Опыт экспедиции Русанова
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Владимир Александрович Русанов (1875—1913) - русский полярный исследователь. В 1907 г. предпринял первую поездку на Новую Землю. В 1908 г принимал участие во французской экспедиции Ш. Бернара на Новую Землю в качестве геолога. В период 1910-1911 гг. возглавлял русские экспедиции на Новую Землю, в 1912 г. возглавил экспедицию на Шпицберген на судне «Геркулес». Во время этой экспедиции вместе с судном и экипажем пропал без вести у берегов Таймыра.
Экспедиция 1910г. осуществлялась на судне «Дмитрий Солунский», которое, по оценке самого Русанова, «не боится льдов и обладает сильным мотором», стоимостью 35 тысяч рублей. В качестве дополнительных транспортных средств предполагалось использовать две гребные шлюпки, две лодки, в том числе одну моторную и один парусный бот.
Экспедиция была снабжена научными приборами. В научном оснащении экспедиции оказали помощь принц Монакский и Гидрографическое управление во главе с его начальников Вилькицким. Из Монако были получены гидрологические инструменты, Гидрографическое управление поставило астрономические приборы, в том числе три хронометра. Все снаряжение экспедиции стоило 40-50 тысяч рублей.
В запас продовольствия входили сухари, рис, гороховая мука, клюквенный экстракт и тапиока, «которые пригодились в предстоящем плавании, внеся определенное разнообразие в питание участников». У ненцев закупили также оленьи шкуры вместо матрацев на постели, непромокаемые сапоги из тюленьего меха и сотню крупных яиц кайры для камбуза. У местного населения также закупалась одежда - малицы.
Экспедиция 1911 года была осуществлена на моторной лодке. Моторная лодка «Полярная» имела 10 м в длину, осадку менее метра и грузоподъемность примерно в пять тонн. Она была оснащена двигателем «болиндер» мощностью в пять лошадиных сил. Предполагалось использовать лодку для обследования неизвестных фарватеров среди малоизвестных островов и скал. Необходимого груза оказалось так много, что он не умещался в «Полярной», пришлось взять с собой фансбот — промысловую лодку норвежской конструкции, чтобы тащить за собой на буксире. Для работы на ограниченных, защищенных от волнения акваториях решили использовать разборную байдарку фирмы «Бертон», вполне оправдавшую себя.
Численность экспедиционного состава соответствовала размерам судна: руководитель экспедиции Русанов, топограф и метеоролог Э.П. Тизенгаузен, ненец Тыко Вылка и два матроса.