Экспедиция на восток Кольского полуострова



Экспедиция на восток Кольского полуострова

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

На геологической карте Кольского полуострова преобладает красный цвет различных оттенков. Красным, как известно, обозначаются кислые породы – гранитоиды, которые в строении Кольского полуострова играют существенную роль и имеют разнообразную минерализацию. Граниты имеют различный возраст и происхождение. Однако в характеристике гранитов много неясного. До последнего времени остается спорным вопрос о положении различных гранитоидов в схеме стратиграфии региона, а в связи с этим приуроченность тех или иных месторождений к определенным этапам магматической деятельности. Совершенно не изучена специфика минералого-геохимических особенностей каждого возрастного комплекса гранитоидов.

С целью решения этих задач Кольским филиалом Академии наук СССР была включена в программу научных работ тема «Минералого-геохимическая характеристика гранитоидов Кольского полуострова», предусматривающая проведение широких полевых работ. В 1959 г. в экспедиционных сборах материала участвовало два отряда, из которых один проводил исследования на западе, другой – на востоке полуострова.

В составе западного отряда работали молодые научные сотрудники, недавно окончившие Московский университет, И. А. Бергман и Н. Н. Бузаев н коллекторы – школьники девятого класса В. Васильев и А. Козлов. Восточным отрядом руководил старший научный сотрудник И. В. Бельков, а его членами были М. П. Базанов, А. А. Егоров, В. В. Капитонов, И. Ф. Шикторин и автор этих строк. Перед восточным отрядом стояли более сложные задачи, а работать предстояло в трудных условиях, но все участники этого отряда уже много лет работали на Кольском полуострове, неоднократно участвовали в экспедициях и поэтому имели необходимый опыт и подготовку.

В восточную часть Кольского полуострова удобнее всего попадать воздушным путем. Чтобы не перегружать самолет, приходится брать с собой лишь самое необходимое. Снаряжение, продукты были получены и упакованы к 9 июля. На 10 июля назначили вылет. В этот день у нас в Хибинах с утра стояла чудесная солнечная погода, но когда мы приехали на аэродром, диспетчер сообщил, что на востоке погода не летная, и отправление пришлось отложить на следующий день.

11 июля мы снова на аэродроме, и на этот раз, несмотря на низкую облачность, вылет разрешен. И вот уже наш АН-2 поднялся над Хибинами, пролетает Умбозеро и держит курс на восток над бескрайней тундрой; внизу сплошь вода и топи. Но на самолете пространства покрываются быстро – и через час показался поселок Краснощелье. Пролетаем над обнаженными гранитными высотами, делаем вираж и садимся на песчаное поле, граничащее с сосновым лесом.

Специфика нашей работы такова, что мы должны охватить исследованиями как можно большую территорию. Это и решило выбор места работ – бассейн р. Поноя.

Поной – крупнейшая река на Кольском полуострове. По ней легко передвигаться и можно охватить исследованиями территорию протяженностью свыше 200 километров. Важно и то, что Поной пересекает все четыре выделяемые в настоящее время возрастные группы гранитоидов.

Граниты окрестностей Краснощелья – наш первый объект для исследования. Здесь широко развиты олигоклазовые, частично мигматизированные граниты. Мы взяли их образцы и направились дальше.

Для быстрейшего преодоления участка среднего течения р. Поноя, заболоченного и не представлявшего для нас интереса, мы наняли в Краснощелье моторную лодку. Она должна доставить нас к устью р. Лебяжьей.

В путь пустились утром следующего дня. За моторной лодкой на буксире шла еще лодка, в которой разместились все мы – шесть членов отряда – и наш груз.

Уже в нескольких километрах ниже Краснощелья прекрасные сосновые леса сменились обширными заболоченными пространствами.

Только у самого берега стоит «забор» из старых корявых берез и мшистых елей, нередко нависающих над водой. За лесом – ровные площади болот, на фоне которых поблескивают озера и старицы. Вдали поднимаются каменистые сопки – выходы щелочных гранитов.

Но вот цепь таких высот подходит ближе к реке. Мы подъезжаем к поселку Чальмны-Варрэ. Он расположен на коренных обнажениях щелочных гранитов и амфиболитов. Поселок состоит из нескольких десятков домов, среди которых выделяется своими размерами школа-интернат.

Остановка в Чальмны-Варрэ была недолгой, и мы снова плывем вниз. Вскоре проходим так называемые Каменные озера. Это порожистый участок с множеством камней, полузаросший осокой. Мы миновали его благополучно, почти нигде не задев камни.

В 12 часов ночи у устья р. Лебяжьей, левого притока Поноя, остановились на ночлег. Наутро простимся с мотористом – он вернется назад, а наш дальнейший спуск по Поною, который становится более порожистым, будет продолжаться на резиновых лодках.

В каждую из трех лодок уложены продукты и снаряжение. На корме и носу по человеку с веслом в руке. И вот наш караван поплыл вниз по течению. Впереди – порог. Его мы проскочили быстро, огромные каменные глыбы стремительно промелькнули мимо, а за лодками остались лишь следы бурунчиков.

За порогом Поной снова широкий, со спокойным течением. Берега становятся высокими, довольно крутыми, а порой и обрывистыми. Здесь расположен ряд массивов различных гранитов. Мы то и дело останавливаемся и прокладываем маршруты в стороны от Поноя. Для выяснения взаимоотношений между гранитами различных групп были составлены детальные разрезы и карты, взяты пробы гранитов, для детального минералого-геохимического анализа отмыты фракции тяжелых минералов (шлихи).

Для того чтобы получить достаточное количество шлиха, необходимо раздробить, просеять и отмыть большое количество гранита, иногда до сотни килограммов. В течение нескольких лет работы мы выработали свой «механизированный», как в шутку называют коллекторы, способ дробления. Прямо на массиве, где нужно взять шлих, выбирается плоская или слегка наклоненная плита гранита. К ней подносятся свежие образцы гранита. Дробление происходит при помощи кувалды, к ручке которой привязывается веревка с палочкой на конце. Один коллектор ритмично поднимает и опускает кувалду, подтягивая ее за веревку, одновременно он же ногой пододвигает под кувалду нераздробленные куски гранита. В это время второй коллектор направляет удар, держа кувалду за ручку. При этом способе дробления руки устают значительно меньше, чем если дробить непосредственно кувалдой, держа ее за ручку. В случае дождливой погоды над дробильной плитой натягивается тент.

Собрав материал, характеризующий граниты очередного участка, мы снимали лагерь, грузили все на лодки и плыли дальше вниз к следующему месту работы.

Так, постепенно спускаясь от одного массива к другому, 25 июля мы доплыли до Каневки – селения на левом берегу Поноя у впадения в него р. Югоньки. Место это очень живописно. Вокруг поселка на холмах сосновый лес. Сосны и березы растут и в самом поселке возле домов. На высоком холме на правом берегу р. Югоньки видна стройка нового клуба. Стучит движок электростанции; на краю деревни – недавно построенная общественная баня.

Каневка – один из центров оленеводства на Кольском полуострове. Здесь большой оленеводческий совхоз и звероферма. Ежедневно (если погода летная) прилетает почтовый самолет, доставляющий свежие газеты, журналы и кинокартины.

На берегу нас окружили ребятишки и целая свора собак, которых в поселке очень много. В Каневке мы не первый раз и останавливаемся у старого знакомого – Канева Василия Федоровича, основателя Каневки. Хозяин и хозяйка встретили радушно. Мы поспешили на почту, где нас ждали письма и телеграммы от родных, в библиотеке прочли свежие газеты.

К вечеру, пополнив запас продуктов и оставив собранные образцы и пробы, снова пустились в путь. В этот день мы проплыли до Колмацких порогов, где остановились на ночлег.

Наутро, подкачав лодки, начали спускаться вниз. Вначале шли осторожно по мелким участкам вдоль левого берега, но затем, опасаясь наскочить на камни, вышли на середину реки. Течение подхватило лодки и стремительно понесло вниз. Тут нужно было не зевать и отгребать то справа, то слева, чтобы не налететь на камни. Берега мелькали быстро, два километра порожистого участка проскочили за несколько минут.

Ниже Колмацких порогов течение Поноя быстрое, река зажата крутыми высокими берегами, вода кажется темной.

Во время переездов нам в основном сопутствовала хорошая погода, но незадолго до конечного пункта маршрута – устья р. Пурнач – поднялся ветер и начался сильный дождь. Промокшие насквозь, мы подъехали к очень живописному правому берегу Поноя у впадения в него р. Пурнач. Уютная поляна на береговой террасе оказалась сплошь расцвеченной цветами шиповника, иван-чая, колокольчика, гвоздики и других растений, и на фоне этого пестрого ковра величественно стояли куполовидные кусты темно-зеленого, почти черного можжевельника. Здесь мы и разбили свой лагерь. Было очень приятно обсушиться у хорошего костра и выпить крепкого горячего чая.

В последующие несколько дней шел дождь и дул холодный, проникающий всюду ветер, зато не было ни комаров, ни мошки, и не надо было мазаться диметилфтолатом.

Район Пурнача оказался очень интересным в смысле выяснения взаимоотношений гранитов разновозрастных групп. Выявилась интересная тектоника гранитов, которые собраны вместе с вмещающими породами в пологие куполовидные складки, очень хорошо прослеживаемые вдоль берегов рек.

Обнаженность по берегам Поноя и в нижней части Пурнача идеальная. На несколько километров непрерывно тянутся обрывы, вскрывающие коренные породы. В этих обрывах можно отчетливо видеть взаимоотношения между гранитами и амфиболитами, гранитами и гнейсами и между отдельными группами гранитов.

От Пурнача мы начали обратный путь вверх по течению Поноя. В пути сделали три остановки, где продолжали наши исследования. Весь груз был уложен на две лодки, которые тянули с помощью бечевы, привязанной к носовой части лодки. К носу же лодки привязывался длинный шест. Один человек с бечевой шел впереди и тянул лодку, второй, упираясь шестом, обводил лодку вокруг камней. Поной к концу лета значительно обмелел, вблизи берега торчало множество камней. Поднимаясь таким способом против течения, иногда очень сильного, проходили немногим более десяти километров в день.

Мы вернулись в Каневку и стали ждать заказанного заблаговременно на 20 августа самолета. К этому дню упаковали все образцы и снаряжение и перенесли грузы на посадочную площадку.

Днем 20 августа прилетел самолет. Два с половиной часа полета – и мы снова в Хибинах, полны впечатлений минувшего путешествия, с новыми интересными данными по гранитам.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru