Особенности санитарного обеспечения полярных плаваний
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
В. Шестов в работе «Санитарное обеспечение плаваний в северных морях» перечисляет требования, предъявляемые к полярной одежде.
Гигиеническое значение одежды заключается в поддержании температуры тела на определенном уровне для сохранения теплового равновесия, а также для предохранения тела от загрязнения. Одежда уменьшает теп- лопотери человеческого тела на 25—30% вследствие малой теплопроводности тканей, содержащих большое количество заполненных воздухом пор.
«Хорошо одеваться на Севере - не такое простое дело»,— пишет А. И. Минеев, - особенно это относится к специалистам морского флота. На судне в обычном сухопутном северном или летном, как наиболее теплом, обмундировании с трудом можно спускаться в люки и двигаться по переполненным до отказа палубам. У эскимосов отзыв о человеке «он умеет одеваться» является высшей похвалой. Различные полярные экспедиции снабжались полярной одеждой по-разному. Так, доктор И. И. Тржемесский следующим образом описывает выданное в их экспедиции обмундирование и пользование им: «На судне «Эклипс» все ходили в шерстяном белье и обычной одежде. Для работ вне судна, в зависимости от погоды, надевались, кроме того, или толстая шерстяная вязанка (поверх тонкой шерстяной рубахи), или ветровая рубаха и такие же брюки (поверх обычной одежды), первая из довольно толстой и очень плотной хлопчатобумажной ткани, вторые из тонкой, но плотной такой же ткани. В очень холодное время надевали двойной комплект шерстяного белья, толстую шерстяную вязанку и ветровую одежду. Кроме того, все, кому приходилось более продолжительное время находиться на льду, были снабжены короткими меховыми куртками, покрытыми сверху кожей; куртки эти надевались обычно на тонкую шерстяную рубаху или на обычную одежду.
В санных партиях употреблялись шерстяная и ветровая одежда, кроме того для всех участников этих партий были сшиты куртки из оленьего меха, но хотя их и брали с собой в очень холодное время, пользовались ими очень мало, так как для очень быстрой ходьбы с собаками, поднимания нарт и тому подобного они были слишком тяжелы и вызывали сильное потение.
Для рук в зависимости от погоды пользовались шерстяными или меховыми рукавицами, покрытыми кожей, или же поверх шерстяных надевали рукавицы, сшитые из плотной хлопчатобумажной ткани. Для участников санных партий были сшиты, кроме того, рукавицы из оленьего меха, но их хотя и брали с собой в холодное время, но мало пользовались. Все участники экспедиции с начала зимовки тренировались, привыкая к холоду, таким образом, что число слоев одежды увеличивалось постепенно, по мере понижения температуры воздуха».
По мнению В. Шестова, «одежда моряков в арктическом плавании должна быть сшита применительно к условиям их работы. Для кочегаров необходимы костюмы из хорошо проницаемой для воздуха, мало теплопроводной ткани.
Для верхней команды, работающей на открытой палубе, в особенности в штормовых условиях, наоборот, одежда должна отличаться высокой ветрозащитностью, то есть относительно малой проницаемостью для воздуха и малой теплопроводностью.
С этой точки зрения верхняя одежда арктических моряков должна напоминать верхнюю одежду летчиков, состоящую из наружного ветрозащитного и внутреннего теплоизолирующего слоя, из ткани (или меха) с большим количеством наполненных неподвижным воздухом пор».
В экипировке членов экспедиции Барлетта основное внимание обращалось на снабжение теплым бельем. По рекомендации доктора Маккей, было выдано егеровс- кое белье, как предохраняющее от простудных и ревматических заболеваний.
Так как в условиях арктического плавания наблюдаются резкие изменения метеорологических условий, необходимо обеспечение команды различными костюмами применительно к изменениям погоды, сшитых по индивидуальным меркам.
«В арктических условиях имеет также большое значение применение тканей, обладающих весьма малой водоемкостью и проницаемостью для воды (например, импрегнированные ткани).
В условиях судовой жизни, особенно при дальних плаваниях, обычное белье лучше заменять трикотажным, так как оно, обладая высокой воздухопроницаемостью, удовлетворительно впитывает влагу, не стесняет движений и легче стирается, что особо важно при самообслуживании.
Одежда, выдаваемая для полярных плаваний, должна быть не только теплой, но и удобной, т. е. легкой, свободной, аккуратно и по размерам сшитой и полностью соответствующей специфическим условиям работы и быту моряков полярного плавания. В отношении окраски тканей для полярных плаваний нужно выбирать такие цвета, которые отражают минимум тепловых лучей и поглощают максимум.
Целесообразнее дифференцировать выдаваемое обмундирование по специальностям, т. е. выдавать не вообще полярное обмундирование, а полярное обмундирование для матросов, кочегаров, машинистов и т. д. Иногда выдаваемое стандартное обмундирование, не будучи подобранным по росту, недостаточно защищает от ветра и холода». Список обмундирования, выдаваемого морякам Главсевморпути, приводится в таблице ниже.
По опыту прежних экспедиций и плаваний В. Шестов предлагает список образцов полярного обмундирования и норм вещевого снабжения.
Некоторые работники из руководящего состава в плавании 1936 г. получали, кроме того, летное кожаное пальто с мехом, кожаные брюки, летний меховой шлем и фетровые сапоги.
Нормы и образцы полярного обмундирования для руководящего состава:
Рубахи из х/б — 2 шт.
Кальсоны фланелевые — 2 шт.
Кальсоны шерстяные — 2 шт.
Свитер шерстяной — 1 шт.
Шарф шерстяной — 1 шт.
Ветровая одежда — 1 шт.
Куртка ватная — 1 шт.
Брюки ватные — 1 шт.
Полотенца — 1 шт.
Летное кожаное пальто — 1 шт.
Кожаные брюки — 1 шт.
Летный меховой шлем — 1 шт.
Ватное полупальто — 1 шт.
Фетровые сапоги — 1 шт.
Носки шерстяные толстые — 1 шт.
Рукавицы меховые — 2шт.
Кухлянка — 1 шт.
Пимы нерпичьи — 1 шт.
Чулки меховые толстые — 1 шт.
Шлем шерстяной — 1 шт.
Шапка — 1 шт.
Список одежды и спальных принадлежностей на одного человека
Одеяло спальное из оленьих шкур с парусиновым чехлом – 1 шт. (В парусиновом чехле, чтобы не забиралась пыль в дороге)
Шкура оленья -1 шт. (В качестве подстилки)
Пимы оленьи
Стельки войлочные - 2 пары (1 пара в запас)
Тоботы (чертоходы) - 1 пара (На случай сильных морозов)
Кухлянка (или совик) - 1 пара
Перчатки шерстяные - 2 пары (1 пара в запас)
Перчатки лосиные - 1 пара (Для работы на стоянке)
Рукавицы камусные двойные - 1
Белье теплое вязаное - 1
Белье холодное трикотажное - 2 пары (1 пара в запас)
Носки шерстяные толстые - 2 пары (1 пара в запас)
Свитер шерстяной – 1 (Поверх меховой одежды на случай пурги и ветра)
Ветровая рубашка шелковая - 1
Ветровые штаны - 1
Платки носовые - 4
Полотенце -1
В.Шестов отмечает: «Очень оригинально одеваются чукчи — их кухлянка (рубаха) делается из оленьих шкур с большой шейной вырезкой, через которую можно вытянуть руку из рукава. Из таких шкур у них сделаны шаровары и из более тонких шкур сапоги, называемые торбозами».
В плавании 1936 г. большим успехом пользовались меховые полушубки и ватные полупальто, а громоздкое летное кожаное пальто оказалось менее удобным.
Врач П. Калмыков предложил для летчиков и полярников одежду из «заменителя» - искусственной ткани. Эта одежда состоит из двух слоев особой ткани: верхнего, малопроницаемого для воздуха, называемого «ветрозащитным», и внутреннего, рыхлого и легкого, напоминающего основу меха. «При сравнительных испытаниях одежда из заменителя оказалась легче меховой и лучше защищающей от холода. Кроме того, при этом нужно учесть, что эта одежда дешевле и доступнее меховой, так как мех сравнительно дефицитен.
Выдаваемые в плавании шарфы надо считать не особенно гигиеничными, они изнеживают кожу шеи и этим способствуют появлению ангины и простудных заболеваний.
Для вахтенной службы нужно выдавать пимы, малицу или меховую шубу, потому что даже кожаное меховое обмундирование, как показал опыт, недостаточно хорошо защищает от холода при длительном нахождении на вахте».
Поскольку стирка белья в полярных плаваниях бывает не особенно частой, рекомендуется выдавать личному составу не менее 7 - 10 пар нательного и постельного белья.
Рекомендации по использованию обуви
Основное назначение обуви заключается в защите ног от охлаждения, сырости, загрязнения и травматических повреждений. Обувь по своему покрою должна соответствовать размерам и анатомическим особенностям стопы, обеспечивать естественное свободное расположение пальцев стопы и быть достаточно свободной и удобной как в покое, так и при ходьбе.
Материал обуви должен быть достаточно стойким по отношению к различным метеорологическим факторам, достаточно мягким и эластичным, мало теплопроводным и в достаточной степени воздухопроницаемым.
Внутренняя обувь (носки и портянки) должна обладать высокой воздухопроницаемостью, малой теплопроводностью и достаточной гигроскопичностью для быстрой адсорбции водяных паров, образующихся на поверхности стопы.
Сохранение высокой воздухопроницаемости внутренней обуви возможно лишь в том случае, когда она будет чиста и суха. Внутренняя обувь во избежание потертости ног должна быть достаточно эластична, без грубых швов, дыр и складок.
Доктор Тржемесский пишет, что во время плавания судна «Эклипс» «осенью и весной пользовались лопарскими башмаками (из сыромятной бычьей кожи, пропитанной жиром), в которые вкладывались стельки из оленьей шкуры или березовой коры, обшитые сукном; на ноги надевались толстые шерстяные носки или такие же чулки.
Эта обувь очень хороша, когда не очень мокро, так как в последнем случае она становится проходимой для воды.
Нормы снабжения одеждой и обувью
Первая цифра в списке - нормы обязательного минимального снабжения на 1936 г,, вторая - нормы, рекомендуемые Гидрографическим управлением
Полушубок - 1-1
Шапка теплая - 1-1
Валенки - 1 пара-1 пара
Галоши - 1-1
Сапоги высокие - 1-1
Куртка ватная - 1-1
Брюки ватные - 1-1
Варежки шерстяные - 1 пара-3 пары
Прозодежда за счет команды
Портянки шерстяные - 2 пары-1 пара
Рубахи теплые - 2-4
Кальсоны - 2-4
Свитер шерстяной - 1
Носки шерстяные - 2 пары-6 пар
Носки бумажные - 2 пары-6 пар
Шарф шерстяной - 1-1
Костюм рабочий парусиновый – 0 -2
Фуфайки шерстяные - 0 - 6
Кальсоны шерстяные - 0-6
Чулки шерстяные - 0-6
Суконные брюки (толстой шерсти)-1-1
Куртки кожаные на фланели - 0-1
Ветровая одежда -0-1
Портянки-3 пары- 0
Плащ непромокаемый - 1-0
Рукавицы кожаные - 1 пара
Рукавицы меховые - 1 пара
Перчатки шерстяные - 2 пары
Дождевое платье - 1
Шлем шерстяной -1
Меховые башмаки - 1 пара
Простыни – 0 -6
Наволочки – 0 - 6
Полотенца - 0-2
Одеяла - 0 -1
Зимою все ходили в финских башмаках (из оленьей шкуры волосом наружу), в которые вкладывались такие же стельки, как в лопарские башмаки, на ноги обычно надевались длинные толстые шерстяные чулки и одна или две пары таких носков. Это прекрасная обувь для холодного времени, только требует очень тщательного ухода, а именно — высушивания каждый раз после употребления».
