Опыт Шведско-норвежско-британскй Антарктической экспедиции 1949-1952 гг.
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
В качестве транспортных средств экспедиции использовались три вездехода «Уизела», гренландские собаки, сани двух видов, лыжи, моторные лодки, самолеты. Сани были сделаны из американского ореха, имели железные полозья и сцепления из стального троса. Сани весили около 180 кг при грузоподъемности до полутора тонн. В распоряжении участников экспедиции были и шведские сани «бобслей» с рулевым управлением, состоявшие из двух частей, со сцеплением из твердого железа. Лодки имели в длину 5 м 30 см. Были укреплены для висячего мотора в 12 л.с.; форштевень и борта обиты железом для защиты ото льда.
В рацион питания входили следующие продукты: картофель, фрукты, свежее мясо тюленей, свежая рыба, копченые окорока, масло, сыр, варенье, мармелад, сиропы и десерты в порошке, кофе, чай, рыбные, фруктовые и овощные консервы, сиропы и т.д. Рационы для санных походов, как правило, формировали и упаковывали отдельно.
Собак кормили мясом тюленей, китов, пеммиканом и сушеной рыбой.
В комплект одежды входили следующие предметы. Для головы: толстый лыжный шлем с большим козырьком для защиты от солнца и ветра, а также для того, чтобы поддерживать легкий, проницаемый для воздуха капюшон анорака; меховой капюшон. Для шеи: двойной шерстяной шарф длиной 150 см, шириной 25 см, используемый и как кашне, и как защита для головы. Моделью ему служил зимний шарф английских летчиков.
Корпус защищали толстое шерстяное белье (можно носить рубашку и хлопчатобумажные трусики для облегчения стирки); кальсоны с трикотажным поясом. Нижнее белье имело удлиненные рукава и штанины. В комплект входила рабочая шерстяная рубашка с длинными полами и двойной грудью, «исландка», или толстый пуловер из грубой шерсти с длинным воротником и рукавами, и более легкий пуловер для ношения дома. Оба с обшивкой из кожи на локтях. В качестве верхней одежды использовались анорак и штаны из непромокаемой ткани. Анорак имел капюшон, отороченный мехом белого медведя или россомахи, стягивающийся шнурком. Анорак застегивался на затяжной шнурок на уровне пояса, при работе на свежем воздухе он вкладывался внутрь, чтобы избежать заиндевания ткани. В модели сознательно не использовались застежки «молнии». Модель верхних штанов не предусматривала застежек спереди, широкие на талии штаны затягиваются на щиколотках шнурком. На коленях штаны имели двойную толщину и большие карманы с клапанами для того, чтобы внутрь не забивался снег. В комплект также входили 2 пары брюк: из толстой шерсти и из обычной военной ткани. Для механиков предназначались специальные широкие штаны.
Анораки и шорты из австралийского нейлона оказались хороши для летнего времени на базе, поскольку к ним не прилипал снег. В санных походах нейлон твердел, а зимой становился совершенно твердым.
Для ног предназначались толстые шерстяные носки или мягкие шерстяные туфли с подошвами из растительного материала, крумиры из овчины или собачьего меха шерстью внутрь, толстые стельки, лапландские мокасины из телячьей кожи. Также использовались сапоги с просмоленными швами, полярные сапоги типа Коль- бьёрна Кнудсена, но более высокие с двойным швом и хорошо защищенной подошвой; финские ботинки, покрытые внутри «капонлаком», как и все кожаные предметы одежды. Для дома у участников экспедиции имелись высокие валенки. Летом носились низкие резиновые сапоги и более высокие, предназначенные для работ на корабле, а также английские брезентовые сапоги. Обувь бралась на один-два размера больше той, которая носилась в умеренном климате.
Один из участников экспедиции запасся для себя лично гетрами из оленьей кожи и короткими штанами из собачьей, которые, по его словам, одевал «только в исключительных случаях».
Руки защищали шерстяные рукавицы и рукавицы из собачьего меха, шерстяные перчатки, толстые шерстяные варежки, перчатки и варежки из тонкой непроницаемой кожи для работы; брезентовые рукавицы с ладонью, обшитой кожей; для водителей предназначались специальные рукавицы из собачьей или оленьей шкуры.
Для защиты обуви от влажности был сварен жир по шпицбергенскому способу, состоящий из 2/3 тюленьего жира и 1/3 дёгтя.
Опыт зимовки показал, что удобнее использовать в полярных областях просторную и легкую одежду, которая не стесняет движений. Верхняя непроницаемая для ветра одежда не должна иметь подкладки. Также, по мнению одного из зимовщиков, не следует подшивать кожаную или матерчатую подкладку под одежду и обувь, поскольку в этом случае они плохо сохнут и их почти невозможно чинить.
Для сна и отдыха использовались спальные мешки американского производства.
Из прочего снаряжения были использованы электрооборудование, дизельная установка, радиооборудование, палатки, альпинистское снаряжение (альпенштоки, ледорубы, веревки и т.д.), печки, керосиновые лампы, кухонное оборудование и посуда, постельные принадлежности, хирургические инструменты, ружья и заряды, письменные принадлежности, музыкальные инструменты, паяльные лампы, краска разных цветов и типов, смазочное масло, бензин, керосин.
База зимовщиков состояла из двух жилых домов и мастерской-лаборатории. У участников экспедиции было много сложностей, связанных с протечками потолков и стен в домах, с холодом в них, а также с высыханием и растрескиванием каркасов и досок в домиках. Практический опыт показал, что «дома должны иметь по возможности обтекаемую форму, чтобы оказывать сопротивление напору сильного ветра и выдерживать огромный груз снега; они должны быть несложной конструкции, допускающей легкую и быструю сборку, но в то же время пол, крыша и стены должны быть хорошо изолированы. Вентиляция имеет первостепенную важность. При выборе материалов также необходимо учитывать опасность пожара».
Ящики со снаряжением хранились штабелями, сложенные на улице и укрытые брезентом и досками. Ящики образовывали коридор.