О принципах и практике классификации маршрутов в горах



О принципах и практике классификации маршрутов в горах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Поварнин П. О принципах и практике классификации маршрутов. Побежденные вершины. 1970–1971. Изд-во «Мысль», Москва, 1972 г.


Задача классификации любого маршрута восхождения заключается прежде всего в том, чтобы дать общую, по возможности наиболее объективную, оценку трудности пройденного пути на вершину. При этом следует учесть не только техническую сложность отдельных участков, но и многие другие факторы, характеризующие маршрут в целом: протяженность, абсолютная высота, заснеженность и оледенение, количество ночевок на маршруте (от них зависит, к примеру, вес необходимого груза – снаряжения, оборудования, питания), климатические условия и, конечно, погода.

В принятой в советском альпинизме классификации путей к вершинам – одиннадцать полукатегорий. Пять категорий, подразделяющихся на полукатегории А и Б, а также шестая категория, которая пока еще не подразделяется.

Самый легкодоступный маршрут имеет полукатегорию 1А. Такой маршрут используется горными туристами или начинающими альпинистами в основном как панорамный пункт. На этом маршруте нет альпинистских трудностей. Сохранен он в классификации, чтобы выделить зачетный маршрут (1Б) для получения значка «Альпинист СССР». Маршруты категории 6Б пока не ведены в советском альпинизме, так же как нет и маршрутов 6А категории трудности.

С развитием альпинизма повышается мастерство восходителей и более сложные пути к вершинам уже не укладываются в существующую систему классификации. Например, восхождение по южной стене на пик Коммунизма может быть оценено только как 6 категории трудности.

Конкретно система оценки по категориям трудности предусматривает вполне определенные требования к маршрутам как определяющим степень квалификации проходящих их альпинистов.

Как уже отмечали, маршруты 1А легкодоступны. Они не требуют специальной альпинистской подготовки.. Они также не требуют применения альпинистского снаряжения и ночевок на маршруте, а следовательно, и бивачного оборудования.

Маршруты 1Б более продолжительны, требуют первоначальной альпинистской подготовки. На них используется альпинистское снаряжение и применяются методы страховки. На отдельных участках может потребоваться и ночевка как под маршрутом, так и на самом маршруте.

Пути к вершинам каждой последующей категории трудности усложняются. Если на маршрутах 2А встречаются сравнительно непротяженные скальные или снежные склоны, требующие хождения в кошках, вытаптывания ступеней в снегу или одновременного движения по скалам, то на основных участках подобных маршрутов уже требуется применение элементарных методов страховки – через выступ, через ледоруб или групповой страховки.

Маршруты 2А отличаются от 2Б тем, что скальные или снежные склоны на них могут быть круче и протяженнее. На отдельных участках, возможно, потребуется рубка ступеней и даже применение крючьев (скорее в учебных или тренировочных целях) только для страховки. На небольших отрезках пути может применяться страховка с места. Но весь путь проходится легко с рюкзаками.

К третьей категории относятся маршруты с еще более крутыми участками в виде достаточно крутых скальных, снежных и ледовых склонов и гребней, требующих основательного владения техникой прохождения в условиях любой погоды. Не исключены на таких маршрутах небольшие скальные стенки. Страховка при прохождении таких путей может требоваться самая разнообразная, нередко с применением крючьев. Для маршрутов этой категории характерны участки скальных гребней с многими «жандармами», снежные гребни с карнизами.

На путях 3Б участки несколько сложнее и протяженнее.

Маршруты 3-й категории трудности входят определяющими в завершение подготовки на второй разряд, и овладение ими открывает путь к дальнейшему совершенствованию в спортивном альпинизме.

4-я категория трудности предъявляет значительно более высокие требования к подготовке спортсменов-альпинистов. Отличаются такие маршруты от предшествующих очень большой сложностью, требующей самой разносторонней спортивно-технической подготовки, значительного технического осмысливания, владения всеми приемами страховки, применения широкого арсенала снаряжения.