В 1936 г. в плавании носили кожаные сапоги, бурки и валенки. С гигиенической точки зрения пимы и пьяксы надо считать наиболее подходящей обувью для полярных стран и полярных плаваний.
Рекомендации по использованию головных уборов
От головного убора требуется надежная защита головы от дождя, снега и ветра. Головной убор не должен сдавливать головы и должен защищать глаза от прямых солнечных лучей. Головной убор должен быть водонепроницаем, но вместе с тем легко проходим для воздуха и кожных испарений, и отвечать всем требованиям профессиональной работы. Части головного убора, которые прилегают к коже головы, должны хорошо впитывать влагу и пот, иначе последние будут скапливаться и падать на лицо. В морском головном уборе не должно быть металлических частей, могущих оказывать влияние на компас и различные чувствительные к металлу приборы.
Доктор И. И. Тржемесский пишет, что во время экспедиции на «Эклипсе» в холодное время пользовались меховыми шапками с наушниками, а во время очень сильных морозов или сильного ветра поверх шапки надевался шлем, сшитый из плотной, толстой хлопчатобумажной ткани и обшитый по краям оленьим мехом, так что можно было прикрыть лицо.
В экспедиции 1936 г. выдавались шапки-ушанки и летные шлемы с мехом внутри. «Для летнего времени это, пожалуй, самый подходящий головной убор. Зимой же лучше всего выдавать шапку-ушанку с двойным мехом: внутри и снаружи. Эта шапка достаточно хорошо противостоит сырости и предохраняет голову и лицо от охлаждения».
Особенности спальных принадлежностей
Обычно все полярные экспедиции прошлого снабжались спальными мешками для сна на льду при санных переходах.
С гигиенической точки зрения спальные мешки целесообразнее заменить меховыми одеялами, так как выделяющаяся во время сна влага конденсируется в шерсти спального мешка, мешки покрываются льдом и плохо согревают. В экспедиции Бартлетта спальные мешки не применялись. По мнению руководителя, мешок связывает человека, и участники экспедиции боялись в случае разламывания льда погибнуть во время сна. Бартлетт по этому поводу пишет: «Накрыв нары мехами, мы укладывались спать. Спали одетыми, ничем не покрываясь. На морском льду небезопасно употреблять спальные мешки. Лед треснет, они могут связать по ногам и рукам, и вы погибли».
Защита глаз
Для предупреждения заболеваний снежной слепотой всем морякам Северного морского флота необходимо выдавать очки-консервы с янтарно-желтыми, ярко-зелеными или синими стеклами.
В плавании 1936 г. выдавались различного рода очки.
Наиболее подходящими были очки со стеклом слабо желтого цвета и замшевой подкладкой. Такие очки не ослабляют видимости и не вызывают раздражения кожи; являясь довольно портативными и удобными при носке.
Состав и калорийность арктического пайка
Как утверждает В. Шестов, «питание в условиях арктического плавания, помимо общих, достаточно известных гигиенических требований, должно быть повышено по своей калорийности, в связи с усиленной отдачей тепла, в зависимости от метеорологических факторов. Арктическое питание должно содержать также достаточное количество продуктов с длительной сохраняемостью в них витаминов. Продукты питания должны иметь сравнительно небольшой объем и удовлетворять требованиям длительного хранения без порчи и изменения своего состава».
Так как консервированные продукты быстро надоедают, а запас свежих продуктов ограничен, рацион питания для арктических плаваний должен отличаться высоким разнообразием. При выборе продуктов необходимо считаться с ограниченными возможностями их кулинарной обработки в условиях плавания.
Санитарно-пищевой надзор должен осуществляться судовым врачом в части: 1) калорийности рациона; 2) качества продуктов питания, вкусовых веществ; 3) условий доставки их и приемки на судно; 4) условий хранения их на судне; 5) процесса приготовления пищи и хлебопечения; 6) правильности организации питания, т. е. рационального составления меню — раскладок и пищевого режима; 7) наблюдения за состоянием здоровья всех работников пищевого блока.