не боясь их отморозить. Все компасы были обшиты кожей.
Сконструировали упрощенную планшетку, прикрепленную на груди, при помощи которой велась глазомерная топографическая съемка. В запас заготовлялись рукоятки на геологические молотки. При таких морозах и при работе на кристаллических архейских породах ручки у молотков выдерживали очень короткий срок, так как не вполне выдержанное дерево легко крошится.
В морозы свыше 40°, которые стояли почти половину всего времени маршрута, сильно затруднял съемку густой туман, поднимающийся над многочисленными полыньями реки, а также и над нартовым караваном от дыхания оленей.
В большой мороз туман очень долго не рассеивается, висит густой пеленой над долиной реки и при отсутствии ветра держится весь день.
При работе в районе Чарских порогов (во время 45–52° мороза) самым большим препятствием был ветер, который здесь дует постоянно, достигая такой силы, что весь снег начисто сдувается из Чарского ущелья, оставляя чистый, как стекло, лед и голые камни. Идти против такого ветра почти невозможно, даже олени очень часто останавливаются и отворачиваются от ветра.
Зачастую в узких местах долин большим препятствием служат наледи на реках. В январе наледи начинают усиленно прогрессировать, так как реки к этому времени промерзают уже глубоко. Над этими наледями стоит всегда самый густой туман, сильно затрудняющий продвижение.
На Чаре партия закончила свою работу к 12 января 1935 г. и, не меняя оленей, чтобы не терять времени, тронулась в обратный путь по р. Кемень, в пересечение самого высокого хребта в восточном Забайкалье – Удокан.
Р. Кемень, прорезая хребет Удокан, образует в верхнем течении пороги, в которых нет никакого прохода руслом реки. Пришлось на нартах влезть по голым гранитным россыпям на крутой склон высотой до 150 м. Нарты при этом разгружались наполовину, и люди таскали по очереди каждую из нарт наверх. На этот подъем был потрачен целый день.
Перевалив р. Калар (Витимской системы), партия поехала по руслу реки почти до самого прииска. В это время Калар уже сильно промерз и изобиловал наледями, по которым и ехали, часто попадая в воду, иногда до 0.5 м глубиной.
От прииска Калар выехали по зимней дороге уже на лошадях. Ехали до поселка Тупик подряд 5 дней, круглые сутки, останавливаясь на зимовьях только для кормежки лошадей.
Только от Тупика до ст. Могоча доехали на современном виде транспорта – грузовых автомобилях треста «Верхамурзолото».
Всего пройдено Верхне-Чарским отрядом около 2750 км маршрута, из которых с геологической и топографической съемкой около 1600 км.
Из 1600 км маршрута только 600 км пройдено без снега или с первым мелким снегом при небольших морозах. Остальные 1000 км рабочего маршрута сделаны глубокой зимой (ноябрь, декабрь, январь) по снегу, с морозами, достигавшими до – 60° С.
Работать в зимних условиях при такой низкой температуре пришлось впервые.
И все же работа была доведена до конца и значительно перевыполнена против первоначального задания. Так, например, встреченная обнаженность была настолько полна, что представляется возможным дать карту масштаба 1:500000, вместо обусловленного заданием масштаба 1:1000000.
Район работы отряда в большей своей части является совершенно новым.
Работы предыдущих исследователей касаются исключительно района собственно Верхней Чары, в пределах котловины. Области р. Токко, р. Олекмы в ее нижнем течении от Хани до устья и водоразделов Чара-Токко, Токко-Олекма и Олекма-Алдан являются «белыми пятнами», никем ранее не посещенными.
По нижнему течению Олекмы плавал только геолог Е. С. Бобин (в 1928 г.), но и он результатов не опубликовал.
Географические координаты исследованного района лежат в пределах 115° и 125° в. д. и 55° – 60° с. ш. Это – район крайнего восточного Забайкалья, где сходятся границы: Восточносибирского края, Дальневосточного края и Якутской АССР.