Маршруты 4Б отличаются от маршрутов 4А большей протяженностью сложнейших участков, требующих более полного и разностороннего овладения техническими приемами и гибкой тактики. На таких путях нужно быть готовым к организации ночевки на самых сложных участках.

Маршруты восхождения 5-й категории трудности весьма сложны и по силам лишь спортсменам, в совершенстве овладевшим техникой преодоления горного рельефа любого характера и в любых условиях, а также высокой технической грамотности. На таких маршрутах могут встречаться весьма крутые снежные, ледовые и скальные склоны, стенки (даже отвесные), внутренние и внешние углы, расщелины, камины (с пробками), участки скал с натечным льдом (большой крутизны), карнизы. Здесь уже требуется не только высокое спортивное мастерство альпинистов, но и их сработанность, взаимопонимание и взаимозаменяемость. В связи со сложностью маршрутов нужна особо надежная страховка по всему пути.

Крючья на таких маршрутах используются не только для страховки, но иногда и для организации искусственных точек опоры. Поэтому запас их у альпинистов должен быть достаточным, равно как и ассортимент (обычные, лепестковые, шлямбурные, деревянные клинья). При этом следует помнить, что увеличением количества применяемых крючьев не восполнить недостатка мастерства. И на таких маршрутах основным назначением крючьев остается организация страховки, т. е. обеспечение безопасности. Лишь на сравнительно коротких участках они могут применяться для обеспечения лазания. Использование крючьев по количеству больше, чем это необходимо, не может служить причиной для установления сложности маршрута. Но не следует применять их в меньшем количестве, чем требуется для надежного обеспечения безопасности. Это тоже крайность.

Маршруты 5А являются завершающими для получения первого разряда. Поэтому на овладение ими следует обращать самое серьезное внимание.

Пути 5Б и 6 наиболее сложные и входят в классификационные нормы мастера спорта. Переход к ним может быть допущен только после достаточно полного овладения маршрутами 5А. Следует заметить, что число маршрутов 6 у нас сравнительно невелико. И это понятно. Их могут проходить только мастера высокого спортивного класса. Маршруты 6 не так резко отличаются от маршрутов 5Б, особенно для спортсменов, впервые проходящих по таким путям. Поэтому при рекомендации оценки пройденного маршрута нужно быть очень внимательным и предлагать такую высокую категорию, только будучи твердо уверенным, что маршрут ей вполне соответствует. Нужно помнить, что восхождение 6 – высокое достижение для всего советского альпинизма и дается такая категория трудности после серьезного изучения и рассмотрения.

Как уже говорилось ранее, техническая сложность маршрута зависит и от абсолютной высоты трудного участка пути. Например, путь по обычному маршруту на пик Ленина не сложнее 4А, но по затратам энергии и необходимой предварительной подготовки этот маршрут заслуживает оценки 5А.

В связи с этим оказалось, что в 6-ю категорию трудности вошли или протяженные скальные стены, отвесные или даже нависающие, или сложные маршруты с наиболее трудными участками, находящимися на большой высоте. Типичными примерами могут быть кавказские стены типа Ушбинских, Чатына и других с перепадом высот до 1000 м или Памирские с перепадом порядка 2000 м, или стены пиков Энгельса, Маркса, Таджикистана, не говоря уже о семитысячниках.

Многолетний опыт советских альпинистов зафиксирован в виде нескольких тысяч классифицированных маршрутов в различных, достаточно резко отличающихся горных районах. Этот фонд ежегодно пополняется за счет новых первопрохождений.

Итак, основным критерием установления категории трудности любого альпинистского маршрута является его техническая и тактическая сложность. А это зависит от многих причин: характера пути, необходимости применения различного альпинистского снаряжения, использования рациональных и достаточных мер страховки и тех условий, которые создавались в ходе восхождения. Протяженность пути не играет самодовлеющего значения. Она учитывается по концентрации сложных и сложнейших участков.

Наша классификация маршрутов в значительной мере имеет субъективный характер. И не только потому, что члены классификационной комиссии подходят к определению категории трудности каждого маршрута со своей индивидуальной точки зрения, – они достаточно опытны для того, чтобы сделать правильные выводы. Но они не присутствуют на маршрутах первопрохождений. Основными материалами для их оценки являются отчеты участников первовосхождений, технические описания пройденного пути и иллюстративный материал, а также беседы с первовосходителями.

Однако в силу ли еще не всегда достаточного опыта в оформлении подобных материалов первовосходителями или недостаточности их внимания к маршруту во время движения, морального состояния из-за трудностей пути и условий, а иногда и недостаточности личной объективности материал, попадающий в комиссию, подчас недостаточно качествен. За нагромождением третьестепенных деталей не видно четкого существа маршрута: не инструментально определенная крутизна отдельных участков значительно увеличена; количество использованных крючьев завышено (показано не столько, сколько применено для прохождения маршрута, но включены и крючья, использованные для вспомогательных целей – организации биваков, подъема рюкзаков и т. д.). Да и психологические трудности показываются скорее эмоциональными, а не действительными.

Все это нередко приводит к тому, что классификационной комиссии трудно разобраться в таком материале, и она иногда может присвоить маршруту завышенную или заниженную категорию трудности.

Верно, жизнь вносит коррективы. Завышенные маршруты сразу же становятся «популярными». На них с охотой стремятся многие группы альпинистов. А заниженные порой так и не дожидаются повторных восхождений.

Из-за этого классификационная комиссия вынуждена уделять много времени дополнительному изучению уже классифицированных маршрутов, пересматривать их оценки по результатам последующих восхождений или даже посылать специальные контрольные группы из наиболее квалифицированных спортсменов. Все это дает возможность в конце концов правильно оценить маршрут. Но на это уходит значительное время, за которое такие маршруты проходят другие группы, и у них, особенно молодых альпинистов, создается неправильный подход к оценке сложности проходимых маршрутов.

Правильность первоначальной оценки маршрута зависит от качества и объективности отчета первовосходителей и достаточности иллюстративного материала, прикладываемого ими к отчету. В тексте отчета должны быть четко зафиксированы: характер маршрута; крутизна и протяженность его наиболее сложных участков; условия его прохождения; время (в ходовых часах), затраченное на прохождение всего маршрута и отдельно на прохождение его сложных участков; примененное снаряжение; характер биваков; условия погоды и другие особенности данного восхождения. Из иллюстраций наиболее полезны профильные снимки сложнейших участков с отражением моментов их прохождения; характер страховки на наиболее сложных участках пути; наиболее характерные биваками т. д. Значительную помощь комиссии может оказать профильная схема с указанием крутизны и характерных особенностей маршрута. Конечно, она поможет только в том случае, если будет четкой и объективной.

Следует отметить, что отдельные альпинисты пытаются мотивировать свои предложения по оценке маршрутов, ссылаясь на зарубежную практику. Это не показательно. Там иные принципы классификации. К примеру, особенно в низких горах, маршруты 5-й и 6-й категорий трудности проходятся за один день и даже за несколько часов. Бывает и так, что два маршрута 5-й категории трудности проходятся за один день. Подобный подход у нас неприменим. Маршруты 5-й и 6-й категорий трудности в наших горах требуют длительной подготовки, многодневного прохождения с большими нагрузками (снаряжения, питания, бивачного оборудования). Поэтому параллели между нашими и зарубежными оценками маршрутов восхождений не могут служить определяющими.

Итак, правильность классификации альпинистских маршрутов не столько зависит от комиссии, сколько от самих альпинистов. Только в четком взаимодействии между ними в этом вопросе можно добиться значительного улучшения четкости и, главное, объективности.

Тогда «дополнения» к «Классификационной таблице» будут появляться не так часто, а изменения категории трудности маршрутов станут редким исключением.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru