Опыт перелета В.Чкалова через Северный полюс
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Валерий Павлович Чкалов (1904—1938) - советский летчик - испытатель, совершивший в 1936-37 гг. вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым беспосадочные перелеты по маршрутам Москва - о. Удд и Москва.
Северный полюс - Ванкувер (США). Перелет через Северный полюс В. Чкалова.
Перед осуществлением беспосадочного полета экипаж прошел многочисленные тренировки. Предполагалось использовать горючее самого высокого качества сто единиц. «Это означало, что мотор будет работать безотказно и эффективно», - писал В. Чкалов.
Одновременно с тренировкой экипажа шла подготовка снаряжения. По свидетельству летчика М. Водопьянова, «испытания самолета и мотора дали прекрасные результаты, но все же штаб обеспечил участников перелета всем необходимым на случай вынужденной посадки. Тяжелый сухопутный самолет мог опуститься даже на воду. Для этого были сделаны специальные приспособления, позволяющие ему держаться на воде. Кроме того, на борту находилась прорезиненная пневматическая лодка, испытанная на реке Клязьме».
В маленькой комнатке в Рыбном переулке Москвы помещался штаб экспедиции. Сюда приносили образцы тары, керосиновых печек, ножей, посуды, обуви, белья, меховой одежды, табака и пищевых концентратов. Конструкторы, инженеры, рабочие старательно выполняли все заказы экспедиции.
Как писал сам В. Чкалов, «вся страна участвовала в подготовке к нашей экспедиции. На десятках заводов выполнялись отдельные детали для перелета. Комната по соседству с той, где проживал до полета экипаж, напоминала собой склад. Здесь были сложены меховые унты, рукавицы, примус, походная печка, кирка, топор, ракеты, ружейные патроны, весла, аптечки, сапоги и т. д. .Борьба за качество нашего снаряжения видна была во всем, в любой мелочи, начиная от дюралевого весла (взамен деревянного) для спасательной резиновой лодки и кончая бензином».
Все снаряжение было подготовлено в течение двух лет Комитетом дальних перелетов. Питанием, одеждой и специальным снаряжением, рассчитанным на применение в условиях Севера, экспедицию снабжал Институт Авиационной медицины.
Участники перелета были снабжены специальными комплектами одежды, в состав которых входили:
кожаные куртки и брюки на гагачьем пуху;
кожаные сапоги, типа охотничьих;
двусторонние меховые унты;
меховые ушанки;
меховые рукавицы;
шерстяные перчатки, которые одевались под меховые рукавицы;
шелковое и шерстяное белье;
толстые шерстяные свитера;
толстые шерстяные рейтузы;
меховые малицы с капюшоном;
шелковые и шерстяные носки.
Кроме того, участники перелета имели свитера из гагачьего пуха и нерпичьи торбоза.
По другим свидетельствам, в комплект одежды входили следующие предметы:
брюки на меху;
меховые короткие курточки, сверху покрытые хлопчатобумажной тканью (вельветон);
кожаные непромокаемые сапоги;
меховые шлемы с открывающейся маской;
кухлянки (плащ из меха молодого оленя, сверху покрытый брезентом).
Для защиты глаз от солнечных лучей и сверкающего отблеска полярных льдов экипаж снабдили особыми очками со светофильтрами.
В. Чкалов писал об экипировке членов экипажа: «Экипаж получил теплую и удобную одежду. Нам были сшиты кожаные куртки и брюки на гагачьем пуху. Этот костюм очень легок (куртка и брюки вместе весят около 4,5 кг) и водонепроницаем. У каждого кожаные сапоги (типа охотничьих, но облегченные) и двусторонние меховые унты - на случай больших морозов. Голову защищали от морозов меховые ушанки, на руках - меховые рукавицы, надетые на шерстяные перчатки. Кроме того, на самолете было много других теплых носильных вещей: шелковое и тонкое шерстяное белье, толстые шерстяные свитеры и рейтузы, меховые малицы с капюшоном, шелковые и шерстяные носки и другие вещи».
Г. Байдуков описал процедуру экипирования летчика-полярника: «Вниз - шелковое белье. Дальше - тонкое шерстяное. Затем - носки - шелковые и шерстяные, вязаные. Затем свитер и кожаные брюки на гагачьем пуху и, наконец, нерпичьи торбоза. Куртки наденем на самолете. Все это рассчитано и на полет и на случай посадки в Арктике».
По мнению В.Д. Волосюка, неудобными и непригодными для использования оказались тяжелые и грубые бараньи чулки, резиновые боты, а также собачьи рукавицы. Летчик М. Бабушкин писал: «.тяжелое и громоздкое обмундирование доставляет полярным летчикам много неудобств. Обувь в полете должна быть только легкая меховая (чулки; бокари), главным образом из пыжика песца. Применяемые в настоящее время бараньи чулки и резиновые боты для этой цели непригодны. На случай аварий необходимо иметь второй запас обуви - облегченные кожаные ботинки. Шлемы должны быть теплые с подшлемниками из мягкой шерсти. Применяемые сейчас собачьи рукавицы громоздки и грубы, в них с трудом ощущаешь ручку управления. Нужны более эластичные перчатки, хотя бы из замши».
М.С. Бабушкин свидетельствует, что комбинезоны и валеная обувь оказались также неудобны.
В.Д. Волосюк рекомендует для использования в полярных перелетах меховую обувь из пыжика (шкуры молодых оленей), облегченные кожаные ботинки на аварийный случай, эластичные перчатки, очки светофильтровые с теплой, мягкой фетровой маской, спальные мешки с обшивкой. В одной из бесед он советовал иметь вместо комбинезонов, которые нельзя рекомендовать для работы в Арктике, специальную теплую и легкую одежду. «Прежде всего, летчикам необходимо иметь шелковое и шерстяное белье, шерстяные пуховые свитеры, шерстяные чулки: обувь отнюдь не валеную, а меховую и достаточно крепкую и удобную: из верхней одежды - реглан с теплым отстегивающимся мехом; который очень удобен в случае вынужденной посадки: кожаный верх, как более тяжелый, можно везти на санях».
Летчики использовали большие спальные мешки из собачьих шкур.
Из прочего снаряжения были взяты прорезиненная пневматическая лодка с веслами, резиновые спасательные пояса, палатка с двойными стенками из шелковой прорезиненной ткани ярко-красного цвета, охотничьи ружья и оружейные патроны (дюралевые), канадские лыжи-вездеходы, ножи, табак, медикаменты, походная печка, кирка, топор, ракеты, альпеншток, электрические фонари, бинокль, кастрюли, сковородки; специальный примус, не гаснущий на ветру; аварийный агрегат питания для радиостанции.
М. Бабушкин рекомендует: «На случай вынужденных посадок необходимо иметь на самолете: шелковую палатку, спальные мешки из пыжика с хорошей непромокаемой обшивкой; на случай аварии - легкие нарты, на которых можно везти необходимый запас продовольствия, одежды и пр. Лыжи брать на самолет совсем нерационально, так как в случае аварии по застругам на них идти почти невозможно».
Провизия была взята в виде пищевых концентратов, упакованных в резиновые баллоны. Ее вес составлял 115 кг, а количество было рассчитано на 1,5 месяца. Был продуман аварийный запас питания, приготовленный по особому заказу, питательный, вкусный, занимающий мало места.