Об истории лыж и креплений
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №3, Мюнхен, март 1965 г.
Перевод с немецкого
С. Й. Лутер
Новое и старое об истории лыж и креплений
Раньше, когда в лыжном спорте было запрещено использовать металлическое крепление лыж, в 1894/95 саксонский фабрикант из Мульды под Фрайбергом получил в Германии юридическую защиту и Австро-Венгрии патент (свидетельство) на производство «стальных съемных креплений». Это были крепления, имитирующие ботинки Голифакса - металлический диск, связанный вращающимся шарниром с железным языком, который сначала продевался через крепкий зажим на лыжный ботинок, только потом в укрепленную на лыже металлическую петлю и потом снова зажимался.
Чтобы пропагандировать это «прикрепление» к лыжам (раньше слово «крепление» не употреблялось), баварский представитель саксонского предприятия «Пасингер–Доставка спортивных товаров» В. Гюмбель выпустил брошюру на 16 страницах: «Азбука снежного спорта». Так как здесь содержались основы по обучению горнолыжной езде, она была наряду с небольшими учебниками Ноймайера (1893) и Блаба (1895) третьим мюнхенским пособием раннего периода. Что касается конькобежного спорта, то здесь разъяснялось, что лыжи находятся в более благоприятных условиях для развития национального немецкого спорта.
В это время велось изучение норвежских лыж и, наконец, было представлено «запатентованное прикрепление». В качестве значительного преимущества подчеркивается то, что несмотря на хорошее управление и легкость в голени, это крепление лыж должно осуществляться только перед выходом на лыжную трассу. Ведущий в то время горнолыжный союз Мюнхена единодушно отказался от этого «укрепления», как очень опасной машины перелома ног, что привело к тому, что Гюмбель остался недоволен своим изданием и продал патент.
Дальнейшем ступенью стал эпизод, также освещающий историю создания лыж. Когда крепление Здарского, основанное на металлических шарнирах, получило распространение в 1897 году, мюнхенский горнолыжный союз опубликовал в «Известиях» Немецко-австрийского альпийского союза от 1898 (стр. 34) коллективный отказ от «такого рода устройств». В ответ на это Матиас Здарский после коротких переговоров отправился в Мюнхен (затем в Гарц), чтобы на Таубенберг (Голубиной Горе), базе мюнхенского горнолыжного союза, продемонстрировать свое снаряжение и способ передвижения уже находящимся в Альпах мюнхенцам. Без сомнения он был впереди в отношении альпийской езды, но тем не менее не имел продолжительного успеха.
Один из благоприятных эпизодов я пережил в то время в Кернтен. Вили Рикмер-Рикмерс, щедрый апостол чемпиона в Лилиенфельд, проводил в 1910 году курс горнолыжной езды рядом с Виллах. К моему большому удивлению он использовал две палки и крепление Лилиенфельд и обучал даже приземлению с падением. Моя северо-альпийская езда на лыжах в этом курсе отразилась в отчете председателя ассоциации в Кернтен д-ру Свобода: «В курсе принимал участие молодой мужчина, с бородой, который как когда-то, во времена святого Бонифация, диким саксам прививалось христианство, привнес нам современный горнолыжный бег».
Это можно прочесть в «Лыжнике», тогдашнем официальном журнале Австрийского лыжного союза.